«шинель» Н. В. Гоголя. О преподобном Акакии

«ШИНЕЛЬ» Н.В. ГОГОЛЯ.О преподобном Акакии «Великий Иоанн Савваит сообщил мне вещи, достойные слышания … В обители моей в Азии, в которой я находился, прежде, нежели пришел сюда, был один старец весьма нерадивой жизни и дерзкого нрава … Не знаю, каким образом приобрел он себе ученика, юношу именем Акакия, простого нравом, но мудрого смыслом, который столько жестокостей перенес от сего старца, что для многих это покажется невероятным; ибо старец мучил его ежедневно не только укоризнами и ругательствами, но и побоями; терпение было не безрассудное. Видя, что он, как купленный раб, ежедневно крайне страдает, я часто говорил пр встрече с ним: «Что, брат Акакий, каково сегодня?» В ответ на это он тотчас показывал мне иногда синее пятно под глазом, иногда уязвленную шею или голову; а как я знал, что он делатель, то говаривал ему: «Хорошо, хорошо, потерпи и получишь пользу». Прожив у своего немилостивого старца девять лет, Акакий отошел к Господу и погребен был в усыпальнице отцев. Спустя пять дней после этого наставник его пошел к одному, пребывавшему там, великому старцу, и говорит ему: «Отче, брат Акакий умер». Но старец, услышав это, сказал ему: «Поверь мне, старче, сомневаюсь в этом». «Поди и посмотри»,- отвечал тот. Немедленно встав, старец приходит в усыпальницу с наставником блаженного оного подвижника и взывает к нему, как бы к живому (ибо поистину он был жив и после смерти), и говорит: «Брат Акакий, умер ли ты?». Сей же благоразумный послушник, оказывая послушание и после смерти, отвечал великому: «Отче, как можно умереть делателю послушания?» Тогда старец, который был наставником Акакия, пораженный страхом, пал со слезами на землю; и потом, испросив у игумена лавры келию близ гроба Акакиева, провел там остаток жизни уже добродетельно, говоря всегда прочим отцам: «Я сделал убийство»» (Преподобного отца нашего Иоанна Лествичника Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994. С. 52-53)Мф. 6.19-21: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут. Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше».^ Из литературоведческого контекста: Башмачкин одновременно и чиновник, и не чиновник («простая муха»); обыватель и отшельник; воплощенный во все департаментские формы и нормы и не от мира сего; свой и чужой в одной и той же социальной среде; пошляк и творец, грешный и святой; разбойник и праведник; воинственный и кроткий; мертвый и живой; поэтический и прозаический; смешной и трагический и т.д.^ Список литературы:Бухаркин П.Е Риторика и смысл. СПб., 2001 (Гл.: Об одной евангельской параллели к «Шинели» Н.В.Гоголя. С. 112 – 127). Эта же статья – в сборнике: Концепция и смысл. Сборник статей в честь 60-летия проф. В.М.Марковича. СПб.. 1996. С. 197 -211.Ветловская В.Е. Повесть Гоголя «Шинель» (трансформация пушкинских мотивов) // Русская литература. 1988. № 4. С. 41 -69.Гончаров С.А. Творчество Гоголя в религиозно-мистическом контексте. СПб., 1997. С. 156-178.Дилакторская О.Г. Фантастическое в «Петербургских повестях» Н.В. Гоголя. Владивосток, 1096. (Гл.: «Шинель». Характер – сюжет – жанр. С. 142-178.Феномен «Шинель» Н.В. Гоголя в свете философского миросозерцания писателя. Екатеринбург, 2002.