Министерство образования инауки РФ
Государственноеобразовательное учреждение
высшего профессиональногообразования
(Уссурийский государственныйпедагогический институт)
Обучение младших школьниковвыразительному чтению лирических стихотворений
Дипломная работа
Выполнила:студентка заочного отделения Тимахова Ольга Владимировна
Научныйруководитель: к.п.н., ст. преподаватель кафедры ПиМНО Шкляр Ирина Алексеевна
Дипломнаяработа защищена
«16»июня 2004 года.
оценка_______________
ПредседательГАК
Уссурийск, 2004
Оглавление.TOC o «1-3» h z
Введение.PAGEREF _Toc74210632 h 3
Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению лирических стихотворений (поданным психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы)PAGEREF _Toc74210633 h 7
1. 1. Особенности лирических стихотворений. PAGEREF _Toc74210634 h 7
1.2.Компонентывыразительного чтения. PAGEREF _Toc74210635 h 10
1. 3.Особенностивыразительного чтения лирики. PAGEREF _Toc74210636 h 18
1.4.Психолого-педагогический аспект обучения выразительному чтению лирическихстихотворений. PAGEREF _Toc74210637 h 22
1.4.1. Эстетическоевоспитание детей в процессе обучения выразительному чтению лирическихстихотворений. PAGEREF _Toc74210638 h 22
1. 4.2. Роль воображения при выразительном чтениилирических стихотворений PAGEREF_Toc74210639 h 24
1.5. Методическиеосновы формирования у младших школьников умения выразительно читать лирическиестихотворения. PAGEREF _Toc74210640 h 29
1.5.1. Умения, необходимые для выразительногочтения. Формирование интонационных умений. PAGEREF _Toc74210641 h 29
1.5.2. Возможности учебников по литературному чтению для осуществленияработы над выразительным чтением лирическими стихотворениями.PAGEREF _Toc74210642 h 36
Глава 2. Особенности формирования у учащихся 4-гокласса умения выразительно читать лирические стихотворения (по даннымпедагогического эксперимента)PAGEREF _Toc74210643 h 41
2. 1. Констатирующий эксперимент. PAGEREF _Toc74210644 h 41
2.2. Формирующийэксперимент. PAGEREF _Toc74210645 h 43
2.3. Контрольныйэксперимент. PAGEREF _Toc74210646 h 54
Заключение.PAGEREF _Toc74210647 h 59
Библиография.PAGEREF _Toc74210648 h 63
Введение.
Актуальность исследования.Чтение, книга – это мощноесредство образования, воспитания и развития: умственного, языкового, речевого,нравственного культурного, эстетического, информационного, говоря шире –интеллектуального и чувственного, средство развития всех способностей.
Отсюда одна из первоочередных забот учителя – воспитание у школьниковполноценного эмоционального восприятия художественной литературы. Этомусодействуют разные виды активной творческой деятельности учащихся науроке, и в первую очередь выразительноечтение.
Процесс подготовкивыразительного чтения создает на уроке атмосферу творческого приобщения кискусству, помогает школьникам с наибольшей полнотой и эмоциональностьюпостигать идейно-художественную суть изучаемого произведения, формирует уменияи навыки творческого подхода к анализу художественного текста и его воплощениюв звучащем слове, играет важную роль в развитии устной речи.
Особеннобольшое значение играет выразительное чтение при изучении лирики.
Лирическаяпоэзия – важный элемент школьного курса литературы. Она приобщает к духовномубогатству народа, формирует их нравственный мир, обогащает опытом восприятияжизни в самых многообразных её проявлениях.
Являясь высшим выражением духовной культуры народа,она играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов иэстетических потребностей личности, особенно в период её становления иразвития. Отражая тонкие и сложные движения души, лирическая поэзия открываетмладшим школьникам величие цели и смысл гуманистических устремлений человека,нелегкие пути его к добру, красоте и правде. Глубина чувства, отраженная влирическом произведении, побуждает читателя пристальнее вглядываться вчеловека, глубже понимать окружающий мир. Лирические строки, воспринятыесердцем, делают нас лучше, отзывчивее, благороднее. Подлинная поэзия проникаетв самые сокровенные уголки сознания. Она расширяет духовные горизонты,формирует способность понимать нравственную ценность личности, умениесопереживать.
Всеэто возможно лишь тогда, когда чтец донесет до слушателя все те чувства ипереживания, которые испытывал поэт, то волнение, которое охватывало его душу.И происходит это посредством выразительного чтения, которое помогает воспринятьпроизведение, правильно его проанализировать, а потом передать эти чувства ипереживания другим слушателям.
Ребенкаможно научить выразительно читать лирику, применяя специальное обучение. Иэмоциональность младших школьников создает все предпосылки для работы наднавыком выразительного чтения.
Но,к сожалению, на уроках чтения мало внимания уделяется этому навыку, о чемговорят результаты констатирующего эксперимента, который был проведен в мартемесяце в школе №1 п. Славянка в 4-х классах.
Не умеют правильно управлять дыханием 8 чел. вэкспериментальном и 7 человек в контрольном классе; изменять силу голоса – 14чел. в экспериментальном и 13 чел. в контрольном; выбирать нужную интонацию — 12 чел. в экспериментальном и 11 чел. в контрольном классе; правильно ставитьлогическое ударение — 13 чел. в экспериментальном и 14 человек в контрольномклассе; правильно ставить паузы — 15 чел. в экспериментальном и 13 человек вконтрольном классе; выбирать нужный темп — 14 чел. в экспериментальном и 13человек в контрольном классе.
Поэтомувозникает, проблема исследования, которая заключается в поискеоптимальных путей формирования навыка выразительного чтения при изучениилирических стихотворений в начальной школе.
Объектом исследования является учебно-познавательнаядеятельность младших школьников, направленная на изучение лирическихстихотворений и формирование в процессе его усвоения полноценного навыкачтения.
Предмет состоит в определении наиболее эффективных способовформирования навыка выразительного чтения на материале лирических стихотворенийв начальной школе.
Проблема,объект и предмет исследования указывают на необходимость постановки цели:уточнить методические условия формирования у учащихся начальной школы умениявыразительно читать лирические стихотворения.
Реализацияпоставленной цели предполагает решение следующих задач:
1.
2. Определение у учащихся 4-хклассов начального уровня сформированности умения выразительно читатьлирические стихотворения;
3. Разработка и апробацияметодический условий формирования у учащихся 4 класса умения выразительночитать лирические стихотворения;
4. Определение у учащихся 4класса уровня сформированности умениявыразительно читать лирические стихотворения после специального обучения;
Гипотеза исследования:
1. Формирование у младших школьников навыкавыразительного чтения эффективно на материале лирических стихотворений.
2. Успешность формирования умения выразительно читатьлирические стихотворения зависит от соблюдения следующих условий:
– практическое знакомство с признаками лирическогостихотворения;
– выразительное чтение стихотворения учителем наизусть впроцессе первичного восприятия текста учениками;
– наличие у ученика комплекса жизненных обстоятельств,мыслей и чувств, вызвавших переживания,переданные в стихотворении.
– установление связи между композиционными особенностямилирического стихотворения и компонентами выразительного чтения.
Методы исследования:
· анализ литературоведческой, психолого-педагогической иметодической литературы;
· педагогический эксперимент;
· изучение результатов учебно-познавательнойдеятельности школьников;
· наблюдение за деятельностью учителя и учащихся впроцессе обучения.
Практическая значимость состоит в уточнении достаточных идоступных для учащихся 4-го класса сведений о лирическом стихотворении, вопределении компонентов выразительного чтения, над которыми следует работать, атакже эффективных приемов и заданий, направленных на формирование умениявыразительно читать лирическое стихотворение.
Положения, выносимые на защиту:
1. Работа над лирическими стихотворениями создает большиевозможности для совершенствования навыка выразительного чтения, дляэстетического развития младших школьников.
2. Эффективность формирования у учащихся умениявыразительно читать лирические стихотворения зависит от соблюдения следующихметодических условий:
– работа ведется в двух взаимосвязанных направлениях:работа над средствами выразительности и работа над восприятием лирическихстихотворений;
– работа над следующими компонентами выразительности:интонация, сила голоса, темп, логическое ударение, паузы, дыхание;
– осознание детьми зависимости между художественнымиособенностями лирического стихотворения и выбором средств выразительности приустном воспроизведении текста;
– учет имеющихся в опыте ребенка жизненныхобстоятельств, мыслей и чувств, соотнесение их с теми, что переданы встихотворении;
– использование следующих приемов: выразительное чтениестихотворения учителем наизусть впроцессе первичного восприятия текста детьми; экскурсии на природу; рассматривание репродукций картин,прослушивание записей мастеров художественного слова и композиторов.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит извведения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.Глава 1. Теоретические основы обучения выразительному чтению лирических стихотворений (поданным психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы)1. 1.Особенности лирических стихотворений
В краткомлитературоведческом словаре Л.И. Тимофеев дает такое определение лирики. ЛИРИКА(от греч. lyra— лира — музыкальный инструмент, под звуки которого исполнялись стихи, песни) — один из трехродов литературно-художественныхпроизведений. В отличие от эпоса и драмы, в которых изображаютсязаконченные характеры, действующие вразличных обстоятельствах, лирика рисует отдельные состояния характера вопределенный момент жизни. Лирический образ — этообраз-переживание, выражение чувств и мыслейавтора в связи с различными жизненными впечатлениями. Диапазон лирических произведений безграничен, посколькувсе явления жизни — природы и общества — могутвызвать переживания человека. Особенность и силавоздействия лирики заключается в том, что онавсегда, даже если речь идет о прошлом (если этовоспоминания), выражает живое, непосредственное чувство, переживание.
Г.Н. Поспеловсчитает, что главное в лирике — эмоционально окрашенные описания и размышления.Воспроизведение же отношений между людьми и их поступковздесь не играет большой роли, чаще всего оно отсутствует вовсе. Лирическиевысказывания не сопровождаются изображением каких-либо событий. Где, когда, прикаких обстоятельствах высказался поэт, ккому он обращался — все это либо проясняется из самих его слов, либо вообщеоказывается несущественным.
Главный объект художественного познания влирике — это характер самого «носителяречи», прежде всего его внутренний мир, его умонастроения и эмоции. Вотличие от романов и эпопей, повестей и новелл, трагедий и комедий, лирика,осваивая внутренний мир человека, не изображает события, действия, поступки,взаимоотношения. В этом смысле она обретает черты экспрессивных искусств.
Вместе с тем существует и принципиальноеразличие между лирикой, с одной стороны, итанцем, музыкой, архитектурой — с другой. В последних настроения и переживания воссоздаются вне конкретных связейих с внешним, предметным миром. Лирика же, будучи родом литературы, неизменносохраняет присущее словесномуискусству изобразительное начало. В лирическом произведении всегдаприсутствуют впечатления от каких-то фактов, раздумья о чем-то и переживание чего-то.
Чистой экспрессиизвуков речи (фонем) не существует. Это доказали (способом«от противного») крайне левые футуристы, в частности Крученых, предлагавший в качестве образцов поэтическихвысказываний бессмысленные звукосочетания.Лирическая речь (в противоположность музыкальным звукам) неизменно опирается на значения слов, напознавательные и изобразительные возможностиязыка. В отличие от экспрессивных искусств лирика воссоздает не только сами по себе настроения (грусть и печаль,оживленность и веселье, задумчивость и созерцательность, решительность идейственность), но также мысли и чувства,вызванные предметным миром и на него направленные.
Лирически выражаемыепереживания могут принадлежать как самому поэту,так и иным, не похожим на него лицам.Лирику, в которой выражаются переживания лица, заметно отличающегося от автора, называют ролевой.
Бывает даже (правда,это случается редко), что субъект лирического высказывания разоблачается автором.
Нов большинстве случаев лирика запечатлевает умонастроения самого автора. Стихотворения, лирический субъект которых тождественили, по крайней мере, близок поэту, называютавтопсихологическими. Лирическое творчествов основном автопсихологично. Так, по стихотворениям Пушкина и Лермонтова, Блока и Есенина, Маяковского и Цветаевой можносоставить яркое и полное представление обинтеллектуальном и эмоциональном мире самих авторов.
Влирическом творчестве «объект» и «субъект» художественного изображения близки друг другу и в большинстве случаев как бысливаются: тем и другим является внутренниймир автора. Познание жизни здесь выступает, прежде всего, как самопознание. В этом одна из причин особого обаяниялирики. Читатель вступает с поэтом в такойпрямой и тесный душевный контакт, который невозможен при восприятии эпическихили драматических произведений.
Лирическоесамовыражение может быть разным. Чаще всего автор воплощает мысли и чувства, присущие ему как индивидуальности, ив его произведениях присутствует некоелирическое «я». Но порой поэт-лирик выступает как прямой выразитель взглядов, настроений и стремлений группылюдей, иногда целого класса, всего народа идаже человечества. Здесь на смену лирическому «я» приходит лирическое «мы».
Самовыражение в лирикезаметно отличается от выражения человеком своихмыслей, чувств и намерений в повседневности. Лирически воплощенные умонастроения не являются буквальной копией пережитогопоэтом. Лирика — это ни в коей мере нестенограмма тех чувств, которые довелось испытать автору в реальной жизни. Лирический поэт воплощает встихах далеко не все пережитое. В сферуего творчества попадают обычно наиболее значительные эмоции. Порой поэтические переживания резко отличаются отжитейских, обыденных чувств поэта.
Лирикане просто воспроизводит чувства поэта, но в значительной мере их активизирует, облагораживает, создает заново. Лирическое переживание,поэтому обретает особую интенсивность инасыщенность. Поэт как бы «одержим» тойэмоцией, которую он поэтически выражает.
Повышеннаяэмоциональность содержания лирического произведения связана и ссоответствующей формой выражения: лирика требуетсжатой, выразительной речи, каждое слово которой несет особую смысловую и эмоциональную нагрузку, поэтому лирикатяготеет к стихотворной речи.
Лирика, как и другиероды художественной литературы, развивается подвлиянием исторических условий, вызывающих в людях потребность выразить свое отношение к новым явлениям, свои переживания, связанные с ними. Лирика естественно, связана совсем литературным процессом, в частности сосменой различных литературных направлений,течений и методов: классицизма, романтизма, критическогореализма, социалистического реализма. Расцвет лирикипроисходит в эпоху романтизма. Характерно, что во многих странах именно в эту эпоху складывается творчество великихнациональныхпоэтов (Мицкевич — в Польше, Гюго — во Франции, Байрон — в Англии, Пушкин, Лермонтов — в России).
Содержание и формылирических стихотворений изменялись в связи с развитием литературы. Не редкоразличают лирику по тематике — политическую, философскую, любовную,пейзажную и пр. Однако надо иметь в виду что по большей части лирическиепроизведения многотемны поскольку в одном переживании поэта могут быть отраженыразличные мотивы: любви, дружбы, гражданские чувства.
Такимобразом, лирику от других жанровотличают эмоционально-окрашенные размышления поэта, его чувства и переживания,а главным объектом художественного познания в лирике являетсяхарактер поэта, прежде всего его внутренниймир, его умонастроения и эмоции. Также важнейшим свойством лирики является претворениечерт личности поэта в образ лирического героя.
Переживание, запечатленноев лирике, обладает необычной емкостью. Оно, оказывается близким и созвучным безгранично широкому кругу людей. Читатель легко отождествляет себя с лирическим героем и воспринимает выраженные поэтом мысли ичувства как свои собственные. Чувства поэта-лирика властно «заражают» читателя, становясь его душевным достоянием.1.2.Компоненты выразительного чтения
Выразительное чтение как высший тип чтения – этоумений использовать основные средства выразительности для отражения в чтениисвоего понимания, оценки содержания и смысла текста, отношения к нему,стремление с наибольшей полнотой, убедительностью и заразительностью донестивсе это до слушателя или аудитории, сделать понятной для них то намерение, с которымчитающий взялся за чтение и которое он пытается раскрыть посредством своегочтения.
К основным средствам выразительности относятся:дыхание, логические и психологические паузы, логические и фразовыеударения, темпоритм, повышение ипонижение голоса (мелодика), сила голоса, окраска голоса (тембр), тон,интонация, мимика и жест.
Дыхание. Понятие«техника речи» включает правильное дыхание (физиологическая основа речи), голос (длящийся звук),произношение (дикция) в процессе речи ичтения.
Правильное дыханиезаключается в экономном, равномерном расходованиивоздуха. Это достигается при условии использования всего мышечного аппарата грудной клетки. Пополнениелегких воздухом происходитнезаметно в перерывах между словами или фразами,там, где это требуется по смыслу речи.
Правильный типдыхания — смешанное реберно-диафрагматическоедыхание. Нижние доли легких наиболее емки. При глубоком вдохе они наполняются воздухом, грудная клеткарасширяется и при постепенномрасходовании воздуха во время чтения опадает. При этомэнергично двигаются ребра и диафрагма.
Надонаучиться управлять дыханием так, чтобы оно во время чтения не мешало чтецу и не отвлекало слушателей.
Правильное дыхание впроцессе речи заключается не только в экономномрасходовании воздуха, но и в своевременном и незаметном пополнении его запаса в легких (во время остановок —пауз). Во время чтения вслух плечинеподвижны, грудь слегка приподнята, низживота подтянут.
При неправильномгрудном дыхании используется лишь часть мышцгрудной клетки, причем наиболее слабая. Такое дыхание утомляет грудную клетку частыми вдохами, воздух расходуетсянерационально.
Голос. Произнося слова, мы выдыхаем из легких воздух, который через дыхательные пути проходит в гортань, где в результатесмыкания и размыкания голосовых связок он образует звук, который называется голосом.
Голос имеет следующиесвойства: силу, высоту, длительность (темп),полетность, качество (тембр). Эти свойства голоса являются важным условием выразительности.
Следуетразличать силу звука и громкость. «Сила звука — та объективная величина, характеризующая реальную энергиюзвука… Громкость — отражение в нашем сознании этой реальной силы звука, т. е. понятие субъективное… Разгадка несоответствиясилы и громкости звуков — внеодинаковой чувствительности нашего слуха к тонам различнойвысоты, хотя и равной силы» (2; 40).
Громкость надопонимать как полнозвучность голоса. Смена силы голоса используется какодно из выразительных средств. Говорить можногромко, средне и тихо, в зависимости от содержания читаемого. Чтение только громкое или только тихоевызывает впечатление однообразия.
На протяженииопределенного отрезка речи тон последовательно меняется по высоте: становится то выше, то ниже. Чтобы голос легкопереходил от низкого тона к высокому и наоборот, надоразвивать его гибкость и диапазон.
Хорошо поставленныйголос отличается полетностью. Полетность — это способность звука лететь вдаль,распространяться на большие расстояния,выделяться на фоне других звуков.
Кроме силы, высоты идлительности, звучание голоса различаетсяеще по своему качеству, т. е. по окраске голоса — тембру. «Тембр, то есть звуковая окраска голоса, также как и сила звука, мягкость его и «теплота», может улучшиться при постояннойзаботе о нем, при специальныхупражнениях, всякий раз индивидуально отбираемыхдля данного голоса» (2;40).
Интонация. Совокупность совместно действующих звуковых элементов устнойречи, определяемая содержанием и целями высказывания, носит название интонации.
Основные элементы(точнее, компоненты) речевой интонации следующие:
1) сила,определяющая динамику речи и выражаемая в ударениях;
2) направление,определяющее мелодику речи и выражаемое в движении голоса позвукам разной высоты (мелодика);
3) скорость,определяющая темп и ритм речи и выражаемая в
длительности звучания и остановках(паузах);
4) тембр (оттенок), определяющий характерзвучания (эмоциональную окраску речи).
Значение интонации ввыразительной речи очень велико. «Никакаяживая речь без интонации невозможна»,— говорят психологи (12; 55). «Интонация есть высшая и самая остраяформа речевого воздействия», —утверждают мастера художественного слова (2; 121). Она фонетически организует речь, расчленяя ее на предложения ифразы (синтагмы), выражаетсмысловые отношения между частями предложения,придает произносимому предложению значение сообщения, вопроса, приказания и т. д., выражает чувства, мысли,состояния говорящего — такоценивают роль интонации филологи (3; 192 ).
Элементы интонациипо их совокупной роли в устной речи должнырассматриваться как нераздельное целое. Однако для удобства освещения приходится, несколько искусственно выделяяосновные компоненты интонации, говорить о каждом из нихотдельно.
Логическое и фразовое ударение. Цельнаясинтаксическая интонационно-смысловая ритмическая единица носит название синтагмы или фразы. Синтагмойможет быть одно слово или группа слов,например: Осень. Осыпается весь наш бедный сад. От паузы до паузыслова произносятся слитно. Слитностьэта диктуется смыслом, содержанием предложения.
Группа слов,представляющая синтагму, имеет ударение на одном из слов, большей частью на последнем.
От фразового надоотличать логическое ударение. (Правда, иногдаэти виды ударения совпадают: одно и то же слово несет на себе ифразовое, и логическое ударение.) Главные по мысли слова в предложениивыделяются, тоном голоса и силой выдыхания они выдвигаются на первый план, подчиняя себе другие слова. Это «выдвижение тоном голоса и силой экспирации (выдыхания) слована первый план в смысловом отношениии называется логическим ударением» (7; 114). В простом предложении, какправило, одно логическое ударение,но часто встречаются предложения с двумя инесколькими логическими ударениями.
Логическоеударение очень важно в устной речи. Называя его козырем выразительности устной речи, К. С. Станиславский говорил: «Ударение — указательный палец, отмечающий самоеглавное слово в фразе или в такте!В выделяемом слове скрыта душа, внутренняясущность, главные моменты подтекста!» (10; 33). Большое значение придавал Станиславский логическому ударению в художественной (сценической) речи: «Ударение — это любовное илизлобное, почтительное или презрительное, открытое или хитрое, двусмысленное, саркастическое выделение ударного слога или слова.Это преподнесение его, точно на подносе»(10; 33).
Если логическоеударение выделить неверно, то смысл всей фразы может быть тоже неверным.
Вы сегодня будете в театре? (а не кто-либо другой?)
Вы сегодня будете в театре? (придете или нет?)
Вы сегодня, будетев театре? (а не завтра, непослезавтра?)
Высегодня будете в театре? (а не на работе, не дома?)
Логическая ипсихологическая пауза. Осмысленное произношение предложения требует правильного члененияего на звенья, такты. Но «в обыкновенной связной речи нет четкой делимости наслова, так что промежутки, белые пространства, отделяющие слова друг от друга в писаном или печатном тексте, не всегда являются показателями членения речи впроизношении».
Знаком, сигналомостановки служит смысловая законченность синтагмы илипредложения.
Членение речиобозначается паузами. Пауза объединяет слова в непрерывный ряд звуков, но в то же время и разделяет группы слов,ограничивает их. Это логическая пауза. Паузы могут быть разной длительности, взависимости от высказываемой мысли, от содержания читаемого. Чтец, соблюдая логические паузы, произносит слова, заключенные между ними, слитно, как одно слово.Пауза членит фразу на звенья.
Приневерной паузе нарушается смысл предложения, содержание его становится неясным, извращается основная мысль.
Логические паузыоформляют речь, придают ей законченность. Иногдалогическая пауза переходит в психологическую. Логической паузе «отведено более или менее определенное, оченьнебольшое время длительности. Если это время затягивается, то бездейственная логическая пауза должна скорее перерождаться вактивную психологическую» (10; 39).
Психологическаяпауза — это остановка, которая усиливает, выявляетпсихологическое значение фразы, отрывка. Она богата внутренним содержанием, активна, так как обусловливаетсяотношением чтеца к событию, кдействующему лицу, к его поступкам. Онаотражает работу воображения читающего, тотчас же отражается на интонации, иногда даже меняет логическую группировкуслов, так как проистекает извнутренней жизни, из жизни воображения.
Психологическая пауза— выразительное средство при чтении произведения.По выражению К. С. Станиславского, «красноречивоемолчание» и есть психологическая пауза. Она является чрезвычайно важным орудием общения» (10; 40).«Все они (паузы) умеют досказать то,что недоступно слову, и нередко действуют в молчании гораздоинтенсивнее, тоньше и неотразимее, чем самаречь. Их бессловесный разговор может быть интересен, содержателен и убедителен не менее, чем словесный» (10;40). «Пауза — важный элемент нашей речи и один из главных ее козырей» (10; 40).
Паузное членение речи(паузировка) очень важно для осмыслениячитаемого и произносимого текста. Именно между двумя паузами,следующими одна за другой, выделяется отрезок речи, который является основной интонационной единицей.
С паузировкой неразрывносвязаны темп и ритм речи.
«Темп есть быстротачередования условно принятых за единицу одинаковых длительностей в том или другом размере.
Ритм естьколичественное отношение действенных длительностей (движения, звука) к длительностям, условно принятым за единицу в определенном темпе и размере» (10;40).
Такопределяет К. С, Станиславский понятия темпа и ритма, необходимые нам для изучения устной выразительной речи.Эти понятия очень близки, а самые явления почтинеразделимы в речи, К. С. Станиславскийобъединяет темп и ритм в одно понятие — «темпо-ритм».
«Буквы, слоги ислова,— говорит он»— это музыкальные ноты вречи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной» (10;41).
Тембр — это специфическая (сверхсегментная)окраска речи, придающая ей те или другиеэкспрессивно-эмоциональные свойства.
Тембр рассматривается какочень важное, но дополнительное средствообогащения мелодики речи и органически связан с ней, обусловливает ее.
У каждого человекаесть свои особенности звучания речи, связанныес устройством и работой его речевого аппарата, характером звуков его голоса. По совокупности этих признаков, даже невидя человека, можно узнать, что говоритименно он.
Но окраска речи можетменяться, отклоняться от обычной нормы, в зависимости отэмоций. Чем сильнее эмоции, тем больше отклоненийот обычного звучания.
Выразительность речии сообщается этим отклонением.
Тембр окрашивает всепроизведение, наделяя его бесконечно разнообразнымиоттенками.
Тембр — выразительхудожественной интерпретации текста, чтец не только передаетего в соответствии с пониманием творческих зада