3.
4. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ РОССИИ
В XVII – ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII СТОЛЕТИЙ
Социально-экономические предпосылки и сущность реформ Петра I – основной источник финансового прогресса
В XVII веке Россия была самым крупным государством в Европе.
Ее территория простиралась от Северного Ледовитого океана до Каспийского моря, от Днепра до берегов Охотского моря, но население составляло всего 13 млн человек, сосредоточенное в основном в центре и на севере Европейской части России. Черноземные земли Кубани, Северного Кавказа и Причерноморье Украины еще не входили в состав России, а среднее и нижнее Поволжье было почти неосвоенным. К концу XVII века, в результате присоединения к России всей Сибири, Левобережной Украины, страна превратилась в многонациональное государство, по сути в империю. В ее состав входили теперь и обширные азиатские земли, населенные не только православными христианами, но и мусульманами, буддистами, язычниками.
Но экономика России оставалась преимущественно натуральной, со слабо развитой промышленностью. Очень громоздкой и неповоротливой была система управления хозяйством. В то время как во многих европейских странах происходил или уже был завершен процесс отмены крепостного права, в России, наоборот, шло дальнейшее закрепощение крестьян феодалами, монастырями, членами царской фамилии. В Западной Европе в отношениях феодалов и крестьян уже с XIV-XV веков преобладала денежная рента (цензива), что делало крестьян более свободными и заинтересованными в результат труда, поэтому производительность труда там была в полтора-два раза выше, чем в России.
Стране были присущи признаки хозяйственной замкнутости, изолированности от внешнего мира, жестко поддерживаемой государством (автаркии).
Отсутствие выхода к морям сдерживало развитие различных международных связей, хотя потребность в прямых внешних путях была огромной.
К концу XVII века Россия уже исчерпала все возможности обособленного, автаркического развития вне европейской цивилизации. Необходимо было решать многочисленные проблемы в экономике, государственном устройстве, армии, образовании, культуре. Кроме проблем в экономике, кризисные явления нарастали в идеологии в форме религиозной борьбы между православной и старообрядческой церковью.
Начало коренных преобразований в России прочно связано с именем царя Петра I.
Петр I родился в Москве 30 мая 1672 г. от брака царя Алексея Михайловича со второй женой – Натальей Кирилловной Нарышкиной. После смерти Алексея Михайловича в 1676 г. на престол взошел его сын от первой жены, Марии Ильиничны Милославской, – несовершеннолетний, к тому же слабый здоровьем, Федор. Он почти не занимался делами страны, за него правили бояре Милославские. В 1682 г. царь Федор скончался, не оставив наследников. В Москве сразу началась борьба за престол между Милославскими и Нарышкиными. Царевна Софья, дочь от первого брака, спровоцировала стрелецкий бунт, в результате чего в Кремле были убиты несколько родственников и сторонников Нарышкиных. После этого бунта к присяге были приведены сразу два царя, два сводных брата: 16-летний Иван V от Милославских и 10-летний Петр от Нарышкиных. При них находилась правительница Софья, поскольку Иван был больным человеком, а Петр – еще совсем ребенком. В 1689 г. в Москве вспыхнул новый стрелецкий бунт с целью убрать Петра с трона. После подавления этого мятежа Софья была заключена в Новодевичий монастырь, а Петр встал во главе страны (формально до 1696 г. вместе с Иваном V, который почти не вмешивался в государственные дела).
В течение нескольких лет Петр I объездил многие европейские страны, изучая различные стороны экономики и политики этих государств, осваивая лично многие рабочие профессии при строительстве кораблей в Голландии и Англии. Начиная с 1 января 1700 г. в стране был введен новый календарь, что символизировало переход России к реформированию всех сторон жизни огромного государства.
Первое десятилетие ХVII века можно охарактеризовать как период активного вмешательства государства в экономику
и поощрения частного предпринимательства. Стало распространенным явлением передача казенных предприятий, особенно убыточных, частным “партикулярным” владельцам, иностранцам или торгово-промышленным компаниям – “кумпанствам”. Государство брало на себя затраты по подготовке рабочих, осуществляло поставки оборудования, присылало специалистов на эти предприятия. Для особо важных отраслей давались различные привилегии, льготные ссуды, бесплатные земельные участки для строительства новых заводов.
Эти экстренные меры сыграли решающую роль в создании мощной материальной базы для армии, что позволило победить Швецию в Северной войне. В результате Россия получила выход в Балтийское море и вернула свои земли, входившие издавна в Новгородское княжество. В 1703 г. был основан город Санкт-Петербург, ставший в 1713 г. новой столицей России.
С XVIII века начинается мануфактурный период
в экономике, поскольку мануфактурная система стала преобладающей по сравнению с ремесленным производством.
Главной проблемой при организации мануфактур было обеспечение их наемной рабочей силой, так как в стране почти отсутствовали свободные работники. Если в первые годы XVIII века еще удавалось найти свободных (“гулящих”, беглых) людей, не попавших в крепостную зависимость, то позже процесс закрепощения усилился, более строгим стал сыск беглых крестьян, которых возвращали их владельцам, и в стране резко сократилось количество “шатающихся” людей. Правительство увеличило масштабы принудительного труда, когда к предприятиям приписывались целые деревни и села сначала только на осенне-зимний период, а потом и насовсем.
Помимо казенных
и вотчинных
, стали появляться так называемые посессионные
, или условные мануфактуры (от латинского слова “посессия” – условное владение). По указу Петра I с 1721 г. разрешалось покупать крепостных крестьян недворянам (купцам, богатым горожанам из числа ремесленников). В таком случае крестьяне приписывались к предприятию и составляли единое целое. Этих крестьян уже нельзя было продать отдельно. Такие мануфактуры покупались и продавались только на определенных условиях. За деятельностью владельцев посессионных мануфактур велось государственное наблюдение. Эти владельцы впоследствии освобождались от обязательной государственной службы, имели налоговые и таможенные привилегии. Продолжали развиваться и рассеянные мануфактуры, которые возникали на основе купеческого капитала и привязывали домашнее крестьянское производство к торгово-промышленному капиталу.
Превращение Урала в крупнейший мировой центр металлургии стало заметным экономическим событием России того времени. В 1699 г. по инициативе Петра были построены железоделательные заводы на реке Невье, которые с 1702 г. были переданы бывшему тульскому кузнецу Никите Демидову. Уральские заводы Демидовых и других предпринимателей находились на передовом техническом уровне даже по европейским критериям. Продукция металлургических заводов была высокого качества, ее стали вывозить в Европу, и вскоре Россия вышла на первое место в Европе по производству чугуна. Если в 1700 г. было произведено 150 тыс. пуд.,
то в 1725 г. – около 800 тыс. пуд. чугуна (1 пуд =
16 кг
).
Наряду с крупными мануфактурами в российской экономике еще оставался большой ремесленный сектор
в городах, а также домашние промыслы на селе, как составная часть натурального феодального поместья, хотя и эти производители все больше попадали в зависимость от рыночных отношений в лице скупщиков продукции.
При Петре I была сделана попытка поставить под государственный контроль мелкое ремесленное производство. Так, в 1722 г. по указу царя ремесленники должны были вступать в цеха. В цехах избирались старшины, которые наблюдали за качеством продукции, за процедурой приема в цеховую организацию. Ученикам нужно было учиться семь лет, чтобы стать подмастерьями, а те, в свою очередь, могли стать мастерами не ранее, чем через два года. Правда, эти цеховые организации не имели той жесткой регламентации по производству и сбыту продукции, которая существовала в средневековой Европе, и в целом эта система не имела такого распространения, как на Западе.
Петр I стремился провести внутренние преобразования в России, чтобы вывести ее на европейский уровень. Занимаясь военными и дипломатическими проблемами, он постоянно решал массу дел российского государственного управления. За 25 лет правления – с 1700 по 1725 гг. – им было принято почти три тысячи различных законов и указов, касающихся экономических, гражданских, бытовых сторон жизни населения, в том числе и управленческих структур государства.
Много времени уделял Петр I реформированию устаревшей приказной системы. Он тщательно изучал европейскую практику государственного управления во время посещения западных стран. В 1717-1718 гг. почти вся многочисленная, сложная, запутанная, бессистемная “толпа” приказов была заменена коллегиями
– новыми органами управления. В отличие от приказов, имевших, как правило, региональную компетенцию, коллегии имели общегосударственные полномочия, что само по себе создавало более высокий уровень централизации. Всего было создано 11 коллегий: Военная ведала армией, Адмиралтейская – флотом, Юстиц-коллегия – законодательством, Мануфактур-коллегия – промышленностью и т.д. Позже правами коллегии был наделен святейший Синод, руководивший церковными делами, а также Главный магистрат, ведавший городскими делами.
Коллегии были созданы по шведскому образцу, но с учетом российских условий. В каждую из них входил президент, вице-президент, советники, помощники, секретарь. Президент коллегии, как правило, был русским, а вице-президент – иностранцем. Работа в коллегиях была четко организована, в отличие от приказной запутанности и неразберихи. Петр искренне надеялся, что коллегиальная система не будет нести в себе старые пороки: произвол, злоупотребления, волокиту.
В 1708-1710 гг. была проведена губернская реформа,
по которой вся страна была поделена на восемь губерний: Московскую, Ингерманландскую (Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую, Архангелогородскую, Сибирскую. Губернии, в свою очередь, делились на уезды. В руках губернатора были сосредоточены административные, судебные, полицейские, финансовые функции, в соответствии с которыми проводился сбор налогов, набор в рекруты, поиск беглых крестьян, рассматривались судебные дела, обеспечивались продовольствием войска.
Впоследствии Петр неоднократно возвращался к проблеме реорганизации местного управления. В 1719 г. была проведена вторая губернская реформа, число губерний увеличилось до 11, губернии были разделены на 50 провинций, которые подчинялись непосредственно коллегиям и Сенату. В соответствии с реформой власть губернатора распространялась лишь на провинцию губернского города, а в остальных провинциях у власти были воеводы, которые подчинялись губернаторам по военным и судебным делам.
Созданная в ходе петровских преобразований административная система оказалась весьма прочной. В главных чертах она сохранялась (с некоторыми изменениями) на протяжении всего дореволюционного периода. Структура управления, механизм власти и ее функции, оставались незыблемыми практически в течение двух веков и оставались основой для создания механизма формирования государственного бюджета.
Отличительной чертой русского самодержавия в допетровские времена было полное слияние церкви и государства. В то время как в Западной Европе церковь все дальше отходила от государственного управления, на Руси в XVII веке существовало так называемое оцерквленное государство
. Сам царь выступал одновременно и как верховный правитель церкви, и как глава государства, религиозные идеи были главными и в светской жизни.
Петр I разрушил эту традицию и провел церковную реформу,
полностью подчинив церковь государству. После смерти главы Русской православной церкви патриарха Адриана в 1700 г. было упразднено патриаршество (которое было восстановлено лишь после Февральской революции 1917 г.). В 1721 г. был учрежден Святейший Синод – особая “духовная коллегия” по управлению делами церкви. Во главе Святейшего Синода стоял обер-прокурор, светский человек, как правило, из гвардейских офицеров. Всех членов Синода назначал сам царь. Были заметно ограничены экономические права церкви, урезаны ее огромные земельные наделы, часть ее доходов стала забираться в государственный бюджет.
Начиная с Петра I, государство вмешивалось в религиозную жизнь, следило за обязательным причащением всех православных. Через Синод была отменена тайна исповеди, священникам вменялось в обязанность сообщать в Тайную канцелярию о признаниях прихожан, сделанных во время исповеди, если они касались интересов государства. Церковь отныне была обязана во всех мирских делах подчиняться распоряжениям светской власти.
Развитие финансовой системы в годы Петровских реформ
Становление характерной для российского варианта абсолютной монархии системы экономических отношений, в том числе финансовых, было продиктовано прежде всего логикой общегосударственных интересов, связанных с борьбой за безопасность страны и выход к мировым морским торговым путям.
Несмотря на множество унаследованных от средневековья черт, организация финансового хозяйства России позволила ей выдержать во второй половине XVII столетия напряжение войн с Польшей и Крымом и накопить потенциал экономического роста. Хозяйственный подъем и развитие внутренней торговли отразились на государственных доходах. С 1680 по 1701 г. объем поступлений в казну удвоился, достигнув почти 3 млн руб. Главными статьями их увеличения стали доходы от таможенных и кабацких сборов, а также чеканки монеты.
Доходы российского государства в 1680 г.
тыс. руб.
%
Окладные:
таможенные и кабацкие
650,2
53,3
стрелецкие
101,5
8,3
оборочные
146,2
12,0
ямские, полонные, др.
53,4
4,4
Всего
951,3
78,0
Чрезвычайные:
пятинная, десятинная деньга
235,4
19,3
Неокладные:
пошлины и др.
33,7
2,7
Всего
1 220,4
100,0
Таким образом, косвенное обложение по второй половине XVII века, особенно после введения кабацких и питейных налогов, составляло более половины всех государственных доходов. Среди расходов наибольшая доля приходилась на содержание и вооружение армии – около 700 тыс. руб. На дворцовое управление было израсходовано свыше 224 тыс. руб., поддержку казенных предприятий – 68 тыс. руб., 120 тыс. руб. – на прочие расходы.
Однако в начале XVIII столетия экономический рост существенно замедлился. Главная причина тому – бремя повинностей, обрушившееся на все сословия, и прежде всего на тяглое, с началом Северной войны. России противостояло сильнейшее в военном отношении государство Европы – Швеция. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства.
Слабая пригодность существовавшей финансовой системы для решения такой задачи была очевидна. Поэтому усиленная эксплуатация привычных способов увеличения доходов с самого начала активной государственной деятельности Петра соединялась с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны.
В 1713 г. Петр I сформулировал задачи финансового управления следующим образом: “всякие сборы, всякие покупки и продажи и подряды чинить … с великим радетельным осмотрением, без всяких лукавых вымыслов и беспосульно, ища государственной прибыли без тягости народной”. Жизненные обстоятельства неоднократно заставляли Петра проводить меры этому принципу противоречащие.
Первое средство повышения государственного благосостояния Петр видел в развитии торговли
. В 1699 г., еще до начала шведской войны, в Москве была учреждена Бурмистерская палата, или Ратуша. Выборные бурмистры отвечали за рассмотрение жалоб и челобитных по купеческим делам и отвечали за сбор государственных доходов. В провинциальных городах было рекомендовано ввести аналогичный порядок самоуправления с подчинением мирских выборных людей Ратуше.
Условием перехода к новому порядку и освобождению от воеводских и приказных “обид и налогов, поборов и взяток” ставилась выплата двойного оклада. Только небольшая часть городов высказала готовность к самоуправлению на таких условиях. Пришлось вводить самоуправление в обязательном порядке, отказавшись от попытки получить от этой меры дополнительный доход. Последнее доказывает, что правительством руководила не только забота об увеличении поступлений, но и стремление усовершенствовать организацию торгового и промышленного сословия как служебного "чина", специальный предмет службы которого состоит в умножении казенного дохода. В этом отношении правительство Петра продолжило политику своих предшественников. Бурмистры, имея более широкое поле деятельности, должны были играть ту же роль, что и "верные головы" предшествующего времени – роль финансовых агентов правительства, хорошо знающих дело и к тому же выдвинутых самими плательщиками. В Ратушу поступали все собранные в городах доходы, в первую очередь таможенные и кабацкие сборы, а также оброчные, стрелецкие деньги; пошлины с дел.
Однако значительная часть собранных средств по-прежнему исчезала в лабиринтах московских приказов и тратилась на далеко не первоочередные нужды. Хотя в первые годы царствования Петра правительством были ликвидированы явно отжившие свой век областные финансовые приказы – Чети, количество приказов не уменьшилось. По-прежнему каждое новое дело вызывало появление особенного приказа.
Другой источник пополнения казны правительство Петра видело в усиленной эксплуатации монетной регалии
. Расширение торгового оборота требовало дополнительного количества средств обращения. Недостаток монеты не покрывался даже дополнительным ее выпуском. С 1681 г. в России чеканилась серебряная копейка вновь пониженного (теперь на 1
/6
часть) веса. В 1696-97 гг. выпуск этой монеты вырос в два раза по сравнению с 1681-1682 гг. Используя ситуацию, правительство осуществило переход к новой денежной системе, сопровождаемый дальнейшим снижением веса серебряной копейки. С 1698 г. он стал равен 1
/100
веса талера, то есть был снижен еще на 43%. Серебряная копейка была практически единственной монетой, обслуживающей хозяйственный оборот.
“Для всенародной пользы и для общей прибыли ко всякому торгу” был начат в 1700 г. выпуск медных денег.
Медная мелкая разменная монета (денежки и полушки) должна была стать необходимым дополнением монете серебряной. Вместе с тем печальная память о “медных деньгах” царя Алексея Михайловича побуждала правительство к особенной осторожности. В первые годы Северной войны объемы чеканки медной монеты были незначительными.
Потребности увеличения доходов казны покрывались за счет усиленной чеканки серебряной монеты. За 1700-1704 гг. ее было выпущено более чем на 13 млн руб. (для сравнения: за все остальные годы с 1698 по 1724 г. серебра было начеканено на 15,6 млн руб.). Главным источником выпуска был передел старых, изымаемых из обращения серебряных монет. Доходы от чеканки монеты поступали в приказ Большой казны. Эти доходы, также как и собиравшиеся Ратушей, как правило использовались на военные надобности.
Вся чеканка при Петре I составила 43,4 млн руб., в том числе медных монет – 4,4, серебряных – 38,4, золотых – 0,7 млн руб. При этом был упорядочен и значительно расширен сбор денежных знаков разного достоинства и веса.
Выстроенный ряд монет из меди составляли полполушки, полушка (полкопейки), деньга, копейка, грош (две копейки), 5 коп., из серебра – копейка, алтын (6 деньги, или 3 коп.), 5 коп., десять деньги, гривна, гривенник, полуполтина, полтинник, рубль, 2 руб., из золота – крестный рубль, 2 руб., червонец, два червонца.
С учреждением Ближней канцелярии
, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год. Согласно этой росписи уже в 1701 г. расходы на воинские нужды превысили 2
/3
всех расходов.
Однако возможности покрытия увеличивающихся расходов доходами от чеканки серебряной монеты оказались быстро исчерпанными. Лучшие (выпущенные до 1698 г.) деньги стали изыматься из обращения, увеличился их отток за границу. Доходы от выпуска серебряной монеты, достигнув максимума в 1700-1704 гг., в последующие годы резко сократились.
В 1701 г. превышение государственных доходов над расходами составило полмиллиона рублей или около 20% всех расходов. Однако в дальнейшем размеры переходящего на следующий год остатка средств быстро сократились. Очевидным свидетельством ослабления податной способности плательщиков стало падение темпов роста таможенных и кабацких сборов.
Растущий недостаток средств вынудил правительство прибегнуть к испытанным способам увеличения поступлений: повышению окладов действующих сборов и установлению сборов новых, усиленной эксплуатации оброчных статей, монополизации торговли. Драгунские, рекрутские, корабельные и некоторые другие сборы быстро стали "повсягодными". По мере надобности производились "запросные" сборы: на провиант, фураж, городовое строение. Некоторые обязательные натуральные поставки были заменены денежными сборами. В частности, на деньги был переведен “стрелецкий хлеб”.
В России была учреждена новая государственная должность – “прибыльщик”
, в обязанности которого входило разрабатывать способы увеличения государственной казны.
Первый из прибыльщиков, дворовый человек князя Шереметьева Андрей Курбатов, измысливший гербовый сбор с "орленой бумаги" для подачи прошений, стал оберинспектором Ратушного правления, а впоследствии Архангельским вице-губернатором. Умер он, находясь под судом за растрату. “Трудами” прибыльщиков было умножено число всевозможных мелких сборов, таких как хомутейный, шапочный, сапожный, пчельный, трубный, с ледоколу и водопою и тому подобных.
В 1724 г., последнем году царствования Петра, в приходе государства насчитывалось свыше 70 мелких доходных статей. Знаменитый сбор "с неуказных платья и бород" принес в том году ни много ни мало 1 196 руб. Тогда же часть этих сборов Петр самолично упразднил, признав, очевидно, их полную несостоятельность.
С 1704 г. в государственную монополию были обращены продажа соли и табака. Торговля солью давала казне 100% прибыли. Однако следствием стало вздорожание этого продукта. “Многие без соли едят и оцынжают и умирают”, – отмечал известный публицист петровского времени Иван Посошков.
Казна монополизировала также торговлю юфтью, пенькой, дегтем, щетиной, икрой и многими другими товарами. Прибыль от этой торговли поступала в доход государства. Купцы, непосредственно производившие торговые операции, получали только комиссионные. В 1719 г. все товары, прежде взятые в казну, были предоставлены вольной торговле. Казенным товарам велено было быть только двум – поташу и смольчугу (в целях сбережения лесов).
В 1705 г. с целью увеличения доходов казны был введен сбор за винокурение и торговлю водкой. Но ежегодные размеры кабацкого сбора увеличились на 100-150 тыс. руб. в обесценивающейся монете.
Реформа системы управления позволила изменить и финансовое управление
страной. С 1712 г. на каждую губернию была положена определенная часть военных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5 536 дворов или около того, "как удобнее по расстоянию места". В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.
Ратуша не смогла обеспечить требуемого увеличения доходов и была упразднена. В 1711г. "ради умножения торгов" позволено было торговать, кроме "купецких" людей, людям всяких чинов.
На созданный в 1711 г. правительствующий Сенат были возложенызадачи высшего распоряжения и надзораза управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено "учинить фискалов во всяких делах". Во главе их стоял выбираемый Сенатом обер-фискал, в задачу которого входило "над всеми делами тайно надсматривать и проведывать про неправый суд, а также в сборе казны и прочего". Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней. Так, в 1711 г. был создан прообраз современной налоговой полиции
.
Однако проведенные реформы существенно не улучшили состояния казны. Быстро выяснилось, что полноту и своевременность денежных сборов губернское управление обеспечивает не лучше, чем приказное. Губернские и уездные чины не уступали московским дьякам и подъячим и в отношении мздоимства, хотя наказания были достаточно суровыми. Так указ 1720 г. “О рачительном сборе податей и наказании взятки” предусматривал за взятки смертную казнь или вечную ссылку на галеру, вырезание ноздрей и лишение всего имения. Грозные указы не оставались на бумаге.
Не привело к качественному обновлению слоя администраторов и настойчивое утверждение Петром принципа личной выслуги, закрепленное "Табелью о рангах". Не помог и пример царя, как известно весьма скромного в личных тратах. За годы его царствования расходы на содержание двора в реальном выражении даже снизились. Резко снизилась и доля этих затрат в общих расходах казны: с 19 до 4,6%.
Таким образом, в условиях полного исчерпания всех привычных способов увеличения доходов, требовались меры, способные поставить государственные финансы на иное, более прочное основание. Одной из таких мер стала еще одна реорганизация торгово-промышленного сословия и городского устройства, проведенная в начале 20-х годов. Созданный на сей раз в Петербурге, подчиненный Сенату, Главный магистрат должен был ведать магистратами, создаваемыми в городах. Новое устройство городов укрепило сословную организацию "купецкого чина" и преобладающее влияние "первостатейных" граждан на городские дела.
Принятый в 1724 г. таможенный тариф
, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов. Вместе с тем тариф открывал дорогу на внутренний рынок товарам, которых в стране не хватало. Способ достижения этого результата был рационален и прост: пошлина с цены ввозимых товаров устанавливалась в соответствии с долей собственного производства в общем потреблении соответствующих продуктов. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат – по ставке 50%,
шерстяные ткани, писчая бумага – 25% и т.д.
Но главный способ упрочения государственных финансов был открыт на пути кардинального реформирования прямого обложения – введения подушной подати
.
"Подушина" не была личным изобретением Петра. Он мог заимствовать идею из Франции, где подушный налог был одним из главных доходных источников казенных доходов. Вопросе введении "поголовщины" обсуждался в Москве еще в правление царевны Софьи.
Перепись населения и введение "подушины" стали последним актом борьбы Петра за мобилизацию народного труда и народных денег в интересах государственного строительства, завершением начатой еще при Алексее Михайловиче реорганизации общества на служебно-корпоративных началах. Уже введение во второй половине XVII столетия "дворового числа" было продиктовано стремлением правительства положить "тягло" на максимальный контингент потенциальных плательщиков и поставить преграду их попыткам выйти из состава тяглецов. Однако достигнуть этого было весьма затруднительно. На практике подушная подать обнаружила немало отрицательных черт. При разной платежеспособности крестьянского населения в различающихся по своим природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, единый размер податного оклада плательщика означал прямое нарушение самим же Петром сформулированного требования "меж убогими и богатыми по пропорции надлежащее равенство в осмотрении иметь". Во многих случаях нарушался и другой императив финансовой политики, который сформулировал в подготовленной для Екатерины записке о состоянии дел в России генерал-прокурор Правительствующего Сената Павел Иванович Ягужинский, – “на подданных положить то, что понести могут”.
Об эффективности реформы можно судить по ее фискальным результатам. Если общая сумма прежних прямых налогов не превышала 1,8 млн руб., то в 1724 г. она достигла более 4,6 млн руб.
Источники государственных доходов в 1724 г.
млн руб.
%
Прямые налоги (подушный и др.)
4,7
55,5
Косвенное обложение
2,1
24,9
Регалии (монетная, почтовая и др.)
0,9
10,5
Оброки с госимущества
0,5
5,6
Пошлины
0,2
1,8
Прочие сборы
0,1
1,7
Всего
8,5
100,0
Из данных таблицы видно, что прямые налоги, взимаемые с населения, к концу царствования Петра I составляли более половины всех источников государственных доходов. Такая система сыграла одну из главных ролей в том, чтобы увязать скачкообразно возрастающие расходы с доходами и тем самым обеспечить с финансовой стороны победу над шведами.
Резюме
Финансовая система России в период царствования Петра I претерпела значительные изменения.
В 1724 г. подушная подать, вместе с ясаком, обеспечила 55% доходов казны. С учетом двукратного падения покупательной способности рубля объем средств в распоряжении государства за сорок лет царствования Петра увеличился как минимум в 3 раза. Это увеличение в период с 1678/79 по 1701 г. было достигнуто, прежде всего, за счет хозяйственного роста, позволившего увеличить поступления таможенных и кабацких сборов и создавшего условия эффективной эксплуатации правительством монетной регалии. Однако с началом Северной войны хозяйственный рост существенно замедлился и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйства и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из периодически обострявшегося финансового кризиса. Хотя в последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразована местная финансовая администрация, только в самом конце правления Петра с введением подушной подати государственные финансы России получили прочное основание. В течение всего XVIII столетия размер подушной подати не менялся. (В 1794 г. он был повышен до 1 рубля в связи с падением курса ассигнаций). Но и в конце столетия эта подать продолжала приносить в казну свыше трети поступлений.
С введением "подушины" крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице: "сохе" либо "двору". Податной единицей стала его собственная "душа", трактуемая с точки зрения государственного интереса – как идеальная платежная способность, существующая вследствие способности крестьянина к труду. Такое перенесение центра тяжести прямого обложения с земли и имущества на рабочие руки, способность к труду крестьянина сыграло важную роль в хозяйственном развитии страны. Благодаря этому была ликвидирована основная причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. За следующие после царствования Петра четыре десятилетия (до 1762 г.) население России увеличилось почти на одну треть.
Но главным условием этого роста и хозяйственного подъема страны в XVIII столетии стала безопасность ее жизненных центров, свободный доступ к мировым торговым путям. Таким образом, национальная задача, ради решения которой на протяжении столетия были произведены перемены, коренным образом изменившие социальный строй государства, перестроена финансовая система, мобилизованы колоссальные денежные, материальные и людские ресурсы, была выполнена. Это – главный итог военной, административной и финансовой деятельности Петра Великого и его предшественников.
Финансовая система России в XVII – первой половине XVIII веков