Mission impossible?

Текст Дмитрий КосенкоMISSION IMPOSSIBLE?Что скрывается за словосочетанием «миссия компании»? Это реальный инструмент достижения новых вершин, квинтэссенция корпоративной философии или пустышка в красивой обертке, навязанная предпринимателям «продвинутыми» гуру от бизнеса? О великом и могучемВ современном русском присутствует огромное количество слов, обозначающих понятия, принесенные западными теоретиками. Клининг и аутсорсинг, маркетинг и менеджер, трейдер и брокер, девелопмент и андеррайтинг – список заимствованных калек с английского (иногда требующих детальной расшифровки на родном языке) можно продолжать до бесконечности. Еще одно из модных ныне словосочетаний – «миссия компании». Массу определений, что это такое можно найти как в специальной литературе, так и во всемирной паутине. Вот лишь некоторые из них:Миссия компании представляет собой качественно выраженную совокупность стратегических целей и предпринимательских способностей.Миссия компании – это общественно значимая причина, объясняющая смысл существования конкретной компании. Необходима для оптимизации структуры управления и мотивации сотрудников. Идеологический стержень компании, опираясь на который менеджеры принимают решения. Это корпоративная идеология, ценностям которой соответствуют сотрудники компании, и философия которой отражается в их работе.Может, из-за того, что понятие сравнительно новое, а может, из-за того, что обозначенное словосочетание очередная бездумная калька с английского «company mission» – нет определения единственного и устоявшегося. Но в принципе, можно согласиться с тем, что миссия компании, с одной стороны, способ позиционирования фирмы во внешнем мире и конкурентной среде, а с другой – инструмент управления внутренними процессами и манипулирования субъектами, в этот процесс вовлеченными. Вот, что говорят о миссии компании сами представители бизнеса.Ольга Краснянская, директор по сбыту электроэнергии ОАО «НЭСК»: «Для меня миссия – это фундамент ценностей, на котором базируется вся деятельность компании. Роль руководителя компании через миссию донести каждому сотруднику насколько он важен и насколько компания ценит его работу. Миссия – это прежде всего слова поддержки каждому из сотрудников, слова благодарности за ежедневный труд. И от того насколько мы будем сплоченной командой, зависит успех и процветание нашей компании». Лариса Моргунова, Управляющий партнер в ЮФО КГ «КОНСОРТ»: «Миссия, в более широком понимании – философия компании, раскрывает смысл существования организации. Причем любая компания, не зависимо от формы собственности, наличия или отсутствия активов, количественного и качественного состава сотрудников и т. п., создается не только как способ извлечения доходов, как считают зачастую даже собственники бизнеса. Бизнес не может существовать и развиваться, если он не приносит пользу окружающим. Следовательно, создание и функционирование организации можно рассматривать как факт удовлетворения потребностей конечного потребителя, сотрудников компании, деловых партнеров и общества в целом». Игорь Волобуев, директор по строительству ГК «Русь»: «Миссия – это один из инструментов ПР. Внутреннего и внешнего. Сама по себе миссия, какой бы грамотной и правильной она ни была, не приведёт к пониманию, куда движется компания; сплочению коллектива и прочее. Миссия – это один из инструментов, а не единственный и даже не самый главный. Существует ряд удачных компаний, в которых миссия, стратегия и прочие аналогичные вещи есть только в голове у генерального директора». А за базар ответишь?Еще бОльшая ясность должна быть в голове собственника. «Я построю автомобиль, доступный великому множеству людей. Его цена будет столь низкой, что любой человек, имеющий хорошую заработную плату, будет в состоянии купить такой автомобиль и вместе с семьей наслаждаться благословенными часами отдыха на огромных открытых просторах Божьих. Когда я завершу это начинание, каждый сможет позволить себе иметь автомобиль и будет его иметь. С наших дорог исчезнут лошади, и мы дадим работу и хорошие заработки большому числу людей». Если бы этот человек думал лишь о том, что построит завод и сможет обогатиться на продаже «железных коней» вряд ли бы он смог приобрести мировую известность и финансовое благополучие, которое явилось лишь следствием последовательного движения по раз и навсегда выбранному, обозначенному и продекларированному пути. Правда, еще к одному несомненному таланту Генри Форда следует отнести умение донести смысл собственной миссии окружающему миру. Лариса Моргунова: «В формализации миссии вижу два положительных момента. Первый – это глубокое понимание собственниками смысла создания бизнеса, а также транслирование этой мысли окружающим (сотрудникам компании, партнерам, потребителям, окружающим), второй – это маркетинговый ход, в котором проявляется отличие конкретной организации от ей подобных в достаточной активной конкурентной среде, т. е. некий инструмент для самовыражения и продвижения».Игорь Волобуев: «Миссия нужна для наития и вдохновения к тому, что только деньги сделать не в силах. Это то, для чего вы продолжали бы увлеченно работать, если бы денег не было. Поэтому миссия должна быть правдива лично для организации и вдохновлять её по пути к цели. Все миссии («плохие» и «хорошие», скучные, вызывающие и вдохновляющие) всё равно выражают суть организации, хочет она этого или нет. Если вы по своей природе не тот, кем вы стараетесь выглядеть, вы будете нелепы. Поэтому нужно очень серьезно относиться к словам, которые выражают вашу мечту и суть ваших стремлений. Это должны быть наполненные смыслом слова». Только как быть с тем, что стремления, например, собственника бизнеса, управляющего компании, наконец, просто рядового сотрудника – абсолютно разные? Хотя бы в силу того, что находятся эти субъекты, пусть и в одной компании, но на разных ступеньках иерархической лестницы?Юпитер, пастух и быкЕсли для собственника миссия компании – практически смысл его собственной жизни, то чем она является для управляющего, топ-менеджера? Скорее, это некий ориентир, возможность идентификации, вариант деления на «мы» – вверенная в управление фирма – и «они» – вся остальная конкурентная среда. А внутри компании – это один из инструментов топа для манипулирования подчиненными. Некая виртуальная морковка, помахивая которой он ведет сотрудников к новым свершениям во благо акционеров и процветания любимой фирмы. Нижняя ступень – наемный работник. А кто сказал, что он вообще интересуется какой-то там миссией? Огромное количество людей просто совершает равноценный обмен своих трудовых навыков на некоторое количество денежных знаков. При этом у них далеко не всегда возникает потребность ощущать себя частью чего-то. Сказать точнее, не возникает до момента достижения вполне определенного уровня. Позволю напомнить уважаемому читателю иерархию потребностей (пирамиду Маслоу). Самая нижняя ступень – физиологические потребности. Применительно к рядовому сотруднику речь идет о минимальном размере заработной платы, которая позволяет, по крайней мере, регулярно питаться, содержать собственную крышу над головой и время от времени обновлять гардероб. Вторая ступень – безопасность и защищенность. Значит, минимальные гарантии того, что завтра наш работник не окажется на улице, компания в которой он работает, не обанкротится, не падет жертвой финансового кризиса или происков рейдеров. Третья ступень – потребности в принадлежности социальной группе, причастности, поддержке. Только при достижении работниками этого уровня та самая миссия может явиться одним из инструментов, с помощью которого топ-менеджер получит возможность оказывать некоторое влияние на вверенный коллектив. Лишь при достижении четвертой ступени основной массой сотрудников той или иной фирмы – потребности в уважении и признании, появляется смысл всерьез рассуждать о миссии компании. До этого момента, какие бы красивые слова не использовались собственником или ключевыми сотрудниками фирмы для ее написания – для большинства работников она так и останется голой декларацией. Так, в одной известной табачной компании в городе Санкт-Петербурге практически на каждой стене в рамочке висел красиво напечатанный текст о миссии. Но, похоже, вдохновлял он только иностранный менеджмент, так как у рядовых местных сотрудников этот шедевр корпоративной культуры не вызывал ничего, кроме истерического смеха. Причина была достаточно простой. Почему-то американские управляющие всерьез считали, что русские работники достаточно быстро расслабляются, теряют интерес к работе, начинают халатно относиться к своим обязанностям. Поэтому гораздо дешевле почти на 100% обновить коллектив. И массовые увольнения в этой фирме происходили с завидной периодичностью. Само собой, русским было достаточно сложно проникнуться корпоративным духом и «незыблемыми» фирменными ценностями, пребывая в постоянных размышлениях о том, как быстро придется искать новую работу. Потому, как топ-менеджерам, так и собственникам бизнеса вовсе не следует удивляться тому, что при первых признаках надвигающегося внутрифирменного кризиса основная масса трудового коллектива (не поднявшаяся в иерархии потребностей выше второй ступени) не станет из солидарности с руководством переживать тяжелые времена, а сразу же предпочтет отправиться на поиски лучшей доли. И почем опиум?Так нужна ли компании миссия? Или мода на ее формальную сторону – заслуга консалтинговых агентств, заинтересованных в расширении рынка сбыта своих весьма недешевых услуг? С одной стороны, вопрос кажется чисто риторическим, а с другой – ответ на него вовсе неоднозначен. Лариса Моргунова: «Правильно и четко сформулированная миссия имеет глубинный философский смысл и характеризует как компанию в целом, так и ее внутреннее содержание – корпоративный дух, деловую репутацию, ценности, принципы и т.д.» Игорь Волобуев: «Миссия действительно важна для большей части бизнеса, но это далеко не панацея для успеха, и уж в любом случае не гарантия. Ставить во главе бизнеса миссию – явная ошибка. Вы можете вложить огромную массу денег в ее построение, но если вы не окупите эти вложения за счет того продукта, который стоит за миссией, клиенты отвернутся от вас. Можно привести массу примеров компаний, для которых сила их миссии не помогла избежать им банкротства. Миссия это всего лишь инструмент для ведения успешного бизнеса в современных условиях, но при этом более важно уметь стратегически смотреть на вещи, ставить правильные цели и умело пользоваться всеми инструментами, которые есть в наличии у современных компаний. Думаю, что большинство всех миссий и текстов организаций не имеют ничего общего с тем, что они делают и какими они на деле являются. Они являются просто пустыми словами, не приносящими никакой пользы. Лишь данью моде, ставшей стандартом. Такие миссии скучны, одинаковы, не стимулируют, не зажигают». Вот вам два почти диаметрально противоположных мнения. И что интересно – оба они содержат рациональное зерно. В заключение позволю высказать и третью точку зрения. Может, слегка крамольную на первый взгляд. Миссия компании – это вершина даже не корпоративной культуры, а корпоративной религии. Любая религия не может обойтись без прихожан, свято верящих в непогрешимость корпоративного промысла. Любая религия нуждается в жрецах и пастырях – pr- и топ-менеджерах. Любая религия по умолчанию требует веры в определенные постулаты. Читай – соблюдения корпоративных стандартов и правил, от дресс-кода до манеры внутрифирменного общения. Любая религия представляет собой описание системы мироздания, будь это пространство, в котором слоны стоят на черепахе, или же мир, созданный за семь календарных дней. Так и грамотно сконструированная миссия компании является описанием системы мироздания одной отдельно взятой корпорации. Только и самому ярому адепту корпоративной религии никогда не следует забывать о том, что компания даже с самой привлекательной миссией гораздо меньше всего остального мира.