Реферат
Развитие международноготуризма в Турецкой Республике
Международный туризм – одна из наиболее доходных и интенсивноразвивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия надолю международного туризма приходилось 8% всего объема мирового экспорта и30–35% мирового экспорта услуг.
По данным Всемирной туристской организации (ВТО), являющейсяведущей межправительственной организацией в области путешествий и туризма,туристская индустрия демонстрирует самый большой рост среди мировыхэкономических отраслей. В течение последних 16 лет доходы от международноготуризма ежегодно возрастают примерно на 9%. В 2000 г. выручка от него достигла476 млрд. долл. За этот же период число прибытий росло ежегодно в среднем на4,6% и в 2000 г. достигло 698 миллионов.
По прогнозам Всемирной туристской организации, международныеприбытия к 2010 г. достигнут уровня 1 млрд. Доходы в мировой индустрии вырастутк этому времени до 1,5 трлн. долл.
В основе туристского бума, который охватил весь мир в последниедесятилетия, лежат вполне конкретные экономические, социальные и другиепричины. Прежде всего, это научно-техническая революция, с которой связансовершенно новый уровень производительных сил. Это глобальный феноменурбанизации, заставляющий жителей больших городов искать отдыха в другихрайонах и странах. Значительную роль играет и «транспортная революция» и вособенности быстрое развитие автомобилизации и авиационных перевозок. В целом вмире повышается качество и уровень жизни, увеличивается продолжительностьотпусков и доходов. Наряду с этим общий рост культуры населения вызывает ростпознавательных потребностей людей.
Следует отметить немаловажную роль туризма в решении социальныхпроблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочиеместа, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылкидля улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития туристическойсферы влечет за собой повышение уровня образования, совершенствование системымедицинского обслуживания населения, внедрение новых средств распространенияинформации.
Туризм оказывает серьезное влияние на сохранение и развитиекультурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различнымистранами и народами, заставляет правительства, общественные организации икоммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровленияокружающей среды.
Сфера туристических услуг является одной из наиболее динамичноразвивающихся отраслей турецкой экономики. Этому способствует целый рядразличных причин.
Турция отличается уникальным сочетанием различных природных,исторических и культурных ценностей.
Множество различных цивилизаций, располагавшихся на территорииАнатолии, оставили сохранившиеся до наших дней исторические памятники. В Турциибольше исторических памятников, чем в Италии и Греции вместе взятых, здесьрасположены 2 из 7 чудес света. Разнообразны природные богатства Турции. Странас 3 сторон омывается морями. Протяженность морской береговой линии, включая побережьеМраморного моря, проливов и островов, составляет 8333 километра, причем пляжиидеально подходят для отдыха. Климатические условия изменяются в зависимости отрегиона. На севере он умеренный, во внутренних районах страны климатконтинентальный, а на юге – средиземноморский субтропический. Богатая флора ифауна, реки, горы, термальные источники – все это способствует развитиюразличных видов отдыха. Среди других факторов, которые привлекают в Турциютуристов, называются богатство и разнообразие турецкой кухни, фольклора,гостеприимство населения, нетронутая по сравнению с местами массового туризмаприрода наряду с современной инфраструктурой. Однако кроме красивой природы,благоприятного климата, богатого культурного наследия туристов в Турции привлекаетвысокое качество предоставляемых услуг при сравнительно низких ценах.
Индустрия туризма начала привлекать внимание властей Турции совторой половины 20 века. С 60-х годов в Турции стали разрабатываться 5-летниепланы развития. За это была ответственна образованная тогда же Организациягосударственного планирования.
В первых пятилетних планах развития указывалось на необходимостьполучения выгоды от развития сферы туризма. Планы намечали развитиеинфраструктуры, увеличение мест для отдыха. Уже в 60-е годы был замеченгигантский потенциал Турции в области туризма, на развитие этой индустрииделали особый акцент в своих речах представители власти. Но нельзя сказать, чтона этой начальной стадии выделялись достаточные средства или принимались всенеобходимые меры для развития этого сектора. Недостаток бюджетных средств икапитальных вложений послужил основным препятствием для создания туристическогопотенциала Турции.
Ограниченные финансовые ресурсы и разнообразие ресурсовтуристических неизбежно привели к выбору приоритетных туристических районов. Вначале 1970-х годов побережье от провинции Балыкесир до провинции Анталья (сюдавходят такие популярные сегодня места отдыха, как Измир, Кушадасы, Бодрум,Мармарис и другие) было провозглашено приоритетным районом для привлеченияинвестиций, министерством туризма совместно с другими министерствами былиначаты работы по планированию развития туристического сектора в этой частиТурции, чтобы сократить разрыв между планами развития и претворением проектов вжизнь.
В связи с ростом спроса на туристические услуги в миреминистерство туризма Турции приступило к реализации проектов по развитиюкурортов. Например, одним из них был проект развития Южной Антальи, которыйподдержан Международным Банком Реконструкции и Развития. Однако все равноразвитие туристического сектора шло медленными темпами. Не последнюю роль вэтом играло малое финансирование.
Новый этап в развитии туризма в Турции наметился с середины 80-хгодов. Именно тогда тезис о приоритетности индустрии туризма, выраженный впрограммах развития, начал получать реальное воплощение. Во-первых, в 1982 годубыл принят Закон о поощрении туризма № 2634, заменивший закон № 6086,действовавший с начала 1960-х годов. В этом законе содержалось больше стимуловдля развития отрасли, больше полномочий получало министерство туризма. Средистимулов можно выделить льготные тарифы на электричество, воду и газ вприоритетных районах, освобождение от некоторых налогов и пошлин, льготноекредитование для тех, кто действовал в этой отрасли. Министерство туризмаполучало большую свободу выбора в определении районов для развития туризма ипланирования.
Во-вторых, в 1983 году к власти пришло правительство Т. Озала. Оновзяло курс на приватизацию, отказ от регулирования цен, либерализацию импорта,развитие частного сектора и другие меры для перехода к свободной рыночнойэкономике. Это дало свои положительные результаты. Особенно активизировалсячастный сектор. В рамках проводимой политики в Турции началось созданиесвободных экономических зон, которые сыграли колоссальную роль в развитии сферытуризма.
Свободные зоны создавались в соответствии с Законом о свободныхзонах № 3218 от июня 1985 г. Целями их создания были интенсификациякапиталовложений, увеличение производства в экспортных отраслях, активизацияпоступления в страну новых технологий. В пределах зон свободной торговли недействуют положения законодательства, касающиеся налогов и других видовобязательных сборов, в том числе комиссионных, при продаже и покупке валют.Доходы от деятельности в свободной зоне физических и юридических лиц,проживающих в Турции, освобождаются от подоходного и корпоративного налога. Привъезде в зону и выезде из нее действует таможенное законодательство, но натовары, ввозимые в зону или экспортируемые из нее в другие страны, неначисляются таможенные пошлины и другие сборы. Существуют лишь отчисления вФонд учреждения и развития зоны, составляющие 0,5% от стоимости ввозимых ивывозимых товаров. Однако и эти отчисления не производятся с инвестиционных идругих товаров, импортируемых в зону на стадии создания или ремонтапромышленного предприятия.
Ориентация на внешние связи в период реформ, создание конкурентнойобстановки во всей экономике и в сфере услуг, в частности, обеспечение в целомсоциально-экономической стабильности в стране активизировали развитие туризма.За короткий промежуток времени в Турции, не без использования иностранныхинвестиций, в первую очередь немецких, была создана разветвленная сеть отелей,кемпингов, построены отличные дороги, началась подготовка собственныхвысококвалифицированных гидов со знанием основных европейских языков. Большоевнимание стало уделяться реконструкции старых достопримечательностей. Например,Анталья (одна из первых свободных зон), которая раньше была труднодоступнойиз-за отсутствия даже железной дороги, обладавшая маленьким портом, совершеннопреобразилась. Здесь был построен аэропорт международного класса, морской портмодернизировали. Появилась сеть пятизвездочных отелей. Сегодня Анталья –наиболее посещаемый летний курорт страны.
Сфера туризма играет важную роль в экономике современной Турции.Для того чтобы проиллюстрировать это, можно подсчитать, что доходы от туризма в2001 г. составили 5,5% ВВП. В 1988 году эта доля равнялась всего 2,1%.
Растет доля доходов от туризма в общей структуре экспорта товарови услуг.
Таким образом, доля доходов от туризма в общем экспорте товаров иуслуг выросла с 11,8% в 1999 году до 16,6% в 2001 году, а в коммерческомэкспорте – с 19,5% до 26% за тот же период.
В отчете за 2001 год Центральный банк Турции приводит следующиеданные, касающиеся основных показателей индустрии туризма.
Анализируя итоги туризма в 2000 и 2001 гг., можно отметить, чтооба года были достаточно успешными. Доходы, которые принес туризм, в 2000 г.выросли на 46,8%, а количество туристов, посетивших Турцию, увеличилось на39,3%. Такой рост объясняется и тем, что сезон 1999 г. был испорченпоследствиями землетрясения. Доходы от туризма в 2001 г. по сравнению с 2000годом выросли на 5,9%, а количество туристов – на 11,4%. Падение курса турецкойлиры после кризиса в феврале 2001 г. сделало туризм в Турции болеепривлекательным для иностранцев. Только за период с января по август 2001 г. посравнению с этим же периодом 2000 г. доходы от туризма выросли на 14,5%, числоиностранных туристов – на 18,7%. Однако атаки террористов на США в сентябре2001 г. и их последствия отрицательно сказались на положении туристическогосектора. Конечно же, в первую очередь это отразилось на числе туристов из США.Если в первые восемь месяцев 2001 г. количество прибывших из США увеличилось на3,6% по сравнению с предыдущим годом, то после сентября наблюдалось серьезноепадение этого показателя. Количество туристов из Европы начало медленноснижаться с октября.
Наиболее перспективными туристическими рынками Турции уже не одингод остаются страны ЕС и СНГ. Из всех стран ЕС пальму первенства держитГермания – 2 875 446 чел. (2001 г.), а из стран СНГ – Россия – более 762 000чел. (2001 г.). Вот как выглядит список стран, туристы из которых больше всегопосещают Турцию.
Как видим, Турция добилась впечатляющих результатов в сферетуризма и не собирается останавливаться на достигнутом. Так, в восьмомпятилетнем плане развития (2001–2005 гг.) предусматривается принятие мер дляпродления туристического сезона на весь год путем создания новых туристическихрайонов с учетом предпочтений потребителей и предполагается задействоватьрайоны, обладающие туристическим потенциалом, который используется не в полноймере. При этом должна оберегаться окружающая среда и памятники истории икультуры. Также среди обозначенных целей называется улучшение качестваподготовки работающих в сфере туризма. Предполагается, что в 2005 г. доходы оттуризма достигнут 11,6 млрд. долл., а количество туристов, приезжающих в Турцию,возрастет до 13,6 млн. человек.
В 2001 г. в Турции насчитывалось 600 тыс. официальных и 400 тыс.неофициальных гостиничных мест и их число продолжает увеличиваться.
Наиболее развит летний туризм в регионах Средиземного и Эгейскогоморей. Выделяются такие города, как Анталья, Аланья, Мармарис, Кушадасы,Бодрум, Фетхие и Каш. Растет роль высокогорного туризма в районах Трабзон,Гиресун, Ризе. Центрами горнолыжного спорта считаются комплекс на горе Улудаг вг. Бурса (полтора десятка отелей, десяток подъемников) и гора Паландокен вокрестностях г. Эрзурум.
Первое место по посещаемости среди турецких городов держитАнталья. Важную роль в этом играют аэропорт, бухты для яхт, сеть дорог,достаточное количество гостиничных мест. На втором месте стоит Стамбул, за нимидут Мугла, Эдирне, Измир, Анкара.В последнее время большое внимание уделяетсяразвитию туризма на черноморском побережье Турции, для чего туристическийбизнес в черноморских районах был выведен из-под налогообложения. Министерствотуризма Турции видит большой туристический потенциал и в Юго-ВосточнойАнатолии. Развитие туризма в этом регионе включено в планы проектаЮго-Восточной Анатолии.
Чтобы увеличить доходы от туризма, Турция старается не толькоподключать к его развитию новые регионы, но и продвигать различные видытуризма, увеличивая разнообразие предоставляемых услуг.
Во-первых, Турция развивает сегодня «конгрессный» туризм. Дляэтого в Стамбуле, Анталье и Измире были созданы центры, предназначенные дляпроведения конгрессов, конференций, симпозиумов и семинаров. Эти центрыоборудованы современной техникой и располагают необходимой площадью для приемабольшого числа гостей.
Оздоровительный (термальный) туризм основывается на использованиитермальных источников, которых в Турции насчитывается более 1000. В Турциидействует свыше 200 термальных центров, большинство из которых расположено врайонах Эгейского и Мраморного морей.
Религиозный туризм, развитие которого началось с 90-х годов,привлекателен тем, что в Турции получили распространение 3 мировые религии, истрана богата памятниками архитектуры и культуры, способными заинтересоватьлюдей разных вероисповеданий.
Молодежный туризм также динамично развивается благодаря тому, чтов стране много курортных зон, принадлежащих вузам. В молодежных лагерях поприемлемым ценам могут отдохнуть студенты из разных стран мира.
Получают развитие в Турции охотничий туризм, путешествия на яхте,«пещерный» туризм, посещение достопримечательностей вдоль маршрута проходившегопо территории Анатолии Шелкового пути, подводное погружение, рафтинг,ботанический и орнитологический туризм.
Для продвижения всех этих видов услуг используется хорошопродуманная рекламная кампания. Для Турции, являющейся одной из самыхконкурентоспособных туристических зон Средиземноморья, характерна интенсивная,яркая реклама. Согласно результатам исследований, эта страна в последнее времяскорректировала свою рекламную стратегию. Если в 1999–2000 гг. лидировалаимиджевая реклама страны, то в 2001 г. сокращение затрат на этом направлении составилоболее 8%. Высвободившиеся средства были направлены прежде всего на рекламуотелей, репутацию которых поднимали именно на уровне массового туризма.
туризм турция
На рекламу своей страны в 2002 г. министерство туризма Турцииобъявило 50-миллионный тендер, рассчитывая рекламировать Турцию на 50 рынках,покрывающих 11 регионов.
Что касается отношений с Россией в области туризма, Турция сталадля россиян привлекательным местом отдыха с середины 90-х годов. 25 мая 1992 г.между двумя странами был подписан Договор о партнерстве в области туризма. Впоследние годы Турция приобрела в глазах россиян статус первой страны дляхорошего отдыха. Россия и другие страны СНГ занимают второе место послеГермании по числу посетивших отдыхающих. Из 1,42 млн. граждан СНГ, побывавших вТурции в качестве туристов в 2001 г., на долю России пришлось более половины.
Как пишет журнал «Туризм: практика, проблемы, перспективы», вапреле 2002 г. турпоток из России в Турцию возрос на 20%, в мае – на 40,2%, виюне – на 28% по сравнению с аналогичными периодами предыдущего года. Попрогнозам, уже к концу 2002 г. количество российских туристов в Турции должнобыло превысить 1 млн. человек.
Россиян Турция привлекает своей географической близостью,качеством отелей, дешевизной отдыха в Турции, прекрасными природными иклиматическими условиями, отсутствием проблем с визой, а также проблем с языком(теперь на всех турецких курортах наряду с персоналом, владеющим немецким,английским и французским языками, работают официанты, гиды, говорящиепо-русски). Кроме того, следует отметить, что министерство туризма Турциитратит большие средства на рекламу и продвижение рекреационных возможностейсвоей страны. Как отметил советник по туризму посольства Турции в Москве СезаиЧетинер, министерство туризма уделяет большое внимание российскому туррынку. В2002 г. с 1 марта по декабрь на рекламу и продвижение турецкого турпродукта вРФ выделено 7 млн. долларов. Кроме того, 1,2 млн. долларов направляется наподдержку туроператоров, имеющих собственные чартерные программы на турецкомнаправлении. При этом поддержка распространяется не только на турецких, но и нароссийских операторов. Помимо этого, министерство туризма намерено возместитьтурфирмам 25% от затрат на рекламу отдыха на курортах Турции и планируеткомпенсировать часть затрат фирмам, организовавшим в апреле-мае рекламные турыв Турцию для представителей турбизнеса и средств массовой информации. Такимобразом, популярность отдыха в Турции среди россиян объясняется не толькоразвитой инфраструктурой и благоприятными природными условиями, но ипродуманной политикой государства, заинтересованного в развитии туризма.
Делая вывод из всего сказанного выше, нельзя не признать успеховТурции в развитии индустрии туризма. На ее примере видно, как страна, обладающаявеликолепными рекреационными ресурсами, при продуманной и взвешенной политикегосударства, заинтересованного в увеличении доходов от этой части сферы услуг,может достичь значительных результатов.
При этом, что особенно важно, Турция не останавливается надостигнутом, а старается приспособить свой сектор туризма к разнообразию спросана рынке туристических услуг, гибко реагируя на изменение ситуации в мире.
Можно сказать, что при условии сохранения курса проводимой сейчасполитики в этой области и благоприятной ситуации в мире для развитиямеждународного туризма вообще и в Турции, в частности, индустрия туризма будетпродолжать динамично развиваться и приносить турецкой экономике все большийдоход.
Литература
1. Ульченко Н. Основные принципы внешнеэкономического регулирования// Турция между Европой и Азией. – М.: Институт востоковедения РАН-Крафт+,2001, с. 180.
2. Турецкая жара – газета Travel Trade Gazette –Russia. Май 2002, № 5/97, с. 16
3. Турция – туристический рай // Турецкий вестник. 2001, № 3, с. 3.
4. Богатство Турции прирастает туризмом // Туризм: практика,проблемы, перспективы. 2002, № 8, с. 73.
5. Страны Средиземноморья на российском рынке. Анализ рекламныхпредложений // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001, № 8, с. 50.
6. Богатство Турции прирастает туризмом // Туризм: практика,проблемы, перспективы. 2002, № 8, с. 73.