Финансовая несостоятельность: правовые аспекты

КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «Финансовоеправо»
Тема:
«Финансоваянесостоятельность: правовые аспекты»

Оглавление
 
Введение
1.Прогнозирование вероятности банкротства предприятия
1.1 Фазы кризиса
1.2Методики прогнозирования
2. Признаки,процедуры банкротства
2.1 Признакибанкротства
2.2 Сущностьпроцедур банкротства
2.3Реабилитационные процедуры
3.Финансово-правовые аспекты нормативно-правовое регулирование
3.1 Сравнительныйанализ законодательств о банкротстве 1992, 1998 и 2002 гг.
3.2 Условия возбуждениядела о банкротстве
3.3 Деятельностьарбитражных управляющих
Заключение
Библиографическийсписок использованной литературы

Введение
Реформирование экономики России напринципах рыночных отношений обусловило возникновение нового явления впредпринимательской деятельности – банкротство коммерческих организаций.Основанием появления этого негативного последствия является объективнаяневозможность должника рассчитаться по гражданско-правовым обязательствам передкредиторами.
Институт банкротства – обычное понятиедля стран, ставших на путь рыночного развития экономики. Должное вниманиерегулированию отношений в этой сфере уделяют как промышленно развитые, так иразвивающиеся страны, в том числе Россия. В Российской Федерации до 2002 годаправоотношения в сфере банкротства регулировались Федеральным законом от 8 января 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», но в октябре 2002 г. был принят новый закон, существенно изменивший концепцию регулирования этих отношений идобавивший множество новелл.
Права свободногоиспользования частной собственности и занятия любой не запрещенной закономпредпринимательской деятельностью предусматривает также и определенныеобязанности. Существование института несостоятельности (банкротства)обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот иего участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявилнеспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, еслиэта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникаетнеобходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны,желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуги работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку, например, юридические лицаотвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего илибольшей части этого имущества на удовлетворение требований одного либонескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных возможностиполучить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защититьинтересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохраненииили ликвидации подчинить установленным законом процедурам.
Объявление предприятия банкротом –институт, завершающий систему мер, организующих и обеспечивающих конкурентнуюборьбу субъектов рынка, ведущих хозяйственную деятельность на свой риск и подсвою ответственность, т.е. на началах предпринимательства. Вынужденное прекращениеведущего такую деятельность субъекта и есть реализация, с одной стороны,максимально возможного риска, а с другой – наивысшей степени его ответственности,поскольку он рискует и отвечает своим существованием.
Вышеизложенное определяет актуальностьтемы данной работы.
Целью работы является изучениефинансово-правовых аспектов банкротства. Задачи, поставленные для достиженияцели – опираясь на новое законодательство рассмотреть:
· методы прогнозирования банкротства;
· признаки и процедуры банкротства;
· финансово-правовые аспекты инормативно-правовое регулирование банкротства.

1. Прогнозирование вероятности банкротства предприятия
 
1.1 Фазыкризиса
Ключевым моментом банкротства являетсянаступление или приближение неплатежеспособности.
Фазы кризиса, отличающиесясодержанием, последствиями и необходимыми мерами по их устранению.
Первая –снижение рентабельности и объемов прибыли (кризис в широком смысле). Следствиемэтого является ухудшение финансового положения предприятия, сокращениеисточников и резервов развития. Решение проблемы может лежать как в областистратегического управления (пересмотр стратегии, реструктуризация предприятия),так и тактического (снижение издержек, повышение производительности).
Вторая– убыточность производства. Следствием служит уменьшениерезервных фондов предприятия (если таковые имеются – в противном случае сразунаступает третья фаза). Решение проблемы находится в области стратегическогоуправления и реализуется, как правило, через реструктуризацию предприятия.
Третья –истощение или отсутствие резервных фондов. На погашение убытков предприятиенаправляет часть оборотных средств и тем самым переходит в режим сокращенноговоспроизводства. Реструктуризация уже не может быть использована для решенияпроблемы, так как отсутствуют средства на ее проведение. Нужны оперативные мерыпо стабилизации финансового положения предприятия и изысканию средств напроведение реструктуризации. В случае непринятия таких мер или их неудачикризис переходит в четвертую фазу.
Четвертая –неплатежеспособность. Предприятие достигло того критического порога, когда нетсредств профинансировать даже сокращенное воспроизводство и (или) платить попредыдущим обязательствам. Возникает угроза остановки производства и (или) банкротства.Необходимы экстренные меры по восстановлению платежеспособности предприятия иподдержанию производственного процесса.[1]
Таким образом, для третьей и четвертойфаз характерны нестандартные, экстремальные условия функционированияпредприятия, требующие срочных вынужденных мер. Для предотвращениянеплатежеспособности вводится антикризисное управление.
Экономическая формула кризиса имеет два аспекта – внешний и внутренний. Внешнийзаключается в способности предприятия мобилизовать необходимый объем оборотныхсредств для выполнения своих обязательств перед кредиторами – выплаты иобслуживания долгов. Внутренний – в способности обеспечить объем оборотныхсредств, требуемых для ведения хозяйственной деятельности. Поддержание величиныоборотных средств на соответствующем уровне осуществляется за счет денежных иэквивалентных им ресурсов предприятия. Таким образом, в экономическом смысле кризисозначает дефицит денежных средств для поддержания текущей хозяйственной(производство) и финансовой (кредиторы) потребностей в оборотных средствах. Этомуопределению соответствует следующее неравенство, представляющее экономическуюформулу кризиса:
Денежные средства
Текущая финансовая потребность воборотных средствах (ТФП) – наиболее простая ипонятная часть формулы. ТФП определяется как сумма предстоящих на моментрасчета формулы выплат по возврату долгов (включая проценты по ним), а такжештрафов и пени (в случае просроченных платежей) за планируемый период.Покрывается денежными средствами или приемлемыми для кредиторов по содержанию иусловиям взаимозачетными операциями.
Текущая хозяйственная потребность воборотных средствах (ТХП) представляет собойразницу между суммой производственных и непроизводственных расходов на планируемыйпериод, с одной стороны, и объемом производственных запасов предприятия впределах размеров, предусмотренных сметой, с другой. Определение пороговогозначения ТХП, невозможность обеспечения которого является критическим, зависитот отраслевой принадлежности и других особенностей предприятия. Денежныесредства – собственно денежные и эквивалентные им средства (в настоящее времядо 85% всех расчетов осуществляется взаимозачетными схемами). Именно сумма денежныхсредств является показательной для определения кризисного состояния предприятия.Во-первых, каждая взаимозачетная операция может быть достаточно легко приведенак денежной оценке (с учетом стоимостных и временных потерь). Во-вторых,конкретные краткосрочные активы сильно отличаются по степени ликвидности. Так,дебиторская задолженность может быть безнадежной независимо от формальныхсроков и обязательств по ее погашению, а запасы готовой продукции – мертвымгрузом. При этом их наличие никак не обеспечивает реальной платежеспособностипредприятия, которую в конечном итоге определяют именно денежные средства. Прирасчете денежных и эквивалентных им средств предприятия принципиальное значениеимеют два фактора – структура потребностей предприятия (сырье, материалы,денежные средства) и время, в течение которого эти потребности должны бытьудовлетворены.
 
1.2 Методикипрогнозирования
Взарубежной и российской экономической литературе предлагается несколькоотличающихся методик и математических моделей прогнозирование вероятностибанкротства предприятия.Первые исследования аналитических коэффициентов для предсказания возможныхосложнений в финансовой деятельности компаний проводились в США ещё в началетридцатых годов. В современной практике финансово-хозяйственной деятельностизарубежных фирм для оценки вероятности банкротства наиболее широкое применениеполучили модели, разработанные Э. Альтманом и У. Бивером.
Однако, как отмечают многие российскиеавторы, многочисленные попытки применения иностранных моделей прогнозированиябанкротства в отечественных условиях не принесли достаточно точных результатов.Были предложены различные способы адаптации «импортных» моделей к российскимхозяйственным условиям, в частности «Z-счёта» Э. Альтмана и двухфакторнойматематической модели. Новые методики диагностики возможного банкротства,предназначенные для отечественных предприятий, были разработаны О.П. Зайцевой,Р.С. Сайфуллиным и Г.Г. Кадыковым.
Все системы прогнозирования банкротства,разработанные зарубежными и российскими авторами, включают в себя несколько (отдвух до семи) ключевых показателей, характеризующих финансовое состояниекоммерческой организации. На их основе в большинстве из названных методик рассчитываетсякомплексный показатель вероятности банкротства с весовыми коэффициентами у индикаторов.
Эти методики и модели должны позволятьпрогнозировать возникновение кризисной ситуации коммерческой организациизаранее, ещё до появления её очевидных признаков. Такой подход особеннонеобходим, так как жизненные циклы коммерческих организаций в рыночной экономикекоротки (4-5 лет). В связи с этим коротки и временные рамки применения в нихантикризисных стратегий, а в условиях уже наступившего кризиса организации ихприменение может привести к банкротству. Указанные методики должны позволятьиспользовать различные антикризисные стратегии заранее, ещё до наступлениякризиса коммерческой организации, с целью предотвращения этого кризиса.
Существуют количественные и качественныеметоды прогнозирования наступления банкротства. Из качественных методов можновыделить, прежде всего, критериальные.
Многие крупные аудиторские фирмы и другиекомпании, занимающиеся аналитическими обзорами, прогнозированием иконсультированием, используют для аналитических оценок системы критериев.
В качестве примера можнопривести работу В.В. Ковалева. Он, основываясь на разработках западныхаудиторских фирм и преломляя эти разработки к отечественной специфике бизнеса,предложил следующую двухуровневую систему критериев (таблица 1.1).
Критерии находятся из предположения, чтоодной из стадий банкротствапредприятия является финансовая неустойчивость. На этой стадии начинаютсятрудности с наличными средствами, проявляются некоторые ранние признакибанкротства, резкие изменения в структуре баланса в любом направлении. Однакоособую тревогу должны вызвать:
· резкоеуменьшение денежных средств на счетах (кстати, увеличение денежных средствможет свидетельствовать об отсутствии дальнейших капиталовложений);
· увеличениедебиторской задолженности (резкое снижение также говорит о затруднениях сосбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
· разбалансированиедебиторской и кредиторской задолженности;
· снижениеобъемов продаж (неблагоприятным может оказаться и резкое увеличение объемовпродаж, так как в этом случае банкротство может наступить в результатепоследующего разбалансирования долгов, если последует непродуманное увеличениезакупок, капитальных затрат; кроме того, рост объемов продаж можетсвидетельствовать о сбросе продукции перед ликвидацией предприятия).

Таблица 1.1 Критерии прямого икосвенного воздействия на финансовое состояние предприятияПервый уровень Прямое воздействие Второй уровень Косвенное воздействие
— повторяющиеся существенные потери в основной производственной деятельности
— превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности;
— чрезмерное использование краткосрочных заемных средств в качестве источников финансирования долгосрочных вложений;
— устойчиво низкие значения коэффициентов ликвидности;
— хроническая нехватка оборотных средств;
— устойчиво увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств;
— неправильная реинвестиционная политика;
— превышение размеров заемных средств над установленными лимитами;
— хроническое невыполнение обязательств перед инвесторами, кредиторами и акционерами (в отношении своевременности возврата ссуд, выплаты процентов и дивидендов);
— высокий удельный вес просроченной дебиторской задолженности;
— наличие сверхнормативных и залежалых товаров и производственных запасов;
— ухудшение отношений с учреждениями банковской системы;
— использование (вынужденное) новых источников финансовых ресурсов на относительно невыгодных условиях;
— применение в производственном процессе оборудования с истекшими сроками эксплуатации;
— потенциальные потери долгосрочных контрактов;
— неблагоприятные изменения в портфеле заказов.
— потеря ключевых сотрудников аппарата управления; — вынужденные остановки, а также нарушения производственно
-технологического процесса;
— недостаточная диверсификация деятельности предприятия, т.е. чрезмерная зависимость финансовых результатов от какого-то одного конкретного проекта, типа оборудования, вида активов и др.;
— излишняя ставка на прогнозируемую успешность и прибыльность нового проекта;
— участие предприятия в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом;
— потеря ключевых контрагентов;
— недооценка технического и технологического обновления предприятия;
— неэффективные долгосрочные соглашения;
— политический риск, связанный с предприятием в целом или его ключевыми подразделениями
При анализе работы предприятия извнетревогу должны вызывать:
· задержкис предоставлением отчетности (эти задержки, возможно, сигнализируют о плохой работефинансовых служб);
· конфликтына предприятии, увольнение кого-либо из руководства и т.д.
Недостатки этого метода следующие:
· труднорешать многокритериальные задачи, гораздо легче принять решение в условияходнокритериальной,
· субъективностьпрогнозного решения подобного рода, независимо от числа критериев,
· рассчитанныезначения критериев носят характер информации к размышлению, а не опоры дляпринятия немедленных решений,
· критическиезначения этих критериев должны быть детализированы по отраслям и подотраслям, аих разработка может быть выполнена после накопления определенных статистическихданных.
Согласно методики Аргенти исследованиеначинается с предположений, что (а) идет процесс, ведущий к банкротству, (б)процесс этот для своего завершения требует нескольких лет и (в) процесс можетбыть разделен на три стадии:
· недостатки. Компании, скатывающиеся кбанкротству, годами демонстрируют ряд недостатков, очевидных задолго дофактического банкротства;
· ошибки. Вследствие накопления этихнедостатков компания может совершить ошибку, ведущую к банкротству (компании,не имеющие недостатков, не совершают ошибок, ведущих к банкротству);
· симптомы. Совершенные компанией ошибкиначинают выявлять все известные симптомы приближающейся неплатежеспособности:ухудшение показателей (скрытое при помощи «творческих» расчетов), признаки недостаткаденег. Эти симптомы проявляются в последние два или три года процесса, ведущегок банкротству, который часто растягивается на срок от пяти до десяти лет.
При расчете А – счета конкретной компаниинеобходимо ставить либо количество баллов согласно Аргенти, либо «0» –промежуточные значения не допускаются. Каждому фактору каждой стадииприсваивают определенное количество баллов и рассчитывают агрегированныйпоказатель – А-счет (таблица 1.2).
Таблица 1.2. МетодА-счета для предсказания банкротства.Недостатки Балл согласно Аргенти Директор-автократ 8 Председатель совета директоров является также директором 4 Пассивность совета директоров 2 Внутренние противоречия в совете директоров (из-за различия в знаниях и навыках) 2 Слабый финансовый директор 2 Недостаток профессиональных менеджеров среднего и нижнего звена (вне совета директоров) 1 Недостатки системы учета: – Отсутствие бюджетного контроля 3 Отсутствие прогноза денежных потоков 3 Отсутствие системы управленческого учета затрат 3 Вялая реакция на изменения (появление новых продуктов, технологий, рынков, методов организации труда и т.д.) 15 Максимально возможная сумма баллов 43 «Проходной балл» 10 Если сумма больше 10, недостатки в управлении могут привести к серьезным ошибкам –   – Ошибки – Слишком высокая доля заемного капитала 15 Недостаток оборотных средств из-за слишком быстрого роста бизнеса 15 Наличие крупного проекта (провал такого проекта подвергает фирму серьезной опасности) 15 Максимально возможная сумма баллов 45 «Проходной балл» 15   – Симптомы – Ухудшение финансовых показателей 4 Использование «творческого бухучета» 4 Нефинансовые признаки неблагополучия (ухудшение качества, падение «боевого духа» сотрудников, снижение доли рынка) 4 Окончательные симптомы кризиса (судебные иски, скандалы, отставки) 3 Максимально возможная сумма баллов 12   – Максимально возможный А-счет 100 «Проходной балл» 25 Большинство успешных компаний 5-18 Компании, испытывающие серьезные затруднения 35-70 Если сумма баллов более 25, компания может обанкротиться в течение ближайших пяти лет. –   – Чем больше А-счет, тем скорее это может произойти. –
Перейдём к рассмотрению количественныхметодов.
Наиболее простой из методик диагностикибанкротства является двухфакторная математическая модель, при построениикоторой учитывается всего два показателя: коэффициент текущей ликвидности иудельный вес заёмных средств в пассивах. На основе статистической обработкиданных по выборке фирм в странах с рыночной экономикой были выявлены весовые коэффициентыдля каждого из этих факторов.
Для США данная модельвыглядит следующим образом:
Х = -0,3877 –1,0736 х L4 + 0,0579 х ЗСп,
где ЗСп – доля заемных средств впассивах;
если Х >0,3, то вероятность банкротства велика;
если -0,3
если Х
если Х = 0,то вероятность банкротства равна 0,5.
Применение данной модели для российскихусловий было исследовано в работах М.А. Федотовой, которая считает, что весовыекоэффициенты следует скорректировать применительно к местным условиям, и чтоточность прогноза двухфакторной модели увеличится, если добавить к ней третий показатель– рентабельность активов. Однако новые весовые коэффициенты для отечественныхпредприятий ввиду отсутствия статистических данных по организациям-банкротам вРоссии не были определены.
Если первые два из этих показателейсоответствуют нормативным значениям (как минимум 2 и 0,1 соответственно), то наоснове динамики коэффициента текущей ликвидности рассчитывается третийпоказатель – коэффициент утраты платежеспособности (Куп),который оценивает, сможет ли предприятие в ближайшие три месяца выполнить своиобязательства перед кредиторами:
/>
где З – срок выполнения обязательств перед кредиторами – 3месяца;
Т –отчётный период в месяцах;
Ктл факт – фактическое значение коэффициента текущей ликвидности вконце отчётного периода;
Ктл нач – значение коэффициентатекущей ликвидности в начале отчётного периода;
Ктл норм – нормативное значениекоэффициента текущей ликвидности.
Если Куп 1, то в течение 3 месяцев предприятие будетплатежеспособным.
Если же структура баланса по первым двумприведённым показателям признаётся неудовлетворительной, то рассчитываетсякоэффициент восстановления платежеспособности (Квп) за период, равный шестимесяцам:
/>
Если Квп 1, то организация втечение 6 месяцев восстановит платежеспособность.
Как уже отмечалось выше, в современной практикефинансово-хозяйственной деятельности зарубежных фирм для оценки вероятности банкротстванаиболее широкое применение получили модели, разработанные Э. Альтманом и У.Бивером. Они создали модели, которые являются наиболее точными в условияхрыночной экономики. Это многофакторные модели прогнозирования банкротства,которые обычно состоят из пяти-семи финансовых показателей. В практикезарубежных финансовых организаций для оценки вероятности банкротства наиболеечасто используется так называемый «Z-счёт» Э. Альтмана, который представляетсобой пятифакторную модель, построенную по данным успешно действующих иобанкротившихся промышленных предприятий США.[2]
Суть метода заключается в составлении ианализе аддитивной модели вида:
/>
где Y –результирующая функция;
xi –элементы вектора факторов Х.
Значение функции Y определяется с помощьюуравнения, переменные которого отражают некоторые ключевые характеристикианализируемой корпорации – ее ликвидность, скорость оборота капитала и т. д.Если для данной корпорации коэффициент превышает определенную пороговую величину,то фирма зачисляется в разряд надежных, если же полученный коэффициент нижекритической величины, то финансовое положение такого предприятия внушаетопасения и выдавать кредит не рекомендуется.
В формуле Альтмана используются пятьпеременных:
х1 –отношение оборотного капитала к сумме активов корпорации;
х2 –отношение нераспределенного дохода к сумме активов;
х3 –отношение операционных доходов (до вычета процентов и налогов) к сумме активов;
х4 – отношение рыночной стоимостиакций корпорации к общей сумме активов;
х5 – отношение суммы продаж ксумме активов.
В модели Альтмана применяется методмножественного дискриминантного анализа. Классификационное «правило»,полученное на основе уравнения, гласит:
· еслизначение Y меньше 1,767, то фирму следует отнести к группе потенциальных банкротов;
· еслизначение Y больше 1,767, фирме в ближайшей перспективе банкротство не угрожает.
Позднее, в 1978 г., Э. Альтман разработал подобную, но более точную модель, позволяющую прогнозировать банкротствона горизонте в пять лет с точностью в семьдесят процентов. В этой моделииспользуются следующие показатели:
· рентабельность активов;
· динамика прибыли;
· коэффициент покрытия процентов;
· отношение накопленной прибыли кактивам;
· коэффициент текущей ликвидности;
· доля собственных средств в пассивах;
· стоимость активов предприятия.
У. Бивер предложил пятифакторную системудля оценки финансового состояния предприятия с целью диагностики банкротства,содержащую следующие индикаторы:
· рентабельность активов;
· удельный вес заёмных средств впассивах;
· коэффициент текущей ликвидности;
· доля чистого оборотного капитала вактивах;
· коэффициент Бивера (отношение суммычистой прибыли и амортизации к заёмным средствам).
Весовые коэффициенты для индикаторов вмодели У. Бивера не предусмотрены и итоговый коэффициент вероятностибанкротства не рассчитывается. Полученные значения данных показателейсравниваются с их нормативными значениями для трёх состояний фирмы,рассчитанными У. Бивером: для благополучных компаний, для компаний,обанкротившихся в течение года, и для фирм, ставших банкротами в течение пятилет.
Р.С. Сайфуллин и Г.Г. Кадыков предложилииспользовать для оценки финансового состояния предприятий рейтинговое число:
R = 2 * Ко + 0,1 * Ктл + 0,08* Ки + 0,45 * Км + Кпр
где Ко –коэффициент обеспеченности собственными средствами;
Ктл – коэффициент текущей ликвидности;
Ки – коэффициент оборачиваемостиактивов;
Км –коммерческая маржа (рентабельность реализации продукции);
Кпр – рентабельность собственного капитала.
При полном соответствии финансовыхкоэффициентов их минимальным нормативным уровням рейтинговое число будет равноединице и организация имеет удовлетворительное состояние экономики. Финансовоесостояние предприятий с рейтинговым числом менее единицы характеризуется как неудовлетворительное.
В шестифакторнойматематической модели О.П. Зайцевой предлагается использовать следующие частные коэффициенты:
· Куп – коэффициентубыточности предприятия, характеризующийся отношением чистого убытка ксобственному капиталу;
· Кз – соотношениекредиторской и дебиторской задолженности;
· Кс – показатель соотношениякраткосрочных обязательств и наиболее ликвидных активов, этот коэффициентявляется обратной величиной показателя абсолютной ликвидности;
· Кур – убыточность реализациипродукции, характеризующийся отношением чистого убытка к объёму реализации этойпродукции;
· Кфр – соотношение заёмного исобственного капитала;
· Кзаг – коэффициент загрузкиактивов как величина, обратная коэффициенту оборачиваемости активов.
Комплексный коэффициент банкротстварассчитывается по формуле со следующими весовыми значениями:

Кком = 0,25х Куп +0,1хКз + 0,2хКс + 0,25хКур + 0,1хКфр + 0,1хКзаг.
Весовые значения частных показателей длякоммерческих организаций были определены экспертным путём, а фактическийкомплексный коэффициент банкротства следует сопоставить с нормативным,рассчитанным на основе рекомендуемых минимальных значений частных показателей:Куп = 0; Кз = 1; Кс = 7; Кур = 0; Кфр = 0,7; Кзаг = значение Кзаг в предыдущем периоде.
Если фактический комплексный коэффициентбольше нормативного, то вероятность банкротства велика, а если меньше – товероятность банкротства мала.
Все вышеописанныеметодики диагностики кризисной ситуации (банкротства) коммерческой организацииимеют ряд недостатков, которые серьёзно затрудняют их применимость в условияхпереходной российской экономики:
· двух-трёхфакторныемодели не являются достаточно точными. Точность прогнозирования увеличивается, если вовнимание принять большее количество факторов.
· «импортные»модели Э. Альтмана и У. Бивера содержат значения весовых коэффициентов и пороговых значенийкомплексных и частных показателей, рассчитанные на основе американскиханалитических данных шестидесятых и семидесятых годов. В связи с этим они несоответствуют современной специфике экономической ситуации и организациибизнеса в России, в том числе отличающейся системе бухгалтерского учёта иналогового законодательства и т.д. Отсутствие в России статистическихматериалов по организациям-банкротам не позволяет скорректировать методикуисчисления весовых коэффициентов и пороговых значений с учётом российских экономическихусловий, а определение данных коэффициентов экспертным путём не обеспечивает ихдостаточной точности.
· различияв специфике экономической ситуации и в организации бизнеса между Россией и развитымирыночными экономиками оказывают влияние и на сам набор финансовых показателей,используемых в моделях зарубежных авторов.
· вмоделях зарубежных авторов не учитываются некоторые важные показатели, специфические дляроссийского рынка, например, доля денежной составляющей в выручке.
· периодпрогнозирования в вышеуказанных методиках и моделях колеблется от трёх – шестимесяцев допяти лет, а в некоторых моделях срок прогнозирования вообще не указывается. Вусловиях нестабильной и динамично реформируемой к рыночным отношениямэкономической системы России использование периода прогнозирования, равногопяти годам, как это имеет место в моделях зарубежных авторов, по нашему мнению,преждевременно, и необходимо использовать более короткие промежутки времени (доодного – двух лет).
· внекоторых методиках используются показатели, отличающиеся высокой положительной илиотрицательной корреляцией или функциональной зависимостью между собой. Этоприводит к ненужному усложнению этих методик, не увеличивая точности прогнозирования.
· указанныеметодикидают возможность определить вероятность приближения лишь стадии кризиса(банкротства) коммерческой организации и не позволяют прогнозироватьнаступление фазы роста и других фаз её жизненного цикла.
Таким образом, в качестве оценкикризисного положения предприятия целесообразно использовать не толькокачественные, но и количественные показатели.

2. Признаки, процедуры банкротства
 
2.1 Признаки банкротства
В законе определен понятийный аппарат,используемый для целей данного закона. Наиболее важным является определениепонятия несостоятельности (банкротства).
Несостоятельность (банкротство),определяется законом как признанная арбитражным судом неспособность должника вполном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам иисполнить обязанность по уплате обязательных платежей.[3]
При этом к обязательным платежамотносятся налоги, сборы и иные взносы в бюджет соответствующего уровня.Минимальный размер обязательств должен составлять для юридических лиц – неменее 100 000 руб.
Действие закона распространяется на всеюридические лица за исключением казенных предприятий, политических партий ирелигиозных организаций. Отношения, связанные с участием иностранных лиц вкачестве кредиторов, регулируются этим законом в случае, если иное непредусмотрено международным договором РФ. Соответственно, решения судов иностранныхгосударств по делам о банкротстве признаются на территории РФ на основемеждународных договоров РФ, а при их отсутствии – на началах взаимногосоглашения, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Важным для применения закона являетсяопределение признаков банкротства (ст. 3). Нас в нашей работе интересует пункт2 данной статьи, касающийся коммерческих организаций. Юридическое лицосчитается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежнымобязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей,если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им втечение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.[4]
Состав и размер денежных обязательств иобязательных платежей (ст. 4) определяются на дату подачи в арбитражный судзаявления о признании должника банкротом. При этом арбитражным судом принимаетсярешение об открытии конкурсного производства в целях соразмерного удовлетворениятребований кредиторов на дату введения каждой процедуры банкротства, следующейпосле наступления срока исполнения соответствующего обязательства. На датуоткрытия конкурсного производства устанавливается величина денежныхобязательств перед кредиторами и обязательных платежей в бюджет. Величинаобязательств в иностранной валюте определяется по курсу ЦБ РФ на дату введениякаждой процедуры банкротства.
Наличие признаков банкротства всоответствии с федеральным законом определяется размером денежных обязательствза переданные товары, работы и услуги; обязательств по займам с учетомпроцентов, размером задолженности вследствие причинения вреда имуществукредиторов (за исключением обязательств по выплате выходных пособий и оплатетруда лицам по трудовому договору, по авторским договорам, обязательств перед учредителями,обязательств перед гражданами вследствие причинения вреда их жизни или здоровью),а также размером обязательных платежей (без учета штрафных и иных финансовыхсанкций). Указанные штрафные и иные финансовые санкции не учитываются при определенииналичия признаков банкротства.
 

2.2 Сущностьпроцедур банкротства
Закон регулирует порядок и условияпроведения процедур банкротства и мер по его предупреждению.
Для реализации требований федеральногозакона предусмотрены процедуры, по которым в законе даны необходимыеопределения. Это процедуры:
· наблюдение – процедура банкротства,применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника,проведения анализа финансового состояния должника, составления реестратребований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
· финансовое оздоровление – процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашениязадолженности;
· внешнее управление – процедурабанкротства, применяемая к должнику в целях восстановления егоплатежеспособности;
· конкурсное производство – процедурабанкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целяхсоразмерного удовлетворения требований кредиторов;
· мораторий – процедура приостановленияисполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей.[5]
Основной задачей процедур банкротстваявляется практическая реализация судебного акта, принятого арбитражным судом, сцелью окончательного разрешения конфликта.
На стадии процедур банкротстваарбитражный суд выполняет, в основном, контрольно-надзорные, а такжеруководящие функции. Контроль суда осуществляется путем рассмотрения поправилам, установленным АПК для судебного разбирательства, жалоб и заявленийлиц, участвующих в деле. Суду принадлежит руководящая роль – в утверждениирезультатов, в том числе промежуточных, процедур банкротства, продлении ихсроков, освобождении и назначении арбитражных управляющих и т. п.
Наблюдение – процедура банкротства, цельюкоторой является исполнение судебного акта арбитражного суда и осуществлениеподготовки дела о банкротстве к судебному разбирательству.
Наблюдению предшествует процедурапроверки требований кредитора. Эта новая процедура предусмотрена закономРоссийской Федерации о банкротстве и проводится после получения отзыва должникана заявление кредитора. Таким образом, только суд может подтвердитьобоснованность требований кредиторов и принять решение о введении процедуры наблюдения.Если суд установит, что требования кредиторов необоснованны, он отказывает врассмотрении заявления.
Судебное разбирательствоарбитражного суда по делу о банкротстве производится по правилам, установленнымАПК (глава 19), без каких-либо особенностей, за исключением обязательностипроведения его в коллегиальном составе, состоящем, из не менее чем, трехпрофессиональных судей арбитражного суда.
В случае если должник имеет признакинесостоятельности, оснований для введения реабилитационных процедур не имеется,суд выносит решение о признании должника банкротом и открытии в отношении негопроцедуры конкурсного производства (ст. 53 Закона).
Открытие конкурсного производстваосуществляется по решению арбитражного суда о признании должника банкротом. Оновводится сроком на один год, по ходатайству участвующего в деле лица срок можетбыть продлен, но не более чем на шесть месяцев. Исполнение обязательствдолжника может быть осуществлено либо собственником имущества должника (унитарногопредприятия), либо учредителями, либо третьими лицами на основе реестратребований кредиторов в любое время до окончания конкурсного производства. Наоснове отчета конкурсного управляющего, кандидатура которого утверждаетсяарбитражным судом, суд выносит определение о прекращении производства по делу обанкротстве.
Открытие конкурсного производства связанос наступлением определенных последствий с даты принятия арбитражным судомрешения о признании должника банкротом. К ним относятся:
· наступление срока исполнения денежныхобязательств и обязательных платежей с даты открытия конкурсного производства;
· прекращение начисления штрафов, пеней,процентов и иных финансовых санкций по всем видам задолженности должника;
· прекращение признания сведений офинансовом состоянии должника конфиденциальными или составляющими коммерческуютайну;
· прекращение исполнения требований повсем исполнительным документам и передача их судебными приставами-исполнителямиконкурсному управляющему;
· требования кредиторов могут быть предъявленытолько в ходе конкурсного производства за исключением требований о признанииправа собственности, о взыскании морального вреда, о признании недействительныминичтожных сделок, о требовании имущества из чужого незаконного владения;
· снятие ранее наложенных арестов наимущество и прекращение наложения новых арестов;
· прекращение полномочий руководителядолжника и иных органов управления должника за исключением органов управления,которые в соответствии с учредительными документами принимают решения озаключении крупных сделок и соглашений об условиях представления третьимилицами денежных средств для исполнения обязательств должника;
· руководитель должника, временныйуправляющий, внешний управляющий должны передать конкурсному управляющемубухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы, материальныеценности в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего;
· представители учредителей унитарногопредприятия (собственника имущества должника) обладают правами лиц, участвующихв деле о банкротстве в ходе конкурсного производства.[6]
Отдельными статьями (ст. 128, 129)Федерального закона о банкротстве регулируются полномочия конкурсногоуправляющего.
В Федеральном законе о банкротстве (ст.131) дано определение имущественных ценностей должника, составляющих конкурснуюмассу. Это имущество, имеющееся у должника на момент открытия конкурсного производстваи выявленное в ходе данного производства. Из этого имущества исключаютсяимущество, изъятое из оборота, и имущественные права должника, связанные слицензией на осуществление отдельных видов деятельности. Отдельно учитываетсяимущество, являющееся предметом залога.
Для учета конкурсной массы имуществадолжника управляющий имеет право привлекать бухгалтеров и аудиторов.
Вне очереди за счет конкурсной массыпогашаются следующие текущие обязательства:
· судебные расходы должника, в том числерасходы по опубликованию сведений о введении наблюдения, о признании должникабанкротом, об открытии конкурсного производства и о прекращении конкурсногопроизводства (ст. 28);
· расходы по выплате вознагражденияарбитражному управляющему и реестродержателю;
· расходы по текущим коммунальным иэксплуатационным платежам организации-должника;
· задолженность по оплате трудаработников должника за период;
· конкурсного производства, а также запериод рассмотрения вопроса о признании должника банкротом;
· требования кредиторов, возникшие и допризнании должника банкротом в период после принятия арбитражным судомзаявления о признания должника банкротом;
· расходы по проведению мероприятий,связанных с недопущением экологической или техногенной катастрофы в результатепрекращения деятельности организации-должника;
· иные расходы, связанные с проведениемконкурсного производства.
Очередность удовлетворения требованийкредиторов по текущим денежным обязательствам должника определяется ГК РФ (ст.855). Требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
· в первую очередь удовлетворяютсятребования граждан за причинение вреда жизни и здоровью, а также компенсацияморального вреда;
· во вторую очередь производятся расчетыпо выплате выходных пособий, по оплате труда по трудовому договору и по оплатевознаграждений по авторским договорам;
· в третью очередь производятся расчеты сдругими кредиторами.
Новый закон о банкротстве предусмотрел,что на время введения внешнего управления проценты и пени по просроченнымплатежам, в том числе и налоговым, начисляться только в порядке, предусмотренномстатьей 395 Гражданского Кодекса (по ставке рефинансирования Центрального банкаРоссийской Федерации). По окончании внешнего управления – неустойки, штрафы ипени могу быть представлены кредитором к оплате только в размере,существовавшем до введения внешнего управления.
 
2.3 Реабилитационные процедуры
Случаи, когда арбитражный суд порезультатам судебного разбирательства выносит определение, можно условноразделить на две группы: при введении реабилитационной процедуры и при прекращениипроизводства по делу (оставлении заявления без рассмотрения).
Законом предусмотрены двереабилитационные (другое наименование – реорганизационные) процедуры: внешнееуправление и финансовое оздоровление.
Решение об их введении принимаетсяарбитражным судом в случаях, когда должник имеет признаки несостоятельности, нопредполагается, что его платежеспособность может быть восстановлена. Определениео введении финансового оздоровления или внешнего управления является промежуточнымсудебным актом: в случае восстановления платежеспособности по результатамуказанных процедур, арбитражный суд прекращает производство по делу (ст. 57Закона), если же платежеспособность не восстановлена, арбитражный суд, как правило,принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсногопроизводства (ст.88, 119 Закона).
Прекращение производства по делу обанкротстве производится арбитражным судом в случаях: восстановленияплатежеспособности должника в ходе финансового оздоровления или внешнегоуправления, заключения мирового соглашения и утверждения его судом, отказа всехкредиторов от требований о признании должника банкротом, удовлетворения всехтребований кредиторов, завершения конкурсного производства (ст. 57 Закона).Указанные случаи прекращения производства по делу о банкротстве можно квалифицироватькак отсутствие правовой необходимости в продолжение рассмотрения дела ввидувыполнения целей банкротства – института материального и процессуального права.
Санация – реорганизационная процедура.Она заключается в том, что предприятию-должнику может быть предоставленафинансовая помощь в размере, достаточном для погашения денежных обязательств иобязательных платежей и восстановления платежеспособности должника.
Санация предприятия проводится в трехосновных случаях:
· до возбуждения кредиторами дела обанкротстве, если предприятие в попытке выхода из кризисного состоянияприбегает к внешней помощи по своей инициативе;
· если само предприятие, обратившееся варбитражный суд с заявлением о своем банкротстве одновременно предлагаетусловия своей санации;
· если решение о проведении санациивыносит арбитражный суд по поступившим предложениям от желающих удовлетворитьтребования кредиторов и предприятия должника и выполнить его обязательстваперед бюджетом.
В зависимости от глубины кризисапредприятия и условий предоставления ему внешней помощи, различают два видасанации, каждая из которых имеет ряд форм.
1. Санация предприятия, направленная нареорганизацию долга (без изменения статуса юридического лица санируемогопредприятия). Такая санация обычно осуществляется для помощи предприятию вустранении его неплатежеспособности, если его кризисное состояние рассматриваетсякак временное явление:[7]
· погашение долга предприятия за счетсредств бюджета. В такой форме санируются только государственные предприятия;
· погашение долга предприятия за счетцелевого банковского кредита. Такая форма санации осуществляется, как правило,коммерческим банком, обслуживающим предприятие, после тщательного аудитадеятельности последнего;
· перевод долга на другое юридическоелицо. Таким юридическим лицом может быть любое предприятие, осуществляющеепредпринимательскую деятельность, которое пожелало принять участие в санациипредприятия-должника;
· выпуск облигаций (и других ценныхбумаг) под гарантию санатора. Такая форма санации осуществляется, как правило,коммерческим банком, обслуживающим предприятие.
2. Санация предприятия с изменением, какправило, статуса юридического лица санируемого предприятия. Эта форма санацииносит название реорганизации предприятия и требует осуществления ряда реорганизационныхпроцедур, связанных со сменой его формы собственности, организационно-правовойформы деятельности и т. п. (слияние, поглощение, разделение, преобразование воткрытое акционерное общество, передача в аренду, приватизация). Онаосуществляется при более глубоком кризисном состоянии предприятия.
Санация осуществляется в порядке и наусловиях, определенных в соглашении и под контролем арбитражного суда.
Продолжительность санации не должнапревышать 18 месяцев. Арбитражным судом ее срок может быть продлен, но не болеечем на 6 месяцев. Санация завершается по достижении ее цели прекращениемпроизводства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия либо вслучае ее неэффективности решением арбитражного суда о признании предприятиянесостоятельным (банкротом) и открытии конкурсного производства.

3. Финансово-правовые аспекты.Нормативно-правовоерегулирование
3.1 Сравнительныйанализ законодательств о банкротстве 1992, 1998 и 2002 гг.
Пожалуй, начать следует с того, что закон 2002 г. в несколько раз превосходит по объему Закон «О несостоятельности(банкротстве) предприятий», существовавший в России с 1992 г., что свидетельствует о более детальном подходе законодателя к проблемам банкротства в нашейстране.
Серьезные изменения внесены не только всуществующую процедуру банкротства, но и в само понятие «банкрот». Всоответствии с дефиницией, закрепленной в старом законодательстве, банкротомпризнавалось лицо «неспособное удовлетворить требования кредиторов по оплатетоваров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи вбюджет и бюджетные фонды, в связи с превышением обязательств должника над егоимуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника». Какследует из этого определения, для признания лица банкротом суду было необходимоустановить величину стоимости имущества должника, сравнить ее с величиной его задолженности,затем оценить структуру его баланса, и лишь затем сделать окончательный вывод окредитоспособности должника. Если прибавить ко времени, которое суд должен былтратить на эти процедуры, еще три месяца, которые должны были истечь со днянаступления обязательства по оплате долга до подачи в суд иска о признании лицабанкротом, то нетрудно представить, сколько времени кредитору приходилось ждатьвозврата своих средств. Кроме того, процедура банкротства вообще не моглаприменяться в тех случаях, когда стоимость имущества должника, пустьнезначительно, но превышала сумму его обязательств, а структура его балансапризнавалась удовлетворительной. Для кредитора такое положение вещей означалодальнейшую отсрочку возможности взыскать с должника причитающуюся сумму.
Закон 2002 г. никаким образом не связывает возможность признать лицо банкротом с соотношением между егоактивами и величиной долга. Основных условий, необходимых и достаточных длябанкротства Закон установил два: истечение трех месяцев с момента наступлениядаты исполнения обязательства, величина этого обязательства превышает 500кратный размер установленной законом минимальной оплаты труда.
Установление размера требованийкредиторов в институте о банкротстве занимает одно из центральных мест.
Нормы федеральных законов о банкротстве1992 и 1998 годов, которыми регулировались основания и порядок установленияупомянутой задолженности, оказались явно неудовлетворительными. Их применениенередко приводило к злоупотреблениям и переделу собственности, и обусловило рядизменений в законе 2002 г.
В соответствии с Законом о банкротстве 1998 г. основаниями для признания требований кредиторов установленными выступали: признание требованийдолжником, судебное решение о взыскании задолженности вне рамок дела о банкротстве,определение арбитражного суда, установившего размер задолженности в рамках делао банкротстве.[8]
Закон о банкротстве 2002 г. существенно изменил нормы, касающиеся оснований и порядка установления размера требованийкредиторов.
На основании п.3 ст. 4 и п.6 ст. 16закона 2002 г. право принятия решения о включении или не включении требованийкредиторов в реестр предоставлено только арбитражному суду, рассматривающемудело о банкротстве. Единственное исключение из этого правила – возможностьвключения в реестр требований работников по оплате труда и выплате выходныхпособий может быть осуществлено по представлению арбитражного управляющего.
Признание долга должником и решение судао взыскании задолженности, вынесенное до начала процесса о банкротстве поновому закону не являются способами установления размера требований кредиторов.
Установление обоснованности размерапретензий кредиторов только судом исключает возможность злоупотреблений состороны нашедших общий язык кредитора и должника. Дополнительные полномочияусиливают позиции арбитражного суда в процессах о банкротстве, позволяютзаново, по своему усмотрению оценить взаимоотношения между кредитором и должникоми, тем самым, повышают независимость суда.
Объективно оценить положительный иотрицательный эффект нововведений закона позволит только анализ практики егоприменения.
Характеризуя закон России о банкротстве,следует отметить, что он несколько изменил не только концепцию, но и положения,касающиеся процедур банкротства, правового статуса субъектов производства, атакже ввел ответственность за соответствующие правонарушения.
Концептуально закон «О банкротстве»направлен на то, чтобы избежать банкротства должника и, прежде всего,восстановить его платежеспособность. Поэтому до открытия производства по делу опризнании должника банкротом законодатели России обязывают учредителей,участников, собственников имущества юридического лица, а также органыисполнительной власти и местного самоуправления принимать своевременные мерыдля предотвращения банкротства предприятия-должника.
Закон обязывает руководителя предприятиясвоевременно устанавливать признаки банкротства и уведомлять об этомучредителей (участников) должника или собственника имущества унитарного предприятия.
В российском, законе предусмотреныслучаи, когда кредитор обязан обратиться в хозяйственный суд с заявлением овозбуждении дела о банкротстве. Закон также предусматривает ответственностьлиц, на которых возложена обязанность подачи заявления. Если обстоятельствасложились так, что заявление обязательно должно было быть подано, а должностныелица по каким-либо причинам этого не сделали, то они несут субсидиарную ответственностьпо обязательствам должника, возникшим по истечении месяца с момента возникновенияуказанных обстоятельств.
Нынешний вариант закона о банкротствеРоссии также обязывает кредитора подтверждать свои заявленные требованиявступившим в силу решением суда. К тому же теперь в России такое заявлениеможет быть подано кредитором не раньше, чем по истечении 30 дней с моментапередачи исполнительного листа по своим требованиям судебному приставу-исполнителю.
Российский закон о банкротстве совершеннопо-другому определил порядок назначения арбитражного управляющего. Онназначается судом через саморегулируемые организации, порядок образования,статус и полномочия которых определяются в законе о банкротстве. Процедураназначения арбитражного управляющего в России выглядит так: арбитражный суд направляетв саморегулируемую организацию запрос о предоставлении списка из трехкандидатур арбитражных управляющих. После получения такого списка должник икредитор имеют право сделать отвод по одной кандидатуре. Кандидатура, неполучившая отвод, назначается арбитражным судом. Таким образом, согласно новомузаконодательству о банкротстве, в России арбитражный суд лишен правасамостоятельно утверждать кандидатуру арбитражного управляющего (подробнее п.3.3).
Весьма существенным новшеством,закрепленным законом 2002 г., является специфика моратория на удовлетворениетребований кредиторов, вводимого на период внешнего управления. Сам институтвведения моратория существовал и в законодательствах 1992 и 1998 гг., однако,его эффективность для восстановления платежеспособности должника существенно снижаласьтем, что на время введения моратория должнику начислялись штрафы и пени попросроченным платежам. Таким образом, пытаясь преодолеть финансовый кризис,должник неминуемо обнаруживал тщетность своих усилий, так как с течениемвремени увеличивалась и его задолженности.
3.2 Условиявозбуждения дела о банкротстве
Для возбуждения дела о банкротстве,помимо поступления в арбитражный суд соответствующего заявления, необходимоналичие определенных материально- и процессуально-правовых условий. Рассмотримих более подробно.
Материально-правовые условия включают всебя:
· наличие субъекта банкротства, т. е.лица, которое, в соответствии с законодательством, может быть объявленобанкротом (иными словами – обладающего конкурсноспособностью). К таким лицам относятсяюридические лица, за исключением казенных предприятий, религиозных иполитических организаций, учреждений, и граждане, в том числе индивидуальныепредприниматели;
· наличие у должника признаковбанкротства.
При отсутствии хотя бы одного изназванных материально-правовых условий, арбитражный суд отказывает в принятиизаявления о признании должника банкротом (ст. 43 Закона).
Процессуально-правовые условия:
· направление в арбитражный суд заявленияо признании должника банкротом лицом, обладающим таким правом. Круг лиц, которыемогут быть обратиться с заявлением, Законом ограничен. В соответствии со ст.7Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должникабанкротом обладают только: должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
К конкурсным кредиторам относятся толькокредиторы по денежным обязательствам (ст. 2, 4 Закона), т.е. обязательствам,основанным на нормах гражданского законодательства, за исключением граждан,перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни и здоровью,морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторскимдоговорам, а также учредителей (участников) должника – юридического лица пообязательствам, вытекающим из такого участия (к примеру, из обязательств поуплате дивидендов акционерам, выплате денежного эквивалента пая участникамобществ).
Помимо конкурсных (условно говоря,гражданско-правовых) кредиторов, право на участие в деле о банкротстве и,соответственно, на подачу заявления о признании должника банкротом, Законпредоставляет и другим лицам, которые, также условно, могут быть названыадминистративно-правовыми кредиторами. Таких лиц Закон называет уполномоченнымиорганами, к их числу, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30ноября 2002 г. № 185 «Об уполномоченном и регулирующем органе в делах о банкротствеи процедурах банкротства», в настоящее время относится только Федеральнаяслужба по финансовому оздоровлению и банкротству. При банкротстве кредитных организацийуполномоченным органом выступает Банк России.
В любом случае, правом на обращение варбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладает самдолжник, лицо, обладающее конкурсноспособностью и имеющее признаки банкротства.
Необходимо также соблюдение определенногопорядка получения долга, что можно уподобить досудебному урегулированию спора,существующему в исковом производстве в некоторых случаях. Так, конкурсный кредитор,а также уполномоченный орган по денежным обязательствам, прежде чем обращатьсяс заявлением о признании должника банкротом, должен попытаться взыскать долг впорядке исполнительного производства (п. 3 ст. 6, п. 2 ст. 7, 39, 40 Закона).Отсутствие доказательств обращения с иском и возбуждения исполнительногопроизводства является основанием для возвращения арбитражным судом заявления.
До обращения уполномоченного органа сзаявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением имобязанности по уплате обязательных платежей, органы исполнительной власти,наделенные правом взыскания обязательных платежей и сборов (налоговые итаможенные органы) обязаны принять решение о взыскании недоимки за счетимущества должника. Отсутствие такого решения также является основанием для возвращенияарбитражным судом заявления.
Лицо, имеющее право на подачу заявления опризнании должника банкротом, обязано оформить его в соответствии стребованиями, установленными АПК и Законом о банкротстве. Требования к содержаниюзаявления предъявляются Законом о банкротстве более жесткие, чем АПК к исковомузаявлению.
Помимо документов, установленных АПК кним относятся: документы, подтверждающиеналичие задолженности, а также неспособность должника удовлетворить требованиякредиторов в полном объеме; учредительные документы должника – юридическоголица, а также свидетельство о государственной регистрации юридического лица илидокумент о государственной регистрации индивидуального предпринимателя; списоккредиторов и должников заявителя с расшифровкой кредиторской и дебиторскойзадолженностей и указанием адресов кредиторов и должников заявителя; бухгалтерскийбаланс на последнюю отчетную дату или заменяющие его документы либо документы осоставе и стоимости имущества должника-гражданина; решение собственникаимущества должника – унитарного предприятия или учредителей (участников)должника, а также иного уполномоченного органа должника об обращении должника варбитражный суд с заявлением должника при наличии такого решения; решениесобственника имущества должника – унитарного предприятия или учредителей(участников) должника, а также иного уполномоченного органа должника обизбрании (назначении) представителя учредителей (участников) должника илипредставителя собственника имущества должника – унитарного предприятия; протоколсобрания работников должника, на котором избран представитель работниковдолжника для участия в арбитражном процессе по делу о банкротстве, еслиуказанное собрание проведено до подачи заявления должника; отчет о стоимостиимущества должника, подготовленный независимым оценщиком, при наличии такогоотчета; документы, подтверждающие наличие у руководителя должника допуска кгосударственной тайне, с указанием формы такого допуска (при наличии у должникалицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющихгосударственную тайну); документы, подтверждающие иные обстоятельства, накоторых основывается заявление должника. Иные документы в случаях,предусмотренных Законом о банкротстве.
К заявлению должника прилагаютсяподлинники указанных в Законе о банкротстве документов или их заверенныенадлежащим образом копии.
Заявление конкурсного кредитора опризнании должника банкротом (далее – заявление кредитора) подается варбитражный суд в письменной форме. Заявление кредитора – юридического лицаподписывается его руководителем или представителем.
В заявлении кредитора должны бытьуказаны:
· наименование арбитражного суда, вкоторый подается заявление кредитора;
· наименование (фамилия, имя, отчество)должника и его адрес;
· наименование (фамилия, имя, отчество)конкурсного кредитора и его адрес;
· размер требований конкурсного кредиторак должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов,пеней);
· обязательство, из которого возниклотребование должника перед конкурсным кредитором, а также срок исполнения такогообязательства;
· вступившее в законную силу решениесуда, арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требованияконкурсного кредитора к должнику;
· доказательства направления(предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставови его копии должнику;
· доказательства оснований возникновениязадолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
· наименование и адрес саморегулируемойорганизации, из числа членов которой должен быть утвержден временныйуправляющий;
· размер вознаграждения арбитражногоуправляющего;
· перечень прилагаемых к заявлениюкредитора документов.
Конкурсный кредитор в своем заявлениивправе указать профессиональные требования к кандидатуре временногоуправляющего. В заявлении кредитора могут быть указаны иные сведения, имеющиеотношение к рассмотрению дела о банкротстве.
К заявлению кредитора также могут бытьприложены имеющиеся у конкурсного кредитора ходатайства.
Конкурсный кредитор обязан направитькопию заявления кредитора должнику.
Кроме документов, предусмотренныхАрбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, к заявлению кредитораприлагаются документы, подтверждающие:
· обязательства должника перед конкурснымкредитором, а также наличие и размер задолженности по указанным обязательствам;
· доказательства оснований возникновениязадолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);
· иные обстоятельства, на которыхосновывается заявление кредитора.

3.3Деятельность арбитражных управляющих
Отдельными статьями Федерального закона обанкротстве (ст. 20-26) регулируются порядок назначения, права и обязанности,требования к кандидатуре и ответственность арбитражного управляющего, а такжеправила их профессиональной деятельности (ст. 29).
Как указал Конституционный Суд РоссийскойФедерации в Постановлении от 22 июля 2002 г. N 14-П по делу о проверкеконституционности ряда положений Федерального закона «О несостоятельности(банкротстве)», процедуры банкротства носят публично-правовой характер. Онипредполагают принуждение меньшинства кредиторов большинством, а потому, вследствиеневозможности выработки единого мнения иным образом, воля сторон формируется подругим, отличным от искового производства, принципам. В силу различных,зачастую диаметрально противоположных интересов лиц, участвующих в деле обанкротстве, законодатель должен гарантировать баланс их прав и законныхинтересов, что, собственно, и является публично-правовой целью института банкротства.
Достижение этой публично-правовой целипризван обеспечивать арбитражный управляющий, утверждаемый арбитражным судом впорядке, установленном статьей 45 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)»,и для проведения процедур банкротства наделяемый полномочиями, которые взначительной степени носят публично-правовой характер: он обязан принимать мерыпо защите имущества должника, анализировать финансовое состояние должника ит.д., действуя добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов иобщества[9] (пункты 4 и 6статьи 24).
Решения арбитражного управляющегоявляются обязательными и влекут правовые последствия для широкого круга лиц.Публично-правовой статус арбитражных управляющих обусловливает правозаконодателя предъявлять к ним специальные требования, касающиеся, в том числечленства в профессиональном объединении, на которое государство также возлагаетответственность за обеспечение проведения процедур банкротства надлежащим образом.
В силу пункта 2 статьи 19 Федеральногозакона 1998 г. «О несостоятельности (банкротстве)», арбитражный управляющийдействовал на основании лицензии, выдаваемой государственным органом РоссийскойФедерации по делам о банкротстве и финансовому оздоровлению; отзыв в установленномфедеральным законом порядке лицензии арбитражного управляющего в периодосуществления им полномочий арбитражного управляющего являлся основанием дляего отстранения арбитражным судом от исполнения соответствующих обязанностей.Федеральным законом от 8 августа 2001 года «О лицензировании отдельных видовдеятельности» необходимость лицензирования деятельности арбитражных управляющихне предусматривается.
Соответственно, в Федеральном законе 2002 г. лицензирование как форма государственного регулирования деятельности арбитражных управляющихзаменена на иной, альтернативный механизм обеспечения стандартовпрофессиональной деятельности, предполагающий обязательность их членства водной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. В такой заменепроявляется конституционный принцип соразмерности в правовом регулированииэкономической деятельности. Создание саморегулируемых организаций арбитражныхуправляющих практически одновременно с отказом от лицензирования деятельностиарбитражных управляющих означает, что государство переложило на эти организациичасть своих, публично-правовых, функций.[10] Такой подходнапрямую связан с проводимой в Российской Федерации административной реформой,среди приоритетных направлений которой, согласно Указу Президента Российской Федерацииот 23 июля 2003 г. N 824 «О мерах по проведению административной реформы в2003-2004 годах» – ограничение вмешательства государства в экономическуюдеятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточногогосударственного регламентирования, а также развитие системы саморегулируемыхорганизаций в области экономики.
Как результат определенной модификацииконтрольной деятельности государства в области финансового оздоровления ибанкротства может рассматриваться возложение на саморегулируемые организацииарбитражных управляющих такой функции, как контролирование профессиональной деятельностисвоих членов в части соблюдения требований Федерального закона «О банкротстве»и установленных саморегулируемой организацией правил профессиональнойдеятельности арбитражного управляющего (пункт 2 статьи 22).

Заключение
Институт банкротства являетсянеотъемлемой частью современной рыночной экономики. Введение государствоминститута банкротства способствует грамотному регулированию государствомрыночных отношений и защите всех форм рыночной собственности. Стабилизирующимфактором института, является законодательство. В 2002 г. вышел последний закон«О несостоятельности», который восполнил пробелы и недостатки в законах 1992 и1998 годов. Законодательство о банкротстве 2002 г. – новый этап в развитии правовой системыРоссии.
Наступлению неплатежеспособностикоммерческой организации предшествуют несколько фаз: снижение рентабельности иобъемов прибыли убыточность производства, истощение или отсутствие резервныхфондов. В этот период, используя количественные и качественные методы анализаможно прогнозировать банкротство. Для его предотвращения и выхода из кризисавводится антикризисное управление.
Для реализации требований федеральногозакона предусмотрены процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнееуправление, конкурсное производство. Финансовое оздоровление и внешнее управление– реабилитационные процедуры, направленные в помощь терпящему бедствиепредприятию. Законодательная разработка процедур конкурсного производства ивнешнего управления играет важную роль в оздоровлении экономики и принятииобоснованных решений о банкротстве. Проведению процедур предшествует наличиепризнаков банкротства.
Весьма важную роль во всех процедурах,предписываемых законом о банкротстве, играют арбитражные управляющие. Этотобщий термин распространяется на временного управляющего, управляющего внешнегои конкурсного управляющего. Закон предполагает, что в качестве арбитражногоуправляющего судом может быть назначено физическое лицо, зарегистрированное вкачестве индивидуального предпринимателя и имеющего специальную лицензию назанятие такого рода деятельностью. Закон предполагает, что все арбитражныеуправляющий должны пройти соответствующее обучение и получить лицензию. Ужесточениетребований к арбитражным управляющим призвано повысить их профессиональныйуровень и соответственно эффективность.
В условиях переходной экономики, когдапроизошли коренные изменения в принципах хозяйствования, банкротство приобрелоширокий размах. Причины этого явления далеко не всегда в нерадивостируководителей. Основная беда, ведущая к банкротству – общая экономическаянестабильность, разбалансированность рынка, отсутствие надежных правовыхмеханизмов, гарантирующих защиту добросовестного предпринимательства.

Библиографическийсписок использованной литературы
 
1. Арбитражно-процессуальный кодекс РФ от18.12.01 № 174-ФЗ.
2. Конституция РФ от 19.12.1993. //Российская газета. 25.12.93 г.
3. Гражданский Кодекс РФ. 30.11.94 №51-ФЗ.
4. Федеральный закон РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» – М: Кремль 26 октября 2002 года N 127-ФЗ.
5. Федеральный закон РФ «Онесостоятельности (банкротстве)» – М., 1998.
6. АльтовВ.В. Анализ финансового состояния компании. Основные подходы к проведениюанализа финансового состояния предприятия. – М., 2003.
7. Анализфинансово-экономической деятельности предприятия: Учеб. пособие для вузов //Под ред. проф. Н.П. Любушина. – М., 2001.
8. ВитрянскийВ.В. Пути совершенствования законодательства о банкротстве. // Вестник ВАС.2001. № 3.
9. Долинская В.В. Новый этап развития законодательства о несостоятельности(банкротстве). // Закон. 2003. № 8.
10. КиперманГ. Новый закон о банкротстве. // Финансовая газета. Региональный выпуск. № 47.Ноябрь 2002 г.
11. Попандопуло В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности(банкротства). – М.: Юристъ. 2001.
12. Шершеневич Г.Ф. Конкурсное право. – М., 2005.
13. КовалевА.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – Изд. 4-е,исправл., доп. – М., 2005.
14. СавицкаяГ.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М., 2004.
15. СмирноваИ.И. Сравнительная характеристика методов прогнозирования банкротства. // Менеджмент.2005. №1.
16. РаицкийК.А. Экономика предприятия: Учебник. – М., 2006.