Анализ результатов торгово-хозяйственной деятельности У П магазина «Чаравница»

Содержание 1 Организационно – экономическая характеристика предприятия….2 Анализ результатов торгово – хозяйственной деятельности…3 Анализ издержек обращения…4 Анализ состава и структуры имущества предприятия… 29 Заключение…33 Список использованных источников… 1 Организационно – экономическая характеристика предприятия

Предприятие является юридическим лицом, имеет печать, штампы, бланки со своим наименованием, товарный знак (знак обслуживания), расчетный и иные счета в учреждениях банков. Целью создания УП магазина «Чаравница» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Основным предметом деятельности предприятия является: — осуществление розничной торговли ювелирными и непродовольственными товарами; — организация посреднической и коммерческой деятельности;

— организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции; — участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий. Магазин «Чаровница» осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, международными соглашениями, к которым присоединилась Республика Беларусь, и Уставом предприятия. Органами управления обществом являются: правление и дирекция. Имущество магазина составляют его основные фонды и оборотные средства, а также иные ценности, стоимость

которых отражается в балансе предприятия. Имущество не подлежит изъятию иначе как по решению суда, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Источниками формирования имущества предприятия являются: – денежные и материальные взносы; – доходы от предпринимательской деятельности; – доходы, полученные от унитарных предприятий, участия в хозяйственных обществах и товариществах; – иные источники, не запрещенные законодательством.
Основным обобщающим показателем финансовых результатов хозяйственной деятельности магазина является прибыль. Прибыль, остающаяся у магазина после уплаты налогов и платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды (чистая прибыль) поступает в полное распоряжение магазина. Из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты платежей в бюджет, бюджетные и внебюджетные фонды, по решению высшего органа управления могут быть образованы следующие фонды, необходимые для осуществления

деятельности: резервный фонд; фонд накопления; фонд потребления; иные фонды. Все фонды предприятия действуют на основании положений о них, утверждаемых, высшим органом управления . В положениях определяется порядок их формирования и размер. По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок работы предприятия; документы

бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др. Основные технико – экономические показатели работы предприятия за 9 месяцев т. г. представлены в таблице 1. Таблица 1. Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Чаравница». Показатели Ед. изм. 9 месяцев 2001г. 9 месяцев 2002г Изменение (+ ) в % 6 Розничный товарооборот, тыс. р. – в действующих ценах тыс. р.

484965 622999 138034 128,46 – в сопоставимых ценах тыс. р. 386652 509863 123211 131,87 Валовой доход – сумма тыс. р. 96598 139922 43324 144,85 – в % к обороту % 19,3 22,5 3,2 116,58 Издержки обращения -сумма тыс. р. 71514 110548 39034 154,58 – в % к обороту % 14,3 17,7 3,4 123,78 Доходы от внереализационных операций тыс. р. 252 148 -104 58,73
Балансовая прибыль – сумма тыс. р. 20184 16724 -3460 82,86 – в % к обороту % 4,2 2,7 -1,5 64,29 Среднесписочная численность чел. 26 27 1 103,85 Средний оборот 1-го работника -в действующих ценах тыс. р. 19187 23454 4267 122,24 – в сопоставимых ценах тыс. р. 14871 18514 3643 124,50 Товарооборот на 1 м2 торговой площади тыс. р. 1401 1995,4 594,4 142,43 Средняя заработная плата тыс. р.

88,3 140,8 52,5 159,46 Так как предприятие создано в целях реализации продукции и обеспечения маркетинговых исследований, рассмотрим вначале основные структуры служб маркетинга на предприятиях, а затем структуру рассматриваемого предприятия. Реализация концепции маркетинга на предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В настоящее время без такой службы, обеспечивающей проведение маркетинговых исследований по изучению перспектив спроса, требований потребителей к товару и его свойствам, тенденций этих требований

под влиянием различных факторов, производителям трудно выжить в конкурентной борьбе. Конечной целью функционирования маркетинговых служб является подчинение всей хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия законам существования и развития рынка. В этом заинтересованы как изготовители, так и потребители продукции. Службы маркетинга на предприятиях прошли в своем развитии несколько этапов, начиная от обычных отделов

сбыта, до специальных отделов маркетинга. В поле зрения службы маркетинга попадают все проблемы, связанные с потребителями предлагаемых товаров. В то же время другие подразделения, как правило, концентрируют свое внимание на различных частных задачах. Поэтому вполне естественно признать за отделом маркетинга функцию координации (интеграции) всей деятельности предприятия. Чтобы он задавал тон производству, необходимо сделать его статус самым высоким среди других подразделений.
В этом – залог реальной маркетинговой ориентации предприятия. Обеспечить самый высокий статус подразделений маркетинга на предприятии можно различными способами. Можно, например, подчинить отдел маркетинга непосредственно директору предприятия или первому его заместителю – директору по маркетингу. Последний должен быть хорошим экономистом, ориентированным на маркетинг (т.е. обладающим маркетинговым мышлением), новатором, иметь широкий кругозор и нестандартный подход к решению

стоящих перед предприятием задач. Эффективность реализации концепции маркетинга во многом зависит от организационной структуры службы маркетинга. Она может иметь много вариантов построения. Здесь не существует универсальной схемы. Отделы маркетинга могут быть созданы на разных основах. Они, как правило, являются частью коммерческой сферы деятельности предприятия. Каждое предприятие создает отдел маркетинга с таким расчетом, чтобы он наилучшим образом способствовал

достижению маркетинговых целей (выявление неудовлетворенного спроса покупателей, географическое расширение рынка, изыскание новых сегментов рынка, увеличение прибыли и т.д.). Основными вариантами организационных структур отдела маркетинга на предприятии могут быть: * функциональная; * товарная; * рыночная; * смешанная (товарно-рыночная). Функциональная организация службы маркетинга предполагает, что ответственность за исполнение каждой

функциональной задачи возлагается на отдельное лицо или группу лиц (рис. 1.1.) Рис. 1.1. Функциональная организация службы маркетинга. Функциональная организация целесообразна для предприятий, у которых количество товаров и рынков невелико. Функциональную структуру маркетинга характеризует слабая гибкость стратегии, так как она ориентирует на достижение текущего эффекта, а не на внедрение нововведений.
Подобная структура маркетинговой деятельности не способствует динамизму и новаторству. В целом же такая структура является эффективной формой организации только при устойчивом производстве ограниченного ассортимента изделий. Пользователями ее являются небольшие предприятия, предлагающие ограниченное количество наименований товаров, реализуемых на ограниченном числе рынков. Такую структуру могут применять и крупные фирмы, производящие товары, уникальные по своим техническим

характеристикам. Функциональная маркетинговая структура выступает базовой для всех остальных форм организации маркетинга. Для предприятий, выпускающих большое количество разнообразных товаров, требующих специфических условий производства и сбыта, целесообразна товарная организация службы маркетинга (рис. 1.2.). При этом по каждому товару (товарной группе) имеется свой управляющий с подразделением сотрудников, выполняющих все функциональные задачи маркетинга по данному товару.

Рис. 1.2. Товарная организация службы маркетинга Маркетинг конкретного товара в последнее время приобретает большее значение потому, что в странах развитого рынка дифференциация товара становится одним из главных факторов конкурентной борьбы. В этой связи важной является деятельность управляющего по товару. Круг его обязанностей в разных фирмах неодинаков, тем не менее, можно отметить его основные функции: • составление плана и бюджета маркетинга своего товара; • прогнозирование возможных изменений на рынке

товара; • сбор информации и изучение деятельности конкурентов; • координация деятельности всех подразделений предприятия, влияющих на маркетинг конкретного товара; • контроль за соотношением цен и соблюдением статей бюджета; • введение новых товаров и снятие с производства старых. Подобная маркетинговая структура в развитых странах имеет место в крупных децентрализованных компаниях, где каждый филиал специализируется на выпуске конкретного товара.
Для предприятий, реализующих свои товары на разных рынках, где наблюдаются неодинаковые покупательские предпочтения, а товары требуют специального обслуживания, целесообразна рыночная организация службы маркетинга (рис. 1.3.). Рис. 1.3. Рыночная структура службы маркетинга. Введение должности управляющего по рынку ставит запросы покупателей в центр внимания. Основные рынки закрепляются за управляющими по рынкам, последние сотрудничают со специалистами функциональных

подразделений в разработке планов по различным направлениям функциональной деятельности. Для каждого рынка должна быть выработана своя стратегия маркетинга. Для преодоления ограниченности товарной и рыночной организации крупные предприятия применяют товарно-рыночную организацию службы маркетинга. Она предполагает сочетание товарного и рыночного подходов с использованием принципа матрицы: управляющие по товарам отвечают за планирование сбыта и прибыли от

продажи своих товаров, а управляющие по рынкам – за развитие выгодных рынков для существующих и потенциально-возможных товаров (рис. 1.4.). Такая организационная структура целесообразна при широкой номенклатуре товаров и большом числе рынков, на которых работает предприятие. Рис. 1.4. Товарно-рыночная организации службы маркетинга. Нужно учитывать, что не существует идеальной ооганизационной структуры службы маркетинга, которая подходила

бы для любых условий. Каждой из приведенных форм организации службы маркетинга присущи как достоинства, так и недостатки (табл. 1.2.) Таблица 1.2. Сильные и слабые стороны организационных структур службы маркетинга. Сильные стороны Слабые стороны Функциональная организация • Простота управления • Однозначное описание состава обязанностей каждого сотрудника • Возможность функциональной специализации маркетологов как фактор роста их профессиональной квалификации
• Конкуренция между отдельными участниками как стимул роста эффективности работы • Снижение качества работы с расширением номенклатуры товаров • Отсутствие механизма поиска нетрадиционных видо и направлений деятельности фирмы • Конкуренция между отдельными функциональными участниками “местничество”, борьба за частный интерес, а не з общий интерес фирмы Товарная организация • Полный маркетинг каждого товара •

Возможность изучения специфики потребностей и основных потребителей по каждому товару • Широкий круг обязанностей одного сотрудника затрудняет рост квалификации • Наличие многих дублирующих друг друга (в функциональном смысле) подразделений Рыночная организация • Лучшая координация служб при выходе на рынок • Возможность разработки комплесной программы выхода на рынок •

Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики • Сложная структура • Низкая степень специализации работы отделов • Дублирование функций • Плохое знание товарной номенклатуры • Отсутствие гибкости Товарно-рыночная организация • Лучшая организация работы при выходе на рынок • Возможность разработки комплесной программы выхода на

рынок • Более достоверный прогноз рынка с учетом его специфики Достаточно полное знание товара • Наиболее высокая себестоимость содержания службы • Возможность конфликта при неоднозначном решении вопросов по одному и тому же рынку различными службами (пересечение результатов маркетинга) Вообще выбор организационной структуры, наиболее эффективной для конкретного вида деятельности, – работа, требующая умения, терпения и трезвого мышления.

При их выборе нужно учитывать, и то, что схемы, которые красиво выглядят на бумаге, отнюдь не являются гарантией эффективности на практике. При организации маркетинговой структуры предприятия необходимо соблюдение следующих основных принципов ее построения. Принцип 1. Простота маркетинговой структуры. Чем проще структура, при прочих равных условиях, тем мобильнее управление ею и выше шансы на успех. Принцип 2. Эффективная система связей между подразделениями.
Это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь. Принцип 3. Малозвенность маркетинговой структуры. Чем меньшим количеством звеньев характеризуется структура, тем более оперативной оказывается передача информации как сверху вниз, так и снизу вверх. Принцип 4. Гибкость и приспособляемость. Под влиянием быстрого изменения покупательского спроса, высоких темпов

научно-технического прогресса, роста масштабов и усложнения производства, а также других факторов изменяется характер и направление целей предприятия, способы их достижения. Немаловажное значение для достижения поставленных маркетинговых целей имеет создание внутренних организационных подразделений в службе маркетинга предприятия. Здесь, как правило, организуются следующие структурные подразделения: • конъюнктуры рынка, спроса и рекламы; • сбыта; • технического обслуживания (сервиса);

• планирования и прогнозирования маркетинга. Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является лишь предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для работы. Руководители и ведущие специалисты маркетинговых служб должны удовлетворять общим требования, предъявляемым

к кадрам управления (компетентность, способность управлять собой, навыки решать проблемы, способность обучать подчиненных, способность формировать и развивать трудовой коллектив и др.). Кроме того, они должны удовлетворять ряду специфических требований, определяемых особенностями работы в области маркетинга. К числу таких требований относятся:  системность знаний, большая эрудиция и кругозор;  высокие аналитические способности;  умение прогнозировать ситуацию
и принимать эффективные решения;  коммуникабельность;  дипломатичность, умение гасить конфликты. По мнению специалистов, три четверти проблем маркетинга лежат в области психологии. Поэтому в личностном плане специалисту по маркетингу должны быть присущи такие характерные черты, как пунктуальность, широта души, высокая культура, жизнелюбие. Иронизируя над такими высокими требованиями к маркетологам, отмечают, что они должны широтой души голландца,

культурой австрийца, жизнерадостностью швейцарца, манерой вождения автомобиля бельгийца, владением языком американца, сногсшибательным шармом француза и пунктуальностью немца. Оргструктура магазина следующая (рис. 2.5.). Рис. 2.5. Организационная структура магазина «Чаровница» Обязанности управляющих отделов: Исследование рынка. Организация маркетинговых исследований рынка – спрос на товар, цена, конкуренты,

качество и анализ с соответствующей продукцией собственного производства (либо возможного производства). Планирование ассортимента. Планирование ассортимента в связи с изменяющимися условиями рыночной среды. Сбыт. Контроль за сбытом продукции (выполнение договоров, анализ причин снижения и увеличения сбыта, обеспечение заказами). Реклама. Обеспечение продвижения товаров на рынок. Сервисное обслуживание. Обеспечение заказами, переговоры с оптовыми покупателями, организация закупок

пищевых добавок. Директор – сбор информации и принятие управленческих решений, координация действий руководителей отделов и т.п. Необходимыми условиями достиже¬ния максимальной прибыли и рентабельной работы предприятия в условиях рынка яв¬ляются ориентация производства на пот¬ребителей и конкурентов, гибкое при¬способление к изменяющейся рыночной конъюнктуре. Каждому предприятию перед тем, как планировать объем производства, фор¬мировать производственную мощность,
необходимо знать, какую продукцию, в каком объеме, где, когда и по каким це¬нам оно будет продавать. Для этого нуж¬но изучить спрос на продукцию, рынки ее сбыта, их емкость, реальных и потен¬циальных конкурентов, потенциальных покупателей, возможность организовать производство по конкурентной цене, до¬ступность необходимых материальных ресурсов, наличие кадров необходимой квалификации и т.д. От этого зависят конечные финансовые результаты, вос¬производство капитала, его структура и, как следствие,

финансовая устойчивость предприятия. Другими словами, деятель¬ность любого предприятия начинается с маркетингового анализа, основными за¬дачами которого являются: изучение платежеспособного спроса на продукцию, рынков ее сбыта и обоснование плана производства и реализации про¬дукции соответствующего объема и ассортимента; анализ факторов, формирующих эластичность спроса на про¬дукцию, и оценка степени риска невостребованной продукции; оценка конкурентоспособности продукции и изыскание ре¬зервов повышения

ее уровня; разработка стратегии, тактики, методов и средств формиро¬вания спроса и стимулирования сбыта продукции; оценка эффективности производства и сбыта продукции. С помощью маркетинга ведется постоянный поиск новых рынков, новых потребителей, новых видов продукции, новых областей применения традиционной продукции, способных обеспечить предприятию наибольший уровень прибыли. Мар¬кетинг выступает в качестве инструмента регулирования про¬изводства и сбыта, ориентируя

производственную деятельность предприятия, его структурную политику на рыночный спрос. 2 Анализ результатов торгово – хозяйственной деятельности Розничный товарооборот магазина «Чаровница» за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился на 128,46 % в действующих ценах и на 131,87% в сопоставимых ценах. Средний уровень валового дохода увеличился на 3,2% к обороту.
Уровень издержек обращения увеличился на 3,4% к обороту, что привело к снижению балансовой прибыли на 3460 тыс. руб. или на 17,14%. Таблица 2. Информация о выполнении плана по труду магазина «Чаравница». Показатели 9 месяцев 2001 9 месяцев 2002. Отклонение в % к прошлому году План Факт % выполнения плана От плана От прошлого года 1 2 3 4 5 6 7 8 Розничный товарооборот, тыс. р. – в действующих ценах 484965 864500 622999 72,06 -241501 138034 128,46

– в сопоставимых ценах 386652 Х 509863 – – 123211 131,87 Среднесписочная численность торговых работников, чел. 26 32 27 84,38 -5 1 103,85 В том числе торгово-оперативных работников 15 18 16 88,89 -2 1 106,67 Удельный вес торгово-оперативных работников в общей численности работников, % 57,69 56,25 59,26 105,35 3,01 1,57 102,72 Среднегодовая выработка на одного торгового работника, тыс. р.:

Исходя из товарооборота в действующих ценах 18652,50 27015,63 23074,04 85,41 -3941,59 4421,54 123,70 Исходя из товарооборота в сопоставимых ценах 14871,23 Х 18883,81 – – 4012,58 126,98 Среднегодовая выработка на одного торгово-оперативного работника, тыс. р. Исходя из товарооборота в действующих ценах 32331,00 48027,78 38937,44 81,07 -9090,34 6606,44 120,43 Исходя из товарооборота в сопоставимых ценах 25776,80

Х 31866,44 – – 6089,64 123,62 Торговое предприятие не выполнило план по укомплектованию численности торговых работников и производительности их труда, что отрицательно сказалось на развитии товарооборота. План розничного товарооборота недовыполнен на 27,94%. 71,8% прироста розничного товарооборота в динамике получено благодаря повышению производительности труда торгово-оперативных работников (20,43/28,46*100) и только 28,2% – за счет роста численности (100
– 71,8). Для изучения влияния трудовых факторов на развитие товарооборота составим таблицу 5. Таблица 5 Расчет влияния изменения численности торгово-оперативных работников и их выработки на развитие розничного товарооборота магазина «Чаровница», тыс. руб. Факторы Влияние на выполнение плана товарооборота Влияние на динамику товарооборота Расчет Сумма Расчет

Сумма Изменение численности торгово-оперативных работников 48027,78*(-2) -96055,56 32331*(+1) 32331 Изменение производительности труда торгово-оперативных работников -9090,34*16 -145445,44 +6606,44*16 105703 В том числе изменение производительности труда торгово-оперативных работников за счет повышения розничных цен на товары – – (38937,44-31866,44)*16 113136 ВСЕГО Х – 241501 Х 138034 Таким образом, в результате изменения численности торгово-оперативных работников

розничный товарооборот предприятия уменьшился по сравнению с планом на 96055,56тыс. руб а в динамике увеличился на 2124 тыс. руб а за счет изменения их производительности труда по сравнению с планом уменьшился на 145445,44 тыс. руб а в динамике увеличился на 105703. На основе данных отчета ф.№2 «Отчет о прибылях и убытках» произведем анализ валового дохода. Имеем следующие данные о валовом доходе (таблица 6).

Таблица 6 Информация о выполнении плана по валовому доходу Показатели 9 месяцев 9 месяцев 2002. Отклонение в % к прошлому году 2001г. План Факт % выполнения плана плана Прошлого года Розничный товарооборот, тыс. р. В действующих ценах 501208 910000 645911 70,97923 -264089 144703 128,87 В сопоставимых ценах 386652 Х 509863 – – 123211 131,87

Общая сумма валового дохода от реализации товаров, тыс. р. 96598 133600 139922 104,73 6322,00 43324,00 144,85 Средний уровень валового дохода в % к товарообороту в действующих ценах 19,27 14,68 21,66 147,55 6,98 2,39 112,40 Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода, тыс. р. 2199,96 2851,65 2986,60 104,73 134,95 786,64 135,76
Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода в % к товарообороту в действующих ценах 0,44 0,31 0,46 147,55 0,15 0,02 105,34 Сумма валового дохода остающегося в распределении торгового предприятия, тыс. р. 94398,04 130748,35 136935,40 104,73 6187,05 42537,36 145,06 Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, в % к товарообороту в действующих ценах 18,83 14,37 21,20 147,55 6,83 2,37 112,56 План по сумме валового дохода перевыполнило на 6322

тыс. руб. или на 4,73 %. По сравнению с прошлым годом сумма реализованных торговых надбавок увеличилась на 43324 тыс. руб. (на 44,85%). На перевыполнение плана по валовому доходу положительно повлияло увеличение уровня реализованных торговых надбавок. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияли увеличение объема товарооборота и отрицательно — снижение уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту). Для изучения влияния факторов на сумму валового дохода составим следующие расчеты (см. табл.

7). Таблица 7 Расчет влияния факторов на сумму валового дохода магазина «Чаравница» Факторы Влияние на выполнение плана по валовому доходу Влияние на динамику валового дохода Расчет Сумма, тыс. р. Расчет Сумма, тыс. р. Изменение объема товарооборота в действующих ценах -264089*14,68/100 -38763 144703*19,27/100 27885 В том числе за счет роста розничных цен на товары (645911-509863)*19,27/100 26216

Изменение среднего уровня валового дохода в % к обороту 645911*6,98/100 45085 645911*2,39/100 15439 ВСЕГО 6322 43324 В связи с недовыполнением плана розничного товарооборота сумма валового дохода уменьшилась на 38763 тыс. руб.; увеличение среднего уровня реализованных торговых надбавок на 6,98 % к обороту способствовало увеличению валового дохода на 45085 тыс. руб. Рост товарооборота в динамике на 144703 тыс. руб. увеличил валовой доход на 278855 тыс. руб. Если бы не было повышения розничных цен на товары, то реализованные
торговые надбавки за счет этого фактора возросли бы только на 1669 тыс. руб. (27885-26216). увеличение среднего уровня валового дохода на 2,39 % привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 15439 тыс. руб. Для изучения влияния на валовой доход остающийся в распоряжении магазина Чаравница, изменения объема розничного товарооборота и среднего уровня реализованных торговых надбавок составим табл. 8. Таблица 8 Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении

магазина «Чаравница» Факторы Влияние на выполнение плана по валовому доходу Влияние на динамику валового дохода Расчет Сумма, тыс. р. Расчет Сумма, тыс. р. Изменение объема товарооборота в действующих ценах -264089*14,37/100 -37950 144703*18,33/100 27248,16 В том числе за счет роста розничных цен на товары (645911 – 509863)*18,83/100 25617,8 Изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия, в % к обороту 645911*6,83/100 44137,05 645911*2,37 15289,2

ВСЕГО 6187,05 42537,36 План по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия перевыполнен на 6187,05 тыс. руб. (на 4,73 %) и в динамике он вырос на 42537,36 тыс. руб. (на 45,06%). На выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия, отрицательно повлияло увеличение суммы налогов, взимаемых за счет валового дохода (на 134,95 тыс. руб.) и положительно – увеличение общей суммы реализованных торговых надбавок (на 6322 тыс. руб.).

Аналогичная закономерность наблюдается и по изменению в динамике реализованных торговых надбавок. 3 Анализ издержек обращения По анализируемому торговому предприятию издержки обращения в разрезе отдельных статей сложились следующим образом (табл. 11) Таблица 11 Информация о составе издержек обращения магазина «Чаравница». Наименование статей издержек обращения 9 месяцев 2001г.
9 месяцев 2002 г. Отклонение Сумма В % к обороту Сумма В % к обороту суммы в % к обороту) 1 2 3 4 5 6 7 1. Транспортные расходы 961856 0,192 506114 0,078 -455742 -0,114 в т.ч. спецсвязь 961856 0,192 506114 0,078 -455742 -0,114 2. Расходы на оплату труда 20657595 4,122 34166089 5,289 13508494 1,168 3. Аренда и содержание 15993001 3,191 21482982 3,326 5489981 0,135 в том числе: аренда 9703660 1,936 11839688 1,833 2136028

-0,103 охрана 2326671 0,464 3423999 0,530 1097328 0,066 электроэнергия 732376 0,146 1603343 0,248 870967 0,102 коммунальные услуги 1763662 0,352 3834332 0,594 2070670 0,242 отопление 1453280 0,290 754072 0,117 -699208 -0,173 проверка весов 2210 0,000 20989 0,003 18779 0,003 другие 11142 0,002 6559 0,001 -4583 -0,001 4. Амортизация основных средств 290187 0,058 365302 0,057 75115 -0,001 5. Отчисления в ремонтный фонд 5830167 1,163 9711139 1,503 3880972 0,340 6.

Износ МБП 72725 0,015 189055 0,029 116330 0,015 7. Расходы на хранение, подработку 56314 0,011 17198 0,003 -39116 -0,009 8. Расходы на торговую рекламу 154825 0,031 182863 0,028 28038 -0,003 9. Проценты за кредит 11947095 2,384 17897123 2,771 5950028 0,387 10. Потери товаров в пределах норм 55339 0,011 95857 0,015 40518 0,004 11.

Расходы по таре 4005 0,001 12228 0,002 8223 0,001 12. Отчисления на государственное социальное страхование 7195226 1,436 12164614 1,883 4969388 0,448 13. Отчисления в фонд занятости и чрезвычайный налог 1027890 0,205 1737803 0,269 709913 0,064 14. Прочие расходы 7268183 1,450 12019825 1,861 4751642 0,411 в том числе: почтовые услуги, телефонная связь, радио 207401 0,041 329120 0,051 121719 0,010 командировочные расходы канцелярские расходы 319668 0,064 361407 0,056 41739
-0,008 химические реактивы 17778 0,004 4318 0,001 -13460 -0,003 содержание торга 5070000 1,012 9350000 1,447 4280000 0,436 выписка газет, приобретение справочной литературы 55194 0,011 81961 0,013 26767 0,002 ведение кассового хозяйства 1221990 0,244 1330132 0,206 108142 -0,038 расходы на оплату труда оплата консультационных, информационных услуг экологический налог налог на землю расходы на экспертизу госпошлина содержание АУП инновационный фонд 345300 0,069 549501 0,085 204201 0,016 опробирование

НДС на издержки услуги банка налог на импорт таможенные расходы подготовка кадров износ нематериальных активов 5859 0,001 5859 0,001 0 0,000 расходы на топливо расходы на хояйственные нужды прочие 2065 0,000 7527 0,001 5462 0,001 15. Регистрация договоров аренды 21344 0,004 – -0,004 16. Разрешение на ордер на м-н 1586 0,000 – 0,000 Издержки обращения ВСЕГО 71514408 14,268 110548192 17,114 39033784 2,845

Товарооборот, к которому исчислены издержки обращения 501208620 – 645965032 – 144756412 – Уровень издержек обращения в % к товарообороту за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился на 2,845% к обороту, что привело к снижению балансовой прибыли на 18377705 руб. (645965032*2,845/100). Таблица 12. Информация о составе издержек обращения магазина «Чаравница», тыс. руб.

Наименование статей издержек обращения 9 месяцев 2001 г. 9 месяцев 2002г. Отклонение план факт от плана от прошлого года сумма в % к обороту сумма в % к обороту сумма в % к обороту сумма в % к обороту сумма в % к обороту 1. Транспортные расходы 961856 0,192 506200 0,056 506114 0,078 -86 0,022 -455742 -0,114 в т.ч. спецсвязь 961856 0,192 506200 0,056 506114 0,078 -486 0,022 -455742 -0,114 2. Расходы на оплату труда 20657595 4,122 34150100 3,753 34166089 5,289 15989 1,536 13508494 1,167 3.
Аренда и содержание 15993001 3,191 22560200 2,479 21482982 3,326 -1077218 0,847 5489981 0,135 в том числе: 0,000 0 0,000 0 0 аренда 9703660 1,936 13026000 1,431 11839688 1,833 -1186312 0,402 2136028 -0,103 охрана 2326671 0,464 3425000 0,376 3423999 0,53 -1001 0,154 1097328 0,066 электроэнергия 732376 0,146 1580600 0,174 1603343 0,248 22743 0,074 870967 0,102 коммунальные услуги 1763662 0,352 3700550 0,407 3834332 0,594 133782 0,187 2070670 0,242 отопление 1453280 0,29 800050 0,088 754072 0,117 -45978 0,029 -699208 -0,173 проверка весов 2210 0 21000 0,002 20989 0,003 -11 0,001 18779 0,003 другие 11142 0,002 7000 0,001 6559 0,001

-441 0,000 -4583 -0,001 4. Амортизация основных средств 290187 0,058 540000 0,059 365302 0,057 -174698 -0,002 75115 -0,001 5. Отчисления в ремонтный фонд 5830167 1,163 16300050 1,791 9711139 1,503 -6588911 -0,288 3880972 0,34 6. Износ МБП 72725 0,015 180620 0,020 189055 0,029 8435 0,009 116330 0,014 7. Расходы на хранение, подработку 56314 0,011 32050 0,004 17198 0,003 -14852 -0,001 -39116 -0,008 8. Расходы на торговую рекламу 154825 0,031 280380 0,031 182863 0,028 -97517 -0,003 28038 -0,003 9.

Проценты за кредит 11947095 2,384 17360240 1,908 17897123 2,771 536883 0,863 5950028 0,387 10. Потери товаров в пределах норм 55339 0,011 165000 0,018 95857 0,015 -69143 -0,003 40518 0,004 11. Расходы по таре 4005 0,001 25000 0,003 12228 0,002 -12772 -0,001 8223 0,001 12. Отчисления на государственное социальное страхование 7195226 1,436 12100050 1,330 12164614 1,883 64564 0,553 4969388 0,447 13. Отчисления в фонд занятости и чрезвычайный налог 1027890 0,205 1760200 0,193 1737803 0,269 -22397 0,076 709913 0,064 14.

Прочие расходы 7268183 1,45 12439091 1,367 12019825 1,861 -419266 0,494 4751642 0,411 в том числе: почтовые услуги, телефонная связь, радио 207401 0,041 480600 0,053 329120 0,051 -151480 -0,002 121719 0,01 командировочные расходы канцелярские расходы 319668 0,064 280400 0,031 361407 0,056 81007 0,025 41739 -0,008 химические реактивы 17778 0,004 7300 0,001 4318 0,001 -2982 0,000 -13460 -0,003 содержание торга 5070000 1,012 9500240 1,044 9350000 1,447 -150240 0,403 4280000 0,435 выписка газет, приобретение справочной литературы 55194 0,011 130600 0,014 81961 0,013
-48639 -0,001 26767 0,002 ведение кассового хозяйства 1221990 0,244 1500031 0,165 1330132 0,206 -169899 0,041 108142 -0,038 расходы на оплату труда оплата консультационных, информационных услуг экологический налог налог на землю расходы на экспертизу госпошлина содержание АУП инновационный фонд 345300 0,069 526320 0,058 549501 0,085 23181 0,027 204201 0,016 опробирование НДС на издержки услуги банка налог на импорт таможенные расходы подготовка кадров износ нематериальных

активов 5859 0,001 5600 0,001 5859 0,001 259 0,000 0 0 расходы на топливо расходы на хояйственные нужды прочие 2065 0 8000 0,001 7527 0,001 -473 0,000 5462 0,001 15. Регистрация договоров аренды 21344 0,004 -21344 -0,004 16. Разрешение на ордер на м-н 1586 0 -1586 0 Издержки обращения ВСЕГО 71514408 14,268 118399181 13,011 110548192 17,114 -7850989 4,103 39033784 2,846

Товарооборот, к которому исчислены издержки обращения 501208620 – 910 – 645965032 – -264034968 144756412 По одним статьям издержек обращения торговое предприятие достигло относительного их снижения, по другим – допустило относительный перерасход. По сравнению с планом произошел относительный рост транспортных расходов на 142112 р. (0,022*645965032/100); расходов на оплату труда – 9922022,9; расходов на аренду – 5471323,8; износу

МБП – 58136,9; процентов за кредит – 5574678,2; отчислений на социальное страхование – 3572186,6; отчислений в фонд занятости – 490933,4; прочих расходов – 3191067,3. всего относительный перерасход по отдельным статьям издержек составил 28422461,1 руб или 4,4% к обороту (28422461,1/645965032*100). 4 Анализ состава и структуры имущества предприятия Таблица 15 Анализ состава и структуры имущества магазина «Чаравница».
Состав имущества На 01.10.2001г. На 01.10.2002г. Изменение Темп изменения тыс. р. удельный вес тыс. р. удельный вес тыс. р. удельный вес 1 2 3 4 5 6 7 8 Внеоборотные активы В том числе: *основные средства 10226478 9,909 13588415 8,340 3361937 -1,568 132,875 *нематериальные активы 31879 0,031 24067 0,015 -7812 -0,016 75,495 *долгосрочные финансовые вложения *прочие внеоборотные активы Итого внеоборотных активов 10258357 9,940 13612482 8,355 3354125 -1,585 132,697

Оборотные активы В том числе: *запасы и затраты 79303466 76,839 129648713 79,575 50345247 2,736 163,484 *налоги по приобретенным ценностям 5084120 4,926 6280427 3,855 1196307 -1,071 123,530 *дебиторская задолженность *денежные средства 8561953 8,296 13384822 8,215 4822869 -0,081 156,329 *краткосрочные финансовые вложения *прочие оборотные активы итого оборотных активов 92949539 90,060 149313962 91,645 56364423 1,585 160,640 ИТОГО 103207896 100,000 162926444 108,355 59718548 –

157,862 Общая стоимость имущества составила на 01.10.2002 года 103207896 тыс. руб. и увеличилась за год на 57,862%. Имущество акционерного общества представлено в большей доле оборотными активами на начало года. Сумма их увеличилась на на 56364423 руб. или на 1,585 %. Доля оборотных активов в общей стоимости имущества составила 91,645%, в том числе материальных оборотных средств — 79,575%, против 76,839% на 01.10.2001 года.

Доля внеоборотных активов уменьшилась за отчетный год на 1,585 %. Источниками формирования имущества магазина «Чараввница» являются собственные, заемные и привлеченные средства. В процессе анализа источников формирования средств установим изменения в общем объеме и структуре источников средств путем сравнения суммы и удельного веса каждого вида источников (табл. 17). Таблица 17 Структура источников формирования имущества магазина «Чаравница».
Показатели На 01.10.2001г. На 01.10.2002г. Изменение (+ ) Темп изменения Стоимость имущества, всего 103207896 162929444 59721548 157,865 В том числе: 1. Собственные средства – – – – – в процентах к стоимости имущества – – – – 2. Заемные средства 103207896 162626444 59418548 157,572 – в процентах к стоимости имущества 100 100 100 100 2.1. долгосрочные обязательства – – – – – в % к заемным средствам – – – –

2.2.Краткосрочные обязательства 103207896 162626444 59418548 157,572 – в % к заемным средствам 100 100 100 100 Изучение структуры источников средств показывает, что на торговом предприятии отсутствуют собственные средства и имеются только заемные. В 2002 году сумма источников увеличилась на 59418548 руб. или возросла на 57,572%. Таблица 18 Анализ состава, структуры и динамики краткосрочных обязательств. Состав краткосрочных обязательств На 01.10.2001 На 01.10.2002

Отклонение темпы роста, % сумма удельный вес, % сумма удельный вес, % сумма удельный вес, % 1. Заемные средства 2. Кредиторская задолженность 43413123 42,06 59732702 36,66 16319579 -5,40 137,59 в том числе: поставщики и подрядчики 41246474 39,96 57556016 35,33 16309542 -4,63 139,54 векселя к уплате авансы полученные перед бюджетом 33990 0,03 127623 0,08 93633 0,05 375,47 по социальному страхованию и обеспечению по оплате труда 789825 0,77 2049063 1,26 1259238 0,49 259,43 перед дочерними и зависимыми

обществами прочие кредиторы 1342834 1,30 -1342834 -1,30 0,00 3. Расчеты по дивидендам 4. Доходы будущих периодов 2839770 2,75 5524941 3,39 2685171 0,64 194,56 5. Фонды потребления 6. Резервы предстоящих расходов и платежей 7. Прочие краткосрочные обязательства 56955003 55,18 97668801 59,95 40713798 4,76 171,48 ИТОГО 103207896 100,00 162926444 100,00 59718548 157,86
Анализ заемных источников показал, что во-первых в условиях инфляции возможности предприятия по получению долгосрочных банковских кредитов для формирования внеоборотных активов были довольно ограничены, поэтому краткосрочные кредиты банков в условиях высокой инфляции можно было бы рассматривать как долгосрочные по своему назначению и экономическому смыслу. Помимо этого следует отметить, что краткосрочные обязательства в 2002 году по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличились почти в 1,5 раза.

Кредиторская задолженность увеличилась на 16319579 руб однако их доля сократилась на 5,40 %. Доходы будущих периодов увеличились на 2685171 руб. и их доля увеличилась на 0,64%. Прочие краткосрочные обязательства увеличились на 40713798 руб. и их доля возросла на 4,76%. Заключение Розничный товарооборот магазина «Чаровница» за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился на 128,46 % в действующих ценах и на 131,87% в сопоставимых ценах.

Средний уровень валового дохода увеличился на 3,2% к обороту. Уровень издержек обращения увеличился на 3,4% к обороту, что привело к снижению балансовой прибыли на 3460 тыс. руб. или на 17,14%. Торговое предприятие не выполнило план по укомплектованию численности торговых работников и производительности их труда, что отрицательно сказалось на развитии товарооборота. План розничного товарооборота недовыполнен на 27,94%.

71,8% прироста розничного товарооборота в динамике получено благодаря повышению производительности труда торгово-оперативных работников и только 28,2% – за счет роста численности. Таким образом, в результате изменения численности торгово-оперативных работников розничный товарооборот предприятия уменьшился по сравнению с планом на 96055,56тыс. руб а в динамике увеличился на 2124 тыс. руб а за счет изменения их производительности труда по сравнению с планом уменьшился на 145445,44 тыс.
руб а в динамике увеличился на 105703. План по сумме валового дохода перевыполнило на 6322 тыс. руб. или на 4,73 %. По сравнению с прошлым годом сумма реализованных торговых надбавок увеличилась на 43324 тыс. руб. (на 44,85%). На перевыполнение плана по валовому доходу положительно повлияло увеличение уровня реализованных торговых надбавок. В динамике на сумму валового дохода положительно повлияли увеличение объема товарооборота и отрицательно — снижение уровня реализованных торговых надбавок (в % к обороту).

В связи с недовыполнением плана розничного товарооборота сумма валового дохода уменьшилась на 38763 тыс. руб.; увеличение среднего уровня реализованных торговых надбавок на 6,98 % к обороту способствовало увеличению валового дохода на 45085 тыс. руб. Рост товарооборота в динамике на 144703 тыс. руб. увеличил валовой доход на 278855 тыс. руб. Если бы не было повышения розничных цен на товары, то реализованные торговые надбавки за счет этого фактора возросли бы только на 1669 тыс. руб.

Увеличение среднего уровня валового дохода на 2,39 % привело к увеличению реализованных торговых надбавок на 15439 тыс. руб. План по сумме валового дохода, остающегося в распоряжении торгового предприятия перевыполнен на 6187,05 тыс. руб. (на 4,73 %) и в динамике он вырос на 42537,36 тыс. руб. (на 45,06%). На выполнение плана по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия, отрицательно повлияло увеличение суммы налогов, взимаемых за счет валового дохода (на 134,95 тыс. руб.) и положительно – увеличение

общей суммы реализованных торговых надбавок (на 6322 тыс. руб.). Аналогичная закономерность наблюдается и по изменению в динамике реализованных торговых надбавок. Уровень издержек обращения в % к товарообороту за 9 месяцев 2002 года по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличился на 2,845% к обороту, что привело к снижению балансовой прибыли на 18377705 руб. По одним статьям издержек обращения торговое предприятие достигло относительного их снижения, по другим
– допустило относительный перерасход. По сравнению с планом произошел относительный рост транспортных расходов на 142112 р.; расходов на оплату труда – 9922022,9; расходов на аренду – 5471323,8; износу МБП – 58136,9; процентов за кредит – 5574678,2; отчислений на социальное страхование – 3572186,6; отчислений в фонд занятости – 490933,4; прочих расходов – 3191067,3. всего относительный перерасход по отдельным статьям издержек составил 28422461,1 руб или 4,4% к обороту.

Общая стоимость имущества составила на 01.10.2002 года 103207896 тыс. руб. и увеличилась за год на 57,862%. Имущество акционерного общества представлено в большей доле оборотными активами на начало года. Сумма их увеличилась на на 56364423 руб. или на 1,585 %. Доля оборотных активов в общей стоимости имущества составила 91,645%, в том числе материальных оборотных средств — 79,575%, против 76,839% на 01.10.2001 года.

Доля внеоборотных активов уменьшилась за отчетный год на 1,585 %. Изучение структуры источников средств показывает, что на торговом предприятии отсутствуют собственные средства и имеются только заемные. В 2002 году сумма источников увеличилась на 59418548 руб. или возросла на 57,572%. Анализ заемных источников показал, что во-первых в условиях инфляции возможности предприятия по получению долгосрочных банковских кредитов для формирования внеоборотных активов были довольно ограничены,

поэтому краткосрочные кредиты банков в условиях высокой инфляции можно было бы рассматривать как долгосрочные по своему назначению и экономическому смыслу. Помимо этого следует отметить, что краткосрочные обязательства в 2002 году по сравнению с аналогичным периодом 2001 года увеличились почти в 1,5 раза. Кредиторская задолженность увеличилась на 16319579 руб однако их доля сократилась на 5,40 %. Доходы будущих периодов увеличились на 2685171 руб. и их доля увеличилась на 0,64%.
Прочие краткосрочные обязательства увеличились на 40713798 руб. и их доля возросла на 4,76%. Список использованных источников 1. Закон РБ “О правах потребителей” 2. Закон РБ “О предприятиях в Республике Беларусь” 3. Закон РБ “О рекламе” 4. Закон РБ “О ценообразовании” 5. Закон РБ «Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью, обществах с дополнительной

ответственностью» 6. Налоги 2001 г. Контрольное состояние на 01.01.2001г. Минск 2001г. – 416с 7. Академия рынка. Маркетинг / А. Дайан – М.: Экономика, 1993. 8. Акулич И. Л. Маркетинг—философия предпринимательства, ориентированного на рынок. – Рига, 1995. 9. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Под ред. В. И. Стражева.—Мн.: Высш. Школа, 1995. 10.

Валевич Р. П Давыдова Г. А. Экономика торгового предприятия, Мн 1996. 11. Виноградова С. Н. Организация и технология торговли.—Мн.: Высш. школа, 1995. 12. Гребнев А. И Баженов Ю. К. Экономика торгового предприятия, М 1997 13. Гарелик М. А Р. Д. Ляндемас. Организация, оборудование и технология продажи товаров.—М.:

Экономика, 1989. 14. Дихтиль Е Хершген Х. Практический маркетинг.—М.: Высш. школа, 1995. 15. Дурович А. П. Маркетинг в предпринимательской деятельности—Мн.: НПЖ “Финансы, учет, аудит”, 1997. 16. Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник—Мн.: НПЖ “ФУА”, ЗАО “Экомпресс”, 1997. 17. Котлер Ф. Основы маркетинга.—М.: Прогресс,

1990. 18. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. –М.: Высш. школа, 1995. 19. Маркетинг: теория и практика. Кожекин Г. Я.—Мн.: 1993. 20. Маркетинг / Под ред. А. Н. Романова.—М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 21. Организация торговли продовольственными товарами /
Гончаров П. Г Егоров В. Ф. И др.—М.: Экономика, 1989. 22. Организация и технология торговых процессов: учебник для кооп. вузов / Ф. Г. Панкратов, Э. А. Арустамов и др.—М.: Экономика, 1990. 23. Рынок, маркетинг, менеджмент / Савинский, В. И Ежель А. И. и др.—Мн.: “Урожай”, 1995. 24. Савицкая

Т. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.—Мн. М.: ИП “Экоперспектива”, 1997 .