СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ…1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ… 1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности… 1.2 Подготовка аудиторской проверки… 1.3 Планирование аудита…1.4 Порядок проведения внутреннего аудита…2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ ООО НОП «МОСТОВИК»… 3 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
СМК ООО НО «МОСТОВИК»….29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ….36 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…37 Приложение А… 38 Приложение Б… 39 Приложение В… 40 Приложение Г… 41 Приложение Д… 42 Приложение Е… 43 Приложение Ж… … 44 Приложение З… 45 ВВЕДЕНИЕ Аудит – предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учёта и финансовой (бухгалтерской)
отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей. Задача аудитора – проверить состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия за определенный период, сформулировать объективные выводы, дать необходимые рекомендации. Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорными обязательствами аудитора и клиента.
С точки зрения классификационных признаков различают следующие виды аудита: Внешний аудит проводится независимой аудиторской фирмой (аудитором) на договорной основе с экономическим субъектом главным образом с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также оказания консультационных услуг администрации. Внутренний аудит выступает неотъемлемой частью системы управленческого контроля на предприятии.
Его цель – оценка эффективности функционирования системы управления предприятием. Она достигается в процессе контроля со стороны специального органа, создаваемого на предприятии (службы внутреннего аудита), за достоверностью бухгалтерской отчетности, исполнением смет расходов, сохранностью имущества, а также путем разработки предложений по совершенствованию методов организации производства, взаимодействия различных подразделений. Аудит экономического субъекта может быть инициативным (добровольным) или обязательным. Инициативный аудит обычно проводится по решению администрации предприятия или его учредителей [4]. 1 ОСНОВНЫЕ ЭИАПЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ Аудит представляет собой, прежде всего предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по проведению проверок, консультированию клиентов по учетным, налоговым, управленческим и другим вопросам с целью подтверждения достоверности бухгалтерской отчетности и повышения эффективности финансово-хозяйственной
деятельности предприятий. Каждая аудиторская проверка ограничена во времени, поэтому аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Выделяются три основных этапа проведения аудита: подготовка и планирование аудиторской проверки, выполнение аудиторских процедур и оформление рабочей документации,
составление аудиторского заключения. Подготовка и планирование аудиторской проверки производится в соответствии с действующим законодательством, условиями договора с клиентом. Аудитор должен получить достаточное представление обо всех сторонах финансово-хозяйственной деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля с целью установления вероятности возникновения ошибок, влияющих на достоверность финансовой отчетности и аудиторский
риск. На этапе выполнения аудиторских процедур производится сбор аудиторских доказательств [3]. В процессе составления аудиторского заключения аудитор обобщает результаты проверки, формулирует мнение относительно достоверности отчетности и соответствия ее действующему законодательству. 1.1 Сущность аудита и аудиторской деятельности Аудит – это внешний независимый финансовый контроль деятельности предприятия, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими в данной организации. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов по проведению проверок бухгалтерской и финансовой отчетности, отдельных хозяйственных операций, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также в оказании иных аудиторских услуг с целью установления достоверности этой отчетности и соответствия совершенных финансовых и хозяйственных операций нормативным актам.
Аудит не заменяет функций органов государственного финансового контроля над работой предприятий, учреждений и организаций. Аудитор – это подсказчик, советник для экономических субъектов, защищающий, прежде всего, интересы собственника. В то же время аудитор не имеет права скрывать нарушения, установленные при исчислении НДС, налога на прибыль и др так как, в случае сокрытия этих фактов в аудиторском заключении, он может быть привлечен к дисциплинарной и материальной ответственности.
Аудитор, ознакомившись с финансовым положением, с состоянием финансово-хозяйственной деятельности или со спорным вопросом, должен высказать независимое о компетентное мнение или заключение о фактическом положении дел и подтвердить правомерность или неправомерность совершаемых или совершенных действий клиента. При выявлении нарушений законодательных актов в процессе проверки объекта, аудитор должен своевременно предупредить клиента о незаконной его деятельности и об их возможных неблагоприятных действиях.
Аудит – независимая экспертиза финансовой отчетности предприятия на основе проверки соблюдения порядка ведения бухгалтерского учета, соответствия хозяйственных и финансовых операций законодательству Российская Федерация, полноты и точности отражения в финансовой отчетности деятельности предприятия. Экспертиза завершается составлением аудиторского заключения. Цель аудита – решение конкретной задачи, которая определяется законодательством, системой нормативного регулирования аудиторской деятельности, договорным обязательствам аудитора и клиента. Основным регламентирующим документом аудиторской деятельности в Российской Федерации является закон «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001г. №119-ФЗ [3]. В настоящее время в России формируется пятиуровневая система нормативного регулирования аудита в России. I уровень – это закон об аудиторской деятельности, который определяет место аудита в финансово-
хозяйственной деятельности в качестве её необходимого и равноправного элемента. Для России это особенно важно, так как государственный контроль исторически превалировал над другими видами контроля. Именно принятие закона позволяет считать , что становление аудита в России состоялось. II уровень – распоряжение президента, постановления правительства РФ, такие как: №80 от 06/02/2002 по вопросам государственного регулирования аудиторской деятельности
в РФ; постановления правительства РФ от 29/03/2002 №190 о лицензировании аудиторской деятельности; приказ Минфина РФ от 27/10/1999 №69н «Порядок представления отчета аудиторскими организациями и аудиторами, имеющими лицензию на осуществление аудиторской деятельности. III уровень – система нормативного регулирования аудиторской деятельности, представленная федеральными правилами – стандартами аудиторской деятельности. Основное значение стандартов – установление нормативного
аудита, однозначно интерпретируемых всеми субъектами финансово-хозяйственной деятельности. IV уровень – методики аудиторской деятельности, регулирующие порядок осуществления аудиторами проверок применительно к отдельным отраслям по отдельным вопросам налогообложения, финансов и по специальным аудиторским заданиям. К этому же уровню относятся внутренние стандарты, устанавливаемыми профессиональными аудиторскими объединениями для своих членов. Требования этих стандартов не могут быть ниже требований федеральных стандартов и не могут противоречить им. V уровень – документы, необходимые для регламентации стандартов. Эти документы должны содержать сведения по применению стандартов организации на основе стандартов аудиторской деятельности (внутрифирменные стандарты). Внутрифирменные стандарты базируются на законодательных и нормативных актах, международных и отечественных стандартах и должны включать в себя основополагающие
и конкретные процедуры проведения аудита. Итоговым документом разработанных внутрифирменных стандартов может быть приказ об утверждении внутрифирменных стандартов, подписанный руководителем фирмы и утвержденный советом учредителей аудиторской фирмы. Основные направления разработки внутрифирменных стандартов можно условно разделить на стандарты в области этики поведения аудитора, стоимости по внутрифирменному документообороту и стоимости в области методологии проведения проверок по направлениям аудита – общий, банковский, страховой,
аудит бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов [2]. 1.2 Подготовка аудиторской проверки К числу основных процедур предварительного ознакомления аудитора с клиентом относятся следующие: определение цели проверки у данного клиента и возможного использования ее результатов; предварительное знакомство с условиями производства, уровнем обеспечения сохранности активов через посещение и осмотр основных производственных и складских помещений; знакомство с прежними
аудиторскими заключениями, отчетами внутренних аудиторов, материалами налоговых проверок; предварительная оценка трудоемкости и сложности аудитора, а также аудиторского риска; оценка собственной способности аудитора к выполнению работы с точки зрения наличия подготовленного персонала, знания специфики отрасли, особенностей ее законодательного регулирования и т.д. Если результаты указанных процедур подразумевают высокий риск аудита или задача оказывается слишком сложной и трудоемкой, клиент не принимает на обслуживание. Если же проведение аудита признается возможным, то аудитору рекомендуется направить руководителю (исполнительному органу) предприятия-клиента письмо-обязательство аудитора о согласии на проведение аудита. Это письмо рассматривается в качестве официального ответного документа, устанавливающего взаимоотношения между аудитором и клиентом до заключения договора.
В содержании письма должны быть раскрыты: цель аудита и его объекты; сроки проведения проверки; ответственность аудитора перед клиентом и его обязательство о сохранении коммерческой тайны. Если соглашение разовое, то письмо-обязательство аудита на проведение аудита в соответствии с Гражданским кодексом РФ может служить договором между сторонами. В том случае если между сторонами заключен долгосрочный договор, то письмо-обязательство не требуется
или же может содержать дополнительную информацию. При достижении между аудитором и клиентом принципиальной договоренности о проведении аудита составляется договор на оказание аудиторских услуг. Общие положения договора определяются, ГК РФ в нем учитываются: уровень аудиторского риска, т.е. разделение ответственности между аудитором и клиентом, а так же учет интересов третьих лиц (потребителей информации финансовой отчетности). Договор должен быть составлен четко, от этого зависит качество выполнения аудиторских
услуг, так же в нем учитываются права, обязанности и ответственность сторон, сроки выполнения работ [5]. Важным моментом при заключении договора является оценка стоимости аудиторских услуг. Она должна определяться с учетом объема и трудоемкости предстоящих работ, уровня возможного аудиторского риска, предполагаемого эффекта для клиента и других факторов. 1.3 Планирование аудита Для качественного выполнения проверки в установленные сроки аудитору необходимо составить подуманный план предстоящих работ. Планирование аудита осуществляется с целью: – установить объем проверяемой информации, время проведения проверки, а также величину и состав группы аудиторов, привлекаемых для проверки; – определить перечень аудиторских процедур и методику их применения; – определить состав информации, которую клиент должен предоставить для установления возможности применения выборочных методов контроля. В соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита»
аудитор должен согласовать с клиентом основные организационные вопросы, связанные с проведением проверки, до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита. Поэтому предварительное планирование осуществляется еще на стадии определения объема аудита, то есть в процессе знакомства аудитора с финансово-хозяйственной деятельностью клиента и оценки степени влияния на нее внешних и внутренних факторов. Аудитор должен получить необходимую информацию на основе личных
бесед с руководством и специалистами предприятия, осмотра производственных помещений и мест хранения ценностей, изучения отчетности, учредительных и различных других внутренних документов, материалов проверок налоговых органов, служб внутреннего контроля. По результатам этих действий определяется возможность проведения аудита, дается предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля и величины аудиторского риска, формируется штат аудиторов для проверки.
Только затем аудитор приступает к разработке общего плана аудита и аудиторской программы. Общий план аудита включает следующие показатели: цель аудита, объем выполняемых работ, график и сроки проведения работ, способы и приемы проверки, состав аудиторской группы. Для повышения доверия и действенности аудитор может предварительно согласовать свой план с клиентом. План аудитора оформляется в виде отдельного документа и в дальнейшем может уточняться. На основании плана работ до начала проверки руководителем бригады аудиторов составляется программа аудита, в которой указываются: основные участки работы предприятия-клиента и разделы учета, подлежащие проверки; характер проверки по каждому участку; метод проверки также по каждому участку, закрепление обязанностей за проверяющими аудиторами, сроки выполнения работ, порядок оформления рабочих документов. 1.4 Порядок проведения внутреннего аудита Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность
в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита — помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной фирме. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита осуществляется ревизионной комиссией или штатными сотрудниками
бухгалтерии. Основная задача внутреннего аудита — решение отдельных функциональных проблем управления, разработка и проверка информационных систем предприятия. Внутренний аудит — неотъемлемая часть управленческого контроля предприятия. Он может быть и независимым, т.е. непосредственно подчиняться не исполнительному органу предприятия, а внешним учредителям. Правило (стандарт) аудиторской деятельности в
РФ определяет внутренний аудит как организованная экономическим субъектом, действующая в интересах его руководства и (или) собственников, регламентированная внутренними документами система контроля за соблюдением установленного порядка ведения бухгалтерского учета и надежностью функционирования системы внутреннего контроля. Организация, роль и функции внутреннего аудита определяются самим экономическим субъектом, а именно его руководством и (или) собственниками в зависимости от: – содержания и специфики деятельности экономического субъекта; – объемов показателей финансово-экономической деятельности экономического субъекта; – сложившейся системы управления экономического субъекта; – состояния внутреннего контроля. Функции внутреннего аудита могут выполнять специальные службы или отдельные аудиторы, состоящие в штате экономического субъекта, ревизионные комиссии (ревизоры. К институтам внутреннего аудита относятся назначаемые собственниками и (или) руководством экономического
субъекта ревизоры, ревизионные комиссии, внутренние аудиторы или группы внутренних аудиторов. Работа внутреннего аудита имеет для руководства и (или) собственников экономического субъекта информационное и консультационное значение; она призвана содействовать оптимизации деятельности экономического субъекта и выполнению обязанностей его руководства. Объекты внутреннего аудита могут быть различными в зависимости от особенностей экономического субъекта и требований его руководства и (или) собственников.
Как правило, функции внутреннего аудита включают: – проверки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля, их мониторинг и разработку рекомендаций по улучшению этих систем; – проверки бухгалтерской и оперативной информации, включая экспертизу средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации такой информации и составления на ее основе отчетности, а также специальное изучение отдельных статей отчетности, включая детальные проверки операций, остатков по бухгалтерским счетам;
– проверки соблюдения законов и других нормативных актов, а также требований учетной политики, инструкций, решений и указаний руководства и (или) собственников; – проверку деятельности различных звеньев управления; – оценку эффективности механизма внутреннего контроля, изучение и оценку контрольных проверок в филиалах, структурных подразделениях экономического субъекта; – проверки наличия, состояния и обеспечения сохранности имущества экономического субъекта; – работу над специальными проектами и контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля; – оценку используемого экономическим субъектом программного обеспечения; – специальные расследования отдельных случаев, например подозрений в злоупотреблениях; – разработку и представление предложений по устранению выявленных недостатков и рекомендаций по повышению эффективности управления. Объективность внутреннего аудита обеспечивается степенью его независимости в структуре управления экономического субъекта. Это требование к внутреннему аудиту, как правило, обеспечивается тем, что он
подчиняется и обязан представлять отчеты только назначившему его руководству и (или) собственникам и независим от руководителей проверяемых филиалов экономического субъекта, структурных подразделений, органов внутреннего контроля и т.п. Институтом внутренних аудиторов США (Institute of Internal Auditors) было разработано следующее определение: Внутренний аудит — это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке
ее работы в ее интересах. Цель внутреннего аудита — помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую информацию, являющуюся результатом проверок. Внутренними аудиторами являются сотрудники, находящиеся в штате предприятия и подчиненные его руководству. Задачи внутреннего аудита определяются руководством, исходя из потребностей управления, как подразделениями
предприятия, так и предприятием в целом. Деятельность внутреннего аудитора заключается в выполнении широкого круга различных функций, входящих в его обязанности. Эти функции включают: проверку систем контроля, направленную на выработку политики компании в рамках законодательства; оценку экономичности и эффективности операций компании; проверку уровня достижений программных целей; подтверждение достоверности информации, используемой руководством при принятии решений. Внутренний аудит не только дает информацию о деятельности самой организации, но и подтверждает правильность и достоверность отчетов менеджеров. Используя информацию внутреннего аудита, руководство предприятия может оперативно и своевременно осуществлять необходимые изменения внутри предприятия. В определенной мере функции внутренних аудиторов выполняют ревизорские группы при бухгалтериях крупных предприятий, подчиненные главному бухгалтеру или финансовому директору, однако функции внутренних аудиторов
шире. Внутренний аудит решает следующие задачи: Контроль за состоянием активов и недопущение убытков. Подтверждение выполнения внутрисистемных контрольных процедур. Анализ эффективности функционирования системы внутреннего контроля и обработки информации. Оценка качества информации, выдаваемой управленческой информационной системой. Внутренний и внешний аудит дополняют друг друга и в то же время существенно отличаются [6].
2 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРЕДПРИЯТИИ ООО НОПО «МОСТОВИК» НПО «Мостовик» Научно-производственное объединение «Мостовик» ведет историю с 1983 года. Базовый принцип объединения – генерация и комплексный подход к реализации проектов: от изысканий и проектирования, изготовления строительных конструкций, строительно-монтажных работ до сдачи объекта в эксплуатацию. Годовой объем строительно-монтажных работ, выполненных предприятием в 2006 году, составляет 5,3
млрд. рублей, в 2007 – 7 млрд руб, в 2008 г более 11 млрд рублей. Общая численность сотрудников компании с учетом дочерних предприятий более 10 000 человек. Основные направления деятельности: – проектирование; – строительство объектов транспортного и специального назначения различной степени сложности; – производство сложных строительных конструкций. В структуре НПО «Мостовик»: – проектные подразделения (более 350 человек); – 14 строительно-монтажных управлений; – завод металлоконструкций с уникальным для России технологическим комплексом; – заводы железобетонных изделий; – управление механизации (более 500 единиц спецтехники); – крановый и лифтовый заводы; – завод по производству кирпича; – ремонтно-механический завод; – деревообрабатывающее производство; – собственный порт на Иртыше и другие подразделения. По проектам, выполненным специалистами объединения, построено более 250
объектов транспортного, специального и промышленного назначения на территории России и за ее пределами. География деятельности НПО «Мостовик» – от Владивостока до Калининграда, от Ямала до Ташкента. Филиалы и дочерние предприятия компании работают в Москве, Якутске, Уфе, Бишкеке, Краснодаре, Чите, Тюмени,
Калуге, Иркутске, Владивостоке, республике Алтай, Казахстане, Германии. В 1982 г. на кафедре «Мосты» Сибирского автомобильно-дорожного института было создано студенческое конструкторское бюро (СКБ), получившее название «Мостовик». В 1983 г. СКБ «Мостовик» возглавил 28-летний кандидат наук Олег Шишов, вместе с группой студентов осуществивший проектирование и строительство экспериментальной
конструкции сталежелезобетонного моста через р.Оша в Омской области. Тогда, в восемьдесят третьем, именно инициатива и энтузиазм 50 будущих инженеров, искавших не заработка в третий трудовой семестр, а воплощения мечты, задали вектор развития «Мостовику». В период с 1983 г. по 1989 г. сотрудниками СКБ было запроектировано более 30 мостов, 22 из которых построены собственными силами. В эти годы был заложен основной принцип объединения –
выполнение полного комплекса работ от проектирования и изготовления конструкций, строительно-монтажных работ до сдачи объекта в эксплуатацию. Сегодня объединение, бессменно возглавляемое Олегом Шишовым, выросло в крупнейшее в регионе предприятие, осуществляющее строительство объектов транспортного и специального назначения по всей территории России и за ее пределами. В составе объединения – проектный институт, самый современный в России завод металлоконструкций, крановый завод, завод по производству лифтов, завод по производству керамического кирпича, заводы железобетонных изделий, крупнейшее в регионе специализированное управление механизации и многие другие подразделения. «Мостовик» – это не только мосты. Это тоннели и микротоннели, метрополитены, жилые и промышленные здания, проекты любого уровня сложности. Наиболее крупные проекты: – проектирование и строительство самого крупного в мире вантового моста на
остров Русский в г. Владивостоке; – проектирование и поставка металлоконструкций «Живописного» моста через р. Москву в Серебряном бору в столице России; – проектирование и строительство Бутовской линии Московского метрополитена – первый для российского метростроения опыт строительства «лёгкого» метро; – строительство 700-метрового моста через Иртыш на севере Омской области; реализация столь сложного проекта в рамках одного предприятия – проектирование,
изготовление металлоконструкций и монтаж – случай для России уникальный и на сегодняшний день единственный в истории отечественного мостостроения; – воссоздание памятника архитектуры, истории и культуры – Омского Успенского кафедрального собора; – метростроительный комплекс Омской области; – строительство тоннельных участков международного газопровода «Россия-
Турция». Специализированные подразделения предприятия выполняют проектирование: – транспортных сооружений (автомобильных, городских, пешеходных мостов и путепроводов); – специальных подземных сооружений (тоннелей и микротоннелей различного назначения); – объектов метрополитенов; – федеральных, городских и внутрихозяйственных автомобильных дорог; – объектов промышленно-гражданского назначения; – производств и объектов для нефтяной и газовой промышленности; – организации строительства. Полный комплекс проектных работ также включает: – обоснование инвестиций; – все виды инженерных изысканий; – разработку градостроительной документации; – испытания и обследования объектов транспортного, промышленного и гражданского назначения. Специалистами объединения разработано более 400 проектов сооружений транспортного, специального и промышленного назначения на территории России и за ее пределами. Современная технология проектирования позволяет создавать объемную компьютерную
модель объекта, производить расчёт напряженно-деформированного состояния и контролировать полученные параметры на стадии изготовления и монтажа. С помощью новейших программ автоматизированного проектирования, таких как Z_SOIL, DIXI, «CosmosM», «Midas», «Nastran», «AutoCAD», «SolidWorks», «CosmosWorks», «Indor», «Credo» создается пространственный образ объекта, анализируется его архитектурная выразительность, а также осуществляется геодезический мониторинг конструкций любой сложности на монтаже.
Преимущества проектных подразделений НПО «Мостовик»: – работа в составе объединения; – комплексное проектирование; – состав выполняемых на сложном объекте работ может включать разделы по различным видам проектной деятельности: проектирование тоннелей, мостов, автомобильных дорог, промышленных, жилых зданий и сооружений – способность оперативно, в режиме параллельного проектирования и строительства, вносить изменения в реализуемый проект без увеличения сроков и стоимости проведения работ.
Проектные разработки «Мостовика» базируются на последних достижениях науки и выполняются с применением самого современного программного обеспечения. В объединении внедрена система, работая в которой проектировщики, конструкторы и технологи завода металлоконструкций пользуются единым стандартом, одним программным обеспечением. Это даёт возможность любую деталь с компьютера проектировщика перенести на компьютеры конструкторов и инженеров-технологов завода, а затем непосредственно на обрабатывающие станки. По итогам 2006 года НПО «Мостовик» признано лауреатом III Всероссийского конкурса на лучшую проектную, изыскательскую организацию, принимающую активное участие в реализации проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». НПО «Мостовик» успешно реализовано более 250 проектов по всей территории России и за ее пределами. Мосты, построенные объединением, соединяют берега рек
Катунь, Бия, Омь, Иртыш, Тобол, Ишим, Ак Булак, Тура, Чита, Ока, Аган, Вилюй, Ангара и Онон. Компания имеет престижный список объектов в области транспортного строительства и предлагает глобальные конкурентоспособные решения вне зависимости от сложности проекта. НПО «Мостовик» выполняет строительство: – больших, средних и малых мостов; – путепроводов; – эстакад; – надземных пешеходных переходов; – транспортных развязок; – автомобильных дорог. «Мостовик» осуществляет
полный комплекс подрядных работ: изыскание и проектирование, производство металлических и железобетонных конструкций, строительство и сдачу объекта в эксплуатацию. Все виды подрядных работ ведутся подразделениями, действующими в системе одного предприятия, что позволяет «Мостовику» осуществлять все работы по строительству транспортных сооружений на высоком качественном уровне и оптимальных для заказчика условиях. Предприятие обладает квалификационным сертификатом информационного
центра Achiless – мирового лидера по обеспечению информацией в сфере управления сетью поставок – как поставщик работ, товаров и услуг для нефтяной промышленности Скандинавских стран. По оценке журнала «Эксперт» «Мостовик» занимает третье место среди крупнейших строительных компаний Сибирского федерального округа. Объединение является членом Международной научно-технической ассоциации мостостроителей IABSE (International Association Строительство подземных сооружений – одно из приоритетных направлений деятельности НПО "Мостовик". Большой опыт индивидуального проектирования и строительства подземных сооружений, мощная производственная база НПО "Мостовик" позволяют предприятию осуществлять выполнение полного цикла работ, который включает подготовку и согласование проектной документации, выпуск комплектующих, проходку и обустройство коммуникационных
тоннелей. Объединение получило следующие государственные лицензии: – на осуществление деятельности по строительству горных производств и объектов (строительство транспортных подземных объектов и сооружений); – на горнопроходческие и тоннельные работы, шахтопроходку и шахтоосушение; – на производство маркшейдерских работ при строительстве тоннелей различного назначения, метро, коллекторов, а также контроль за их состоянием. – «Мостовик» осуществляет весь комплекс подрядных работ по строительству, реконструкции и ремонту зданий
и сооружений гражданского и промышленного назначения на основе использования в производстве новейших технологий и современных строительных материало – разработка и согласование градостроительных и архитектурных решений; – проектные, общестроительные и отделочные работы объектов производственного назначения, общественных зданий и сооружений, храмовых комплексов, культовых – зданий, объектов уникальной архитектуры, зданий и сооружений для отдыха и спорта, жилых домов; – проектирование и устройство внутренних и наружных инженерных
сетей и оборудования; – монтаж технологического оборудования и пусконаладочные работы по объектам промышленного назначения; – изготовление основных строительных конструкций (железобетонные стеновые блоки, стальные каркасы зданий, несущие металлоконструкции, плиты перекрытия, столярные изделия); – комплексное обустройство территории и улично-дорожной сети, включающее строительство дорог, транспортных развязок, устройство проездов, пешеходных зон, открытых спортивных сооружений и детских площадок; в случае необходимости решаются вопросы выноса, прокладки и реконструкции инженерных коммуникаций, в том числе, с помощью бестраншейных технологий. Комплексный подход к строительству предполагает решение вопросов землеустройства, надёжного инженерного обеспечения территории застройки (магистральные, телефонные, электрические сети, дороги). Для возведения несущих конструкций и внутренней отделки зданий, возводимых по оригинальным проектам НПО «Мостовик», используются современные технологии и материалы.
НПО «Мостовик» ведет лицензированную деятельность по проектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровня ответственности. НПО «Мостовик» является генеральным подрядчиком на строительстве трех линий Омского метрополитена. В рамках сооружения первой линии метро в Омске «Мостовик» ведет работы по проектированию и строительству комплекса объектов. В их числе перегонные и коммуникационные тоннели протяженностью около 20 км,
15 станций, метрополитеновские участки подходов к метромосту, электродепо, инженерный корпус и ряд спецобъектов. В настоящее время запроектированы и построены: – перегонные тоннели (открытый и закрытый способ строительства) – протяженностью более 2,5 км; – специальные сооружения метро – венткамеры, венткиоски, водоотливные установки, камеры металлоконструкций, венттоннели; – малый метромост через старицу Иртыша; – эстакада протяженностью 452 метра. В 2006 году «Мостовик» приступил к строительству электродепо,
инженерного корпуса и 4 станций первого пускового участка. По техническим решениям, автоматизации, управлению, подвижному составу Омское метро станет в буквальном смысле метрополитеном XXI века. Современные и оптимальные способы решения задач метростроения, репутация надежного и грамотного партнера привлекают к НПО внимание заказчиков, в числе которых – Дирекции строящихся метрополитенов Омска, Москвы и Челябинска.Основное назначение завода – производство мостовых конструкций и металлоконструкций для промышленно-гражданского строительства из конструкционных и низколегированных сталей. Общая площадь цехов завода – более 35 тыс. кв. м. Производительность – до 45 000 тонн изделий в год.
На заводе организован полный высокотехнологичный цикл производства металлоконструкций: от стадии получения металлопроката до отгрузки готовых изделий, — с применением лучших образцов самого современного высокотехнологичного оборудования ведущих европейских фирм: Schlick, ESAB, Messer, Rino Berardi, Kaltenbach, OLT, Famak. Оборудование, аналогов которому нет в России, объединено в единый производственный комплекс по обработке металлопроката, состоящий из заготовительного,
сборочно-сварочного и малярного циклов. Ассортимент продукции: – металлоконструкции автодорожных и железнодорожных мостов, в том числе вантовых со сложными конструктивными решениями; – металлоконструкции мостовых переходов для газо- и нефтепроводов; – металлоконструкции совмещённых автомобильно-железнодорожных мостов; – цельносварные пролётные строения железнодорожных мостов длиной до 34 м и массой до 60 т; – металлоконструкции (шлюзы, затворы и т. д.) для объектов гидротехнического назначения; – металлоконструкции
оборудования повышенной ответственности для предприятий цветной металлургии; – металлоконструкции надземных пешеходных мостов и переходов; – металлоконструкции для промышленного и гражданского строительства повышенной точности изготовления. Гибкая система управления производством, набор современного технологического оборудования и оснастки обеспечивают изготовление нетиповых, единичных изделий любого уровня сложности без значительного увеличения стоимости по сравнению с типовыми. Сочетание новейшего оборудования, высококвалифицированного персонала и сертифицированной системы управления качеством позволяет выпускать конструкции с машиностроительной точностью, соответствующие мировым стандартам качества и идеальной собираемостью на монтаже. Система управления качеством производства сертифицирована в соответствие со стандартом ГОСТ Р ИСО-9001-2008. Складские площади и грузоподъёмные механизмы позволяют принимать листовой, фасонный и др. прокат и отгружать
готовую продукцию в объёме до 10 тыс. тонн в месяц. Контроль качества изделий Контроль качества изделий проходит в четыре этапа: – контроль геометрических параметров изделия; – контроль качества сварных швов; – контроль качества окраски металлоконструкций; – контрольная заводская сборка. Для контроля сложных сборочных узлов применяется контрольно-измерительная машина (КИМ) FARO, производящая трехмерное лазерное сканирование конструкций любой сложности.
Диапазон измерений в радиусе до 35м, точность измерений до 0,5мм. Металлоконструкции производства ЗМК НПО «Мостовик» поставляются практически во все регионы России, а также страны ближнего зарубежья для строительства более двухсот объектов транспортного, промышленного, гидротехнического назначения, объектов связи и энергоснабжения. Наиболее крупные объекты: – комбинированные пролётные строения арочно-балочного моста через р.
Иртыш (г. Тара, Омская область); – металлоконструкции эстакады в составе транспортной развязки Красный Путь – Фрунзе на подходах к метромосту (г. Омск); – металлоконструкции пролетных строений для моста через р. Катунь в Республике Алтай; – металлоконструкции пролетных строений мостов вдольтрассового проезда газопровода «СРТО–Торжок»; – металлоконструкции для сооружения 7 мостов на автодороге Витим-Талаканского месторождения, – пролетные строения железнодорожных мостов на линии Томмот-Кердем в Республике Саха (Якутия); – гидрозатворы для капитального ремонта Волжской ГЭС (г. Волгоград); – металлокострукции мостов через реки Старая и Новая Преголя (г. Калиниград); – металлоконструкции атодорожного моста через р. Ак Булак в г. Астане (Казахстан); – конструкции моста через реку
Урал в г. Атырау (Республика Казахстан); – металлоконструкции верховой, низовой и вантовой части моста через р. Самара (г. Самара); – металлоконструкции пролетных строений моста через реки Прямая и Кривая Болда (остров Обливной, г. Астрахань); – металлоконструкции пролётных строений и эскалаторов Бутовской линии Московского метрополитена; – металлоконструкции пролетных строений транспортных путепроводов в составе кольцевой дороги (г. Санкт-Петербург); – металлоконструкции съезда ?3 кольцевой автодороги
(г. Санкт-Петербург); – металлоконструкции моста через реку Охта (г. Санкт-Петербург); – металлоконструкции «американских» мостов через Обводной канал (г. Санкт-Петербург. На рынке услуг по переработке и доставке грузов различными видами транспорта «Мостовик» работает с 1999 г. Характеристики УПТК – Перегрузочные мощности порта—220 тыс. тонн строительных грузов в год; –
Оборот вагонов—до 5 тысяч в год. – Общая площадь складских территорий — 178 тыс.м2. – По территории базы проходит 4 линии железнодорожных путей. Погрузо-разгрузочные операции обеспечиваются тремя портальными кранами грузоподъёмностью 16 и 32 тонны, двумя козловыми кранами грузоподъёмность 50 тонн, а также 250-тонным спецкраном. Удобное расположение относительно основного судоходного фарватера обеспечивает безопасное маневрирование судов при заходе и выходе из порта. Порт НПО «Мостовик» работает с лучшими судоходными компаниями региона и готов отправлять грузы в любой порт не только Обь-Иртышского бассейна, но и в морские порты северного побережья России. Подразделение «Светопрозрачные системы» НПО «Мостовик» выполняет полный комплекс работ: проектирование, изготовление и монтаж сложных нетиповых архитектурно-выразительных алюминиевых и
ПВХ-конструкций, остекление фасадов зданий любой площади, изготовление светопрозрачных крыш. Производство оснащено оборудованием передовых зарубежных и отечественных фирм Fimtec, Urban. Технологические линии для изготовления алюминиевых и ПВХ-конструкций позволяют выпускать до 4 000м2 алюминиевых конструкций и до 2 000м2 ПВХ-конструкций в месяц. Ассортимент продукции: – пластиковые (ПВХ) и алюминиевые окна различных конфигураций
и размеров; – алюминиевые витражи, входные группы, офисные перегородки; – готовые стеклопакеты с возможностью тонирования и бронирования; – светопрозрачные крыши, купола, пирамиды с дистанционным управлением режима проветривания; – зимние сады; – модульные системы для высотного строительства. Преимущества: – официальное партнерство с немецкой компанией SCHUCO – общепризнанным лидером в области алюминиевых профильных систем; – использование надежных, качественных
комплектующих позволяет добиться долговечности, устойчивости к атмосферным воздействиям, герметичности, повышенной тепло- и звукоизоляции изделий; – современные материалы и европейские технологии производства дают неограниченные возможности комбинирования витражей с различными элементами и цветовой гаммой; – высокая квалификация сотрудников, выполняющих проектные и строительно-монтажные работы; – наличие собственного конструкторского бюро позволяет воплотить архитектурные идеи любого уровня сложности с различными вариантами дизайна; – максимальная механизация производства: высококлассное оборудование для производства и монтажа светопрозрачных систем, собственные леса для любого объема строительства; – система контроля качества на каждом этапе производства; – гарантия на все виды конструкций. Стратегические партнеры: – Schuco (Германия) – «Татпроф» (Россия) – VBH (Германия) – KBE (Германия) – Glaverbel (Бельгия) – «Борский стекольный завод» (Россия) –
Glassprom (Россия) – Hilti (Германия) – ROTO (Германия) – GEZE (Германия) В июле на крановом заводе «Мостовик» прошел аудит системы менеджмента качества. Проверяющими из ЗАО «Атомстройэкспорт» – ведущей российской компании, специализирующейся на управлении сооружением новых атомных электростанций и реконструкцией ранее построенных, – был вынесен однозначный вердикт: завод к производству кранов для атомной отрасли готов.
В начале года крановый завод получил лицензию на конструирование и изготовление спецкранов для объектов атомной энергетики. С успехом пройденная аудиторская проверка стала дополнительным подтверждением потенциала и еще одним шагом в развитии и укреплении позиций предприятия в этой отрасли. Сегодня в разгаре работа над заказом по изготовлению и монтажу уникального угольного перегружателя для Верхнетагильской ГРЭС. В марте выигран тендер и подписан договор с
Загорской ГАЭС на производство двух 320-тонных кранов. «Этот заказ — знаковый для нас, — рассказывает руководитель кранового завода Дмитрий Стрельников. – В России единицы заводов, выпускающих краны грузоподъемностью свыше 125 тонн. В конкурсе на изготовление двух мощнейших агрегатов мы обошли ведущее предприятие отрасли. В августе наши конструкторы начнут выпуск рабочей документации, а в октябре приступим к изготовлению конструкций и сборке кранов». Рынок тяжелых кранов в плане вариаций и уровня технических решений дает заводу возможность в полной мере раскрыть и продемонстрировать свой потенциал. Конструкции большинства подъемно-транспортных машин — индивидуальные. И в этой сфере у кранового преимущество — тесное сотрудничество с ЗМК НПО «Мостовик», чей профиль — изготовление уникальных высокоточных конструкций.
3 ВНУТРЕННИЙ АУДИТ СМК ООО НПО «МОСТОВИК» Аудит систем менеджмента качества относится к видам аудита, которые не регламентируются федеральным или международным законодательством. Соответственно, не существует обязательных законодательных норм для определения порядка и правил аудита систем качества, определения требований к аудиторам и необходимой отчетности. Связано это с тем, что сертификация систем качества относится к добровольной области сертификации и
все работы, связанные с построением и внедрением системы качества являются добровольной инициативой организации. Соответственно, для организаций, занимающихся аудитом систем качества нет необходимости в получении лицензий, либо других разрешительных документов для ведения этой деятельности. Для проведения внутренних аудитов таких документов тем более не требуется [7]. Однако, несмотря на отсутствие законодательных норм, существуют определенные правила, регламентирующие
проведение аудитов систем менеджмента качества. Примером таких правил, выступает международный стандарт ИСО 19011:2002 «Руководящие указания по проведению аудита систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента». Этот стандарт может использоваться как для случая внутреннего аудита, так и для внешнего аудита. Кроме того, для регламентирования работы органов по сертификации, разработаны определенные правила проведения аудитов органами по сертификации, установлены требования к их работе и требования к аудиторам. Эти правила устанавливаются системой сертификации, в которой аккредитована организация, осуществляющая сертификацию систем качества. Для целей внутреннего аудита организация сама разрабатывает свои собственные правила по проведению аудита СМК. Эти правила устанавливаются в одной из обязательных процедур системы качества – процедуре проведения внутренних аудитов. В зависимости от размера, вида деятельности и сложности проверяемой организации программа аудита может
включать один и более аудитов. Эти аудиты могут иметь различные цели и включать совместный или комплексный аудит. Программа аудита также включает деятельность, необходимую для планирования и организации определенного количества и вида аудитов и обеспечения их ресурсами, необходимыми для эффективного и результативного проведения аудитов в заданные сроки [8]. Программа аудита включает планирование, обеспечение ресурсами, разработку процедур для проведения аудитов в объеме программы (приложение
А). Цели программы аудита: а) обеспечение выполнения требований к сертификации системы менеджмента на соответствие стандарту; б) проверка соответствия требованиям контракта; в) получение и поддержание уверенности в возможностях поставщика; г) содействие улучшению системы менеджмента. Руководитель аудиторской группы должен подготавливает план аудита для согласования с заказчиком аудита, аудиторской группой и проверяемой организацией. На основании плана уточняют сроки выполнения отдельных
работ, предусмотренных планом. В плане аудита должны найти отражение область и уровень сложности аудита в зависимости, например, от того, первоначальный это или последующий аудит, внутренний или внешний аудит. План аудита должен быть достаточно гибким, чтобы по мере осуществления аудита на месте при необходимости можно было внести изменения, например в область аудита. План аудита включает: а) цели аудита; б) критерии аудита и ссылочные документы; в) область аудита, включая идентификацию организационных и функциональных подразделений и процессов, которые будут проверяться; г) даты и места проведения аудита; д) ожидаемое время и продолжительность проведения аудита на месте, включая совещания с руководством проверяемой организации и совещания групп по аудиту; е) роли и обязанности членов аудиторской группы и сопровождающих лиц; ж) распределение соответствующих ресурсов по "критичным местам" проведения аудита. План аудита представлен в приложении
Б. Проведение предварительного совещания Предварительное совещание проводят с руководством проверяемой организации или, где это возможно, с теми, кто отвечает за проверяемые подразделения или процессы. Составляется чек – лист (приложение В). Цель предварительного совещания: а) подтверждение плана аудита; б) предоставление краткого обзора плана выполнения аудита; в) подтверждение каналов обмена информацией; г) предоставление возможностей проверяемой организации задать вопросы.
На совещании необходимо выполнить следующее: а) представить участников, включая их роль в аудите; б) подтвердить цели, области, критерий аудита; в) подтвердить график проведения аудита и другие соглашения с проверяемой организацией, связанные с аудитом (даты и время заключительного совещания, любые промежуточные совещания аудиторской группы и руководства проверяемой организации и дальнейшие изменения); г) ознакомить с методами и процедурами аудита, включая информирование проверяемой организации о том, что свидетельства
аудита будут основаны на выборках доступных данных и в аудите будет присутствовать элемент неопределенности; д) подтвердить официальные каналы связи между аудиторской группой и проверяемой организацией; е) подтвердить язык, используемый при аудите; ж) подтвердить, что проверяемая организация будет информирована о ходе аудита во время его проведения; и) подтвердить, что любые ресурсы и средства, необходимые аудиторской группе, будут доступны; к) подтвердить обеспечение конфиденциальности; л) подтвердить обеспечение безопасности работы, ознакомление с процедурами на случай чрезвычайной ситуации и обеспечение безопасности для аудиторской группы; м) подтвердить наличие, роль и фамилии всех сопровождающих лиц; н) ознакомить с методами составления отчетов, включая классификацию несоответствий; о) информировать об условиях, при которых аудит может быть прекращен; п) информировать о системе рассмотрения апелляций по проведению или заключениям по результатам аудита. Заключения по результатам аудита должны содержать: а) степень соответствия системы менеджмента
критериям аудита; б) результативность внедрения, поддержания и улучшения системы менеджмента; в) возможности процесса анализа со стороны руководства для обеспечения постоянной пригодности системы менеджмента, ее адекватности, результативности и улучшения. Если это определено целями аудита, то заключения по результатам аудита могут включать рекомендации относительно улучшений, взаимоотношений в бизнесе (предпринимательской деятельности), сертификации/регистрации или дальнейшей деятельности по аудиту [10].
Проведение заключительного совещания. Цель заключительного совещания, председателем которого является руководитель аудиторской группы представить выводы и заключения по аудиту таким образом, чтобы они были признаны проверяемой организацией, и, при необходимости, были согласованы сроки предоставления плана корректирующих и предупреждающих действий. Участники заключительного совещания должны представлять проверяемую организацию, заказчика аудита и другие стороны. Если это необходимо, руководитель аудиторской группы
должен изложить свое мнение проверяемой организации относительно сложившихся во время аудита ситуаций, которые могут уменьшить доверие к заключениям по результатам аудита. Во многих случаях, например, при внутреннем аудите малого предприятия на заключительном совещании просто сообщаются выводы и заключение по результатам аудита. Любые разногласия по выводам или заключению по результатам аудита между аудиторской группой и проверяемой организацией должны быть обсуждены и, по возможности, разрешены. Если нет единого мнения, то это должно быть зарегистрировано. Если это предусмотрено целями аудита, то должны быть представлены рекомендации по улучшению с указанием, что они не носят обязательного характера [11]. Подготовка отчета (акта) по аудиту Руководитель аудиторской группы отвечает за подготовку и содержание отчета (акта) по аудиту.
Отчет (акт) по аудиту должен содержать полные, точные, сжатые и понятные записи по аудиту и должен включать ответы на следующие вопросы: а) цели аудита; б) область аудита, в частности, идентификация проверенных организационных и функциональных подразделений или процессов и охватываемый период времени; в) идентификация заказчика аудита; г) идентификация руководителя и членов аудиторской группы; д) даты и места проведения аудита на месте; е) критерии аудита; ж) выводы аудита; и) заключения по результатам
аудита. При необходимости в отчет (акт) по аудиту должны быть включены: к) план аудита; л) список представителей проверяемой организации; м) итоги проведения аудита, включая неопределенности и/или любые встретившиеся препятствия при его проведении, которые могут уменьшить достоверность заключения по результатам аудита; н) подтверждение достижения целей аудита в пределах области аудита в соответствии с планом аудита; о) области, не охваченные аудитом, но находящиеся в области аудита; п) неразрешенные противоречия между
аудиторской группой и проверяемой организацией; р) рекомендации по улучшению, если это предусмотрено целями аудита; с) согласованный план действий по результатам аудита, при необходимости; т) заявление о конфиденциальном характере содержимого отчета; у) перечень рассылки отчета по аудиту. Аудит считается завершенным, если все процедуры, предусмотренные планом аудита, выполнены, и утвержденный отчет (акт) по аудиту разослан. Документы, имеющие отношение к аудиту, следует хранить или уничтожать на основании соглашения между участвующими сторонами в соответствии с процедурами программы аудита, соглашением между сторонами и в соответствии с действующим законодательством, нормативными требованиями и требованиями контрактов. Аудиторская группа и ответственные за управление программой аудита не должны раскрывать содержимого документов и другой информации, полученной во время аудита, или отчетов по аудиту любой другой стороне без ясного разрешения заказчика аудита и, где это требуется, разрешения проверяемой
организации. При проведении внутреннего аудита на предприятии ООО НПО «Мостовик», аудиторами было сделано следующее заключение, по результатам аудита необходимости в корректирующих предупреждающих действиях нет. По результатам аудита вынесено решение – продлить действие сертификата. Акт по результатам аудита системы менеджмента качества на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2000) представлен в приложении
Г [1]. С помощью программного комплекса Bpwin была построена модель сертификации системы качества. Данные диаграммы представлены в приложениях Д-З. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Ведущей формой внешнего контроля в условиях рыночных отношений является независимый аудит. Объективная необходимость развития аудита в современной России обусловлена потребность внешних пользователей информации в качественных данных о деятельности
предприятия. В соответствии с действующим законодательством аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг. Развитие аудиторской деятельности в России, ее стандартизация, использование зарубежного опыта позволили обобщить информацию о сущности и значении аудиторской деятельности, ее регулировании в нашей стране, функционировании служб внутреннего аудита на предприятии, основных этапах и методах аудиторской проверки. В данной курсовой работе был проведен аудит системы менеджмента качества ОО НПО «Мостовик», по которому было сделано заключение о продлении действия действующего сертификата. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 1 ГОСТ Р ИСО 9001-2008 (ИСО 9001:2000;
ИСО 9001:2001) Системы менеджмента качества. Требования. [Текст] введ. 2009—11—13 взамен ГОСТ Р ИСО 9001-2001 2 Российская федерация. Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008. № 307-ФЗ [Текст] 3 Адамс Р. «Основы аудита» [Текст] : Пер. с анг. /Под ред. Я.В.Соколова, М.:Аудит,ЮНИТИ 1995г. 4 Алборов Р.А. «Аудит в организациях промышленности, торговле и
АПК» [Текст] М.: Дело и сервис, 1998г. 5 Гутцайт Е.М Островский О.М Ремизов Н.А. Отечественные правила (стандарты) аудит и их использование [Текст] М.: ФБК-ПРЕСС 1998г. 6 Камышанов П.И. Аудит: стандарты, практика [Текст] . М.: Элиста: АПП «Джангар»2002г. 7 Ковалева О.В Константинов Ю.П. Аудит: Учебное пособие – М: ПРИОР, 1999. 8 Лабынцев
Н.Т Ковалева О.В.: Аудит: теория и практика:Учеб. пособие[Текст] / – М.: ПРИОР,1999г. 9 Мишин В. М. Управление качеством [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности « Менеджмент организации » – 2-е изд. перераб. и допол М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2005. – 463 с. 10 Подольский В. И
Савин А. А. и др. Аудит [Текст]: Учебник для вузов – М.:ЮНИТИ – ДАНА, 2006. 11 Терехов А.А. Аудит: законодательные решения. [Текст] М.: Финансы и статистка. 2007. – 608с.