Содержание
Введение
С ЕЭПом вас!
Процедурные лабиринты
Мнения о вхождении в ЕЭП
Президент Украины о преимуществах вхождения в ЕЭП
Леонид Кравчук, народный депутат, фракция СДПУ(о)
На Украине сторонников единого экономического пространства больше, чем его противников
Мировой банк одобряет идею создания единого экономического пространства
Бишкек одобряет решение четырёх государств СНГ о создании Единого экономического пространства
Андрей Деркач, депутат Верховной Рады
Анатолий Гриценко, президент Центра Разумкова
Заключение
Литература
Введение
В этом реферате мне хотелось бы подробно рассмотреть тему «Создание Единого экономического пространства», так как это наиболее волнующий всех аспект развития Украины на сегодняшний день.
В начале третьего тысячелетия многие государства мира активно вырабатывают взаимоприемлемые схемы развития глобального процесса интеграции, включающие как создание новых центров геополитического и геоэкономического влияния, так и модели регионального взаимодействия и сотрудничества.
В этом процессе Украина как молодое независимое государство стремится к созданию стабильной системы международного регионального сотрудничества, которая была бы способна обеспечить её политическую и экономическую безопасность.
Это стремление не только стимулирует интеграцию Украины в мировое сообщество за счёт расширения международных контактов, но и оказывает содействие усилению влияния страны в различных регионах, развитию торгово-экономических связей и производственной кооперации, поиску перспективных рынков сбыта продукции.
Я считаю, что рассмотрение и осознание создания Единого экономического пространства очень важны на данном этапе развития отношений Украины с соседними странами. Эта тема волнует сейчас, на мой взгляд, не только украинских политиков, но и обычных рядовых граждан, так как именно от этого принятого в сентябре 2003 года решения будет зависеть последующая жизнь украинского народа.
С ЕЭПом вас!
Решение о формировании единого экономического пространства было принято президентами Казахстана, России, Украины и Белоруссии в феврале 2003 года в Москве.
Его конечная цель – региональная интеграция четырех государств. Центр деятельности группы, в которую входят вице-премьеры четырех стран, расположен в Киеве.
19 сентября 2003 г., 14:36
Президенты четырех стран СНГ – России, Украины, Белоруссии и Казахстана – на саммите в Ялте подписали соглашение о создании Единого экономического пространства, которое в будущем, как надеются эксперты, может перерасти в полноценный валютный союз, своеобразный “восточноевропейский Евросоюз”.
Тесная координация экономической политики и широкая гармонизация законодательства должны привести к созданию таможенного союза, а позже – к свободной экономической зоне. Следующая цель – это единая валюта. Высшим органом нового сообщества должна стать единая комиссия со штаб-квартирой в Киеве; первым председателем данной комиссии станет представитель от Казахстана.
За планами по созданию единого экономического пространства многие усматривают стремление Москвы теснее привязать к себе своих бывших вассалов. Это касается, в частности, стран СНГ на Кавказе и в Средней Азии. “Их товары неконкурентоспособны на мировом рынке, политическая нестабильность отпугивает инвесторов, а после событий в Ираке интерес Вашингтона к этим регионам снизился и, соответственно, уменьшился объем помощи, оказываемой им США”, – пишет «Die Press».
На первом этапе предстоит подготовить и заключить целый ряд соглашений с целью обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также гармонизировать законодательства.
Создание ЕЭП будет проходить поэтапно с учетом норм и правил ВТО, а также принципа разноуровневой и разноскоростной интеграции, предполагающего, что каждое государство самостоятельно определяет, по каким направлениям, в каких интеграционных мероприятиях оно принимает участие и в каком объеме.
Процедурные лабиринты
Правительство Украины одобрило проекты Соглашения и Концепции формирования ЕЭП с оговоркой. Одной: «Украина принимает участие в Соглашении о формировании ЕЭП в той части его положений, реализация которых не противоречит Конституции Украины и курсу на европейскую и евроатлантическую интеграцию».
Одни считали его «демагогическим и декларативным», «допускающим весьма произвольные трактовки», что позволит Президенту «и дальше под давлением России поэтапно сдавать национальные интересы Украины».
Другие же, напротив, считали, что такая обобщенная оговорка будет более полезна для украинской стороны на дальнейших переговорах в рамках четвёрки, поскольку позволит отвергнуть многие неприемлемые для нас предложения партнеров именно под предлогом их противоречия такому многогранному и сложному явлению, как «европейская и евроатлантическая интеграция Украины».
Третьи удивлялись, почему в формулировку оговорки также не внесли «международное право» и «национальные интересы». Ведь, например, запрет на оговорки, содержавшийся в проекте Соглашения о формировании ЕЭП не противоречит Основному Закону Украины, но зато не согласуется со ст.19 Венской конвенции о праве международных договоров.
Другой пример — положение о воздержании от выдвижения требований в рамках присоединения к ВТО других стран-участниц ЕЭП, вроде бы не противоречит ни Конституции, ни евроинтеграции, но очень невыгодно с точки зрения национальных интересов.
Но даже такая усеченная оговорка не была использована Президентом. В результате грубого шантажа со стороны России («если с оговорками, то не подпишем вообще»), усугублявшегося давлением белорусского и казахского президентов, Леонид Кучма решился заявить только о том, что документы не должны противоречить Конституции Украины.
Выполняя протокольное решение заседания КМУ № 28 от 10 сентября 2003 г., три министерства — иностранных дел, юстиции и экономики и по вопросам европейской интеграции — подготовили проект оговорок Украины к проектам соглашения и концепции о формировании ЕЭП. Документ, подписанный 12.09.03 Константином Грищенко, Александром Лавриновичем и Валерием Хорошковским, чётко говорит о том, что «Украина считает конечной целью своего участия в ЕЭП создание эффективно функционирующей зоны свободной торговли», и содержит семь оговорок:
1. Украина участвует в Соглашении о формировании ЕЭП и будет применять Соглашение и Концепцию формирования ЕЭП в пределах и формах, которые не противоречат Конституции Украины и стратегическому курсу на европейскую и евроатлантическую интеграцию, а также её самостоятельному вступлению в ВТО в ближайшей перспективе.
2. Украина понимает используемые в преамбуле, статьях 2,4 и 5 Соглашения о формировании ЕЭП и разделах I, II, III, IV, V, VI Концепции формирования ЕЭП термины «интеграция», «интегрирование», «интеграционные процессы», «интеграционное взаимодействие» и «интеграционные мероприятия» как сотрудничество, осуществляемой на основе принципов суверенного равенства и направленное на формирование зоны свободной торговли в соответствии с принципами, нормами и правилами ВТО.
3. Украина будет принимать участие в механизмах регулирования и мероприятиях в рамках ЕЭП, предусмотренных статьями 1, 3 и 5 Соглашения о формировании ЕЭП, в рамках, которые не препятствуют её евроинтеграционному курсу или не противоречат новым направлениям и формам сотрудничества Украины с ЕС.
4. Украина не будет делегировать своих полномочий, предусмотренных статьей 4 Соглашения о формировании ЕЭП и разделом V Концепции формирования ЕЭП, единому регулирующему органу, создаваемому и функционирующему в рамках ЕЭП. Решения, упоминаемые в статьях 4 и 6 Соглашения о формировании ЕЭП и разделах V, VI Концепции формирования ЕЭП, единого регулирующего органа и других органов ЕЭП обязательны для Украины при условии ее согласия с этими решениями и их соответствия Конституции и национальному законодательству Украины.
5. Украина не считает для себя обязательными положения статьи 2 Соглашения о формировании ЕЭП и преамбулы, разделов II, II V Концепции формирования ЕЭП относительно проведения единой внешнеторговой политики, формирования общих таможенных тарифов, унификации торговых режимов государств-участников по отношению к третьим странам, а также единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, охраны прав интеллектуальной собственности, единых правилах конкуренции.
6. Украина участвует в гармонизации законодательства государств-участников ЕЭП, унификации принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм, предусмотренных статьей 2 Соглашения о формировании ЕЭП и разделами I, III Концепции формирования ЕЭП, в той мере, в какой это не противоречит Соглашению о партнерстве и сотрудничестве между Украиной и ЕС от 16 июня 1994 года.
7. Украина не присоединяется к абзацу третьему раздела VI Концепции формирования ЕЭП, оставляя за собой право формулировать оговорки к любым договорам в рамках ЕЭП.
Но все же главное решение Верховной Рады по ЕЭП — ратификация подписанного Президентом Соглашения — впереди. Именно во время ратификации у парламента есть возможность сделать этот документ частью законодательства Украины без непоправимого ущерба для национальных интересов государства.
Депутатам не стоит спешить с легализацией Соглашения о формировании ЕЭП: необходимо тщательно проанализировать документы и хорошо было бы всё-таки добиться от правительства проведения экономических расчетов и дождаться их результатов, поскольку категорические заявления некоторых членов Кабинета министров по-прежнему вызывают большие сомнения, что все будет настолько радужно, как нам обещают.
А вот ещё один чрезвычайно важный вывод — по поводу планирующегося «присоединения к ВТО на согласованных условиях» и «воздержания от предъявления требований в рамках присоединения к ВТО других участников ЕЭП». Например, Украина при более быстром ее вступлении в ВТО в вопросах ТЭК могла бы выдвинуть следующие требования к России как кандидату на вступление в ВТО:
— свободный доступ к трубопроводной системе;
— выравнивание внутренних и внешних цен на энергоносители;
— ликвидация существующих изъятий относительно НДС.
Ведь получается, что Украина могла бы получить то, за чем она идет в ЕЭП, просто вступив в ВТО! И никакое ЕЭП для этого не нужно.
И еще несколько предупреждений со стороны Минтопэнерго. Во-первых, при наличии разных цен на энергоресурсы при условии единого рынка (или полностью открытых рынков) «украинские тепловые и атомные электростанции будут неконкурентоспособными, что может привести к значительному сокращению производства электроэнергии, упадку собственных энергетических мощностей, снижению уровня энергетической безопасности страны.
Во-вторых, на сегодня у стран «четвёрки» «существует разный уровень международных обязательств в области ТЭК. Украина и Казахстан ратифицировали Договор к Энергетической Хартии, в то время как Россия и Белоруссия нет».
Третье общее предостережение Минтопа сводится к тому, что в случае развития ЕЭП в соответствии с принципами, устанавливаемыми Концепцией его формирования (например, «единые правила субсидирования и других форм государственной поддержки»), «планы развития отечественной угольной отрасли потребуют коренного пересмотра». Что скрывается за этой достаточно туманной фразой, эксперты министерства в частной беседе пояснили кратко: «Наша угольная отрасль ляжет».
Мнения о вхождении в ЕЭП
Президент Украины о преимуществах вхождения в ЕЭП
Президент Леонид Кучма заявляет: “Бедность и потенциал – вещи несовместимые”. Президент отметил, что Украина в целом имеет “хорошую стартовую площадку для выхода на высокие рубежи социально-экономического роста”.
Он призвал взглянуть реально на то, что Украину все еще в Европе не воспринимают, не хотят воспринимать как полноценного партнера. Европейские рынки еще долго будут закрыты для украинских товаров, поэтому экономическая ориентация сугубо на Европу с точки зрения тактических задач не оправдана.
«Евроинтеграция остается нашей перспективной целью. Но мы не можем ради светлого будущего жертвовать нашими сегодняшними интересами. Именно с этой точки зрения следует смотреть на создание Единого экономического пространства с Россией, Беларусью и Казахстаном», – заявил он.
Президент подчеркнул, что речь идет о взаимовыгодном договоре, который никоим образом не противоречит четко зафиксированному направлению Украины на евроинтеграцию.
Он также напомнил, что в девяностые годы Украина фактически утратила огромный рынок сбыта в России и в СНГ, вместе с тем были созданы таможенные и налоговые преграды. По его словам, именно в ЕЭП можно найти сегодня рынки сбыта для продукции сельского хозяйства, пищевой и легкой промышленности.
“У нас замечательные возможности производственной кооперации со странами ЕЭП. Расчеты свидетельствуют, что такая кооперация обеспечила бы существенный рост во всех отраслях народного хозяйства. Создание ЕЭП будет означать значительное улучшение условий работы для наших производителей на рынках России и других стран этого пространства. А это – создание новых рабочих мест, расширение производства. И не за 10 или 15 лет, а в ближайшей перспективе”, – подчеркнул он.
По его словам, научно-техническое сотрудничество с Россией, которая остаётся мировым лидером во многих научных и технических отраслях, открывает для Украины возможности инновационного развития экономики и вхождения в число передовых стран мира.
Он отметил: “Существенное значение имеет и договоренность о свободном передвижении рабочей силы. Вам хорошо известно, сколько наших соотечественников сейчас работают постоянно или временно в соседних странах. Наши договоренности должны обеспечить им нормальные условия работы и пребывания на равных правах с гражданами России, Беларуси и Казахстана”.
К тому же, как заявил глава государства, сотрудничество со странами ЕЭП важно и для того, чтобы Украина смогла стать участником евроазиатских транспортных систем, частью интегрированной Европы.
Президент добавил: “Иногда приходится слышать, что, дескать, невозможно согласовать наше законодательство с законодательством Евросоюза и с законодательством наших партнеров по ЕЭП. Это правда, если говорить о том законодательстве, которое мы все имеем на сегодняшний день. Но и Россия, и другие наши партнеры имеют с Евросоюзом соглашения, подобные украинскому. Они тоже взяли на себя обязательство согласовать свое законодательство с европейским. Поэтому на самом деле речь идёт о том, что четыре страны-участницы ЕЭП будут согласовывать законодательство с европейским, а вместе с тем и между собой”.
По его словам, Украина рассматривает ЕЭП как инструмент для создания рамочных условий развития регионального экономического сотрудничества. Он отметил, что государство будет принимать участие в формировании ЕЭП в тех рамках и тех формах, которые не противоречат ее курсу на европейскую интеграцию.
Леонид Кравчук, народный депутат, фракция СДПУ(о)
«Не нужно разделять ЕС и ЕЭП и не следует отбрасывать возможности Украины искать пути экономического роста», — уверен первый Президент Украины Леонид Кравчук. По его мнению, Украина определилась со своим европейским выбором, а ее участие в ЕЭП — это «момент поиска», «необходимые для страны тактические шаги на пути евроинтеграции».
Если проводить референдум, тогда надо сказать, что ЕЭП — не экономическая, а политическая структура, и тогда референдум не будет противоречить Конституции. А так как главная тема ЕЭП — зона свободной торговли, общие тарифы, бюджеты, проводить референдумы по этим вопросам Конституцией запрещено.
У нас нет права его даже объявить. Украина должна быть там, где ей стратегически выгодно. Но для этого создаваемые структуры должны быть прозрачными и открытыми. Ну, вот мы обсуждали в Верховной Раде проект соглашения по ЕЭП. Но его же в глаза никто не видел! То, что поступило в парламент, не имело подписей — документ с улицы. Сейчас его уже подписали, но я подписанного соглашения тоже не видел. И граждане Украины его не видели. Как же тогда люди могут голосовать на референдуме? Референдум по вопросу ЕЭП приведёт к разделению Украины: восток проголосует «за», запад — «против». А идеология разделения очень опасна.
На всенародное обсуждение должны выноситься только объединительные документы. И прозрачные. Я вот о чем: выступает первый вице-премьер и говорит, что это нам выгодно: нефть и газ по более низким тарифам, мы преодолеем разницу в долге и так далее. Через два дня выступает посол России и говорит: извините, но ЕЭП не касается нефти и газа. Так какая же это зона свободной торговли?
Когда я проводил референдум в 1991 году, все было понятно: хотите ли вы независимую Украину? Каждый знает, что такое независимость. А такой вопрос, как ЕЭП, сложно решить. Он ведь складывается из статей соглашения, концепции, под каждую статью будут приниматься законы, будут международные соглашения. В Европе этот процесс шел 35 лет. А мы хотим за несколько месяцев…
На Украине сторонников единого экономического пространства больше, чем его противников
2003/26/09 Социологические опросы показывают явное преобладание сторонников углубления экономической интеграции стран Содружества. 70 % респондентов выступают за создание Единого экономического пространства, и только 19 % решительно против. И даже в Галиции, в традиционном оплоте русофобстующих националистов сторонников Единого экономического пространства больше, чем его противников, соответственно 41 и 40 % респондентов.
Это итог печальных реалий Украины, которая сама себя загнала в угол. Национализм национализмом, а жить лучше хотят все. Посему сторонники Единого экономического пространства настаивают на проведении референдума относительно вхождения страны в ЕЭП, рассчитывая тем самым укрепить свои позиции.
Правым удалось собрать небольшую манифестацию противников Единого экономического пространства. По разным оценкам в ней принимали участие от 500 до 5 тысяч участников. Реально – 2-2,5 тысячи человек. В других местах правым не удалась бы и такая скромная акция. Однако их оппоненты устроили контрманифестацию, которая завершилась столкновениями манифестантов.
Киев по-прежнему пытается продолжить торг с Европейским союзом. Заместитель министра иностранных дел Украины Александр Чалый, вопреки обычной дипломатической сдержанности, подверг острой критике бездействие Европейского союза относительно развития сотрудничества с Украиной.
Одновременно Александр Чалый заявил, что для Украины пределом сотрудничества в рамках Единого экономического пространства является создание зоны свободной торговли. Строго говоря, этот вопрос больше относится к компетенции Верховной Рады. Подобное заявление, сделанное в канун саммита Украины и Европейского союза, который будет проходить в октябре в Ялте, свидетельствует о назревании кризиса в отношениях между официальным Киевом и Европейским союзом, а также о разногласиях в кабинете министров Украины между представителями парламентского большинства и назначенными президентом Кучмой министрами.
Мировой банк одобряет идею создания единого экономического пространства
Мировой банк положительно оценивает идею создания Единого экономического пространства Украиной, Россией, Беларусью и Казахстаном. “Это решение имеет свои преимущества и свои позитивные качества”, – заявил исполнительный директор банка Эд Мелкерт.
Он отметил, что в целом международное сотрудничество происходит на фоне региональной интеграции. “Мы считаем, что такие процессы могут быть позитивными в глобальной интеграции, которая наблюдается во всем мире”.
Комментируя встречу с премьер-министром Виктором Януковичем, Мелкерт отметил, что банк приветствует намерение украинского правительства принять Налоговый кодекс, а также создать систему регистрации прав собственности на землю.
Мировой банк также выступает за проведение в Украине судебной реформы и создание более прозрачного процесса разработки и внедрения законодательства.
Эд Мелкерт призвал Украину не сокращать темпы приведения своего законодательства к международным требованиям.
Бишкек одобряет решение четырёх государств СНГ о создании Единого экономического пространства
Президент Кыргызстана Аскар Акаев и Правительство республики всегда выступали за создание в рамках СНГ зоны свободной торговли.
“Если проследить все выступления А.Акаева и заявления Правительства, то станет ясно, что мы и сегодня продолжаем придерживаться этой позиции”, – сказал он. По его словам, Бишкек пока еще не получил никаких официальных документов о решении Белоруссии, Казахстана, России и Украины создать Единое экономическое пространство. Как только это произойдет, Кыргызстан “начнет изучать данный вопрос”, поскольку республика по-прежнему стремится к экономической интеграции. Для Бишкека, отметил представитель МИД, решение четырех стран СНГ о создании единого экономического пространства “не стало сюрпризом”.
Февраль 25, 2003
Андрей Деркач, депутат Верховной Рады
“Создание Единого экономического пространства придаст мощный импульс экономическому развитию в наших странах”.
Депутат Верховной Рады Украины, председатель объединения «В Европу – вместе с Россией» Андрей Деркач дал свою оценку соглашению о создании единого экономического пространства.
«Создание ЕС началось фактически с создания комиссии по (углю и металлу), а сегодня мы имеем дело с объединенной Европой – одним из центров, который определяет правила игры в мире. То есть, разумная международная экономическая кооперация в итоге не только приносит экономические дивиденды её участникам, но и обеспечивает сильную позицию во внешней политике.
Конечно, до масштабов интеграции Евросоюза нам еще далеко, но никто не мешает Украине, России, Беларуси и Казахстану воспользоваться теми преимуществами, которые несет в себе единое экономическое пространство.
В частности, сегодня каждая из наших стран самостоятельно решает вопросы вхождения во Всемирную торговую организацию. Очевидно, что если мы будем согласовывать усилия на этом направлении, то наша позиция будет гораздо сильнее. Аналогичным образом обстоят дела и с другими международными объединениями.
По сути дела, создавая единое экономическое пространство, мы осуществляем инвестицию в будущую Украину – активного участника общемировых процессов».
Анатолий Гриценко, президент Центра Разумкова
— Я не вижу плюсов в проведении референдума по ЕЭП, минусов же — предостаточно, их несложно спрогнозировать. Возможные негативные последствия могут нанести большой ущерб интересам народа и государства как в ближайшей, так и в среднесрочной перспективе. Будет подорван и без того не самый лучший имидж Украины на международной арене, но более губительными все же станут внутриполитические последствия. Сегодня идея референдума используется как средство политического давления и борьбы, не более того. Если вопрос о проведении референдума будет поставлен вполне серьезно, необходимо общими усилиями защитить страну от такого непродуманного и безответственного шага.
Проблема в том, что наши граждане не знают многого, о чём Президент хорошо осведомлен. Они не знают, что зоны свободной торговли с Россией не будет (без изъятий и ограничений), поскольку это невыгодно самой России.
Граждане не знают, что российская Дума в течение многих лет отказывается ратифицировать соглашение о зоне свободной торговли с Украиной на двусторонней основе. Они не знают, что зона свободной торговли не создана ни в рамках СНГ, ни в рамках Евразийского экономического сообщества, опять-таки из-за позиций России. Граждане не знают, что создаваемая в рамках ЕЭП надгосударственная структура будет принимать исключительно важные для экономики Украины решения без учета мнения Украины, поскольку решения будут приниматься не по принципу согласия всех партнеров, а с учетом их экономического потенциала (за Россией — порядка 80% голосов изначально).
Граждане не знают, что решения надгосударственного органа будут обязательны для Украины. Они также не понимают, что включение Украины в Таможенный союз в рамках ЕЭП исключает для нас возможность создания зоны свободной торговли с Европейским Союзом.
Создание ЕЭП безусловно затормозит вступление Украины во Всемирную торговую организацию, поскольку будет инициирован пересмотр ранее подписанных соглашений об условиях торговли с нашими партнерами. Наши граждане не знают, что без членства в ВТО свободный доступ украинских товаров на рынок ЕС невозможен по определению, а потому не могут составить представление о последствиях осложнения переговорного процесса по вступлению в ВТО.
Проведение референдума по ЕЭП ухудшит отношения с Россией, равно как с Беларусью и Казахстаном, но с Россией — прежде всего.
На мой взгляд, из проекта ЕЭП ничего путного не получится. Он умрёт со временем, как умирают СНГ, ЕврАзЭС, ГУУАМ. Проект задумывался изначально как преимущественно внутриполитический — в интересах нынешнего руководства РФ и Украины на президентских выборах 2004 года. К сожалению, для Украины он может иметь и негативные внешнеполитические последствия. Если Леонид Кучма не согласен с такой оценкой и убеждён в своей правоте, у него предостаточно рычагов влияния на ВР, чтобы обеспечить 226 голосов, необходимых для ратификации. Для этого ему референдум не нужен. Украине он не нужен тем более.
Заключение
То, от чего Украине удавалось ускользнуть, вывернуться и отбиться на протяжении двенадцати лет, ее всё-таки настигло. Преследователь, принимавший сначала обличье Таможенного союза, затем обернувшийся ЕврАзЭСом, отряхнулся, прихорошился, сменил фамилию на еще более благозвучную и Украину таки заарканил. Вчера, после подписания брачного контракта, в Ялте по этому поводу пили крымское шампанское. Горько. Очень горько.
Изъятие всего нескольких букв из ставшего уже привычным словосочетания позволило Президенту Украины превратить европейский выбор страны в еэпейский.
Для того чтобы Единое экономическое пространство заработало, нужно привести к единому знаменателю экономическое законодательство. Реальность же сегодняшнего дня — лютые таможни на границах, дикие поборы милиционеров. Полная анархия в тарифах. Создание наднационального органа по тарифам и правилам торговли потребует делегирования части национального суверенитета.
О чём договорились?
1. О создании Единого экономического пространства на территории четырёх государств. В сентябре 2003 года было подписано соответствующее соглашение.
2. О формировании совместной «Группы высокого уровня» (из вице-премьеров) с местоположением в Киеве. Возглавит её представитель Казахстана.
3. Об учреждении наднационального органа — независимой межгосударственной комиссии по торговле и тарифам.
По данной теме я нашла очень много материала (в основном, газетного, в новостях). Этот вопрос требует, по моему мнению, очень детального исследования для того, чтобы делать какие-либо выводы.
И всё-таки решусь на небольшой комментарий. Из найденной и прочитанной мною литературы, полагаю, что Единое экономическое пространство не принесёт должных результатов, которых так ожидает Украина. Своим согласием на подписание данного договора в сентябре 2003 года она лишний раз показала свою неопытность в принятии решений такого плана. Одним словом, «молодо – зелено».
Литература
Интернет-ресурсы:
ü http://palm.newsru.com/finance/19sep2003/eep.html
ü http://www.qdpro.com.ua/index.html
ü http://www.zerkalo-nedeli.com/nn/show/463/42789/
ü http://www.niurr.gov.ua/ru/conference/sevastopol_conf/pirozhkov_parahonsky.htm
ü http://www.radiomayak.ru/politics/03/09/26/24621.html
ü http://www.edinenie.kiev.ua/Actual4/za/mb.htm
ü http://perm.rfn.ru/cnews.html?id=2648&date=25-08-2003
ü http://www.cis.minsk.by/russian/home.htm
ü http://cdf.gov.kg/ru/news/cis/?dd=25&mm=2&yy=2003&id=2334