Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»
Н.Островский — крупнейший драматург второй половины 19 века. «Гроза” — одно из его ярчайшихпроизведений.Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших врусском обществе.Он один из первых дал широкоеописание купечества в России. Свою драму “Гроза”, Александр Николаевичнаписал под впечатлением от путешествия по Волге. И не случайно он избрал именно такоеназвание для своей пьесы.
В слове “гроза”заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это исимвол перемен в “темномцарстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение несколькихвеков в русской жизни.
В центре пьесы — конфликт представителей “темногоцарства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуетсяневыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета,унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения вприроде: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуетсяприближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
Впервые слово “гроза”звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “… Недели две никакой грозынадо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи,почувствовать себя свободным,“навесь год отгуляться”. Под “грозой”он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх передвозмездием за совершенные грехи. “Грозанам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездияприсуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает своюлюбовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Ондаже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод.Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силыи мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь,скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мыпрячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то высебе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? Там тоже не всеспокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае являетсяпредзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не всостоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет силбороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни насцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героинеблизкую гибель.
Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина оченьиспугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была оченьэмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом надуше — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, невыдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывалопорывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Воттакие последствия имела гроза для Катерины.
Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису,племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и вгрозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни еевозлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своемумужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и какни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который небыл способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. НоКатерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности кБорису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем.Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину,но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. Очевидно, это было нестоль сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт,что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе,предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследствоДикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является частью калиновскогомира.
Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие врусском обществе во второйполовине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозывоздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли чтоизменится, скорее всего, все останется на своих местах.