Реферат
Мусульманскаяобщина в Северной Европе
Начинаяс 90-х гг. вопросы, касающиеся исламской религии и мусульман-мигрантов, сталипредметом серьезных общественно-политических дебатов в скандинавских странах. Уобщественности сформировалось крайне отрицательное отношение к последователямисламской религии. Мусульманские общины в скандинавских странах имеют,безусловно, общие черты, но у них есть и характерные особенности, связанные сполитикой правительств в отношении интеграции мигрантов.
Ислампришел в Финляндию с территории Российской империи. Его принесли предкинынешних татар, переселившихся сюда из двух десятков деревень Сергачского уездана Волге к юго-востоку от Нижнего Новгорода в период от 1870-х годов досередины 1920-х. Это были купцы, торговавшие пушниной и текстильными товарами,поселившиеся сначала в Хельсинки и его окрестностях. Впоследствии переселенцыосели в городах Тампере, Котка, Рауме, Васа, Оулу, Кеми, Куопио. Часть татаросела в сельской местности в провинциях Варкаус, Ярвенпяя, Терийски. Новоселамудалось утвердиться на влиятельных позициях в экономической и культурной жизниФинляндии в качестве врачей, юристов, преподавателей, инженеров,предпринимателей. В настоящее время в их руках большинство респектабельныхмеховых магазинов в Хельсинки. Первая мечеть была построена татарами в 1871 г.,а в 1925 году было учреждено и зарегистрировано первое мусульманское общество «Финляндияислам джамаати», в состав которого вошли 700 членов. Татары долгое времябыли единственными мусульманами в Финляндии. Однако с начала 60-х годов XX векав страну начали приезжать иммигранты из разных мусульманских стран. Появилисьпоследователи ислама и среди коренных жителей. Сегодня число мусульман вФинляндии достигло 20 тыс. человек. Наиболее полное представление о жизнисовременных финских мусульман можно получить на примере г. Турку. В четвертомпо величине городе страны Турку из ста шестидесяти пяти тысяч человек проживаетболее тысячи последователей ислама. По их инициативе в 1992 г. была зарегистрирована«Мусульманская община». Исламским центром Турку служит арендуемоеобщиной здание, которое выполняет функции мечети, образовательного икультурного центра. Беженцы из Сомали прибыли в Финляндию в 1990–1991 гг., онизатем привезли с собой семьи в рамках проводимой государством программыобъединения семей. Сомалийцы были первой группой африканцев, получившейполитическое убежище в Финляндии. Прибытие сомалийцев, как охарактеризовалфинский социолог, было «историческим событием и культурным шоком для финнов».В стране действует «Финское исламское общество» (1987), «Финскийисламский центр», «Хельсинкский исламский центр». С 80-х годов XXвека в страну стали прибывать беженцы из Ирана и Ирака. В настоящее время вФинляндии 20 тыс. мусульман, большинство из которых проживает в столице. В 1980г. численность мусульман была 1500 чел., в 2000 г. – 10 тыс. чел. Татарскоеменьшинство внешне практически ничем не отличается от этнических финнов, и это,по мнению финских исследователей, является главной причиной, по которой они неявляются объектом дискриминации. В 1998 г. финский социолог Магдалена Яаккокапровела опрос, который показал, что треть финнов считает, что ислам – этоугроза для финского общества.
Значительныйприток в последние 15 лет иммигрантов в странуотразился как на национальном, так на религиозном составе населения. Сказалосьэто и на изучении религии как официального предмета в школе. Принятый в 2003 г.новый Закон о свободе вероисповедания гарантируетвсем учащимся возможность изучать религию, традиционно исповедуемую в семье.Муниципалитет обязан организовать обучение, если с просьбой об этом обратятсяродители не менее трех школьников, зарегистрированных в одной из религиозныхобщин Финляндии. В последнее время многие представители религиозных меньшинстввоспользовались этим правом.
Интеграциямусульман в финское общество идет медленно. У Финляндии нет опытавзаимодействия с крупными потоками мигрантов. Сложность процесса интеграциичастично можно объяснить этнической и религиозной гомогенностью финскогообщества. Известно, что преобладающее большинство финнов является повероисповеданию лютеранами. Традиционно Евангелическо-Лютеранская Церковьнаходилась в стране на особом положении,практически такой же статус был и у Финляндской Православной Церкви,насчитывающей сегодня около 55 тыс. членов. Процесс формирования национальногосамосознания в Финляндии шел медленно, а по мнению некоторых специалистов, онпродолжается до сих пор. До 1809 г. территория современной Финляндии былачастью Швеции. Затем находилась в составе Российской империи и только в 1917 г.стала независимой.
Перваягруппа мусульман прибыла в Швецию в конце Второй мировой войны, они былитатарского происхождения, из Финляндии, где они проживали с XIXвека, когда Финляндия входила в состав Российской империи. В 1969 г. былосоздано Министерство по делам иммигрантов. В 1975 г. Рикстаг Швеции обнародовалпринципы политики по отношению к мигрантам и этническим меньшинствам –равенство в правах для шведов и мигрантов. Была введена программа помощииммигрантским организациям. Мусульмане в Швеции представлены различнымиэтническими группами. Только арабы – выходцы более чем из 20 стран, из нихсамая крупная группа – иракцы – 52 тыс. чел., ливанцы – 21 тыс.; марокканцы,сирийцы, тунисцы, палестинцы – 90 тыс. В 80-х годах в страну стали прибыватьиранцы, их сейчас 52 тыс. чел., сомалийцев – 16 тыс., эфиопов – 12 тыс.,мусульман из других африканских стран – 5 тыс. В настоящее время в Швециинасчитывается до 250 тыс. мусульман.
ВШвеции мусульмане создают свои организации. Сейчас здесь 50 организаций и болеечем 1000 ассоциаций. В рамках политики мультикультурализма правительствооказывает поддержку мусульманским организациям. Для этого была создана Комиссияпо государственным выплатам религиозным общинам. Для того, чтобы получитьденежные субсидии, у организации должен быть председатель, казначей, секретарьи список членов. При непосредственной поддержке Комиссии по госвыплатам в 2000г. была открыта Шведская исламская академия с целью подготовки религиозныхкадров. В настоящее время в стране действует несколько крупных организаций:Союз исламских общин (1974 г.), Федерация шведских мусульман (1982 г.), Союзисламских культурных центров Швеции (1984 г.). Этиорганизации, по сути, являются «зонтиками» и объединяют десяткимелких мусульманских общин. В 1990 г. Союз исламских общин Швеции и Федерацияшведских мусульман объединились в Совет мусульман Швеции, чтобы представлятьинтересы мусульман на государственном уровне. При Совете мусульман действуетИнформационная исламская ассоциация, которая занимается просветительскойработой. В 1995 г. были зарегистрированы Национальная исламская ассоциацияБоснии и Герцеговины и Национальная исламская федерация, объединяющая 16сомалийских общин. В Швеции посредством финансовых рычагов государствостарается контролировать деятельность мусульманских общин.
Указанныевыше три крупные исламские ассоциации образуют так называемый Советсотрудничества, который контролирует субсидии мусульманским организациям,поступающем от Комиссии по госвыплатам. Совет может тормозить регистрацию новыхисламских ассоциаций, если программа той или иной организации вызываетсомнения. Государство же получает возможность вести диалог не с многочисленнымимусульманскими общинами, создаваемыми по этническому признаку, а с болеекрупными организациями, представляющими интересы мелких исламских ассоциаций.Между крупными исламскими ассоциациями существуют определенные противоречия.Так, Союз исламских культурных центров Швеции, в который входят турецкиеиммигранты первой волны, традиционно представляющие ислам в Швеции, отказалсявступить в Совет мусульман Швеции (1990), состоящий из общин иммигрантов «новойволны» (иранцев, арабов), объединенных в Союз исламских общин и Федерациюшведских мусульман. Идеологическая линия арабских мусульманских организацийблизка к взглядам «Братьев-мусульман», делает акцент на необходимостивоспитания молодежи на основе «истинного» учения ислама.
Швеция не сталаисключением из списка стран, где существуют некоторые предубеждения к исламскойрелигии и мусульманам. Зачастую понятия иммигрант и мусульманин воспринимаютсякак синонимы. Социолог Х. Витфельд провел опрос,который показал, что только 2% респондентов в скандинавских странахположительно относятся к исламу, а 65% – крайне негативно. Зачастую такоенегативное отношение формировалось средствами массовой информации, у простогообывателя ислам стал ассоциироваться с насилием, терроризмом, он не совместим сзападными ценностями, мусульмане должны быть лояльны не к селу, племени, общинеи этнической группе, а в первую очередь к государству. Антииммигрантскиелозунги пытались использовать политические партии. Так, в Швеции в 1991 г. былсоздан политический блок «Новая демократия» Эта партия критиковалаполитику правительства, проводимую в отношении мигрантов: «Мигрантыслишком дорого обходятся налогоплательщикам и представляют собой угрозу дляшведской культуры». Интеграция иммигрантов в шведское общество довольносложна. Для обеспечения межкультурного диалога в пригороде Стокгольма,населенном в основном иммигрантами, была создана организация «Дети Авраама».Ее главная задача – наладить взаимопонимание между последователями разныхрелигий. По мнению группы ученых, развернувших дискуссию на страницах одной изнезависимых и наиболее уважаемых в Швеции газет «Дагенс Нюхетер»,беженцы, получающие в Швеции вид на жительство, практически составляют нечтовроде низшего класса в обществе. Основная проблема – отсутствие работы. Еслилюди, переселяющиеся в Швецию из западных стран, живут примерно на том жеуровне достатка, что и урожденные шведы, то финансовое положение осевших здесьнекоторых групп беженцев намного хуже. интеграция мусульманский иммигрант скандинавский религиозный
Дискриминация на рынкетруда подталкивает мигрантов-мусульман уходить в сферу частного бизнеса.Шведский автор А. Аббасиан пишет, что «частноепредпринимательство – это не выход, это не интеграция. Уход в частный секторведет к усилению этнической сегрегации». Другой автор Д.Оландговорит, что общество само подталкивает мигрантов-мусульман уходить в частныйбизнес. Таким образом, создается новый этнический экономический сектор(рестораны, прачечные, парикмахерские), подобные тенденции приводят к «неорабству».В 1999 г. каждое пятое частное предприятие было открытомигрантами-мусульманами. Причем только 13% из них открыты людьми, недавноприбывшими в Швецию, остальные – вторым поколением мусульман. В этой связиМинистерством промышленности, занятости и коммуникаций в 1999 г. был разработанпроект «Управление философией многообразия». Его основной цельюявлялось остановить опасную тенденцию, когда получившие европейское образованиемусульмане (с эмигрантским прошлым) по причине дискриминационных преград уходятв частный сектор. Лозунг этого проекта – «Если два человека мыслятодинаково, значит, один из них лишний». Возможно, поэтому недавнопремьер-министр Швеции Г. Персон назначил36-летнего Ибрагима Байрана государственным министром образования. Такимобразом, Ибрагим Байран стал первым в истории иммигрантом, мусульманином,который был назначен на столь высокий пост. Как сообщает агентство «SwedianPress», Ибрагим Байран прибыл в страну еще в 1978 г., вместе с тысячамииммигрантов из арабских стран. Ибрагим Байран – уроженец Алжира.
Некоторые мусульманскиеорганизации стараются оказывать влияние на лидеров тех или иных партий,отстаивая интересы членов общин. Например, в середине 90-х годов глава Советамусульман Швеции направил открытое письмо лидерам ведущих политических партийстраны. В письме, в частности, говорится, что голоса мусульман получит толькота политическая партия, которая будет отстаивать интересы мусульман повопросам, касающимся предоставления финансовой и административной поддержкимусульманам при строительстве культурных центров, разрешения ритуального забояскота, создания курсов по подготовке имамов в шведских университетах.Иммигранты первой волны (в основном турки), как правило, поддерживают левыепартии. Так называемые «новые мусульмане» – арабы, иранцы – являютсясторонниками правых. Это можно объяснить тем, что иммигранты – мусульмане новойволны, не найдя своего места в госсекторе и слабо представленные в профсоюзах,вынуждены заниматься бизнесом. Правые партии, как известно, выступают заснижение налогов, отстаивают интересы частного бизнеса.
В иммигрантскоймусульманской среде очень низкий уровень образования. Министерством финансовШвеции был подготовлен доклад, в котором исследуются причины высокого уровнябезработицы среди иммигрантов-мусульман. В нем говорится: несмотря на то, чтоуровень подготовки студентов из Африки, Латинской Америки, Азии, получившихобразование в Швеции и странах Европейского союза, выше, чем у шведов, тем неменее из-за религиозной и расовой нетерпимости вероятность остаться без работыу иммигрантов выше. Мусульмане испытывают трудности на рынке вакансий ивынуждены выполнять неквалифицированную работу. В результате сложилась такаяситуация, при которой молодежь теряет интерес к учебе, т.к. не видит для себяперспектив устроиться на высокооплачиваемую работу. Только 1–2% иммигрантов изКосово, Марокко, Пакистана, Сомали, Турции имеют высшее или среднееобразование, иранцы, ливанцы– 3–5%, среди боснийских мусульман – 9%. ВНорвегии7% иранцев и ливанцев имеют диплом о высшем образовании. В газете «NewYork Times»была опубликована статья о положении мусульман в Дании. Молодой турок БеньяминСимсек говорит, что, имея датский диплом архитектора, он вынужден работатьстюардом в одной из авиакомпаний. Другой респондент–мусульманин рассказывает,что собеседование для него закончилось вопросом – «откуда вы»? ЖителиШвеции – выходцы из арабских и мусульманских стран – часто при поиске работывынуждены менять имена, чтобы скрыть свое арабское или мусульманскоепроисхождение, сообщает «Ислам онлайн» со ссылкой на результатырасследования, проведенного журналистами шведской газеты «Дагенс нюхтер».Так, перс Бойян Ашхари стал Стивеном Саднейлом, Мохаммад выбрал типичнуюшведскую фамилию Андерсон, а Халед стал Стефансоном. Люди меняют имя только длятого, чтобы найти работу. На шведском рынке труда широко распространенадискриминация в отношении арабов и мусульман. По просьбе журналистов четырешведских гражданина, двое из которых – этнические шведы, а двое – носителимусульманских фамилий, выходили несколько раз на контакт с потенциальнымиработодателями в поисках работы. И всякий раз шведы были более удачливы, нежелидругие соискатели, получавшие постоянный отказ. По шведским законам сменить имяи фамилию достаточно легко, нужно лишь заполнить соответствующие анкеты. Сделатьэто может каждый. Шведские социологи предсказывают, что в следующие 15 летшведская нация будет «стареть», в то время как количество мусульманбудет увеличиваться. Более того, для обеспечения стабильного экономическогороста стране каждый год необходимо 45 тыс. иностранных рабочих.
Мусульманскоесообщество Швеции испытывает недостаток квалифицированных имамов. Молодыемусульмане ориентированы на свою «новую родину», они стремятсяполучить ответы на вопросы, которые перед ними возникают в скандинавскомконтексте. «Мы, мусульмане Швеции не желаем слышать советы по поводурешения проблем, которые имеют место в Саудовской Аравии или Каире. У нас своисложности, с которыми мы сталкиваемся, если имам не знает шведского языка, неразбирается в политической и социальной конъюнктуре Швеции, то он не понимаетнас, не осознает наших проблем. Такие имамы подходят старшему поколению, но длятех, кто родился здесь, нужны современные имамы». Второе поколениемусульман выросло в других реалиях, они продукт европейской системыобразования, дети своего времени, они не согласны занимать место граждан «второгосорта», им нужен ислам, который поможет им достичь поставленных целей изанять достойное место в стране. Молодыемусульмане считают, что ислам необходимо интерпретировать в шведском контексте.
В 1976 г. парламентШвеции узаконил право иностранных мигрантов голосовать на местных выборах, приэтом мигранты должны выполнить ряд условий: владеть шведским языком, знатьшведское законодательство. Однако на практике обладать правом избирать иучаствовать в политической жизни – неравнозначные понятия. В 1998 г. только 25%мусульман участвовали в выборах. Существует несколько причин, объясняющих малыйинтерес мусульман к политике. Мигранты, сталкиваясь в своей повседневной жизнис дискриминацией, проявлениями ксенофобии в различных общественных сферах, неверят, что смогут на равных с коренными шведами участвовать в политическомпроцессе, как и в то, что коренные жители поделятся с ними какими-нибудьпривилегиями. Мигранты в шведском обществе воспринимаются как «гражданевторого сорта». В этой связи один из шведов говорит, что как только онпринял ислам – автоматически стал «мигрантом», а значит «гражданиномвторого сорта». Те мусульмане, которые участвуют в политической жизни, зачастуюне получают тех постов, которые им позволили бы принимать важные решения ивлиять на общественные процессы.
ВДаниинасчитывается от 122 до 160 тыс. мусульман из 5,3 млн. общейчисленности населения. В начале 70-х годов мусульмане из Турции, Пакистана,Марокко и республик бывшей Югославии стали прибывать в Данию в качествегастарбайтеров. В 80–90-х годах численность мусульманского населенияпополнилась за счет беженцев из стран Ближнего и Среднего Востока, Сомали иБоснии. В настоящее время 40% мусульман Дании – это беженцы. В Дании мусульманесоздали целый ряд институтов, которые обеспечивают им сохранение религиозной икультурной идентичности. В 60–70 гг. взаимоотношения коренных датчан имусульман-мигрантов не вызывали каких-либо опасений. Сложности возникли, когдамусульмане привезли свои семьи и решили навсегда остаться в этой скандинавскойстране. В 1997 г. был открыт «Центр христиано-мусульманского диалога»,целью которого явилось, как заявил один из руководителей исламской студенческойорганизации, не обратить датчан в ислам, а постоянно информировать и отвечатьна вопросы, связанные с исламской религией, чтобы у жителей страны сложилосьправильное отношение к мусульманам и их религии. Мусульмане неоднородны поэтническому составу: турки, пакистанцы, марокканцы, иранцы, иракцы, палестинцы,сомалийцы. В 2003 г. в Дании введены новые положения, касающиеся религии.Мусульманские лидеры должны самостоятельно обеспечивать общины финансовымисредствами, обязаны говорить на датском языке, с уважением относиться кзападным ценностям. Эти положения были введены по инициативе «Народнойпартии Дании». Министр интеграции Дании Бертель Хаардер заявил, что имамычасто оказывают негативное влияние на молодежь. В стране действуют несколькомусульманских организаций, но ни одна из них не является представительныморганом мусульман Дании. В Дании члены семей эмигрантов лишены государственнойпомощи, что означает, что эта категория иммигрантов оказывается в стороне отпроцесса интеграции в общество, так как у них отсутствует как право, так иобязанность интегрироваться. В Дании, например, правительство считает, чтонизкий уровень поддержки иммигрантов заставляет этих людей прилагать большеусилий и желания трудоустроиться.
Мусульманскиеорганизации обращались с просьбой к датскому правительству поддержать созданиедемократически избранного совета, представляющего интересы мусульманских общинстраны. В качестве основного аргумента было высказано, что создание Советамусульман Дании будет препятствовать распространению радикализма и ксенофобии встране. Однако эта инициатива не нашла отклика со стороны правительства.
Министрвнутренних дел Дании предложил выслать из страны тех переселенцев, которыевъехали в страну незаконно. Обсуждение проблемы мигрантов–мусульман, отодвинулона второй план политические дебаты по поводу вступления Дании в единуюевровалютную систему в 2000 г. Член Европарламента М.Камрзаявил, что «эти презренные заставляют своих дочерей и жен покрыватьголову платком, переполненные религиозным фанатизмом, они направляют самолетына здание Всемирного Торгового Центра». Премьер-министр Дании Расмусенсчитает, что его жесткие меры по отношению к иммигрантам должны быть взяты навооружение и другими европейскими лидерами. Расмусену также во многом приходится«выполнять программу» крайне правой Народной партии, за которую впрошлом году проголосовало 12% избирателей.
Лидерпартии не рекомендует европейцам брать пример со Швеции, которая решилапревратить Стокгольм в «скандинавский Бейрут». Министр по делам беженцев,иммиграции и интеграции Дании Бертель Хорде призвал разработать «новое,прозападное течение ислама». «В случае если мусульмане предпочтутпридерживаться тех догм шариата, которые идут вразрез с демократическиминормами, они могут столкнуться в Дании с некоторыми проблемами», – отметилминистр. Он также подчеркнул, что «не стоит слепо следовать религиознымтрадициям. Что-то необходимо менять». Послание с подобными предложениямиБертель Хордер направил ведущим представителям мусульманской общины Дании, втом числе имаму Копенгагена Фатиху Алеву. Последний уже заявил, что, по егомнению, датский министр находится на «неверном пути», т.к. ислам –целостная система, ниспосланная всевышним, которую невозможно подогнать в угодутем или иным интересам.
Правительствопредприняло целый ряд вынужденных мер, направленных на ускорение процессаинтеграции мусульман, с одной стороны, и наограничение их притока в страну, с другой. Среди них получение вида нажительство, уменьшение социальной помощи мигрантам, ужесточение законов о «воссоединениисемей». Эти меры привели к тому, что мигранты-мусульмане сталирассматриваться как явление крайне негативное и даже опасное.
В80–90-х годах политические партии стали активно использовать антииммигрантскиелозунги в политической борьбе. Особенно протестные настроения избирателейиспользовали Датская народная партия и правая Партия прогресса. Члены этихпартий обрушились с резкой критикой на мигрантов-мусульман, обвиняя их вподрыве западных ценностей и распространения насилия. Негативное отношение кмусульманам заметно усилилось в первые месяцы после 11 сентября 2001 г. В этоже время предвыборная кампания в Дании вступила в заключительную фазу. Ссентября по декабрь 2001 г. было зарегистрировано 52 преступления, совершенных нарасовой почве (поджоги, избиения). В 2002–2003 гг. эти показатели были ещевыше. Датская народная партия, построив предвыборную программу наантииммигрантских лозунгах, на выборах 2001 г. получила 15% голосовизбирателей. ДНП не только опубликовала списки 5 тыс. человек, получившихгражданство Королевства Дании в 2001 г., но и использовала в предвыборнойагитации плакат с изображением молодой скандинавки снадписью«Когда она выйдет на пенсию, в Дании будет мусульманское большинство».В 2003 г. 12 членам этих партий были предъявлены обвинения за использованиеантимусульманской риторики. В декабре 2003 г. Верховный суд Дании приговорилПитера Бухля (члена Партии прогресса) к условному тюремному заключению зарасистские и антимусульманские высказывания. Он был признан виновным впубликации оскорбительных для мусульманского меньшинства материалов на своеминтернет-сайте, вплоть до предложения поместить всех мусульман в специальноотведенные концентрационные лагеря или депортировать их на родину. Верховныйсуд Дании признал, что статус политика не дает право на расистские заявления.
Исследованияпоказали, что дискриминация на религиозной почве является основной проблемой, скоторой сталкиваются мигранты при устройстве на работу. В апреле 2004 г. былобнародован доклад, в котором говорится, что население, пользуясь услугами техили иных организаций, предпочитает датчан, нежели мусульман-мигрантов. В странеотсутствуют мусульманские кладбища. В Дании нет ни одной специально построеннойдля религиозных нужд мечети.
Студентыи преподаватели имеют право на ношение «хиджаба» в школах иуниверситетах. В 2000 г. Верховный суд страны признал незаконными действияадминистрации супермаркета, отказавшейся принять на работу женщину-мусульманкуиз-за того, что она носила платок. В 2003 г. подобный случай произошел в другомсупермаркете, (из-за ношения платка была уволена женщина-мусульманка), однакосуд признал действия администрации законными, т.к. в трудовом контракте имелисьпункты, запрещающие ношение религиозных атрибутов. В 1997 г. вДаниибыл открыт Центр христианско-мусульманского диалога. Стали создаватьсястуденческие ассоциации, как заявил один из руководителей, что цель такихорганизаций – не обратить датчан в ислам, а информировать и отвечать на ихвопросы, связанные с исламской религией.
Событияв Дании, связанные с публикацией карикатур на пророка Мухаммеда, не носятединичный характер. Дания является одной из европейских стран, в которыхпроизошли мусульманские демонстрации протеста. Даже в этой скандинавской странеони имели место и ранее. Так, например, Исламская академия Дании обратилась ворганы юстиции страны с просьбой рассмотреть вопрос о богохульстве,содержащемся в фильме «Покорность» голландского режиссера Тео ВанГога, демонстрируемом двумя телевизионными каналами страны. Мусульманетребовали запретить дальнейшую демонстрацию фильма, т.к. он создаетнеблагоприятный климат в обществе. Между тем ультраправые партии Даниипризывают отменить содержащееся в настоящее время в датском законодательствеположение о запрете богохульства под предлогом, что оно не использовалось напротяжении последних 30 лет. Осенью 2005 г. послы мусульманских странпотребовали от Дании запретить использование образа пророка Мухаммеда вгазетных карикатурах. Письмо с таким требованием было направленопремьер-министру Дании Андресу Фогу Расмуссену. Представители десятимусульманских стран, среди которых Иран, Пакистан, Индонезия, Босния иГерцеговина, обвиняют издательство датской газеты «Юландс Постен» визображении пророка Мухаммеда как типичного исламского фундаменталиста. Наулицы Копенгагена вышли тысячи мусульман. Газеты сравнили эти протесты сдемонстрациями против «Сатанинских стихов» С.Рушди.В конце сентября газета опубликовала работы двенадцати ведущих датскихкарикатуристов, изображающие пророка Мухаммеда. Например, на одном рисункеМухаммед изображен в тюрбане в виде атомной бомбы. Газета отказаласьпубликовать извинения, ссылаясь на свободу слова. Представители мусульманскихорганизаций в Дании обратились к премьер-министру с жалобой на информационныеагентства, в которых, по их мнению, негативно освещается сама исламскаярелигия. По законам ислама запрещено всякое изображение пророка Мухаммеда.Тогда Расмуссен заявил, что в Дании действует свобода слова, и он не вправе приказыватьизданиям, что можно публиковать и что нельзя. Датчане окружили здание Союзаправоверных мусульман в Копенгагене. Их действия стали ответом на публикацию вряде мусульманских изданий серии эпиграмм на Христа и Богоматерь и дали Союзумусульман 48 часов на официальные извинения за публикацию этих эпиграмм.Группировки «Комитет датского единства» и «Бригады мучениковМарии Вальдхорн» распространили совместное заявление с угрозами совершатьнападения на всех мусульман, которые окажутся в Скандинавии. Кроме того,представители этих организаций пообещали атаковать мечети, потребовали отмусульман немедленно покинуть территорию Западной Европы.
Согласнопроведенному исследованию «Комиссии по правам человека Совета Европы»,Дания является страной, где в отношении мигрантов проводится самая жесткаяполитика, особенно в последние годы. Выступления людей «с иммигрантскимпрошлым» становятся неотъемлемым компонентом политической жизни Европы.Первым государством Европы, в котором на мусульманах жестко отразилась волнаподнятой ксенофобии после 11 сентября, стала Дания. Королевство относится кчислу стран, где довольно четко стараются выполнять предвыборные обещания совсеми вытекающими отсюда последствиями как для мусульман, уже получившихдатское гражданство, так и тех, кто собирается сделать это в будущем. Реальнойже интеграцией новых граждан и иммигрантов в датское общество парламентариипока не занимаются, нанося серьезный удар по межконфессиональной имежэтнической стабильности Дании. Количество иммигрантов, получивших датскоегражданство, составляет 4–7% и является самым низким показателем средигосударств Северной и Западной Европы. Вероятно, резко негативное отношениеместного коренного населения к мусульманскому меньшинству также можно объяснитьэтнической и религиозной гомогенностью датского общества. В Дании 87% населенияявляются последователями Евангелической Лютеранской церкви.
До1970 г. миграция мусульман в Норвегию практически не наблюдалась. Мигрантыпредпочитали Великобританию, Германию, Голландию, Францию. Однако экономическийкризис середины 70-х годов и, как следствие, введение ограничений на въездиностранных рабочих в эти страны, практически совпали с открытием в Северномморе Норвегии нефтяных месторождений. Страна стала приглашать иностранныхрабочих. Первой крупной группой мусульман-мигрантов были 2 тыс. пакистанцев,которые приехали в Норвегию в 1973 г. К началу 80-х годов в стране уже было 7тыс. пакистанцев, которые стали самой крупной этнической группой средимигрантов-мусульман. В январе 1996 г. численность мусульман возросла до 42 тыс.В 2003 г. до 110 тыс. мусульман являлись членами различных исламскихорганизаций (пакистанцев – 26 тыс. чел, турок – 13 тыс., марокканцев – 7 тыс.,иракцев, иранцев, боснийцев – по 13 тыс., сомалийцев – 11 тыс. чел.).Пакистанцы представлены «Минхадж уль-Куран», «Таблиг-и-джамаат».Турецкие мигранты представлены организациями – «Диянет», «Миллигерюш», «Сулейман чи», «Бекташи». В Осло 25 мечетей вспециально переоборудованных для религиозных нужд помещениях. Единственнаямечеть была построена пакистанской организацией «Всемирная ИсламскаяМиссия».
Проблема интеграциииммигрантов в странах Европы является общей для многих правительств. В 1973 г.норвежский политик Андерс Ланге основал партию, которая первоначально носилаего имя. Целями создания партии были заявлены снижение налогов, пошлин игосударственного регулирования экономики. После смерти основателя в 1977 г.партия получила свое новое название – Партия прогресса. За тридцать с лишнимлет цели партии не претерпели изменений, однако основным лозунгом программыстала борьба за сохранение идентичности норвежского общества. В устах еепредседателя, искушенного оратора Хагена, борьба с чуждыми культурамипревратилась в крестовый поход против иммигрантов из «незападных»,прежде всего мусульманских, стран. Некоторые высказывания Хагена былишокирующими, например, его знаменитая фраза «Общество без этническихменьшинств – это общество, живущее в гармонии». События 11 сентября 2001г. добавили Хагену новых «аргументов» в борьбе: он сравнил ислам снацизмом и противопоставил Иисуса пророку Мухаммеду. Иисус, по мнению Хагена,призывал детей к любви, а Мухаммед хотел, чтобы дети насаждали исламизм любойценой.
Подход Норвегии крешению проблемы интеграции мусульман и успехи в этой области заставляют многиестраны в Скандинавии внимательно следить за работой норвежских коллег. Онипредложили новые идеи, связанные с интегрированием лиц, получивших норвежскоегражданство, в местное общество. Были определены три непременные составляющие:иммигранты должны овладеть норвежским языком, понимать норвежскую культуру истремиться найти работу. При этом центральными остаются вопросы прав иобязанностей. Норвежское правительство в отличие от правительств других странСкандинавии несколько иначе подошло к вопросу о средствах для лиц из другихстран, получивших разрешение на пребывание в Норвегии. Такая группа лицполучает в Норвегии в виде так называемой интеграционной помощи ровно столькоже, сколько и граждане этой страны по социальным пособиям. Заместитель министрапо вопросам интеграции Кристин Ёрмен Йонсен (Консервативная партия правых)полагает, что правительство намеренно не стало устанавливать различия междугражданами Норвегии и теми, кто получил право на жительство в стране, так какпоследние, получив разрешение от властей страны, должны восприниматься так же,как и все остальные граждане Норвегии. Норвежская модель – это своеобразныйдоговор между властями и лицами с правом жительства в стране. Эта модельнаходится в стадии эксперимента и, как полагают, может быть распространена повсей территории Норвегии. Главный принцип этой модели заключается в том, чтолицо, получившее разрешение на проживание в стране, а также все его прямыеродственники и члены семьи проходят двухгодичный курс, целью которого являетсяпомочь интегрироваться некоренным жителям в норвежское общество через изучениеязыка, получение знаний о стране пребывания и трудовую практику. Ответственнойза курсы является местная власть, что позволяет установить прямой контакт междунею и конкретным лицом с правом проживания на территории Норвегии. Еслииммигрант не появляется на занятиях, а это шесть часов ежедневной подготовки,то он рискует потерять дальнейшую поддержку со стороны норвежского государства.Подобное сочетание прав и обязанностей не характерно для многих других странЕвропы и Скандинавии. Норвежцы придерживаются в этом вопросе принципаравноправия, которое распространяется и на мужчин, и на женщин. Эти мерынорвежского государства позволяют иммигрантам пройти путь интеграции в обществои получить возможность трудоустроиться. Независимые аналитики уверены, чтореализация такой программы интеграции иммигрантов позволит Норвегии сэкономитьчерез 10 лет до 45 миллиардов крон. Норвегия выделяет средства на поддержкукаждого без учета общего дохода в семье. Таким образом, создается мотивация какдля мужчин, так и для женщин участвовать в интеграционном процессе и стремитьсянайти свое рабочее место на рынке труда страны.
Скандинавские странытакже столкнулись с проблемой радикального исламизма. В парламент Швеции хотелпереизбраться человек, которого США считают «спонсором терроризма».Это 34-летний выходец из Сомали Абдирисак Аден. Он входил в американский «черныйсписок» спонсоров террористической группировки «Аль-Каида» какчеловек, напрямую связанный с финансовой организацией «Аль-Баракат»,которая, как подозревают в Вашингтоне, организовывала сбор средств для «Аль-Каиды».После терактов 11 сентября американцы назвали Адена и еще двух сомалийцев «руководителямифирмы „Баракаат Интернешнл“, зарегистрированной в стокгольмскомпригороде Спонга, а также фонда „Баракаат Интернешнл Фаундейшн“.Недавно Прокуратура Норвегии предъявила обвинения мулле Крекару – основателюрадикальной исламской курдской группировки „Ансар аль-Ислам“ в связяхс террористами из „Аль-Каиды“ и осуществлении нападений накоалиционные войска в Ираке. Ему грозит депортация. В то же время, как заявилинорвежские власти, у следствия пока нет доказательств причастности Крекара кподготовке убийств его политических противников в Ираке. Датское отделениерадикальной исламистской организации „Хизб ут-Тахрир“ выпускаетжурнал „Халифат“, который носит антизападную и антисемитскуюнаправленность: „Изгоняйте евреев из страны, как они выгоняют нас из Палестины“.В конце 2002 г. один из деятелей этой организации Фади Абдуллатиф был обвинен врасизме и приговорен к условному тюремному сроку. С осуждением этих заявленийвыступил „Турецкий культурный Союз“ В ситуацию даже вмешалсяавторитетный исламский деятель в Европе Т. Рамадан,который в интервью датской газете заявил, что „ненависть к евреям чуждаисламу, ислам не узаконивает антисемитизм“.
Миграциямусульман в страны Скандинавии – явление довольно новое. Длительный периодвремени мигранты предпочитали Великобританию, Германию, Францию, Голландию.Смассовым притоком мигрантов скандинавские страны столкнулись в последние 25–30лет. Причем большую часть составляют беженцы из зон конфликтов. ВВеликобритании на протяжении многих лет достаточно просто было получитьгражданство, особенно для выходцев из стран Содружества, необязательно быловладеть английским языком. Правительство больше поощряло общинный образ жизни,чем индивидуальную интеграцию. Правительство, по сути, продолжало „коммуналистскую“традицию Британской империи в Индии, при которой конфессиональнаяпринадлежность индусов, мусульман или сикхов определяла их политическоепредставительство, а руководитель каждой религиозной общины становилсявыразителем своих интересов во властных структурах. В крупных городахВеликобритании муниципалитеты передавали советам мечетей целый рядпосреднических функций во взаимоотношениях с их паствой. В ответ за оказываемоедоверие имамы агитировали своих прихожан за определенного кандидата от той илииной партии. Франция и Великобритания поощряли миграцию из своих бывшихколоний: Англия с Индийского субконтинента, Франция из стран Магриба и ЗападнойАфрики. Вскандинавских странах отсутствовала подобная практика. Несколько лучшеситуация с мусульманским меньшинством обстоит в Швеции, где прием иммигрантовмотивирован и соображениями внешней политики – традиционно нейтральная страна,Швеция, не может оставаться безучастной к событиям, происходящим в мире:войнам, конфликтам, природным катаклизмам. Тем не менее современную политикуШвеции в отношении иммигрантов либеральной назвать нельзя. Убежище в Швецииможет быть предоставлено только тем, кто в своей стране преследуется порасовым, национальным, политическим, религиозным причинам, и лишь в том случае,если его жизнь подвергается угрозе при возвращении на родину. От 5 до 30%мусульман в Швеции, Норвегии, Дании имеют гражданство. Уровень политическойактивности мусульман этих стран крайне низок как на государственном, так и наместном уровне. Из 349 членов парламента Швеции только 4 мусульманина, вНорвегии и Дании по одному члену парламента имеют арабские имена. Политическаяактивность ограничивается местным уровнем. В Дании более негативное отношение кмусульманскому населению, чем в Норвегии и Швеции. Скандинавские государства,как было показано выше, отличаются своей этнической и религиознойгомогенностью. В Норвегии и Дании, согласно конституции, ЕвангелическаяЛютеранская церковь имеет статус государственной, облагает своих последователейналогами, получает государственные субсидии. Другие религиозные общины могутзарегистрироваться, чтобы получить освобождение от налогов. ВШвециив 1995 г. был принят, а в 2000 г. вступил в силу закон об отделении Шведской(Лютеранской) церкви от государства. Безусловно, это не способствует скорейшейи безболезненной интеграции мусульман в скандинавское общество.
Всплескэмоций, связанный с событиями 11 сентября 2001 года, стал катализаторомухудшения отношения многих „коренных“ жителей европейских стран ксогражданам и иммигрантам, исповедующим ислам.
Чемсильнее дискриминация и предубеждения, тем теснее сплачивается община, процессинтеграции несколько замедляется. Рост численности и социальной активностииммигрантов особенно в западных странах порождает опасение властных структур засоциальную и политическую активность.
Страны-реципиентыпо мере изменения ситуации пересматривают свою иммиграционную политику. ВЕвропе сегодня существует особо предвзятое отношение к приверженцам ислама,который в общественном сознании ассоциируется в первую очередь с агрессией,насилием, террором. Иммигрант осознает пределы возможности своей интеграции впринимающее общество из-за этнорасовых предубеждений. Мечети выступают нетолько центрами духовной жизни, но и как социальные институты, которые выполняютинтеграционную функцию, община выполняет для иммигранта защитную функцию.Предубеждения против чужого глубоко проникают в сознание коренного населения,подпитывая в нем ложное чувство превосходства.
Списоклитературы
1. Islamic Center and Mosquen Alppila. Hut,Ark 3, Studio, A-8.310 8 SW, Spring 2005.
2. Aallas, Esa. Somalis’ shock. FinnishRefugees. Publication Seri 2. Printed by Gummerus. Jyväskylä,Finland, 1991.
3. Hecker-Stamphel J. Notion State andCultural Diversity in Finland. Helsinki, 2003.
4. Timo Makkonen L.M. Chapter on theGeneral Situation of Discrimination in Finland. Helsinki, 2003.
5. Otterbeck J. The Baltic Tatars – TheFirst Muslim Group // Sweden in Cultural Encounters in East and Central Europe.Stockholm: Swedish Council for planning and Coordination of Research, 1998.
6. Shireen T. Hunter. Islam, Europe’sSecond Religion. The New Social, Cultural, and Political Landscape. London,2002, с.124–126.
7. Anwar M., Blaschke J., Sander А. StatePolicies Towards Muslim Minorities (Sweden, Great Britain and Germany).Verlagsabteilung im Europäischen Migrationszentrum (EMZ) Schliemannstr, 23D-10437, Berlin, 2004, с.277.
8. Shireen T. Hunter. Islam, Europe’sSecond Religion. The New Social, Cultural, and Political Landscape. London,2002, с.128–129.
9. Anwar M., Blaschke J., Sander А. StatePolicies Towards Muslim Minorities (Sweden, Great Britain and Germany).Verlagsabteilung im Europäischen Migrationszentrum (EMZ) Schliemannstr, 23D-10437, Berlin, 2004, с.277.