Аудит соответствия деятельности предприятия требованиям обеспечения безопасности предприятия и окружающей среды

План Введение … 1. Аудит паспортов и иных документов предприятия, организации, учреждения, содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения… 2. Аудит выполнения предприятием, организацией, учреждением требований экологической сертификации… 3. Аудит соблюдения природопользователем условий договора и лицензий на комплексное природопользование….14 Заключение… 17 Список использованной литературы….19
Введение Экологическое аудирование рассматривается как вид предпринимательской деятельности, как составная часть общего аудита в системе экологического менеджмента и как организационно-управленческий инструмент обеспечения национальной безопасности в экологической сфере. Организация деятельности по экологическому аудированию как вида предпринимательской деятельности должна соответствовать нормам гражданского законодательства, уголовного законодательства и
Временным правилам аудиторской деятельности в Российской Федерации. Деятельность в области производственного экологического управления опреде¬ляется Государством через органы государственного экологического контроля и управления. На практике государственное регулирование здесь осуществляется через систему природоохранительных требований, закрепленных в законода¬тельных и нормативных документах федерального, регионального и местного уровней.
Непосредственно деятельность в области производственного экологи¬ческого управления регулируется ГОСТом 24525.4-80 "Управление охраной ок¬ружающей среды. Управление производственным объединением и промышлен¬ным предприятием. Основные положения" и является обязательной. Деятельность экономических субъектов в области экологического менеджмента обязательной не является. Подобную деятельность невозможно ввести в рамки еще одного формально обязательного вида деятельности промышленных пред¬приятий. Государство может только инициировать и стимулировать развитие экологического менеджмента, используя разнообразные косвенные меры и дей¬ствия, например, через системы лицензирования, сертификации, налогообложе¬ния, страхования, экологической экспертизы и т.п. Тема, выбранная для написания контрольной работы «Аудит соответствия деятельности предприятия требованиям
обеспечения безопасности предприятия и окружающей среды (аудит лицензий, паспортов предприятий, сертификатов соответствия выпускаемой продукции требованиям )» достаточно актуальна. Цель написания работы – изучить данную тему, используя экономическую литературу и нормативно-правовые акты. Основные задачи работы можно сформулировать следующим образом: рассмотреть юридическое закрепление ряда правовых, экономических и организационно-управленческих механизмов при осуществлении отдельных
видов деятельности (как косвенное свидетельство повышенной опасности соответствующих видов деятельности). Иеется ввиду: – обязательность государственной экологической экспертизы для перечня экспертируемых видов деятельности и объектов; – обязательность декларирования безопасности промышленных объектов; – обязательность лицензирования в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; – обязательность экологической сертификации в соответствии с приказом
Минприроды РФ от 23.01.95 г. № 218 «Об организации системы сертификации по экологическим требованиям для предупреждения вреда окружающей природной среде». 1. Аудит паспортов и иных документов предприятия, организации, учреждения, содержащих сведения об их безопасности для окружающей среды и населения Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды и населения, является заключение государственной экологической экспертизы. Обязанность проведения государственной экологической экспертизы, ее принципы, организация, перечни экспертируемых объектов определены следующими правовыми нормативными актами: – Федеральными законами: «Об охране окружающей природной среды» (ст.ст.35,39); «Об экологической экспертизе», Водным кодексом РФ (ст.ст.80,116); Лесным кодексом РФ (ст.ст.46,65); «О континентальном шельфе РФ» (ст.31); «Об отходах производства и потребления» (ст.10);
«О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ» (ст.34); Градостроительным кодексом РФ (ст.28); «О животном мире» (ст.ст.5,6,10,13,20); «Об исключительной экономической зоне РФ» от 17.12.98г. № 191-ФЗ (ст.27); – постановлением Правительства РФ т 18.05.98 г. № 462 Об утверждении Положения о проведении государственного экологического контроля в закрытых административно-территориальных
образований, на режимных, особо режимных и особо важных объектах Вооруженных Сил РФ и государственной экологической экспертизы вооружения и военной техники, военных объектов и военной деятельности. В 90-е гг. дальнейшее развитие получили нормативно-правовые основы паспортизации хозяйственных объектов (приказ Минприроды России от 16.03.93 г. № 53 «Об экологической паспортизации на территории
РФ»). Разрабатываются экологические паспорта сельскохозяйственных, транспортных, судостроительных предприятий, опасных промышленных объектов и т.п. Введенные ранее экологические паспорта промышленных объектов приводятся в соответствие с требованиями современных информационных систем с учетом формирования комплексных территориальных кадастров природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия (ГОСТ 17.0.0.04-90 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Экологический паспорт промышленного предприятия. Основные положения»), введен с 01.07.90 г. с одновременным введением Временных методических рекомендаций по разработке экологического паспорта. Паспорт содержит технико-экономические характеристики и сведения о размещении и производственной структуре предприятия, информацию для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, уровни энергоемкости, технологические балансы отдельных производственных циклов, результаты инвентаризации
отходов производства. Экологический паспорт нефтедобывающего предприятия (требования РД 39-127-93 «Экологический паспорт нефтяного промысла») содержит эколого-техническую информацию для оценки ранее нанесенного экологического ущерба, стоимости восстановления нарушенных природных объектов и затрат на ликвидацию сверхнормативного негативного воздействия на окружающую природную среду. Контрольное обследование природных объектов проводится на базе существующей сети мониторинга окружающей
природной среды с организацией дополнительных пунктов на границах растущих ареалов техногенных нарушений. Обязательно обследование водотоков и водоемов, протекающих вблизи лицензионного участка, на участках выхода в них загрязненных рек и ручьев, протекающих по лицензионному участку. Контрольное обследование нефтепромысловых объектов проводится с целью уточнения выделения источников сверхнормативного негативного воздействия на окружающую природную среду.
Обязательно выборочное обследование скважин, цементация которых нарушена в интервалах залегания пресных водоносных горизонтов; участков нефтепроводов и водоводов системы повышения пластового давления, характеризующихся повышенной коррозионной опасностью; буровых амбаров с отсутствием гидроизоляции. Оценка потенциального ущерба окружающей природной среде выполняется по специальным методикам для каждого объекта окружающей природной среды, исходя из особенностей динамики нарушений объекта за период проведения многолетних наблюдений. Декларация безопасности промышленного объекта РФ введена постановлением Правительства РФ 01.07.95 г. № 675. Порядок разработки на этапах ввода, эксплуатации, вывода объекта, порядок экспертизы декларации, перечень организаций, имеющих право экспертизы утверждены документом МЧС России, Госгортехнадзора 04.04.96 г. № 222/59, предназначенным для штабов по делам
Гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и региональных органов Госгортехнадзора. Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта и декларация безопасности гидротехнического сооружения. В декларации должны содержаться сведения: – об используемых опасных веществах; – промышленных установках
и авариях на них, представляющих опасность для персонала объекта и населения; – о превентивных мероприятиях по предотвращению аварий и снижению их негативных последствий; – о плане действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, включая порядок оповещения, сведения об оборудовании и технических средствах, используемых при аварии, наличие материальных и финансовых резервов, меры по локализации источника аварии, мероприятия по защите населения и территорий, порядок взаимодействия с органами местного
самоуправления и органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. В соответствии с Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (ст.ст.14.ч.5) декларация промышленной безопасности должна быть подтверждена заключением экспертизы. Заключение государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений, предусмотрено Федеральным законом «О безопасности гидротехнических сооружений» (ст.11). Радиационно-гигиенический паспорт организаций и территорий введен постановлением Правительства РФ от 28.01.97 г. № 93 в соответствии с Федеральным законом «О радиационной безопасности населения». Паспорта организаций ведутся их органами управления, паспорта территорий – органами исполнительной
власти субъектов Федерации. Паспорта составляются ежегодно и представляются на заключение в учреждения Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ. Экологический паспорт действующей АЭС введенный постановлением Правительства РФ от 21.07.98 г. № 815, отражает основные характеристики атомной электростанции, связанные с ее воздействием на окружающую среду при нормальной эксплуатации и авариях.
Паспорт мелиоративной системы и отдельно расположенного гидротехнического сооружения, предусмотренный Федеральным законом «О мелиорации земель» от 10.01.96 г. № 4-ФЗ (ст.20), содержит сведения о технических характеристиках и состоянии указанных объектов. Порядок паспортизации устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление сельским хозяйством. Важное значение при прогнозировании аварий и их последствий для оценки потенциальной экологической
опасности имеет систематизированная информация по учету и расследованию аварий на предприятии. До настоящего времени информация предоставляется предприятиями не в полном объеме и касается только категорийных аварий в соответствии с «Инструкцией по расследованию аварий». В «Основах законодательства об охране труда» впервые на законодательном уровне установлены требования об учете аварий, повлекших за собой несчастные случаи. В федеральном законе «О пожарной безопасности» присутствует норма об учете и расследовании аварий, связанных с возникновением пожаров. Учет и расследование аварий, причиной которых стал не пожар, а также аварий, не повлекших за собой несчастных случаев, требуют дополнительного законодательного регулирования. Информация об экологических последствиях повседневной деятельности имеется на самом хозяйственном объекте: книги (журналы) учета промышленных отходов, контроля сточных вод; акты, справки, наряды о ремонте очистных
и канализационных объектов; документы о принятии отходов на свалку; оперативные (сменные) журналы персонала. Важным источником информации является природоохранная техническая документация: нормативы ПДВ предприятия; территориальные схемы (проекты) районной планировки, генеральные планы городов, схемы размещения промышленных районов и населенных пунктов. Основными проблемами при разработке природоохранной технической документации являются архитектурно
планировочные, а не экологические. Поэтому в ней, как правило, отсутствуют материалы по оценке риска заболеваемости населения и экологического риска. Постановлением Госкомстата РФ от 13.09.96 г. № 116 утверждена схема № 1-ПГ – Паспорт социально-экономического положения городов. Институтом комплексных проблем гигиены и профтехзаболеваний проведена
НИР «Разработка системы показателей для формирования банка данных по социально-гигиенической паспортизации региона, области, города». Банки информации о различных видах деятельности и о негативном воздействии намечаемой деятельности на окружающую природную среду предусмотрены ч.1 ст.7 ФЗ «Об экологической экспертизе». Минприроды РФ от 30.11.92 г. утверждены «Критерии оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия». Статистический материал, собранный для обоснования придания территории соответствующего статуса, также важный источник информации о состоянии экологической безопасности. Постановлением Правительства РФ от 12.11.92 г. № 869 введена государственная регистрация потенциально опасных для здоровья человека и окружающей среды химических и биологических веществ по единой для Российской Федерации системе Федерального регистра.
Паспорт опасных отходов, введенный Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» (ст.1), является документом, удостоверяющим принадлежность отходов соответствующего вида и класса опасности, и содержит сведения об их составе. Заключение государственной экспертизы документации по захоронению жидких отходов и промстоков в глубокозалегающих пластах-коллекторах, изолированных от поверхностных и неглубокозалегающих горизонтов пресных вод и порядок ее проведения государственной экспертизы предусмотрен
приказом Минприроды от 16.02.95 г. № 18. Госстандарт России в соответствии с требованиями Директивы ЕЭС 91/155/ЕЕС разработал и утвердил ГОСТ Р 50587-93 «Паспорт безопасности вещества (материала). Основные положения. Информация по обеспечению экологической безопасности при производстве, применении, хранении, транспортировании, утилизации». Паспорт содержит данные о видах опасного воздействия вещества,
мерах по предотвращению опасной ситуации, правилах обращения, хранения, транспортирования и утилизации. Межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ по экологической и экономической безопасности решением от 29.09.95 г. № 8/9-2 рекомендовали Правительству РФ рассмотреть вопрос о введении паспорта в качестве обязательного документа производителя (поставщика, импортера) на территории РФ. 2. Аудит выполнения предприятием, организацией, учреждением требований экологической сертификации Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции (услуг) изложены в Законе «О сертификации продукции и услуг». Право формировать и реализовывать государственную политику в этой сфере предоставлено Госстандарту РФ, который: – устанавливает общие правила и рекомендации; – проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия; – опубликовывает официальную информацию о действующих в
РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в международные организации по сертификации; – может заключать соглашения с международными организациями о взаимном признании результатов сертификации. С участием министерств, ведомств, организаций и предприятий, общественных объединений Госстандарт разработал Систему сертификации ГОСТ Р и Правила проведения работ по сертификации в РФ. Экологическая сертификация – это разновидность сертификации
качества продукции и технологий (что соответствует мировой практике). Экологическая сертификация соответствия – это действие «третьей стороны» (не поставщика – «первой стороны» и не покупателя – «второй стороны») по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Многие виды зарубежной продукции имеют экологические сертификаты и используют соответствующие знаки: – для обозначения экологических предприятий в целом или отдельных
свойств их продукции, например, «Голубой Ангел» (ФРГ), «Белый лебедь» (Скандинавские страны), «Эко-знак» (Япония); – призывающие к сбережению окружающей среды (на упаковках потребительских товаров); – отражающие опасность предмета для окружающей среды и находящиеся на пересечении областей применения предупредительной и эко-маркировки (знак «Опасно для окружающей среды», используемый в рамках законодательства ЕС о классификации, упаковке и маркировке опасных веществ и препаратов). Приказом Минприроды от 23.01.95 г. № 18 утверждены «Основные положения системы экологической сертификации». Госстандартом в соответствии с Законом «О сертификации продукции и услуг» в Государственном реестре зарегистрирована Система обязательной сертификации по экологическим требованиям и Государственному комитету РФ по охране окружающей среды выдано соответствующее Свидетельство. В Системе экологической сертификации проводятся: – добровольная сертификация объектов
окружающей среды, природных ресурсов, отходов производства и потребления, технологических процессов, товаров (работ, услуг), предназначенных для обеспечения экологической безопасности и предупреждения вреда окружающей природной среды; – обязательная сертификация экологической безопасности производств предприятий и организаций оборонных отраслей промышленности, использующих экологически вредные технологии. Работы по сертификации в рамках Системы осуществляют органы по экосертификации, испытательно-аналитические
лаборатории (центры), экоаудиторы, которые должны быть аккредитированы или аттестованы в порядке, установленном в Системе. Решением коллегии Госстандарта и Госкомсанэпиднадзора от 28.04.95 г. № 8/5 введена «Система сертификации питьевой воды, материалов, технологических процессов, оборудования, применяемых в хозяйственно-питьевом водоснабжении». Экологическая сертификация может осуществляться в Федеральном центре сертификации – государственной структуре, аккредитованной при
Госстандарте, имеющей право выдавать сертификаты экологического профиля и «зеленые» знаки сертификации. Экологическую сертификацию могут проводить крупные компании, специализирующие на экологическом аудите предприятий, проектов и территорий. Позитивную роль в использовании экологической сертификации российскими товаропроизводителями, торговыми фирмами, концернами, финансово-промышленными группами может сыграть Экологический комитет Российской торгово-промышленной палаты. 3. Аудит соблюдения природопользователем условий договора и лицензий на комплексное природопользование Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» установлено следующее. 1. Договор на комплексное природопользование заключается между природопользователем и исполнительным органом власти края, области, автономной области, автономного округа, района, города на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную или иную деятельность и лицензии (разрешения)
на комплексное природопользование. 2. Договор на комплексное природопользование предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров. 3. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченным на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием:
– видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; – экологических требований, при выполнении которых допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» принят 25.09.98 г. Постановлением Правительства РФ т 26.02.96 г. № 168 «Об утверждении положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» установлена обязанность наличия у предприятия
лицензии на осуществление следующих видов деятельности: – утилизация, складирование, перемещение, размещение, захоронение, уничтожение промышленных и иных отходов, материалов, веществ (кроме радиоактивных); – проведение экологической паспортизации, сертификации, экологического аудирования; – работы (услуги) природоохранного назначения. Лицензированию подлежат все виды деятельности, осуществляемые юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы, а также физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Уполномоченными на ведение лицензирования являются Государственный комитет по охране окружающей среды (Госкомэкология) Российской Федерации и его территориальные органы. Госкомэкология РФ выдает лицензии на указанные в пункте 1 Положения «О лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» виды деятельности
юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на всей территории РФ или на территориях нескольких субъектов РФ. Территориальные органы Госкомэкологии РФ в субъектах РФ выдают лицензии на все виды деятельности юридическим и физическим лицам, осуществляющим деятельность на территории соответствующего субъекта РФ. Госкомэкология РФ может передать полномочия по лицензированию указанных в данном
Положении видов деятельности органам исполнительной власти субъектов РФ. Лицензии выдаются на срок не менее трех лет. Но этот срок может быть уменьшен по заявлению лица, обратившегося за ее получением. Продление срока действия лицензии производится в порядке, установленном для ее получения. Лицензия выдается отдельно на каждый вид деятельности. Передача лицензии другому юридическому или физическому лицу запрещается.
При ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу. Лицензия подписывается руководителем лицензионного органа и заверяется печатью этого органа. Положение о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды допускает весьма широкие толкования. Целесообразны разъяснения
Госкомэкологии РФ по следующим вопросам: – имеется ли исчерпывающий перечень видов деятельности, связанных с работами природоохранного назначения или отнесение того или иного вида деятельности к «связанной с работами природоохранного назначения» входит в компетенцию Минэкологии и ее органов на местах в каждом конкретном случае; – относится ли данное Положение исключительно к деятельности, осуществляемой с целью извлечения прибыли, или к любым видам деятельности, в том числе осуществляемым на общественных началах, в порядке благотворительности или на иных некоммерческих основаниях; – какова ответственность за осуществление деятельности, непосредственно указанной в тексте Положения, без соответствующей лицензии, и на основании каких правовых актов могут быть применены те или иные санкции. Приказом Минприроды от 23.01.95 г. № 18 «Об организации системы экологической сертификации» определено, что работы природоохранного назначения направлены на обеспечение
экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде. Заключение Основным документом, подтверждающим безопасность того или иного вида деятельности для окружающей среды и населения, является заключение государственной экологической экспертизы. В 90-е гг. дальнейшее развитие получили нормативно-правовые основы паспортизации хозяйственных объектов (приказ Минприроды России от 16.03.93 г. № 53 «Об экологической паспортизации на территории
РФ»). Разрабатываются экологические паспорта сельскохозяйственных, транспортных, судостроительных предприятий, опасных промышленных объектов и т.п. Декларация безопасности промышленного объекта РФ введена постановлением Правительства РФ 01.07.95 г. № 675. Федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «О безопасности гидротехнических сооружений» предусмотрены декларация промышленной безопасности опасного производственного
объекта и декларация безопасности гидротехнического сооружения. Правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции (услуг) изложены в Законе «О сертификации продукции и услуг». Экологическая сертификация – это разновидность сертификации качества продукции и технологий (что соответствует мировой практике). Экологическая сертификация соответствия – это действие «третьей стороны» (не поставщика – «первой стороны» и не покупателя – «второй стороны») по подтверждению соответствия сертифицируемого объекта предъявляемым к нему экологическим требованиям. Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование выдается природопользователю специально уполномоченным на то государственными органами РФ в области охраны окружающей природной среды с указанием: – видов, объемов и лимитов хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов; – экологических требований, при выполнении которых
допускается использование природных ресурсов, последствий несоблюдения этих требований. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» принят 25.09.98 г. Приказом Минприроды от 23.01.95 г. № 18 «Об организации системы экологической сертификации» определено, что работы природоохранного назначения направлены на обеспечение экологической безопасности и предупреждение вреда окружающей природной среде. Список использованной литературы 1.
Ерофеев Б.В. Об экологических правоотношениях. В сборнике Правовые проблемы охраны окружающей среды. Под ред. Желвакова Э.Н. – М.: «Юридический бюллетень предпринимателя», 1998 г. 2. Комментарий к Закону РФ «Об охране окружающей природной среды». Отв. Ред. Боголюбов С.А. – М.: ИНФРА – М 1997 г. 3.
Конституция РФ: Юрид. лит. 1993 г. 4. Об охране окружающей среды: Закон РСФСР от 19.12.91 № 2060-1 5. Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды: постановление Правительства РФ от 26.02.96 № 168 6. Об экологической паспортизации хозяйственных объектов: приказ Минприроды от 16.03.93 № 53 7. Экологический аудит.
Учебно-практическое пособие. – М.: «Экзамен», 1999 г.