Содержание
Введение
1. Географическая школа в социологии.Лев Ильич Мечников
2.Общественное мнение как социальный феномен. Функции общественного мнения
3. Социология общественного мнения иметоды его изучения
4. Классификация гипотез в программесоциологического исследования
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Социология – это наука обобществе или обществознание. Термин был введен в середине ХIХ в. французскимсоциологом О. Контом. О. Конт предполагал создать некую интегральную науку,объединяющую различные виды знаний в единую систему. Однако постепенносоциология выделилась как самостоятельная наука со своим, отличным от другихнаук, предметом.
Социология изучает,прежде всего, социальную сферу жизнедеятельности людей: социальную структуру,социальные институты и отношения, социальные качества личности, социальноеповедение, общественное сознание и т. д. При этом объектом исследованиясоциологии может быть как все общество в его целостности и системности, так иотдельные его «элементы».
Социология представляетсобой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию остановлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и оботношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичныесоциальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальныесоциологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно собщей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знанияопирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретическиеобобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкованиясоциальных явлений и процессов.
Социология играетогромную роль в жизни. Растущее число специалистов применяют своюсоциологическую подготовку в различных правительственных учреждениях. Методы,разработанные социологами и другими обществоведами, изучаются и используютсяразличными специалистами. Деятельность социологов и других обществоведовобеспечивает поступление обширной информации, которая важна для принятиярешений в социальной политике.
В данной контрольнойработе мы ознакомимся с некоторыми разделами социологии, а именно: ссоциологией общественного мнения, с программами социологического исследования иузнаем о жизни и вкладе в науку социолога Л. И. Мечникове.
1. Географическая школа в социологии. Лев Ильич Мечников
ЛЕВ ИЛЬИЧ МЕЧНИКОВ – российский социолог, один изосновоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории.
Лев Мечников родился 18 мая 1838 в Санкт-Петербурге, в семьехарьковского помещика – обрусевшего выходца из Румынии. Незаурядные способностипроявились у него еще в раннем детстве. Он быстро овладевал иностраннымиязыками. Уже в детские годы был заметен сильный контраст между слабым здоровьембудущего ученого и его бурным темпераментом. После перенесенного заболеванияего правая нога стала значительно короче левой, он всю жизнь сильно хромал. Этоне помешало ему попытаться тайно убежать в Крым на войну «сражаться с турками»,а затем стреляться на дуэли. В 1854 юноша стал студентом медицинскогофакультета Харьковского университета. Однако, узнав об участии сына встуденческом революционном движении, родители через полгода забрали его домой.
Осенью 1856 Мечников поехал учиться в Петербургскуюмедико-хирургическую академию. Параллельно он начал изучать языки на факультетевосточных языков Петербургского университета, посещать занятия в Академиихудожеств и на физико-математическом факультете Петербургского университета.Хотя он проучился в университете всего 3 семестра, но даже за этот короткийсрок ему удалось освоить многие важнейшие европейские и восточные языки.
Жизнь Мечникова похожа на приключенческий роман. В 1858 онстал работать переводчиком в российской дипломатической миссии на БлижнемВостоке. Однако его служебная карьера не удалась: молодой переводчик рисовалкарикатуры на начальство, а затем устроил дуэль с сослуживцем. В результате онбыл отстранен от службы.
Вернувшись на родину, Мечников успешно сдал экзамены нафизико-математическом факультете Петербургского университета. После этого онстал торговым агентом Русского общества пароходства и торговли на БлижнемВостоке. Но увлеченность коммерцией быстро прошла. Мечников уехал в Венецию,решив, что «создан быть только художником».
В Италии он начал интересоваться политикой и стал волонтеромодного из отрядов Джузеппе Гарибальди. В 1860 во время боев за объединениеИталии он был тяжело ранен. Отойдя от участия в военных действиях, Мечниковпродолжал еще несколько лет жить в Италии, не порывая связей с итальянскимиреволюционерами. В это же время он начал проявлять интерес к публицистике –писал для «Современника» и «Русского вестника» и даже сам издавал газету«Flegello» («Бич»).
В 1864 переехал в Женеву, которая была центром русскойэмиграции. Здесь он встретился с Герценом и Бакуниным, вступил в анархистскуюсекцию 1 Интернационала. В 1871 участвовал в оказании помощи парижскимкоммунарам. В 1872 был участником Гаагского конгресса Интернационала.
В течение эмигрантской жизни Мечников активно писал и публиковалпод разными псевдонимами множество статей, заметок по самым разным (научным,политическим, литературным) вопросам.
В 1873 во время посещения Женевы японской миссией он былприглашен в Японию организовать школу в Сацумском княжестве. Несмотря на активнуюлитературную деятельность, денег Мечникову не хватало, поэтому он с радостьюпринял приглашение. Хотя с первоначальным предложением ничего не вышло, затоМечникову предложили возглавить русское отделение Токийской школы иностранныхязыков, где ему предложили создать кафедру социогеографии. Именно эта кафедрастала основой японской академической социологии. Одновременно имя Мечниковастало известно и в европейских академических кругах. В 1875 Мечников официальнозарегистрировался в Женевском кантоне как профессор, имеющий право преподаватьрусский язык, географию, историю, математику. После двух лет работы в Японии(1874–1876) он был вынужден по состоянию здоровья покинуть эту страну. За этигоды Мечников собрал много материалов о быте, культуре, природных особенностяхЯпонии, которые были использованы для написания книги Японская империя (1881).Именно в этой книге впервые была обнародована теория Мечникова о неразрывностисреды и людей в истории.
Вернувшись в Европу, он стал сотрудником и близким другом знаменитогофранцузского географа Элизе Реклю, принимая активное участие в подготовке егоэнциклопедического труда Всеобщая география. Земля и люди. В 1883 Невшательскаяакадемия наук (Швейцария) предоставила Мечникову кафедру сравнительнойгеографии и статистики в Лозаннском университете, которую он занимал до своейсмерти.
На склоне лет Мечников начал уделять большее вниманиепроблемами социологии. В 1884 вышла его статья Школа борьбы в социологии,посвященная социал-дарвинизму.
В последние годы жизни Мечников работал над своей итоговойкнигой Цивилизация и великие исторические реки. Плохое здоровье не позволилоему полностью реализовать свою первоначальную идею – рассказать об историичеловечества. Цивилизация и великие реки была посвящена первому этапу истории изадумывалась как часть труда по социальной философии. Книга вышла в свет ужепосле смерти Мечникова в 1889 в Париже благодаря усилиям Э.Реклю.
Центральной проблемой в социологических работах ЛьваМечникова выступали вопросы кооперации (солидарности). Главное отличиеживотного мира от мира социального ученый находил в разном соотношениикооперации и борьбы. При таком подходе социология рассматривалась им как наукао явлениях солидарности. По его мнению, в процессе исторического развитияпроисходит постепенное вытеснение борьбы за существование явлениями,относящимися к феномену солидарности. Такая эволюция характеризует социальныйпрогресс.
Мечников был сторонником линейно-эволюционной концепцииразвития общества, выделяя в качестве ведущей причины развития географическийфактор. По его мнению, зарождение и развитие человечества неразрывносвязано с освоением водных ресурсов. В соответствии с этим принципом Мечниковразделил историю человечества на три периода – речной, морской иокеанический.
Первый этап общественного развития, речной, онсвязывал с использованием людьми таких великих рек как Нил, Тигр, Евфрат, Инд,Ганг и Хуанхэ. Именно с этими рекам связана история четырех древних цивилизаций– Египта, Месопотамии, Индии и Китая. Для того, чтобы использовать потенциалрек, указывал Мечников, необходимо первоначально их «усмирить», обезопасив себяот неожиданностей типа наводнений, паводков и т.д. Такое возможно только присовместном труде. Отличительные черты этого периода – деспотизм и рабство.
Второй этап, морской (средиземноморский) – это времяот основания Карфагена до Карла Великого. С выходом человечества на морскоепространство оно получило новый импульс для развития. Изоляция речных культурсменилась контактами с другими культурами, обменом необходимым сырьем ипродуктами труда. Для этого этапа характерны крепостничество, подневольныйтруд, олигархические и феодальные федерации.
Третий этап, океанический, охватывает Новое время (соткрытия Америки). Использование океанических ресурсов расширило возможностичеловечества и связало континенты Земли в единую хозяйственную систему. Этотпериод, по Мечникову, только начинается. Идеалами этого периода должна статьсвобода (уничтожение принуждения), равенство (ликвидация социальнойдифференциации), братство (солидарность согласованных индивидуальных сил).
Работы Мечникова пользовались в конце 19 в. большойпопулярностью. Благодаря им историко-географическое направление русскойсоциологии стало одним из влиятельнейших в мировой социологии. Хотя в 20 в. прямоевлияние идей Л.Мечникова резко снизилось, его концепция о влиянии природнойсреды на жизнь общества получили развитие в трудах Льва Николаевича Гумилева исовременных сторонников социо-естественной истории.
Лев Ильич Мечников скончался 18 июня 1888 в г. Невшатель(Швейцария).
2. Общественное мнение каксоциальный феномен.Функции общественного мнения
Общественное мнение — специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в оценках (как вустной, так и в письменной форме) и характеризующее явное (или скрытое)отношение больших социальных групп (в первую очередь большинства народа) кактуальным проблемам действительности, представляющим общественный интерес.Социология общественного мнения — область социологических исследований, гдепредметом анализа выступают содержание высказываний общественного мнения,активность его функционирования и всеобщие (характеризующие данный типобщества) и специфические (связанные с развитостью демократических гарантий)мнения. В официальном советском обществоведении выдавалось за то общественноемнение, которое в условиях развитых демократий функционирует в качествесамостоятельного института общественной жизни. Так, в Рабочей книге социологаобщественное мнение рассматривалось всего лишь как отношение населения к томуили иному явлению, объекту или ситуации” Вопрос о том, высказывается лиэто отношение публично или это некое молчаливое отношение, которое в лучшемслучае может быть зафиксировано социологами в ходе анонимного опроса, зачастуюоставался непроясненным. А в некоторых работах (как, например, в Философскомэнциклопедическом словаре) и прямо говорилось, что общественным мнениемсчитается не только явное, но и скрытое отношение людей к событиям и фактам социальнойдействительности. Такая подмена понятий, с одной стороны, позволила включитьпроблематику общественного мнения в сферу исследований советскогообществоведения и способствовала созданию серьезного методологического задела вэтой области а с другой — внесла теоретическую путаницу, последствия которойощущаются до сих пор.
Дело в том, чтообщественное мнение существует не в любом обществе, так как оно не есть простосумма тех частных мнений, которыми люди обмениваются в узком, частном кругусемьи или друзей. Общественное мнение — это такое состояние общественногосознания, которое выражается публично и оказывает влияние на функционированиеобщества и его политической системы. Именно возможность гласного, публичноговысказывания населения по злободневным проблемам общественной жизни и влияниеэтой высказанной в слух позиции на развитие общественно-политических отношенийотражает суть общественного мнения как особого социального института.
Под социальным институтомпонимается система отношений, имеющих устойчивый, т.е. гарантированный отслучайностей, самовозобновляющийся характер. Применительно к общественномумнению речь идет о том, что в обществе сложился и стабильно функционируетособый механизм реагирования на социально значимые проблемы путем высказыванияпо ним суждений заинтересованными слоями населения. Такая реакция населенияносит не случайный, спорадический характер, а является постоянно действующимфактором общественной жизни. Функционирование общественного мнения каксоциального института означает, что оно действует в качестве своего родасоциальной власти, т.е. власти, наделенной волей и способной подчинять себеповедение субъектов социального взаимодействия. Очевидно, что это возможно лишьтам, где, во-первых, существует гражданское общество, свободное от диктатаполитической власти, и, во-вторых, где власть считается с позицией общества. Вэтом смысле мы говорим об общественном мнении как об институте гражданскогообщества.
Научная традиция,связывающая существование в обществе института общественного мнения со свободойв общественной жизни, идет еще от Гегеля, который, в частности, писал вФилософии права Формальная субъективная свобода, состоящая в том, что единичныелица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщихделах и подают совет относительно них, проявляется в той совместности, котораяназывается общественным мнением. Подобная свобода возникает лишь в обществе, вкотором существует не зависящая от государства сфера частных (индивидуальных игрупповых) интересов, т.е. сфера отношений, составляющих гражданское общество.
Общественное мнение в егосовременном значении и понимании появилось с развитием буржуазного строя иформированием гражданского общества как сферы жизни, независимой отполитической власти. В средние века принадлежность человека к тому или иномусословию имела непосредственное политическое значение и жестко определяла егосоциальную позицию. С зарождением буржуазного общества на смену сословиямпришли открытые классы, состоящие из формально свободных и независимыхиндивидов. Наличие таких свободных, независимых от государства индивидов,индивидов-собственников (пусть даже это собственность только на свою рабочуюсилу) необходимая предпосылка формирования гражданского общества иобщественного мнения как его особого института.
В условиях тоталитарногорежима, где все социальные отношения жестко политизированы, где нетгражданского общества и частного индивида как субъекта независимого, т.е. несовпадающего со стереотипами господствующей идеологии, гласно выражаемогомнения, там нет и не может быть общественного мнения. В этом смысле нашеобщественное мнение — это дитя эпохи гласности, имеющее очень небольшой поисторическим меркам опыт существования. За годы перестройки наше общество оченьбыстро прошло путь от приказного единомыслия через так называемые гласность иплюрализм мнений к реальному политическому плюрализму и свободе слова. За этотпериод сформировалось и независимое в своих оценках и суждениях общественноемнение.
Функции общественногомнения результативно-воспитательная (моральная, контрольная, нормативная,аналитическая, консультативная, оценочная и др.) 3. Социология общественного мненияи методы его изучения
Существует три основныхкласса методов сбора социологической информации:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы, которыеделятся на два подкласса
4) интервью
5) анкетный опрос ПРЯМОЕНАБЛЮДЕНИЕ
Под наблюдением всоциологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Наблюдениеможет носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдаетпроисходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений другихлиц. Наблюдение бывает простым и научным. Простое — это то, которое не подчиненоплану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдениеотличается тем, что
а) Оно подчинено яснойисследовательской цели и четко сформулированным задачам.
б) Научное наблюдениепланируется по заранее обдуманной процедуре.
в) Все данные наблюденияфиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
г) Информация, полученнаяпутем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность иустойчивость.
Наблюдениеклассифицируется:
1) По степениформализованности выделяют неконтролируемое (или нестандартизованное,бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное, структурное). Внеконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а приконтролируемом — регистрируют события по детально разработанной процедуре.
2) В зависимости отположения наблюдателя различают соучаствующее (или включенное) и простое(невключенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения исследовательимитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализируетсобытия как бы изнутри. В невключенном (простом) наблюдении исследовательнаблюдает со стороны, не вмешиваясь в события.
В обоих случаяхнаблюдение может производиться открыто или инкогнито.
Одна из модификацийвключенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способподразумевает воздействие исследователя на события, которые он наблюдает.Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать события,что дает возможность оценить реакцию на это вмешательство.
3) По условиям организациинаблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и налабораторные (в экспериментальной ситуации).
Процедура любогонаблюдения складывается из ответа на вопросы Что наблюдать? Как наблюдать? и каквести записи? Постараемся найти на них ответы. На первый вопрос отвечаетпрограмма исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторывыделенных понятий, стратегия исследования в целом.
4.Классификация гипотез в программе социологического исследования
При отсутствии четкихгипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану,применяют простое или бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительногонаблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгогоописания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:
1) Общая характеристикасоциальной ситуации, включающая такие элементы, как сфера деятельности(производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.)правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные иобщепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях) степеньсаморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяетсявнешними факторами и внутренними причинами).
2) Попытка определитьтипичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектови ситуаций экологическая Среда, область жизнедеятельности, общественная,экономическая и политическая атмосфера, состояние общественного сознания наданный момент.
3) Субъекты или участникисоциальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можноклассифицировать по демографическим и социальным признакам по содержаниюдеятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга) относительно статусав коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор,общественный деятель, член коллектива…) по официальным функциям в совместнойдеятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности ихосуществления правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают…)по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство,авторитет…).
4) Цель деятельности исоциальные интересы субъектов и групп общие и групповые цели и интересы,официальные и неформальные одобряемые и не одобряемые в данной средесогласованность интересов и целей.
5) Структура деятельностисо стороны внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных намерений(мотивы), средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств ипо моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная,репродуктивная напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам(материальные и духовные продукты).
6) Регулярность и частотанаблюдаемых событий по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям,которые ими описываются.
Наблюдение по такомуплану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения.
По собраннымпредварительным данным задачи наблюдения уточняются. Некоторые сторонынаблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.
Таким образом, послепредварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.Составлению жесткой процедуры контролируемого наблюдения предшествует детальныйанализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого наблюдения. Теперьотдельные явления, события, формы поведения людей должны быть интерпретированыв понятиях логики исследования, они приобретают смысл индикаторов каких-тоболее общих свойств или действий. Поучительную технику регистрации наблюдаемыхсобытий разработали московские социологи в рамках исследовательского проектаобщественное мнение (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного изканалов выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрацииданных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланковоценки ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрациидействий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории навыступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятиирешений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проектурешения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристикисобрания. Вот как выглядит карточка индикаторов для регистрации отношенияучастников собрания к выступающему — докладчику, участнику дискуссии.Индикаторы отношения участников собрания к выступающим путем прямого наблюденияреакций аудитории элементы наблюдаемого поведения.
Сила проявления реакциипо группам (шкальные оценки)
Особые заметкинаблюдателя, заранее не формализуемые
а) Одобрительные реплики,возгласы, аплодисменты.
б) Неодобрительныереплики и т.д..
в) Требованиедополнительной информации.
г) Разговоры, связанные собсуждаемым вопросом.
д) Вопросы квыступающему.
е) Отсутствие реакции(нейтральное отношение).
ж) Призывы к соблюдениюпорядка.
з) Призывы к соблюдениюрегламента.
и) Разговоры, темукоторых определить невозможно.
к) Посторонние разговоры.
л) Занятие постороннимиделами.
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4, 5, 6
1, 2, 3, 4, 5, 6
К каждой строке элементовнаблюдаемого поведения дана 6-членная номинальная шкала, пункты которой
1-президиум собрания
2-большинство аудитории
3-примерно половинааудитории
4-меньшинство аудитории
5-несколько человек
6 — один — два человека.
Наблюдение большойаудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаютсяединой инструкции. подготовке протокола регистрации данных наблюденияпредшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократныенестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае — собранияхразных организаций и коллективов).
Следует ли наблюдателювмешиваться в наблюдаемый процесс. Ответ на этот вопрос зависит от целиисследования. Если цель исследования состоит в том, чтобы описать и проанализировать(диагностировать) ситуацию, то вмешательство исказит картину и может привести кнежелательному для исследования искажению информации.
Для этого существуютспособы добиться минимальных ошибок при диагностическом наблюдении. Один из нихзаключается в том, чтобы исследователь сделал так, что люди не знают, что заними наблюдают. Другой способ — создать ложное представление о цели наблюдения.Конечно эти способы могут показаться безнравственными, но чтобы добитьсяправдивости информации, исследователю лучше не показывать своих целей, особеннов том случае, если узнав о них люди смогут неправильно истолковать задачиисследования.
Если же цель исследованиязаключается в принятии определенных управленческих решений, то вмешательствобудет полезно, так как позволит изменять ход событий и оценивать полученныерезультаты. Именно этим целям служит стимулирующее включенное наблюдение.Преимущества включенных наблюдений очевидны они дают наиболее яркие,непосредственные впечатления о среде, помогают лучше понять поступки людей идействия социальных общностей. Но с этим же связаны основные недостатки такогоспособа. Исследователь может потерять способность объективно оцениватьситуацию, как бы внутренне переходя на позиции тех, кого он изучает, слишкомвживается в свою роль соучастника событий. Поэтому как правило, итогомвключенного наблюдения является социологическое эссе, а не строго научныйтрактат. Имеются и нравственные проблемы включенного наблюдения наскольковообще этично, маскируясь под рядового участника какой-то общности людей, вдействительности исследовать их. Пути повышения надежности данных принаблюдении. В полевых условиях, при простом бесструктурном и невключенномнаблюдении вести записи очень сложно. Это уже дело навыков и изобретательностиисследователя. Можно применять заранее разработанные коды. Можно применятьмаскировочные приемы (например ученику на предприятии вести записи, якобысвязанные с работой). Можно использовать хорошую память и регистрироватьнаблюдения позже, в спокойной обстановке.
Структурированноенаблюдение предпринимает более строгие приемы ведения записей. Здесьиспользуются бланки — протоколы, разлинованные по пунктам наблюдения с кодовымиобозначениями событий и ситуаций.
Пример. Наблюдатели исотрудники исследовательского коллектива, которые исследовали собрания,расчленили зоны наблюдения (президиум, выступающий, сектор участников собранияиз 15-20 человек) и по шкале времени фиксировали происходящее, пользуяськодами. В протоколе (см.схему ниже) в каждой строке делается отметка пунктаноминальной шкалы с учетом времени. Напомню, что другой наблюдательрегистрирует по соответствующей инструкции действия ораторов, после чего можносинхронизировать реакции аудитории на выступления с трибуны собрания. Частоту иинтенсивность событий в данном случае регистрируют с помощью шкал ранжированияпо предыдущей схеме, графа 2. Современная техника позволяет использоватьмагнитофон, кино- или фотоаппарат, видеозаписи, обеспечивающие подлинностьрегистрации наблюдаемого.
Протокол регистрациисобытий на основе индикаторов отношения участников собрания к выступающим.Элементы наблюдаемого поведения и реакции, кодируемые в номинальной шкале.Особые отметки, примечания
0-5 мин
6-10 мин
Надежность(обоснованность и устойчивость данных повышается, если выполнять следующиеправила). Максимально дробно классифицировать элементы событий, подлежащихнаблюдению, пользуясь четкими индикаторами. Их надежность проверяется в пробныхнаблюдениях, где несколько наблюдателей регистрируют по единой инструкции однии те же события, происходящие на объекте, аналогичном тому, который будетизучаться.
б) Если основноенаблюдение осуществляется несколькими лицами, они сопоставляют свои впечатленияи согласовывают оценки, интерпретацию событий, используя единую технику ведениязаписей, тем самым повышается устойчивость данных наблюдения.
в) Один и тот же объектследует наблюдать в разных ситуациях (нормальных, и стрессовых, стандартных инеобычных), что позволяет увидеть его с разных сторон.
г) Необходимо четко различатьи регистрировать содержание, формы проявления наблюдаемых событий и ихколичественные характеристики (интенсивность, регулярность, периодичность,частоту).
д) Важно следить за тем,чтобы описание событий не смешивалось с их интерпретацией. Поэтому в протоколеследует иметь специальные графы для записи фактуальных данных и для ихистолкования.
е) При включенном илиневключенном наблюдении, выполняемом одним исследователем, особенно важноследить за обоснованность интерпретации данных, стремясь к тому, чтобыперепроверить свои впечатления с помощью различных возможных интерпретаций.Например, бурная реакция собрания на выступление может быть следствиемодобрения, недовольства по поводу высказанного оратором, реакцией на его шуткуили реплику из зала, на допущенную им ошибку или оговорку, на постороннеедействие во время выступления… Во всех этих случаях делаются особые заметки,поясняющие протокольную запись.
ж) Полезно прибегнуть кнезависимому критерию для проверки обоснованности наблюдения. Данные наблюденийсо стороны можно проконтролировать с помощью интервью с участниками событийматериалы включенного наблюдения желательно проверить невключенными по той жепрограмме или по имеющимся документам. Место наблюдения среди других методовсбора данных.
Основным недостаткомэтого метода является необъективность наблюдателя. Человек очень редкооценивает ситуацию абсолютно беспристрастно (ему свойственно делать выводы).Личностные особенности наблюдателя определенно сказываются на его впечатлениях.
Наблюдению не подлежатсобытия прошлого, многие явления и процессы массового характера, вычленениенебольшой части которых делает их изучение непредставительным.
Наблюдение используется восновном как дополнительный метод, который позволяет собрать материалы для началаработы или помогает проверить результаты других методов сбора информации.
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ
Документальной всоциологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописномтексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятиедокументации отличается от общеупотребительного обычно мы называем документамиофициальные материалы.
По способу фиксированияинформации различаются рукописные и печатные документы записи на магнитнойленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые былиизбраны самим исследователем.
Пример Американскийсоциолог У.Томас и польский Ф.Знанецкий исследовали по документам жизньпольских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польскогокрестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописноготекста.
Эти документы называютцелевыми. Другие — не зависимые от социолога документы называют наличными.Обычно они и составляют документальную информацию в социологическихисследованиях. По степени персонификации документы подразделяются на личные ибезличные.
Личные — документыиндивидуального учета (библиотечные формуляры, анкеты и бланки, заверенныеподписью), характеристики, выданные данному лицу, письма, дневники, заявления,мемуарные записи. Безличные — статистические или событийные архивы, данныепрессы, протоколы собраний.
В зависимости от статусадокументы делятся на официальные и неофициальные.
Официальные — протоколы,правительственные материалы, постановления, заявления, коммюнике, стенограммыофициальных заседаний, данные государственной и ведомственной статистики,архивы и т.д., отчетность.
Неофициальные — личныедокументы, а также составленные частными гражданами безличные документы(например, статистические обобщения, выполненные другим исследователем наоснове собственных наблюдений).
Особая группа документов- средства массовой информации, газеты, журналы, радио, телевидение, кино. Поисточнику информации документы делятся на первичные и вторичные. К первичнымотносится прямое наблюдение. Ко вторичным — обработка данных прямогонаблюдения, обобщение или описание на основе первичных источников. Еще можноклассифицировать документы по содержанию например, литературные данные,исторические и научные архивы, архивы социологических исследований. Проблемадостоверности документальной информации.
Не следует путать такиепонятия как надежность, подлинность самого документа с достоверностьюсообщающихся в нем сведений. Достоверность в первую очередь зависит отисточника доступного документа. Конечно, официальные, личные, документы изпервых рук намного надежней, чем какие-либо другие.
Оценка методадокументального анализа. Документы нередко выступают в роли главного источникаинформации дополненной опросом или прямым наблюдением.
Социолог должен проявитьнедюжинную изобретательность в поисках подходящих документов, подчас весьманеожиданных. Главные недостатки описанного метода состоят в проблемах получениядостоверной информации из биографических материалов и в том, что при изучениичеловеческой деятельности в документах почти не отражается ее процесс, а лишьрезультаты. АНАЛИЗДОКУМЕНТОВ
Данный метод, оченьважный метод сбора информации при формулятивном плане исследования (длявыдвижения гипотез и общей разведки темы) и на стадии работы по описательномуплану. В экспериментальных исследованиях возникают значительные трудностиперевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и этизатруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.
Наконец, огромное ивполне самостоятельное значение имеют для социолога данные государственнойстатистики, многочисленные данные ЦСУ, которыми надо уметь пользоваться, атакже знать, с какой регулярностью они собираются и публикуются.ОПРОСЫ
Опросы — незаменимыйприем получения информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивахдеятельности, мнениях. Опрос — почти универсальный метод. при соблюдениинадлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чемпри исследовании документов или наблюдении. Причем эта информация может быть очем угодно. Даже о том что нельзя увидеть или прочитать. Впервые официальныеопросы появились в Англии в конце XVIII века, а в начале XIX века в США. ВоФранции и Германии первые опросы были проведены в 1848 году, Бельгии — 1868-1869 гг. И далее начали активно распространятся.
Искусство использованияэтого метода состоит в том, чтобы знать, о чем спрашивать, как спрашивать,какие задавать вопросы и, наконец, как убедиться в том, что можно верить,полученным ответам. Для исследователя надо в первую очередь уяснить, что вопросе участвует не средний респондент, а живой, реальный человек одаренныйсознанием и самосознанием, который воздействует на социолога так же как исоциолог на него. Респонденты не беспристрастные регистраторы своих знаний имнений, а живые люди, которым не чужды какие-то симпатии, предпочтения,опасения и т.п. Поэтому, воспринимая вопросы, они на одни из них не могутответить из-за недостатка знаний, на другие — не хотят отвечать или отвечаютнеискренне. Разновидности опросов.
Существуют два большихкласса опросных методов интервью и анкетные опросы.
Интервью — проводимая поопределенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера среспондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либоинтервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).
Имеется множестворазновидностей интервью.
1) По содержанию беседыразличают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов)и интервью мнений, цель которого — выявление оценок, взглядов, суждений особовыделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структураинтервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.
2) По технике проведения- делятся на свободные, нестандартизованные и формализованные (а такжеполустандартизованные) интервью. Свободные — длительная беседа (несколькочасов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (путеводительинтервью). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном планеисследования. Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованноенаблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы,последовательность и конструкцию вопросов, варианты возможных ответов.
3) В зависимости отособенностей процедуры интервью может быть интенсивным (клиническим т.е.глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточноузкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью — получитьинформацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, афокусированного — извлечь информацию о реакциях субъекта на заданноевоздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует наотдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причемтекст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированноминтервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текстаоказываются в центре внимания опрошенных, какие — на периферии, и что вовсе неосталось в памяти.
4) Так называемыененаправленные интервью носят терапевтический характер. Инициатива течениябеседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает емуизлить душу.
5) Наконец, по способуорганизации интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяютсяотносительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследовательстремиться вызвать дискуссию в группе, методика проведения читательскихконференций напоминает данную процедуру. Телефонные интервью используются длябыстрого зондажа мнений.ОПРОС ПОАНКЕТЕ.
Этот метод предполагаетжестко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указаниеспособов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой(заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос). Анкетные опросыклассифицируют, прежде всего, по содержанию и конструкции задаваемых вопросов.Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. Взакрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены.Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс — опросприменяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пунктаосновной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими исоциальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листывсенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте впервом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченномупочтовому отправлению, во втором — анкетер сам собирает заполненные листы.Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случаеанкетируют сразу до 30-40 человек анкетер собирает опрашиваемых, инструктируетих и оставляет для заполнения анкет, во втором — он обращается индивидуально ккаждому респонденту. Организация раздаточного анкетирования, включая опросы поместу жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы черезпрессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однакопоследние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скореемогут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данныхизданий.
Наконец, приклассификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные стемой опросов событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций,статистические анкеты (в переписях населения), хронометражи суточных бюджетоввремени и т.д. При проведении опросов не надо забывать, что с их помощьювыявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям,воздействиям условий опроса и других обстоятельств. Чтобы минимизироватьискажение данных, связанное с этими факторами, любую разновидность опросныхметодов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгоевремя, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, аинформация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу скакими-либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответовтех, кто позже попадет в состав респондентов.
Независимо от того,прибегаем ли мы к интервью или анкетному опросу, большинство проблем, связанныхс надежностью информации, оказываются для них общими.
Заключение
Рассмотрев темы даннойконтрольной работы можно сделать выводы:
ü Лев Ильич Мечников – российский социолог, один изосновоположников социо-естественного подхода к анализу мировой истории. Мечниковбыл сторонником линейно-эволюционной концепции развития общества, выделяя вкачестве ведущей причины развития географический фактор. По его мнению,зарождение и развитие человечества неразрывно связано с освоением водныхресурсов. В соответствии с этим принципом Мечников разделил историючеловечества на три периода – речной, морской и океанический. РаботыМечникова пользовались в конце 19 в. большой популярностью. Благодаря имисторико-географическое направление русской социологии стало одним извлиятельнейших в мировой социологии.
ü Социология общественного мнения — область социологических исследований, где предметом анализа выступаютсодержание высказываний общественного мнения, активность его функционирования ивсеобщие специфические мнения. Общественное мнение изучается с помощьюследующих мнений:
1) Прямое наблюдение
2) Анализ документов
3) Опросы
4) Интервью
5) Анкетный опрос
ü Социологические исследования проводятся с целью решенияопределенных социальных проблем. В ходе исследования выявляются, обобщаются ианализируются необходимые социальные факты и на основании полученных данныхформируются выводы и рекомендации. Гипотеза – предполагаемое решениепоставленной проблемы, которую в ходе исследования стоит либо подтвердить, либоопровергнуть. Выдвижение тех или иных гипотез имеют важное значение в обработкепрограммы социального исследования.
Списокиспользованной литературы
1. Философскийэнциклопедический словарь. М., 1983., с. 448.
2. Социология вРоссии. М., 1996, с. 515-540.
3. Основысоциологии. М., 1993, с. 130.
4. Рабочая книгасоциолога. М., 1983, с. 100.
5. Большаяэнциклопедия Кирилла и Мефодия 97
6. Ядов В.А.Социологические исследования методология, программы, методы, Москва, 1987 год.
7. Арон Р. Этапы развития социологическоймысли. М.,1993.
8. Вебер М. Основные социологические понятия //Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
9. Голосенко И.А.,Козловский В.В. Русскаясоциология. М., 1995.
10. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда.Метод социологии. М., 1991.
11. Ковалевский М.М. Социология в двух томах. СПб., 1997,т. 2 (Современные социологи).
12. Сорокин П.А. Общедоступный учебник по социологии.М., 1994.
13. М. М. Ковалевскийв истории российской социологии и общественной мысли. Под ред. А О. Бороноева.СПбГУ, 1996