–PAGE_BREAK–
Характеристики налогового контроля, его цели и задачи
В отличие от камеральной проверки налоговый инспектор не может начать выездную проверку по собственной инициативе. Проверка проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Форма решения утверждена приказом МНС РФ от 08.10.99 г. № АП-3-16/318 “Об утверждении Порядка назначения выездных налоговых проверок” (в редакции Дополнения №1, утвержденного приказом МНС РФ от 07.02.2000 № АП-3-16/34).
Решение должно содержать:
· Наименование налогового органа ;
· Номер решения и дату его вынесения ;
Наименование налогоплательщика или ФИО индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика-организации помимо наименования организации указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет);
Идентификационный номер налогоплательщика;
Период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка. В соответствии со ст. 87 НК РФ выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года (плательщика сбора, налогового агента), непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Не допускается назначение в течение одного календарного года двух и более проверок налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала по одним и тем же налогам и сборам и за тот же период. Однако при проведении тематической проверки налоговый орган имеет право, не дожидаясь годичного срока с даты проведения текущей налоговой проверки, назначить выездную налоговую проверку по другим налогам или за другой налоговый период. При комплексной проверке право на проведение очередной проверке у налогового органа возникает только по окончании одного года с момента проведения указанной проверки.
Вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка). Если в решении указано:
· “проверка правильности исчисления налога на добавленную стоимость и налога на пользователей автодорог” то проверка будет являться тематической, если – “проверка правильности соблюдения законодательства о налогах и сборах”, то такая проверка будет являться комплексной и охватывать вопросы правильности исчисления и уплаты всех налогов со сборов предприятием или организацией;
· Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников федеральных органов налоговой полиции, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам);
· Подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина;
Наличие решения – единственное основание для допуска лиц, проводящих проверку, к проведению выездной налоговой проверки. Отсутствие хотя бы одного реквизита в тексте решения является основанием для не допуска проверяющих к проведению проверки.
Решение вручается проверяющим руководителю предприятия либо иному уполномоченному лицу налогоплательщика. Отсутствие в момент предъявления решения налогоплательщика (его должностных или уполномоченных лиц) не является основанием для отмены выездной налоговой проверки или ее перенесения на более поздний срок. Решение может быть вручено секретарю или иному уполномоченному лицу под расписку. Если налогоплательщик уклоняется от получения решения, оно высылается по почте заказным письмом. В этом случае датой вручения решения будет считаться шестой день с момента отправки письма. Фиксация даты вручения очень важна, так как дата вручения решения, в общем случае, является датой начала проведения проверки.
В случае если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводящего проверку, может быть вынесено решение о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки.
Причины уклонения налогоплательщиков от налогообложения
Уклонение от уплаты налогов — целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.
Эти действия характеризуются следующими обязательными признаками:
*во-первых, активными действиями налогоплательщиков;
*во-вторых, их направленностью на снижение размера налоговых отчислений.
В этой связи, необходимо отметить, что сами по себе неумышленные действия (небрежность, счетная ошибка) не могут рассматриваться в качестве способа уклонения от уплаты налогов.
Права, обязанности и ответственность ФНС России
Права:
Основные права заместителя руководителя определены статьей 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Исходя из установленных полномочий, в пределах функциональной компетенции, имеет право:
1. представлять управление в органах государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а также в судебных органах Российской Федерации;
2. вносить руководителю управления предложения по совершенствованию налогового администрирования;
3. рассматривать в установленном порядке дела о нарушениях налогового законодательства;
4. запрашивать и получать, в установленном порядке, от нижестоящих налоговых органов необходимые материалы;
5. вносить руководителю управления предложения о поощрении гражданских служащих управления, нижестоящих налоговых органов за успешное и добросовестное исполнение должностных обязанностей, выполнение заданий особой сложности;
6. вносить руководителю управления предложения по итогам проведенных служебных проверок о наложении на гражданских служащих управления, нижестоящих налоговых органов дисциплинарных взысканий за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей;
7. осуществлять иные права, предусмотренные положением об управлении, иными нормативными актами.
Обязанности:
Исходя из полномочий, определенных Положением по управлению ФНС России на заместителя руководителя возлагается следующее:
(Указываются направления деятельности в пределах функциональной компетенции заместителя руководителя, а также наименования структурных подразделений, координацию деятельности которых он осуществляет.)
1. координация деятельности структурных подразделений управления в пределах делегированных руководителем полномочий;
2. осуществление контроля за качественным и своевременным рассмотрением гражданскими служащими материалов по вопросам, относящимся к направлениям деятельности заместителя руководителя;
3. осуществление контроля за правильностью применения мер ответственности к налогоплательщикам, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
4. рассмотрение материалов налоговых проверок, осуществляемых аппаратом управления, и выработка решений по ним;
5. инициирование проверок работы нижестоящих налоговых органов, выработка решений по итогам их проведения;
6. рассмотрение заявлений, предложений, жалоб граждан и юридических лиц;
7. осуществление иных функций, предусмотренных Налоговым кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Ответственность:
Заместитель руководителя несет ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом, задачами и функциями управления, функциональными особенностями замещаемой должности гражданской службы:
1. некачественное и несвоевременное выполнение задач, возложенных на управление;
2. несоблюдение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Минфина России, приказов, распоряжений, инструкций и методических указаний ФНС России, управления;
3. разглашение государственной и налоговой тайны, иной информации, ставшей ему известной в связи с исполнением должностных обязанностей;
4. состояние трудовой и исполнительской дисциплины в управлении;
5. иных должностных обязанностей, предусмотренных настоящим регламентом.
продолжение
–PAGE_BREAK–Формы и методы налогового контроля
В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Заявление о постановке на учет организации или физического лица, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по месту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации и в течение одного месяца после создания обособленного подразделения. Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего налогообложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 5 тысяч рублей. Если данный срок нарушен более чем на 90 дней, размер штрафной санкции в этом случае увеличивается до 10 тысяч рублей.
Налоговый орган обязан осуществить постановку налогоплательщика на учет в течение пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов и в тот же срок выдать соответствующее свидетельство. Форма заявления о постановке на учет и форма свидетельства о постановке на учет устанавливается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам. Постановка на учет, снятие с учета осуществляются бесплатно. Помимо учета налогоплательщиков налоговый контроль осуществляется посредством проведения налоговых проверок.
Налоговым кодексом предусмотрено два вида налоговых проверок: камеральные и выездные.
В соответствии со ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Выездная налоговая проверкапроводится непосредственно по месту нахождения налогоплательщика. В отличие от камеральной налоговой проверки для проведения выездной налоговой проверки требуется специальное решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, определяющее налогоплательщика, в отношении которого проводится проверка, предмет проверки, период проверки, а также должностных лиц налогового органа, уполномоченных на ее проведение. В соответствии со ст. 89 НК РФ налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводится по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Лишь в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных налоговых проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки представительства и филиала.
Срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов, необходимых для проведения проверки и представлением им этих документов. Лицо, которому адресовано требование о представлении документов, обязано направить или выдать их налоговому органу в пятидневный срок. Документы представляются в виде заверенных копий.
При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода. При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых помещений) проверяющими составляется акт, подписываемый им и налогоплательщиком, на основании которого налоговый орган вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих к уплате, на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщики или по аналогии.
При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке предусмотренным Налоговым кодексом Российской Федерации.
По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемой этими лицами и руководителем проверяемой организации либо индивидуальными предпринимателями, либо их представителями.
продолжение
–PAGE_BREAK–