Методы пропаганды безопасности жизнедеятельности

Введение
 
21 декабря 1994 года был принят закон, подписанный ПрезидентомРоссийской Федерации Борисом Николаевичем Ельциным «О защите населения итерриторий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»,который стал главным инструментом управления как в области предупреждениячрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствийаварий, катастроф и стихийных бедствий,
Этот закон стал началом создания правовой основы деятельностиЧрезвычайной службы России. Для России, территория которой расположена вразличных физико-географических и климатических поясах, а хозяйственныйкомплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, рисктехногенных аварий и стихийных бедствий особенно велик. Не случайно, именно внашей стране практически впервые в мировой практике, была сформированаспециальная структура – Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайнымситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, председателем которогобыл назначен Сергей Кужугетович Шойгу, бессменно возглавляющий «чрезвычайную»службу России с 1990 г.
Этот закон призвал Министерство образования нашей страны ввести навсе ступени отечественного образования дисциплину «Безопасностьжизнедеятельности», что повлекло за собой проблему подготовки кадров,обеспечивающих реализацию задач новой образовательной области.
Специалист по безопасности, выпускающийся на факультете физическойкультуры и безопасности жизнедеятельности Волгоградского ГосударственногоПедагогического Университета, призван вносить свой вклад в нелегкое делообеспечения и сохранения безопасности личности, общества, государства.
Все знают телефон «01» – единый номером службы спасения натерритории РФ. Всем известны такие номера телефонов, как «02», «03». А есть ещеспециалисты горгаза, водоканала, электросетей, теплосетей и т.д. Есть работникидорожной службы. И у них тоже свои номера телефонов. Человеку, попавшему вбеду, порой трудно сообразить, какая именно пара цифр может стать для негоспасительной. Пока собирается с мыслями – уходит время, которого, как известно,в чрезвычайных обстоятельствах в избытке не бывает. И знаний тоже мало….
 

1. Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности
 
Пропаганда в области безопасности жизнедеятельности направлена нараспространение информации, идей, художественных ценностей, данных о последнихдостижениях науки и техники в указанной области в целях формированияэмоциональных состояний, знаний и представлений. Через данные факторыоказывается влияние на жизненную позицию людей, социальных групп, общества, ихповедение в различных ситуациях.
Различают устную, печатную, наглядную пропаганду, пропаганду черезсредства массовой информации и др.
Устная пропаганда проводится главным образом в форме публичныхвыступлений лекторов и пропагандистов по тематике безопасностижизнедеятельности перед различными группами населения с использованием такихформ, как лекции, семинары, конференции, тематические вечера, вечера вопросов иответов, викторины, научные консультации, встречи со специалистами.
Печатная пропаганда осуществляется путем публикации впериодических и других изданиях выступлений руководства МЧС России,авторитетных специалистов в области безопасности жизнедеятельности, ученых,представителей общественных организаций, а также издания пособий, брошюр,памяток по правилам поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.
Наглядная пропаганда находит свое выражение в организациистационарных и передвижных выставок, оборудовании комнат, классов, музеев,уголков, стендов с фотографиями спасателей, пожарных и т.п.
Существенное значение в пропаганде безопасности жизнедеятельностиимеют культурно – просветительские учреждения (театры, музеи, выставки),деятельность которых направлена на освещении будней и героических свершенийпожарных, спасателей, летчиков авиации МЧС России и др., средства массовойинформации (печатные, теле и радиовещания) и в особенности современныеинформационно – коммуникационные технологии (через сайты и порталы, виртуальныесеминары, обсуждения, переписку по электронной почте со специалистами).
2.Современные технологии информирования
 
Формирование культуры осуществляется в процессе обучения ивоспитания, морально – психологической подготовки, пропаганды знаний,оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, таки современные информационно – телекоммуникационные технологии.
Традиционные способы предусматривают прямое педагогическоевоздействие на обучаемых или опосредованное воздействие с использованиемучебно-наглядных пособий, технических средств обучения. Данные технологиидостаточно отработаны на практике, однако, как показывает опыт, не вполнедейственны в современных условиях.
Значительно большая эффективность (с точки зрения формированиякультуры) у современных информационно – телекоммуникационных технологий.Программно – аппаратной базой их реализации являются компьютерные системы,локальные и глобальные компьютерные сети, технические средства массовойинформации, телекоммуникаций, отображения видеоинформации и др. С ихиспользованием информация представляется в виде мультимедийных продуктов,обучающих, игровых и тестирующих компьютерных программ, видеороликов,информационных сообщений, электронных плакатов.
Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты,профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представлениеинформации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека,вызывает интерес, влияет на его эмоционально – чувственную сферу, развиваетустойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательновоздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощногодеструктивного информационного воздействия на человека, огромного потоканегативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованиемименно этих технологий возможно, сформировать у людей способность объективнооценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможныепоследствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкамспециалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвоесократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных ичрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасностижизнедеятельности.
3. Общероссийская комплексная система информирования и оповещениянаселения (ОКСИОН)
 
Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методическихпозиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологийнеобходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационныхи других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время вОбщероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения вместах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании порученийПрезидента и Правительства Российской Федерации.
Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективностидействий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроковгарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информированиянаселения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС,оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития нормбезопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения впослекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановкив местах массового пребывания людей.
При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во вниманиепараметры применяемых информационно – телекоммуникационных технологий. Так,указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно длязначительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенностиотдельной личности, коллектива, социальной группы.
Одновременное информирование значительного числа людей можетвыполняться в местах их массового пребывания – торговых и спортивныхсооружениях, культурно-развлекательных учреждениях, местах массового отдыха,транспортных сооружениях, административных зданиях, крупных объектах экономики.В этих местах информирование населения может осуществляться с использованием такихоконечных устройств коллективного пользования, как наружные наземные отдельностоящие или размещаемые на зданиях и сооружениях светодиодные панели,внутренние навесные телевизионные плазменные и проекционные экраны,радиотрансляционные сети пассажирского транспорта, уличные информационныестенды, плакаты, щитовые и крышные установки, информационные сообщения наограждениях объектов строительства и транспортных средствах наземногопассажирского транспорта (типа «бегущая строка»). С использованием указанногооборудования обеспечивается и обратная связь со специалистами, обслуживающимперсоналом с использованием вызывных панелей голосовой связи, обзорныхвидеокамер с направленным микрофоном.
Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведениеинформации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различныхтипов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов,портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле ирадиоприемников).
Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должнавключать:
– информационные центры федерального и регионального (местного)уровней;
– подсистему связи и передачи данных;
– подсистему массового информирования;
– подсистему сбора информации.
Информационные центры предназначены для формированияактуализированной информации, инициации процедур пропаганды в областибезопасности жизнедеятельности, оповещения населения при угрозе и возникновенииопасных и чрезвычайных ситуаций, интерактивной связи с населением, сбораинформации профилактического видео и аудионаблюдения, ее обработки идокументирования.
Подсистема связи и передачи данных обеспечивает передачуинформации между информационными центрами различного уровня, а также междуинформационными центрами и оконечным оборудованием ОКСИОН.
В функции подсистемы массового информирования входит оповещениенаселения об опасных и чрезвычайных ситуациях, его подготовка к действиям вэтих условиях, а также его информирование в интересах социально – психологическойреабилитации, включающей морально – психологическую поддержку, ослабление иснятие пост – кризисных психических осложнений, повышение морального уровня ивозвращение к полноценной жизни в обществе.
Подсистемой сбора информации решаются задачи профилактическогомониторинга прилегающих территорий, оперативного вызова экстренных служб,предупреждения вандальных действий в отношении оборудования.
В свою очередь ОКСИОН будет являться составной частью системыуправления РСЧС, сопрягаться с органами повседневного управления (НЦУКС, ЕДДС)и обеспечивать информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений иуправлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функцийуправления защитными мероприятиями и значительного увеличения финансовых затрат.
Типовой сценарий функционирования ОКСИОН, в котором в качествеисходной выбрана крупная авария на ХОО, предусматривает следующие положения.При возникновении крупной аварии на ХОО на экране оператора регионального(местного) информационного центра появляется видеосигнал (надвигающееся облакоАХОВ, возгорание и задымление, бегущих людей и т.п.). Оператор информационногоцентра доводит полученную информацию в ЕДДС (НЦУКС). Оператор ЕДДС (НЦУКС)оценивает сложившуюся обстановку и принимает решение на доведение информации ввышестоящую инстанцию и привлечение дополнительных сил и средств.Видеоинформация с места аварии из регионального (местного) информационногоцентра поступает в федеральный информационный центр и обрабатывается с цельюподдержки принятия решения на привлечение дополнительных сил и средств.Параллельно оператор информационного центра осуществляет оповещение населения идоведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации,наличию систем обеспечения безопасности, телефонам и местам нахождения службобеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательныхслужб, медицинских учреждений и т.п.). Сведения об обстановке в районе авариипоступают на оконечные устройства, расположенные вблизи указанного района. Наних отображается информация о месте аварии, направлении движения облака АХОВ,путях, маршрутах обхода и объезда, правилах предупреждения воздействиявозникших поражающих факторов. Из федерального информационного центра черезрегиональный (местный) на оконечные устройства поступает информация в видеконсультаций ведущих специалистов в области медицины, химической безопасности идр., а также уточненная информация по правилам действия при химическомзаражении. По мере ликвидации ЧС система переходит в режим наблюдения.
Развертывание ОКСИОН на территории Российской Федерации в полноммасштабе планируется поэтапно к 2010 году.
4. Порядок использования технических средств информации в местахмассового пребывания людей
 
Для подготовки населения в области гражданской обороны, защиты отчрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественногопорядка, а также оперативного информирования и своевременного оповещенияграждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций рекомендуютсяк использованию следующие технические средства информации:
– наружные (располагаемые вне помещений) наземные отдельно стоящиесветодиодные панели на собственной опоре (Г – образной или П – образной формы)размером экрана от 12 до 60 кв. м. и энергопотреблением до 30 кВт.;
– наружные (располагаемые вне помещений), размещаемые на зданиях исооружениях светодиодные панели размером экрана до 12 кв. м.;
– внутренние (располагаемые внутри помещений) навесныетелевизионные плазменные панели (далее – плазменные панели);
– внутренние (располагаемые внутри помещений) телевизионныепроекционные экраны (далее – проекционные экраны);
– радиотрансляционные сети пассажирского транспорта;
– информационные плакаты на ограждениях объектов строительства,транспортных средствах наземного пассажирского транспорта и остановочныхпавильонах;
– уличные информационные таблички, стенды, вывески, плакаты,перетяжки, щитовые и крышные установки и др.;
– иные современные технические средства.
Для размещения технических средств информации рекомендуютсяследующие места (участки):
основные выезды, въезды в город, пересечение основных городскихмагистралей;
аэропорты – два участка под светодиодные панели на площади(подъезде к нему) перед каждым аэровокзалом и четыре и более мест под проекционныеэкраны (плазменные панели) внутри каждого аэровокзала;
железнодорожные вокзалы – два участка под светодиодные панели наплощади перед каждым вокзалом (или внутривокзальной площади) и четыре и болеемест под проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого вокзала;
гипермаркеты (торговые центры) с общей площадью помещений более 10тыс. кв. м. – два участка под светодиодные панели на прилегающей к каждомугипермаркету территории, шесть и более мест под проекционные экраны (плазменныепанели) внутри гипермаркета;
станции метрополитена – два места под плазменные панели илипроекционные экраны для каждой станции метрополитена в зависимости от типа,размеров станции метрополитена и количества выходов;
центральные площади городов – два участка для размещения наружныхназемных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных,размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские стадионы – два участка перед стадионом для размещениянаружных наземных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места длянаружных, размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские рынки – два участка для размещения наружных наземныхотдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемыхна зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
городские автовокзалы – два участка для размещения наружныхназемных отдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных,размещаемых на зданиях и сооружениях светодиодных панелей, четыре и более местпод проекционные экраны (плазменные панели) внутри каждого автовокзала;
городские пляжи – два участка для размещения наружных наземныхотдельно стоящих светодиодных панелей;
городские парки – два участка для размещения наружных наземныхотдельно стоящих светодиодных панелей или два места для наружных, размещаемыхна зданиях и сооружениях светодиодных панелей;
пассажирский транспорт – одно и более места по возможности«бегущей строкой» в вагоне (салоне);
ограждения объектов строительства, транспортные средства наземногопассажирского транспорта и остановочные павильоны;
иные места массового пребывания людей.
Технические средства информации рекомендуется оснащать:
– системой пожаротушения и системой аварийного отключения от сетиэлектропитания;
– табло с указанием (идентификацией) эксплуатирующей организации,видимым с земли;
– плоскостями изображения, обеспечивающими их видимость смаксимально возможных расстояний по направлениям наиболее плотных (интенсивных)людских потоков.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать вместах, где их размещение и эксплуатация может наносить ущерб природномукомплексу, иметь сходство по внешнему виду, изображению, звуковому эффекту стехническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами,ухудшать их видимость, снижать безопасность движения, мешать проходу пешеходов,уменьшать габариты инженерных сооружений, создавать впечатление нахождения надороге пешеходов, транспортных средств, животных, других предметов, а такжесоздавать помехи для прохода пешеходов и механизированной уборки улиц итротуаров.
Технические средства информации не рекомендуется устанавливать:
– на одной опоре с дорожными знаками, светофорами и в створе сними;
– на аварийно-опасных участках дорог, на железнодорожных переездах,в тоннелях и ближе 50 м от них по ходу движения;
– в виде отдельно стоящих конструкций над проезжей частью;
– на дорожных ограждениях и направляющих устройствах;
– на расстоянии менее 100 м от технических средств информациидо указателей направлений;
– ближе 5 м от края технического средства информации до краяпроезжей части.
Технические средства информации должны соответствоватьустановленным техническим требованиям.
Опоры технических средств информации рекомендуется производить изматериалов, обеспечивающих высокий уровень безопасности при наездах, идостаточную устойчивость при ветровой нагрузке и эксплуатации.
Территориальные органы МЧС России, МВД России и ФСБ Россииосуществляют функции методического руководства и контроля (в пределах своейкомпетенции) за использованием технических средств информации для решениявопросов по обучению населения в области гражданской обороны, защиты отчрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественногопорядка, а также своевременного его оперативного информирования о чрезвычайныхситуациях и угрозе террористических акций.
Технические средства информации в местах массового пребываниялюдей, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления и организаций, рекомендуются для использования в целяхподготовки населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайныхситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, атакже своевременного его оповещения и оперативного информирования очрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций.
Организации, деятельность которых связана с массовым пребываниемлюдей, осуществляют установку и (или) предоставление участков для установкитехнических средств информации, а также предоставление имеющихся техническихсредств информации и выделение времени для размещения соответствующейинформации по согласованию с территориальными органами МЧС России, МВД России иФСБ России.
Целью создания ОКСИОН является совершенствование информирования иоповещения населения об угрозе возникновения кризисных ситуаций, повышениеэффективности подготовки населения в области гражданской обороны, защиты отчрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественногопорядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан очрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки исостояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основеиспользования современных технических средств и технологий.
5.Задачи, возлагающиеся на ОКСИОН
 
На ОКСИОН возлагается решение следующих основных задач:
сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайныхситуациях;
повышение оперативности информирования населения по правиламбезопасного поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
повышение уровня подготовленности населения в области безопасностижизнедеятельности;
повышение уровня культуры безопасности жизнедеятельности;
увеличение действенности информационного воздействия с целью скорейшейреабилитации пострадавшего в результате ЧС населения;
повышение эффективности мониторинга за радиационной и химическойобстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей.
ОКСИОН является составной частью системы управления РСЧС,сопрягается с органами повседневного управления: Национальный центр управленияв кризисных ситуациях (далее – НЦУКС), объединенная системаоперативно-диспетчерского управления в ЧС (далее – ОСОДУ), единаядежурно-диспетчерская служба (далее – ЕДДС) и обеспечивать информационнуюподдержку при выявлении чрезвычайных ситуаций, принятии решений и управлении вкризисных ситуациях. Это позволяет избегать дублирования функций управлениямероприятиями по гражданской обороне и защите от чрезвычайных ситуаций и значительногоувеличения финансовых затрат.
Основными направлениями деятельности при решении указанных задач,являются:
разработка и совершенствование концептуальных системных,нормативных, правовых и организационных основ ОКСИОН;
формирование нормативной правовой базы для создания, развертыванияи эксплуатации ОКСИОН;
создание научно-методической основы и внедрение инновационныхтехнологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям вусловиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;
выбор, развитие, совершенствование и внедрение передовыхинформационных технологий и программного обеспечения в интересах массового ииндивидуального информирования и оповещения населения;
формирование организационных принципов и идеологии использованияОКСИОН в различные условиях;
разработка структуры и требований к компонентам ОКСИОН;
техническое и рабочее проектирование ОКСИОН, разработкапроектно-сметной и эксплуатационной документации;
разработка системы информационного обеспечения ОКСИОН;
организация работы по подготовке информационных материалов;
поэтапное развертывание и эксплуатация ОКСИОН на территориисубъектов Российской Федерации, муниципальных образований, организаций.
Информационные центры
Информационные центры являются одними из основных элементовсистемы управления различными типами оконечных устройств.
С возникновением (угрозой возникновения) кризисной ситуации изинформационного центра осуществляется управление терминальными комплексами,входящими в зону его ответственности, для трансляции оперативных информационныхматериалов.
В отдельных случаях Информационным центром может осуществлятьсямониторинг проведения мероприятий по ликвидации последствий стихийных бедствий,крупных аварий, катастроф и тушении пожаров, в зоне его ответственности.
Информационные центры выполняют следующие основные функции:
планирование информационных операций и управление трансляциямивидеоинформации на терминальных комплексах ОКСИОН;
управление системами видеонаблюдения и контроля;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящихподчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управление сетью передачи данных, мониторинг эксплуатационныхпараметров;
контроль работоспособности функционирования системы.
В соответствии с требованиями, предъявляемыми к информационномуцентру, он должен состоять из:
вещательного центра, который осуществляет подготовку информациидля терминальных комплексов ОКСИОН в требуемых форматах данных;
центра сбора и обработки информации, который предназначен длясбора по определенным критериям визуальной и телеметрической информации, ееобработки по заданным алгоритмам и представления в виде адекватных визуальныхобразов;
сети внутренней видеоконференцсвязи с задачей – аудио- и видеосвязимежду ФИЦ, МРИЦ, РИЦ и МИЦ, а также МКИОН;
центра управления сетью передачи данных, который решает задачиподдержки работоспособности сети, объединяющей элементы ОКСИОН;
систем гарантированного электропитания, кондиционирования иклимат-контроля, обеспечения охраны, пожарной безопасности, водоснабжения,канализации и др.
Создание программно-технических комплексов информационных центровпроводится по модульному принципу, на основе существующих прикладных платформ.При этом осуществляются необходимые доработки использующихся стандартныхпрограмм, а также их комплексирование в программные блоки и модули.
Отладка и тестирование отдельных программных блоков и модулей, атакже комплекса программного обеспечения Информационного центра в целомосуществляется на базе опытной зоны ОКСИОН, которая соответствует определенномутипу информационного центра.
В информационных центрах предусмотрены технические интерфейсы ссистемами отображения информации и информирования населения другойведомственной принадлежности и иных форм собственности, а именно:
системами информирования и оповещения других государственныхорганов;
системами информирования и / или оповещениягосударственных и частных предприятий и организаций, в том числезрелищно-спортивных, торговых и транспортных;
электронными средствами массовой информации;
операторами связи, в том числе фиксированной и мобильной, а такжеИнтернет провайдерами и др.
Информационные центры должны обеспечивать:
планирование информационных операций и управление трансляциями натерминальных комплексах ОКСИОН в зоне ответственности;
локализацию видео, аудио, графических и текстовых материалов,полученных от вышестоящих информационных центров;
управление подсистемами наблюдения и сбора информации,радиационного и химического контроля, звукового сопровождения и информационнойбезопасности, подчиненных информационному центру терминальных комплексов;
сбор и документирование информации видеонаблюдения и контроля;
взаимодействие с территориальными ЦУКС на основе регламентов;
телеметрический контроль и диагностика состояния нижестоящихподчиненных структурных компонентов ОКСИОН;
управление сетью передачи данных своего региона, мониторингэксплуатационных параметров;
контроль работоспособности функционирования системы.
Для успешного функционирования информационные центры включаютследующую специфику оборудования:
плазменные панели;
серверы (видеошлюз / видеоархив);
серверы резервного копирования;
управляющие компьютеры;
рабочие станция;
коммутаторы.

6.Федеральный информационный центр
 
Федеральный информационный центр (ФИЦ) является узловыминформационным центром и обладает максимальным рангом. Он наделен наиболееширокими полномочиями по администрированию всей системы, имеет наиболее широкиефункциональные возможности, наиболее развитую инфраструктуру и конфигурациюпрограммно-технических средств, а также потенциал подсистем и количествоуправляемых им терминальных комплексов.
Перечень задач, функций и программно-технические решения такжереализованы в нижестоящих информационных центрах.
Основными задачами ФИЦ являются:
гарантированное и своевременное информирование и оповещениенаселения при угрозе и возникновении кризисных ситуаций;
повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массовогопребывания людей путем профилактического видеонаблюдения;
увеличение действенности информационного воздействия с цельюскорейшей реабилитации населения, пострадавшего в результате чрезвычайныхситуаций;
оптимизация порядка доведения информации, необходимой длябезопасного поведения в природной, техногенной и социальной сферах;
разработка концептуальных системных, нормативных, правовых иорганизационных основ ОКСИОН;
создание механизмов взаимодействия центрального, межрегиональных ирегиональных компонентов ОКСИОН, обеспечивающих эффективную эксплуатацию ифункционирование;
создание научно-методической основы и внедрение инновационныхтехнологий информирования, оповещения и подготовки населения к действиям вусловиях чрезвычайных ситуаций и террористических акций;
профилактика чрезвычайных ситуаций и правонарушений, а также сборинформации о предпосылках возникновения кризисных ситуаций;
формирование культуры безопасности жизнедеятельности населения,методическое руководство в подготовке в области гражданской обороны, защитынаселения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенногохарактера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водныхобъектах;
организация технического содержания, эксплуатации и ремонтаэлементов ОКСИОН;
финансирование работ по совершенствованию ОКСИОН в пределах своейкомпетенции;
взаимодействие с системами видеонаблюдения, отображения информациии информирования населения других ведомств и иных форм собственности:
системами видеонаблюдения, информирования и оповещения другихгосударственных органов;
системами видеонаблюдения, информирования или оповещениягосударственных и частных предприятий и организаций, в том числезрелищно-спортивных, торговых, транспортных и т.п.;
электронными средствами массовой информации;
операторами, фиксированной и мобильной связи, а также Интернет исервис провайдерами.
Межрегиональные информационные центры (МРИЦ) расположены вадминистративных центрах федеральных округов:
Южный федеральный округ (г. Ростов-на-Дону);
Приволжский федеральный округ (г. Нижний Новгород);
Уральский федеральный округ (г. Екатеринбург);
Северо-Западный федеральный округ (г. Санкт-Петербург);
Сибирский федеральный округ (г. Красноярск);
Дальневосточный федеральный округ (г. Хабаровск).
В иерархической структуре ОКСИОН МРИЦ имеют подчиненное положениепо отношению к ФИЦ и вышестоящее положение по отношению к региональным имуниципальным информационным центрам. МРИЦ имеют право принимать на себяуправление терминальными комплексами и планирование информационных операцийинформационных центров нижестоящих уровней, а также могут передавать управлениетерминальными комплексами своей зоны ответственности – ФИЦ.
Региональные информационные центры (РИЦ) расположены в главныхгородах субъектов Российской Федерации и имеют подчиненное положение поотношению к федеральному и межрегиональному информационному центрам и могутпередавать им управление терминальными комплексами своей зоны ответственности.РИЦ имеют право принимать на себя управление терминальными комплексами ипланирование информационных операций информационных центров нижестоящегоуровня.
Муниципальные (городские) информационные центры (МИЦ) расположеныв городах Российской Федерации и имеют подчиненное положение по отношению кфедеральному, межрегиональному и региональному информационным центрам и могутпередавать им управление терминальными комплексами своей зоны ответственности.
Технические средства информирования и оповещения населения
С целью подготовки населения в области гражданской обороны, защитыот чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраныобщественного порядке, а также оперативного информирования и своевременногооповещения граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций всоставе ОКСИОН используются следующие технические средства информирования и оповещениянаселения:
наружные (располагаемые вне помещений светодиодные экраны);
внутренние (располагаемые внутри помещений) навесные плазменные(жидкокристаллические) панели;
текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
В качестве мест для размещения технических средств информированияи оповещения населения используются:
основные выезды, въезды в город перед постами ГИБДД, пресечениеосновных городских магистралей;
аэропорты – светодиодные панели на площади (подъезде) передаэровокзалом и плазменные панели внутри аэровокзала;
железнодорожные вокзалы – светодиодные панели на площади передвокзалом (или внутривокзальной площади) и плазменные панели внутри вокзала;
крупные торговые центры – светодиодные панели на прилегающей кторговому центру территории;
станции метрополитена – плазменные панели на станцииметрополитена;
центральные площади городов – светодиодные панели;
городские стадионы – светодиодные панели;
городские рынки – светодиодные панели;
городские автовокзалы – светодиодные панели и плазменные панели внутриавтовокзала.
Для обеспечения видеонаблюдения в состав терминальногооборудования ОКСИОН входят следующие технические средства:
фиксированные видеокамеры;
поворотные видеокамеры с трансфокатором для детального отображенияокружающей обстановки.
Технические средства информирования и оповещения населения приустановке в местах массового пребывания людей функционально объединяются сосредствами видеонаблюдения, образуя различные типы терминальных комплексов.
Терминальный комплекс представляет собой автоматизированнуюсистему, содержащую выделенный сервер, управляющей работой точек трансляции, аименно:
видеокамер;
датчиков уровня радиации и химического контроля;
светодиодных экранов;
плазменных экранов;
бегущих строк;
аудиосистем оповещения.
Сервер и коммутационное оборудование терминального комплексарасполагаются в зоне скрытого доступа. Точки трансляции не могут быть при этомрасположены в отдельных помещениях и не являются физически контролируемыми.
В ТК также находятся точка доступа wi-fi, используемая только длянастройки работы терминального комплекса. По окончании работ по настройке онадолжна быть немедленно отключена, что должно быть обеспеченоорганизационно-техническими мерами безопасности.
Терминальные комплексы делятся на стационарные и подвижные.
В состав стационарных терминальных комплексов входят:
пункты уличного информирования и оповещения населения;
текстовые дисплеи типа «бегущая строка» в составе пунктовинформирования и оповещения в зданиях.
В состав подвижных терминальных комплексов входят:
пункты информирования и оповещения населения на транспортныхсредствах (ПИОТ);
мобильный комплекс информирования и оповещения населения (МКИОН).
К пунктам уличного информирования, оповещения и наблюденияотносятся терминальные комплексы, которые расположены в местах массовогопребывания людей, т.е. местах въезда и выезда в город, пересечения городскихмагистралей, площадей, улиц, стадионов, вокзалов, аэропортов, гипермаркетов,крупных станций метрополитена и т.д. и имеют в своем составе технические средства:
сервер терминального комплекса;
оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных иподсистемы информационной безопасности;
светодиодные экраны (панели);
камеры видеонаблюдения;
звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровожденияинформирования;
оконечное оборудование подсистемы радиационного и химическогоконтроля;
средства экстренной связи с оператором ИЦ.
К пунктам информирования и оповещения в зданиях с массовымпребыванием людей относятся терминальные комплексы, расположенные в помещенияхс массовым пребыванием людей, таких как вокзалы, аэропорты, гипермаркеты,крупные станции метрополитена и т.д. и имеющие в своем составе техническиесредства:
сервер терминального комплекса;
оконечное оборудование подсистемы связи и передачи данных иподсистемы информационной безопасности;
плазменные (жидкокристаллические) дисплеи;
звукоусиливающее оборудование подсистемы звукового сопровожденияинформирования;
оконечное оборудование подсистемы радиационного и химическогоконтроля.
К пунктам информирования и оповещения населения на транспортныхсредствах относятся пункты информирования населения на транспортных средствах,расположенные в вагонах поездов, метрополитена, троллейбусах и т.д., в составкоторых могут входить экраны и текстовые дисплеи типа «бегущая строка».
Управление ПИОТ осуществляется из информационных центов.
Мобильные комплексы информирования и оповещения населения (МКИОН)способны выполнять свои задачи в любой точке Российской Федерации, какавтономно, так и в составе мобильных группировок. Мобильность обеспечиваетсяпутем размещения оборудования МКИОН на шасси автомобиля либо другоготранспортного средства, тип которых должен определяться на стадиипроектирования.
В дополнение к перечню оборудования ПУОН в состав МКИОН входит:
система автономного электропитания;
система пространственного выравнивания (при необходимости);
система развертывания видеоэкрана;
система навигации и телематики;
система управления МКИОН.
Управление МКИОН осуществляется как с рабочего места, расположенногов составе системы управления, так и из информационных центров.
7. Обучение и пропаганда безопасности жизнедеятельности в учебныхзаведениях
1. В дошкольных учреждениях воспитанников знакомят с основамибезопасного поведения в быту, на улице, в самом учреждении. Проводят занятия поправилам дорожного движения, пожарной и электробезопасности и т.д. Контрользнаний осуществляется путем опроса воспитанников и практических занятий с ними.
2. В общеобразовательных школах вопросы безопасности изучаются впроцессе изучения учебных дисциплин и курса ОБЖ, а также перед допускомучащихся к практической работе.
3. В профессионально-технических училищах учащиеся изучают курсили разделы по охране труда в предметах специальной профессиональнойподготовки.
4. Учащиеся средних специальных учебных заведений изучают курс«Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохожденииспециальных дисциплин.
5. В высших учебных заведениях с 1991 года введена дисциплина«Безопасность жизнедеятельности» вместо курсов «Охрана труда» и «Гражданскаяоборона».
В дипломные проекты введен раздел «Безопасность и экологичностьпроекта». Формой контроля знаний по окончании курса обеспечения безопасноститруда является экзамен.
8. Обучение и пропаганда безопасности труда на предприятии
Работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан организовать втечение месяца после приема на работу обучение безопасным методам и приемамвыполнения работ всех поступающих на работу лиц, а также лиц, переводимых надругую работу. Обучение по охране труда проводится при подготовке работниковрабочих профессий, переподготовке и обучении их другим рабочим профессиям.
Порядок, форма, периодичность и продолжительность обучения поохране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочихпрофессий устанавливаются работодателем (или уполномоченным им лицом) всоответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими безопасностьконкретных видов работ.
Работодатель (или уполномоченное им лицо) организует проведениепериодического, не реже одного раза в год, обучения работников рабочихпрофессий по оказанию первой помощи пострадавшим. Вновь принимаемые на работупроходят обучение оказанию первой помощи пострадавшим в сроки, установленныеработодателем (или уполномоченным им лицом), но не позднее одного месяца послеприема на работу.
При подготовке рабочих по профессиям, к которым предъявляютсяповышенные требования безопасности труда, проводится специальное обучение.
9. Кабинет охраны труда и уголок охраны труда
Создание и организация работы кабинета по охране труда и уголковохраны труда производится в соответствии с Рекомендациями, утвержденнымипостановлением Минтруда России от 17 января 2001 года №7.
Кабинет охраны труда и уголок охраны труда создаются в целяхобеспечения требований охраны труда, распространения правовых знаний,проведения профилактической работы по предупреждению производственноготравматизма и профессиональных заболеваний.
В организациях, осуществляющих производственную деятельность, счисленностью 100 и более работников, а также в организациях, спецификадеятельности которых требует проведения с персоналом большого объема работы пообеспечению безопасности труда, рекомендуется создание кабинета охраны труда; ворганизациях с численностью менее 100 работников и в структурных подразделенияхорганизаций – уголка охраны труда.
В организациях, производственная деятельность которых связана сперемещением работников по объектам и нахождением на временных участках работы(например, при работе вахтово-экспедиционным методом), целесообразнооборудовать передвижные кабинеты охраны труда и уголки охраны труда.
Основными направлениями деятельности кабинета охраны труда иуголка охраны труда являются:
а) оказание действенной помощи в решении проблемы безопасноститруда;
б) создание системы информирования работников об их правах иобязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда ворганизации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовыхактах по безопасности и охране труда;
в) пропаганда вопросов труда.
Кабинет охраны труда обеспечивает выполнение мероприятий по охранетруда, в том числе организуемых совместными действиями руководителя и иныхдолжностных лиц организации, комитета (комиссии) по охране труда,уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов илииных уполномоченных работниками представительных органов:
– проведение семинаров, лекций, бесед и консультаций повопросам охраны труда;
– обучение по охране труда, в том числе безопасным методам иприемам выполнения работ, применению средств коллективной и индивидуальнойзащиты, вопросам оказания первой медицинской помощи;
– проведение инструктажа по охране труда, тематическихзанятий с работниками, к которым предъявляются требования специальных знанийохраны труда и санитарных норм, и проверки знаний требований охраны трудаработников; – проведение аналитических исследований состояния условий трудаорганизации (на рабочих местах) и оценки их влияния на безопасность трудовойдеятельности.
Уголок охраны труда структурного подразделения (участка)организации обеспечивает работников информацией о: планах работы кабинетаохраны труда (если он создан в организации); графиках проведения инструктажа ирасписаниях учебных занятий по охране труда; приказах и распоряжениях,касающихся вопросов охраны труда организации, планах по улучшению условий иохраны труда; вредных и опасных производственных факторах и средствах защиты нарабочих местах структурного подразделения (участка); нарушениях требованийзаконодательства об охране труда; случаях производственного травматизма ипрофзаболеваний в организации и принятых мерах по устранению их причин; новыхпоступлениях в кабинет охраны труда документов, учебно-методической литературы,учебных видеофильмов по охране труда и т.д.
Тематическая структура кабинета охраны труда и уголка охраны трудапредполагает включение общего и специальных разделов.
Общий раздел содержит законы и иные нормативные правовые акты поохране труда, принятые на федеральном уровне и уровне соответствующего субъектаРоссийской Федерации, локальные нормативные акты организации, информацию обуправлении охраной труда в организации, а также общие сведения по обеспечениюбезопасных условий труда, в том числе об опасных и вредных производственныхфакторах, средствах коллективной и индивидуальной защиты, действиях человекапри возникновении чрезвычайных ситуаций, аварий.
Перечень специальных разделов и их содержание (определяются сучетом условий труда в организации). Рекомендуется раздельное комплектованиеучебного и справочного разделов, отражающих специфику всех видов производстваорганизации.
Помещение для размещения кабинета охраны труда должносоответствовать требованиям строительных норм и правил, его площадь,рекомендуется определять из расчета количества работающих в организации: до1000 человек – 24 кв. м, свыше 1000 человек – добавляется 6 кв. м на каждую дополнительную тысячу человек. Оценку необходимой площади для кабинета охраны трудаможно производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда накалендарный год.
Процесс организации работы кабинета охраны труда и уголка охранытруда предусматривает:
– соответствие требованиям (в комплексе целей, содержания иформ работы), которые каждая организация определяет с учетом своих особенностейи первоочередных задач, в части охраны труда;
– осуществление доступности посещения кабинета охраны трудаили уголка охраны труда работниками организации и получение ими достовернойинформации по вопросам охраны труда;
– планирование работы (в соответствии с перспективным итекущим планами работы);
– осуществление контроля.
Служба охраны труда или лицо, ответственное за работу кабинетаохраны труда (уголка охраны труда) в организации:
– составляет план работы кабинета охраны труда (уголка охранытруда), включающий разработку конкретных мероприятий на определенный срок, суказанием лиц, ответственных за их проведение;
– организует оборудование, оснащение и оформление кабинетаохраны труда (уголка охраны труда);
– организует проведение плановых мероприятий.
 

Заключение
 
В настоящее время в МЧС России создан отдел пропаганды и связи собщественностью. Это самостоятельное структурное подразделение Главногоуправления МЧС.
Он предназначен для организации работы по освещению в средствахмассовой информации деятельности МЧС России, доведения до населения информациио чрезвычайных ситуациях и пожарах, ведения пропаганды в области предупреждениячрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны,пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах.
Основные задачи отдела пропаганды:
– информирование населения через средства массовой информациио чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;
– организация и ведение пропаганды в области предупреждениячрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны,пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– формирование общественного мнения по ключевым вопросамдеятельности МЧС России, популяризация профессии спасателя, пожарного,инспектора ГИМС через СМИ, проведение массовых тематических мероприятий;
– участие в создании и функционировании системы внутреннегоинформационного пространства МЧС России в виде подготовки и доведениянеобходимой информации до каждого сотрудника системы МЧС России.
Основные функции отдела пропаганды:
В области информирования населения через средства массовойинформации об угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, пожаров иликвидации их последствий:
– взаимодействует в пределах предоставленных полномочий сфедеральными, региональными и местными СМИ в целях оперативного информированиянаселения о чрезвычайных ситуациях, пожарах и ликвидации их последствий;
– осуществляет доведение оперативной информации допредставителей СМИ в ходе ликвидации последствий чрезвычайной ситуации ипожара;
– организует работу представителей СМИ в зоне чрезвычайнойситуации;
– ежедневно готовит и направляет в СМИ информационныематериалы (пресс-релизы) о чрезвычайных ситуациях и пожарах;
– организует подготовку и проведение пресс-конференций ибрифингов с участием руководящего состава Главного управления;
– проводит мониторинг региональных печатных и электронных СМИпо вопросам деятельности МЧС России, анализирует критические публикации в СМИ иготовит на них ответы;
– организует выступления руководящего состава Главногоуправления на региональном телевидении и радио, а также в печатных СМИ;
– оказывает содействие корпунктам центральных СМИ вподготовке информационных материалов по тематике Министерства;
– организует подготовку информационных материалов дляведомственных изданий МЧС России;
– осуществляет взаимодействие с региональными пресс-службамидругих министерств и ведомств в области предупреждения и ликвидациичрезвычайных ситуаций и пожаров, а также в области гражданской обороны,пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах;
– осуществляет подготовку и размещение информационныхматериалов на официальном сайте регионального центра и в сети Интернет;
– проводит аккредитацию журналистов, постоянно освещающихдеятельность Главного управления;
– осуществляет фото и видеосъемку ликвидации последствийчрезвычайной ситуации и пожаров, а также мероприятий, проводимых Главнымуправлением;
– организует и проводит конкурсы среди представителейрегиональных СМИ и других творческих работников по тематике МЧС России.
В области организации и проведения пропаганды по вопросамбезопасности жизнедеятельности:
– взаимодействует с органами исполнительной власти и местногосамоуправления субъекта Российской Федерации, общественными организациями вобласти пропаганды пожарной безопасности и основ безопасной жизнедеятельности;
– участвует в подготовке телевизионных и радиопрограмм повопросам безопасности населения при чрезвычайных ситуациях и пожарах, а такжена водных объектах;
– готовит наглядно-изобразительные ирекламно-просветительские материалы по вопросам предупреждения чрезвычайныхситуаций и пожаров, безопасности людей на водных объектах;
– организует издание учебно-методической литературы повопросам предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожаров, безопасности людей наводных объектах и выпуск тематической сувенирной продукции;
– осуществляет пропаганду в области предупреждениячрезвычайных ситуаций и пожаров, пожарной безопасности и безопасности людей наводных объектах при помощи имеющихся информационных ресурсов, в том числеинформационных табло, щитов и плакатов в местах массового пребывания людей, атакже рекламы на транспорте.
В области формирования единого информационного пространства всистеме МЧС России, информирования сотрудников Министерства по вопросам егодеятельности, повышения престижа службы и работы, воспитания чувствапатриотизма:
– организует встречи руководящего состава Главного управленияс сотрудниками структурных подразделений для решения имеющихся проблемныхвопросов;
– информирует сотрудников по вопросам деятельностиМинистерства при помощи специальных стендов, ведомственных СМИ, сети Интернет;
– готовит информационные материалы в ведомственные СМИ олучших сотрудниках Главного управления, пропагандирует опыт их работы;
– осуществляет сбор фото- и видеоматериалов, пополняет архивГлавного управления;
– организует пополнение библиотечного фонда информационнымиматериалами и печатными изданиями;
– проводит обучение населения основам безопасного поведенияпри помощи выставочных и музейных экспозиций;
– участвует в проведении культурно-массовых и спортивныхмероприятий Главного управления, организует их освещение в региональных СМИ.
 

Список используемой литературы
1. Безопасность жизнедеятельности: государственные образовательныестандарты. Библиографические источники. Наглядные пособия / авт.-сост. С.В. Петров– М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2005. -128 с.
2. Латчук В.Н., Миронов С.К., Мишин Б.И. Основыбезопасности жизнедеятельности. Планирование и организация занятий в школе 5 –11 классы. – М.: Дрофа, 2002.
3. Мардерфельд В.Л. Рабочие материалы по учебному курсу«Основы безопасности жизнедеятельности». – СПБ.: филиал изд-ва «Просвещение»,2002. – 232 с.
4. Методические материалы и документы по курсу «Основыбезопасности жизнедеятельности»: Кн. для учителя / Сост. А.Т. Смирнов,Б.И. Мишин; под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2001. –160 с.
5. Михайлов Л.А. Теоретические и методические подходы кподготовке специалиста в области безопасности жизнедеятельности впедагогическом вузе: Монография. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2003. – 270 с.
6. Михайлов Л.А., Копылов Н.Д., Щеголев И.А. и др.Основы безопасности жизнедеятельности человека: Методическое пособие дляучителя. 7 – 9 кл.: 2-е изд. – СПб.: «Специальная литература», 1998. – 272 с.
7. Михайлов Л.А., Старостенко А.В. Основыбезопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5 – 6 кл.: Пособие дляучителя. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герце-на; Изд-во «СОЮЗ», 2001. – 240 с.
8. Оснащение кабинета (лаборатории) ОБЖ. // Основыбезопасности жизнедеятельности, №2, 2003. С 59 – 64.
9. Программно-методические материалы «Основы безопасностижизнедеятельности» 1 – 11 классы. / Б.И. Мишин. – М.: Изд-во Дрофа, 1998.
10. Репин Ю.В. Теория и методика обучения безопасностижизнедеятельности: Учебное пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург,2003. – 158 с.
11. Смирнов А. Образовательный стандарт основного общегообразования по основам безопасности жизнедеятельности. // ОБЖ. Основыбезопасности жизни. 2002. №11.
12. Сулла М., Заенчик О., Сергеева О. Уровнинепрерывного обучения по ОБЖ // ОБЖ. Основы безопасности жизни. 1998. №8.
13. Сулла М., Сергеева О. Принципы непрерывного обучения поОБЖ // ОБЖ. Ос-новы безопасности жизни. 1998. №8.