Региональные рынки и их функционирование

Министерство образования Российской Федерации
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
Якутский филиал
КУРСОВАЯ РАБОТА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА»
Тема: Региональные рынки и ее функционирование.
Студента ПавловойЛюдмилы Петровны
                  
                                                  Группа  Ф/к – 03 – С
 Проверил___________________________
Оценка______________
Якутск 2005
План:
Введение
I.         Формирование и развитие рынков врегионе.
II.        Региональный потребительскийрынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.
III.      Региональный рынок труда.
IV.      Региональные рынки недвижимости.
V.       Региональный аграрный рынок.
Заключение
Список литературы
Введение
К числунаиболее существенных причин, оказавших значительное влияние на темпы переходаРоссии к рыночным отношениям, на весь ход социально-экономическихпреобразований в стране, несомненно, относится и явная недооценкатерриториального (регионального) фактора. Процесс децентрализациигосударственного управления идет медленно, нередко встречает сопротивлениеЦентра. С другой стороны, получив значительные полномочия, некоторые регионы(субъектов Федерации) устремились по пути сепаратизма, нарушения конституционныхоснов политической целостности государства. Нередки факты, когда принятыесубъектами Федерации законодательные акты оказывались противоречащимиКонституции Российской Федерации.
В силуисключительной важности подлинно научного обеспечения радикальных рыночныхпреобразований, создания (сохранения) единого рыночного пространства всочетании с формированием региональных рынков, с развитием местногосамоуправления возникла острая необходимость более углубленного изучениясоциально-экономических региональных комплексов во всем их многообразии.Сегодня в ходу понятие «экономический федерализм», который рассматривается икак «внутренняя система и механизм взаимодействия Российской Федерации ссубъектами Федерации, и как взаимодействие самих субъектов друг с другом всфере экономической деятельности».
ПереходРоссийской Федерации к устойчивому развитию, как это предусмотреносоответствующей концепцией, окажется возможным тогда, когда будет обеспеченоустойчивое развитие всех ее регионов. Это предполагает формирование эффективнойпространственной структуры экономики страны при соблюдении баланса интересоввсех субъектов Российской Федерации, что предопределяет необходимостьразработки и реализации программ перехода к устойчивому развитию для каждогорегиона.
В масштабахрегионов сложилась совокупность естественных, экономических, социально-бытовых,национально-культурных и других относительно устойчивых связей, необходимых дляжизнеобеспечения населения, экономики регионов, страны в целом. Регионпредставляет собой сложный социально-экономический комплекс,политико-административное образование, в котором между производственной,непроизводственной и социально-бытовой сферами, между отраслями хозяйства,структурами региональной и местной власти устанавливаются определеннаясогласованность, взаимозависимость, взаимосвязанность, наиболее эффективныепропорции, которые способствуют более полному использованию природных ипроизводственных ресурсов, трудового и научного потенциала; удовлетворениюразносторонних потребностей населения, поддержанию эффективногофункционирования хозяйственного комплекса Российского государства.
I.         Формирование и развитие рынков врегионе.
По своейэкономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованныхсоциально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения),формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждоготерриториально-административного образования и с учетом адекватных методовконъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Региональныерынки могут существовать как при лимитно — распределительной системе, так и прирыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют всоответствии с логикой административно-директивного управления. Так, объемтоварооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждоготерриториально-административного образования устанавливается директивнымипланами.
С переходом крыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональномвоспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственногопроцесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования:цены, налоги, процент за кредит и др.
Развитыйрегиональный рынок может эффективно функционировать при научно обоснованнойсистеме изучения спроса, тенденций и его закономерностей развития:
— общегообъема спроса и объема спроса на отдельные группы и виды товаров;
— структурыспроса одноименных товаров различных предприятий;
— сезонныхколебаний спроса по отдельным товарам;
— требованийпокупателей к качеству товаров.
Изучениеспроса дает информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структуры рынка, атакже предполагаемые сдвиги в совершенствовании географии производства ипотребления товаров и услуг.
Региональныерынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можновыделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности,городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские имежрегиональные.
Для каждого видарынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения,развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность втоварах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса иразвития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населенияхарактеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить наприобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособногоспроса в разных районах страны и для различных социально-экономических группнаселения определяется характером развития производительных сил в данномэкономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров иуслуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров.Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке,определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровнецен. Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступаюторганизации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона.
Региональныерынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупностьрыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективногоразвития и функционирования регионального воспроизводственного процесса,воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональныхрынков входят:
— потребительский рынок (рынок благ);
— рынок землии недвижимости;
— рынок труда;
— рыноккапиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
— рынокинформации;
— рынокприродных ресурсов;
— рыноккультурных ценностей;
— рынокобразовательных услуг и др.
Все рынкивзаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющимирыночной инфраструктуры.
II.       Региональный потребительскийрынок, его роль в удовлетворении запросов потребителей региона.
Механизмформирования и функционирования потребительского рынка региона представляетсякак взаимодействие объективно действующих факторов, явлений и процессов в сферепроизводства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг, сложившихсяна данной территории.
Функционированиерегионального потребительского рынка определяется связями: между потребностяминаселения региона и  производством; спросом и предложением на региональномрынке товаров и услуг; дифференциацией доходов и характером потребления;уровнем и структурой потребления; текущим потреблением и накоплением;обобществленной и индивидуализированной формами потребления, и др.
Понятие«потребительский рынок» в современной российской экономической литературевстречается с начала 90-х гг. В числе первых работ о российских региональныхпотребительских рынках следует назвать монографии и статьи Р.И.  Шнипера и А.С.Новоселова. К этому времени относится одно из определений регионального потребительскогорынка. Так, Р.И. Шнипер и А.С. Новоселов пишут, что он представляет собойтерриториальную организацию сферы обращения, призванную обеспечить населениерегиона товарами на основе развития товарно-денежных отношений при минимальныхиздержках обращения.
В целом же посвоей экономической сущности региональный потребительский рынок – этосовокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношенийв сфере обмена и потребления, формируемых под влиянием особенностей спроса ипредложения каждого территориально-административного образования, с учетомадекватных методов регулирования конъюнктуры рынка и принятия коммерческихрешений.
Региональныйпотребительский рынок является частью общего регионального рынка (или рынкаблаг). Под товарным рынком в современной экономике понимается «системасубъектов экономики, формирующих свои отношения с целью рационального обращениятоваров конечного потребления и продукции производственно-техническогоназначения». При этом потребительский рынок, по мнению авторов, представляетсобой ту часть товарного рынка, на которой товары покупаются для личногопотребления.
В этой связиможно принять определение, данное И.М. Шабуниной, О.Д. Ломовцевой и М.Ю.Трубиным: потребительский рынок региона – это основная составляющая структурысовременной рыночной экономики, где часть ВНП, материализированная в видепроизведенных бизнесом товаров и услуг, покупается или приобретается инымспособом потребителями региона для личного потребления.
По своемуудельному весу и роли в обеспечении жизнедеятельности населения потребительскийрынок занимает ведущее место в системе рынков региона. Он представляется намкак динамичная система причинно-следственных связей, обеспечивающих наибольшеесоответствие производства (или ввоза из-за пределов региона) товаров и услугпотребностям и платежеспособному спросу населения, охватывающая всюсовокупность экономических отношений производства, реализации и потребленияматериальных благ и услуг потребительской ориентации.
Насыщенность иемкость регионального потребительского рынка во многом предопределяютсяэффективностью хозяйственной деятельности в регионе. Именно от нее во многомзависит конечное потребление населения региона.
Региональныйпотребительский рынок воздействует на ряд фаз, тесно связанных между собой ведином процессе: потребности населения региона – производство (предложение) –денежные доходы населения – реализация (торговля) – потребление (удовлетворениепотребностей). Блок потребностей в начале процесса выступает в роли заявокпроизводству, ориентирует его на определенный объем и структурупроизводственных ресурсов. Он является важнейшим фактором формирования политикиприоритетов в производственной программе региона.
Однако вусловиях современной российской экономики, когда происходит беспрецедентныйспад производства, а система рынков только складывается, потребительский рыноктакже только формируется.
Организационнорегиональный потребительский рынок представлен сетью магазинов розничной имелкооптовой торговли, оптовыми базами, посредническими организациями,различными предприятиями сферы услуг региона. Выходят на потребительский рынокв качестве продавцов и предприниматели без образования юридического лица. Импротивостоят покупатели, реально представленные домохозяйствами. Таковасубъективная определенность регионального потребительского рынка.
Пространственноданный рынок определяется территорией, на которой покупатели могут приобреститовар или услугу. В связи с тем, что регион – это область (район, частьстраны), отличающаяся от других областей совокупностью естественных  илиисторически сложившихся экономико-географических особенностей, региональныйпотребительский рынок имеет соответствующую территориальную определенность. ВРоссии в качестве региональных правомерно, по мнению автора, выделять следующиепотребительские рынки:
— экономического района, в РФ в настоящее время их, как известно, одиннадцать:Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный,Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский,Восточно-Сибирский, Дальневосточный (кроме того, отдельно рассматриваетсяКалининградская область);
—  края,области, республики, округа (или их группы);
— города;
— района;
— отдельныхнаселенных пунктов, входящих в состав района.
В настоящемисследовании рассмотрены два уровня региональных потребительских рынков напримере:
— во-первых,потребительского рынка Северо-Кавказского экономического района, как крупнойтаксономической единицы производственно-территориального устройства страны;
— во-вторых,потребительских рынков Ростовской области и Карачаево-Черкесской Республики,являющихся самостоятельными субъектами РФ и входящими в составСеверо-Кавказского экономического района.
РынокРостовской области избран в качестве объекта исследования в связи с тем, что онразвивается в крупном промышленном центре, имеющем отличные потенциальныевозможности для развития рыночных отношений в рамках самой области, а также длясвязей с другими регионами России и другими странами. Потребительский же рынокКарачаево-Черкессии развивается в сложных условиях глубокого трансформационногоспада, имеет гораздо меньше возможностей для расширения и наращивания объемовпродаж, связей с другими региональными рынками. Эти два контрастных территориальныхобразования Северного Кавказа и рассматривается ниже.
Методическиеподходы авторов к изучению регионального потребительского рынка предполагаютисследование его с учетом выявления общего объема спроса населения на отдельныегруппы и виды товаров и объема их предложений; определения розничноготоварооборота, объемов продаж потребительских товаров, а также соотношения напотребительском рынке  отечественных и импортных товаров; анализа качестватоваров, поступающих на потребительской рынок; составления характеристикторговой розничной сети региона; изучения системы платных услуг и т.д.
Первым этапомисследования регионального потребительского рынка является выявление спросанаселения региона на соответствующие товары.
Изучениеспроса должно давать информацию, позволяющую прогнозировать емкость и структурурынка, а также предполагаемые сдвиги в изменении географии производства ипотребления товаров и услуг.
Как известно,платежеспособный спрос населения региона характеризуется суммой денежных  ресурсов,которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платныхуслуг. Следовательно, структура платежеспособного спроса находится в прямойзависимости от источников формирования доходов населения, в частности тех,которые принимают денежную форму (заработная плата, денежные пособия, выплаты,дивиденды и др.).
Продолжающийсяи усиливающийся кризис в российской экономике приводит к нестабильности,перепадам в доходах и потреблении, их дифференциации в различных сферах и поразличным социальным группам, что снижает стимулы к эффективному труду,нарушает равновесие между спросом и предложением. Чтобы выдержать принцип«рыночным ценам – рыночные доходы», необходимо иметь в виду, что либерализацияцен, начавшаяся в России с 1992 г., имеет место при значительном спадепроизводства товаров массового потребления.
Региональные регулирующиеорганы используют следующие методы для воздействия на потребительский рынок:
— прямоедирективное централизованное установление цен и тарифов на продукцию и услуги общероссийскихмонополистов;
— установлениефедеральными и региональными органами предельных посреднических наценок внезависимости от числа посредников;
— снятиелюбого вида преград для конкретного ценообразования в немонополизированныхсекторах экономики и т.д.
Таким образом,региональный потребительский рынок – это сложная система институтов в сфереобращения, характеризующаяся большим числом взаимосвязей. Однако каждый из егоучастников имеет и свои интересы: производители стремятся вернуть затраченные средстваи получить прибыль, а потребители – удовлетворить собственные потребности.Разрешению противоречий этих интересов служит государственное регулированиерегиональной экономики со стороны федеральных и местных органов.
Субъектамиспроса на региональном потребительском рынке являются индивиды и семьи,покупающие товары и услуги для личного потребления и проживания на данномрегионе. Рынки потребительских товаров характеризуются массовым потреблением,конкуренцией, децентрализованной структурой.
Основнымипутями сбыта товаров на региональном рынке являются: оптовая торговля,мелкооптовые торговцы, розничная торговля. Региональная политика в областисбыта товаров дополняется стимулированием торгово-сбытовой деятельности,техническим обслуживанием, системой мер по развитию региональногопотребительского рынка в целом.
В Россиирешение о создании оптовых продовольственных рынков (ОПР) было принято в 1994г. В Волгоградской, Астраханской, Тульской, Кемеровской, Владимирской,Рязанской, Тверской, Ростовской и ряде других областей, в Москве иСанкт-Петербурге ОПР успешно действуют.
ОПР –юридическое лицо, которое организует и регулирует оптовую торговлюсельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием в определенном местепо установленным правилам; они могут утверждаться как акционерные общества илиунитарные предприятия.
Ситуация нарегиональных потребительских рынках России определяется общими проблемамиразвития экономики, диспропорциями макроэкономического характера, связанными спереходом к рыночным отношениям.
Демонополизациясферы товарного обращения, происходящая в последние годы, либерализация цен,приватизация торговых предприятий и усиление на этой основе конкуренции сталисущественными факторами стабилизации потребительского рынка России, насыщенияего товарами массового потребления, ликвидации таких явлений, как дефицит,ажиотажный спрос, очереди. Число самостоятельных хозяйствующих объектов вторговле увеличилось против дореформенного периода в несколько десятков раз. Наначало 1997 г. В РФ насчитывалось 196,9 тыс. Магазинов, 68,2 тыс. Предприятийобщественного питания, 47,2 тыс. Палаток и киосков. В Северо-Кавказском регионеих было: магазинов – 20,4 тыс., предприятий общественного питания – 6,7 тыс.,палаток и киосков – 7,4 тыс.
Такая ситуацияво многом приблизила товарные рынки регионов РФ к состоянию, соответствующему«рынку покупателя». Принципиально такой рынок отличается от «рынка продавца»тем, что он приспосабливается к поведению потребителя. На рынке же «продавца»главенствует производитель, который диктует ассортимент товаров, их наличие,цены и т.д.
Способствуетэтому процессу не только и не столько рост числа магазинов, вещевых ипродуктовых рынков, кафе, ресторанов и др., сколько ориентация на конкретногопокупателя, определенного на основе сегментации рынка, существенное расширениетоварного ассортимента, стимулирование сбыта товаров, организация рекламы ит.д.
Состояниепотребительского рынка – это совокупный результат взаимодействия комплексафакторов и условий воспроизводственного процесса, которые в конкретный периодвремени определяют соотношение спроса и предложения товаров и услуг, а такжетенденции развития этого соотношения в зависимости от динамики цен, уровнядоходов, объемов производства, структуры ввозимой продукции. Состояние рынкаавторами рассматривается как многомерное явление, аккумулирующее воздействиемножества факторов. Наиболее существенное значение для анализа и оценкирегионального потребительского рынка имеют: доходы населения, обусловливающиеспрос на товары и услуги; уровень платежеспособности; динамика производстватоваров массового потребления в регионе; объемы, ассортимент и качествотоваров, завозимых из других регионов и из-за рубежа; характер и качествопредоставляемых населению услуг, цены на товары и услуги, их динамика; методы исистемы сбыта товаров, сервисное обслуживание и т.д.
Для достиженияцелей, поставленных в исследовании, необходимо проанализировать воздействиеданных факторов на конъюнктуру потребительского рынка в регионах Российской Федерации.
Ростдифференциации доходов населения в условиях перехода к рынку – явлениезакономерное. Различия в доходах могут увеличиваться за счет разной,проверяемой рынком, общественной полезности труда тех или иных участниковпроизводства. Кроме того, оно дополняется доходами от собственности (в видедивидендов, арендной платы, предпринимательской дохода), используемых напотребление.
В 1998 г.Среднемесячный денежный доход в России на душу населения (по расчетамГоскомстата, Минфина и Счетной палаты РФ) составил 1139,2 руб.
При этом вдвух регионах (Москва и Ямало – Немецкий АО) денежный доход превысил 4 тыс.руб.; в трех регионах (Ханты – Мансийский АО, Тюменская область и республикаСаха) – превысил 2 тыс. руб.; в 15 регионах составляет свыше 1 тыс. руб. В тоже время в 7 регионах денежный доход был меньше 500 рублей: Карачаево –Черкессия – 490,1 руб.; в Чувашии – 475,7 руб.; в Марий Эл – 440 руб.; вИнгушетии – 394,5 руб.; Агинском Бурятском АО – 382,1 руб.; в Усть – ОрдынскомБурятском АО – 353,7 руб.; в Калмыкии – 344,9 руб.
Снижениеденежных доходов населения во многих регионах России обусловило падениеплатежеспособного спроса, сокращение потребления значительной частью населениясамых необходимых товаров, например продуктов питания. Естественно, подобноеснижение доходов сдерживает развитие региональных рынков.
СпециалистамиГоскомстата проведена оценка влияния уровня доходов населения на приобретениетоваров и оплату услуг по регионам Российской Федерации. Ее результаты можносформулировать следующим образом:
1.Российскиерегионы существенно различаются по объемам розничного товарооборота в расчетена душу населения. Такая дифференциация все более усиливается.
2. Объемтоварооборота в значительной мере зависит от уровня доходов населения: врегионах с высокими доходами розничный товарооборот гораздо больший, чем в«бедных». И возрастает он в этих районах быстрее, чем на тех территориях, гденаселение менее зажиточно.
Не менеезначимым в доминировании тенденции усиления дифференциации регионов РФ по объемурозничного товарооборота представляется неравномерное развитие производстватоваров массового потребления по территории страны. Очевидно, что регионы сослабо развитым производством имеют меньший потенциал для формированияполноценного потребительского рынка, чем промышленно развитые.
В настоящеевремя предприятиям, производящим товары массового спроса, сложно пробиться нарегиональные потребительские рынки при засилье импортных товаров, в некоторыхслучаях некачественных. Российские предприятия, к сожалению, находятся далеконе в равных условиях с зарубежными производителями вследствие того, что нашипредприятия долгие годы выпускали свою продукцию, не прислушиваясь к мнению ивкусам потребителя. Кризис в экономике, наполнение потребительского рынка импортнымитоварами, можно сказать, «познакомили» предприятия с их потребителями, с теми,на кого они должны работать. Уже сегодня на многих российских предприятияхразработаны бизнес-планы, действуют службы маркетинга, формируется сервис дляпривлечения своих потребителей.
III.      Региональный рынок труда.
По мнениюмногих ученых-экономистов, традиционное определение регионального рынка какпространства, на территории которого взаимодействуют продавцы и покупатели, врезультате чего устанавливается для каждого товара или услуги равновесная ценаи равновесный объем предложения и спроса, для рынка труда должно бытьскорректировано.
Основанием дляэтого является то, что труд имеет не только экономическую ценность, но исоциальную, поскольку как источник дохода определяет социальный статус человекав обществе. Поэтому региональный рынок труда можно определить как пространство,где цена и количество труда определяются взаимодействием спроса (со стороныпредприятий) и предложения (со стороны временно незанятых людей).
Методологическаяточность в определениях требует от авторов следующего замечания. В связи с тем,что труд – это не товар, и, следовательно, объектом рыночных отношений быть неможет, правильно было бы употребление термина «рынок рабочей силы». Однако авторыиспользовали, тем не менее, общепринятое в российской экономической литературеи в статистических сборниках выражение «рынок труда».
Региональныеособенности занятости и функционирования рынка труда проистекают из спецификиформирования экономически активного населения, сложившегося уровня и структурызанятости, обусловленных специализацией и комплексностью хозяйства, егообеспеченностью сырьевой базой, динамикой и эффективностью производства,инвестиционной активностью и привлекательностью территорий, характеромподдержки предприятий со стороны федеральных и региональных органов власти.Обеспечение соответствия желаемого поведения людей фактическому относительнозанятия учебных мест в сфере профобучения  и рабочих мест в сфере экономикисоставляет двуединую цель управления трудовым ресурсам и совокупностью рабочихмест, занятостью как на общероссийском, так и на региональном уровнях.
Управлениетрудовыми ресурсами и занятостью состоит в регулирующем воздействии на всехстадиях движения трудовых ресурсов. Исходной стадией в движении трудовыхресурсов региона является их формирование, которое определяется соотношением иструктурой естественного и миграционного источников. Распределение рабочей силыпо отраслям экономики и предприятиям – срединная стадия в системе управления. Врамках этой стадии осуществляет процесс повторного распределения действующейрабочей силы. Происходит движение работников между территориями. От того,насколько эффективно при данном уровне техники и технологии производстваиспользуется рабочая сила, зависят рост производительности труда, высвобождениекадров.
Регионы снапряженной ситуацией на рынке труда характеризуются сильным разбросом значениймакроэкономических и социальных показателей, а для регионов, в которыхсостояние рынка труда близко к критическому, трудно прогнозировать его развитиетолько на основе этих показателей.
При ухудшенииситуации в экономике и социальной сфере региона можно обнаружить симптомы,свидетельствующие об угрозе перерастания положения на рынке труда в критическое.Существует ряд показателей, которые быстрее реагируют на изменение ситуации нарынке труда, чем показатель уровня безработицы. Достижение ими значений, сильноотклоняющихся от среднереспубликанских, позволяет говорить об ухудшенииситуации на рынке труда. К таким показателям относятся: число безработных наодну заявленную вакансию: средняя продолжительность безработицы; масштабы«скрытой» безработицы и др.
К безработным,применительно к стандартам Международной организации труда (МОТ), относятся лицав возрасте 16 лет и старше, которые в рассматриваемый период:
— не имелиработы (доходного занятия);
— занималисьпоиском работы, т. Е. обращались в государственную или коммерческую службузанятости, использовали или помещали объявления в печати, непосредственнообращались к администрации предприятия (работодателю), использовали личныесвязи и т. Д. или предпринимали шаги к организации собственного дела;
— были готовыприступить к работе.
При отнесениик безработным должны быть соблюдены все три характеристики, перечисленные выше.
Учащиеся,студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если онизанимаются поиском работы и готовы приступить к ней.
К безработным,зарегистрированным в органах государственной службы занятости, относятся лица,не имеющие работы, ищущие работу, в установленном порядке получившиеофициальный статус безработного в органах государственной службы занятости.
Ежегоднорегионами разрабатываются региональные программы, а затем разрабатывается иутверждается федеральная программа занятости.
В основурегиональных разработок положены 4 группы показателей, характеризующих:
1) состояниерынка труда;
2)экономическую ситуацию;
3) социальнуюситуацию;
4)демографическую ситуацию.
Послеофициального признания безработицы в нашей стране большое внимание сталоуделяться приоритетам политики на рынке труда. К активным формам политики нарынке труда относятся расходы на статью «финансовая поддержка», выражающейся ввиде предоставления финансовой помощи для создания или сохранения рабочих местна возвратной основе под процент ниже среднебанковского, приобретении ценныхбумаг и проч. Средства, расходуемые на пособия по безработице, материальнуюпомощь безработным, выплату досрочных пенсий, принято называть пассивнойполитикой.
В регионах свысоким уровнем безработицы приоритетом в деятельности служб занятости являетсявыплата пособий (пассивная политика), хотя, по мнению их руководителей, это не означает,что следует сокращать или сворачивать программы переподготовки и обучениябезработных. Лица, прошедшие такие курсы, как правило, находят работу илиповышают свою конкурентоспособность на рынке труда в будущем.
В регионах снизким уровнем безработицы приоритет отдается формам активной политики, несвязанным с Законом о занятости и государственными обязательствами по отношениюк гражданам, потерявшим работу.
По мнениюдиректора Института проблем занятости РАН К. Микульского, формирование новоймодели занятости вытекает из новых требований к политике занятости. Онаориентируется на формирование развитого и социально корректируемого рынка трудаи использование его закономерностей. Из этого вытекают новые требования кполитики занятости. Выделяются два основных требования:
1.            Регулирующее влияние государства не должно препятствовать реализациитребований экономической эффективности, которые предполагают мобильностьрабочей силы, высвобождение лишних работников. Высокая степень занятостинаселения должна обеспечиваться не сохранением излишней численности работников,а созданием новых рабочих мест, снижением потребности населения в рабочихместах.
2.            Должны создаваться условия для приближения оплаты труда к необходимымзатратам на воспроизводство рабочей силы. При этом важно, чтобы это происходилона основе распределительных механизмов, обеспечивающих стимулированиеработников к повышению производительности труда.
Важнейшимусловием реализации новой модели занятости является финансовая стабилизация,возобновление экономического роста, увеличение ресурсов для инвестиционнойактивности и решения социальных проблем.
При решениивопросов регулирования занятости населения важно учитывать специфические чертыроссийской модели рынка труда. Это более высокая степень коллективизма кактрадиционного способа взаимной поддержки работающих; разная скорость движения крынку различных отраслей и секторов экономики; неравномерность перехода к рынкуотдельных регионов, городов.
Рассматриваяхарактерные особенности региональных рынков труда, следует прежде всегоучитывать специфику территориального распределения прироста численностинаселения трудоспособного возраста. В частности, преобладающая часть (3/4)прироста численности населения трудоспособного возраста с 1999 по 2003 г. будетприходиться на Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский и Западно-Сибирскийэкономические районы, которые и сейчас характеризуются излишками трудовыхресурсов и относительно низким уровнем занятости населения. Целесообразно ширепривлекать средства фонда занятости для создания новых рабочих мест. За счетсредств фонда рекомендуется осуществить:
— инвестирование и выдачу кредитов товаропроизводителям под гарантии сохранения исоздания дополнительных рабочих мест;
— инвестирование и кредитование предприятий, осуществляющих профподготовку ипереподготовку безработных граждан с последующим их обязательнымтрудоустройством;
— финансирование и кредитование безработных граждан, изъявляющих желаниезаниматься предпринимательством.
IV.     Региональные рынки недвижимости.
В условияхрыночных отношений управление недвижимостью представляет собой сложнуюкомплексную проблему удовлетворения потребностей в конкретных видахнедвижимости.
Под рынкомнедвижимости понимается сфера товарно-денежных отношений по поводукупли-продажи и использования земли и других естественных угодий, а такжевсякого имущества, базирующегося на земле и являющегося объектом собственностиюридических или физических лиц.
Операции снедвижимостью – это бизнес, где проверяется умение прогнозировать и приниматьрешения. Это риск, где и профессионалы допускают грубые ошибки: риск потерятьсвое состояние в результате непроведенной правовой или экологическойэкспертизы, «экономии» на маркетинге, упрощенной оценки объекта недвижимости.
Последние годыпоказали, что время дилетантов и сверхприбылей на рынке недвижимости прошло.Настало время получения и применения знаний, долговременной стабильной работы.
Однако пока ксистеме управления недвижимостью не применяются научные подходы, отсутствуютнормативные акты, регламентирующие оценочную деятельность, практически нетнеобходимой литературы по управлению недвижимостью и адаптированной котечественным условиям методики, использующей достигнутый мировой опыт. Поэтомув настоящее время в России только 7% продавцов и покупателей обращаются коценщикам, а в промышленно развитых странах любая операция с недвижимостьювыполняется с участием или под руководством эксперта-оценщика.
Развитие рынканедвижимости является процессом регулирования потребностей общества внедвижимости. Это развитие происходит в условиях рыночных отношений и тесносвязано с правом собственности.
Правособственности – это совокупность юридических норм, закрепляющих и охраняющихпринадлежность материальных благ определенному субъекту.
Российскийрынок недвижимости отражает все проблемы переходной экономики и характеризуетсянеравномерным развитием отдельных сегментов, несовершенной законодательнойбазой и низкой инвестиционной активностью субъектов управления. Традиционнонедвижимость делится  на 3 группы: жилищный фонд, нежилой фонд, земля. Каждаяиз этих групп развивается самостоятельно, имеет собственную законодательную инормативную базу.
Недвижимость –товар особого рода, это наиболее фундаментальный, долговечный товар,удовлетворяющий сложную потребность потребителя. Совокупность потребительскихсвойств объекта недвижимости и параметров внешней по отношению к нему средыопределяют полезность объекта.
Объектынедвижимости разнородны, уникальны и неповторимы. Сложный процесс передачи правсобственности на недвижимость обусловливает низкий уровень ликвидностинедвижимости как товара. Независимо от функционального назначения все объектынедвижимости нуждаются в постоянном управлении. Управление недвижимостью – этокомплексная система удовлетворения потребностей клиентов в конкретном виденедвижимости. Ключевым вопросом, который необходимо решать при разработкесистемы управления недвижимостью, является формирование цели системы. Например,целью застройщика является построить, исходя из требований рынка, объект,который можно будет выгодно продать или сдать в аренду.
Управлениемаркетингом недвижимости – это комплексная система по обеспечениюконкурентоспособных параметров проектируемого объекта либо комплексная системапо реализации концепции маркетинга созданного объекта недвижимости.
Оценка недвижимости– это операция по определению стоимости объекта. Величину стоимости нужно знатьдля осуществления купли-продажи объекта, для определения налогооблагаемой базы,решения вопросов ипотечного кредитования, аренды, страхования объектов. Оценка– важнейшая функция маркетинга и системы управления недвижимостью в целом. Чемближе фактическое значение стоимости объекта к истинному, тем меньшевероятность ошибки при принятии решения в области управления недвижимостью.Поэтому оценке должен предшествовать системный анализ параметров качества иресурсоемкости объекта, условий и факторов внешней среды, влияющих на этипараметры.
Факторы,которые следует учитывать при оценке недвижимости:
1)             физические: природные (земля, климат, природные ресурсы), созданныечеловеком различные объекты, их количество и прогрессивность;
2)             социальные: размер семьи, уровень жизни, культура развитияинфраструктуры региона и т. д.;
3)             экологические: уровень дохода, налоговая политика, финансово-кредитнаясистема, уровень цен, уровень занятости населения и др.;
4)             политические: зонирование страны по экономическим льготам (свободныеэкономические зоны), уровень безопасности и др.
Дляопределения выгодности вложений в тот или иной объект, предлагаемый нарегиональном рынке недвижимости, исчисляется дисконтированная сумма будущихдоходов, рассчитываемая на основе процентной ставки и коэффициентадисконтирования.
В сферу купли– продажи жилья вовлекается все больше число участников, на рынке жилья врегионах увеличивается количество риэлтерских фирм. Сформировались рыночныецены, меняющиеся под действием спроса и предложения, конкуренцияпотребительских характеристик и других факторов. В строительстве расширяетсяпрактика заключения договоров на конкурентной основе.
Растет доляжилья, находящегося в частной собственности. Все шире распространяется егоприменение в качестве залога имущественных прав при обеспечении выдаваемыхкредитов.
Рыночныеявления становятся заметными в перераспределении ресурсов в жилищномстроительстве, в спросе на «элитное» жилье, увеличении инвестиций и объемовпредложения под влиянием высоких цен, поэтому изучение рынка жилья сталопотребностью фирм и инвесторов, участвующих в данной сфере. Узловой проблемойстановится оценка спроса.
В настоящеевремя на рынке жилья имеется масса предложений с различными ценами. Последниедифференцированы по областям, городам, а внутри городов по районам. Но при всеммногообразии сложились две их основные группы: на первичном и вторичном рынке.Цены определяются уровнем затрат и спросом. Вторичный рынок – это старое жилье,доставшееся владельцам бесплатно или по ценам, более низким по сравнению сдействующими в настоящее время, а также себестоимостью строительства. Вместе стем его потребительские качества ниже, чем сооружаемого по современным проектам.Приведение старого жилья к уровню средних требований связано с дополнительнымизатратами на ремонт и модернизацию.
Вторичныйрынок играет роль промежуточной «ниши». С одной стороны, он является как быстартовым капиталом, с которого начинается инвестирование или приобретениенового  жилья. С другой, он удовлетворяет спрос населения с ограниченнымидоходами. Вторичный рынок сохранится в будущем, а его цены будут по прежнемунизкими.
Посколькуназванные рынки предлагают жилье с разными характеристиками и потребительскимикачествами, то конкуренция между ними условна. Существующие методы оценкижилья, общепринятые в США и Европе, позволяют приводить цены к единой базе,однако это пока не стало обязательной нормой в нашей стране.
По объемупродаж в середине 90-х гг. лидировали 1 – 2 – комнатные квартиры, которыеиспользуются при обмене и расселении. Ликвидность первых не вызывает особогоудивления – их доля в московском жилом фонде не превышает 20%, поэтому спрос наних велик, как и на любой другой дефицитный товар. Пользуются спросом и3-комнатные, расположенные в престижных районах. Хуже обстоят дела смногокомнатными. По мнению специалистов, большинство платежеспособных гражданрешило жилищные проблемы (в основном расселенные коммуналки наименее ликвидныпо сравнению с другими категориями жилья).
К концу 90-хгг. ситуация с 1 – комнатными квартирами, в частности в Северо-Кавказскомрайоне, еще более обострилось, они более востребованы, чем многокомнатные, всвязи с повышением квартирной платы.
Кромериэлтерских фирм в расселении и продаже коммунальных квартир участвует большоеколичество частных маклеров, которых привлекает возможность получения высокогодохода от каждой проведенной сделки. Однако процесс реализации многокомнатныхквартир длится в среднем 4 – 7 месяцев, что при существующих ставках делаетрасселение малорентабельным.
Пределпонижения цен первичного рынка – себестоимость строительства. Динамикапоследней определяется инфляционными процессами в экономике. Факторы,стимулирующие уменьшение себестоимости строительства под влиянием спроса, непроявились. Цены в строительстве почти достигли уровня развитых стран. Вместе стем ожидать снижения цен первичного рынка и себестоимости строительства вусловиях превалирующего влияния инфляции не приходится.
Прикредитовании жилищного строительства по коммерческим ставкам соотношение ценпервичного рынка и себестоимости не всегда одинаково с ранее сложившимися. Дляопределения уровня цены реализации жилья производится условный расчет приразличных ставках коммерческого кредитования.
В регионахРоссии объем предложений новых квартир составляет менее 8% жилья, потенциальнонаходящегося на вторичном рынке. Из-за низкого спроса на жилье первичный рынокбудет испытывать понижающее влияние вторичного. Но поскольку доля новых квартирзначительно превышает по объему предложение на вторичном рынке, такоевоздействие ограничено.
В большинстверегионов себестоимость строительства превысила уровень цен вторичного рынка.Только в Москве и в некоторых восточных областях соотношение обратнопропорциональное.
Для рынкажилья характерен ограниченный спрос. Жилье относится к категории товаров высшейкатегории, спрос на которые зависит от денежного дохода. Поэтому не реальноожидать его увеличения без заметного роста среднего уровня доходов населения.Пока этот уровень сдерживает спрос. Базовым показателем уровня спроса являетсяобъем продаж. Статистика по объемам продаж или реализации построенного жилья напервичном рынке не публикуется вообще.
Спросдифференцирован для 1-,  2-, 3-и многокомнатных квартир, разных типов домов ипроектов. Устойчив он на квартиры более современных проектов. Выделился спросна дешевые 1 – комнатные квартиры и дорогие большие. Тенденции его изменениядля этих категорий практически не зависят друг от друга.
Анализсложившейся ситуации показывает, что погоня за более высокими ценамипревалирует в деятельности строительных предприятий и фирм, предлагающих жилье.Такая погоня игнорирует эластичность спроса на дешевые квартиры, дающуювозможность увеличить прибыль в большом размере, чем за счет некоторогоуменьшения цены. Причина заключается в боязни потерять прибыль в условияхинфляции. Кроме того, появление массы мелких фирм, пытающихся добиться  высокойприбыльности и не уверенных в своем существовании в будущем, не стимулируетснижение цен. Крупные строительные предприятия еще переживают спад производстваи застой, типичные для 1991 – 1995 гг.
Объемпредложения на первичном рынке жилья достигает 70% от объема его ввода.Обладание солидным пакетом предложения на вторичном рынке дает определенныепреимущества продавцам такого жилья. На первичном рынке высока доля предложенияв больших объемах со стороны крупных фирм и департаментов местнойадминистрации. На вторичном превалируют мелкие предложения многочисленных риэлтерскихфирм. В целом первичный рынок более монополизирован, чем вторичный.
V.       Региональный аграрный рынок.
 
Региональныеаграрные рынки – весьма сложные структуры. С одной стороны, они включают рынкипроизводимой в аграрной сфере сельхозпродукции и готового к употреблениюпродовольствия, с другой – такую сложную для оценки составляющую, как рынокземли. Кроме того, в сферу региональных аграрных рынков включаются рынкисельхозтехники, оборудования, удобрений и средств ухода за растениями иживотными, рынки услуг, предоставляемых предприятием АПК и др.
Сельскоехозяйство всегда составляло значительную часть российской экономики. Дореволюции это была крупнейшая экспортная отрасль государства: на мировой рыноквывозилось зерно, лен, масло, кожи и др. В дальнейшем экспортный потенциалаграрной экономики был утрачен, но базовыми продуктами питания странуобеспечило все же отечественное сельское хозяйство.
Первоначальноперед реформаторами сельского хозяйства в целом по регионам России стоялазадача формирования производителей нового типа, т.е. ориентированных на рынок,способных гибко приспосабливаться к рыночным условиям, чутко реагировать набыстро изменяющуюся конъюнктуру. Ведь долгое время в стране большое вниманиеуделялось в основном коллективным формам хозяйствования на земле: колхозам,совхозам, которые изначально не были приспособлены к функционированию вусловиях рыночной экономики.
Другойосновной причиной необходимости реформирования аграрного сектора стало лишениекрестьян собственности на землю и другие средства производства, что подрываломотивационные стимулы к труду.
В связи с этимвозник вопрос, связанный с введением частной собственности на землю.
Главныенаправления аграрной реформы, начавшейся в 90-х гг. во всех регионах России:
— земельная реформа;
— реорганизация колхозов и совхозов;
— приватизацияво всех сферах АПК.
Преобразованияв аграрном секторе осуществляются через формирование большого числаэкономических субъектов на основе разукрупнения крупных колхозов и совхозов.
Процессреорганизации коллективных хозяйств в регионах проходил в соответствии сПостановлением Правительства РФ «О порядке реорганизации колхозов и совхозов»,который предполагал следующие основные положения:
1.   выбор колхозом (совхозом) формы собственности на землю;
2.   определение списка лиц, имеющих право на земельный и имущественный пай;
3.   выдача свидетельства на право пользования землей;
4.   объединение паев в ТОО, АО и прочие формы.
На первомэтапе земельной реформы преобладал метод бесплатного наделения земельнымиучастками новых землепользователей или закрепления участков за старымиземлепользователями. Посредством среднерайонных земельных долей происходиловыравнивание размеров землевладения.
Предполагалось,что второй этап реформы будет базироваться на механизме перераспределенияучастков между субъектами земельного права путем регулирования земельногорынка, т.е. в форме купли-продажи земельных участков или прав на ихиспользование.
Первый сегментземельного рынка – продажа земельных участков гражданам для личного подсобного  идачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства и садоводства. Егофункционирование не вызывает каких-либо разногласий. Этот рынок в основномобеспечен нормативной базой.
Второй сегмент– продажа земельных участков для предпринимательской деятельности. Здесьпокупателями являются граждане, их объединения, приватизированные предприятия,местные органы власти. До настоящего времени сделки подобного характерасовершались преимущественно для организации несельскохозяйственнойдеятельности. При этом цены по различным регионам колеблются.
Что касаетсяпродажи земельных долей хозяйств, т.е. земли для сельскохозяйственных целей, тоэто сейчас стало основным пунктом разногласий при принятии Земельного кодекса вфедеральных органах власти. Как показала практика, например, в Нижнегородскойобласти в 5 реформированных хозяйствах из 2875 земельных паев было проданотолько 43 (2%) (все внутри самого хозяйства). Имеются случаи, когдаруководители хозяйства скупают большую часть земельных паев, превращая их бывшихсобственников в наемных работников.
Исходя изфакта незначительного объема продажи паев, а также необходимости созданиямеханизма перехода земель от собственников, неэффективно использующихсельскохозяйственные угодья, к другим, которые способны более рационально вестихозяйство, одна группа ученых и представителей властных структур предлагаетввести земельный рынок, ограничив его определенными условиями, в том числе:
— установлением дифференцированных по регионам максимальных размеров земельныхучастков, которые могут иметь в собственности физические лица;
 – ограничениемна продажу земель, полученных бесплатно из государственного фонда;
— предоставлением сельскохозяйственных земель иностранным фирмам и гражданамтолько на основе аренд;
— разрешениемприобретать земели только лицам, имеющим специальное образование и опыт работыв сельском хозяйстве.
Другая позициязаключается в том,  что не может быть единообразным подхода к купле – продажеземли во всех регионах России в силу сложившихся традиций, законодательныхактов, принятых на местах отдельными субъектами Федерации. Кроме того,необходимо четко представлять, кто может быть покупателем и продавцом земельныхучастков. По своему экономическому положению абсолютное большинство сельских товаропроизводителей не в состоянии ни выкупить, ни взять кредит дляприобретения земельных участков для товарного производства.
В ролипродавцов земельных паев окажутся в первую очередь пенсионеры, работникисоциальной сферы села, доля которых достигает в некоторых районах 50 – 70% отобщей численности собственников паев. Таким образом, будет нарушена целостностьхозяйства. При введении залога земель часть граждан будет стремиться получитьденьги заведомо без намерения выкупать эти участки
Дальнейшееразвитие региональных рынков земли должно идти, по мнению многих экономистов, внаправлении предоставления собственникам земельных долей реального правараспоряжаться ими по своему усмотрению, с ориентацией на крестьянина-хозяина;упрощения процедуры аренды земли, государственной поддержки региональныхпроектов улучшения земель, введения единого земельного налога и т.д.
До настоящеговремени осуществление основных направлений реформы в российских регионах посвоей сути не отличается. Однако постепенно в регионах, главным образом сучетом местных условий и возможностей, складываются новые модели экономики ваграрном секторе.
Труднопереоценить роль государства, которое должно помочь аграрному сектору вформировании как институциональных основ новых типов сельскохозяйственных товаропроизводителей,так и в формировании нарождающейся рыночной инфраструктуры, поскольку именноэто рыночное окружение приведет к реальной трансформации сельскохозяйственныхпроизводителей в полноценных рыночных субъектов, сделает сельскохозяйственноепроизводство столь же выгодным, как и другие секторы народного хозяйства вовсех регионах.
Различия врегиональной динамике объясняются рядом факторов:
1.           В сельском хозяйстве аграрных регионов отчетливо проявлялась экспортнаяориентация. Имеется в виду традиционный вызов значительной части продукции вдругие регионы России и СНГ. «Житницы» поставляли зерно, плодоовощнуюпродукцию, подсолнечное масло, сахар и целый ряд других продуктов. С началомреформ ситуация изменилась: распались отработанные хозяйственно-административныесвязи, возникли проблемы с транспортировкой, так как резкий рост транспортныхтарифов делал порой экономически невыгодной перевозку сельхозпродукции. Сталаощутимой географическая удаленность аграрных регионов от крупных рынков сбыта впромышленных центрах и в центральной части России, на Северо-Западе и Севере, вСибири.
Ужесточиласьконкуренция с импортной продукцией, которая буквально хлынула на российскийрынок, особенно в крупных городах.
2.           В результате изменения  экономической ситуации экспортный (вывознойпотенциал традиционных сельскохозяйственных регионов подвергся коррекции состороны рынка. Обнаружились серьезные структурные диспропорции и перекосы вхозяйственной системе этих регионов. Возникла ситуация, когда внутренняяструктура производства не соответствовала внутренней структуре потребления(например, возникновение огромных излишков зерна, подсолнечника, плодоовощнойпродукции в Северо-Кавказском экономической районе). Положение усугублялосьпостоянным снижением межрегионального товарооборота.
3.           Традиционные аграрные регионы обладали относительно высокотехнологичнымпроизводством, достаточно жизнеспособным и неплохо работавшим в условияхстабильной плановой системы. Однако оно требовало постоянных потоковматериальных, технических и финансовых ресурсов. Имеется в виду устойчивоеснабжение мелиоративным оборудованием, тракторами, комбайнами, другой техникой,поддержание агрохимического режима и т.д. В кризисный период это оказалосьодним из самых узких мест.
4.           Разрушилась технологическая цепочка «поле – переработка – потребитель».
Большинство сельскохозяйственныхпредприятий регионов Северного Кавказа (в первую очередь Ростовская область,Краснодарский и Ставропольский края) и Центрального Черноземья былиориентированы на местную перерабатывающую базу, которая являласьструктурообразующей в данных регионах. Однако к 1999 г. более 30%перерабатывающих предприятий простаивают из – за нехватки сырья.
Но нельзяпредставлять дело так, будто идут только негативные процессы.
К позитивнымисдвигам в сельском хозяйстве переходного периода можно отнести наметившуюсятенденцию к специализации регионов. Эта тенденция возникла под влияниемрыночных факторов и основана на естественных преимуществах того или иногорегиона. Здесь помимо природных, почвенных и климатических условий имеются видутакже материально – техническая база и показатели эффективности производства.Например, хозяйства Республики Адыгея специализируется в последние годы навыращивании подсолнечника и сахарной свеклы.
К числуположительных тенденции в агросфере следует отнести расширяющеесякооперирование хозяйств, создание агрокооперации, формирование современныхмашинно – технологических станций, использование лизинга, фьючерсных операций ит.д.
Если задатьвопросом, каким производителям сегодня удается вести прибыльный, развивающийсяагробизнес, окажется, что в большинстве тем, кто имеет гарантированные рынкисбыта, своего заказчика и не испытывает трудностей с реализацией. Такиехозяйстве, как правило, включены в технологические цепочки типа «поле –переработка – потребитель», многие из них имеют собственную сбытовую сеть,магазины. Растущие хозяйства размещены недалеко от крупных рынков сбыта –городов, промышленных агломераций, где транспортная и торговая инфраструктурадостаточно развиты и есть потребительских спрос.
В современнойэкономике присутствуют положительные тенденции, эффективно действующиехозяйственные агенты начинают сами создавать условия для роста прибыли, активновоздействуя на других субъектов экономики. При этом критерии экономическойэффективности, в рамках которых они действуют, переносятся в той или иной формена предприятия, функционирующие в дополняющих и смежных  сферах. Масштабы итемпы экономического роста при этом растут, а самое главное – преобразуется структуравсей экономики.
Заключение.
Таким образом,основными целями региональной политики в Российской Федерации являются:
— обеспечениеэкономических, социальных, правовых и организационных основ федерализма в РФ,создание единого экономического пространства;
— обеспечениеединых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты,гарантирование социальных прав граждан, установленных Конституцией РФ,независимо от экономических возможностей регионов;
— выравниваниеусловий социально-экономического развития регионов;
— предотвращения загрязнения окружающей среды, а также ликвидация последствий еезагрязнения, комплексная экологическая защита регионов;
— приоритетноеразвитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение;
— максимальноеиспользование природно-климатических особенностей регионов;
— становлениеи обеспечение гарантий местного самоуправления.
Рыночныемеханизмы регулирования развития отраслей народного хозяйства вносятсущественные коррективы в деятельность всей системы, подчиняя спросу на нее нарынке услуг такого вида стратегию предприятий, ассоциаций, объединений.
Формированиеновых субъектов рыночных отношений в сфере производственных услуг обусловливаети совершенно иной характер отношений по сравнению с теми, которые были присущипрежней форме отношений. В значительной степени это предопределено конкуренцией и совершенно иной мотивацией предпринимательской деятельностисубъектов рыночных отношений в регионах.
Таково восновном положение некоторых региональных рынков. Система рынков товаров иуслуг практически получила развитие во всех регионах России. Хотя, естественно,есть существенные различия в их ассортименте и эффективности функционирования.
Литература:
1. Бутов В.И., Игнатов В.Г.,Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. М.: Ростов н/Д:2000.