–PAGE_BREAK–5) государственные контракты, заключенные на предмет разработки и реализации государственных программ, в которых отражены требования к качеству исполнения и результатам деятельности;
6) распоряжения органов государственного управления (административного и оперативного характера), судебные решения. [10]
Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.
Стоит отметить, что во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.
Федеральный центр диктует условия федерального бюджетирования, налогообложения и регионального развития. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, координация вопросов здравоохранения, защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение и пр. [11]
В соответствии с федеральными законами по предметам государственной региональной политики органы власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы субъектов Российской Федерации. Иные нормативные правовые акты по предметам государственной региональной политики могут приниматься только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. [12]
В государственной региональной политики можно выделить политический, социальный и экономический аспекты. Ее содержание сводится к созданию эффективной властной вертикали и системы разделения полномочий между центром и регионами (подобное в том или ином виде существует во всех странах — и унитарных, и федеративных).
Экономический аспект предполагает дифференцированное развитие регионов, повышение эффективности региональных экономик и государственное регулирование финансовых потоков между территориями и центром.
Сюда можно отнести федеральные целевые программы, направленные на выравнивание экономического пространства в регионе, такие, как: программа развития Калининградской области на период до 2014 года, программа «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», программа «Юг России (2008-2012 годы) ». Суть их в повышении уровня жизни в регионах за счет финансирования здравоохранения, промышленности и пр.
Изучение сферы отношений между центром и регионами основывается на результатах анализа региональной структуры государства, которая отличается большей или меньшей сложностью. Урезание политических прав территорий почти всегда сочетается с ограничением их экономических возможностей.
Как правило, работают две модели экономического аспекта государственной политики для регионов — перераспределительная (распределение средств госбюджета по схеме «регион — центр — регион» через систему трансфертов, дотаций, субвенций, грантов) и структурная (целевое финансирование территорий и создание благоприятного инвестиционного климата). [13] Государство по установленным критериям выделяет районы развития и ареалы помощи, обеспечивая привлечение в них дополнительных средств; составляет региональные хозяйственные программы; создает корпорации развития территорий обеспечивает введение в регионах особого экономического (обычно льготного) налогового или таможенного режима по типу зон свободной торговли, свободных экономических и даже внутренних оффшорных зон.
Анализ ситуации в современной России показывает, что в ней в принципе реализуется как перераспределительная, так и структурная модели экономического аспекта государственной региональной политики, хотя с явным упором на трансфертное перераспределение. Тяжелая экономическая ситуация не позволяет государству осуществлять многообразные региональные программы и предоставлять территориям особый экономический статус. Политика 1990-х годов, которая ознаменовалась подписанием множества программ регионального развития, созданием особых экономических зон и внутренних оффшоров на базе субъектов Федерации и закрытых административно-территориальных образований, постепенно заменяется политикой максимальной централизации финансов и скудного выделения средств по трансфертам.
Социальный аспект государственной региональной политики направлен на сглаживание региональной дифференциации в уровне жизни, а также общее улучшение качества социальной среды.
К нему относятся программы по поддержке незащищенных слоев населения. Здесь можно озвучить предоставление субсидии на постройку и покупку жилья малоимущим гражданам — «Жилище» на 2002-2010 годы, поднятие культурного уровня в субъектах РФ — «Культура России (2006-2010 годы), здравоохранение и взращивание здоровой нации — »Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011″ годы, а также «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
Социальный аспект государственной региональной политики может быть рассмотрен с двух сторон: организационной и содержательной. [14]
С организационной — системность социального аспекта выражается во взаимодействии субъекта и объекта в целях упорядочения последнего, сохранения его качественной определенности и целенаправленного развития. Объект (управляемая подсистема) и субъект (управляющая подсистема) образуют основу социального аспекта политики, а связи между ними — его структуру.
Объектом социального аспекта государственной региональной политики являются отдельные индивиды, социальные общности и общество в целом, с одной стороны, и социальные отношения, складывающиеся между социальными общностями и отдельными индивидами в рамках той или иной социальной общности, с другой.
В качестве субъекта выступают органы государственной власти и управления. Главной задачей субъекта является согласование, гармонизация интересов социальных общностей, отдельных индивидов в процессе осуществления их жизнедеятельности в обществе, реализация их общего интереса с целью обеспечения развития каждого из них и общества в целом.
С содержательной точки зрения структурное рассмотрение социального аспекта государственной региональной политики предполагает определенный набор элементов, характеризующих ее внутреннее содержание. Они определяют совокупность воздействий на социальные процессы в целях достижения нового качественного состояния социальных отношений. При этом приоритетными являются направления по регулированию социальных процессов, которые имеют негативную динамику.
Содержательная модель социального аспекта политики формируется на базе ее организационного строения. Она представляет собой совокупность регулятивных мер, с помощью которых субъект воздействует на объект для достижения определенного качественного состояния последнего.
В структуре социального аспекта государственной региональной политики региона можно выделить три крупных блока:
политика, направленная на реализацию на территории региона федеральной политики для достижения общегосударственных целей;
политика, направленная на реализацию целей региона;
регулирование развития более дробных частей (районов, городов области) для обеспечения определенных пропорций их развития. [15]
В конечном итоге ситуация в социальной сфере государственной региональной политики на территории субъекта РФ является результатом реализации всех этих блоков (политики различных уровней).
Отношение федерального центра к регионам в современной России нуждается в комплексном изучении, и политический аспект развития представляется нам одним из самых важных.
Политический аспект сводится к многоуровневой системе рекрутирования граждан в политику. Он начинается с простейших, элементарных форм участия, и развивается до высших уровней — политических лидеров.
К примеру, с 2000 года можно наблюдать процесс формирования, а затем трансформации в политическую элиту партии «Единая Россия». «Единая Россия» сегодня является правящей партией. [16] Она создает условия для политического участия в субъектах РФ. Здесь, несомненно, существует политический аспект государственной региональной политики.
В зависимости от характера политического режима, традиций, размеров территории и численности населения, развитости коммуникаций и ряда других факторов, возможно разное сочетание прямого (непосредственного) и опосредованного (представительного) политического участия граждан. Важнейшими агентами и, одновременно, посредниками участия в современном обществе выступают политические партии, общественно-политические организации и движения. К примеру, можно наблюдать политический аспект государственной региональной политики России в такой форме политического участия, как митинги — как в защиту политики федеральной власти, так и против. Одни россияне поддерживают проводимые в стране антикризисные меры, другие высказываются против повышения цен, тарифов ЖКХ и повышения пошлин на ввоз иномарок. Президент Федерации автовладельцев России, полномочный представитель федерации в Новосибирской области Михаил Коваль сообщил, что они выступают за отмену повышения таможенных пошлин на иномарки хотя бы для физических лиц. «Мы защищаем интересы не барыг, заботимся о благе простых, конечных покупателей автомобилей. А перепродавцы сделают бизнес и получат свою выгоду при любом размере пошлин», — считает он. [17]
Конкретные формы, виды, способы, уровни, объем и результаты участия граждан в государственной региональной политике выражают процессуально-функциональные свойства данной политической системы и являются результатом воздействия и проявления политических интересов, расстановки социально-классовых сил, особенностей политического режима, властных структур, политического сознания, традиций и культуры. На степень политического участия оказывают влияние социокультурная и географическая среда (семья, коллектив, тип места жительства, развитость инфраструктуры), социально-экономические факторы (уровень образования, объем свободного времени, благосостояние, наличие материальных средств, доступ к информации, членство в политико-государственной иерархии). Имеют значение также социально-демографические и национально-этнические факторы. [18]
Таким образом, экономический, социальный и политический аспекты государственной региональной политики тесно связаны между собой. Разработка и эффективная реализация моделей каждого из аспектов повлечет региональное развитие, а значит, и повышение эффективности государственной политики в целом.
1.2 Основные этапы и направления государственной региональной политики в Российской Федерации Для систематизации регионального политического процесса можно выделить этапы, каждый из которых характеризуется определенной системой отношений в рамках региона и в его отношениях с центром. Этот процесс может рассматриваться как для страны в целом (наиболее общие изменения в ситуации на местном уровне), так и для отдельных территорий.
В начале 90-х гг. социально-экономическому положению субъектов страны не уделялось должного внимания. Россия вступала в новый этап развития. После событий августа 1991 г, фактически вся полнота государственно-политической власти перешла от союзного Центра в республики. Президент, Правительство и Верховный Совет России получили возможность для реализации радикальных государственно-политических и социально-экономических преобразований в стране. Этого требовало кризисное состояние как экономики, так и общества в целом. Однако осенью 1991 г. российское руководство видело свою задачу прежде всего в разрушении структур КПСС, создании собственной системы исполнительной власти как в центре, так и на местах, а также в борьбе за перераспределение рычагов управления страной от союзных к республиканским органам.
Таким образом, регионы практически были «сами по себе». Пока центр делил власть и полномочия, экономический аспект политики был в упадке.
К концу 90-х гг. прошлого века стало очевидным, что без принятия законодательных решений о прогнозировании и программировании социально-экономического развития страны и регионов нельзя осуществлять эффективную региональную политику и эффективное региональное управление. Вследствие этого был принят указ Президента РФ от 3 июня 1996 г. «Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации», в котором в качестве основных целей региональной политики современной России были названы: стабилизация производства, возобновление экономического роста в каждом из регионов страны, повышение на этой основе уровня жизни населения, обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной защиты, независимо от экономических возможностей регионов. [19] В этом же документе формируются главные задачи региональной экономической политики, связанные с укреплением экономических основ территориальной целостности и стабильности государства, достижением экономически и социально оправданного уровня комплексности и рационализации структуры хозяйства регионов.
Впоследствии принимались другие документы, прямо или косвенно относящиеся к вопросам региональной политики и регионального управления, например, к прогнозированию социально-экономического развития регионов-субъектов РФ, к разработке и реализации целевых программ регионального развития. В этом же ряду находятся и принимаемые Государственной Думой Кодексы, направленные на регламентацию различных сфер жизнедеятельности. Один из них — Градостроительный кодекс РФ создавался уже в новую эпоху и, естественно, в нем сделан акцент на иные установки, то есть на те, которых не было и не могло быть в условиях административно-плановой системы управления. Вместе с тем совершенно очевидно, что методы исследования, способы проектирования не зависят от субъективных установок лиц, принимающих решения, носят объективный характер. [20]
Таким образом, под региональной политикой в Российской Федерации стала пониматься система целей и задач органов государственной власти по управлению политическим, экономическим и социальным развитием регионов страны, а также механизм их реализации. [21] Однако «механизм реализации» продолжал оставаться наиболее слабым местом в системе государственной политики. В этом же 1996 г. был принят еще один значимый документ — Постановление Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. № 1450 «О совершенствования механизма государственной поддержки развития регионов Российской Федерации». Была предпринята попытка создания механизма государственной поддержки развития регионов. Для этого Правительство Российской Федерации постановило установить, что основными задачами Комиссии являются:
подготовка для представления в Правительство Российской Федерации предложений по определению приоритетных направлений регионального развития на перспективу с учетом совершенствования межбюджетных отношений с субъектами Российской Федерации, общегосударственных и межрегиональных интересов и разработка плана их реализации как базы регионального раздела годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации;
рассмотрение проектов федеральных целевых программ развития регионов Российской Федерации и представление Правительству Российской Федерации заключений по этим проектам;
подготовка на этапе составления проектов годовых прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и федерального бюджета перечня федеральных целевых программ развития регионов, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
организация работ по совершенствованию системы мониторинга социально-экономического развития регионов Российской Федерации;
координация деятельности органов государственной власти по улучшению использования выделяемых бюджетных средств, мобилизации собственных ресурсов организаций всех форм собственности, средств отечественных и иностранных инвесторов, а также населения;
организация и контроль за работой федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по выполнению решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по государственной поддержке регионов и повышение ответственности этих органов за достижение высоких конечных результатов. [22]
Таким образом, были сделаны первые шаги во взаимоотношениях центра и субъектов РФ. Проектирование приоритетных направлений, предложения по улучшению обстановки в стране, прогнозирование — этому была посвящена большая часть работы. Власти «приноравливались» к решению проблем.
продолжение
–PAGE_BREAK–Весной 1997 г. по всей стране состоялись акции протеста против снижения уровня жизни населения. Субъекты РФ пытались привлечь к себе внимание с помощью массовых забастовок.
Следующая серьезная попытка создания механизма улучшения жизни населения была сделана в правительственном постановлении от 2 февраля 1998 г. № 129, которым было принято «Положение об обеспечении контроля за соблюдением соглашений о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений. В этих целях Указом Президента Российской Федерации «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 22 сентября 1998 г. № 1142 и постановлением Правительства Российской Федерации «Вопросы Министерства региональной политики» от 12 ноября 1998 г. № 1322 образовано Министерство региональной политики Российской Федерации. В круг основных целей и задач министерства входили: реализация государственной региональной политики, упрочнение федерализма, гармонизация межрегиональных отношений, контроль за развитием социально-экономическими процессов в субъектах федерации РФ и решение проблем выравнивания условий развития регионов. Соответственно, одной из задач являлась координация деятельности органов власти по проведению в жизнь концептуальных основ региональной политики. Министерство региональной политики было реорганизовано
При этом также координация деятельности органов исполнительной власти разных уровней в сфере реализации государственной региональной политики возложена на Координационный Совет по экономическим вопросам региональной политики, образованный постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 1998г. № 1578. В Постановлении говорится, что «в целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по укреплению экономических основ региональной политики, выработки единой стратегии в сфере государственного федеративного строительства». Правительство РФ образовало Координационный совет, в который вошли представители Министерства финансов России, Министерства экономики России, Министерства труда России, Министерства топлива и энергетики России, Министерства по делам национальностей России и других федеральных министерств и ведомств. Возглавляет Координационный Совет Министр региональной политики Российской Федерации. [23]
Принятые в различное время федеральные законы определили отдельные виды деятельности, не раскрывая её сути и порядка осуществления. Так, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации входят разработка для представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный орган государственной власти субъекта Российской Федерации проекта программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и подготовка отчета о выполнении программ социально-экономического развития субъекта Российской Федерации. [24]
Примерно до 1999-2000 гг. государство использовало традиционные механизмы региональной политики советского периода: директивное распределение финансовых ресурсов, административные рычаги, и целевые программы. К примеру, федеральная целевая программа «Свой дом». [25] Из федерального бюджета было выделено — 13251 млрд. рублей. Суть программы в повышении доли малоэтажного индивидуального жилищного строительства ежегодно на одну треть, а на отдельных территориях — на одну вторую от вводимого жилья при стоимости 1 кв. метра общей площади, не превышающей среднего 2-месячного денежного дохода на душу населения в субъектах Российской Федерации.
Она позволила полностью или частично решить ряд поставленных задач: преодолеть сокращение объемов жилищного строительства, уменьшить почти на 2 млн. число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий, повысить норму обеспеченности жильем до 18 кв. метров на человека. Вместе с тем существенными недостатками указанной Программы явились высокая стоимость жилья и недоступность его для широкого круга людей, отсутствие финансово-кредитного механизма и архитектурно-строительных систем малоэтажного домостроения.
Процесс активной разработки и утверждения федеральных региональных программ начался только с декабря 1995 г. с принятия программы по Мордовии. В 1996 г. было принято уже 9 программ, в 1997 г. — 10 программ. Поскольку большая часть программ разрабатывалась на несколько лет, соответственно, постоянно увеличивалось и число программ, финансирование которых предусматривалось законами о федеральном бюджете.
При приходе к власти Путина В.В. в государственной политике начался новый этап, кардинально отличающийся от политики прошлых лет. Федеральный центр включился в работу, повысились требования к исполнению распоряжений. В период с 2000 по 2006 гг. наблюдается стабилизирование экономики. Прекратились забастовки: регионы были наконец услышаны.
Стоит отметить концепцию об административной реформе. Ее целью является повышение качества и доступности государственных услуг, повышение эффективности деятельности органов власти, ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования. Это позволит обеспечить прозрачность и эффективность взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества, повышение эффективности системы закупок для государственных и муниципальных нужд. [26]
В рамках административной реформы существует концепция об укрупнении регионов. [27]
Некоторые эксперты опасаются, что объединение регионов на деле обернется не экономическим выравниванием субъектов Федерации, а олигархической экспансией. К примеру, политолог Сергей Марков в целом одобряет идею слияния регионов, считает, что присоединение маломощных субъектов, не обладающих экономической целостностью, к более крупным и экономически развитым оправдывает себя с экономической точки зрения. В то же время он не исключает, что события будут развиваться по следующему варианту: олигарх, скажем, подмявший под себя один регион, теперь будет пытаться укрупнить его за счет присоединения соседнего региона. В этом случае страна, по мнению С. Маркова, расколется на своего рода олигархические вотчины, что сведет на нет все надежды на здоровую экономическую интеграцию областей в масштабах страны. [28]
Впрочем, подобные пессимистичные прогнозы разделяют далеко не все. Политическая элита все больше склоняется к мысли о том, что время укрупнения регионов все-таки пришло. И первые шаги в этом направлении, как отметил спикер Совета Федерации Сергей Миронов, уже сделаны. К примеру, было подписано соглашение о слиянии Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. По мнению Миронова, эксперимент идет настолько успешно, что его следовало бы перенять и другим регионам. [29]
Уже несколько лет ведутся споры по поводу объединения нескольких крупных регионов в один субъект Российской Федерации. Здесь есть свои плюсы и минусы. За объединение Алтая, Кузбасса и Томской области активно выступал губернатор Кемеровской области Тулеев: «Сегодня у каждого из этих регионов нищие бюджеты, а сложи их вместе — получается мощный ресурс. Здесь есть толк: Кузбасс является источником угля, Томская область — кладезь нефти, а на землях Алтая можно „вырастить“ крупную сельскохозяйственную промышленность. Но и существует опасность, что укрупнение региона не пойдет на пользу стране: Федеральному центру будет сложнее управлять». [30]
В Томской области в самом начале 2004 года в окружении губернатора говорили о том, что президент РФ Владимир Путин может сразу после выборов своим указом изменить границы субъектов. Наиболее вероятным сценарием в администрации считали присоединение Томской области к Новосибирской — со столицей в Новосибирске. [31]
Сейчас, в условиях кризиса об этом «забыли», и регионам приходится вести собственную государственную региональную политику по отдельности.
В 2007 году спикер Совета Федерации Сергей Миронов выступил за принятие закона «О государственной региональной политике в Российской Федерации». Выступая на парламентских слушаниях, посвященных состоянию государственной региональной политики и ее правовому регулированию, он высказал мнение, что этот закон должен быть базовым для сферы федеральной региональной политики, обеспечить регионам необходимые условия устойчивого развития. Председатель СФ пояснил, что речь идет о «механизмах разработки и реализации новой региональной политики в нашей стране».
В этой связи Миронов обратил внимание на роль Министерства регионального развития, подчеркнув, что «ведомство по региональной политике должно иметь все необходимые ресурсы». В слушаниях, где обсуждаются вопросы разграничения полномочий между Центром и регионами, межбюджетных отношений и межрегиональных связей, участвуют депутаты Госдумы, руководители ряда субъектов РФ, представители министерств, ученые. [32]
Итак, существует периодизация государственной региональной политики. При этом на общероссийские «волны» накладываются региональные, которые обусловлены институциональными изменениями в рамках локальных полномочий, существенными сдвигами в расстановке сил, сменой правящих группировок.
Министерство регионального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящегося в его ведении Федерального агентства по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Министерство регионального развития Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением. [33]
При осуществлении своих полномочий Министерство непосредственно взаимодействует с другими органами государственной власти и органами местного самоуправления, если иной порядок не установлен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства.
Министерство возглавляет входящий в состав Правительства Министр Российской Федерации. Он несет персональную ответственность за выполнение задач, возложенных на Министерство, и реализацию его функций.
После перерыва более 10 лет в нашей стране возобновилась разработка документов, направленных на обеспечение регионального развития. В частности, ведётся разработка трех документов: стратегии развития регионов — субъектов РФ, Схемы территориального планирования и Программы социально-экономического развития регионов — субъектов РФ и муниципальных образований. Первый и третий из названных документов разрабатываются под эгидой Министерства экономического развития и торговли, второй — под эгидой Министерства регионального развития РФ. Все документы рассматриваются и утверждаются Министерством регионального развития РФ. [34]
Государственная политика отдельного региона — это часть политики уровня Российской Федерации. Она строится на основе общегосударственного планирования. Оно реализуется в форме разработки ряда плановых документов: государственный бюджет, средне-срочная программа социально-экономического развития, План действий Правительства РФ по социально-экономическому развитию страны, перспективный финансовый план, сводный финансовый баланс.
Основной формой перспективного государственного планирования служит разработка целевых комплексных программ, которые предусматривают:
приоритеты в реализации государственной и государственной региональной политики;
достижение конкретного конечного результата и эффекта;
увязку материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
согласованность и комплексность решения отраслевых и региональных задач.
Таким образом, государственная региональная политика как повседневная практика воспроизводства государства должна соответствовать определенной стратегии — единым, концептуально проработанным положениям политики государства применительно к регионам. [35]
Ключевыми задачами российской государственной региональной стратегии становятся:
1. Создание на местах системы сдержек и противовесов, включающей в себя исполнительные и законодательные органы государственной власти, представительства федеральных структур, органы местного самоуправления, институт полномочных представителей президента.
2. Выработка правового механизма федерального вмешательства вплоть до отстранения от должности глав региональных администраций и местного самоуправления и введения президентского правления.
3. Обеспечение конституционного принципа равенства субъектов Федерации и формирование единого правового и экономического пространства.
4. Приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным, введение механизма контроля за процессом принятия политических решений и законодательных актов на региональном уровне, отмена неправовых документов.
5. Создание эффективной модели развития экономического аспекта государственной региональной политики, способствующей снижению межрегиональных диспаритетов и появлению экономических мотиваций государственного единства.
Таким образом, субъектно ориентированное государственное управление существует в виде управленческих стратегий и их реализации. Стратегия — это правило, на основании которого предпринимаются действия в тех или иных условиях для достижения установленной цели и с учетом действий других участников процесса. Стратегии различаются по степени сложности и по абстрактности; наиболее сложные и конкретные включают множество этапов и подэтапов. Часто признаком стратегии является вариативность: в зависимости от действий других субъектов, одна и та же цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от того, складывается ли стратегия стихийно, в процессе управления, либо спланирована заранее и затем лишь осуществляется, степень вариативности может меняться: она выше при формирующейся постепенно стратегии, ниже при плановом подходе — за счет выбора наиболее эффективных действий и учета наиболее предсказуемых действий других субъектов. [36]
Федеральная целевая программа (далее — программа) — взаимоувязанный по содержанию, срокам выполнения, ресурсам и исполнителям согласованный комплекс целевых мероприятий (работ) правового, организационного, экономического, финансового, социального характера, направленный на решение приоритетных проблем развития инфраструктурного, социально-экономического, природно-ресурсного потенциала региона, который может включать несколько подпрограмм, направленных на реализацию конкретных задач программы; подпрограмма — часть (раздел) программы, разработка, реализация и управление которой осуществляется исходя из масштабности и степени сложности решения программных проблем. [37]
Принятые программы очень разноплановы и отличаются друг от друга по целому ряду параметров:
по размерам охватываемой территории — от одного города или даже части города (программы по Сочи и историческому центру Санкт-Петербурга) до межрегиональных программ («Сибирь», «Дальний Восток и Забайкалье», «Северный Кавказ»), промежуточный вариант — программы по одному субъекту Федерации;
по масштабу решаемых проблем — от отдельных вопросов территории до комплексного социально-экономического развития регионов;
по доле федерального бюджета в общем объеме финансирования программных мероприятий. В большинстве программ доля федерального бюджета предполагалась в пределах 20%, в последних принятых программах — 8-10% (остальные средства должны были изыскиваться в основном из внебюджетных источников, доля региональных и местных бюджетов достигала всего 20-30%);
по характеру проблем — от комплексных до узкоцелевых;
по срокам — от долгосрочных и рассчитанных на 10-15 лет и более к среднесрочным и краткосрочным;
по предметной направленности — экономические, демографические, социальные, научно-технические, экологические, инвестиционные и т.д.;
по статусу — президентские и правительственные. [38]
У федеральных целевых программ существует ряд важных достоинств. На уровне регионов программы решают вопросы приоритетного развития специализации, финансовой стабилизации, инфраструктуры и проч. Однако практика реализации программ показывает, что зачастую они не корреспондируются друг с другом, в них нет четкого выделения отраслевых и территориальных приоритетов, что приводит к распылению ограниченных финансовых ресурсов. Финансирование программ осуществляется крайне недостаточно.
продолжение
–PAGE_BREAK–Комплексные программы социально-экономического развития крупных регионов охватывали (и охватывают) практически всю территорию страны. Сегодня очевидно, что они не позволяют оптимально использовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона. В программах слабо просчитаны возможности рыночных механизмов саморегуляции, технологий и инструментов, которые не могут реально способствовать привлечению в регион дополнительных инвестиционных ресурсов и затрудняют использование внебюджетных источников финансирования региональных программ.
Помимо этого, необходимо отметить, учитывая долгосрочный характер программ, что за период их действия могут существенно изменяться социально-экономическая ситуация как в целом по России, так и в каждом регионе, а значит бюджетные возможности финансирования Федеральных целевых программ, законодательно-правовая база функционирования рыночных механизмов и вследствие этого многие условия реализации программ развития регионов страны. Было бы совершенно неоправданным игнорировать эти изменения, оставляя несмотря ни на что все программные задания неизменными. [39]
Итак, направленность государственной региональной политики состоит в улучшения качества политического, экономического и социального аспектов в субъектах Российской Федерации, повышения уровня жизни населения.
Эта цель также озвучена в национальных приоритетных проектах РФ: «Образование», «Развитие АПК», «Доступное и комфортное жилье», «Здоровье». В рамках данных проектов создаются федеральные целевые программы, например, ипотечное кредитование.
Ипотека — это залог недвижимости (сдача в залог земли и другого недвижимого имущества с целью получения денежной ссуды — ипотечного кредита (кредита под закладную), ипотекой также называют и саму закладную — документ, удостоверяющий сдачу имущества в залог, а также в долг по ипотечному кредиту).
А также «ипотечный кредит» (заем) — это кредит (заем), предоставленный на длительный срок физическому лицу для приобретения жилья под залог приобретаемого жилья в качестве обеспечения обязательства. [40]
Проведение программ, в том числе бюджетирование, на 60% зависит от федерального центра. Остальное — «на совести» региональных исполнителей, поэтому местным властям приходится искать пути, чтобы доказать потребность региона в финансировании. И федеральный центр на основе этого озвучивает направленность государственной региональной политики. Таким образом, субъекты РФ в какой-то степени диктуют государственную региональную политику.
В настоящее время более ста федеральных целевых программ развития регионов охватили полностью или частично территорию более 50 субъектов Федерации, причем значительная часть субъектов Федерации попала в зону действия нескольких программ. Все программы можно объединить в блоки.[41]
За развитие социальной инфраструктуры ответственны такие программы, как «Жилище» на 2002-2010 годы, «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года», «Социальное развитие села до 2012 года», «Культура России» (2006-2010), «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы», «Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы».
Все перечисленное имеет большое значение. Без здоровья граждан не может быть здорового государства. Без культурного воспитания не останется великого наследия. И, конечно, показателем уровня жизни населения являются жилищные условия. Чем больше граждан обеспечены качественной жилплощадью, тем выше уровень жизни.
Существуют программы, направленные на развитие страны, которое позволит занимать достойное место на международной арене в будущем. Высокое положение зависит от военной и спортивной мощи, уровня квалификации граждан, их образования. И, конечно, дети, молодое поколение составляют основу стабильного будущего.
Здесь можно назвать программы: «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года», Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, «Русский язык» на 2006-2010 годы, «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006-2015 годы, «Дети России» на 2007-2010 годы.
Важную роль занимает развитие промышленности и транспортной инфраструктуры. Россия — богатейшая ресурсами страна, для экономического роста, необходимо грамотно их использовать. Здесь озвучим такие программы, как: «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)», Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007-2010 годы и на перспективу до 2015 года», «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы», «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы.
Существует также ряд субъектов РФ, развитие которых является на сегодняшний день приоритетным. Они попадают под воздействие следующих программ: Программа развития Калининградской области на период до 2014 года, «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года», «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007-2015 годы», «Юг России (2008-2012 годы) », «Социально-экономическое развитие социальной сферы Чеченской Республики на 2008-2011 годы».
Таким образом, государственная региональная политика охватывает все важные сферы государственного развития.
Обозначить направленность политики можно через проблемы, которые требуют решения.
Одно из направлений — повышение рождаемости. Ведь демографическое положение в стране далеко не радужное. Через тридцать лет население России по оптимистическому сценарию сократится на четверть. Из федерального бюджета ежегодно поступают средства на льготное жилье для молодых семей, молодых специалистов, незащищенных слоев населения.
Имеет место быть жилищная проблема. Она существует повсеместно. Федеральный центр издает законы, направленные на улучшение обстановки, рассматривает предложения областных властей, выделяет деньги из федерального бюджета. Здесь можно упомянуть ипотечный кредит,[42] он является результатом федеральной ипотечной программы по поддержке населения, которая действует в рамках национального проекта «Доступное и комфортное жилье».
Промышленное развитие регионов Российской Федерации также является одним из направлений государственной региональной политики. Организация пяти промышленных сфер приоритетного развития страны на региональном уровне: градостроительной, электроники, биотехнологий, ядерной и инструментальной (станкостроение и производство технологических линий и универсальных заводов).
Государственная программа «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий» предполагает создание до 100 тыс. рабочих мест для квалифицированных специалистов, в том числе из стран СНГ и вхождение России в тройку лидеров на мировом рынке ИТ-аутсорсинга. На основании развитой производственной инфраструктуры, предоставляемой технопарками, ведущие международные компании откроют в России собственные исследовательские и производственные центры. Технопарки могут размещаться, в том числе, и на территориях, обладающих статусом особых экономических зон. [43]
В результате реализации Программы к 2010 году предполагалось создать технопарки в сфере высоких технологий, обладающие развитой инженерной, транспортной, социальной, производственной и жилой инфраструктурой.
В начале 2009 года Минкомсвязи озаботилось ходом реализации госпрограммы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий». Снарядили комиссию и отправили в регионы — проводить ревизию. Напомним, что в рамках госпрограммы до 2010 года в стране должно было появиться десять технопарков в девяти регионах. К настоящему моменту в надлежащем виде — то есть с резидентами в виде IT-компаний — не появился пока ни один. [44]
Представитель Минкомсвязи и поставил тяжелый диагноз госпрограмме: «Технопарки развиваются не в направлении высокотехнологичных отраслей. Большинство технопарков находится на стадии составления проектно-сметной документации. Самое страшное, что ни один регион, участвующий в программе, не имеет концепции и бизнес-плана своего технопарка
За два года, что действует программа, из федеральной казны было потрачено 3,5 млрд рублей. Еще примерно столько же — из региональных бюджетов. В Минкомсвязи сознают, что деньги были потрачены нецелевым образом. „Такое ощущение, что деньги ушли только на изготовление красивых презентаций“, — не сдержался источник в Минкомсвязи.
Как ни странно, сами IT-компании считают иначе. Им кажется, что технопарки генерируют рабочие места. Что идея их создания заключается в концентрации на определенной территории компаний, специализирующихся в одной области и обладающих инновационным потенциалом. Не помешают и комфортные условия работы, льготные ставки аренды и, само собой, развитая инфраструктура.
Впрочем, по мнению нашего источника в министерстве, дела обстоят не так уж плохо. Из девяти регионов претендовать на государственные деньги смогут лишь Новосибирск и Кемерово. Финансирования лишатся Лобня, Нижний Новгород, Калуга, Санкт-Петербург, Черноголовка, Мордовия — им придется ждать лучших времен. [45]
Стоит отметить, что бюджетирование субъектов РФ зачастую не равны. К примеру, можно сравнить Сочи, столицу зимней олимпиады в 2014 году и Дальний Восток.
Напомним, что на подготовку Сочи к зимней Олимпиаде-2014 запланировано выделить 316,8 млрд. руб., то есть более 12,5 млрд. долл., в том числе из федерального бюджета — 188,7 млрд. руб. До этого самая дорогая зимняя Олимпиада — в Нагано в 1998 году — обошлась устроителям как раз в 12,5 млрд. долл. В рамках ФЦП предполагается реализовать 170 мероприятий. Наиболее затратные — создание современной инфраструктуры. Намечено строительство 200 км новых дорог и железнодорожных путей, транспортных развязок, современного аэровокзального комплекса с пропускной способностью 4 млн. пассажиров в год, прокладка 700 км волоконно-оптических сетей, увеличение энергетических возможностей региона в два раза и другие капиталоемкие затраты. [46]
Согласно программе, до 2013 года объем средств федерального бюджета, выделяемых на развитие Дальнего Востока и Забайкалья, составит около 430 млрд. рублей, а с учетом частных инвестиций должен превысить 566 млрд. рублей. Основная часть средств федерального бюджета в рамках программы будет направлена на развитие транспорта и энергетики. На эти цели в 2008-2013 годах будет направлено 58% и 28% средств соответственно. В частности, на эти деньги будет реконструировано 22 аэропорта, 13 морских портов, построена современная паромная переправа, соединяющая Сахалин с материком, также будет проложено 6,5 тысяч км дорог. Остальную часть средств федерального бюджета предполагается направить на развитие инженерной инфраструктуры, социальной сферы, водного хозяйства, связи. [47]
По причине мирового финансового кризиса деятельность оргкомитета „Сочи-2014“ в 2009-2010 годах не будет финансироваться из федерального бюджета. В течение двух лет это позволит сэкономить 2,7 миллиарда рублей. Всего бюджетные расходы на подготовку к Олимпиаде сократятся на 22,7 миллиарда рублей. Как пишет газета „КоммерсантЪ“, соответствующее решение принято на заседании наблюдательного совета оргкомитета „Сочи-2014“ под председательством вице-премьера Александра Жукова. [48]
Можно сравнить цифры: на один Сочи федеральный центр выделяет практически столько же, сколько на развитие огромнейшего региона России. Это свидетельствует о том, что деньги в Федеральном бюджете есть, вопрос встает лишь в распределении.
Таким образом, в России в период экономического кризиса и децентрализации 1990-х гг. федеральная политика ограничивалась перераспределением относительно небольших финансовых ресурсов и раздачей многочисленных льгот и привилегий, в основном политически обусловленных. Ее влияние на развитие регионов ощущалось слабо.
Государственная региональная политика проявлялась чаще всего в форме несистематизированных краткосрочных действий федерального правительства в соответствии с целями региональных и особенно республиканских властей и элит. Государственная политика была направлена, прежде всего, на решение краткосрочных задач и ликвидацию критических, а то и просто чрезвычайных ситуаций, и лишь затем на попытку борьбы с нарастающими территориальными диспропорциями.
В 2000-е годы влияние федеральной политики усилилось в ходе начавшейся рецентрализации и возросшего перераспределения бюджетных ресурсов, а затем роста государственных инвестиций в экономику и реализации программ развития приоритетных территорий. Хотя следует отметить, что стратегия территориального развития в России так и не разработана, поэтому федеральная стимулирующая политика остается несистемной.
Мы, в свою очередь, присутствуем при становлении государственной региональной политики и систематизации ее направлений.
Глава II. Анализ государственной региональной политики кузбасса и томской области 2.1 Социально-экономическое и политическое развитие в Кузбассе и Томской области Проблемы на региональном уровне одинаковы: демография, экономика, энергетика, экология, здравоохранение и т.д.
Федеральный центр озвучивает одни и те же цели развития для всех субъектов. Но у каждого региона есть особенности: климат, население, обеспеченность ресурсами, удаленность от центра. Исходя из этого, подходы к решению проблем на местном уровне будут разными. При этом, государство должно учитывать эти тонкости, чтобы политика была более эффективной.
Административные центры Томск и Кемерово входят в состав Сибирского Федерального округа, Томская и Кемеровская области образуют Западно-Сибирский экономический район Российской Федерации. У этих регионов есть огромный потенциал: промышленный, интеллектуальный, энергетический.
Кемеровская область является крупным промышленным центром не только Западной Сибири, но и всей страны. Это самый урбанизированный регион России, край уникально богатых углём земных недр. Область является основным производителем этого вида топлива в России. Основные отрасли промышленности: угольная, химическая, металлургическая. Кемеровская область занимает 2-е место по объему промышленного производства среди 19 регионов Сибирского федерального округа. По добыче угля, стали, выпуску проката Кузбасс был и остается ведущим регионом России. Добывает 50 процентов каменного угля, 80 процентов коксующегося угля, производит более 80 процентов магистральных и 100 процентов трамвайных рельсов. [49]
С Кузбассом граничит Томская область, которая входит в группу относительно развитых регионов, ее душевой ВРП (с корректировкой на стоимость жизни в регионе) превышает средний по стране и максимален среди регионов Сибирского федерального округа. Основа экономики области — нефтедобыча, сконцентрированная на границе с Ханты-Мансийским АО. До 2005 г. душевой ВРП рос быстрее среднероссийского благодаря повышению цен на нефть, однако в 2005 г. положение базовой отрасли ухудшилось из-за „дела ЮКОСа“ и вероятной смены собственника компании „Томскнефть“. В последние годы развитие „Сибхима“ (госкорпорация ТВЭЛ) и Томского нефтехимкомбината (принадлежит дочерней компании Газпрома СИБУР) стало более стабильным. [50] В Томской области делают ставку на строительство Северской АЭС, оно должно стать гарантом дальнейшего экономического развития области, которая изначально является энергодефицитной. Пока все это в проекте, и еще сложно давать оценку.
Доля промышленности в ВРП Томской области, как и Кемеровской, на треть выше средней по стране. В Сибири эти области уступают только сверхиндустриальным нефтяным тюменским округам, искусственно приписанным к Уралу новой сеткой деления, и Красноярскому краю.
В результате Томская область по душевым расходам на образование и социальную политику она подтягивается к среднероссийскому уровню (напомним, что он сильно завышен гигантскими расходами бюджетов Москвы), а душевые расходы на здравоохранение отстают от среднего более чем на 20%, на культуру — более чем на треть. Власти области нельзя обвинить в недостаточном выделении средств на социальные цели. Суммарная доля расходов на образование, здравоохранение, культуру и социальную политику в консолидированном бюджете области даже выше среднероссийской (54 и 52% соответственно), а с добавкой расходов на ЖКХ достигает 66%. При этом область вынуждена почти полностью (на 97%) финансировать социальные расходы из собственного бюджета. [51]
продолжение
–PAGE_BREAK–В связи с кризисом существенно сократились доходы областных бюджетов. Увеличивается риск потери работы. Это связано с сокращением инвестиционных планов как крупных корпораций, так и средних предприятий, с освобождением бизнеса от непрофильных активов, с падением спроса на продукцию предприятий. Например, в Томской области страдают такие предприятия, как ТЭМЗ, «Сибэлектромотор», «Манотомь». [52]
В Томской области стали более острыми проблемы низкого качества жилфонда, доля ветхого и аварийного жилья возросла до 6%, вдвое превысив среднюю по стране. Впрочем, такая же ситуация в соседней Кемеровской области.
На первый план вышли проблемы удорожания содержания жилищного фонда для местных бюджетов и роста стоимости жилищно-коммунальных услуг для населения, особенно в последние годы. В северных регионах содержание жилищного фонда — более серьезная «головная боль» для местных властей не только из-за удорожающих факторов. Муниципалитетам передано обширное ведомственное жилье, медленней идет его приватизация, меньше доля частных домов в городах и сельской местности, поэтому в собственности местных органов власти оказалась значительная часть жилищного фонда. Так, в Томской области только 2/3 жилья является частным (в среднем по стране — 74%), а муниципальный жилищный фонд достигает 30% (в среднем по РФ — 20%), что повышает нагрузку на бюджеты.
По индексу человеческого капитала, по доле лиц с высшим образованием, по количеству специалистов, способных к самостоятельной постановке задач, Томск занимает 3-е место в России, уступая лишь Москве и Петербургу. Проведен анализ по вузам Сибирского федерального округа среди победителей различных студенческих конкурсов. Томские студенты за 5 лет взяли 43% наград. Сравните: Новосибирск — 23%, Омск — 8%, Иркутск, Алтай и Красноярск — по 6%, Кемерово — 4,7%. [53]
Важное место в характеристике субъектов РФ занимают имена: губернатор Томской области — Виктор Кресс и губернатор Кемеровской — Аман Тулеев. По соцопросам за последние три года эти деятели входят в число самых влиятельных региональных политиков. [54] Это свидетельствует о политической стабильности этих деятелей, долговременности правления, об устоявшейся вертикали власти.
Всё вышеуказанное определяет своеобразие данных территорий. Мы имеем дело с двумя крупными регионами, крупными во всех смыслах, значимыми для России, ее экономического и социально-политического развития. У них очень большой потенциал в сфере добычи полезных ресурсов. Жители областей практически «ходят по» нефти и углю. Высок интеллектуальный потенциал. В век науки и высоких технологий это немаловажно. Объединяет Кузбасс и Томскую область не только территориальное соседство, но и статус, два субъекта являются областями в составе РФ.
Именно это обстоятельство обусловило выбор территориальных рамок исследования. Их равный статус позволяет вести обоснованный сравнительный анализ государственной региональной политики. Для меня, как исследователя, представляет интерес то, как происходят аналогичные, по сути, политические процессы в соседних, но имеющих собственную специфику, регионах в рассматриваемый период.
Для того, чтобы провести анализ государственной региональной политики, было проведено анкетирование (см. приложение 1) среди людей на территории Кузбасса и Томской области в возрастной группе 26-35 (60%), 18-25 (20%), 36-45 (10%) и 46-60 (10%) лет. Опрашиваемые были женского (70%) и мужского (30%) пола, имели высшее (70%), среднее (10%) и неполное высшее (20%) образование. Респонденты принадлежали к различным социальным группам: студенты (10%), служащие (55%), рабочие (20%), безработные (12,5%) и пенсионеры (2,5%) (см. приложение 2).
Судя по этим результатам, можно вывести средне-статистический портрет респондента. Это женщина от 26 до 35 лет с высшим образованием, принадлежащая к социальной группе «служащие» (см. приложение 3).
Вопрос о межбюджетных отношениях — один из самых острых на сегодняшний день. Его невозможно решить, не учитывая и не согласовывая с собственно регионами, ведущими экспертами, бизнесом, вовлеченным в этот процесс, всеми заинтересованными группами общественности. Не смотря на наличие высокого потенциала развития, Кузбасс и Томская область являются дотационными. Области требуют помощи от федерального центра.
В 2006 году 37 субъектов получили финансовую помощь в виде дотаций из федерального бюджета, которые составляли от 10% до 30% — в их число вошла и Томская область, заняв 22 место с объемом дотаций в 12,89%. [55]
Кемеровская область заняла 19 место с объемом дотаций в 10, 53%. [56]
Следует отметить, что высокая доля дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в консолидированном бюджете свидетельствует о низком налоговом потенциале и высоком удельном весе бюджетных расходов в субъекте.
Необходимость проведения государственной региональной политики показали и результаты анкетирования: 97,5% респондентов ответили согласием на вопрос о ее необходимости. А также больше половины населения считает, что нужны меры по активизации государственной региональной политики Российской Федерации, тем самым доказывая, что Кузбасс и Томская область являются дотационными. За это выступило 70% респондентов. Это еще свидетельствует о том, что с точки зрения жителей Кузбасса и Томской области, эффективность государственной региональной политики не достаточно высока (см. приложение 2).
Жилищные проблемы в Сибири всегда были более острыми, но за переходный период изменилось их соотношение. Раньше основной проблемой был дефицит жилья, теперь же проблемой является стоимость квадратного метра. В Кузбассе средняя цена за кв. м. составила 31500 руб по итогам первого квартала. [57]Средняя стоимость одного квадратного метра на рынке Томской области составила 39718,3 руб. [58]
В рамках национального проекта “Доступное и комфортное жилье” проходит субсидирование граждан.
До 2003 г. включительно охват этим видом адресной помощи непрерывно рос и достиг почти трети семей. Вполне вероятно, что среди них были не только малоимущие, поскольку эффективной системы учета доходов в России нет. За 2004-2005 гг. охват сократился более чем вдвое — до 15%, и теперь он ниже доли бедного населения области. Обвальное сокращение охвата жилищными субсидиями вряд ли можно объяснить только более точным учетом доходов. Судя по всему, в 2004 г. произошло административное «торможение» непрерывно растущих расходов бюджета на жилищные субсидии, а в 2005 г. все регионы вынуждены были мобилизовать бюджетные средства на выплаты региональным категориям льготников при монетизации льгот. В результате адресность социальной помощи уменьшилась за счет монетизации, а доступность социальной защиты — за счет резкого сужения круга получателей жилищных субсидий.
Государственная региональная политика выражает отношение Федерального центра к субъектам РФ. Население понимает, что Федеральный центр должен уделять внимание всем проблемам, что государственная региональная политика должна охватывает все сферы развития региона. Это подтверждает опрос. По его данным в Кузбассе и Томской области объектом государственной региональной политики является: регион в целом (65%), региональные структуры исполнительной власти (20%), население (15%) (см. приложение 2). .
Федеральные власти только в последнее время стали уделять внимание развитию среднего и крупного бизнеса. Сейчас, во время мирового финансового кризиса, это очень кстати. Существует Положение об оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства в виде грантов на создание собственного бизнеса (далее — Положение) разработано в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». [59] Финансирование предоставления грантов осуществляется за счет средств областного и федерального бюджетов, предусмотренных на реализацию программы. Источник финансирования определяется министерством. [60]
При ответе на вопрос «заинтересован ли в проведении успешной государственной региональной политики крупный и средний бизнес?» положительно ответили 75% респондентов, отрицательно — 25% (см. приложение 2).
Как следствие этой программы, в Кузбассе существуют такие меры, как:
уменьшение ставки налога по упрощенной системе налогообложения для малых предприятий в 3 раза (с 15% до 5%);
снижение региональной части ставки налога на прибыль по отдельным видам деятельности до 13,5%;
предоставление налоговых льгот для субъектов инвестиционной, инновационной и производственной деятельности (по налогу на имущество, на прибыль; отсрочка, рассрочка, предоставление инвестиционного налогового кредита по региональным налогам);
в Кемеровской области создан Гарантийный фонд поддержки субъектов МСБ на базе фонда поддержки малого предпринимательства Кемеровской области. Фонд формируется из средств областного и федерального бюджета, а также собственных средств фонда. Цель гарантийного фонда — создание условий для получения кредитных ресурсов в коммерческих банках для более широкого круга предпринимателей. Кроме того, фонд за счет собственных средств предоставляет займы субъектам малого предпринимательства под льготную ставку равную 5 процентам годовых. [61] Томская область на VII форуме «Дни малого и среднего бизнеса в России — 2008» году в четвертый раз стала лучшим регионом РФ по развитию малого предпринимательства, проводимого Советом Федерации Федерального собрания РФ совместно с Торгово-промышленной палатой РФ и Российским союзом промышленников и предпринимателей. [62] Ежегодно победителями этого конкурса становятся семь российских регионов. Томская область была признана лучшей по развитию малого бизнеса в 2004-м, 2005-м и 2007-м годах.
Для справки: по итогам 2007 года Томская область в пересчете на 1 тыс. человек населения занимает 1-е место в сибирском федеральном округе по числу малых предприятий, числу занятых, обороту и инвестициям в основной капитал малых предприятий. В сфере малого бизнеса работают почти 13 тысяч предприятий, на которых занято 103 тысячи человек, более 28 тысяч индивидуальных предпринимателей. Оборот малых предприятий по итогам 2007 года составил более 121 млрд. рублей — 34,1% от оборота предприятий и организаций Томской области. Поступления в бюджет от упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход превысили 1 млрд. рублей. [63]
Несмотря на успехи, достигнутые в развитии малого предпринимательства в Кузбассе и Томской области, этот важнейший сектор экономики не оказывает столь существенного влияния на социальное и экономическое развитие общества, как в других промышленно развитых регионах Российской Федерации.
Большую угрозу для здоровья общества представляют наркотические средства и ВИЧ-заболевания. Сбыт психотропных веществ организован по принципу сетевого маркетинга, а сверхприбыли от их продажи позволяет лидерам организованной преступности вторгаться в политику в целях лоббирования либерального отношения к наркопотреблению.
При переходе к рыночной модели экономики наркоугроза представляет собой угрозу всем видам безопасности: политической, социальной, экономической, информационной, личной и т.п. Положительно оценивая теоретическое и стратегическое значение «Концепции государственной политики по контролю за наркотиками в Российской Федерации», утвержденной Верховным Советом РФ 22 июня 1993 года необходимо отметить, что с момента ее принятия прошло более 15 лет.
В 2003 году создали мощную государственную службу по борьбе с наркотиками. Но пока политику, к сожалению, эффективно никто не оценивает.
Сегодня на первое место выходят антикризисные меры. Федеральные власти издают одну за другой программу для смягчения и ликвидации последствий кризиса. В субъектах Федерации существует продолжение этих программ, оно выражается в областных законах, одобренных федеральным центром.
Финансирование правительством РФ антикризисных мер в 2009 году из федерального бюджета составит 1 трлн.610,8 млрд. рублей. Об этом заявил глава Минфина РФ Алексей Кудрин 25 марта на расширенном заседании комитета Совета Федерации по бюджету, сообщая об изменениях в закон о федеральном бюджете на 2009 год и плановый период 2010 — 2011 гг., подготовленный Минфином к нулевому чтению. Из выделяемых средств на поддержку финансового рынка, рынка труда, отраслей экономики и меры социальной политики будет направлено 450 млрд. рублей. На поддержку банковской системы будет выделено 300 млрд. рублей, еще 389 млрд. рублей пойдет на дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам России. На межбюджетные трансферты бюджетам субъектов России будет направлено 150 млрд. рублей. На другие нужды будет выделено 321 млрд. рублей, сообщил Кудрин. [64]
С начала 2009 года в Томской области действуют несколько специальных программ — в помощь безработным и тем, кто рискует остаться без работы. Опережающее обучение. [65] Работодатель, согласившийся принять участие в программе, заявляет, к примеру, о планирующемся сокращении 50 человек. Однако некоторых из них он соглашается отправить на обучение сроком на 3 месяца — на ту специальность, которая нужна в изменившихся экономических условиях работодателю. После этого работник сможет вернуться на предприятие. Плата за обучение в нашем регионе может составить около 10 тыс. рублей, однако деньги платит не работодатель, а бюджет — в основном, федеральный. Областной бюджет оплатит расходы на проезд и проживание в случаях выезда на учебу за пределы муниципального образования на территории Томской области.
Общественные работы. Финансирование идет из Федерального бюджета. Транспортные расходы на доставку до места проведения работ и обратно, расходы на приобретение специнвентаря, спецодежды — оплатит областной бюджет).
Содействие самозанятости. Безработный может получить стартовый капитал на создание собственного дела. Размер этого капитала равен среднегодовому объему пособия, причитающегося этому гражданину — от 35-ти до 50-ти тысяч рублей. Граждане, зарегистрировавшись в качестве субъекта малого предпринимательства, могут стать участниками областной программы развития малого предпринимательства «Первый шаг». Эти люди могут претендовать на получение безвозмездной субсидии до 300 тысяч рублей на развитие собственного дела. Все расходы по консультированию и тестированию, подготовке бизнес-плана оплачиваются из федерального бюджета. Оплачиваются также все расходы, связанные с созданием и регистрацией собственного дела. Другая программа — «Бизнес-старт» — в настоящее время также допускает участие безработных и ищущих работу граждан в конкурсах по заявленным бизнес-планам. [66]
Адресная помощь для поддержки трудовой мобильности. Программа рассчитана на тех, кто не смог найти работу в пределах своего города. С помощью программы граждане смогут уехать туда, где работа для них есть. Транспортные расходы на переезд в другую местность, суточные (100 руб/день) и расходы на первоначальный найм помещения (550 руб/день в течение трех месяцев) — оплатит федеральный бюджет.
Можно сказать больше кризис сейчас «в моде». Создаются законопроекты, цель которых является уменьшение последствий кризиса, при этом практически забывается про основные направления государственной региональной политики. А федеральные власти между тем борются за место под солнцем на международной арене. И в СМИ снова и снова появляются заголовки о неэффективности государственной региональной политики. [67]
Результаты опроса говорят о том, что разработкой государственной региональной политики должны заниматься: Федеральное собрание (44,4%), правительство РФ (33,3%), администрация президента (16,6%), иное (5,5%) (см. приложение 2).
Федеральному центру стоит призадуматься, внести ли в компетенцию Государственной Думы и Совета Федерации и вопросы разработки государственной региональной политики.
Государственная региональная политика, как озвучено выше, влияние федерального центра на субъекты РФ, а также влияние субъектов на центр.
Лоббистские возможности у региона разнообразны. Региональным властям необходимо найти действенный способ донести суть проблемы до федерального центра, обратить на себя внимание, доказать, что необходимо решение вопроса на государственном уровне, ведь от этого зависит реализация государственной региональной политики, ее эффективность, финансирование региона. Институтом, который может повлиять на решение Федерального центра, являются общественные объединения и партии. Они способны лоббировать, но контролировать проведение государственной региональной политики не могут (по результатам опроса, 65%) (см. приложение 2).
продолжение
–PAGE_BREAK–Таким образом, существует ряд проблем, которые требуют решения. Это возможно при активизации государственной региональной политики в РФ.
2.2 Эффективность государственной региональной политики и способы ее повышения Важно подчеркнуть, что при разработке федеральных целевых программ отпадает проблема охвата какого-либо количества субъектов Российской Федерации. В принципе, если по каждому субъекту Российской Федерации для программного решения будут отобраны подобные конкретные проблемы, то такими программами могут быть охвачены все субъекты Российской Федерации. Ведь в этом случае в качестве приоритета выступает не регион (не могут быть все регионы приоритетными), а проблема, и в каждом регионе приоритетными могут быть разные проблемы.
А теперь, перейдем к вопросу о самих подходах к оценке эффективности государственной региональной политики.
Сначала необходимо четко сформулировать, что же мы хотим получить, расходуя государственные средства. Причем описать результат не просто в терминах работы школы и больницы, а именно в терминах конечного эффекта — уровня знаний и состояния здоровья людей. В целом так, как это предлагает Правительство. [68]
Далее нужно понять, каким образом планируется это получить. То есть необходимо описать технологию, стандарт получения этой услуги. Очевидно, что стандарт этот должен быть, с одной стороны, достаточно общим, чтобы давать возможности оптимизации затрат, с другой стороны, достаточной конкретным, чтобы мы были уверенны в том, что получим желаемое.
Важными элементами политического цикла являются контроль, мониторинг, оценка реализации государственной политики. Контроль государственной политики проводится уже на ранних стадиях ее реализации в целях выявления отклонений от принятых норм и принятия мер по их устранению.
Осуществляется контроль посредством контрольного механизма, включающего информационную систему (оценка результатов, мониторинг) и организационную систему (структуры и процедуры). К контрольным технологиям относят оценку программ, финансовые отчеты, аудиторские проверки, инспекции, опросы руководителей и пр. [69]
Мониторинг — процесс регулярного сбора и анализа информации о ходе реализации политики, включающий механизм реагирования на возможные и реальные угрозы и отклонения от намеченного плана.
Оценка реализации государственной региональной политики — совокупность способов изучения и измерения фактических результатов завершенной или находящейся на стадии завершения политики/программы, применяемая в целях ее совершенствования. Оценка есть сбор и анализ информации о конечных или промежуточных результатах, определение изменений и современного состояния, оценка выгод и затрат. Оценка, в отличие от мониторинга, проводится по мере необходимости, носит разовый характер. Проведение оценочных процедур необходимо на всех этапах политического цикла. Смысл оценки состоит в возможности усовершенствовать политику и определить ее результаты.
Оценка государственной региональной политики складывается из таких элементов, как оценка процесса реализации, оценка последствий, оценка результатов, оценка экономической эффективности, оценка уровня удовлетворенности граждан, оценка инструментов, методов реализации политики.
Оценка политики требует рассмотрения пяти элементов последней: затрачиваемых ресурсов; проводимых мероприятий; полученных продуктов или услуг; результатов выполнения; последствий и эффектов. [70]
Оценка результатов государственной региональной политики является ее обязательным элементом, обеспечивающим обратную связь. Критерием оценки могут быть: эффективность — соотношение затрат и результатов, простая результативность — наличие или отсутствие неких (положительных) итогов, правильность — соблюдение установленных правил и норм, будь то традиция, правовые установления или моральные соглашения, популярность — массовая поддержка или критика деятельности государства, справедливость — распределение всех вероятных благ, от права участия в деятельности до права пользования ее результатами в соответствии с господствующим пониманием справедливости, — а также такие характеристики как способность реагировать на изменения (или наоборот, стабильность и принципиальность), демократичность, скорость, соответствие результата поставленным целям и т.д. и т.п. [71]
Оценка результатов деятельности зависит не только от того, кто ее оценивает и исходя из каких ценностей, но и от особенностей контекста деятельности, реальной ситуации. Например, сохранение правительством доходов населения на постоянном фиксированном уровне — огромное достижение в условиях кризиса и признак злонамеренности или некомпетентности в условиях бурного экономического роста.
Какими бы ни были результаты государственной региональной политики, необходимо их обсуждение. Анализ и оценка деятельности Федерального центра по отношению к субъектам РФ позволит дельнейшее развитие страны и повышение эффективности государственной региональной политики.
Результаты государственной региональной политики должны обсуждаться не только на уровне федеральных и региональных властей, но и в общественных структурах и политических партиях. Это подтверждают и результаты опроса — за обсуждение политики выступило 70% респондентов (по результатам опроса) (см. приложение 2).
Существование проекта Федерального закона «Об основах государственной региональной политике, порядке ее разработки и реализации» свидетельствует о повышении интереса Федерального центра к развитию регионов. Осведомленность граждан в этом вопросе говорит и об их заинтересованности. Населению немаловажна тема социально-экономического и политического регионального развития.
Анкетирование, проведенное на территории Кузбасса и Томской области, показало, что 80% опрошенных людей знают о существовании государственной региональной политики в России (см. приложение 2).
Государственная региональная политика требует грамотного проведения и повышения эффективности. Из предложенных вариантов ответов на вопрос: «Какие мероприятия необходимы для улучшения социально-экономического и политического состояния региона?», были выбраны: создание новых отраслей промышленности и рабочих мест (40%), жесткий контроль за соблюдением законов (25%), государственные целевые субсидии (20%), уменьшение федеральных налогов (15%) (см. приложение 2). Сейчас, во время кризиса, создание новых рабочих как никогда актуально. Не удивительно, что население при ответе на вопрос придало этому наибольшее значение. Предприятия закрываются, лишая людей работы. К примеру, в городе Киселевске собираются закрывать шахту № 12. Собственник — ООО «Торговая компания „ЕвразХолдинг“ с юридическим адресом в Москве. [72] Таким образом, вся прибыль от ресурсов региона шла мимо самого региона, здесь нельзя говорить о проведении эффективной государственной региональной политики. Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев выразил резкое несогласие с решением о закрытии шахты №12 в Киселевске, которое принял собственник предприятия — компания „ЕвразХолдинг“. В связи с этим Тулеев принял решение о смене собственника на предприятии. В настоящее время на шахте трудятся около 1,1 тыс. человек. Добыча угля ведется в очень сложных горно-геологических условиях.
Как сообщили сегодня в пресс-службе администрации области, губернатор провел трудные переговоры с генеральным директором компании „Стройсервис“ Дмитрием Николаевым, в ходе которых достигнута договоренность о том, что шахта №12 войдет в состав этого акционерного общества и продолжит добычу угля. [73]
Крупные компании, такие как ОАО „Газпром“, также проводят политику финансирования и развития страны, так как половина пакета акций принадлежит государству. Здесь можно говорить о взаимовыгодном сотрудничестве государства и предприятий. Такие компании участвуют в государственной региональной политике. Но политика, проводимая ими, не обязательно полезна для России. Правительство должно контролировать соблюдение общенациональных интересов, иначе удовлетворение общественно-значимых потребностей станет редкой случайностью.
При рыночном хозяйствовании государство располагает лишь частью материальных и финансовых ресурсов. В России государственная собственность отдана в частные руки раньше, чем была обеспечена гарантия надежного пополнения доходов бюджета. Под влиянием роста внутреннего и внешнего долга постепенно осуществляется переход к принятию решений исходя из доходов бюджета, а не потребностей страны.
Недостаточное внимание, уделяемое вопросам поддержки и развития малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса, хотя именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, придаёт экономике дополнительную стабильность. [74]
К сожалению, достаточно велико влияние отдельных негативных явлений в экономической, общественной и политической жизни России, являющихся серьёзными препятствиями для осуществления эффективного политического курса на развитие малого и среднего предпринимательства:
избыточные административные барьеры и коррупция в системе государственных, в том числе контролирующих органов;
негативное восприятие предпринимателей отдельными представителями властных структур как лиц, благосостояние которых достигается исключительно благодаря уклонению от установленных законом норм и правил ведения бизнеса;
недоверие граждан к государственной политике в сфере предпринимательства, выражающееся, в частности, в таких формах, как „консервация“ личных сбережений, теневая предпринимательская деятельность;
недостаточный уровень предпринимательской культуры и активности, низкая эффективность консолидации усилий предпринимателей по защите собственных прав и интересов. [75]
Причин нынешнего положения в сфере государственной региональной политике может быть множество. По результатам опроса население считает, что проведению государственной региональной политики в России на сегодняшний день мешает: отсутствие финансирования (35,5%), коррупция госаппарата (31,5%), несовершенство законодательства (29,4%), среди иных причин (3,6%) назвали незаинтересованность чиновников, мировой финансовый кризис, долгосрочность программ (см. приложение 2).
Один из критериев эффективности выполнения политики — координация действий всех участников и организаторов процесса ее реализации. Выделяют следующие группы участников исполнения политики:
1) индивиды;
2) общественные и политические организации, группы;
3) государственные институты и структуры;
4) политическая и финансовая элита. Координация политики — применяемые для достижения поставленных целей механизмы и методы согласования действий организационных структур и индивидов, участвующих в политическом цикле. Координация также осуществляется на всех этапах политического цикла. Различают политическую (согласование политических интересов) и административную (решение конкретных вопросов) координацию; вертикальную координацию (между организациями, находящимися в подчинении) и горизонтальную координацию (между организациями, независимыми друг от друга в правовом поле). Горизонтальная координация осуществляется посредством работы межведомственных комитетов (советов); ведущих организаций; принятия официальных договоров о взаимодействии. Вертикальная координация, соответственно, — через механизмы разделения труда, организационную иерархию. Россия является федеративным государством, и значимая роль в политическом цикле принадлежит межрегиональной координации.
К факторам эффективности политики можно отнести: во-первых, организационно-функциональные отношения внутри системы государственного управления: слабая реакция государственной политики, как правило, проявляется там, где отсутствует четкое разделение властных полномочий между различными государственными органами и организациями; во-вторых, качество разработанной политики, государственной программы или решения; в-третьих, точность заданий и их интерпретация исполнителями. [76]
Исполнительная власть РФ в направлении совершенствования государственной региональной антинаркотической политики стала реформироваться только в 2003 году, благодаря Президенту РФ.В. В. Путин осознал реальность наркоугрозы для национальной безопасности и усилил организационное обеспечение антинаркотической политики, создав мощную федеральную службу контроля наркотиков (ФСКН) России. Она обязана остановить рост удельного веса населения, вовлеченного в незаконный оборот наркотиков (НОН). Поэтому кроме борьбы с наркопреступностью, ФСКН РФ определены задачи реализации антинаркотической политики и координации всех органов исполнительной власти (правительство РФ, министерства, региональные правительств).
Однако эта организационная новация не изменила идеологии управления — стремления исполнительной власти простыми средствами решать сложнейшие проблемы. Попыткой отделить наркоманов от наркоборонов объясняют сторонники принятия Правительством РФ Постановление №231 6 мая 2005 года (об утверждение размеров средних разовых доз), которое по своей сути противоречит целям государства, регламентированным еще в 1998 году Федеральным Законом РФ „О наркотических средствах и психотропных веществах“.
Создали службу по борьбе с наркотиками, по СМИ транслируется социальная реклама, агитация которой за здоровый образ жизни. Не смотря на попытки повлиять на ситуацию, государственная региональная политика не может считаться эффективной. К сожалению, положительной динамики в этой сфере не наблюдается.
Методы повышения эффективности государственной региональной политики многочисленны. Среди них можно назвать и государственное финансирование на более высоком уровне, и редактирование областного законодательства, и жесткий контроль исполнения законов „сверху“. С мнением, что увеличение объема финансирования регионов можно считать лучшим методом для повышения эффективности государственной региональной политики, согласилось 65% респондентов, было против 35% соответственно (см. приложение 2).
Таким образом, наибольшее влияние на государственную региональную политику оказывает финансирование, и грамотное проведение политики в сфере экономики повлечет за собой повышение эффективности.
Среди причин недостаточной эффективности федеральных программ регионального развития также можно назвать:
отсутствие единой методологической и методической базы при разработке региональных программ и их концепций, низкий методический уровень анализа, планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональных рынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасности региона;
недостаточный учет в процессе разработки и реализации программ социально-экономического развития процессов глобализации мировой экономики;
распределительный принцип построения программ, основанный исключительно на внутренних источниках финансовых ресурсов, неувязка программ развития бюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ с инвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, тем более тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
отсутствие системного подхода и адекватного современным требованиям стратегического планирования развития региона. [77]
Государственные служащие нужны в любом государстве. От эффективности исполнения ими своих должностных обязанностей зависит на самом деле эффективность всего государственного управления. [78]
Чиновники являются посредниками между Федеральным центром и населением страны. Их заинтересованность в реализации государственной региональной политики, в свою очередь, влечет за собой повышение ее эффективности. И население это понимает: жители Кузбасса и Томской области считают, что чиновники должны быть заинтересованы в эффективности государственной региональной политики, за это выступило 80% респондентов. Иначе ни о какой эффективности невозможно говорить.
Для эффективной государственной региональной политики и улучшения жизни населения, необходимо затронуть все аспекты политической сферы. Сюда можно отнести и улучшение межрегиональных отношений. Можно выделить концепцию государственной региональной политики в области подготовки кадров.
Основной целью государственной региональной политики в сфере подготовки кадров является реализация геополитических и социально-экономических интересов субъекта Российской Федерации, полноправное и полноценное участие в процессе развития образования, обеспечение высокого качества подготовки и конкурентоспособности выпускников образовательных учреждений на российском рынке образования и труда. [79]
продолжение
–PAGE_BREAK–