Понятие государственного управления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон "О правительстве Российской Федерации", Указы президента Российской Федерации о государственном управлении, его системе и структуре

МосковскийГосударственный Институт Международных Отношений
МИД РФ
Курсоваяработа на тему:
Понятие государственногоуправления. Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон «Оправительстве Российской Федерации», Указыпрезидента Российской Федерации о государственномуправлении, его системе и структуре
По курсу: Система государственного имуниципального управления
Руководитель Доцент юридических наук,
Профессор Н.М.Казанцев
Студент 2 курса МИУ Мищенко СергейМихайлович
МОСКВА, 2007

СОДЕРЖАНИЕ
I. Сущность государственного управления
II. Понятие государственного управления
А) Системность
Б) Субъекты
В) Институты, формы, методы и принципы
Г) Нормативная основа деятельности гос. управления
Д) Функции государственного управления
Е) Информационная составляющая государственногоуправления. Управляемость системы.
III. Конституция Российской Федерации, ее место в системе гос. управления
IV ПравительствоРФ, его место в системе органов исполнительной власти
А) Основы деятельности Правительства
Б) Функции
В) Полномочия
V. Структура управления, органов исполнительной власти
Список сокращений
Список используемой литературы
I.  

II. Сущностьгосударственного управления
Для того, чтобырассмотреть первый вопрос, разберем его на составные части:
Существительное (что) –управление
Прилагательное (какое) –государственное.
Итак, мы имеем:
а) Управление – процессежедневно ощущаемый и наблюдаемый человеком в обществе (первая формулировка,которую мы выводим из объективации жизни)
Управлениеподразделяется:
— управление посредствомзаконов физики, химии, биологии…В природе это замкнутые циклы;
— управлениемеханическими процессами или предметами (обобщенно объектами). Оно необходимодля достижения одного состояния из другого, осуществляется на основе воличеловека.
— управление одниходушевленных субъектов другими вследствие своей или чужой воли.
— смешанное управление –наиболее сложное, при котором могут одновременно применяться две или все триперечисленные системы одновременно.
В этой работе нас будетинтересовать управление субъектов субъектами .
б) Государство – это политическая,территориальная, структурная организация общественной жизни на основе права(Краснов Ю.К., курс лекций). Эта формулировка шире, нежели обычная используемаяповсеместно в неюридических источниках. Государство – объединение людей,характеризующееся тремя признаками: территория, население, власть.
Политическая здесьозначает, что государство занимается политикой, где политика – этовзаимодействие больших групп людей по поводу власти. В свою очередь власть –это способность человека или группы людей навязать свою волю другим (МаксВебер).
Поэтому мы можем здесьприменить тождество:
Государственноеуправление = управление одного лица или группой лиц через политику и волю.Именно поэтому приход к власти, возможно через политику, основным инструментомкоторого является политическая партия.
Территориальная означает,что управление государством распространяется по горизонтали на всю территориюстраны.
Структурная организацияозначает вертикальное распределение управленческих функций внутри государства.
Общественная жизньозначает – что государство желает ( по крайней мере должно желать) охватить всевзаимоотношения между людьми и их организациями, исключая частные. И не простоохватить, а из смысла вышеизложенного управлять ими.
На основе права –означает, что государство, опираясь на одни нормы права издает другие (берет издрева и строит дерево).
Здесь стоит оговориться,что в своей работе я беру и использую на мой взгляд правильные и подходящиеформулировки и определения. Но вернемся к управлению и обобщим прописанное.
так, государственноеуправление – это открытое публичное управление одним (или несколькими субъектом),осуществляемое над другими субъектами (субъектом) посредством политики, воли,структурного устройства органов, распространяющееся в пространстве на всю еготерриторию, охватывающее все общественные отношения и в основе которого лежатнормы права которыми он пользуется и понятие которых он может трактовать посмыслу и содержанию. Известный русский филолог С.И.Ожегов так характеризуетуправление.
Управлять- направлятьход, движение кого-нибудь, чего-нибудь.
Не согласиться с этимпросто невозможно. Управление представляет собой процесс, который начинается вт.А и воздействует на т.Б ввиду какой-либо цели, функций, обязанностей илипросто привычки.
/>
В русском языкесуществуют слова, производные от главного, а именно, Управляющий, управленец,управа, управляемый, править, поправить, выправить, и т.д., описывающий как свойствоточек А и Б, так и само воздействие.
В моем пониманиисложились следующие дефиниции.
1. Точкой А может быть:объект как одушевленный (генерал армии, водитель машины), так и неодушевленный(управа в гор. Москва, Российская Федерация в целом ). В современной науке источникуправляющего воздействия называется субъект управления 3. Данныйсубъект для того, чтобы называться субъектом, должен иметь:
— форму – внутреннееустройство с его элементами, как-то структурированное и имеющее долго неменяющиеся границы очертаний, отличающие его от других объектов, напримерчеловек, орган управления, солнце (самый сильный неодушевленный субъектуправления).
— содержание –качественная составляющая;
— совокупность времени,места, возможности, способности, желания, статуса или права (быстро меняющаясясубстанция).
2. Точкой Б может бытьтакже одушевленное лицо (человек, лошадь в упряжке), и неодушевленное — (здания, финансы, процессы, отношения). Данный элемент в отношениях называетсяобъект управления и имеет все те же описывающие его характеристики, приведенныевыше, только внутренние свойства объекта адаптированы на прием воздействия.
3. Управляющеевоздействие – основной элемент системы, это видимые физические, невидимыепсихические природные воздействия, которые сразу показывают где в системесубъект, а где объект. Данное воздействие это не просто прямая линия, этосовокупность сложных прямых, обратных и других воздействий. В прошлой работе яшироко затронул воздействие в структурах органов власти.
Если рассмотретьсоциальное управление в Российской Федерации в целом на предмет наличия в нейсубъектов управления, то мы можем насчитать следующие виды управления:
А) государственное управление,
Б) местноесамоуправление;
В) менеджмент
Г) общественное управление
Разбирая и прописываягосударственное управление, мы охватили только узкую и интересующую нас частьуправления – государственную. Но существуют еще и другие классификацииуправления.
По среде реализации вобщемировом масштабе:
1) внутреннее –управление, созданное в каждом отдельном государстве;
2) внешнее –управление общественными или межгосударственными институтами (ООН, лига наций,союзы). В этом случае государство само становится управляемым субъектом.
В частности, в КонституцииРФ прописано:
ст.79 РФ можетучаствовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своихполномочий в соответствии с международными договорами, …
ст.15 п.4 общепризнанныепринципы и нормы международного права и международные договоры РФ являютсясоставной частью ее правовой системы. Если международным договором РФустановлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правиламеждународного договора.
Ст.46 п.3 каждый вправе всоответствии с международным договором РФ, обращаться в межгосударственныеорганы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты.
Здесь мы расширеннопрописали пример, для того, чтобы провести нормативно-структурный анализзакрепленных норм в виде гипотезы, диспозиции, санкции, процессуальной формы. Гдесоответствие выражается в следующем:
гипотеза – международныйдоговор является составной частью правовой системы РФ. Если международнымдоговор установлены другие правила, чем эти.
Диспозиция – то применяютсяправила международного договора. Процессуальная форма – рассмотрение обращенияв межгосударственные органы (межъевропейский суд по правам человека).
Санкции – по всей видимости,закрепляется в каждом отдельном договоре, т.к. пункты за неисполнение условийдоговора есть его обязательная неотъемлемая часть.
Государственноеуправление по полноте охвата управляемых процессов можно разделить на – полное,- не полная (ограниченная договором, нормой права, другими обстоятельствами).
Подразделить можно такжепо степени доверия к управляемым субъектам:
— делегированиеполномочий (муниципальным образованием, общественным организациям, научнымсообществам…)
— неделегированиеполномочий (вся полнота власти в одном центре).
Можно продолжитьклассификации, но рассмотрим последующие вопросы, а именно понятиегосударственного управления.

III.  Понятие государственного управления
 
Основным элементомгосударственного управления является его системность.
 
А) Системность
 
Система управления – этоэлементы и связи, характеризующееся единством и дифференциацией.
— общих и частных задач,целей, принципов.
— органов и институтовуправления.
— внутрисистемных имежсистемных связей.
— материальных и иныхусловий управления.
(В.Е.Чиркин «Системагосударственного и муниципального управления», Москва, Юрист, 2006 г.)
Система управления –система субъектно-объектных зависимостей, охватывающих:
— организацию ифункционирование субъекта управления – управляющую систему.
— структуру взаимосвязейуправляющей системы с общественной системой – управляемыми объектами.
— компоненты общественнойсистемы или их отдельные проявления, которые создают во взаимосвязи структурууправляемой системы и непосредственно воспринимают государственно-управляющеевоздействие либо участвуют в их формировании
(Г.В.Атаманчук «Теориягосударственного управления», Москва, Омега-Л, 2006 г.)
Система управления – сетьинформационных связей, обеспечивающих гомеостазис системы, т.е. сохранениеравновесного состояния ее элементов и подсистем вопреки внешним и внутреннимвоздействиям и угрозам.
(Казанцев Н.М., курслекций)
Первые две формулировкипо своим понятиям более узкие, чем третья. Первая закрепляет наличие структуры,ее единства и дифференциации. Вторая добавляет направление субъектно-объектноговоздействия. Но третья – есть самая полная ибо через гомеостазис (контрольрезультатов управления через обратные связи) указывает на необходимостьустойчивости системы, т.е. ее продолжительность жизни во времени. Вопрекивнешним и внутренним воздействиям и угрозам.
Если не будет четких ипонятных направлений информационных связей, используемых системой управляющеговоздействия, то управляющее воздействие не будет достигать цели, а иногда будетполучать накопленное обратное воздействие, что в гос.управлении приводит к коллапсу,развалу страны.
Здесь хотелось быперечислить возможные управляемые воздействия:
1) прямое
2)обратное –контролируемое, неконтролируемое
3) блуждающее – когдавоздействие, (например, издание нормативного акта), ввиду множественностиступеней в системе государственного управления, меняет свое направление или ненаходит адресата. При этом оно может быть исполнено с задержкой времени,переходить бесконечное множество раз из структуры в структуру или зависнуть накаком-нибудь уровне, пока про него совсем не забудут.
4)искаженное – когдапройдя инстанции, воздействие меняет или сущность или адресата, и тем самымрезультат не достигается ( а рьяное и скорое воздействие приносит вред).
5)особо стоит отметитьточки не прохода управляющего воздействия – это те созданные частиорганизационной структуры в системе государственного управления, через которыене проходят ни управляющие воздействия, ни сигналы информации. Опаснее всегодля устойчивости системы государственного управления, когда в этих точкахпроисходит изменение воздействия на противоположное и запуск по системеобратной связи информации, не соответствующей действительности.
Все пути движенияуправляемого воздействия можно соотнести и с потоком движения информации,необходимой для устойчивого существования системы.
 
Б) Субъекты
 
В этом подразделепостараемся полнее перечислить всех участников субъектов государственногоуправления
– многонациональный народРФ,
— Российская Федерация
— субъекты РФ;
— муниципальныеобразования
— юридические лица(коммерческие, некоммерческие) на основе доброй воли граждан;
— гражданин РФ;
— отдельные гос.органы (в части отличных от государственных интересов).
— должностное лицо
— иностранные субъекты (вчасти их законного или незаконного участия, т.е. внешняя среда);
 
В) Институты, формы,методы и принципы
 
Институт государственногоуправления – это организационно-функциональное образование, характеризуемоесвоеобразием управленческих органов, функций, форм и методов действий (В.Е.Чиркин).
Институты управлениявсегда имеют форму и структуру, выполняют данные им на основе правовых нормфункции, задачи и если есть, то цели.
Их можно подразделить наследующие элементы:
1)государственные органы,из них основные – Парламент, Суд, правительство, субъекты РФ, …;
2)учреждения
— некоммерческие, наоснове администрирования
— коммерческие, на основеменеджмента
3) должностные лица;
4) управленческийперсонал: чиновники, гос.служащие, наемные работники.
Формы управления делятсяна:
-правовые;
-организационно-технические.
Если соотнести это синститутом президентства, то президент издает указы (правовая норма) ираспоряжения (организационно-технические).
Методы (способыреализации) бывают:
1)общие
— законодательствование
— администрирование
— экономические
— контрольные
— отправление правосудия
2)специальные
— стимулирование
— запрет
— дозволение
— требование
— охрана
— узкое администрирование
— репрессии
— предупреждение
— и другие..
При реализацииинститутами гос.управления своих форм и методов, они должны руководствоватьсяпринципами, вытекающими из сути гос.правления как публичного управления воснове которого лежат особые институты представительной и непосредственнойдемократии. Пропишем эти принципы:
1) публичная властьуправляющего
2) применение гражданаминепосредственных форм гос.управления
3) единство руководства иразделение управленческого труда
4) определенность кругарешаемых вопросов и конкретность исполнителей
5) подчинение интересамгосударственного управления иных интересов на государственной и муниципальнойслужбе
6) централизация ииерархия в управлении
7) постоянствоуправленческого персонала
8)справедливость вотношении управляющего органа
9) обратная связь вуправлении
10)вознаграждениеуправленческого труда
Данная классификация неполная, но наличие такого минимума может говорить о развитости управляемойсистемы.
 
Г) Нормативная основадеятельности гос.управления
 
С давних времен в основезакрепленния норм права в государстве лежали обычаи, мораль, традиции, право.
В современное времядобавились стандарты, технические правила, организационные нормы и обыкновение.
Государственная нормаправа – эта прописанная правовая норма (норма на основе права) в виденормативного правового акта, закрепляющая полномочия власти и правомочия иныхлиц (юридических и физических).
Нормативный правовой акт– это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной формеправотворческим органом в пределах его компетенции и направленный наустановление, изменение и отмену правовых норм. Правовой акт может бытьпостоянно действующий или временный. Он рассчитан не на отдельный случай, а нацелый вид случаев.
Публичный доведенный довсеобщего ознакомления нормативно-правовой акт, является (должен являться)единственные лигитивным источником гос.управления.
В РФ существует большоеколичество норм права, которое можно подразделить на следующие элементы:
1)законы
— конституция
— Федеральныеконституционные законы
— Федеральные законы
— законы субъектов РФ
2)подзаконные акты
— Постановленияправительства
— Указы президента
-Постановления главсубъектов РФ
— локальные акты(муниципальные образования, юридические лица)
3)международные договора,ратифицированные Парламентом
4)внутригосударственныедоговора
Конечно, в наилучшемварианте, когда норма права заключена в законе как наиболее устойчивом актеинститута законодательства. Но в Российской Федерации большие блоки вопросоврегулируются именно постановлениями правительства и указами президента.
 

Д) Функциигосударственного управления
 
Эти функции вытекают изсути государства, его развитости на данный момент времени.
Функционирование – этовыполнение организационно-распорядительных или административно-хозяйственныхобязанностей.
Функционирование –выполнение определенных действий по заранее параметрам и задачам.
Функциями на основаниизакона или Указа Президента, (например, № 314 от 09.03.04 г.) в РоссийскойФедерации наделяются госорганы, но их реализация происходит черезгосударственное управление. Обозначим общие внутренние функции гос.органовРоссийской Федерации:
-экономическая
-политическая
-социальная
-экологическая
-правоохранительная
-восстановлениенарушенного права.
Общие внешние функции:
-оборона страны
— поддержаниеправопорядка в мире
— международногосотрудничества
В этом подразделевозникает дискуссионный вопрос – достаточно ли закрепления функций загос.органами для того, чтобы государство развивалось поступательно вперед иливсе же направление движения, страны закрепляя цели в законодательстве спрезидентских плеч переложить на гос.органы.
На практике мы, конечноже это не скоро увидим, но в теории система, по всей видимости, будет гораздоустойчивее.

Е) Информационнаясоставляющая государственного управления. Управляемость системы
 
1.Этому вопросу до недавнего времени неуделялось должного значения, по субъктно-объектному управлению считалось, да исчитается, что субъект априори знает, что объекту необходимо, и какоевоздействие на него надо оказывать. Принцип обратной связи в системесубъект-объект говорит о том, что обратная связь есть или может быть, но никакне говорит о качестве, воздействия этой информации на всю систему
/>
Рис.1
Системасубъктно-субъектного управления расширяет наше понимание об управляющемвоздействии.
 
/>
Рис.2
Мы здесь видимнеуправляемый вход в управляемый субъект и влияние на вход управляющегосубъекта со стороны управляемого субъекта.
Учитывая эти связи,система является гораздо более устойчивой нежели в первом случае.

IV.  Конституция Российской Федерации, ееместо в системе гос.управления
 
Конституция РФ – законвысшей юридической силы в РФ,
Конституция – правоваяоснова законодательства в РФ, все остальные законы и иные правовые акты недолжны противоречить конституции РФ.
В Конституции закрепленыосновные институты, формы, принципы управления. Рассмотрим часть из них.
1. Государственноеуправление в Конституции
Государственноеуправление в Конституции прямым текстом встречается всего один раз.
Ст.71 В ведении РФ находятся:
Д) ФедеративнаяГосударственная собственность и управление ею.
Но это управлениеобъектами, а нас интересует управление субъектами. Если мы рассмотримКонституцию на предмет встречаемости слова «власть» в ее тексте, чтоиз смысла Конституции означает закрепление полномочий и статуса поиспользованию гос.управления, то мы насчитаем 79 упоминаний об этом слове вразличном контексте.
Для нашего изучения здесьважны принципы:
1) принцип единства
Ст.5 п.3 Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности,единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации.
2) принциправноправия
п. 4.Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъектыРоссийской Федерации между собой равноправны.
3)принцип разделения и независимости ветвей власти
Ст.10Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основеразделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органызаконодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
4)принципцентрализации и конкретности исполнителей
Ст.11п. 1. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют ПрезидентРоссийской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и ГосударственнаяДума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации.
5) принцип реализациимеждународного права
Ст.15п.4 Общепризнанные принципы и нормы международного права и международныедоговоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чемпредусмотренные законом, то применяются правила международного договора. По Конституции РФ полномочия в реализации гос.властиразделены между РФ и субъектами РФ.
Ст.71 в ведении РФнаходятся:
г)установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной исудебной власти, порядка их организации и деятельности; формированиефедеральных органов государственной власти;
(Здесь возникает вопрос оцелесообразности регулирования этих вопросов Указами Президента).
Ст.72 п. н) установлениеобщих принципов организации системы органов государственной власти и местногосамоуправления;
Ст.77п.2 В пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерациипо предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительнойвласти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительнойвласти в Российской Федерации.
Ст.80п. 2. Президент Российской Федерации является гарантом Конституции РоссийскойФедерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном КонституциейРоссийской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитетаРоссийской Федерации, ее независимости и государственной целостности,обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органовгосударственной власти.
Ст.110п.1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет ПравительствоРоссийской Федерации.
Ст.112п.1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельногосрока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложенияо структуре федеральных органов исполнительной власти.
(Егореализация 20.05.2004 г. № 649)
Ст.118п. 2. Судебная власть осуществляется посредством конституционного,гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
п. 3.Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РоссийскойФедерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов недопускается.
Здесьмы увлеклись и сразу выделили структуру и систему. Сейчас дополним и получимполную картину по системе.
Ст7п.2 В РФ …, развивается система социальных служб.
Ст.12…органы местного самоуправления не входят в систему органов гос.власти Ст.129 п.1. Прокуратура Российской Федерации составляетединую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуророввышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
Оструктуре упомянуто только один раз, в ст.112, мы о ней писали выше.

V. ПравительствоРФ, его место в системе органов исполнительной власти
А) Основа деятельностиПравительства
государственныйуправление конституция правительство
Первоеупоминание о правительстве РФ мы имеем в главе 6 Конституции РФ, которая так иназывается «Правительство РФ» и в совокупности с другими статьямиобразует систему основ Конституционного строя в РФ, одним из важнейшихпринципов которого является принцип разделения властей. Этот принцип развит в:
ст.10:«Конституции РФ: „государственная власть в РФ осуществляется наоснове разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органзаконодательной, судебной и исполнительной власти самостоятельны“;
ст.11:»государственная власть в РФ осуществляют президент РФ, Федеральноесобрание (Совет Федерации и Государственная Дума), правительство РФ, суды РФ.
Ст.110п.1: «Исполнительную власть в РФ осуществляет правительство РФ
п.2: „ПравительствоРФ состоит из Председателя Правительства РФ, заместителей председателяПравительства РФ и Федеральных министров.
ВКонституции очень подробно расписаны многие ключевые положения, функции,возможности, состав Правительства. Ниже мы будем ссылаться на различные статьиКонституции.
17декабря 1997 года во исполнении конституционной нормы был принят ФКЗ “ОПравительстве РФ», в котором раскрываются нормы закона — законовКонституции”.
Ст.1Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ.
ПравительствоРФ является органом Государственной власти РФ.
ПравительствоРФ осуществляет исполнительную власть РФ.
ПравительствоРФ является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительнойвласти в РФ.
Мытеперь видим, что Правительство РФ есть высшее звено исполнительной власти иего можно смело отнести к управлению. Администрирование (управление)предполагает доминирование, преобладание одной воли над другой, а часто иподчинения одного лица другому, оно неразрывно связано с властью.
Приадминистративно-правовом регулировании законодатель, руководящий органисполнительной власти берет на себя роль определяющего центра. При этомсоздаётся система правовых норм, которые определяют предмет, цели, принципы,метод регулирования. Очень интересны принципы: эффективность, законность,гуманизм, федерализм, взаимная ответственность Государства и личности. Какхорошо звучит учитывая, что все мы обычные добропорядочные Граждане РФ.
Мывидим, что на основании ст.1 ФКЗ «О Правительстве РФ», ПравительствоРФ есть орган. Орган – коллектив граждан, состоящий из государственных служащихи иных работников. В зависимости от правовой основы образования, можноразличать органы, создаваемые на основе:
— Конституции;
— текущего законодательства;
— подзаконных актов.
Посодержанию деятельности отличаются органы:
Общейкомпетенции, президентуры, Правительства. Администрации несут ответственностьза положение дел в соответствующем Государстве, области, крае, городеФедерального значения, округе.
Специальнойкомпетенции. Осуществляют отраслевое или межотраслевое управление, либоодновременно и то, и другое.
Попорядку решения вопроса, органы Исполнительной власти делятся на единоличные иколлегиальные.
Покомпетенции решаемых вопросов делятся на федеральные и субъектов РФ.
Делениеможно продолжать, но остановимся на этих.
Итак,Правительство РФ есть высший, конституционный, общий, коллегиальный органисполнительной власти РФ.
ПервоеПравительство было создано в 1794 году Петром I. Называлось «кабинет егоимператорского Величества» и был совещательным органом. Первуюсамостоятельность он приобрел в 1906 году при Николае II и стал называтьсяСовет Министров. В соответствии с общемировой практикой правительство обладаетследующими признаками:
-егосоздание, компетенция предусмотрены Конституцией страны и (или) специальнымзаконом.
-оновозглавляет систему Государственной администрации.
-оноявляется органом общей компетенции.
-оновправе действовать, издавать акты от своего имени
-этоорган коллегиальный
-работойПравительства руководит глава Государства (монарх, президент) или Парламент.
Какмы видим, наше Правительство отвечает всем критериям общемировых стандартов.
Правоваяоснова деятельности Правительства РФ закреплена в ст.2 ФКЗ «Оправительстве»:
— “Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, ФКЗ,ФЗ и нормативных указов Президента РФ.
— вдополнении к Конституции и ФКЗ «О Правительстве РФ», существует такжеважнейшая правовая база, такая как:
— регламент Правительства РФ
— указы Президента, важнейшие: от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуреФедеральных органов исполнительной власти», от 20.05.2004г. №649 «Вопросыструктуры Федеральных органов исполнительной власти», от24.09.2007г .№1294«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти».Основными целями и задачами Правительства являются:
— реализация прав и свобод граждан;
— реализация конституционных норм,
— реализация основных направлений внешней и внутренней политики государства,
-обеспечениебезопасности граждан,
— реализация социальной политики.
Какмы видим, это очень обширный блок вопросов и поэтому Правительство наделеноочень широкими полномочиями в этих сферах.
Б)Функции Правительства РФ
 Наосновании ФКЗ «О правительстве РФ» и других нормативных правовыхактов, перечислим все основные функции Правительства РФ:
1.Конституция РФ, ст.114
п1.Правительство Р.Ф.:
а)разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет иобеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчёт обисполнении федерального бюджета;
б) обеспечиваетпроведение в РФ еди舑ой финансовой, кредитной и денежнойполитики;
в)обеспечивает проведение в РФ единой Государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии;
г)осуществляет управление Федеральной собственностью;
д)осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности,реализации внешней политики РФ;
е)осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охранесобственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж)осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, ФЗ, указами ПрезидентаРФ
2.ФКЗ «О Правительстве РФ»
ст.4:Деятельность правительства РФ по организации исполнения законов и иных правовыхактов
ПравительствоРФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ,указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематическийконтроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти иорганами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранениюнарушений законодательства РФ.
3.УказПрезидента от 09.03.2004 г.№314
В целяхформирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительнойвласти, в соответствии со ст.112 Конституции РФ и ФКЗ от17.12.1997 г. №2-ФКЗ «ОПравительстве РФ» постановляю:
п.2 –установить, что функции Федеральных органов исполнительной власти, руководствадеятельностью которого осуществляет президент РФ, определяются УказомПрезидента РФ, функцией Федерального органа исполнительной власти, руководстводеятельностью которого осуществляет Правительство РФ, — ПостановлениемПравительства РФ.
Дляцелей настоящего указа:
а)под функциями по принятию нормативных правовых актов понимается издание наосновании его исполнения Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ обязательных для исполненияорганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения,распространяющихся на неопределенный круг лиц;
б)под функциями по контролю и надзору понимаются:
осуществлениедействий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти,органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами игражданами установленных Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ и другими нормативнымиправовыми актами общеобязательных правил поведения;
выдачаорганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного видадеятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
регистрацияактов, документов, прав, объектов, а также изданий индивидуальных правовыхактов;
г)под функциями по управлению государственным имуществом понимается осуществлениеполномочий собственника в отношении федерального имущества, в том числепереданного Федеральным государственным унитарным предприятиям, Федеральнымказенным предприятиям и государственным учреждениям, подведомственнымФедеральному агентству, а также управление находящимися в федеральнойсобственности акциями открытых акционерных обществ;
д)под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставлениеФедеральными органами исполнительной власти непосредственно или черезподведомственные им Федеральные государственные учреждения либо иныеорганизации безвозмездно или по регулируемым органами государственной властиценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения,социальной защиты населения и в других областях, установленных ФЗ.

В)Полномочия Правительства РФ
Онипрописаны в следующих источниках:
1.КонституцияРФ ст.115
п.1на основании и во исполнение Конституции РФ, ФЗ, нормативных указов президентаРФ Правительство РФ издает Постановления, Распоряжения, обеспечивает ихисполнение.
п.2Постановления и распоряжения Правительства РФ обязательны к исполнению в РФ
п.3Постановление и распоряжение Правительства РФ в случае их противоречияКонституции РФ, ФЗ и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
2.ФКЗ«О Правительстве РФ»
Глава3 полностью посвящена этим полномочиям.
Ст.12Общие вопросы руководства Федеральными министерствами и иными федеральными органамиисполнительной власти. На основании этой статьи правительство РФ:
— руководит работой Федеральных министерств и иных Федеральных органовисполнительной власти
— дляосуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы иназначать соответствующих должностных лиц;
— распределяет функции между Федеральными органами исполнительной власти,утверждает положения о Федеральных министерствах и об иных федеральных органахисполнительной власти, устанавливает предельную численность работников. Ихаппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределахсредств, предусмотренных на эти цели в Федеральном бюджете.
— устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов,Федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований насодержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели вФедеральном бюджете;
— назначает на должность и освобождает от должности заместителей Федеральныхминистров, руководителей Федеральных органов исполнительной власти, находящихсяв ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей Федеральныхорганов исполнительной власти, находящихся в ведении Федеральных министерств,по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций приПравительстве РФ;
— вправе отменить акты Федеральных органов исполнительной власти илиприостанавливать действия этих актов;
— вправе учреждать организации, образовывать координационные совещательные органы,а также органы при Правительстве РФ;
— может перераспределять установленные Федеральными законами функции Федеральныхорганов исполнительной власти.
Ст.13.Общие полномочия Правительства РФ.
ПравительствоРФ в пределах своих полномочий:
— организует реализацию внутренней и внешней политики РФ;
— осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
— обеспечивает единство системы исполнительной власти в РФ, направляет иконтролирует деятельность органов;
— формирует Федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию;
— реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
ПравительствоРФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передаватьим осуществление части своих полномочий, если это не противоречит конституцииРФ, настоящему ФКЗ и ФЗ.
ПравительствоРФ осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной властисубъектов РФ на основании соответствующих соглашений.
Впоследующих статьях подробно раскрываются полномочия Правительства в такихсферах как:
— полномочия Правительства РФ в сфере экономики;
— полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежнойполитики;
— полномочия правительства РФ в сфере науки, культуры, образования;
— полномочия правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающейсреды;
— полномочия Правительства РФ в сфере обеспечения законности, права свободграждан, борьбы с преступностью;
— полномочия Правительства РФ по обеспечению обороны и государственнойбезопасности РФ;
— полномочия Правительства РФ в сфере внешней политики и международных отношений;
— иные полномочия Правительства РФ (при введении военного и чрезвычайногоположения).

VI.  Структура управления, образованная ввысших органах исполнительной власти
Ввидутого, что институт Правительства РФ есть конституционная норма, то и порядокего формирования прописан в Конституции и последующих законах, актах иПостановлениях.
КонституцияРФ:
ст.110п.2.Правительство РФ состоит из председателя правительства РФ, заместителейпредседателя Правительства РФ и Федеральных министров.
Ст.111п.1. Председатель правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия ГД
Ст.112п.2. Председатель Правительства РФ предлагает президенту РФ кандидатуры надолжности заместителей председателей правительства РФ и федеральных министров.
Мыздесь видим, хоть правительство РФ является высшим звеном самостоятельнойисполнительной ветви власти, а институт Президентства не входит ни в одну изсистем власти по Конституции, фактически через механизмы назначенияправительства и его отставки, Президент РФ является главой исполнительнойвласти.
Рассмотримболее подробно взаимоотношения Президента и Правительства.
КонституцияРФ:
Ст.111п.2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства РФ вносится непозднее 2-х-недельного срока после вступления в должность вновь избранногоПрезидента РФ или после отставки Правительства РФ либо в течение недели со дняотклонения кандидатуры ГД.
П.3ГД рассматривает представленную Президентом РФ кандидатуру ПредседателяПравительства РФ в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.
П.4После 3-х-кратного отклонения представленных кандидатур ПредседателяПравительства РФ Государственной Думой, Президент РФ назначает председателяПравительства РФ, распускает ГД и назначает новые выборы.
Ст.112п.2. председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры надолжности заместителей Председателя Правительства РФ и Федеральных министров.
С.113.Председатель правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, Федеральнымизаконами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельностиПравительства РФ и организует его работу.
Ст.116.Перед вновь избранным президентом РФ, Правительство РФ слагает свои полномочия.
Ст.117п.1. Правительство РФ может подать в отставку, которая принимается илиотклоняется Президентом РФ.
П.2.Президент РФ может принять решение об отставке Правительства РФ.
П.3.ГД может выразить недоверие Правительству РФ. Постановление о недоверииПравительству РФ принимается большинством голосов от общего числа депутатов ГД послевыражения ГД недоверия Правительству РФ, Президент РФ вправе объявить оботставке Правительства РФ либо не согласиться с решением ГД. В случае, если ГДв течение 3-х месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФобъявляет об отставке Правительства либо распускает ГД.
П.4.Председатель правительства РФ может поставить перед ГД вопрос о доверииПравительству РФ. Если ГД в доверии отказывает, Президент в течение 7 днейпринимает решение об отставке правительства РФ или о роспуске ГД и назначенииновых выборов.
П.5.В случае отставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручениюПрезидента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Данныестатьи позже раскрываются в ФКЗ «О Правительстве РФ».
Ст.6.Состав Правительства РФ.
ПравительствоРФ состоит из членов Правительства РФ – председателя Правительства РФ,заместителей Председателя Правительства РФ и Федеральных министров.
Ст.7.Назначение Председателя Правительства РФ и освобождение от должности.
ПредседательПравительства РФ назначается Президентом РФ из числа граждан РФ, не имеющихгражданства иностранного государства либо вида на жительство или иногодокумента, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ натерритории иностранного государства, в порядке, установленном Конституцией РФ.
ПредседательПравительства РФ освобождается от должности Президентом РФ:
— позаявлению председателя Правительства РФ об отставке;
— вслучае невозможности исполнения Председателем Правительства РФ своих полномочий.
ПрезидентРФ уведомляет СФ и ГД ФС об освобождении от должности ПредседателяПравительства РФ в день принятия решения.
Освобождениеот должности Председателя Правительства РФ одновременно влечет за собойотставку Правительства РФ.
Ст.8Исполнение обязанностей Председателя Правительства РФ.
Вслучае временного отсутствия Председателя Правительства РФ его обязанностиисполняет один из заместителей Председателя Правительства РФ в соответствии списьменно оформленным распределением обязанностей.
В случаеосвобождения от должности Председателя Правительства РФ Президент РФ вправе доназначения нового Председателя Правительства РФ поручить исполнениеобязанностей Председателя Правительства РФ одному из заместителей ПредседателяПравительства РФ на срок до 2-х месяцев.
Ст.9.Назначение на должность и освобождение от должности заместителей ПредседателяПравительства РФ и федеральных министров.
ЗаместителиПредседателя Правительства РФ и Федеральные министры назначаются на должность иосвобождаются от должности Президентом РФ по предложению ПредседателяПравительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ и Федеральныеминистры назначаются из числа граждан РФ, не имеющих гражданства иностранногогосударства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего правона постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.
Заместителипредседателя Правительства РФ и Федеральные министры вправе подать заявление оботставке.
Ст.30. Обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия ПравительстваРФ и других органов Государственной власти.
ПрезидентРФ в соответствии с Конституцией РФ и настоящим ФКЗ обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие Правительства РФ и других органовГосударственной власти.
Ст.31.Право Президента РФ председательствовать на заседаниях правительства РФ и назаседаниях Президиума правительства РФ.
ПрезидентРФ имеет право председательствовать на заседаниях правительства РФ и назаседаниях президиума Правительства РФ.
Ст.32.Отмена Президентом РФ актов Правительства РФ. Постановления и распоряженияправительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и указамПрезидента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
Ст.34.Временное исполнение Председателем правительства РФ обязанностей Президента РФ.
Вслучаях, предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФвременно исполняет обязанности Президента РФ.
Ст.35.Отставка Правительства РФ и сложение правительством РФ своих полномочий.
ПравительствоРФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ. Решение осложении Правительством РФ своих полномочий оформляется распоряжениемПравительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.
ПравительствоРФ может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом РФ.
ПрезидентРФ вправе принять решение об отставке Правительства РФ, в том числе, и впредусмотренных Конституцией РФ случаях выражения ГД недоверия Правительству РФлибо отказа ГД в доверии Правительству РФ.
Вслучае отставки или сложения полномочий Правительства РФ по поручениюПрезидента РФ продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
Отвлёкшисьот структуры, мы здесь сразу рассмотрели взаимосвязь высших должностных лиц, ихвзаимозависимость друг перед другом. Можно с большой уверенностью сказать, чтоПравительство сильно зависит от Президента
Президентсвоим Указом от 09.03.2004 г. № 314 «О системе и структуре Федеральныхорганов исполнительной власти» установил, что в систему Федеральныхорганов исполнительной власти входят: федеральные министерства, Федеральныеслужбы и Федеральные агентства. Президент сам устанавливает количествоминистерств, служб, агентств. На основании указа №649 от 20.05.2004 г. «Вопросыструктуры Федеральных органов исполнительной власти» в РФ насчитывается 16министерств, из них 5 такие, как
— Министерство внутренних дел РФ;
— Министерство России по делам Гражданской Обороны чрезвычайным ситуациям иликвидацией последствий стихийных бедствий.
— министерство Обороны РФ
— Министерство юстиции РФ;
— Министерство иностранных дел РФ.
Находятсяв ведении президента РФ, а 11 министерств такие, как :
— Министерство здравоохранения и социального развития РФ;
— Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ;
— Министерство образования и науки РФ;
— Министерство природных ресурсов РФ;
— Министерство промышленности и энергетики РФ;
— Министерство регионального развития РФ;
— министерство сельского хозяйства РФ;
— Министерство транспорта РФ;
— министерство информационных технологий и связи РФ;
— Министерство финансов РФ;
— Министерствоэкономического развития и торговли РФ,
находятсяв ведении Правительства РФ.
Президентрегламентирует работу Правительства РФ еще другими Указами и различнымираспоряжениями, в частности: Указом № 174 от 15.02.2007г. он гласит: «ПредседательПравительства РФ имеет 4 заместителей Председателя Правительства РФ, в томчисле 2-х первых и одного заместителя руководителя аппарата Правительства РФ».Указом № 320 от 12.03.2007 г. две Федеральные службы объединены в одну Федеральнуюслужбу по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурногонаследия. Эта служба подчиняется Правительству РФ. Последний Указ №1294 от24.10.2007г. дополнил структуру и зафиксировал следующее:
— Установить, что в систему федеральных органов исполнительной власти входятнаряду с министерствами, службами и агентствами государственные комитеты.
Комитет– орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработкегосударственной политики и нормативно правовому регулированию, контролю инадзору, оказанию государственных услуг и управлением государственногоимуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органеисполнительной власти.
Правоваяоснова для комитета Указы Президента, Постановления Правительства.
-Установитьчто Председатель Правительства имеет 5 заместителей Председателя ПравительстваР.Ф., в т.ч. двух первых заместителей, руководителя аппарата Правительства –заместителя Председателя Правительства Р.Ф., а также заместителя ПредседателяПравительства Р.Ф.
РеализацияУказа возложена на Правительство Р.Ф… В соответствии с указом новая структурапринимает вид.
— Структура федеральных органов исполнительной власти
I.Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыхосуществляет Президент Российской Федерации, федеральные службы и федеральныеагентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительной власти
Министерствовнутренних дел Российской Федерации
Федеральнаямиграционная служба
МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий
Министерствоиностранных дел Российской Федерации
Министерствообороны Российской Федерации
Федеральнаяслужба по военно-техническому сотрудничеству
Федеральнаяслужба по оборонному заказу
Федеральнаяслужба по техническому и экспортному контролю
Федеральноеагентство специального строительства
Министерствоюстиции Российской Федерации
Федеральнаяслужба исполнения наказаний
Федеральнаярегистрационная служба
Федеральнаяслужба судебных приставов
Федеральноеагентство кадастра объектов недвижимости
Государственнаяфельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба)
Службавнешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)
Федеральнаяслужба безопасности Российской Федерации (федеральная служба) Федеральнаяслужба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (федеральнаяслужба)
Федеральнаяслужба охраны Российской Федерации (федеральная служба)
Главноеуправление специальных программ Президента Российской Федерации (федеральноеагентство)
Управлениеделами Президента Российской Федерации (федеральное агентство)
II.Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыхосуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы ифедеральные агентства, подведомственные этим федеральным органам исполнительнойвласти
Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации
Федеральнаяслужба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
Федеральнаяслужба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития
Федеральнаяслужба по труду и занятости
Федеральноеагентство по здравоохранению и социальному развитию
Федеральноемедико-биологическое агентство
Федеральноеагентство по высокотехнологичной медицинской помощи
Министерствоинформационных технологий и связи Российской Федерации
Федеральноеагентство по информационным технологиям
Федеральноеагентство связи
Министерствокультуры и массовых коммуникаций Российской Федерации
Федеральноеархивное агентство
Федеральноеагентство по культуре и кинематографии
Федеральноеагентство по печати и массовым коммуникациям
Министерствообразования и науки Российской Федерации
Федеральнаяслужба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам
Федеральнаяслужба по надзору в сфере образования и науки
Федеральноеагентство по науке и инновациям
Федеральноеагентство по образованию
Министерствоприродных ресурсов Российской Федерации
Федеральнаяслужба по надзору в сфере природопользования
Федеральноеагентство водных ресурсов
Федеральноеагентство лесного хозяйства
Федеральноеагентство по недропользованию
Министерствопромышленности и энергетики Российской Федерации
Федеральноеагентство по промышленности
Федеральноеагентство по техническому регулированию и метрологии
Федеральноеагентство по энергетике
Министерстворегионального развития Российской Федерации
Федеральноеагентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
Министерствосельского хозяйства Российской Федерации
Федеральнаяслужба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Министерствотранспорта Российской Федерации
Федеральнаяслужба по надзору в сфере транспорта
Федеральноеагентство воздушного транспорта
Федеральноеагентство геодезии и картографии
Федеральноедорожное агентство
Федеральноеагентство железнодорожного транспорта
Федеральноеагентство морского и речного транспорта
Министерствофинансов Российской Федерации
Федеральнаяналоговая служба
Федеральнаяслужба страхового надзора
Федеральнаяслужба финансово-бюджетного надзора
Федеральноеказначейство (федеральная служба)
Министерствоэкономического развития и торговли Российской Федерации
Федеральноеагентство по государственным резервам
Федеральноеагентство по управлению федеральным имуществом
Федеральноеагентство по управлению особыми экономическими зонами
III.Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыхосуществляет Правительство Российской Федерации
Государственныйкомитет Российской Федерации по делам молодежи
Государственныйкомитет Российской Федерации по рыболовству
Федеральнаяантимонопольная служба
Федеральнаяаэронавигационная служба
Федеральнаяслужба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральнаяслужба государственной статистики
Федеральнаяслужба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурногонаследия
Федеральнаятаможенная служба
Федеральнаяслужба по тарифам
Федеральнаяслужба по финансовому мониторингу
Федеральнаяслужба по финансовым рынкам
Федеральнаяслужба по экологическому, технологическому и атомному надзору
Федеральноеагентство по атомной энергии
Федеральноекосмическое агентство
Федеральноеагентство по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальныхсредств
Федеральноеагентство по туризму
Федеральноеагентство по физической культуре и спорту.
Именноэтим Указом вносится два комитета под управлением Правительства, по деламмолодёжи и по рыболовству.
Итого:у Президента 20 Министерств, Агентств, Ведомств, служб, у правительства 65. Такие частые изменения вносимые в структуру и распределениеполномочий не могут положительно сказываться на управляемости в государственномуправлении. Для устойчивости системы необходимо постоянство структуры,определённости круга решаемых вопросов на основании закона, а не выполнениепрочих указаний, других распоряжений, иных функций. Необходима такжестабильность в кадрах и адекватное вознаграждение за труд в государственнойслужбе. Но не забывая сегодняшние реалиивыскажемся, что Правительство РФ есть важнейший высший орган исполнительнойвласти, управляемый путем сложного механизма сдержек и противовесов и в тожевремя пользующийся своим статусом в иерархии исполнительной ветви власти дляпостепенного и планомерного выхода РФ из затяжного кризиса. В этом году ГДФедерального Собрания впервые принят бюджет, представленный Правительством РФсроком на 3 года. И мы с нетерпением ждем твердой и уверенной внедряемой вжизнь политики Правительства в сфере фундаментальной науки, отдельных отраслейприкладной науки, экономической сфере, сфере охраны здоровья граждан.

СПИСОКСОКРАЩЕНИЙ
РФ –Российская Федерация
ГД –Государственная Дума
СФ –Совет Федерации
ФС –Федеральное Собрание
ФКЗ –Федеральный конституционный закон
ФЗ –Федеральный закон
Юр.лица– юридические лица
СССР- Союз Советских Социалистических республик
Ит.д. – и так далее
И др.– и другие
Ст.-статья
п. –пункт
гл. — глава
Гос.– государственный
Т.е.- то есть

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция РФ
2. ФКЗ «ОПравительстве РФ»
3. РегламентПравительства РФ
4. Указы ПрезидентаРФ
5. Учебник В.Е.Чиркин«Система государственного и муниципального управления», Москва, Юрист,2006 г.
6. Учебник Г.В.Атаманчук«теория Государственного управления», Москва, Омега-Л,2006 г.
7. Лекции Д.Ю.Н. проф.Н.М.Казанцева
8. Поисковая система«Консультант+»