Великоустюжская чернь

Великоустюжская чернь

Чернь
как вид обработки металла известна на Руси с Х века. Археологические материалы
дают богатейшие коллекции произведений из серебра и золота, украшенных тонкими
изящными орнаментами, наведенными по гравировке или чеканке чернью.

Технология
черни состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в
основной металл – серебро или золото, чтобы достичь цветового контраста. В
основном металле должны быть сделаны небольшие углубления методом гравировки,
чеканки или травления.

Существует
несколько вариантов технологического приготовления, наложения и оплавления
черни. Наиболее древний и эффективный из них, сохранен и применяется мастерами Великого
Устюга.

В
ХVII – начале ХVIII веков широкое развитие получило искусство черни в Москве.

Активное
строительство культовых сооружений и дворцовых ансамблей дало толчок развитию
различных художественных ремесел, в том числе и искусству чернения. В Москву
были приглашены лучшие мастера – серебряники из Пскова, Новгорода, Ярославля и
других городов.

Для
ХVII века характерно значительное влияние на русское искусство произведений из
западноевропейских мастерских, привезенных иностранными послами в Москву.
Мастера Оружейной и Золотой палат Кремля быстро трансформировали барочные
мотивы орнаментики Запада. Пышные узоры из букетов или гирлянд плодов и
заморских цветов стали украшать большие серебряные блюда, кубки, и оклады икон.

Но
основным центром черневого искусства во второй половине ХVII века стал город на
Севере – Великий Устюг. Со второй половины ХVI века и особенно в ХVII веке
Великий Устюг входит в число крупнейших торгово-ремесленных центров Руси. В
середине ХVII века ремеслом здесь было занято около 500 жителей городского
посада, владевших 55 специальностями.

Город
оказался на торговом пути, связывавшем Европейскую часть России с Сибирью. Это
повлекло за собой бурное развитие ремесел, в том числе и черневого искусства.

Благодаря
талантливым мастерам устюгская чернь обрела свое лицо отличное от искусства
других художественных центров. В их работах особое значение обрела сюжетная
гравюра, очень насыщенная, значительно более густая по цвету, нежели московская
или петербургская. Фон прорабатывался штрихами, образуя своего рода сетку. Черневая
композиция всегда очень четко увязывалась с золоченным, слегка углубленным
фоном. Общее решение дополнялось резными или чеканными деталями.

Для
Великого Устюга ХVIII век явился периодом наибольшего расцвета черневого
искусства.

Великий
Устюг – город с богатыми традициями художественной обработки металла. Он
является центром одного из наиболее известных художественных промыслов –
северной черни.

Первое
официальное упоминание об устюжской черни относится к середине 18 века, когда в
столицу вызывают Михаила Климшина для обучения черновому искусству
“московских жителей от купечества”. Этот факт подтверждает, что
промысел чернового дела в это время в В-Устюге процветает. Искусство наводить
черновые узоры на серебряные изделия восходит к 17 в.

Устюжская
чернь по серебру ценилась благодаря высокому художественному совершенству и
необычайной прочности сцепления чернового состава с серебром. Изделия мастеров
18 в. – табакерки, коробочки, потиры, оклады евангелий и икон и т.д. –
отличаются изящными и разнообразными формами. В работах сочетается матовый фон
серебра с золотом и глубоким бархатистым черновым рисунком. Изображения
силуэтны и лишены мелкой детализации, гравировка их сочная и мягкая. Развитию
чернового искусства способствовало и открытие в 1762 г. фабрики братьев
Поповых, которая просуществовала 15 лет. Влияние устюжской черни сказалось на
развитии всех художественных центров Севера – Вологды, Архангельска. Вятки. К
19 в. город оказался не в состоянии конкурировать с крупными столичными
производствами, но секрет устюжской “черни” вечной прочности был
сохранен.

В
1932 г. образуется артель “Северная чернь”. К созданию новых рисунков
были привлечены профессиональные художники. С 1936 г. артель возглавил
выпускник Петербургской Академии художников Шильниковский Е.П. Великолепный
рисовальщик, график он обращается к литературным произведениям и создает целые
серии по произведениям Пушкина, Гоголя, Крылова. Искусство черни в Великом
Устюге вновь было поднято на небывалую высоту. В 1937 г. на выставке в Париже
велико-устюгское черновое серебро было награждено золотой медалью и дипломом.

В
1961 г. артель переименована в фабрику, затем завод “Северная чернь”.
Ведущие современные художники промысла: Тропина Е.Ф., Бобылева Л.М., Шорохов
В.П., Меньшикова Л.С. обращаются к традициям древнерусского прикладного
искусства. Ювелирные украшения, чарки, братины, стопки, столовые комплекты
ложек, вилок и ножей украшаются крупными растительными узорами с введением в
них изображений птиц, сказочных зверей, мифологических существ.

Мастера
серебряного дела стали обучать своему ремеслу не только в северных ремеслянных
мастерских, но и серебряников Москвы.

В
Московском архиве сохранились документы, которые указывают, что в 1744 году в
Москву был вызван из Великого Устюга мастер Михаил Климушкин “для обучения
оного мастерства московских жителей из купечества”.

В
середине ХVIII века и на северных мастеров оказал влияние широко
распространенный в Западной Европе стиль “барокко”. Сложные сюжетные
композиции стали завершаться пышными рамками. В центре изображались охотничьи
сцены, пасторальные сюжеты. Влияние Западноевропейской сюжетики сказывалось и
на исполнении основной части композиции на табакерках, коробочках, флаконах.

В
1780-х г.г. роккальные и барочные мотивы в северной черни все чаще начинают
вытесняться сюжетами нового стиля – строгого классицизма. Переход к классицизму
ознаменовался отказом от излишней пышности декора, от торжественной
театральности сюжетов. К концу ХVIII – началу XIX в.в. относятся работы мастера
Жилина, в которых он применил новый технический прием – вместо лучеобразно
расходящихся линий, он вводит сплошной узор из черневых звездочек и миниатюрных
букетов.

С
середины XIX века черневое дело переживает полосу постепенного упадка. Мастера
не в силах бороться с проникновением капиталистических отношений и промышленной
продукции. Конкуренция относительно дешевых серебряных изделий с простыми
орнаментами вынуждает их к сокращению производства и превращению крупного
центра черневого искусства в провинциальные мастерские, оторванные от крупных
рынков.

Для
того, чтобы возродить это искусство в советский период потребовалось немало
усилий. Технология черни требует опыта и особых навыков мастеров. Возрождение
народного художественного промысла “Северная чернь” связывается с
именем потомственного мастера М.П.Чиркова.

Под
его руководством молодые мастера освоили технику черневого дела. Объединившись
в артель “Северная чернь”, они наладили выпуск подстаканников,
портсигаров, ложек и других простых в производстве изделий с незатейливым
цветочным орнаментом.

Для
совершенствования художественного качества изделий Чирков привлек художника
Е.П.Шильниковского – выпускника Петербургской Академии художеств. Изучив
особенности старого черневого искусства, художник сумел выявить и восстановить
прерванные традиции. Е.П.Шильниковский вводит в сюжетику новые темы, в
частности, из русских сказок.

Первая
наиболее крупная партия серебряных изделий с его рисунками на тему произведений
А.С.Пушкина получила на Парижской Всемирной выставке в 1937 году Большую
Серебряную медаль и Диплом.

С
тех пор завод принимал большое участие в различных выставках и конкурсах, как в
нашей стране, так и за рубежом. Изделия “Северной черни” побывали на
Всемирных выставках в Брюсселе и Монреале Нью-Йорке и Осаке.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://russia.rin.ru/