Прибыль в условиях рыночной экономики

–PAGE_BREAK–
ГЛАВА 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ (на примере АО«Казбиохимия»)
2.1 Анализ состояния планирования, учета и распределения  прибыли в условиях свободных рыночных цен.

В рыночной экономике хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, сами планируют свою деятельность и перспективы развития, исходя из разработанных ими социальных и хозяйственных задач, спроса и предложения товаров и услуг, предполагаемых инвестиций. Самостоятельно планируемым показателем в числе других стала прибыль и рентабельность.

В современных условиях без давления “сверху” при сильной инфляции интерес предприятий к достоверному планированию прибыли значительно упал. Финансовый план предприятия в форме баланса доходов и расходов, на который опиралось бюджетное планирование, потерял былое значение. Предпочтение было отдано плановым расчетам “на случай”, при разовой необходимости, вне связи с поставленными задачами и целями (например, для определения авансовых платежей налога на прибыль).

В прошлые года основным методом планирования прибыли был прямой расчет, предполагающий наличие у предприятий однозначной информации о себестоимости и ценах. Прибыль определялась не как первичный, а как производственный показатель: в виде разницы между планируемым объемом реализуемой продукции в оптовых ценах предприятия и ее себестоимостью. В условиях директивных заданий и стабильных цен такой метод был наиболее точным и предсказуемым: он не требовал перебора различных вариантов.

Новая хозяйственная ситуация обесценила метод прямого расчета, сделала его непригодным. Перспективной стала дальнейшая разработка программного факторного метода планирования. Принципиальные установки этого метода таковы:

1.                   Программный метод планирования.

2.                   Применение достаточно гибких показателей с определенной степенью отклонения от избранной величины.

3.                   Полный учет информационных изменений.

4.                   Использование базовых показателей за предыдущий год (период).

5.                   Четкая система факторов, влияющих на планируемый показатель.

6.        Выбор оптимальной величины показателя из ряда вариантов, в результате чего прибыль и рентабельность приобретают значение исходных целевых показателей на основе которых разворачивается процесс планирования.

Факторный метод планирования прибыли и рентабельности включает в себя пять последовательных этапов:

1. Расчет базовых показателей за предшествующий год.

2. Постановка целей хозяйственной деятельности на планируемый   период.

3. Программирование индексов инфляции.

4. Расчет плановой прибыли и рентабельности по вариантам.

5. Выбор оптимального варианта.

Базовые показатели за предшествующий год – это отчетные показатели, но скорректированные на условия, действующие к началу года и сопоставимые с ними, освобожденные от случайных факторов.

Рассмотрим базовые показатели на АО “Казбиохимия”, полученные на основе действующей отчетности (табл. 2).

На втором этапе предприятие должно определить целевые варианты путей хозяйствования в следующем году. Цели должны быть четко сформулированными согласованными с потребностями рынка и ресурсными ограниченными и в дальнейшем сгруппированы в факторы. Выбор последних обусловлен непосредственным воздействием на величину прибыли и рентабельности.

             

   ТАБЛИЦА 2 — Базовые показатели АО “Казбиохимия” за 2008 г.

Показатели

Величина показателя

1. Выручка от реализации продукции (работ, услуг без НДС, акцизов, таможенных пошлин, тыс. тг.)

127052,519

2. Себестоимость реализованной продукции (работ, услуг), тыс. тг.

104600,577

3. Прибыль от реализации продукции, тыс. тг.

22451,943

4. Прочая прибыль, тыс. тг.

1708,240

5. Валовая прибыль, тыс. тг.

25781,309

1.                          Структура себестоимости продукции в процентах:

а) материальные затраты в %

б) зарплата с начислениями в %

в) амортизационные отчисления в %

г) прочие затраты в %

100

80

15

5

2.                          Стоимость активов предприятия на конец года, тыс. тг.

а) немобильные активы, тыс. тг.

б) материальные запасы и затраты, тыс. тг.

в) денежные и прочие активы, тыс. тг.

130975,451

82763,726

25345,997
22865,728

Такими укрупненными факторами являются:

1.       Рост (снижение) выручки от реализации сравнимой продукции в сопоставимых ценах.

2.       Изменение себестоимости сравнимой продукции.

3.       Выпуск несравнимой продукции.

4.       Изменение цен на продукцию предприятия.

5.       Изменение цен на покупные товарно-материальные ценности.

6.       Изменение оценки основных средств и капитальных вложений предприятия.

7.       Изменение оплаты труда в связи с инфляцией.

8.       Изменение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций.

9.       Изменение стоимости активов предприятия

10.   Рост (снижение) величины собственного капитала предприятия.

Приведем сводные данные о целевых установках АО “Казбиохимия” в планируемом 2008 году по одному из возможных вариантов (табл. 3)

Предлагаемые данные инфляции на планируемый год предприятием определяются на основе собственной информации о движении цен и неизменной структуры продукции или затрат. Важно ввести постоянные наблюдения за индексами цен с выделением для этого достаточно представительной группы товаров или затрат. При этом даже несовершенные индексы инфляции лучше, чем их полное отсутствие.

Для факторного метода планирования прибыли и рентабельности необходимы четыре индекса инфляции:

1.           Изменение “продажных” цен для продукции (работ, услуг) производимых предприятием (И-1).

2.           Изменение “покупных” цен для товарно-материальных ценностей, приобретаемых предприятием. (И-2)

3.           Изменение стоимости основных средств и капитальных вложений по балансовой оценке (И-3)
ТАБЛИЦА 3 — Факторы изменения прибыли и рентабельности в % к         базовому году (без учета инфляции).

                    Факторы

   Величина

   факторов

1. Рост выручки от реализации сравнимой продукции (работ, услуг)

+ 10,0

2. Снижение себестоимости

— 0,8

3. Прирост несравнимой продукции (рентабельность продаж 30%)

+5,0

4. Снижение прибыли от прочей реализации и внереализационных операций

+20,0

5. Рост стоимости активов предприятия

+8,0

6. Финансовый рычаг в планируемом году (отношение стоимости всех активов предприятия к собственному капиталу)

+2,2

Итак, плановая прибыль, полученная факторным методом по АО “Казбиохимия” составляет 26728.735 тыс. тг., что больше, чем в базовом году на 427,693 тыс. тенге, за счет следующих факторов: роста объема реализации сравнимой продукции (2245.194 тыс. тг.) снижения себестоимости сравнимой продукции (+92.0485 тыс. тг.), выпуска новой продукции (+1905.788 тыс. тг.), прочей прибыли (-341.648 тыс. тг.), инфляционных факторов. Все расчеты сделаны в предположении, что структура сравнимой продукции и затрат существенно не меняются по отношению к предшествующему году. Если все же изменения есть, то в качестве самостоятельного фактора можно ввести структурные сдвиги в производстве и затратах.

Факторный метод позволяет достаточно достоверно планировать финансовую деятельность предприятия и оценивать ее результаты в условиях нестабильности экономики и инфляционного роста цен. В дальнейшем он может стать основой для перехода к нормативным методам планирования финансовых показателей.

Сегодня частные, коллективные акционерные иностранные предприятия функционируют на началах коммерческого расчета, не допускают централизованного вмешательства в процесс распределения дохода, остающегося после внесения платежей в бюджет и возврата кредитов. Они самостоятельно определяют части дохода, направленные на оплату труда и премирование работников, на выплату дивидендов, на производственные инвестиции. Государственным предприятиям, которые в большей или меньшей степени сохраняются и при переходе к рынку, следует представить такие же права в области распределения доходов, что и предприятиям, базирующимся на других видах форм собственности.

Таким образом, в новых условиях хозяйствования повышается роль распределительной функции прибыли, формирование и использование которой является единственным взаимосвязанным процессом.

Теоретической базой экономического анализа финансовых результатов деятельности предприятия является принятая для всех предприятий, независимо от форм собственности, единая модель хозяйственного механизма предприятия, основанная на налогообложении прибыли в условиях рыночных отношений, которая по сути дела является моделью формирования и распределения финансовых результатов.

Распределение прибыли выступает одним из направлений внутрифирменного планирования имеющегося особенно важное значение в условиях рыночной экономики. Государство не устанавливает нормативов распределения прибыли, предприятие самостоятельно определяет направление и пропорции, формирует необходимые ему фонды и резервы.

Чистая прибыль на предприятиях распределяется в резервный фонд потребления и фонд накопления.

Резервный фонд предназначен для обеспечения финансовой устойчивости в период временного ухудшения производственно – финансовых показателей. Он также служит для компенсации ряда денежных затрат, возникающих в процессе производства и потребления продукции.

Фонд потребления складывается из двух частей: фонд оплаты труда и выплаты из фонда социального развития. Фонд оплаты труда является источником оплаты по труду, любых видов вознаграждения и стимулирования работников предприятия. Выплаты из фонда социального развития расходуются на проведение оздоровительных мероприятий, частичное погашение кредитов за кооператив, индивидуальное жилищное строительство, беспроцентные ссуды молодым семьям и другие цели, предусмотренные мероприятиями по социальному развитию трудовых коллективов.

Фонд накопления образуется за счет амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов и части чистой прибыли указаны в таблице 5.

ТАБЛИЦА 5 — Использование прибыли, тыс. тенге.

2007г.

2008г.

2008г. в % к 2007г.

Балансовая прибыль

14565.711

2578131.308

177

Плата в бюджет

4852.162

8636.848

178

Фонд накопления

2046.296

2209.910

108

Фонд потребления

3725.275

6780.001

182

Благотворительные цели

12752

78552

616

Другие цели

1697.142

1900.799

112

Прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия

71885.715

12316.316

171
    продолжение
–PAGE_BREAK–

В 2006г. на АО “Казбиохимия” были образованы: фонд накопления, средства которого идут на развитие производства и фонд потребления, который направляет средства на социальное развитие и материальное поощрение.

Распределение прибыли должно активно воздействовать на улучшение всех результативных показателей производственно-хозяйственной деятельности.

2.2 Методика расчета и корректировки прибыли в условиях свободных рыночных цен.

Показатели финансовых результатов характеризуют абсолютную эффективность хозяйствования предприятия. Важнейшим среди них является показатель прибыли. Конечным финансовым результатом производственно-хозяйственной деятельности предприятия выступает балансовая прибыль, которая представляет собой алгебраическую сумму трех слагаемых: прибыль от реализации товарной продукции предприятия; прибыль от прочей реализации; сальдо (положительная или отрицательная разность) доходов от внереализационных операций. Формализованный расчет балансовой прибыли представлен следующей формулой:

Рб=Рр+(-)Рвп+(-)Ррп, где Рб — балансовая прибыль, Рр — прибыль или убыток от реализации продукции (работ, услуг), Рвп — сальдо доходов или расходов от внереализационных операций, Рпр — прибыль или убыток от прочей реализации.

Прибыль от реализации продукции в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов и затратами на производство и реализацию продукции, включаемыми в себестоимость. Прибыль от реализации продукции определяется следующим расчетом:

Рр=Np-Sp-Pндс-Ра, где Np – выручка от реализации продукции (работ, услуг); Sp – затраты на производство реализованной продукции, включаемые в себестоимость; Рндс – налог на добавленную стоимость; Ра – величина акцизов.

Прибыль от прочей реализации включает финансовые результаты (прибыль, убыток) от реализации продукции, работ, услуг подсобных и обслуживающих производств, а также от реализации покупных товарно – материальных ценностей. К прочей реализации предприятия относятся не включаемые в объем реализуемой продукции основной деятельности работы и услуги непромышленного характера, в том числе по капитальному ремонту и по капитальному ремонту и по капитальному строительству: услуги транспортных хозяйств; реализация покупной тепло энергии, пара, а также полученных со стороны полуфабрикатов, не подвергшихся обработке и монтажу.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются:

–                       доходы, полученные от долевого участия в совместных предприятиях;

–                       доходы от сдачи имущества в аренду;

–                       доходы по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащих предприятию;

–                       доходы от проведения операций, непосредственно связанных с производством и реализацией продукции, включая суммы, полученные в возмещение убытков;

–                       экологические санкции, штрафы, неустойки, полученные за нарушение условий перевозок по всем видам транспорта, за невыполнение договорных обязательств по поставкам продукции заказчикам, за поставку некачественной продукции и т. д.;

–                       доходы и расходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

Балансовая прибыль является основой для определения величины налогооблагаемой прибыли.

Для целей исчисления облагаемой прибыли валовая прибыль корректируется:

–                       увеличивается на сумму превышения расходов на оплату труда персонала предприятия, занятого в основной деятельности, в составе себестоимости реализованной продукции по сравнению с их нормируемой величиной;

–                       уменьшается на сумму:

а) рентных платежей, вносимых в бюджет в установленном порядке;

б) доходов, полученным по акциям, облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию;

в) дохода долевого участия в деятельности других предприятий;

г) прибыли от производства и реализации произведенной сельскохозяйственной продукции;

д) прибыли от страховой деятельности и осуществления банковских операций и сделок;

е) доходов от видеосалонов, проведения концертных мероприятий, от посреднической деятельности.

При определении прибыли, облагаемой налогом, из валовой прибыли исключается сумма отчислений в резервные и другие аналогичные по назначению фонды, формируемые предприятиями.

Проведем анализ и оценку уровней и динамики показателей финансовых результатов деятельности АО “Казбиохимия” на основе данных таблицы 6.

Данные таблицы 6. показывают, что в отчетном периоде на предприятии произошел рост основных показателей финансовых результатов деятельности. Такое резкое увеличение прибыли в 2007 году вызвано общеэкономическими причинами, а именно: нарастанием инфляционных процессов и неуклонным ростом цен на все виды товаров и услуг АО “Казбиохимия”.

 

 
    ТАБЛИЦА 6 — Динамика показателей прибыли, тыс. тг.

Показатели

2007г.

2008г.

2008г.

 в % к 2007 г.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг) без НДС и акцизов

74219141

127063169

171.2

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг)

11843780

22443963

189.5

Прибыль от прочей реализации

1491327

1707569

114.5

Прибыль от внереализационных операций

1230604

1620705

131.7

Балансовая прибыль

14565711

25781308

177

Налогооблагаемая прибыль

13129807

22478230

171

Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия

8929739

15305574

171.4

       Вертикальный (структурный) анализ данных таблицы  показывает, что в составе балансовой прибыли – прибыль от реализации продукции в отчетный период составила 87%, а в предшествующем периоде 81.3%. на долю прибыли от прочей реализации приходиться соответственно 6.6% и 10.2%, а на долю прибыли от внереализационных операций соответственно 6.2% и 8.4%. Прошедшие структурные изменения в составе балансовой прибыли следует рассматривать положительно, поскольку увеличение доли прибыли от реализации характеризует повышение активности предприятия, а производственно-хозяйственной деятельности, которая является основой для улучшения финансовых показателей.

При анализе выполнения плана по выпуску и реализации продукции имеет место анализ номенклатуры, ассортимента и структуры выпускаемой продукции, поскольку только конкретные виды продукции удовлетворяют определенную потребность, интересуют покупателя с одной стороны, а с другой, от структуры выпускаемой продукции, трудоемкость и рентабельность.

Структура выпуска продукции и ее реализация характеризуется соотношением отдельных видов товарной продукции. АО “Казбиохимия” при анализе структуры продукции применяется группировка на продукцию основной номенклатуры:

а) антибиотик;

б) консерванты крови, кровезаменители, изотопические растворы, препараты для лечения онкологических заболеваний;

в) прочая продукция.

В 1997 году положительное влияние на прибыль оказали циклофостан (рентабельность +449%), и новые препараты: ампиокс (рентабельность +54%) и таблетки анальгина (рентабельность+16.4%).

Эти и некоторые другие препараты постоянно пользуются спросом у потребителей и дают возможность предприятию выжить в сложных условиях.

Таким образом на АО “Казбиохимия” существует ряд высокорентабельных изделий, которые позволяют поддерживать низко рентабельную продукцию. Так как предприятие ведет многопрофильную деятельность, это дает возможность воспользоваться ситуацией и увеличить свою долю на рынке в расчете на последующий рост прибыли, достигаемой за счет увеличения реализации.

Сейчас сформировался экономический механизм, в котором каждое предприятие вынуждено вести себя как монополист: повышать цены и сокращать производство, чтобы обеспечить необходимый уровень заработной платы и прибыли. Именно этот процесс роста цен является основной причиной инфляции.

Уровень цены в конечном итоге определяется уровнем оплаты труда и прибыли. Поэтому необходимо воздействовать на эти два фактора: регулировать оплату труда и массу прибыли в цене. Массу прибыли в цене в свою очередь, реально регулировать через уровень рентабельности производства и реализации продукции.

Государственное регулирование заработной платы и рентабельности позволит резко снизить темпы инфляции, стабилизировать рубль и создать нормальные условия для работы предприятий.
 ГЛАВА 3. ПУТИ УВЕЛИЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ       ПРЕДПРИЯТИЯ (на    примере АО «Казбиохимия»)   

3.1 Пути снижения непроизводственных расходов и потерь.

      В современных условиях рынка устойчивая деятельность предприятия зависит от внутренних возможностей данного предприятия эффективно использовать все имеющиеся в его распоряжении ресурсы.

Как свидетельствуют данные за последнее десятилетие, одним из важнейших резервов себестоимости продукции и получения прибыли является снижение непроизводственных расходов и потерь. Непроизводственные расходы и потери ведут к понижению эффективности общественного производства.

Состав непроизводственных расходов и потерь весьма разнообразен. Их характер и отношение к производственному процессу тоже различны. Поэтому для правильного их отчисления, организации и контроля необходима научно-обоснованная классификация непроизводственных расходов и потерь. Предлагаемые классификации построены по ряду признаков:

1.                      Так по характеру потерь ресурсов непроизводственных расходы и потери подразделяются на потери рабочей силы, потери средств труда и предметов труда (подразделением на потери сырья, материалов и готовой продукции).

2.                      По видам непроизводственных расходов и потерь представлена группировка по следующим признакам: от неполного использования ресурсов, от нерационального их использования, от непроизводственного использования.

3.                      В зависимости от принадлежности к процессу производства непроизводственные расходы и потери группируются по следующим признакам: расходы и потери в процессе производства продукции, ее распределения и обращения и потери, не связанные с этими процессами.

4.                      По источникам возмещения непроизводственные расходы и потери подразделяются на возмещенные за счет произведенного национального дохода и включаемые в продукт. К первому подразделению относятся непроизводительные расходы и потери, возмещаемые из прибыли и бюджета. Сюда относятся штрафы, пени, неустойки и другие непроизводительные расходы. Ко второму подразделению относятся непроизводные расходы и потери, которые включены в состав затрат, образующих себестоимость продукции. Сюда включают непроизводственные расходы и потери в сфере материального производства, которые представляют собой расход рабочей силы, предметов и средств труда, в результате которого не была получена продукция и уничтожение или снижение качества (порча) уже произведенной продукции. К таким расходам относится потери от простоев, от недостачи и порчи предметов и средств труда, потери от брака, потери отходов. Созданную продукцию, имеющую материально-вещественную форму, иногда уничтожают, портят, либо переводят в другую категорию качества из-за длительного хранения. Разница между ее первоначальной стоимостью и ценой использования также относится к непроизводственным расходам и потерям.

Важное значение имеет оценка потерь от брака. В настоящее время потери от брака в отчетности не отображаются. Анализ потерь от брака начинается с определения их удельного веса в себестоимости продукции. В 2009 году удельный вес потерь от брака в себестоимости не изменился по сравнению с прошлым годом и составил 0.1%. основная причина брака – это недобросовестное отношение рабочих и исполнителей к своим обязанностям, несоблюдение технологии, несоответствие применяемого материала, некачественное выполнение работы, неритмичность производства.

В целом же по предприятию потери брака невелики. Это было достигнуто благодаря проведенным мероприятиям, направленным на снижение потерь от брака. В частности на АО “Казбиохимия” систематически осуществляется контроль за правильным учетом бездефектной сдачи продукции ОТК. На складе готовых изделий работники ОТК ведут выборочный повторный осмотр изделий, стали применяться меры воздействия на виновников брака.

Наряду с анализом потерь от брака производиться анализ непроизводственных расходов, содержащихся в составе цеховых и общезаводских расходов, а также различного рода штрафов, пени, неустоек.

Непроизводственные расходы – это расходы, вызванные бесхозяйственностью, отсутствием бережливости и экономии. Непроизводственные расходы в полной мере следует относить к резервам снижения себестоимости.

Объективные процессы существования потерь – это нарушение пропорциональности и недоиспользования производительных сил, несоответствия  организационно-хозяйственных форм уровню развития и характеру производительных сил, природе и мере зрелости непроизводственных отношений общества. Субъективные причины потерь связаны с несоответствием профессионального и культурного уровня работников, достигнутому уровню НТП, несвоевременность устранения или разрешения тех или иных социально-экономических противоречий, осуществления необходимых организационно-технических мероприятий.

Необходимо отметить, что потери можно подразделить на учитываемые и скрытые. Учитываемые потери отражаются в отчетности в виде непроизводительных расходов, убытков перерасходов по отдельным статьям затрат. Сложно и одновременно очень важно выявлять скрытые потери. Так, например, потери при перевозках обычно документально не оформляются. Скрытыми потерями на транспорте являются приписки объемов перевозимых грузов, в промышленности и строительстве — объемов выполненных работ, продукции. Следует глубже анализировать потери, рассматривая в качестве последних неиспользованные возможности. Например, существенным резервом повышения эффективности производства является использование отходов и вторичных ресурсов. Рациональное использование отходов не только исключает эти потери, но и обеспечивает дополнительную прибыль.

К неиспользованным возможностям, то есть к потерям, надо отнести неэффективное использование созданного производственного потенциала. Основные производственные фонды используются недостаточно полно. Велики внутрисменные потери. Причинами низкого коэффициента сменности оборудования и значительных и значительных его простоев являются: недостаточный уровень специализации; несбалансированность числа рабочих мест и численности рабочих — станочников; неритмичность работы сопряженных цехов; материально — технического снабжения; недостаточная техническая оснащенность производства; частые поломки из-за устаревшего оборудования; нарушения технологической и трудовой дисциплины. Значительные возможности повышения отдачи производственного оборудования связаны с переводом машиностроительных предприятий из двух на трех сменный режим работы. Помимо прямого снижения фондоемкости продукции такой перевод дал бы возможность больше загрузить прогрессивное оборудование, высвободив устаревшее. Сократилась бы потребность в новых орудиях труда для технического обновления.

Большой удельный вес в составе непроизводственных расходов и потерь занимают затраты, связанные с уплатой штрафов.

В решении проблемы снижения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь наряду с созданием безотходных технологий и новой ресурсосберегающей техники, экономичных способов обработки, современных методов утилизации вторичных материалов важную роль играют экономические факторы, оказывающие непосредственное влияние на результат использования всех видов ресурсов, и среди них — учет, контроль и анализ как функции управления ресурсами, призванные обеспечить полной и достоверной информацией центры ответственности о допущенных потерях на всех уровнях хозяйствования.

Целенаправленная и эффективная работа по экономии всех видов ресурсов возможна только при умело налаженном учете и анализе, что подтверждается всей практикой их ведения.

Бесхозяйственность и расточительность во многих случаях являются следствием слабого учета, контроля и анализа. Недостатки в учете порождают потери еще потому, что при их наличии зачастую снимается ответственность за рациональное использование ресурсов и исключается возможность эффективного контроля за их использование. Получаемая на основе достоверного учета объективная информация позволяет хозяйственным руководителям вовремя установить участки и причины потерь ресурсов, определить наиболее результативные пути их экономии.

Рыночная экономика предполагает резкое сокращение непроизводственных расходов и потерь, повышение ответственности должностных лиц за результаты хозяйствования. Но многие предприятия и теперь продолжают необоснованно относить ряд непроизводственных расходов на себестоимость продукции. Для устранения таких негативных явлений учетный и аналитический аппарат  должны поставить прочный заслон припискам, хищениям и незаконным расходам. Необходимо совершенствование организационной структуры бухгалтерской службы, методологии учета и анализа, наличие высококвалифицированных кадров, которые были бы способны самостоятельно экономически мыслить.

Таким образом, основными факторами сокращения и ликвидации непроизводственных расходов и потерь являются:

1. Совершенствование организации учета непроизводственных расходов и потерь.

2. Введение новых систем оплаты и премирования (ввести показатель уровня материальной ответственности за брак К):

К = удержаний из заработной платы бракоделов / убытки от брака.

3. Повышение организационно-технического уровня производства. Снижение и ликвидация непроизводственных расходов и потерь в дальнейшем окажет положительное влияние на снижение себестоимость продукции, увеличения спроса на него и, соответственно, на повышение прибыли.
3.2 Совершенствование управления прибылью

в условиях рыночной экономики.

       Учитывая наличие проблем управления прибылью и рентабельностью производства, подход к механизму управления должен носить комплексный характер. В первую очередь, это непосредственно связано с эффективным управлением операционной системы в целом, то есть системы обеспечения производства продукции предприятия.

От руководителя требуется, прежде всего умение эффективно вести дело, то есть увеличивать прибыль. Известны две основные возможности увеличения прибыли: первая — наращивание объема выпуска и реализации товаров, вторая — уменьшение издержек. В наших условиях, когда практически на каждом предприятии имеются малорентабельные, убыточные производства, первый путь кажется нереальным. Однако, тщательный экономико-организационный анализ может подсказать выход даже из такого тупикового положения.

При неизменных экономических условиях легче было планировать и прорабатывать программу. Все функции по реализации программы перекладывались на предприятия. Однако многое меняется, и предприятие находится в динамических условиях, постоянно изменяться. Проанализировав ситуацию, необходимо создавать программу в комплексе для ее лучшей реализации. Главный упор делается на конкретное совершенствование хозяйствования, особенно на тех участках, которые приносили убыток (или были малорентабельны). В противном случае следует поставить вопрос об их ликвидации.

Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия по результатам работы предприятия, на повышение его эффективности по сравнению с затратами, поиску комплекса инструментов, позволяющих из стихийного получения доходов предприятий перейти к регулируемым доходам. В то же время, недостаточно обеспечить только прибыльность предприятия.

Прибыль должна быть настолько весомой, чтобы обеспечивать все расширенное воспроизводство, решение стоящих перед предприятием задач. В современный период рыночная конкуренция должна быть более жесткой, но не за счет фактора цены, а в результате появления более изощренных, тонких методов и форм соперничества предприятий на рынке. Выживание предприятия все чаще обуславливается действием факторов более досрочного порядка, нежели просто экономия на каких-либо видах прямых или накладных расходов. Необходимо, чтобы предприятие гораздо больше времени уделяло таким сферам, как реализация и сбыт продукции, увеличение доходов, чем собственно управлению производством с целью снижения издержек. Так как нужды и запросы потребителей быстро распространяются по всему свету, то они становятся чрезвычайно индивидуализированными, а рынки очень разнообразными по своей структуре; руководство предприятия, если оно стремится к преуспеванию на рынке, должно неукоснительно следовать правилу: делать, прежде всего ставку на увеличение доходов, а не на снижение издержек (хотя они и взаимосвязаны).

Таким образом, в настоящее время необходимо, чтобы руководство предприятием не столько на получение максимальной прибыли, сколько на получение максимального дохода. Как же упоминалось, максимальное получение прибыли в основном связывается со снижением производственных издержек. Однако, в условиях, когда самими затратами предприятие может управлять, в основном только расход их количества, а цена на каждый входной материал (ресурс) практически неуправляемая, а в условиях не замедляющейся инфляции и бесконтрольности, предприятие крайне ограничено в возможности снижать производственные издержки, добиваясь таким путем увеличения прибыли. Поэтому, здесь возникает необходимость переоценки других качественных характеристик, влияющих на увеличение доходов предприятия.

Современное производство должно соответствовать следующим параметрам:

1. Обладать большой гибкостью, способностью быстро менять ассортимент изделий, так как неспособность постоянно приспосабливаться к запросам потребителей, обречет предприятие на банкротство.

2. Технология производства осложнилась на столько, что требует совершенно новые формы контроля, организации и разделения труда.

3. Требования к качеству не просто возросли, а совершенно изменили характер. Мало выпускать хорошую продукцию, необходимо еще думать об организации послепродажного обслуживания, о предоставлении потребителям дополнительных фирменных услуг.

4. Резко изменилась структура издержек производства. Одновременно все более возрастает доля издержек, связанных с реализацией продукции. Все это требует принципиально новых подходов к управлению и организации производства, непосредственно касается и управления прибылью. Более того, они должны найти достойное место в разработке управления ею в рамках предприятия в целом.

Особой проблемой является и повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращения всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю. Естественно, что такой подход требует совершенно иного в управлении качеством продукции и организации поставок.

Осуществляя тактику постоянных улучшений даже в давно известных изделиях, можно обеспечить себе неуклонный рост доли рынка, объемов продаж и доходов. Необходимо уметь управлять доходами, а следовательно и прибылью.

При рассмотрении прибыли сталкиваются интересы различных сторон: государства, которое рассчитывает на рост производства и реализацию продукции, увеличение прибыли, что означает нарастание налоговых отчислений в казну; трудового коллектива, который рассчитывает на свою долю прибыли;  банков, которых беспокоит платежеспособность фирмы, возвратность полученных ссуд и обеспечение представления новых; руководства предприятия, стремящегося как можно большую часть прибыли оставить нераспределенной, в качестве ресурса, резерва, позволяющего укреплять основы самофинансирования.

Руководителю придется так планировать распределение прибыли, чтобы не нанести ущерба ни одной стороне, и в тоже время обеспечить благосостояние предприятия.

На деятельность предприятий должно большое внимание оказывать гибкое государственное регулирование с использованием экономических рычагов. В странах Запада государство воздействует на них через систему стимулирующих мер. Ускоренная амортизация обеспечивается за счет уменьшения налогооблагаемой прибыли. Этим методом государство регулирует рентабельность в различных секторах экономики. Наиболее быстрая амортизация предусмотрена в передовых отраслях индустрии. Помимо прочего, такая политика подталкивает предприятия к ускоренному обновлению основного капитала, оборудования, выпускаемой продукции.

Оборот производственных фондов есть непрерывный, периодически повторяющийся процесс, в результате которого авансированная стоимость полностью возвращается к своей исходной форме. В результате обеспечивается процесс воспроизводства. Скорость оборота измеряется числом его оборотов, совершаемых в течение года. Его ускорение означает сокращение времени производства или времени обращения и свидетельствует о повышении эффективности используемого капитала. Кроме того, ускорение влияет на: прибыль в сторону ее повышения, на снижение себестоимости продукции и повышение рентабельности производства.

Таким образом, к основным факторам, влияющим на прибыль относятся:

1. Конкурентоспособность выпускаемой продукции, в силу того, что предприятие должно существовать для потребителя и только клиенты, потребности которых удовлетворяются, дают предприятию возможность выжить на рынке и получить доход.

2. Высокая мобильность на рынке, свобода экономического маневра, делающая объективно необходимыми учет рыночной конъюнктуры, гибкое маневрирование всеми имеющимися   ресурсами для достижения эффекта.

3. Ритмичность и гибкость производства, способность быстро менять ассортимент продукции в соответствии с запросами потребителей.

4. Разработка мер по улучшению выпускаемой продукции, способность предприятия дать потребителю товар более высокого качества или обладающий какими-либо новыми свойствами, причем за туже цену, при тех же издержках производства.

Все эти факторы являются важными для эффективного функционирования предприятия, только с их помощью предприятие сможет получить максимальную прибыль. Однако, ведущим является производство товаров более высокого качества, иными словами, удовлетворение на потребности потребителей и определение набора товарных групп, наиболее предпочтительных для успешной работы на рынке. Товар, спрос на который существует, считается рентабельным и будет приносить предприятию больше дохода, а высокий уровень рентабельности при наличии свободной конкуренции служит символом для перелива капиталов и вложения средств в отрасли с более высокой нормой прибыли (рентабельности). Для рынка неприемлемы регулируемые цены, но уровнем рентабельности монополистов производителей, их можно регулировать.

Управление прибылью предприятия сводится к разработке механизма организационно-экономического воздействия на результат предприятия, поскольку позволяет из стихийного получения доходов перейти к регулируемым доходам.

Управление прибылью должно носить государственный характер. Необходима четко проработанная налоговая политика государства, так как она является необходимым инструментом проводимой реформы. Налоговая система должна быть гибкой, стимулировать развитие передовых, эффективных производств, а налоги должны быть четкими и стабильными. Именно стабильность приведет к увеличению прибыли (дохода) предприятия.

С целью совершенствования экономического механизма управления прибылью необходимо:

1. Строгое соблюдение заключенных договоров по поставкам продукции. Особо важно заинтересовать предприятие в производстве престижных и наиболее нужных для рынка изделий.

2. Проведение масштабной и эффективной политики в области подготовки персонала, что представляет собой особую форму вложения капитала.

3. Повышение эффективности деятельности предприятия по сбыту продукции. Прежде всего, необходимо больше внимания уделять повышению скорости движения оборотных средств, сокращению всех видов запасов, добиваться максимально быстрого продвижения готовых изделий от производителя к потребителю.

4. Снижение непроизводительных расходов и потерь.

5. Внедрение в практику оперативного учета затрат на производство продукции.

6. Применение самых современных механизированных и автоматизированных средств для решения задач анализа прибыли и рентабельности.

7. Совершить перенос акцентов в управлении прибылью на управление доходом предприятия.

Выполнение этих предложений значительно повысит эффективность управления прибылью на предприятии.    продолжение
–PAGE_BREAK–