Влияние табакокурения на психическое развитие детей и подростков Пу

–PAGE_BREAK—        ассоциации или связи с приятной обстановкой и удовольствием. Курение ассоциируется с послеобеденным кофе, занимательной беседой, компанией друзей.
В распространении этой вредной привычки имеет значение свое­образное принуждение детей к курению со стороны курящих. В школах курящие считают некурящих трусами, «маменькиными сын­ками», не вышедшими из-под опеки родителей, несамостоятельны­ми. Независимо от характера причин, толкнувших на курение, ответ, как правило, повторяется. Желание покурить, вдохнуть аромат та­бачного дыма и затянуться приходит незаметно, но, к сожалению, становится все более сильным.
Данные исследования причин курения у школьников и студентов (на основе анкетирования и опроса 2 000 курильщиков) приведены в таблице.[2]
«Результаты исследования причин курения у школьников и студентов».
Возрастная группа
Процентное соотношение зависимости от причин курения
Подражание другим
Чувство новизны, интереса
Желание казаться взрослыми
Точная причина не известна
Учащиеся 5-6 классов
50,0
41,5
5,5
3,0
7-8 классы
35,6
30,0
10,4
24,0
9-10 классы
25,5
24,0
15,0
35,5
Студенты
1 курса
4,1
25,5
25,0
45,4
3 курса
1,5
10,0
25,1
63,4
6 курса
0
0
1,5
98,5
Часть ребят начинают курить очень рано — с пятого класса. Поло­вина из них подражают товарищам по школе, двору, причем, как правило, более старшим. Еще почти половина ребят курят из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички, спрятаться в укромном месте… Это похоже на маленькое приключение.
Но вот со школьной скамьи вчерашний одиннадцатиклассник по­падает в вузовскую аудиторию. Теперь он стал действительно почти взрослым, самостоятельным. Более четверти опрошенных курят, чтобы показаться солиднее. Да и просто «по привычке» курят очень многие! Уже на третьем курсе берут в руки сигарету более 60% сту­дентов. Следует подчеркнуть, что опрос проводился среди студентов медицинского университета. А ведь именно медики лучше других знают о вреде курения.
В распространении курения среди девушек немалую роль играет мода. На материале анкетного опроса, проведенного «Комсомоль­ской правдой», на вопрос, почему девушки стали курить, 60% из них ответили, что «это красиво», «это модно», другие ответили, что «ку­рят, потому что хотят нравиться», «хотят привлечь к себе внима­ние». Часто девушки начинают курить в компаниях. Видя, что ку­рящие девушки обращают на себя большее внимание мужской части компании («лучше смотрятся», «выглядят самостоятельнее»), «ра­быни моды» не желают отставать от курящих и тоже тянутся за си­гаретой.
Психологию тяги девушек к курению тонко описывает Е. И. Руденко. Девушку интересует не столько сам акт курения, сколько вся процедура курения, приобретающая характер своеобразного ритуала. Это и неторопливое распечатывание сигаретной пачки, и извлечение из нее сигареты, и задумчивое разминание ее отманикюренными пальчиками, и закуривание от пламени краси­вой зажигалки или манерно поднесенной спички и уже, наконец, само курение с плавными движениями руки с дымящей сигаретой к пепельнице, сбрасывание пепла, сопровождающееся изящным по­стукиванием пальца по сигарете, искусное пускание дымовых ко­лечек — несомненное свидетельство совершенного владения техни­кой курения. Вот арсенал средств моды, дающий право девушке, овладевшей им, считаться вполне «современной».[3]
Согласно данным статистики, представительницы женского пола начинают курить обычно позже, чем представители мужского: соответственно в среднем в 15-22 года и в 12-18 лет. Здесь сказывается влияние различных факторов: ослабление контроля родителей; особенности компании для девушек; курит или не курит ее знакомый юноша или мужчина. Нередко некоторые курильщики стремятся вовлечь в эту вредную привычку других людей — то ли с целью привлечь их к себе, привязать сильнее, то ли для того, чтобы убедиться в своем влиянии на них.
После 30 лет обычно начинают курить редко — к этому времени человек уже достаточно созрел для того, чтобы не совершать необдуманных поступков, умышленно же начинать курить он не станет, так как вред курения в принципе всем известен. Ослабевает к этому возрасту и влияние непосредственного окружения, и человек ориентируется на более широкий круг людей, не замыкаясь на представлениях и характере поведения какой-либо узкой группы людей. Вместе с тем порой и в зрелом возрасте человек может оказаться податлив к предложению начать курить: например, следуя настоятельным советам окружающих курильщиков в случае какого-либо несчастья, когда самоконтроль ослаблен, а курение рекомендуют в качестве отвлекающего и успокаивающего средства. Чаще это давление оказывается действенным в отношении женщин.
Следует отметить, что некоторые курильщики считают курение для себя безвредным, а в некотором отношении и полезным. При этом вредные стороны действия наркотического вещества выставляются в качестве привлекательных и полезных. Например, курение в определенной ситуации могут рекомендовать для заглушения чувства голода.
Итак, если причинами начала курения у мужчин являются стремление подражать взрослым, отождествление курения с представлениями о самостоятельности, силе, мужественности, то у девушек начало курения часто связано с кокетством, стремлением к оригинальности, желанием нравиться юношам.
1.2.Мотивационные аспекты курения подростков
Установлено, что среди подростков 12-17 лет очень многие хотя бы раз пробовали курить и достаточно большое число (по некото­рым данным до 42%) являются постоянными курильщиками. О том, что курение достаточно прочно вписалось в жизнь подростков, сви­детельствуют и данные, полученные с помощью методики «Ассо­циации». Слова «курение» и «курить» вызывают у подростков ассо­циации с друзьями, дискотекой, тусовкой, компанией, подъездом, школьной переменой, рыбалкой и т. д.
Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об от­рицательном влиянии табака на здоровье. Некоторые из них утвер­ждают, что наблюдают негативные последствия курения на своих знакомых курильщиках. Наиболее значимыми последствиями отри­цательного влияния курения на здоровье считаются следующие:
— ограничение  физических  возможностей  (трудно заниматься спортом, танцами);
— появление зависимости от табака (наиболее сильный негативный момент курения для молодежи заключается в том, что они объясняют свою невозможность отказаться от курения отсутствием воли);
— проявление внешней непривлекательности (желтый цвет кожи, зубов и ногтей). Этот момент очень актуален для подростков, так как они придают большое значение внешнему виду (это связано с развитием процесса социализации подростков и появлением межполового интереса);[4]
— материальные затраты (трата денег).
Однако, несмотря на множество негативных сторон курения, оно, по мнению молодежи, имеет всего три, но очень веских положительных момента:
— снятие напряжения (курение — хороший способ расслабиться, отвлечься от проблем; подобный стереотип складывается вследствие психологических защит: подросткам, совершающим  порицаемые  обществом действия,  необходимо  оправдаться как перед собой, так и перед окружающими);
— возможность повысить собственный авторитет (в подростковой и молодежной среде курение воспринимается как признак взрослости; по их мнению, курящим легче найти себе компанию, чем некурящим);
— сплочение группы (подростки считают, что курение сплачивает компанию; легче завязывается разговор; во время курения легче познакомиться с другими ребятами).
Основным мотивом начала курения является желание приобрести друзей, стать «своим» в компании сверстников или старших ребят. Сигарета для подростков является своего рода паролем, благодаря которому подросток может попасть на желаемую территорию и быть уверенным, что его примут. Куря, подросток показывает членам референтной группы, что он такой же, как они.
Близким мотивом считается влияние сверстников. Это влияние огромно. Наиболее активным и инициативным подросткам просто необходимо, чтобы за ними последовали товарищи, и ради этого они идут на все. Справиться с давлением сверстников порой бывает очень трудно, особенно в случае открытого вызова: «Почему бы тебе не попробовать закурить? Боишься, что застукают?» Или, может быть, даже: «Да у тебя не хватит смелости, сопляк!» Или еще хуже, в форме угрозы: «Кури, или…» Отказ несет в себе риск исключения из общей толпы. Иногда давление сверстников носит скрытый характер, и его трудно распознать сразу: например, восхищение старшим и популярным подростком, который курит.
Кроме того, курение «дает ребятам» шанс достаточно легко доказать себе и окружающим свою взрослость и независимость. Курение — неодобряемое, а иногда и запрещенное занятие, поэтому, нарушив запреты и идя наперекор мнению взрослых, подросток испытывает удовлетворение от собственной смелости, чувствует себя самостоятельным, способным не обращать внимания на мнение взрослых.
Довольно сильным фактором начала курения является курение самих родителей. Если один или оба родителя курят, то возрастает вероятность того, что подросток последует их примеру.
И немаловажное значение для начала курения имеет естественное любопытство подростков. Дискуссии по вопросу курения сами по себе уже могут вызвать естественное любопытство подростка. Некоторые ребята пробуют закурить, чтобы просто узнать, с чем связан весь этот шум.
Высказывания взрослых относительно причин курения подростков (методика «Мое письмо курящему подростку») незначительно отличаются от суждений подростков. Взрослые отмечают, что подростки начинают курить из-за желания стать взрослыми, под влиянием сверстников, моды. Здесь и личные проблемы, желание выделиться, стремление все попробовать, слабость воли.[5]
Представляет интерес также мотив отказа от курения (прекращения курения или неначинания). В качестве одного из мотивов выступает страх ухудшения или ухудшение здоровья. Данный мотив актуален для учащихся 12-17 лет. В основе данного мотива лежит активная пропаганда против курения. Подростков сильнее «пугают» те проявления негативного влияния курения на организм, которые можно увидеть. Кроме пропаганды против курения, в формировании данного мотива играют роль и личные впечатления подростков, которые они получают, наблюдая за изменениями собственного самочувствия (курящие подростки) и самочувствия знакомых. Подростки отмечали, что чувствуют сами или замечают у друзей появление головокружения, тошноты, постоянного кашля, ослабление физических возможностей.
Другим мотивом отказа от курения являются деньги. Подростки бросают или не начинают курить по причине недостатка денег. Чтобы достать денег на сигареты, им приходится обманывать родителей, экономить или зарабатывать самим. При этом они считают, что заработанные деньги лучше тратить на что-то другое, а не на сигареты. Данный мотив актуален для учащихся 12-17 лет.
Не менее важным мотивом отказа от курения считается страх перед родителями. Этот мотив актуален в основном для подростков 12-14 лет, а также для учащихся 15-17 лет с небольшими задержками социально-психологического развития (немного инфантильных) или воспитывающихся в семьях с очень строгими родителями. Эти учащиеся боятся быть наказанными или не хотят расстраивать родителей.
Еще один важный мотив отказа от курения — желание не быть как все. Данный мотив актуален для учащихся 15-17 лет. Юноши и девушки считают, что не курить сознательно, демонстрируя таким образом собственное мнение, могут только сильные люди. Для них подобный поступок является достойным уважения. Старшеклассники считают, что сильный человек может доказать себе и окружающим, что он не хуже других благодаря своим умениям, поступкам, а не курением. Кроме того, в массово курящей молодежной среде отказ от курения становится достаточно сильным поступком, способом выражения собственного «Я». Бросив курить, молодой человек доказывает своим друзьям, что он больше не зависит от мнения окружающих, а поступает, руководствуясь собственным мнением.
В качестве мотивов своего собственного некурения взрослые мужчины и женщины назвали: вред здоровью и непривлекательность процесса курения.
Таким образом, проблема курения в подростковой среде стоит достаточно остро. Исследования показывают, что современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье (ограничение физических возможностей, появление зависимости, проявление внешней непривлекательности, трата денег). В то же время они устойчиво видят положительные моменты курения: снятие напряжения, повышение авторитета среди сверстников, сплочение группы. Основным мотивом начала курения подростки считают:
–        желание приобрести друзей;
–        влияние сверстников;
–        чувство взрослости и независимости;
–        курение родителей;
–        любопытство.
Подростки достаточно убедительно указывают мотивы отказа от курения: ухудшение здоровья, отсутствие денег и нежелание их тратить на курение, страх перед родителями, желание не быть как все. Объяснения причин курения подростков значительно не отличаются по содержанию в высказываниях взрослых и самих подростков. В некоторых случаях подростки лучше разбираются, чем взрослые, в причинах их собственного курения.
1.3.Физиологические и психологические последствия
табакокурения
Некоторые курильщики полагают, что сигаретные фильтры, освобождая дым от содержащихся в нем частиц, делают его безвредным. К сожалению, это не так. Предлагаемые поглотители так и не достигают желаемой цели, а наиболее часто употребляемые фильтры, изготовленные из специально обработанных сортов бумаги, задерживают не более 20% содержащихся в дыме веществ. Всасываясь, через слизистые оболочки, в кровь и разносясь по всему организму, эти вещества производят в своей совокупности то своеобразное действие, ради которого курильщик спустя некоторое время вновь начинает курить.
Разрушительное воздействие на организм первым оказывает тепло. Чтобы ввести дым из полости рта и носоглотки в легкие, курильщик автоматически и незаметно, слегка приоткрывая рот, вдыхает порцию воздуха, с которым дым изо рта и носоглотки попадает в легкие. Температура воздуха, поступающего при этом в рот, обычно на 40°С ниже температуры дыма. Такие значительные перепады температуры во время курения отражаются на состоянии зубной эмали. В результате этого зубы у курящих начинают разрушаться раньше, чем у некурящих.
Нарушения зубной эмали способствуют отложению на поверхности зубов табачного дегтя, вследствие чего эмаль приобретает желтоватый цвет, а полость рта начинает издавать специфический запах, ощущаемый при разговоре с курильщиками.
Температура оказывает влияние на слизистые оболочки рта и носоглотки. Капилляры их расширяются, слизистая оболочка (щек, нёба, десен) подвергается раздражению, воспаляется. Тепло табачного дыма и находящиеся в нем химические вещества (аммиак, кислоты и др.) раздражают слюнные железы. Наступает усиленное выделение слюны, которую курильщики вынуждены сплевывать. Часть слюны они проглатывают. Ядовитые вещества дыма (анилин, сероводород и др.), переходя в слюну, действует на слизистую оболочку желудка, что не остается бесследным (потеря аппетита, боли в области желудка, чередование запора и поноса, гастрит, язва желудка и др.).
Органы дыхания. Табачный дым поступает в организм куриль-     щика через органы дыхания. Компоненты, находящиеся в табачном дыме, раздражают слизистую оболочку дыхательных путей, вызывая      ее воспаление. Появляется мучительный кашель. Голосовые связки,     расположенные в дыхательных путях, также воспаляются, в результате голос приобретает грубый тембр, становится хриплым, а затем     сиплым. В легких при курении постепенно скапливаются табачный дым и сажа. Мучительный кашель травмирует ткани легкого, снижается их эластичность, накапливается слизь, происходит вздутие легких, значительно ослабевает дыхание. Курение оказывает особенно неблагоприятное влияние на органы дыхания молодых людей, так как легкие их полностью еще не сформированы. Отмечено, что у курящих подростков объем грудной клетки и развитие легких примерно на 25% отстают от этих показателей у некурящих. Чаще страдают они простудными заболеваниями, органов дыхания, а также и в общем состоянии. Средняя масса тела у курящих по сравнению с некурящими оказалась на 1 кг меньше, вентиляция легких на 10% ниже, усвоение кислорода было меньше нормы на 10-12%, за одно сокращение сердца к тканям поступало примерно на 20% кислорода меньше.  Наблюдения А.А. Гуминского.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Нервная система. При курении возникают изменения в нервной системе, обусловленные прежде всего действием никотина.
Никотин вызывает сильное возбуждение клеток коры головного мозга, но через некоторое время эти клетки, устав, затормаживаются, снижают свою деятельность.
Кроме того, углекислый газ, соединяясь с гемоглобином, лишает его возможности усваивать кислород и снабжать им органы и ткани. Нарушается питание головного мозга, следствием чего является ухудшение памяти, внимания, рост утомляемости, снижение общей эффективности работы. Появляется повышенная утомляемость глаз, ухудшается слух, снижается скорость чтения, увеличивается число совершаемых ошибок. Курящие школьники, а также студенты отстают в физическом и умственном развитии, более рассеянны, чаще не успевают в учебе. Особенно это заметно среди школьников 11-18 лет, так как чем раньше начинает курить ребенок, тем его организм оказывается для табачных веществ более ранимым, а наносимый курением ущерб более выраженным, в особенности для организма девочки, будущей матери.
 Этому способствует и само поведение курящих: нередко желание курить появляется уже во время урока, и ученик отвлекается от занятий, думая лишь о том, как со звонком опрометью броситься в туалет и сделает там первую затяжку табачным дымом. Здесь они проводят свой «отдых» между уроками. Ясно, что ничего, кроме головной боли, раздражительности, сниженной работоспособности, это вызвать не может.
Сердце. Воздействие табачных веществ на сердце сложно и многообразно: учащается пульс, повышается кровяное давление, увеличивается нагрузка на сердце, нарушается питание сердечной мышцы, что приводит к возникновению тяжелых заболеваний сердца. Компоненты табачного дыма поражают сосуды, поэтому у курильщиков появляются головная боль, отеки и боль в нижних конечностях, ощущение тяжести при ходьбе.
При курении никотин способствует повышению частоты сердеч­ных сокращений, в результате чего сердце вынуждено работать ин­тенсивнее, и ему требуется больше кислорода. Одновременно угар­ный газ, образующийся в легких из дыма, уменьшает количество кислорода, поступающего в кровь и к сердцу.
Кроме того, курение временно повышает кровяное давление, су­жая сосуды и учащая сердечный ритм. Человек, выкуривающий пач­ку сигарет в день, подвергает себя вдвое большему риску сердечного приступа по сравнению с некурящим.
Органы пищеварения. Табачный дым, воздействуя на органы пищеварения, вызывает раздражение слизистой оболочки полости рта. В результате этого появляется кровоточивость десен, трескается эмаль (защитный покров зубов), открывая доступ к проникновению микробов в полость рта. Меняется цвет зубов. Губы сохнут, на них появляются трещины. Вредные вещества табачного дыма, растворяясь в слюне, попадают в желудок и вызывают раздражение слизистой оболочки. Развиваются гастрит, язвенная болезнь. Увеличивается вероятность возникновения раковых заболеваний.
Кратковременные отрицательные последствия курения (прояв­ляющиеся через несколько минут после первой затяжки): учащенное сердцебиение; рост артериального давления; раздра­жение слизистой оболочки горла; проникновение в кровь угарного газа; попадание в легкие канцерогенных веществ; отравление возду­ха; иногда раздражение слизистой оболочки глаз; снижение темпе­ратуры кожных покровов.
Возможные другие отрицательные последствия курения: повреждение слизистой оболочки губ, языка, неба, гортани, гор­ла, что, в свою очередь, неблагоприятно сказывается на вкусовых ощущениях; появление сухого прерывистого кашля, неприятного запаха изо рта, инфекции полости рта; ухудшение обоняния; преж­девременное образование морщин на лице; пожелтение зубов; на­рушение нормального дыхания и снижение выносливости; снижение сопротивляемости организма к различным заболеваниям.
Отрицательное воздействие длительного курения на организм может вызвать следующие заболевания: рак легких, полости рта, пищевода, гортани, поджелудочной же­лезы и мочевого пузыря; инфаркт миокарда; язвы желудка, двена­дцатиперстной кишки; заболевания системы кровообращения, ин­сульты; эмфизему; хронический бронхит.
К положительным последствиям курения учащиеся могут отне­сти, например, то, что оно помогает выглядеть «как надо», и другие «мифы о пользе курения».
Итак, вредные привычки оказывают отрицательное влияние на здоровье. Кроме физических нарушений (нарушения работы сердца, желудка, печени, легких), у человека развиваются нарушения психические: в состоянии алкогольного опьянения меняется его поведение — он становится неуправляемым, теряет контроль над собой; появляется агрессивность — человек становится буйным. В таком состоянии человек способен обидеть родных и близких, друзей, совершить насилие, нарушить правопорядок.
Если прием алкоголя повторяется довольно часто, постепенно развивается болезнь алкоголизм. Жизнь такого человека превращается в поиск алкоголя и друзей для совместной выпивки. Он способен отдать все, лишь бы достичь своей цели. Поэтому очень часто люди, злоупотребляющие алкоголем, продают все, что у них есть, а вырученные деньги тратят на покупку новой дозы алкоголя.
Становясь зависимыми от употребления спиртных напитков, они начинают ссориться с родными и близкими, друзьями, перестают ходить на работу, постоянно врут и дают ложные обещания. Окружающим трудно жить и общаться с таким человеком. В результате алкоголики остаются одни, разрушаются их семьи, они теряют работу и друзей.
Употребление наркотиков еще более опасно, чем употребление алкоголя. В состоянии наркотического опьянения у человека происходят очень резкие изменения психики, у него появляются галлюцинации, т. е. видения, которые реально не существуют. Эти видения настолько яркие, что человек не замечает ничего вокруг себя, а живет только своими ощущениями. В таком состоянии контроль над поведением ослабевает, человек способен обидеть близких людей, совершить насилие или даже убийство. Очень тяжелым является состояние, которое наступает после того, когда действие наркотиков пройдет. Оно настолько болезненно, что человек вынужден опять применять наркотик. Развивается болезнь — наркомания, которая очень быстро может привести к смерти. Вместе с наркоманом страдают и близкие люди. Наркоманы перестают интересоваться делами семьи, друзей. Они становятся угрюмыми, злыми, так как все время думают о том, где достать очередную порцию наркотика. Ради нее они готовы пойти на любое преступление и часто оказываются в тюремном заключении.
В отличие от алкоголя и наркотика табак не вызывает сильных изменений в поведении человека. Однако в этом и таится его опасность. Курящие люди наносят вред окружающим. В табачном дыме содержится много вредных веществ, которые, попадая в организм, накапливаются и оказывают разрушающее действие. При этом они опасны не только для самого курильщика, но и для людей, находящихся рядом в момент курения.
Длительное курение приводит к тому, что человек часто болеет, у него снижаются работоспособность, внимание и физическая выносливость. У курящих людей повышается риск возникновения раковых заболеваний, которые ведут к преждевременной смерти или инвалидности. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит.    
Курящие люди не способны достичь высоких результатов в спорте и некоторых других видах деятельности, таких, например, как пение. Курение плохо влияет на голосовые связки, голос становится сиплым. У курящих меняется внешность, такие люди со временем становятся малопривлекательными. А это немаловажно, особенно для девушек, которые хотят стать актрисами, моделями или просто быть красивыми.
Таким образом, если составить портрет курильщика с длительным стажем, то он будет выглядеть следующим образом. Цвет кожи приобретает землистый оттенок, зубы темнеют, появляется постоянный запах изо рта, голос становится осипшим, работоспособность снижается, ослабевают внимание, слух и зрение. Появляются кашель, одышка, снижается аппетит. Часто возникают различные заболевания, приводящие к ослаблению защитных сил организма. Такой человек не способен в полной мере реализовать свои планы. Он становится зависимым от процесса курения, так как его организм уже не может обходиться без определенной дозы никотина. Из сильной личности человек превращается в раба своей привычки. По сравнению со взрослыми организм ребенка не имеет достаточно устойчивых и сильных восстановительных механизмов. От действия табачных веществ его организм менее защищен.
Таким образом, подводя итог первой главе, можно сказать, что социальная и медицинская проблема табакокурения в подростковой среде стоит достаточно остро. Современные подростки достаточно хорошо осведомлены об отрицательном влиянии курения на здоровье, однако они устойчиво видят положительные моменты курения.
Длительное курение приводит к тому, что человек часто болеет, у него снижается работоспособность, внимание и физическая выносливость. У них часто возникают конфликты с теми, кто не курит. Число неуспевающих возрастает в тех классах, где больше курящих. Курение замедляет как физическое, так и психическое развитие детей и подростков. Хотелось бы заметить тот факт, что навыки, привычки, усвоенные в детском и подростковом возрасте самые прочные. Чем раньше подростки начинают курить, тем быстрее привыкнут к курению, и, в дальнейшем, отказаться от курения будет очень трудно.
Помимо нарушений психического развития курение медленно разрушает здоровье, особенно это опасно для девушек, собирающихся в будущем стать матерями.

Глава 2. Профилактика курения
Курение во многом похоже на инфекцию: здесь есть источник заразы — табак и табачные изделия, а также сами курящие; есть угрожаемый контингент — подрастающее поколение.
Если говорить о профилактике отвыкания от табакокурения, то самая большая проблема для человека, бросающего курить, заключается в необходимости ломки стереотипов. Только 25% курящих людей имеют физическую зависимость от табака, остальные 75% курильщиков, по данным специалистов, могут отказаться от табакокурения, решив для себя психологическую проблему мотивации вредной привычки.
Прежде всего, не все курящие одномоментно желали бы перестать курить. При этом призывами к ним бросить курить обойтись нельзя, так как курение в качестве наркотика воздействует на эмоционально-волевую сферу человека, становясь как бы объективной потребностью, и чисто логическими доводами убедить курящего во вреде курения трудно, нужны яркие эмоциональные воздействия, вырабатывающие отрицательное отношение к табаку. При этом, как правило, систематическое запугивание курящих лишь приводит к дополнительному нервному напряжению, так как, не имея сил оставить курение, курящий, осознавая вред курения, живет в постоянном страхе из-за того, что продолжает себя отравлять. Молодых же людей страхом будущих болезней не испугаешь — ведь эти болезни предполагаются в будущем, а сигарета по той или иной причине представляется им необходимой именно сейчас.
Даже для бросивших курить (а это возможно лишь благодаря твердому решению сделать это) велика опасность возврата к курению. Нередко это происходит почти автоматически. Достаточно бросившему курить забыться, упустить из сферы сознания тот факт, что он бросил курение и должен быть настороже к возможности рецидива, как в определенной ситуации рука чисто механически может взять сигарету, затем зажечь ее, и вот уже сделана первая затяжка, вторая, и практически все нужно начинать снова, так как после перерыва во много раз легче удержаться от первой сигареты, чем от последующих. Поэтому бросившему курить следует в течение продолжительного времени избегать ситуаций и общества, где он прежде обязательно курил.
Следует учитывать также характерное для всех наркоманий периодическое неожиданное возобновление тяготения к наркотическому веществу. Казалось бы, полностью человек от него отвык, никакой потребности не испытывает, живет вполне спокойно, как вдруг, причем нередко совершенно неожиданно, врасплох, его может застать интенсивное желание вновь ощутить специфический эффект наркотического вещества. Точно так же и с курением: может пройти довольно длительное время без сигарет, человек убедился, что курение ему вредило, и он чувствует себя во всех отношениях лучше, чем в период, когда курил, вся направленность мышления, вся логика убеждает его, что не курить — благо, — и вдруг совершенно неожиданно и, казалось бы, совершенно нелогично возникает желание закурить. И если человек встретит это внезапно возникшее желание курить не во всеоружии своей воли, разума, сознания, весьма возможен возврат к курению. Следует быть готовым к этому состоянию, а также полезно знать, что такой период обычно непродолжителен, это скорее какой-то краткий момент, что, хотя подобные явления могут в дальнейшем периодически повторяться, они будут постепенно ослабевать.
Проблема борьбы с курением может быть успешно решена лишь в том случае, если будут разработаны средства, полностью снимающие тягу к курению, предотвращающие развитие явлений абстиненции. Наиболее эффективны в этом плане психотерапия и иглоукалывание, однако они в настоящее время помогают далеко не всем желающим бросить курить.
В настоящее время борьба с курением приобрела международный характер. Регулярно происходят конференции, посвященные проблемам здоровья и курения, при Всемирной организации здравоохранения в 1974 г. был создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Разработана целая система мероприятий по борьбе с курением. Эта система дает более или менее удовлетворительные промежуточные результаты в отдельных странах, но явно не способна полностью решить проблему в целом. Например, согласно данным американской статистики, с 1964-го по 1970-й год количество курящих мужчин сократилось с 52 до 42%, женщин — с 34 до 30%, а с 1970-го по 1975-й год соответственно с 42 до 39% и с 30 до 29%. В 1996 году в США курят 25% мужчин и 25% женщин. Происходит явная стабилизация процента курящих со сближением числа курящих мужчин и женщин.
Среди мер организационного характера, направленных на борьбу с курением, следует отметить следующие:
–        запрещение рекламы табачных изделий;
–        предупреждающие надписи на упаковке пачки сигарет с указанием количества вредных компонентов табака и табачного дыма;
–        запрещение продавать табачные изделия несовершеннолетним;
–        запрещение курения в общественных местах и на рабочем месте;
–        разъяснение вреда курения;
–        сокращение посевных площадей, занятых табаком.
Однако недостатком современных методов борьбы с курением, и в первую очередь антиникотиновой пропаганды, является то, что она почти исключительно сводится лишь к разъяснению вреда курения для здоровья.
Без хорошо поставленного антиникотинового воспитания подрастающего поколения проблема эта решена быть не может. В свою очередь это воспитание требует изучения психологии курящих, психологии отказа от курения, психологии наиболее вероятных потенциальных курильщиков, т. е. изучения психологического предрасположения к курению.
Профилактика курения имеет некоторые моменты, сходные с профилактикой злоупотребления алкоголем, и моменты специфические. К общим относятся прежде всего организационные мероприятия, к специфическим — меры, предполагающие, что курение должно быть решительно изжито из практики. Если в потреблении алкоголя выделяют умеренное употребление, пьянство и алкоголизм, то в курении такой градации нет. Человек или курит, или не курит. Поэтому следует обращать особое внимание на то, чтобы ребенок, подросток, юноша, взрослый никогда вообще, ни при каких обстоятельствах не попробовали сигарету или папиросу — подобное требование справедливо и в отношении алкоголя.
Антиникотиновое воспитание должно начинаться с самого раннего возраста. У ребенка должно быть выработано резко отрицательное отношение к курению и к курящим. В помещении, где накурено, следует обращать внимание даже маленького ребенка на неприятный запах, на то, что дышать здесь трудно и неприятно. Следует учить его ценить свежий воздух и выказывать признаки отвращения при виде табачных изделий, благодаря которым люди чистого, свежего воздуха лишаются. Вредные для здоровья последствия курения для дошкольного и младшего школьного возраста разъяснять еще не обязательно, так как это обычно еще пониманию ребенка недоступно. Ребенку необходимо просто сообщить знание всего этого, прививать ему отрицательную реакцию, так, чтобы он действительно испытывал негативные эмоции при виде табачных изделий, при ощущении табачного дыма, при виде курящих. Делать это необходимо заблаговременно, до того, как ребенок пойдет в школу и контроль за ним родителей ослабеет.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Подобной «пропаганды» не следует прекращать и в дальнейшем, но в дополнение к ней в общении со сверстниками нужно подчеркивать отрицательные качества курящих людей, разъясняя, что курящие — это не столько «особенно взрослые», «самостоятельные», «мужественные» люди, сколько рабы очень вредной привычки, от которой они сами с радостью бы избавились, если бы имели достаточно для этого воли и самообладания. Следует также разъяснять, что первоначальная токсическая реакция на никотин так же, как и на алкоголь, признак не слабости или неполноценности человека, а, напротив, свидетельство его здоровья. Отсутствие же такой реакции у курящих свидетельствует не об их силе и здоровье, а просто о далеко зашедшем отравлении организма табачным ядом, на который организм внешне уже охранительной реакцией не отвечает вследствие ослабления защитных механизмов. Следует внушать, что курящие «звезды», артисты и т. д. — такие же жертвы пагубного пристрастия, как и все остальные рядовые курильщики, и что они тоже охотно избавились бы от курения, но, видимо, не могут.
Сверстникам следует внушать, что необдуманное подражание действиям других людей — признак несамостоятельности человека, истинное проявление недостаточной его взрослости. И если подросток отказывается от предложения другого, то этим он обнаруживает не свою боязнь чего-то, а способность принять самостоятельное решение, определять собственную линию поведения — качества, весьма ценного в любом возрасте.
В дополнение к этому сверстникам следует разъяснять вред курения, причем не только последующий вред для здоровья, но и конкретный вред в любой ситуации в настоящий момент. Мы уже говорили, что курение связано с большими неудобствами: если курящий в связи с какими-либо обстоятельствами не может закурить (дальняя поездка, длительное собрание и т. д.), то он становится почти неработоспособным, все его мысли блокированы желанием закурить. В этих же условиях некурящие чувствуют себя намного комфортнее, увереннее.
Юношам и подросткам следует напоминать и о большом вреде курения для результатов в спорте. Курящие, будь то девушка или юноша, не могут рассчитывать на большие успехи. Никотин снижает силу и остроту мышечного чувства, координацию движений, скорость и особенно выносливость. Поэтому от курения сильно страдают спортсмены, занимающиеся плаванием, боксом, бегом, легкой атлетикой, коньками, лыжами, футболом, хоккеем.
Хотя курение среди девушек и не редкость в наше время, все же на курящую женщину, а тем более девушку смотрят настороженно: ведь чаще курить они начинают в сомнительных, нередко асоциальных компаниях. Согласно наблюдениям, почти 60% опрошенных старшеклассников Москвы и Липецка не высказали отрицательного отношения к курению девушек (4,3% высказались положительно), однако на вопрос: «Хотел бы ты, чтобы твоя жена курила?» — только двое ответили, что это им безразлично, остальные с возмущением восприняли саму такую возможность.
2.1.Как бросить курить?
Этот вопрос задавался и задается людьми курящими и некурящими на протяжении всей истории существования табака. Или хотя бы с того момента, когда отдельно взятый человек обнаружил несомненный вред курения.
Существует множество «рецептов» отвыкания от курения — от наивных до научно обоснованных. Поиски панацеи приведут к самому верному и эффективному способу — познанию себя, работы над собой.
Если вы еще не втянулись в курение, а только пробуете, «балуетесь», то самое лучшее, что можете сделать, — прекратить. Курение -примитивный способ самоутверждения, приобретения внешней скорлупы взрослости. По последствиям курение — тяжелый недуг, опасный так же, как алкоголизм. Поэтому не следует баловаться си­гаретой. Однако тот, кто уже приобрел эту вредную и опасную для здоровья привычку, поступит разумно и как сильный человек, если немедленно начнет работу над собой, чтобы изжить эту привычку, т. е. бросить курить. Ниже мы постараемся популярно рассказать, как это следует делать.
В настоящее время, когда известно, как устроены наши влечения и как возникают привычки, нам окажется нетрудным сделать это. Для этого предлагается схема отказа от курения:
1. Изучите сначала, когда, при каких обстоятельствах и сколько вы курите. Просто ведите записи. Примерно за месяц картина станет ясной. Проведя эту работу, вы выполните разведку в стане врага и ответите на вопрос: какие ситуации, обстоятельства усиливают им­пульс к курению, какие образы способствуют началу курения? Что­бы правильно ответить на этот вопрос, надо наблюдать не только внешние, но и внутренние обстоятельства, в частности узнать, с ка­кими переживаниями, желаниями связан импульс к курению. Если мы вспомним, что было написано о привычках и механизмах психи­ки, то поймем, что это задание направлено на поиск ваших стиму­лов-образов, побуждающих к курению.
2. Воспроизведите в сознании обстоятельства, при которых вы приучили себя к курению. Какого рода удовольствие вы при этом получали? Гордились взрослостью? Может быть, вас приняли в свою  компанию   курильщики?  Вас  хвалил  ваш  друг-курильщик («Вот теперь ты стал настоящим мужчиной»)? Эти сведения полезны в плане самопознания собственной потребности к курению, так как удовлетворение от курения некоторым образом связано с удовлетворением тех потребностей, которые актуализировались в процессе приобщения к курению. Например, мужчина, который, будучи подростком, ужасно гордился тем, что он «взрослый», в тот момент, когда воздерживался от курения и был в напряженном состоянии, оказался очень чувствительным к проблемам достоинства и самоуважения.
3. Ясно представьте то удовлетворение, которое получаете в результате выкуренной сигареты. Подумайте, похоже ли оно на удовольствие:
–        от общения;
–        от манипуляции сигаретой;
–        от восприятия запаха дыма;
–        может быть, особо приятно снятие напряжения в общении путем ритуальных действий курения;
–        удовольствие от сосания сигареты;
–        от впечатления, которое вы производите на других;
–        от возможности блеснуть оригинальными и редкими сигаретами и т. д.?
Эта информация дополнит ваши воспоминания о начале курения и окажется полезной в дальнейшем.
4. Дайте количественную характеристику вашей потребности. Для этого можно построить график числа выкуриваемых сигарет втечение дней недели и по праздникам; можно определить число выкуриваемых сигарет в течение дня, например, в каждые два часа. Для того чтобы проделать эту работу, не требуется особая сила воли. Почти любой может составить такого рода карту и описать своего опасного врага. Теперь, спустя примерно месяц, вы узнаете повадки «врага-привычки».
Вам нисколько не помешает наряду с графиком выкуриваемых сигарет параллельно составить графу, куда вы запишете события вашей жизни. Тогда легко можно сличить два ряда изменений в динамике вашего влечения и его связь с другими сторонами жизни. Это сделать нетрудно, если вы действительно хотите совершенствоваться. Главное — постичь основные особенности вашего пристрастия.
5. Займитесь созданием образа некурящей личности, с которой можно было бы себя идентифицировать. Кто из ваших знакомых, которых вы уважаете, не курит? Постарайтесь чаще думать о нем, и это  облегчит  выработку  отрицательного  отношения  к  курению. Лучше было бы, если бы этот человек КУРИЛ и бросил.
6. Формируйте отрицательное отношение к процессу курения. Для этого попробуйте не слушать разговоры курильщиков и наблюдайте, как они ведут себя в процессе общения. Когда вы не улавливаете смысла речи, вы можете выделить весь ритуал курения и удивитесь его уродливости.
Попробуйте не курить примерно сутки специально для того, чтобы проследить, как будете реагировать на это. Обратите внимание на то, как в результате начавшегося кашля начинается отделение из легких той копоти, которую вы туда заносите с каждой затяжкой. Представьте, сколько смол и копоти вынуждены усваивать ваши легкие, которые, в общем-то, предназначены поглощать кислород, выводить углекислоту и вбирать в организм энергию ионизированных частиц воздуха, «заряжающих» тело и нервную систему. Запишите на магнитофон звуки своего дыхания, и вы услышите его хриплость и сиплость. Все это вы делаете для выработки отрицательной установки к курению.
Запомните, что «врага-привычку» невозможно победить в результате энергичной и устрашающей атаки. Здесь требуется длительная осада с обеспеченными тылами.
Если вы в течение месяца, пока изучали вашего врага, обдумывали, как он поражает вас изнутри, то можете постепенно перейти в наступление.
Первая атака: отделить процесс курения от связанных с ним дел. Обычно курение вовлечено в процесс общения, доставляющий радость. Таким образом, курение «эксплуатирует» радость от общения и, сливая его с ощущениями от курения, усиливает их значение. Поэтому обычный курильщик не в состоянии отделить удовольствие от воздействия табачного дыма, от получаемых им удовольствий: общения, принятия пищи и других действий, в которые включено курение. В этой атаке вы должны изолировать вашего противника, и вы увидите, что он слаб и не может самостоятельно возбуждать удовольствия, приписываемые ему вашим сознанием. Надо перестать курить с приятными вам людьми, с товарищами, с любимой девушкой. Если очень захотелось курить, уединитесь и покурите. Не нужно особенно насиловать себя. Через некоторое время вы почувствуете, что позыв к курению ослабевает, так как в нем уже нет той силы удовольствия и приятных переживаний. В распоряжении вашего врага остается одно средство — устрашение. Вы замечаете, что, когда некоторое время не курите, начинается недомогание, так называемый абстинентный синдром: неприятные ощущения, которые проходят сразу же, как вы покурите. Теперь ваш противник полностью обнажил свое лицо: вы видите, что он держится за счет принесения страдания, если вы ему не приносите в жертву ваше здоровье. Маски сброшены, и враг обнажен.
Двенадцати часов воздержания от курения достаточно, чтобы ваша кровь стала освежаться и организм начал освобождаться от табачного стресса. Но могут возникнуть неприятные состояния, вплоть до болей в животе или общей раздражительности.
Вторая атака: подмена союзников и помощников вашего врага. Еще римляне знали, что для того чтобы победить врага, надо отделить его от союзников или добиться их дружбы. Мы должны заменить сопутствующие курению действия другими, нейтральными. Если вы привыкли держать во рту сигарету, замените эту манипуляцию чем-то другим, например, зубочисткой или мятной конфетой.
Очень сильным средством замены импульса к курению является дыхание, которое йоги называют «ситали». Сложите трубочкой язык и через это отверстие медленно втягивайте в себя воздух. Движение воздуха возбуждает нервные окончания на языке, особенно на его кончике, и заменяет ощущения, возникающие при курении. Дальнейшее дыхание состоит в том, чтобы втягиваемый воздух направлять к корню языка и нёбу, что охлаждает их и устраняет позыв к курению именно в данный момент.
Третья атака: угасание импульса к курению. Когда появился позыв к курению, вы берете сигарету, спички, сосредоточиваетесь на самом себе, рассматриваете вашего внутреннего «курильщика» со стороны и как бы обращаетесь к нему в третьем лице: «Он опять захотел, чтобы я втянул в себя табачный дым. Но сначала я посмотрю на то, как он ведет себя, какие переживания в нем возникают». Потом манипулируете сигаретой, зажигаете ее, наблюдая за «курильщиком», подносите сигарету ко рту, медленно прикасаетесь к ней губами. Проецируя эти ощущения в голову «курильщика» и рассматривая их, вызываете у себя презрение к нему, «курильщику», и гасите сигарету.
Хорошо запомните, что чем меньше удовольствия предвосхищается в результате выполнения определенного действия, тем меньше и сила мотивации в нем, меньше позыва к действию.
Временные отступления допустимы. Задача состоит не в том, чтобы выиграть каждое сражение с врагом, — надо выиграть всю компанию в целом. Поэтому можно временно и отступать, когда враг сильнее в данный момент и в данном месте. Но если он победил и пришлось закурить, не стоит падать духом и терзать себя за слабоволие.
Четвертая атака: полное воздержание от курения в течение суток или двух. После того как вы почувствовали, что ваш «курильщик» стал нервничать и потерял самоконтроль, изолирован, обессилен, обнажен перед вашим умственным взором, можно поставить его на место путем одно- или двухсуточного воздержания. В этом случае уже через 12 часов вы почувствуете на фоне абстиненции и приятные состояния. Старайтесь их усилить, концентрируйте внимание и наслаждайтесь тем, что у вас улучшился аппетит, наслаждайтесь пищей и сладостями — гасите неприятные ощущения, старайтесь почувствовать, как обострилось обоняние и вы можете с удовольствием вдыхать запах цветов, свежевыпеченного хлеба, ощущать глубину и чистоту дыхания, прекращение кашля и постепенное возрастание благозвучия голоса. Посмотрите на свои зубы. Они стали белее, мысль работает лучше, голова свежая. Если вы выдержали двое суток воздержания, то подумайте, трудно ли вам будет воздерживаться и третьи. Заранее не надо намечать длительность воздержания, чтобы при неудаче не чувствовать слабость и поражение. Однако каждое утро вы можете принять твердое решение — сегодня не курить.
Пятая атака: окончательное уничтожение внутреннего «курильщика». К этому времени вы уже в точности знаете, что представляет собой ваша привычка, импульс. Вы уже пробовали ее подавлять, третировать путем разыгрывания замещающих действий, например, манипулировать вкусными сырными палочками, как сигаретами, съедая их. Можно воспользоваться антитабачной жевательной резинкой или другими препаратами. Главное, решение должно быть окончательным. Лучше всего дать слово значимым людям, любящим вас, и, если вы начнете курить, их это огорчит. Этот день окончательного воздержания должен быть отмечен приятным событием. Ритуал можете придумать сами. Однако в нем должен быть акт символического отделения от себя — и навсегда -пачки сигарет. Можно организовать торжественные похороны этой пачки со всеми ритуалами и разыграть спектакль, который может хорошо запомниться. Эта пачка символизирует курильщика, уничтоженного вами. Если это происходит на даче, то на месте захоронения можете поставить надгробие с определенной надписью. После этого знайте, что вам не хочется курить.
Не следует стремиться бросить курить просто воздержанием, так как после этого останется сильное влечение к курению и вам придется постоянно бороться с самим собой в различных ситуациях! Наша система требует времени и работы. Не ленитесь! Ведь вы приучали себя курить достаточно долго. А на отучивание уйдет намного меньше времени, и его не стоит жалеть.
В борьбе с любой дурной привычкой важно иметь союзников, с которыми вы могли бы обсуждать свои проблемы. Если вы намерены бросить курить, то желательно, чтобы того же хотел и ваш курящий друг. С ним можно держать пари. Но здесь есть своя опасность: не устояв перед искушением и начав курить, ваш товарищ может способствовать тому, чтобы вы тоже начали курить. Полезно вовлечь в работу над собой близких и быть уверенным в их сочувствии и помощи. От них требуется, чтобы они при тебе не курили, дабы не создавать искушения. Не совсем разумно выбрасывать или дарить оставшиеся дома сигареты. В этом есть что-то детски беспомощное. Нужно просто докурить оставшиеся сигареты и больше их не покупать. При этом можно подумать о том, сколько стоят сигареты, выкуриваемые в течение месяца, года. Нужно научиться спокойно проходить мимо табачного киоска, преодолевая искушение купить сигареты. Совсем плохо поступает отказавшийся покупать сигареты под предлогом борьбы с привычкой, но постоянно их выпрашивающий. При этом он находит оправдание в том, что решил бросить курить, но позволяет себе выкурить последнюю сигарету в обществе друга. Он нарушает правила отказа от курения.
Но советовать всегда легче, чем исполнять. Курение в жизни человека выполняет защитно-эмоциональную роль. В период напряженности и тревог вы чаще курите, и сигарета дает вам временное успокоение. Но в тот момент, когда вы страдаете, вы не задумываетесь о плате, вносимой за это успокоение. Поэтому мало шанса на успех в преодолении этой привычки, если вы начинаете борьбу в период, когда совсем не устроены или в вашей семье проблемы. Для перестройки своей личности и изгнания из себя «курильщика» нужно выбрать хороший период жизни, в котором вам будет легче обойтись без никотиновой соски.
Таким образом, при предупреждении курения следует учитывать, что у подростков порой проходит некоторое время от первой сигареты до того, как они начинают по-настоящему курить, и очень важно никогда не упускать из поля зрения необходимость ведения антиникотиновой пропаганды. Согласно данным югославских авторов, среди 220 обследованных школьников мужского пола 15-19 лет пробовали курить 159, регулярно курить стали 62 (39%); среди 373 школьниц того же возраста пробовали курить 219, регулярно стали курить 34 (15%). При этом велик процент пробовавших курить — соответственно 70% и 59%. Нужно официально предоставить гражданам право запрещать в своем присутствии курить, чтобы курящие были вынуждены обходить стороной некурящих, а не наоборот, как это порой случается в настоящее время.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Меры по усилению борьбы с курением могут оказаться достаточно эффективными лишь в том случае, если они будут дополнять настойчиво претворяемую систему антиникотинового воспитания, проводимую в первую очередь в семье родителями.

2.2.Психологические   аспекты   профилактических программ
В основе первичной профилактики курения, несомненно, лежит популяризационный подход, осуществляемый в школьный период жизни человека. Как ученик овладевает умением читать и писать, так ему необходимо усваивать основы здорового образа жизни. Профилактика курения должна быть частью такого рода программ.
Школьные программы по профилактике курения прошли несколько этапов развития. В 70-е годы XX века предполагалось, что получение знаний о вреде курения приведет к тому, что изменится отношение к табаку в сторону негативного и школьник не начнет курить. Однако повлиять на поведение и, соответственно, на частоту курения таким способом не удалось.
Информационные программы могут иметь эффект только в тех странах, где школьники не знают о вреде курения. У нас же даже младшие школьники хорошо об этом осведомлены, что не мешает им позже пристраститься к курению.
Была также предложена так называемая эффективная модель образования, согласно которой основное внимание уделялось личностным особенностям ребенка. Идея заключалась в том, что ребенок не начнет курить из-за внутренних побуждений. Предполагалось, что курение связано с некоторыми поведенческими проблемами и низкой мотивацией достижений в учебе: повышение самооценки, рост самоуважения приведут к снижению частоты курения. Однако и эта модель оказалась неэффективной.
Еще одна модель основывается на так называемом социально-воздействующем подходе. Предполагается, что если у школьника развить умение идентифицировать социальное влияние и обучить, как ему противостоять, то такой подход будет наиболее эффективным. Эта модель включает четыре компонента: информацию о негативных социальных эффектах и непосредственных физиологических следствиях курения; сведения о потворствующих курению влияниях, в особенности сверстников, родителей и средств массовой информации; коррекцию преувеличенных представлений о распространении курения среди подростков: тренировку, ролевые игры, практику в приобретении противостояния нежелательным влияниям, в особенности сверстников, и подкрепление достигнутых умений.
Когнитивно-поведенческая модель предполагает, что курение -следствие воздействия и социальных, и психологических факторов; таким образом, курение оказывается результатом научения: оно -средство удовлетворения социальных потребностей, снятия стресса, аспект общения, знак перехода во взрослое качество. Когнитивно-поведенческая модель отличается от социально-воздействующей включением некоторых методов воздействия на представления, отношения и поведение подростков, увеличивающие риск начала курения. Данная модель, кроме того, не ограничивается антитабачными мерами и использует примеры из других областей тренировки социальных умений. Наиболее ранние работы в этой области широко использовали теорию отклоняющегося поведения и методы психотерапии.
Модель жизненных умений объединяет четыре элемента социально-воздействующего подхода, методы обучения умению принимать решения, разрешать проблемы, самоконтролю и самоподдержке, разработанные в рамках когнитивно-поведенческой модели, а также методы развития большей независимости, самоуважения, уверенности в себе. Модель жизненных умений в еще большей мере, чем когнитивно-поведенческая, выделяет значение помощи подросткам в разрешении социальных проблем разного рода, одной из которых является курение. Данная модель, использующая социально-психологические подходы, приносит обнадеживающие результаты: программа, состоявшая из десяти тренировочных занятий привела к снижению на 75% числа случаев начала курения в 8-10-х классах.
Ученые сформулировали восемь основных положений школьной профилактической программы:
1. Антикурительные мероприятия в школе должны длиться не менее двух лет; в каждом классе (6-8-м) должно проводиться по пять занятий.
2. Программа должна привлекать внимание к социальному воздействию, обучать методам отказа и давать сведения о ближайших последствиях курения.
3. Профилактика курения должна быть составной частью школьного обучения.
4. Программа должна осуществляться в переходный период от младшего школьного возраста к среднему.
5. Необходимо активно привлекать школьников к участию в антитабачных мероприятиях.
6. Поощряется вовлечение в антитабачную компанию родителей.
7. Учителя должны быть адекватно подготовлены.
8. Программа должна учитывать культурные особенности популяции.
2.3 Отказ от курения и психологические аспекты коррекции
поведения
Хотя до 90% бросивших курить сделали это без активного медицинского вмешательства, большинству курильщиков не удается это сделать и в особенно тяжелых случаях они нуждаются в интенсивной помощи.
Поскольку привычка табакокурения включает в себя как психологическую, так и фармакологическую зависимость (причем последняя обретает все большую силу со стажем курения), помощь специалистов также должна носить многокомпонентный характер. Однако необходимость участия психолога на этапе оказания помощи при отказе от курения вовсе не воспринимается как необходимая при организации специальных кабинетов. Нерешенным остается вопрос о том, нужен ли психолог как штатная единица в кабинетах помощи желающим бросить курить. Предполагается, что основную работу выполняет врач-нарколог или рефлексотерапевт: вся «устная» работа с пациентом вполне успешно может быть выполнена медицинской сестрой.
Однако исследования показали, что процесс отказа от курения представляет собой сложный многоэтапный процесс и медикаментозное лечение составляет только его часть. Мотивация к прекращению курения имеет несколько стадий.
На первой стадии — «предобдумывания» — человек еще не вполне осознает, что для него существует проблема по отказу от курения и не готов изменить свое отношение к курению в ближайшем будущем. Для курильщика, находящегося на этой мотивационной стадии, принять решение бросить курить нереально. Как правило, пока он видит в основном положительные стороны курения. Его могут интересовать материалы о курении. Работа с человеком, находящимся на этой стадии, может заключаться в повторных визитах к психологу, на которых можно выяснить, изменилось ли его мнение. Такие лица составляют около 20% курильщиков.
На второй стадии – «обдумывания» — человек начинает понимать, что курение является для него проблемой. У него появляется двойственное отношение к курению, происходит взвешивание «за» и «против» привычки и нет отчетливого желания установить точную дату, когда он бросит курить. Таких около 40%.
Только на третьей стадии – «действия» — курильщик следует рекомендациям по прекращению курения и уже интересуется вопросами преодоления абстинентного синдрома. Таких, по данным статистики, от 30 до 40%.
Важной является четвертая стадия – «поддержания», целью которой является предотвращение возврата к курению. Без «поддержания» 70% бросивших курить возвращаются к вредной привычке в течение трех месяцев.
Очевидно, что диагностика уровня мотивированности пациента с учетом его личностных особенностей, а также отношения к курению в ближайшем социальном окружении должна проводиться квалифицированным специалистом-психологом. Если же работу кабинета свести к использованию исключительно медикаментозных методов воздействия, то это резко снизит эффективность работы и приведет к дискредитации самого метода в глазах пациентов и общественного мнения.
Комплексный медико-психологический подход к разработке мероприятий по борьбе с курением требует участия как врачей-наркологов, так и психологов. Этот подход включает в себя ряд этапов: диагностический, лечебный и контролирующий.
С целью наиболее полного проведения диагностического этапа работы с курильщиками, помощи в подборе оптимального соотношения медикаментозного и немедикаментозного методов воздействия, а также прогнозирования успешности лечения табакокурения создана комплексная методика диагностики особенностей курения пациентов. Она включает заполнение пациентом специально разработанных анкет. Самостоятельная работа пациента позволяет ему не только лучше осознать свое реальное отношение к курению, но и повышает его мотивацию к воздействию с психологом и терапевтом, укрепляет активную позицию по отношению к предстоящему лечению.
Диагностический этап позволяет выявить особенности социальной ситуации пациента, определить степень его психологической готовности к отказу от курения, а так же степень фармакологической  зависимости от табака. Анкета выявляет распространенность курения в ближайшем окружении курильщика. В ее основе лежит предположение о том, что в среде, где широко распространено табака курения, отказ от него в значительной степени затруднен. Данные важны для организации работы на этапе контроля и поддержки, поскольку бывшие курильщики, находящиеся в неблагоприятной для отказа от курения ситуации, нуждаются в дополнительном подкреплении мотивации некурения. Прогноз успешности отказа от курения, полученный при помощи другой анкеты, позволяет либо направить пациента на специальные занятия, повышающие его мотивацию, либо непосредственно приступить к лечению, если готовность бросить курить достаточно высока.
Обобщенные результаты этих методик позволяют прогнозировать успешность лечения в целом и оценить те усилия, которые должны затратить специалисты-медики для оказания эффективной помощи желающему отказаться от курения, а так же выбрать адекватный набор методов лечения. Эти методики могут использоваться не только в рамках работы специального кабинета, но и при проведении профилактических программ.
На втором — лечебном этапе используются методы, направленные на замещение курения, выработку отвращения к табаку или акту курения.
С помощью аверсивных методов у курящих вырабатывается отвращение к курению. Среди таких методов выделяют фармакологические (полоскание полости рта растворами различных веществ, например ляписа, танина, отваром корневищ змеевика), нефармакологические (иглорефлексотерапия, или ИРТ) и психотерапевтические (аутогенная тренировка, гипноз).
Для снятия абстинентного синдрома используются: ИРТ, седативные препараты, транквилизаторы, стимулирующие средства (настойки заманихи, женьшеня, лимонника, пантокрин, апилак и др.), витамины (поливитамины, витамины А, С, группы В), а так же дыхательная гимнастика, водные процедуры и диетотерапия.
Эффективность перечисленных методов повышается при их комбинации, так как происходит одновременное воздействие как на физиологическую, так и на психологическую в стороны пристрастия к табаку. Практика показала, что целесообразно сочетание аверсивных методов с психотерапевтическими.
Методы заместительной терапии основаны на принципе замены физиологического или психологического эффекта курения. Сюда относят лечение препаратами, имитирующими действие никотина в организме («Гамебазин», «Никорет»), дыхательное упражнение (успокаивающийся и мобилизирующий типы дыхания), манипулирование различными предметами (четки, эспандер и др.).
Этап контроля закрепляет эффект проведенного лечения и является не менее важным, чем два предидущих. Эта работа предполагает установление личного контакта с пациентом, его привлечение к групповым занятиям и индивидуальной поддерживающей психотерапии. Исследования, проведенные в этой области, показывают, что очень важно продолжать наблюдение за прекратившими курить. В этом случае возврат к курению встречается значительно реже, чем у лиц, прошедших курс без последующего наблюдения. Интересен такой факт: низкая мотивация отказа от курения (например, давление родственников, а не собственное желание) приводило к незначительному эффекту, а для высокомотивированных случаев эффект отказа превышал 80%.
Перечисленные методы являются примером участия психолога в разработке методических и практических аспектов отказа от курения. Современные разработки в области практической психологии, в том числе и в области нейролингвистического программирования, позволяют значительно расширить методический набор, используемый психологом с целью преодоления зависимостей вообще и курения в частности.

Глава 3. Описание исследования и анализ результатов
3.1 Описание профилактических занятий с подростками
Характер отношения к курению у подростков изучался в школе №59 г. Ижевска под руководством Журавлевой Т.П. Профилактические занятия, направленные на формирование здорового образа жизни были проведены в десятых классах, где участвовало 30 человек. Кроме того, я провела опрос среди взрослых (20 человек). Для оценки и анализа с учащейся молодежью. Профилактика курения начинается с оценки понимания учащейся молодежью социально-психологических и физиологических последствий курения. Анализ результатов анкет позволяет оценить понимание подростками последствий курения.
В основе программы по формированию здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения лежит мето­дика переоценочного соконсультирования. Ее основные постулаты: человек в каждый момент времени делает лучшее из того, на что он способен; человек имеет врожденный талант, ум и способность лю­бить; человек не может принять правильное решение, потому что находится в состоянии дистресса, т. е. подавления и эмоционального истощения.
В названии методики есть слово «переоценочное». Это означает, что человек может и должен переоценить ситуации, в которых испытывает подавление своего ума, таланта и способности любить. Соконсультирование — это взаимодействие людей, которые помогают друг другу решить проблемы, получить в общении эмоциональную разрядку. Оно основано не на личных, а на деловых отношениях.
Если помогать человеку избавляться от дистресса по поводу ка­кой-либо ситуации, то он становится более свободным и адекватно реагирует на обстоятельства жизни, учится применять психологиче­ские способы изменения своего самочувствия.
Признаки дистресса: физическая напряженность (усталость, на­пряженность или болевые ощущения в мышцах, костях, связках); спазмы и болевые ощущения во внутренних органах и системах; из­менения речи, в которой постоянно используются слова с частицей «не», слова «никогда» и «всегда» в значении глобального неуспеха.
Психологические способы эмоциональной разрядки являются максимально естественными для детей, особенно для маленьких. К ним относятся: физическая работа, потение, дыхание с полным вы­дохом, зевание, пение, смех, плач и др.
Но с возрастом человек приучается к самоподавлению естествен­ных реакций и для снятия напряжения начинает использовать не­психологические способы, такие как табак (никотин), алкоголь, нар­котики.
У детей, подростков и молодежи встречаются разнообразные дистрессы. Например, возрастной дистресс – это эмоциональная реакция на подавление младшего старшим по возрасту (ты мал, «зелен», недорос), а также переживания кризисных периодов жизни.
Социальный дистресс связан с неадаптированностью или десадаптацией к общественным условиям организации жизни, например школьному распорядку.
Половой дистресс – переживания по поводу особых проблем девочками и мальчиками. Эти проблемы называются гендерными и касаются стереотипов и норм, связанных с социальным полом человека.
Национальные дистрессы – это эмоциональное напряжение, вызванное принадлежностью к определенной национальности, в силу чего испытываются подавление, насилие или даже дискриминация.
Личностные дистрессы – это индивидуальные варианты переживания подавления. Кто-то, например, боится высоты, кто-то – темноты, учителя, сверстников, собак и т.д.
Ситуативный дистресс звязан с определенными обстоятельствами в жизни. Например, он бывает у одного подростка только тогда, когда его вызывают к доске, а у другого — когда ссорятся родители, у третьего – когда не купили желаемую игрушку и т.д.
Хронический дистресс – это прочно сформированные, устойчивые схемы реагирования, привычные способы жизни, в которых проявляются ценностные отношения к самому себе, к другим людям, к деятельности.
Обязательным требованием для ведущего является знание и соблюдение этических правил психолога, например таких, как «не навреди», конфиденциальность, нейтральность, проработанность собственных проблем.
Ведущий должен владеть техникой психологической беседы, а для этого надо уметь целенаправленно выстраивать ее план и гибко менять ее по ходу, формулировать открытые и закрытые вопросы, слушать молча, следуя правилам активного слушания, безоценочно принимать любое мнение к сведению, давать возможность членам группы осознать разные точки зрения и сделать их достоянием группового опыта.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Важное умение ведущего — эффективно использовать резервы собственной психики: памяти, внимания, воображения.
Ведущий должен:
–        уметь действовать  в  изменяющихся  обстоятельствах,  быть креативным, избегать стандартов и стереотипов в подходах и оценках;
–        отличаться психологической устойчивостью и физической выносливостью;
–        вести здоровый образ жизни, соответствующий традиционной
культуре (без мистицизма, без приверженности к мировоззренческим догмам) и современной экологической ситуации, не должен курить, употреблять алкоголь и наркотики;
–        быть гендерночувствительным специалистом;
–        владеть информацией о репродуктивном здоровье, насилии, о тендерных различиях, о курении как патологической части жизни общества и каждой отдельной личности.
Занятие №1. Табакокурение
Цель: осознать сложность и многоаспектность проблемы курения.
Основные понятия: никотин, психоактивные вещества, причина и следствие.
Задачи:
1.Проследить по карте мира путь распространения табака.
2.Поинтересоваться у взрослых курильщиков о том, как действует на человека никотин.
Вопросы по теме занятий:
1.Почему никотин относят к возбуждающему средству?
2.Почему табак очень доступен людям?
3.В чем основные причины того, что люди продолжают курить?
4.Что нужно делать, чтобы люди не курили?
Вывод:
1.Проследила с ребятами историю пути распространения табака.
2.Курильщики говорят, что сигарета помогает им справиться с трудной ситуацией, расслабиться или, наоборот, собраться и сосредоточиться. Дело в том, что никотин сначала ослабляет активность клеток мозга и человек испытывает чувство удовлетворения. Через некоторое время активность мозга вновь повышается, и человек чувствует готовность к решению трудной задачи, спокойствие и решимость. Однако это продолжается совсем недолго – несколько десятков минут. Очень скоро курильщику хочется начать все с начала.
Если человек пробует сигарету из любопытства, он, скорее всего, никогда не станет курильщиком по той причине, что первая сигарета – вещь сама по себе довольно неприятная.
Что же касается привыкания к курению «за компанию», то надо быть абсолютно безвольным человеком, чтобы систематически делать то, чего тебе совсем не хочется делать. Точно так же можно взять сигарету в рот, чтобы «выглядеть взрослым», но ведь начинающий курильщик выглядит совсем не «взрослым».
Сигарета действительно помогает расслабиться, делает неприятное переживание менее острыми, хорошо успокаивает (пусть ненадолго – а успокоиться обычно и нужно ненадолго, ведь принять разумное решение можно довольно быстро, если ты не возбужден и не суетишься без толку). При этом сигарета – самое доступное и наименее вредное из всех психоактивных средств. Как вы думаете, почему до сих пор люди всего мира не договорились и не запретили курение раз и навсегда?
Курение – это причина медицинских ужасов. Это просто еще один признак того, что человек чересчур и часто понапрасну озабочен миром, в котором он живет, — озабочен в ущерб собственному здоровью. Все-таки никотин – это психоактивное вещество. Врачи-наркологи называют курение «малой наркоманией». Курить – это значит искать иллюзорный выход из реальной ситуации.
Дело ведь даже не в том, что курильщик обязательно когда-нибудь за гадкую привычку расплатится ужасной болезнью. Дело в том, что, закуривая, он теряет возможность научиться определять,  о чем действительно стоит, а о чем не стоит беспокоиться. И с каждой новой сигаретой он все больше и больше привыкает реагировать курением на все менее и менее важные вещи.
Занятие №2. Анатомические и физиологические аспекты курения
Цель: определить последствия курения для организма человека.
Основные понятия: органы дыхания, сердечно-сосудистая система, вторичные привычки, рак, обмен веществ, аллергия, половая потенция, беременность, органы чувств, продолжительность жизни, «пассивный» курильщик.
Задачи:
1.                Провести анкетирование на тему «Что вы знаете о вреде курения?» (приложение А)
2.                Какие последствия наносит курение здоровью?
3.                Обсудить полученную информацию.
Вопросы:
1.                В чем вред курения для организма в целом?
2.                Что означает термин «вторичные привычки»?
3.                Почему табак является аллергеном?
4.                Как влияет курение на половую сферу?
5.                Каковы последствия куреня для женщины?
6.                Как влияет курение на профессиональную деятельность?
Вывод: я провела анкетирование с учащимися и сделала вывод. Большинство опрошенных подростков отметили, что самым значимым последствием курения для здоровья и личности сверстников является появление зависимости. Следует отметить, что подростки не различают, какая это зависимость, психическая или физиологическая. Соответственно они не понимают, что люди могут быть зависимы от курения и психологически, и физиологически. Курящие испытуемые, независимо от половой принадлежности, чаще отмечали появление такой зависимости, чем некурящие.
Второй по значимости показатель – появление смертельных заболеваний. У юношей, независимо от фактора «курения-некурения», Этот показатель несколько выше, чем у девушек.
Настораживает тот факт, что значительная часть опрошенных не смогли назвать каких-либо последствий курения для личности и для организма человека. Чаще это наблюдалось среди некурящих подростков. В целом можно отметить, что большинство подростков осознают вредные последствия курения для личности (привычка, зависимость) и для организма (смертельные заболевания), но осознание этого носит поверхностный характер. В молодежной среде еще недостаточно широко известны опасные кратковременные и долговременные последствия курения для их личности и организма (таблица №1. приложение В).
Занятие №3. Портрет курильщика
Цель: показать особенности привычек курильщика и его отношение к курению.
Основные понятия: респондент, анкета, опрос, обработка результатов анкетирования.
Материалы: анкета (приложение Б).
Задачи:
1.                Провести анкетирование сверстников и взрослых, пристрастившихся к курению.
2.                Обсудить результаты анкетирования.
Вопросы:
1.                Каков обобщенный портрет современного курильщика?
2.                Какие результаты вам показались неожиданными?
Вывод: опрос подростков показывает следующее:
·                    Большинство подростков курят; идет тенденция к увеличению числа курящих как среди взрослых, так и среди подростков, под влиянием различных профилактических мер и образовательных программ;
·                    Большинство курящих подростков начинали курить до 17-ти летнего возраста;
·                    Подростки приобщаются к курению по следующим причинам: курят их друзья; кто-то из родителей (особенно если это мать); старший брат или сестра (увеличивает вероятность курения подростков в три раза);
·                    Большинство курящих подростков выкуривает от 1 до 2 пачек в день;
·                    У большинства курящих подростков курят их друзья и подружки;
·                    Успеваемость курящих подростков чаще ниже средней;
·                    Среди работающих подростков курящих в 2 раза больше, чем среди не работающих;
·                    Учащиеся, занимающиеся по программе подготовки поступления в колледж, курят реже, чем учащиеся других общеобразовательных средних школ;
·                    Взрослые, имеющие высшее образование, бросают курить в первую очередь. Следовательно, вероятность того, что их дети будут курить, так же ниже;
·                    Большинство курящих признают, что курить – опасно.
Занятие №4. Мотивы курения
         Цель: ознакомить учащихся с мотивами курения, сформировать умения их анализировать.
         Основные понятия: мотивы, подражание, стремление к взрослости, самоутверждение, экспериментирование.
         Задачи:
1.                Изучить мотивы курения у взрослых людей.
2.                Проанализировать полученный материал.
Вопросы:
1.                Каковы виды подражания при курении?
2.                Докажите, почему курение является одним из способов самоутверждения личности.
3.                Какова роль любопытства в приобщении к курению?
4.                Докажите, что курение не является признаком взрослости.
5.                Перечислите мотивы курения. Какой из них чаще встречается среди сверстников, близкой вам?
Вывод: Курение, в начальной фазе, связано с неприятными ощущениями, начинающий курильщик должен преодолеть эти ощущения и заставить себя курить. Что же побуждает его к этому?
Прежде всего – это подражание. Оно делится: А) на умышленное подражание членам какой-либо компании, в которой подросток хочет быть принятым; усвоение свойственных данной компании манер; Б) подражание нравящемуся человеку; В) подражание может быть неосознанным. Так, если курят родители, курение настолько входит в обиход данной семьи, что ни для взрослых, ни для детей уже не существует вопроса – курить или не курить, вопрос лишь в том, когда начать.
Следующая группа мотивов связана со стремлением к взрослости. Подросток стремится продемонстрировать перед окружающими свою взрослость, независимость, что особенно актуально для него в случае, если родители подчеркивают особые права и его несамостоятельное положение («мне можно – тебе нельзя», «тебе еще рано»).
Курение становится также  и одним из способов самоутверждения для них, кто не выработал в себе внутренних основ самоутверждения и вынужден прибегать к внешним его знакам. Главное, что курение тем или иным путем входит в систему ценностей человека, рассматривается им как полезное в том или ином отношении занятие, пусть оно и вредно во многих других отношениях.
Еще один мотив – стремление все в жизни испробовать. «Если другие могут это делать и им нравится, то почему я должен лишать себя удовольствия?» — спрашивает себя такой человек. Это и своего рода любопытство, и ревность в отношении занятий, стремление не отстать в пользовании некими «благами», не упустить «свое».
Согласно данным статистики, представительницы женского пола начинают курить обычно позже, чем представители мужского: соответственно в среднем 15 -22 года и в 12 – 18 лет. Здесь сказывается влияние различных факторов: ослабление контроля родителей; особенности компании для девушек; курит или не курит ее знакомый юноша или мужчина. Не редко некоторые курильщики стремятся вовлечь в эту вредную привычку других людей – то ли с целью привлечь их к себе, привязать сильнее, то ли для того, чтобы убедиться в своем влиянии на них.
После 30 лет обычно начинают курить редко – к этому времени человек уже достаточно созрел для того, чтобы не совершать необдуманных поступков, умышленно же начинать курить он не станет, так как вред курения в принципе всем известен. Однако, в зрелом возрасте человек может оказаться податлив к предложению начать курить: например, в случае какого-либо несчастья, когда самоконтроль ослаблен, а курение рекомендуют в качестве отвлекающего и успокаивающего средства. Чаще это давление оказывается действенным в отношении женщин.
Живучести неверных представлений о якобы «пользе» курения способствует инертность обыденного мышления, которое, помимо всего прочего, характеризуется устойчивостью к новой информации, неосознанным характером использования устаревших знаний, недостаточной способностью отказываться от них даже в случае явной их ложности.
Занятие №5. Профилактика курения
Цель: сформировать установку «За жизнь без табака».
Основные понятия: профилактика, тяготение к курению, меры профилактики организационного характера, методы борьбы с курением.
Задачи:
1.                Показать подросткам, какие профилактические меры предпринимаются для предупреждения курения среди учащейся молодежи.
2.                Какие еще есть способы и методы отказа от курения.
3.                Проанализировать результаты.
Вопросы:
1.                Как бы вы составили свою программу профилактики курения среди несовершеннолетних?
2.                Просмотрите проблему с государственной позиции. Предложите текст законопроекта по предупреждению курения среди несовершеннолетних.
Вывод: в настоящее время борьба с курением приобрела международный характер. Регулярно происходят конференции, посвященные проблемам здоровья и курения при Всемирной организации здравоохранения в 1974 г. был создан комитет экспертов по курению и его влиянию на здоровье. Разработана целая система мероприятий по борьбе с курением. Эта система дает более или менее удовлетворительные промежуточные результаты в отдельных странах, но явно не способна полностью решить проблему в целом. Происходит явная стабилизация процента курящих со сближением числа курящих мужчин и женщин. Проблема борьбы с курением может быть успешно решена лишь в том случае, если будут разработаны средства, полностью снимающие тягу к курению, предотвращающие развитие явлений абстиненции. Наиболее эффективны в этом плане психотерапия и иглоукалывание, однако они в настоящее время помогают далеко не всем желающим бросить курить. Недостатком современных методов борьбы с курением, и в первую очередь антиникотиновой пропаганды, является то, что она почти исключительно сводится лишь к разъяснению вреда курения для здоровья.
Меры по усилению борьбы с курением могут оказаться достаточно эффективными лишь в том случае, если они будут дополнять настойчиво претворяемую систему антиникотинового воспитания, проводимую в первую очередь в семье, родителями.
Анализ результатов исследования
На протяжении исследования в школе №59 выявлено 73% курящих среди подростков. Интерес представляет данные о перечне обстоятельств, которые мешают прекращению курения в молодежной среде. В таблице №2 (приложение В) показаны данные обстоятельства. Подростки отметили то, что мешает их сверстникам бросить курить: нет ответа, слабоволие, личные проблемы, влияние окружающих, зависимость от курения.
    продолжение
–PAGE_BREAK–