Жизнь и творчество Ван Гога как яркого представителя искусства рубежа XIX и XX века

Жизнь и творчество Ван Гога как яркого представителя искусства рубежа XIX и XX века СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ… стр.1. Биография художника….… стр.4-2. Основные жанры в творчестве Ван Гога 1. Пейзаж… …… стр.9-2. Портрет…стр.11-3. Автопортрет….стр.13-4. Натюрморт…стр.5. Сюжетные сцены, произведения смешанной тематики и рисунки
Ван Гога…стр.16-3. Хронология жизни и творчества…стр.18-25. ЗАКЛЮЧЕНИЕ… …стр.26. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ… стр.27. ВВЕДЕНИЕ Для художественной культуры рубежа XIX-XX вв. характерны, с одной стороны, не только глубокий кризис тех форм демократического реалистического искусства, которые сложились в капиталистическом обществе в течение 19 в но и глубокий кризис принципов реализма и гуманизма в целом; с этого времени в пределах
господствующей капиталистической культуры складываются художественные направления, открыто и последовательно враждебные реализму. Художники конца XIX века искали новые средства выразительности в живописи. Одним из них был гол¬ландец Винсент Ван Гог. За 10 лет напряженной работы в искусстве он оставил величайшее наследие. Художественный стиль Ван Гога отличало удивительное использование цвета, в основе которого лежала палитра густых и чистых красок. Кипарисы, сады, пшеничные поля; подсолнухи и олеандры, к которым
хочется прикоснуться руками; кружащиеся в пылающем небе Прованса облака; кафе в Арле под усыпанным звездами вечерним небосво¬дом; занятые тяжелым трудом крестьяне — к ним художник испытывал глубокие, почти религиозные чувства История Ван Гога удивительна и трагична. Его жизнь была полна головокружительных взлетов и невероятных падений. Борьба с одиночеством привела к душевному расстройству и гибели, а работы Ван Гога так и не получили признания при жизни художника. Творчество Ван Гога оказало огромное влияние не толь¬ко на живопись, но и на литературу, театр, музыку. Слава настигла живописца после его смерти, и сегодня его полот¬на продаются по рекордно высоким ценам. 1. Биография художника Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне
Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме
Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение – младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента. То, что в случае с Винсентом судьба избрала фактор неожиданности, сделав чрезвычайно знаменитым и почитаемым автора, при жизни безвестного и презираемого, начинает проявляться, как кажется, уже в событиях 1890 года, решающего для несчастного художника, в июле закончившегося для него трагически.
А начинался этот год с наилучших предзнаменований, с той первой, единственной и неожиданной продажи его картины "Красные виноградники в Арле". В январском номере журнала «Меркюр де Франс» появилась первая восторженная критическая статья о его творчестве за подписью Альбера Орье. В мае он переселился из психиатрической лечебницы Сен-Реми-де-Прованс в городок Овер-на-Уазе, близ Парижа.
Там он познакомился с доктором Гаше (художником-любителем, другом импрессионистов), который его высоко оценил. Там он за два с небольшим месяца написал почти восемьдесят полотен. К тому же признаки неординарной судьбы, чего-то предначертанного свыше, проявляются с самого рождения. По странному стечению обстоятельств, Винсент появился на свет 30 марта 1853 года, день в день ровно через год после того, как родился мертвым первенец Теодоруса Ван Гога и Анны Корнелиус Карбентус, получивший при крещении то же самое имя. Могила первого Винсента была расположена рядом с церковной дверью, через которую второй Винсент проходил каждое воскресенье своего детства. Должно быть, это было не очень приятно, кроме того, в семейных бумагах Ван Гогов есть прямое указание на то, что имя мертворожденного предшественника часто упоминалось в присутствии
Винсента. Но повлияло ли это каким-то образом на его "чувство вины" или его предполагаемое некоторыми ощущение себя "незаконным узурпатором", остается только строить догадки. Следуя традиции, поколения Ван Гогов избирали для себя две сферы деятельности: церковную (Теодорус сам был сыном пастора) и торговлю произведениями искусства (как трое братьев отца). Винсент пойдет как по первому, так и по второму пути, но в обоих случаях потерпит неудачу.
Однако и тот и другой накопленный опыт будет оказывать большое влияние на его дальнейший выбор. Первая попытка найти свое место в жизни восходит к 1869 году, когда, в возрасте шестнадцати лет, Винсент поступает на работу — с помощью дяди, своего тезки (его ласкательно называют дядя Сент) — в филиал парижской художественной фирмы «Гупиль», открывшийся в Гааге. Здесь будущий художник впервые соприкасается с живописью и рисунком и обогащает опыт, который
он получает на работе, познавательными посещениями городских музеев и обильным чтением. Все идет вполне удачно вплоть до 1873 года. В первую очередь это год его перехода в лондонский филиал «Гупиля», отрицательно сказавшегося на его будущем творчестве. Ван Гог пробыл там два года и пережил болезненное одиночество, которое сквозит в его письмах к брату, все более и более печальных. Но худшее наступает тогда, когда Винсент, сменив ставшую слишком дорогой квартиру на пансион, который содержит вдова Луайе, влюбляется в ее дочь Урсулу (по другим данным – Евгению) и оказывается отвергнутым. Это первое острое любовное разочарование, это первая из тех невозможных связей, которые с постоянством будут омрачать его чувства. В тот период глубокого отчаяния в нем начинает созревать мистическое понимание действительности, перерастая
в прямо-таки религиозное исступление. Его порыв крепнет, вытесняя при этом интерес к работе в «Гупиле». И уже не поможет перевод в мае 1875 года в центральное отделение в Париже, поддержанный дядей Сентом в надежде, что такая перемена пойдет ему на пользу. Первого апреля 1876 года Винсента окончательно увольняют из парижской художественной фирмы, перешедшей к тому времени к компаньонам Буссо и Валадону. Все больше утверждаясь в мысли о своем религиозном призвании,
весной 1877 года Ван Гог переезжает в Амстердам к дяде Иоганнесу — директору городской верфи — для того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам на теологический факультет. Для него, с восторгом читавшего «О подражании Христу», стать слугой Господа означало прежде всего посвятить себя конкретному служению ближнему, в полном соответствии с евангельскими постулатами. И велика была его радость, когда в 1879 году ему удалось
получить должность светского проповедника в Ваме, шахтерском центре в Боринаже на юге Бельгии. Здесь он преподает шахтерам Закон Божий и самозабвенно помогает им, добровольно обрекая себя на нищенское существование: живет в лачуге, спит на полу, питается только хлебом и водой, подвергает себя телесным истязаниям. Однако местным властям не по вкусу такие крайности, и они отказывают ему в этой должности. Но Винсент упрямо продолжает свою миссию христианского проповедника в расположенном неподалеку селении Кем. Теперь у него нет даже такой отдушины, как переписка с братом Тео, которая прерывается с октября 1879-го по июль 1880 года. Затем постепенно в нем что-то меняется, и его внимание обращается к живописи. Эта новая стезя не столь неожиданна, как может показаться.
Во-первых, занятие искусством для Винсента было не менее привычным, чем чтение. Работа в галерее «Гупиль» не могла не повлиять на оттачивание его вкуса, а во время пребывания в различных городах (в Гааге, Лондоне, Париже, Амстердаме) он никогда не упускал возможности походить по музеям. Но в первую очередь именно его глубокая религиозность, его сочувствие к отверженным, его любовь к людям и к Господу находят свое воплощение через художественное творчество. «Надо понять определяющее слово,
содержащееся в шедеврах великих мастеров», — пишет он Тео в июле 1880 года, — «и там окажется Бог». В 1880 году Винсент поступает в Брюсселе в Академию художеств. Однако из-за непримиримого характера он весьма скоро ее бросает и продолжает художественное образование самоучкой, используя репродукции и регулярно занимаясь рисунком.
Еще в январе 1874 года в своем письме Винсент перечислял Тео пятьдесят шесть любимых художников, среди которых выделялись имена Жана Франсуа Милле, Теодора Руссо, Жюля Бретона, Констана Труайона и Антона Мауве. А сейчас, в самом начале своей художественной карьеры, его симпатии к реалистической французской и голландской школе девятнадцатого века ни в коей мере не ослабли.
К тому же социальное искусство Милле или Бретона, с их народнической тематикой, не могло не найти в нем безоговорочного последователя. Что касается голландца Антона Мауве, тут была еще одна причина: Мауве, наряду с Иоганнесом Босбоомом, братьями Марисами и Йозефом Израэльсом, был одним из крупнейших представителей Гаагской школы, наиболее значительного художественного явления в Голландии во второй половине XIX века, которая объединила французский реализм Барбизонской школы, сформировавшейся вокруг Руссо, с великой реалистической традицией голландского искусства XVII века. Мауве был еще к тому же дальним родственником матери Винсента. И именно под руководством этого признанного мастера в 1881 году, по возвращении в Голландию (в Эттен, куда переехали родители), Ван Гог создает свои две первые живописные работы: «Натюрморт
с капустой и деревянными башмаками» (ныне в Амстердаме, в Музее Винсента Ван Гога) и «Натюрморт с пивным стаканом и фруктами» (Вупперталь, Музей Фон дер Хайдт). Для Винсента все как будто складывается к лучшему, да и семья вроде бы довольна его новым призванием. Но в скором времени отношения с родителями резко ухудшаются, а затем и вовсе прерываются. Причиной тому опять-таки его бунтарский характер и нежелание приспосабливаться, а также новая, неуместная
и вновь неразделенная любовь к кузине Кее, которая недавно потеряла мужа и осталась одна с ребенком. Сбежав в Гаагу, в январе 1882 года Винсент встречает Христину Марию Хоорник по прозвищу Син, проститутку старше его возрастом, алкоголичку, с ребенком, да еще беременную. Находясь в апогее своего презрения к существующим приличиям, он живет вместе с ней и даже хочет жениться. Несмотря на финансовые трудности, он продолжает быть верным своему призванию и
завершает несколько произведений. В большинстве своем картины этого самого раннего периода — пейзажи, в основном морские и городские: тематика вполне в традиции Гаагской школы. Однако ее влияние ограничивается выбором сюжетов, поскольку для Ван Гога не были свойственны та изысканная фактура, та проработка деталей, те в конечном счете идеализированные образы, которые отличали художников этого направления. С самого начала Винсент тяготел к изображению скорее правдивому, чем прекрасному, стараясь в первую очередь выразить искреннее чувство, а не просто добиться добротного исполнения. 2. Основные жанры в творчестве Ван Гога 2.1.Пейзаж Из всех тем и жанров изобразительного искусства, затронутых Винсентом, наибольшее внимание от него досталось именно пейзажу.
Винсент любил природу живой, горячей, страстной, прямо таки внеземной любовью, бесконечно далекой от холодного и утилитарного отношения его современников. Только Ван Гог, сильный как ураган, и наивный, как дитя, мог написать такие поля, такие звезды, такое небо и такие деревья. Он полыхал своей любовью к природе, и сгорал в ней, не задумываясь ни на минуту На этой странице представлены лучшие пейзажи Ван Гога разных лет творчества.
Рис.1. Ван Гог. Звездная ночь, 1889 Рис.2. Ван Гог. Церковь в Овере, Овер, июнь 1890 Рис.3. Ван Гог. Стога в Провансе, Арль, июнь 1888 Рис.4. Ван Гог. Сеятель на закате солнца 1888 2.2.Портрет «Живописные портреты живут своей собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина». Так выражает Ван Гог свое мнение относительно широко распространенного в то время фотографического
портрета. Для Ван Гога портрет – это исследование человеческой души, попытка извлечь на поверхность то, что обычно спрятано в наиболее глубоких пластах сознания. Портретную живопись Ван Гог считал "лучшею и наиболее серьезною стороною искусства". Несмотря на необычную технику, портреты Ван Гога нередко потрясают своей глубиной познания и выражения души и мыслей изображенного человека. Рис.5. Ван Гог.
Портрет доктора Гаше. Овер, июнь 1890 Рис.6. Ван Гог. Портрет почтальона Джозефа Роулина. Июль-август 1888 Рис.7. Ван Гог. Сидящий зуав. Июнь 1888 Рис.8. Ван Гог. Горюющий старик. Сан-Реми, май-июнь, 1890 2.3.Автопортрет Что роднит Ван Гога с его великим предшественником, голландским художником Рембрандтом Ван Рейном? Правильно – оба они написали огромное количество автопортретов, более чем кто-либо из других великих художников. Подобно Рембрандту, Ван Гог пристально изучал самого себя, и это было для него дорогой к познанию Вселенной. На этой странице представлены многие из его знаменитых автопортретов разных лет жизни, в которых сквозит отчаянная попытка диалога художника с самим собою и зрителем.
Рис.9. Ван Гог. Автопортрет в фетровой шляпе. Зима, 1887-88 Рис.10. Ван Гог. Автопортрет с перевязанным ухом и трубкой. Арль, январь 1889 Рис.11. Ван Гог. Автопортерт с трубкой и соломенной шляпой, Арль, август, 1888 Рис.12. Ван Гог. Автопортрет. Сен-Реми, сентябрь 1889 2.4.Натюрморт Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых
произведений художника. Наряду с фантастической "Звездной ночью" подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога. Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. "Небесный свод – восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи – бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин
Вермеера Делфтского Мне не удается написать нечто столь же прекрасное " Рис.13. Ван Гог. Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, январь, 1889 Рис.14. Ван Гог. Ваза с пятью подсолнухами. Арль, август 1888 2.5. Сюжетные сцены, произведения смешанной тематики и рисунки Ван Гога Так же художником были созданы и не менее замечательные произведения в других жанрах.
Это сюжетные сцены и иные произведения смешанной тематики, такие как знаменитые картины, как "Ночное кафе", "Терасса ночного кафе", "Прогулка заключенных", "Едоки картофеля", "Комната Винсента в Арле" и др. Живопись маслом поглощала не всю удивительную творческую энергию Ван Гога. Весь период своего творчества он постоянно рисовал карандашом, пером, тушью, делая наброски с окружающей природы, деревень и людей. Даже работая с черно-белым изображеним, Ван Гог был способен наделять свои рисунки глубиной и четким ощущением цвета. Он добивался этого с помощью искусного использования волнистых линий, плотной штриховки и точечных узоров. Его рисунки, как и все его искусство, отличает совершенство, ясность стиля и необыкновенная техническая легкость. В результате, большинство его графических работ столь же сильны, как и лучшие
картины маслом. "Что такое рисунок спрашивал Винсент в одном из писем Это пробивание дороги через железную стену, которая как бы стоит между тем, что ты чувствуешь, и тем, что ты можешь сделать " Рис.15. Ван Гог. Ночное кафе. Арль, сентябрь 1888 Рис.16. Ван Гог. Терасса ночного кафе Плейс ду Форум в Арле. Арль, сентябрь 1888 Рис.17.
Ван Гог. Скала у Монмажура. Июль 1888 Рис.18. Ван Гог. Старый виноградник и крестьянка. 1890 3. Хронология жизни и творчества 1853 Винсент Ван Гог родился 30 марта в маленькой деревне Грот-Зюндерт, в Голландии, в семье Теодора Ван Гога (1822-1885) и Анны Корнели Карбентус (1819-1907). 1857 Родился Тео, брат
Винсента, которому суждено было сыграть в жизни художника исключительно важную роль. Без Тео не только искусство, но и сама жизнь Винсента, скорее всего, не состоялись бы. 1862 Еще живя в Зюндерте, Винсент создает свои первые рисунки. 1864 Винсент посещает школу в Зевенбергене и изучает английский, немецкий и французский языки. 1869 После окончания школы Винсент, при помощи своего дяди (тоже
Винсента), поступает работать в Гаагский филиал художественной компании «Гупиль и К» из Парижа. В Гааге будущий художник часто посещает местный музей изобразительных искусств. 1872 Укрепляется близость между Винсентом и его братом Тео. Переписка, которую они начали в это время и продолжали всю последующую жизнь, сейчас является наилучшим и важнейшим источником информации о жизни Винсента, его становлении как художника, его переживаниях и размышлениях. 1873 Из Гааги Винсент перебирается в лондонский филиал компании «Гупиль и К», где посещает многочисленные художественные музеи и галереи, и углубляет свои знания об истории и теории искусства. Здесь Винсент жил в доме Урсулы Лойер. Долгое время считалось, что Винсент был влюблен в дочь Урсулы, Евгению. Сейчас известно, что в реальности он был влюблен в
Каролину Хаанбек, друга семьи Ван Гогов, вернувшуюся назад в Голландию. Чувства Винсента были невзаимны. 1874 Винсент проявлял небольшой интерес к своему положению в фирме Гупиля и со временем был переведен в парижский филиал компании. Но в конце года был вновь возвращен в Лондон. 1875 Положение Винсента в фирме Гупиля все более ухудшается, но, одновременно увеличивается его интерес к
чтению Библии, который вскоре перерастает в серьезное и глубокое религиозное подвижничество. 1876 После того как Винсент оставил свое место, он перебрался в Рамсгейт (Англия), где он начал работать школьным учителем в одной школе. Позднее, в этом же году, он перешел на новую работу – учителем и священником вместе с преподобным Т.Слейдом Джонсом. Двадцать девятого октября 1876 года
Винсент прочел свою первую воскресную проповедь. Насколько быстро рос в Винсенте его религиозный пыл, настолько же быстро ухудшалось его физическое состояние. 1877 Вскоре Винсент покинул Англию и перешел на временную работу в книжный магазин в Дордрехте. Здесь, как и в компании Гупиля, Винсент мало интересовался собственно работой, и вел себя с коллегами и клиентами довольно неучтиво и резко.
Одновременно Винсент продолжал свое религиозное обучение в Амстердаме. 1878 Формальное религиозное обучение Винсента подошло к концу, но движимый жаждой реальной практической деятельности, Винсент отправился в Боринаж, маленький поселок в Бельгии, построенный у угольных шахт. Условия жизни в Боринаже были необычайно плохими, что выразилось в рисунках и гравюрах, которые Винсент начал создавать здесь. Он читает рабочим проповеди из Библии, продолжая жить в полной нищете. Заветы Христа Винсент выполнял в прямом смысле, отдавая ближним все, что он имел – время, силы, еду и здоровье. 1879 Работа Винсента в Боринаже продолжается. Винсент вкладывает все свои силы, помогая деревенским шахтерам – дает им одежду, еду, при этом болея и нуждаясь не меньше их самих.
Его религиозный энтузиазм и страстное желание помогать ближним естественным образом привлекли внимание его начальства, которые выразило озабоченность его чрезмерным усердием. Вскоре Винсент был отстранен от работы в Боринаже, что принесло ему одни лишь страдания – его усилия были напрасны и никому не нужны. Для продолжения своей религиозной миссии Винсент перебрался в деревню Кусмес. Но к этому периоду его религиозный пыл начинает от безнадежности
угасать, и в его жизни постепенно разгорается новая страсть – рисование и живопись. 1880 Поворотный момент в жизни Винсента. Он окончательно оставляет свое религиозное подвижничество, и целиком посвящает себя рисованию местных шахтеров и ткачей. Его брат Тео начинает финансово поддерживать Винсента. Подобная помощь продлится до самой кончины Винсента в 1890 году.
В этом же году он выполняет несколько анатомических и перспективных штудий в Брюссельской Академии Художеств. 1881 Винсент навестил брата в Эттьене. Также он проводит много времени с художником Антоном Мауве (1838-1888), который учит Винсента работе с акварелью и маслом. В этом же году он получил отказ от своей кузины Корнели
Адрианы Вос-Стрикер (известной как Кей) в которую был влюблен, что попутно привело к ухудшению отношений с его отцом. Винсент был убит отказом, но этот период жизни также ознаменован его все большим увлечением искусством. 1882 Знакомится с Христиной Марией Хоорник (известной как Син). Она – проститутка, имеющая пятилетнюю дочь, да к тому же беременная еще одним ребенком. Продолжает работать над эскизами вместе со своими знакомыми Яном Вайсенбурхом и Георгом Брейтнером. Проводит три недели в больнице из-за физического и умственного переистощения. По возвращении из больницы продолжает работать маслом, используя Христину и ее детей в качестве моделей. 1883 По прошествии года он разрывает свои отношения с Син, и теперь целиком отдается искусству. Перебирается на север Голландии в Дрент, где создает унылые пейзажи, словно настоящий крестьянин.
Позднее в этом же году переезжает в Нюэнен к своим родителям. Здесь он оборудует свою небольшую мастерскую, продолжая принимать помощь от брата Тео. 1884 Продолжая свою работу, Винсент знакомится и сближается с дочерью их соседей Марго Бегерманн. Обе семьи были категорически против их отношений и планов на женитьбу, и, от отчаяния, Марго пыталась покончить с собой. Винсент прекращает все отношения, но одновременно встречает нового
друга, Антона Керсемакера (1846-1926), дубильщика и поклонника искусства. Они проводят много времени вместе, рассуждая об искусстве и посещая музеи. 1885 После смерти отца в марте этого года, Винсент продолжает упорно работать, и вскоре создает свой первый большой шедевр – картину «Едоки картофеля», созданную по мотивам его жизни в Боринаже. Также он расширяет свои эксперименты в творчестве, включая увлечение изучение возможностей
колорита и большим интересом к японской гравюре. 1886 Желая освоить формальные основы изобразительного искусства, Винсент посылает несколько своих работ в Антверпенскую Академию, а также начинает посещать организованные занятия. Как и следовало ожидать, ни в том, ни в другом он не был достаточно хорош с точки зрения
Академии. Позже Винсент перебирается в Париж и живет вместе с Тео.После прибытия в Париж Винсент начинает занятия у Фернана Кормона (1845-1924) в его ателье. Хотя, это были не столько занятия, сколько общение с его новыми товарищами по искусству: Джоном Расселом (1858-1931), Анри Тулуз-Лотреком (1864-1901) и Эмилем Бернаром (1868-1941). Позже Тео, который тогда работал менеджером в галерее «Боссо и Валладон», познакомил Винсента с работами художников-импрессионистов: Клода Моне, Пьера Огюста Ренуара, Камиля Писсаро, Эдгара Дега и Жоржа Сера. Их работы произвели огромное впечатление на него и изменили его отношение к цвету. В этом же году Винсент знакомится с еще одним художником,
Полем Гогеном, горячая и непримиримая дружба которых стала важнейшим событием в жизни обоих. 1887 Весь год Винсент продолжает жить и работать в Париже. Он постоянно посещает различные кафе вместе с Бернардом и Гогеном, где они спорят об искусстве и живописи. Винсент продолжает свои эксперименты с различными стилями рисования, включая японскую живопись и пуантилизм.
1888 Ключевой момент в жизни Ван Гога. Устав от шумного и суетливого Парижа, Винсент отправляется на юг, в городок Арль. Поначалу холодная зима не давала Винсенту работать, но наступившая вскоре весна дала ему, наконец, писать потрясающие цветущие пейзажи Прованса с его голубым небом и горячим солнцем. Он поселился в знаменитом «Желтом доме», в котором он собирался работать, и где он надеялся организовать
в будущем сообщество художников. Все это время Винсент провел крайне продуктивно, написав множество пейзажей, морских видов в Сан-Мари-де-ла-Мер, а также большинство своих знаменитых портретов (включая серию портретов почтальона Жозефа Рулена и его семью). На протяжении всего года Винсент продолжал работать, создав многие из своих лучших работ. Помимо этого, он с нетерпением ожидал приезда своего друга, художника
Поля Гогена, который, как и он, мечтал о создании содружества свободных художников. Наконец, в октябре 1888 года, Гоген появился в Арле и поселился с ним в «Желтом доме». Это время стало необычайно плодотворным для обоих, несмотря на их частые и непрекращающиеся споры об искусстве и обо всем остальном на свете. Плохая зимняя погода часто не давала им работать, вынуждая их оставаться дома и все больше и больше спорить. Их напряженные отношения продолжались до 23-го декабря, когда в пылу одного из споров Винсент, якобы, пытался напасть на Гогена с бритвой. Оставшись в одиночестве, Винсент отрезал себе лезвием мочку уха, и, завернув ее в газету, отнес одной из местных проституток в борделе. Впоследствии он попал в больницу, а спустя некоторое время в Арль из Парижа прибыл Тео. 1889 В новом году Винсент начал поправляться, и седьмого января он покинул
больницу в Арле. Но на протяжении нескольких месяцев его состояние еще оставляло желать много лучшего. Иногда он был спокоен и вменяем, иногда страдал от припадков и галлюцинаций. Он пытался продолжать работать в своем «Желтом домике», но постоянные тоска и перепады настроения привели его мысли о необходимости психиатрического лечения. С помощью Тео он перебрался в психиатрическую лечебницу
Сен-Пол-де-Масол, близи Сен-Реми-де-Прованс. Год проходил под знаком постоянных изменений в психическом состоянии Винсента. Когда это было возможно, он работал за пределами клиники. В этот период была создана серия картин с оливами и кипарисами. Иногда припадки заставали его на природе, и тогда его находили без чувств где-нибудь в поле. После этого Винсент продолжал работать в стенах больницы, рисуя картины на основе работ любимых им
художников (в первую очередь, Милле и Делакруа). По иронии судьбы, именно в тот момент, когда психическое состояние Винсента стало крайне тяжелым, к нему, наконец, стало приходить признание в узком кругу ценителей современной живописи. Его картины «Звездная ночь над Роной» и «Ирисы» были представлены в Салоне Независимых в сентябре 1889 года. А в ноябре того же года Октав Маус, секретарь Бельгийской художественной группы, предложил ему выставить
шесть работ в их галерее. Винсент пытается вновь работать на открытом воздухе, но вскоре с ним происходит один из самых сильных припадков, во время которого он вновь пытался отравиться. 1890 Этот год, последний в жизни художника, как и предыдущий, начался не только со множества улучшений состояния здоровья Винсента, но и с последующими неизменными припадками. Как и ранее, он работал, когда мог, и по мере того, как его жизнь неизбежно катилась к своему концу, его работы получали все больше и больше признания. 31-го января жена Тео, Джо, родила мальчика, которого назвали Винсентом. После нескольких серьезных приступов в феврале Тео передал Винсента под наблюдение доктора Пола Гаше. Под опекой доктора Винсенту стало значительно лучше, и вскоре он появился в
Париже, весьма здоровым и крепким. В мае Винсент перебрался в городок Овер, расположенный к северу-западу от Парижа, где продолжил жить под наблюдением доктора Гаше. Здесь Винсент испытал свой последний всплеск творческой активности – работая с невероятной энергией, он написал более 80 картин в последние два месяца жизни. Винсент сжигал себя в огне своего творчества, не жалея себя и думая лишь о солнце и звездах.
Июнь: Винсент продолжает работать, на одном дыхании создавая свои лучшие произведения. Его физическое и психическое состояние невероятно улучшилось, и доктор Гаше считает, что он полностью восстановился. Винсент проводит свои самые счастливые дни рядом с доктором, Тео, Джо и их малышом. Июль: В то время как дела Винсента пошли в гору, дела его брата Тео резко ухудшились. У него начались финансовые трудности, вдобавок, заболел его сын.
Винсент навестил его 6-го июля, и был крайне удручен его состоянием. Он пытался продолжать свою работу, однако теперь в его психическом состоянии произошел окончательный срыв, возможно, связанный с его отношением к себе как к обузе для Тео и его семьи, и как к причине его финансового кризиса и прочих проблем брата. 27-го июля Винсент вышел на прогулку и, уйдя в поле, выстрелил в себя из пистолета.
Он сумел вернуться домой поздно вечером, никому не сказав о случившемся. Раненый Винсент был найден в своей постели, после чего был вызван доктор. Изъять пулю не удалось. Вскоре Тео был извещен о происшедшем.Последние часы жизни Винсента были подобны двум последним годам его жизни. Иногда он приходил в себя, иногда забывался вновь. Оставшееся время до смерти Винсент сидел на своей постели и курил трубку. Рядом сидел Тео. Он обнял голову Винсента своими руками. Винсент сказал: “Я хотел бы умереть так”. Винсент умер рано утром следующего дня, 29 июля 1890 года. Для похорон было выбрано место неподалеку от дома, а могила Винсента была покрыта двенадцатью подсолнухами, которые он так горячо любил.
Ван Гога не стало, и с его смертью рождалась легенда – легенда о Ван Гоге. 1891 Тео так и не оправился от смерти своего любимого брата. Его состояние становилось все хуже, и он скончался 25 января в Утрехте. 1914 Тело Тео было перезахоронено в Овере, рядом в могилой Винсента. 1960 По инициативе сына Тео, Винсента Виллема
Ван Гога, его жены и их трех детей, был основан Фонд Винсента Ван Гога, официально представленный голландскому правительству. Фонд ставил своей целью собрать работы Винсента, разбросанные по разным владельцам, и разместить их в музее, построеном специально для этой коллекции. 1962 Фонд Винсента Ван Гога приобрел произведения художника у семьи
Ван Гогов. 21 июля при участии Правительства Голландии был подписан соответствующий документ между государством и Фондом Винсента Ван Гога. 1973 2 июня в Амстердаме открылся Музей Винсента Ван Гога. Он содержит сотни работ художника, его письма и документы. 1990 30 марта – 29 июля. К столетию со дня смерти Винсента, музей Ван Гога проводит ретроспективную выставку его произведений, на которой представлено
более 120 картин выдающегося художника. 15 мая. На аукционе Кристи’с картина «Портрет доктора Гаше» была продана за 82,5 миллиона долларов – самая высокая цена в истории, отданная за живописное произведение. 14 ноября. На аукционе Кристи’с рисунок Винсента «Сад с цветами» был продан за 8,36 миллиона долларов – самая высокая цена, отданная за графический рисунок. 1990-2007 На свет продолжает выходить множество новых работ о жизни и творчестве Винсента Ван Гога. Его произведения, его философия и личность интересны и как никогда актуальны для современного человечества. 2008 На свет появляется этот выдающийся сайт, что приводит к новой волне интереса к жизни и творчеству этого загадочного, великого и настоящего художника. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Трагическая жизнь Винсента Ван Гога сегодня популярна как какая-то священная легенда, которая,
кажется, нужна людям больше, чем сияние его звезд и подсолнухов. Голодное, почти нищенское существование, полное одиночества и презрения окружающих, обернулось уже всемирным ажиотажем и интересом в 20 веке. За свою жизнь Ван Гог продал лишь одну картину ("Красные виноградники в Арле"), а ровно через сто лет на аукционе Кристи в
Нью-Йорке его "Портрет доктора Гаше" был куплен за 82,5 миллиона долларов (рекорд среди живописных произведений). На фоне этого нездорового поклонения теряется облик самого художника, могучего и ранимого одновременно, окончившего свой драматический путь на земле отчаянием и самоубийством. Ван Гог прожил всего 37 лет, из которых лишь последние семь с небольшим были посвящены живописи. Однако его творческое наследие поразительно. Это около тысячи рисунков и почти столько же картин, созданных
в результате вулканических творческих извержений, когда в течении долгих недель Ван Гог писал по одной-две картины ежедневно. Ван Гог стал последним истинно великим художником в истории, недосягаемым примером для других, самоотверженное и героическое искусство которого, словно факел, словно радуга, сияет теперь над человечеством. Его картины это потрясающий, полный любви и страдания диалог – с самим собой, с богом, с миром СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Литературные источники 1.1. 100 человек, которые изменили ход истории, еженедельное издание, Выпуск №17, 2008г. ООО «Де Агостини» 1.2. Ван Гог, Великие мастера. Издат. Астрель, 2003г. 2. Электронные ресурсы. 2.1. http://vangogh-world.ru/ 2.2. http://www.wm-painting.ru/MasterPieces/p 19_sectionid/18/p19_imageid/142 2.3. http://www.vangogh.ru/vangogh/biography. shtml