Р Е Ф Е Р А Т по Мировой Художественной Культуре на тему: “ХРАМОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ДРЕВНЕМ ЕГИПТЕ В ЭПОХУ НОВОГО ЦАРСТВА” ученицы 9 класса “Б” школы № 314 Мельниковой Анастасии. Научный руководитель: Макарова Светлана Эдвардовна Москва 1999г. План. Постановка задачи. Введение. Основная часть. 1. Храм в Луксоре. Храм в Карнаке. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Храм в Мединет-Абу. Скальные храмы в Абу-Симбеле. Заключение. Примечания. VI. Список литературы.
Я выбрала эту тему, потому что мне всегда, на уроках истории, было очень интересно узнавать что-нибудь новое о Древнем Египте. Но когда у нас начались уроки мировой художественной культуры, и я узнала, что мы будем проходить Древний Египет, я с нетерпением ждала этого.
Я решила узнать побольше именно об архитектуре Египта, т. к. это наиболее интересно. А также по этой теме было достаточно литературы для написания реферата.
Египет – страна древнейшей культуры. Две с половиной тысячи лет назад, когда долину Нила посетил знаменитый древнегреческий историк Геродот, уже тогда он не мог докопаться до корней египетской истории; они терялись в тумане мифов и легенд. Ещё в те времена, когда предки некоторых современных европейских народов жили в пещерах и разбивали друг другу головы палицами, Египет был уже страной великолепных дворцов и храмов, страной прочного государственного устройства, развитого сельского хозяйства, высокого уровня астрономии и медицины; вазы его ремесленников и украшения ювелиров могли бы вполне получить“Гран-при” на любой современной выставке. У египтян учились наши учителя греки; египетской пшеницей кормился императорский Рим; христианство нигде не имело столь благодатной почвы, как в Египте. Но когда закладывались фундаменты европейских соборов, Египет как великая страна исчез из памяти цивилизованных народов, превратился просто в страну феллахов1[i], “народа без истории”.
Это о Египте в целом, ну а теперь об отдельно взятой мной эпохе. Новое Царство (ок. 1580-ок. 1090г. г. до н. э. ) включает ХVIII – XX династии и является периодом наибольшего политического, культурного и экономического расцвета Древнего Египта.
Я считаю нужным сказать, о том, чем отличается архитектура эпохи Нового царства от архитектуры эпохи Древнего и Среднего царств.
В эпоху Древнего Царства – это величественные огромные пирамиды из камня. В эпоху Среднего Царства – это тоже пирамиды, но теперь они значительно меньше и “преимущественно не из камня, а из необожженного кирпича”2[ii] . В эпоху Нового Царства – это в основном храмовое строительство. Также я считаю, важно сказать о реформах Энатона, т. к. , мне кажется, это одно из значительных событий того времени. При фараоне АменхотепеIV была проведена коренная реформа религии. Аменхотеп IV заменил традиционное поклонение многим богам поклонением одному богу солнца – Амону в образе солнечечного диска с лучами и сам сменил имя на Эхнатон – Угодный Амону. Политической целью этой реформы было ослабление власти жрецов, рабовладельческой знати намов и укрепление сильного централизованного государства. Эхнатон так и не увидел результатов своей реформы. При его малолетнем приемнике Тутанхамоне была восстановлена старая религия и разрушена столица Эхнатона – Ахетатон3[iii] . В эпоху Нового царства особенно развивается архитектура. Создаются огромные храмы, которые свидетельствуют о больших материальных возможностях, какими располагал Египет Нового царства. Любое архитектурное здание могло быть выполнено лишь при наличии огромного количества рабочих рук, которыми располагали тогда египтяне.
Строительное искусство продолжает идти по пути, который наметило Среднее царство. Архитектура теперь не знает больших плоскостей, не разделённых и не оживлённых, подобных огромным стенам пирамид. Храмы наполняются колоннами, их стены прерываются рельефными украшениями и статуями, которые должны были оживлять многотонные поверхности.
Этот расцвет архитектуры проходит через всю эпоху Нового царства. В особенности в этом отношении следует подчеркнуть время Рамсеса II, который из всех царей Египта проявил наиболее кипучую строительную деятельность.
Наиболее яркими архитектурными постройками эпохи Нового царства можно считать храмы в Луксоре, в Карнаке, в Дейр-эль-Бахри, в Мединет-Абу, а также скальные храмы в Абу-Симбеле. Луксор.
Храм в Луксоре находится в южной части древних Фив. Он относится к наиболее хорошо сохранившимся памятникам древнеегипетской храмовой архитектуры. Великолепный комплекс храма был построен в честь бога Амона, культ которого распространился к тому времени по всей стране. Храм в Луксоре – первое крупное культовое сооружение, посвященное Амону. Ранее на этом месте находилась культовая постройка времён среднего царства, чьи камни и пошли на строительство храма Амона. Фараон ТутмосIII построил здесь маленькую молельню. Она состояла из трёх помещений. Молельня предназначалась для размещения священных барок бога Амона, его жены Мут и сына Хонсу, которые приезжали сюда из Карнака во время праздника “Опет”.
“Фараон Аменхотеп III построил храм для праздников южнее молельни Тутмоса III, ближе к Нилу и параллельно его течению. Строителем был тоже Аменхотеп, сын Хапу, главный архитектор фараона. Он был единственным, кому разрешили построить свой заупокойный храм на западном берегу Нила, там же, где стоят заупокойные святилища фараонов. Основные строительные работы были завершены при Аменхотепе III. Его преемники не внесли существенных изменений в композицию храма Амона, хотя некоторые строительные работы и были проведены.
Например, Тутанхамон построил перед входом новую колонаду, Рамсес II пристроил к северной части храма пилон и двор, тем самым присоединив молельню Тутмоса III непосредственно к зданию храма. Поэтому этот двор лежит несколько в стороне от основной оси планировки комплекса. Рамсес II, желая прославиться как фараон-строитель, приказал высечь своё имя на статуях Аменхотепа III, царицы Тейе и наследникаа престола. Зал для священной барки был впоследствии полностью перестроен Александром Македонским. В римские времена рядом с храмом был разбит военный лагерь, название которого носит сегодняшний Луксор. В первые столетия нашей эры в стенах храма находилась церковь коптов. В наши дни у восточной стены храма возвышается мусульманская мечеть”4[iv] .
Храм в Луксоре и большой комплекс святилища в Карнаке были соединены дорогой длиной почти в два километра, которую охраняли сфинксы. Спустя и тысячу лет после XIX династии могучий пилон РамсесаII, словно огромные ворота, принимал религиозные шествия и божественную ладью из Карнака. По обеим сторонам ворот стоят тронные статуи фараона из черного гранита. Другие статуи, изображающие фараона в полный рост, были сделаны из красного гранита. Всего перед фасадом храма стояло два обелиска и шесть огромных статуй фараона. Сохранились: один обелиск, две тронные статуи и одна стоящая. Второй обелиск стоит теперь на площади Согласия в Париже. Входной фасад храма покрыт фресками. На них изображены эпизоды сражения под Кадешем. За пилоном фасада следует двор, окружённый по периметру двумя рядами колонн, здесь же находится молельня Тутмоса III. Стены покрыты барельефами религиозной тематики, сохранились лишь некоторые их фрагменты. Например, барельеф, изображающий пилон входа в храм и религиозное шествие, направляющееся в его сторону. В южной части двора вход ведёт в постройки Аменхотепа III, здесь во дворе между колонн стоит одиннадцать статуй фараона, на которых Рамсес II написал своё имя. С обеих сторон входа находятся тронные статуи Аменхотепа III, рядом с фараоном стоит статуя его супруги. Она гораздо меньше статуи фараона. Пройдя через этот проход, мы попадаем в 52-метровую колонную галерею, она состоит из семи пар колонн, по своей форме напоминающих пучки папируса. Капители колонн имеют форму раскрытого цветка папируса. Высота колонн 16 м. Эта каменная аллея ведёт в следующий двор. В начале этой аллеи установлены статуи Рамсеса II и его супруги. Настенные барельефы изображают сцены религиозных обрядов, торжественные шествия, посвященные празднованию Нового года. После каменной аллеи мы попадаем во второй двор, построенный Аменхотепом III. С трёх сторон он окружён двойным рядом колонн, в южной части находится колонная галерея. Здесь колонны имеют форму стеблей папируса с закрытым бутоном цветка. Такую же форму имеют и все остальные колонны дворца. Настенные барельефы изображают Аменхотепа III, приносящего жертву. Далее, пройдя через два зала-вестибюля, мы попадаем в зал для священной ладьи. Затем через зал-вестибюль с шестью парными столбами проходим в святилище с четырьмя опорами. Здесь в небольшом строении на возвышении стояла статуя бога. Эту статую вывозили в священной ладье в дни религиозных праздников. Барельефы святилища изображают богов Гора и Атума, ведущих фараона к Амону. Среди вспомогательных помещений, к которым относились молельни Мут иХонсу, наибольший интерес вызывает дом рождений Аменхотепа III. Настенные барельефы этого помещения изображают рождение фараона, начиная с момента зачатия, беременности царицы, развития ребенка и развития его “ка”, вплоть до момента рождения. Матери фараона при родах помогали сами боги. Последняя картина этой серии – сцена вступления фараона на трон. Внешние стены храма тоже были украшены рельефной росписью. В основном она изображала сцены битв и сражений. Большая их часть погибла. Карнак.
Самое крупное храмовое сооружение Древнего Египта было построено в северной части города Фивы на восточном берегу Нила. Начиная с XIX династии этот комплекс в Карнаке считается национальной святыней. Фараоны строили здесь в течении двух тысяч лет. Свой характерный облик храм приобрёл в период Нового царства. Храм должен был прославлять бога Амона и могущество Египта. Храмовый комплекс Карнака состоял из трёх частей. Самой большой была средняя часть. Здесь с востока на запад возвышается большой храм Амона. Кроме большого храма здесь было много меньших по размерам храмов и молелен. Храмы Гора и Пта сохранились достаточно хорошо. У южной стены храма Амона-Ра находилось искусственное озеро прямоугольной формы. Оно существует и по сей день. Это озеро играло важную роль в проведении религиозных обрядов. На южном берегу были построены складские помещения. Неподалёку от храма Амона находился участок святилища бога Монту. На этой территории стоял небольшой храм Монту и находилось маленькое озеро. На юге располагался район святилища богини Мут. Храм богини был построен на берегу священного озера, имеющего форму подковы. С храмом Амона его соединяла дорога со сфинксами. Оба этих храма построил Аменхотеп III. Святилище Мут было украшено сотнями тронных скульптур богини Сехмет, выполненных из диорита и гранита. Естественно, территория храмов Монту и Мут были обнесены стеной.
Длинная дорога для религиозных шествий соединяла храмы Амона и Мут с луксорским храмом. Иногда его называли “южным гаремом” Амона. На празднике “Опет”, который в годы ХХ династии продолжался 27 дней, бог Амон выезжал на своей барке из Карнака в Луксор, по случаю другого праздника он переправлялся через реку и посещал заупокойные храмы усопших фараонов, превратившихся в богов. Первый храм Амона был, вероятно, построен в годы “первого переходного периода”, об этом рассказывают дошедшие до нас документы и записи. О постройках времён XII династии известно несколько больше, от времён Сенусепрта I до нас дошли несколько стен фундамента и камни одной из молелен.
“Время расцвета священного комплекса бога Амона началось во времена Нового царства, с приходом к власти XVIII династии. Фивы вновь становятся столицей империи. Фараон Тутмос I начал расширение храма Амона, построенного ещё в Среднем царстве. Он возвёл стену вокруг старого святилища, во дворе храма построил два пилона, которые стали входом в храм. Хатшепсут, дочь Тутмоса I, возвела в восточной части двора зал из розового кварцита – зал для священной ладьи. Он был окружен маленькими вспомогательными помещениями. Всё сооружение стояло на фундаменте из черного гранита, стены изнутри были покрыты позолотой. На территории храма царица поставила четыре обелиска. Два из них находятся между пилонами, которые поставил её отец (IV и V). Хатшепсут построила и так называемый пилон VIII. Если идти к храму Амона по дороге из храма Мут, то этот пилон служит входными воротами”5[v] .
Фараон Тутмос III строил в Карнаке больше всех своих предшественников. В храме Амона он начал с того, что снёс построенный царицей Хатшепсут зал для божественной ладьи и построил на его месте из розового гранита другой, с маленьким пилоном на входе. Между входом и залом для ладьи находился маленький зал-вестибюль, его образовывали две гранитные опоры. Эти монолиты символизировали Нижний и Верхний Египет и потому были декорированы изображениями лотоса и папируса, эмблемами Нижнего и Верхнего Египта. Они стоят и по сегодняшний день. Самое крупное сооружение, построенное фараоном, архитектурный комплекс в восточной части храмового ансамбля. “Он состоит из большого зала для праздников и множества вспомогательных помещений вокруг него. Зал разделён на пять проходов – нефов, он расположен перпендикулярно по отношению к оси планировки храма. Это первый в истории пример планировки соборного типа: кровля главного нефа опирается на повышенные опоры и потому возвышается над потолком других нефов-кораблей. В главном нефе размещены окна, через которые внутрь попадает свет. Высокий потолок был покрашен в синий цвет, украшен золотыми звёздами. Другие, более узкие нефы, были отделены друг от друга четырехугольными столбами, покрытыми барельефами. Окружающие зал помещения и молельни тоже были украшены удивительно тонкими настенными рельефами”6[vi] .
Одно из помещений получило сейчас название “Ботанический сад”, стены здесь расписаны фресками с изображениями экзотических растений и животных. Здесь же обнаружены барельефы, на которых изображён фараон во время приношения жертвы своим предшественникам. 60 картушей с именами фараонов смогли прочитать археологи на этих барельефах. Это неоценимая помощь учёным и историкам, т. к. надписи помогли уточнить хронологию истории Древнего Египта. Рядом с восточной стороной храма Амона и залом для праздников, между двумя обелисками Хатшепсут, фараон Тутмос III построил ещё один маленький храм. Кроме этого, фараон поставил ещё один новый пилон (VII) между пилоном (VIII) Хатшепсут и большим храмом. Полученный таким образом двор он украсил статуями.
Аменхотеп III в Карнаке строил относительно мало. Он построил огромный новый пилон (III) на западе от пилона IV. Для этого строительства он использовал строительный материал, оставшийся после сноса молелен его предшественников. Здесь археологи обнаружили остатки маленьких храмов Сенусерта I и Аменхотепа I, кварцитового зала священной ладьи Хатшепсут и др. Двойной ряд колонн в форме связок папируса, похожих на луксорские, вероятно, тоже построил Аменхотеп III, желая подчеркнуть взаимосвязь двух храмов.
Хоремхеб, последний фараон XVIII династии, построил в западной части этой двойной колоннады, ведущей к пилону Аменхотепа III, ещё один новый пилон (II). К числу его деяний принадлежат также пилоны IХ и Х и дорога со сфинксами к храму Мут.
Фараон Сети I и Рамсес II воздвигли между пилонами II и III великолепный колонный зал, который считают одним из самых монументальных интерьеров древнеегипетской архитектуры. По оси зала высится двойная колонная галерея Аменхотепа III. Высота колонн 23 метра. Потолок, поддержанный колоннами, возвышается над соседними пролётами на 10 м. Отсюда свет попадает внутрь здания через окна с каменными решётками. На капители колонн в форме раскрывшихся цветков папируса струится мощный поток солнечного света, остальные колонны зала находились в полумраке, их капители имели форму нераскрывшихся бутонов. Зал имел размеры 102 х 53 м, на этой огромной площади стоят 134 колонны. Они, как и стены зала, были покрыты цветными барельефами. Стены зала были украшены такими же барельефами и снаружи. Перед пилоном II, который когда-то был главным фасадом храма, Рамсес II поставил два своих колоссальных каменных изображения. Дорогу, ведущую от Нила к главному входу в храм, охраняли сфинксы с бараньими головами.
Фараон Рамсес II построил маленький храм перед пилоном II, который был в то время главным фасадом храма. Этот храм, расположенный с севера на юг, стоит несколько к югу от главной оси планировки храма Амона. Служил этот храм для остановки торжественного шествия. Его планировка традиционная: за фасадом пилона находится двор с колоннами, два колонных зала и святилище. Перед массивными столбами, которые ограничивали дворик с востока и запада, стояли статуи фараона в праздничном убранстве.
Современный облик большой храм Амона приобрёл в позднюю эпоху. Фараон Тахарка, нубиец по происхождению, поставил по примеру храма в Луксоре перед пилоном главного входа двойной ряд колонн. Точно неизвестно, когда началось строительство пилона I, но нам известно, что закончилось оно уже при Птолемеях, когда перед пилоном II образовался огромный двор. Конечная композиция храма Амона повторила традиционную планировку египетских храмовых построек. Во времена Птолемеев на месте старого зала с ладьёй была построена гранитная молельня. На территории комплекса большого храма Амона в Карнаке находилось много других маленьких храмов и молелен. На месте молельни Среднего царства в годы правления Тутмоса III рядом с северной стеной был построен маленький храм бога Пта. В период правления Птолемеев перед этим небольшим святилищем были возведены пилон и великолепные входные ворота. В самом храме находились три святилища, до наших дней дошли две статуи богов, в среднем святилище находились статуи бога Пта, в правом святилище стоит статуя богини Сехмет. Свет падает прямо на эти статуи через маленькие окна в потолке. Это драматическое зрелище покоряет и человека наших дней.
Храм бога Хонсу находится в юго-западной части комплекса храма Амона. Построил его Рамсес III, предположительно на месте одного из старых храмов, т. к. дорога из луксорского святилища ведёт прямо к входу в храм Хонсу. По сторонам дороги стоят сфинксы с именем фараона Аменхотепа III. Планировка храма проста, он построен по обычным правилам. За пилоном фасада следует двор, окружённый с трёх сторон двойным рядом колонн, далее следует зал с колоннами, зал с ладьёй, зал-вестибюль с четырьмя опорами и жертвенным алтарём и святилище с тремя нишами.
Священная территория комплекса храма бога Амона обнесена кирпичной стеной, ворота в стене были богато украшены в период Птолемеев. Храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри.
Замечательным памятником фиванской архитектуры XVIII династии является заупокойный храм царицы Хатшепсут в Долине Дейр-эль-Бахри. Он находится на западном берегу Нила, почти напротив Карнака. Хатшепсут, царствовавшая в конце XVI – начале XV в. в. до н. э. , была единственной в истории Египта женщиной-фараоном. Ей воздавались все подобавшие фараонам божеские почести, её изображали, как полагалось, с атрибутами Осириса, с привязанной под подбородком бородой. Но и на осирических статуях ясно видно: Хатшепсут – женщина, с лицом молодым и привлекательным. Она не очень много занималась завоевательными походами , зато ревниво заботилась о делах внутренних, о пышном и масштабном строительстве. Свой заупокойный храм она поместила рядом с усыпальницей-храмом фараона Ментухотепа, родоначальника фиванских царей, желая подчеркнуть с ним родство и преемственность. Но её храм и грандиознее и роскошнее скромного храма Ментухотепа, увенчанного маленькой пирамидой.
“Длинная прямая дорога, уставленная по сторонам полихромными статуями сфинксов с лицами Хатшепсут, начиналась от пристани у западного берега Нила, поднималась выше и выше к скалам, подводила к трём постепенно повышающимся большим террасам, окруженными колоннадами. Террасы соединялись между собой пандусами, а святилище вырублено в скале. Торжественный, размеренный ритм движения, строгая планировка по прямой оси, чередования горизонтальных и наклонных плоскостей всё продумано, на всём лежит печать мысли гениального зодчего. Этим зодчим был приближённый царицы Сенмут. Его потаённая гробница находилась здесь же, под первой террасой Храма”7[vii]. С западной стороны двор закрывался колонной галереей, состоящей из двух частей. По бокам галереи стояло по одной скульптуре бога Осириса. Посередине её находился въезд на первую террасу с перепадом в 6 м. по высоте. Въезд на террасу охраняли сфинксы. Двор террасы был похож на нижний, различие заключалось лишь в том, что на севере от колонной галереи находилась молельня бога Анубиса, а на юге – бога Гора. Дальше можно было подняться на следующую террасу, где находился заупокойный храм царицы. Колонны фасада храма имели форму раскрашенных статуй бога Осириса. Эти статуи бога мёртвых были сделаны наподобие мумий и имели портретное сходство с царицей Хатшепсут. В глубине храма находился двор, окруженный по периметру двойным рядом колонн. Вокруг этого двора сгруппированы все помещения заупокойного храма. В середине двора, в направлении на запад, в скале была высечена молельня, служившая культу усопшей царицы. В северной части двора было построено святилище Солнца, на юге находились молельни бога Амона и фараона Тутмоса I. Внутренние стены храма покрыты цветными барельефами. На них увековечены события, произошедшие в годы правления царицы: проводы экспедиции в страну Пунт и др. Нижний двор и террасы были превращены в цветущие сады с экзотическими растениями и деревьями. Белый храм, стоящий на фоне жёлтой скалы и окружённый зеленью цветущих садов, должен был восприниматься как чудо. Храм Мединет-Абу.
Дворцовый храм Рамсеса III находится в южной части Мединет-Абу, “города мёртвых” в Фивах. Это наиболее хорошо сохранившийся заупокойный храм. Само здание храма похоже на цитадель, окружённую зубчатой стеной. В северной и южной части стены возвышаются крепостные башни с воротами. Храм и дворец защищены ещё одной внутренней стеной, усиленной башенными укреплениями. Жилища жрецов и прислуги находились между этими стенами. Двор за первым большим пилоном служил одновременно дворцовой площадью и открытым аван-залом храма. Дворец находился на западной стороне архитектурного ансамбля Рамсеса II. Двойная функция двора-площади была усилена тем, что перед фасадом дворца стояла колоннада, а напротив неё находились огромные колонны бога Осириса. За вторым, меньшим по размерам пилоном расположен двор для проведения праздников, который тоже был украшен колоннами с изображением Осириса. Из этого двора можно было пройти в зал с 24 колоннами, а от него дорога вела в центральное святилище триады богов (Амон, Мут и Хонсу) и к прочим помещениям. Комплекс дворцового храма завершали кладовые, находящиеся за большой стеной. Цветные барельефы украшали не только стены храма изнутри и снаружи, но и поверхности колонн и столбов. На этих картинах особенно часто встречаются сцены сражений и охоты. Скальные храмы в Абу-Симбеле.
Скальные храмы представляют особенную часть древнеегипетской культовой архитектуры. Эти скальные святилища были построены в период Нового царства, главным образом в годы правления Рамсеса II. Принцип композиции внутренних помещений один и тот же: после входа следует колонный зал-вестибюль и в глубине постройки находится само святилище. Оно состоит из трёх ниш со статуями богов. В средней, большей по размерам нише находилась статуя обожествлённого фараона. Рядом со статуей фараона располагались статуи трёх главных богов. Храм мог быть расширен и дополнен за счёт других вспомогательных помещений. Самый большой скальный храм находится в Абу-Симбле рядом со вторым порогом Нила. Храм считается одним из самых выдающихся памятников архитектуры Рамсеса II. Это торжественное сооружение построено на месте древнего пещерного святилища. Строительство храма было приурочено ко дню первого юбилея фараона, 30-летию его царствования. Храм служил культу “фараона-бога” и, конечно, культу трёх главных богов страны: Амона-Ра, Пта и Ра-Гарахути8[viii]. Перед фасадом храма, вытесанным в виде пилона, и с обеих сторон входа в храм на пьедесталах гигантские статуи фараона. У ног гигантов помещены скульптуры членов семьи фараона, южная сторона цоколя статуй покрыта барельефами, изображающими пленных нубийцев, северная украшена барельефными изображениями пленных азиатов. В скале над входом в храм сделана узкая и высокая ниша, в ней стоит скульптура бога Солнца.
Композиция и отделка внутренних помещений храма традиционна: стены покрыты цветными барельефами, на которых увековечены подвиги фараона, в первую очередь сцены битвы при Кадеше. Самая большая по размерам – средняя ниша тройного святилища, в глубине её стоят статуи четырёх богов – Ра-Гарахути, Рамсеса II, Амона-Ра и Пта. Храм точно ориентирован с востока на запад, причём таким образом, что два раза в год, в день равноденствия, лучи восходящего солнца проникают в глубину храма на 63 м. и освещают стены святилища. Она поочерёдно освещают статуи Ра-Гарахути, Рамсеса II и Амона-Ра. Статуи бога Пта лучи солнца не касаются, в то время его считали богом загробного мира. По этим причинам скальный храм Рамсеса II считают и святилищем бога Солнца. Присутствует ещё один знак культа Солнца. Перед фасадом храма находится просторный двор-площадь. В его северо-западном углу расположена небольшая молельня, в её дворике стоит жертвенный алтарь Солнца.
В Абу-Симбеле находится ещё один скальный храм. Он сооружён в теле скалы недалеко от храма Рамсеса II. Этот храм посвящён богине Хатор. Фасад храма украшен 10-метровыми статуями фараона и его супруги. Композиция и планировка внутренних помещений этого храма проще, чем предыдущего. Внутри храма находится только один зал со столбами, изображающими богиню Хатор. Стены храма покрыты барельефными изображениями. На них изображены Рамсес II и Нефертари. В святилище храма находится статуя священной коровы богини Хатор – хранительницы фараона.
Архитектура Древнего Египта процветала на протяжении трёх тысячелетий. Путь её развития шёл от сложных, объёмных форм к более простым. Оригинальное формотворчество в египетской архитектуре отражало религиозное мировоззрение древних египтян. Именно поэтому её влияние на архитектуру сопредельных с Египтом государств было незначительным. Однако после того, как связи Египта с Грецией, а потом и с Римом начали развиваться, европейская культура получила возможность познакомиться с достижениями египетской науки, архитектуры и искусства. Так, например, египетская конструкция каменных карнизов стала применяться греками при строительстве храмов, объёмные архитектурные формы соборного типа тоже происходят из Египта. Эти архитектурные формы используются в строительстве и в наши дни.
Узнать всё это было очень интересно и полезно. Теперь я много знаю о храмах Древнего Египта. Была бы рада, если бы можно было узнать ещё что-нибудь. Список литературы:
– Виноградова Н. А. , Дмитриева Н. А. “Искусство древнего мира”. М. , 1989
– Заморский В. ” Путешествие к семи чудесам света. ” М. , 1980 – Струве В. В. “История Древнего Востока”. Л. , 1941 – Целлар Каталина “Архитектура страны фараонов. ” М. ,1990 – Чизхолм Дж. , Миллард Энн “Ранние цивилизации. ” М. ,1995 Примечания. ————————-
1 ? ?? . 4 – ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? -? ?? ?? ?? ?? ??
2 ? ?? . 4 – ? ?? ?? ?? ?? ? . “? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ? ? ?? ?? ?? ? ?? ?? .” ? ., 1980, ? . 68. 3? ?? . 4 – ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?, ? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? , ? ? ?? ?? ? ?? ? ? ?? ?? ?. ? ?? ?? ?? ? ? ? “? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ”
4 ? ?? .5 – ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. “? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. ” ? ., 1990, ? .116 5 ? ?? . 7 – ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. “? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. ” ? ., 1990, ? .122 6 ? ?? .10 – ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. “? ?? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?. ” ? ., 1990, ? .123 7 ? ?? .10 – ? ?? ?? ?? ?? ?? ? .? ., ? ?? ?? ?? ?? ? . ? . “? ?? ?? ?? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ?? ?” ? ., ?. 51 8 ? ?? .11 – ? ?? ? ? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ?? ?? ?? ?? ?? ? ? ?? ?? ? ?? ?? ?. ? ? ?? ? ? ?? ?? ? ? ?? ? ?? ?? ?? ? ? ?-? ?? ?? ?? ?.