«Формула банкинга» 15. 04. 2010 Он-лайн-конференция проводится совместно с порталами TatCenter ru и «Иная газета»

On-line конференции «Формула банкинга» 15.04.2010Он-лайн-конференция проводится совместно с порталами TatCenter.ru и «Иная газета».Компьютер успешно заменяет бумажник. Наблюдатели констатируют: банкинг становится одной из самых “IT-продвинутых” индустрий. Что будет дальше…Как оценить IT-решения для банкинга? Есть ли предел “компьютеризации” денег? Что ждет рынок в 2010 году?Надеемся, что по этим вопросам выскажутся не только участники конференции, но и посетители Bankir.RuУчастники ^ Анатолий АксаковПрезидент Ассоциации региональных банков России, депутат Государственной Думы России (Москва) ^ Иван ГрачевДепутат Государственной Думы России (Москва) Павел МедведевЧлен комитета по финансовому рынку Государственной Думы России, член Национального банковского совета (Москва) ^ Фарит ФазылзяновИ.о. министра информатизации и связи Республики Татарстан (Казань) ^ Диана МаштакееваПрезидент Ассоциации кредитных брокеров (Москва) Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) ^ Александр ВильдманВице-президент, директор департамент информационных технологий АКБ МОСОБЛБАНК ОАО (Москва) ^ Андрей ЦербаевСоветник генерального директора ЛАНИТ (Москва) ^ Максим ОсовскийГенеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва) ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) ^ Юрий МироновВице-президент – директор департамента операций банковских и информационных технологий ОАО “Уральский банк реконструкции и развития” (Екатеринбург) ^ Марат ГанеевДиректор департамента розничного бизнеса “Ак Барс” Банка (Казань) ^ Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) ^ Нелли ХрыковаНачальник управления развития Банка БФА (Петербург) ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) ^ Анатолий МартыновДиректор департамента экономики и информационных технологий Инвестторгбанка (Москва) ^ Ильсур ГибадуллинНачальник департамента потребительского кредитования КРЕДИТ ЕВРОПА БАНКа (Москва) ^ Елена ПоповаРуководитель отдела банки и финансы Penny Lane Personnel (Москва) ^ Галия СайфутдиноваДиректор по связям с общественностью “Рексофте” (Петербург) ^ Яков ЛившицГенеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург) ^ Наталья ЛогвиноваЗаместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва) ^ Дмитрий ЖданухинГенеральный директор Центра развития коллекторства, к.ю.н. (Москва) ^ Михаил СмирновГенеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва) ^ Алексей ЛукацкийМенеджер по развитию бизнеса Cisco Systems (Москва)   12.04.2010Антон , Казань Какие услуги доступны по средствам банкинга? ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) С помощью систем Интернет-банкинга или, вводя более широкое понятие, систем Дистанционного Банковского Обслуживания, можно совершать все операции, которые не требуют физического присутствия клиента в офисе Банка. К операциям, требующим присутствия, относятся открытие счетов, изменение условий обслуживания счетов физлиц и операции с наличными денежными средствами.Все остальные операции возможно реализовать в системах ДБО. ^ Анатолий МартыновДиректор департамента экономики и информационных технологий Инвестторгбанка (Москва) ^ Если рассматривать основные услуги электронного банкинга для физических лиц, то их можно разбить на несколько уровней:-          информационный сервис по имеющимся у клиента продуктам, счетам и карточкам-          переводы между своими счетами и карточками в банке (включая счета в различных валютах)-          внешние платежи на счета получателей в других банках, коммунальные платежи, платежи за услуги связи и пр.-          оформление и передача различных заявок в Банк^ В качестве каналов электронного доступа клиентов в банк чаще всего используются персональные компьютеры, мобильные телефоны, банкоматы, информационные киоски.Что касается услуг удалённого обслуживания юридических лиц, кроме стандартных платежных сервисов (системы Банк-Клиент), на мой взгляд, интересными являются услуги специализированного расчётного обслуживания холдинговых структур. Эти услуги обычно предоставляются банками с разветвлённой региональной сетью компаниям (холдингам), подчинённые структуры которых находятся в тех же городах, где расположены филиалы банка.^ В этом случае головными компаниями холдингов обычно запрашиваются следующие возможности            – контроль по операциям подчинённых структур обслуживаемых в филиалах Банка            – прямое управление счетами подчинённых структур из головной компании холдинга            – акцепт Головной компанией платежей подчинённых структур            – контроль исполнения бюджета в рамках холдинга и акцепт платежей дочерних структур в привязке к статьям бюджета. ^ Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) Далькомбанк предлагает своим клиентам комплексный набор услуг в области дистанционного банковского обслуживания рублевых счетов.Через Интернет Вы можете осуществить:- переводы внутри и вне банка- коммунальные платежи, включая федеральных операторов мобильной связи- досрочное гашение кредита- просмотр/печать выписок, остатка на счете, документов- подключение/отключение услуг дистанционного банковского обслуживания- на подходах управление лимитами авторизации по картам международных платежных системПосредством SMS есть возможность:- получать сообщения о движениях по счету- получать периодическую информацию по остатку на счете- совершать оплату услуг федеральных операторов мобильной связиС помощью эл. Почты Вы можете:- получать сообщения о движениях по счету- получать периодическую выписку по счетуВ будущем мы планируем расширить функционал наших систем дистанционного управления счетом. ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) Очевидно речь идет о мобильном банкинге, в этом случае все предоставляемые услуги можно разбить на два основных вида: информационные – получение информации по своим счетам и продуктам (выписки по счетам, справки по депозитам и кредитам, информация по проведенным и полученным платежам) и платежные услуги, суть которых состоит в проведении платежей. ^ Нелли ХрыковаНачальник управления развития Банка БФА (Петербург) Интернет-банкинг – система оперативного доступа и управления своими счетами и любой точки мира, где присутствует Интернет. Интернет-банкинг позволяет не только отслеживать остатки и операции по всем счетам и пластиковым картам, которые Вы открыли в банке, но и оплачивать ЖКУ, услуги сотовой и стационарной связи, Интернет, осуществлять иные переводы как между своими счетами (включая конвертации, пополнения депозитных счетов), так и на счета других получателей. Кроме того, посредством Интернет-Банкинга возможно управлять услугой sms- информирования. Спектр операций, которые возможно провести в системе Интернет-банкинга, также как и удобство пользовательского интерфейса зависит лишь от банка, банкингом которого вы пользуетесь. ^ Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) Антон, проще перефразировать, какие не доступны. Перечень большой, уверен, закроет все ваши ожидания. Могу сказать, что в Интернет-банке Банка24.ру есть все существующие на текущих момент функции: начиная от оплаты штрафов ГАИ, возможностью получения кредита, заканчивая работой на рынке Форекс. И это не считая стандартных функций совершения платежей. Кстати, для удобства наших клиентов мы ежемесячно добавляем в Интернет-банк порядка новых 10 шаблонов для оплаты услуг. ^ Марат ГанеевДиректор департамента розничного бизнеса “Ак Барс” Банка (Казань) Я понимаю, что речь идет об услуге Интернет-банкинга. Посредствам данной услуги возможно выполнение большинства операций, доступных в кассе банка, в том числе конверсионные операции, проведение платежей и переводов, погашение кредитов и многое другое. ^ Галия СайфутдиноваДиректор по связям с общественностью “Рексофте” (Петербург) Основные услуги стандартны для всех: это выписки по счетам, предоставление информации по банковским продуктам (депозиты, кредиты, т. д.), заявки на открытие депозитов, получение кредитов, банковских карт и т. д., внутренние переводы и переводы на счета в других банках, конвертация средств и оплата услуг через банк. 12.04.2010Искандер Раифович , Казань Сейчас многие предприниматели даже к обычным банкам относятся с осторожностью. Не говоря уже об электронном управлении деньгами. Насколько надежна система банкинга? Насколько защищен доступ к данным клиента? ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) Банки всегда особое внимание уделяли средствам обеспечения безопасности. Особенно это стало актуальным в эпоху «электронных денег». Для своих информационных ресурсов банки выстраивают эшелонированные системы защиты, основываясь на самых современных технологиях. К таким мерам банки обязывают регуляторы (Государственная Дума, Банк России, платежные системы), регламентируя принципы обеспечения информационной безопасности (Федеральный закон 152, Стандарт Банка России ИББС-1.0-2006, PCI DSS и так далее). Однако никакие самые современные средства защиты не помогут избежать несанкционированного доступа к персональным данным клиентов и средствам на их счетах, если сами клиенты проявляют беспечность при работе с компьютером. Поэтому со стороны клиента также должен быть обеспечен зрелый уровень безопасности и выполнены все рекомендации банка, получаемые клиентами, например, требования к антивирусной защите, к организации паролей и т.д. ^ Анатолий МартыновДиректор департамента экономики и информационных технологий Инвестторгбанка (Москва) Риски в электронном банкинге конечно же существуют, точно так же как в случае обычной работы с банками. Разработчики систем удалённого обслуживания и сами банки постоянно совершенствуют системы защиты информации. Периодически появляются злоумышленники, которые пытаются найти варианты хищения средств клиента. Но основное здесь – это соблюдение клиентами правил пользования системами. Единичные проблемы, возникающие при использовании систем электронного обслуживания, обычно бывают связаны с беспечностью самих клиентов и неисполнением рекомендаций банков. ^ Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) Современный уровень развития информационных технологий, механизмов защиты, в т.ч. средств криптографической защиты информации, позволяет обеспечить очень высокий уровень защищенности данных и средств клиента. Но, естественно, в этом вопросе всегда остается влияние «субъективного фактора»: со стороны банка: насколько ответственно банк подходит к разработке (если пользуется своими разработками) и эксплуатации IT-систем банкинга. В любом случае, банк обязан соблюдать требования «Закона о банках и банковской деятельности» в части банковской тайны. Контроль над соблюдением требований информационной безопасности в банках регулярно осуществляется различными органами, в т.ч. ЦБ РФ. Необходимо подчеркнуть, что банк несет ответственность за сохранность средств клиента (в случае, если ущерб клиенту будет нанесен по вине банка).со стороны клиента: необходимость соблюдения клиентом требований информационной безопасности, в т.ч. определенных в договоре, заключаемом при подключении услуги дистанционного управления счетом. Записанный на приклеенном к монитору стикере пароль, свободно лежащий (сказать хранящийся – преувеличение) в общедоступном месте носитель с ключами шифрования и электронной цифровой подписи, потерянный ноутбук с ключами, отсутствие на компьютерах антивирусной защиты и, как следствие, зараженность его вирусами и троянскими программами, оставленный в доступном другим месте без присмотра включенный и незаблокированный компьютер с конфиденциальной информацией – любое из этих действий может легко зачеркнуть все усилия разработчика системы и банка по обеспечению безопасности. ^ Яков ЛившицГенеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург) Да, предрассудков относительно электронного банкинга много. Однако следует отметить, что вероятность форс-мажора здесь не выше, чем вероятность попасть под машину при переходе улицы. Если вы соблюдаете правила, пользуетесь «зеброй», не бежите на красный свет – вероятность мала. Статистика показывает: большинство преступлений с электронными деньгами происходит по вине самих жертв. Записали пин-код на самой карте, придумали плохой пароль для Интернет-банкинга, оплатили картой услугу на сомнительном сайте… ^ Фарит ФазылзяновИ.о. министра информатизации и связи Республики Татарстан (Казань) Уровень защиты достаточно высокий, потому что банки предъявляют высокие требования к программному обеспечению. Это – один из основных моментов, которые рассматриваются при выборе ПО. Банки используют многофакторную аутентификацию клиента, различные механизмы шифрования передачи данных, что сводит к минимуму риск несанкционированного доступа к этим системам. ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) Надежность и защищенность системы – это, пожалуй, один из многих факторов, сдерживающих развитие мобильного банкинга, и в этой области идет постоянное совершенствование и развитие как средств зашиты, так и средств противоправного направления. Данную тему лучше развивать специалистам соответствующих компаний (например, Лаборатории Касперского). При этом следует отметить, что банки очень серьезно относятся к защите персональной информации клиента в целом, в т.ч. и в системах электронного банкинга как каналах обслуживания клиентов, осуществляя ввод в промышленную эксплуатацию достаточно надежные решения, оценивая все риски. Поэтому с точки зрения потенциальных угроз потери информации именно через каналы дистанционного банковского обслуживания считаю данные риски минимальными. ^ Максим ОсовскийГенеральный директор Агентства по надзору за ростом долговых обязательств (Москва) Искандер Раифович, если вы хотите получить ответ типа «надежна на 73,86%», то его, наверное, вам никто не даст. Также не надежна, как и любая неэлектронная система. При этом, в России банковских карт выпущено больше, чем у нас живет взрослых жителей, а значит многие пользуются. А десятки миллионов граждан выкладывают свои данные в социальных сетях типа «Одноклассников» и «В контакте», не задумываясь, насколько защищен там доступ к данным? Удобство использования электронных денег, быстрота совершения операций, дистанционное управление счетом – плюсы во много раз превышают любые возможные риски. ^ Нелли ХрыковаНачальник управления развития Банка БФА (Петербург) Появление новых возможностей сети Интернет и наличие большого количества мошеннических операций с использованием сети, безусловно, способствует развитию средств защиты данных клиента при проведении операций через Интернет. Среди таких средств – использование сертифицированных программ, цифровой подписи, одноразовых паролей, применение многоуровневой системы аутентификации и т.д. Системы контроля за защитой от мошенников постоянно обновляются и совершенствуются, поэтому на сегодняшний день можно четко обозначить достаточную степень защищенности системы Интернет-банка. Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) Наш Банк комплексно с особой тщательностью относится к вопросам защиты денежных средств клиентов. В апреле 2008 года Банк24.ру стал первым в России Банком, который сертифицировал комплекс услуг расчетного обслуживания клиентов через Интернет по международному стандарту информационной безопасности ISO 27001:2005.Внедренный стандарт ISO 27001:2005 позволяет предвосхищать любые посягательства на средства клиентов и позволяет нам постоянно совершенствоваться в этом направлении.Сейчас мы используем многоступенчатую систему защиты начиная от протокола https, заканчивая одноразовыми кодами (для частных клиентов) и токенами (для корпоративных). ^ Марат ГанеевДиректор департамента розничного бизнеса “Ак Барс” Банка (Казань) Со стороны Банка система Интернет-Банкинга абсолютно надежна. Защита персональных данных осуществляется на должном уровне, что исключает утечку информации со стороны Банка. Однако, не стоит забывать, что безопасность не может быть обеспечена лишь с одной стороны. Следить за конфиденциальностью своих данных необходимо и самому Клиенту со своей стороны. К сожалению не все это понимают. ^ Галия СайфутдиноваДиректор по связям с общественностью “Рексофте” (Петербург) Существуют разные степени защиты банковских данных и операций, а также целый арсенал программных и аппаратных средств, обеспечивающих безопасность электронного банкинга – это и виртуальная клавиатура, и одноразовые пароли, и подтверждение платежей с помощью смс, и USB-токены. В целом ИТ-службы банков вынуждены балансировать, выбирая золотую середину между уровнем защиты и удобством пользователя. Создать полностью защищенную от взлома систему несложно – но с ней будет крайне неудобно работать. Но исходя из того, что электронный банкинг в последнее время постоянно набирает обороты, можно сделать вывод, что нынешний уровень безопасности в целом устраивает и банкиров, и клиентов. ^ Юрий МироновВице-президент – директор департамента операций банковских и информационных технологий ОАО “Уральский банк реконструкции и развития” (Екатеринбург) «Системы банкинга» достаточно надежны. Добросовестные разработчики таких систем регулярно совершенствуют соответствующее программное обеспечение, в том числе, учитывая проблемы информационной безопасности. Если говорить о степени защищенности данных клиентов, то тут нужно отметить такой момент: со своей стороны, банки обеспечивают максимальную техническую защищенность «систем банкинга», информируют (обучают) клиентов о правилах безопасной работы в системах. На сегодняшний день, уровень защищенности доступа к данным клиента в «системах банкинга» определяется в основном тем насколько должным образом клиент позаботился об обеспечении безопасности ключевой информации, используемой им для работы в «системе банкинга». 12.04.2010Егор , Набережные Челны Насколько популярен сегодня Интернет-банкинг для управления своими счетами, по сравнению с традиционной системой обслуживания клиентов? ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) Популярность Интернет-банкинга зависит от уровня развития Интернета в каждом конкретном регионе, стоимости услуг провайдеров и уровня финансовой грамотности населения. Развитие Интернет-банкинга можно сравнить с переходом средств массовой информации от печатной версии к электронным публикациям. Ни для кого не секрет, что тиражи газетных печатных изданий падают, и все более массовая аудитория читает публикации в Интернете. Это и более оперативно, и часто более удобно для клиента. То же самое можно сказать и про системы Дистанционного Банковского Обслуживания. ^ Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) Интернет-банкинг – это продукт для активных клиентов, которые ценят скорость принятия решений и комфорт, ведь он позволяет существенно сэкономить время ожидания, проведенное в очереди, да еще и работает круглые сутки 365 дней в году. Сегодня многие наши клиенты заинтересованы в услугах дистанционного управления счетом и активно интересуются в местах продаж возможностью подключения данной услуги. ^ Яков ЛившицГенеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург) Разумеется, он заметно уступает классической работе через офис. Однако темпы прироста Интернет-пользователей банковских услуг во всем мире растет темпами, опережающими в разы темпы прироста клиентов в целом. Повод задуматься. ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) В отечественной практике Интернет-банкинг стартовал в 1996-97 годах в двух достаточно крупных банках, которые за год с небольшим завоевали большой клиентский сегмент (более 60%). Затем рост клиентской доли сократился. В настоящее время в рознице Интернет банк-клиент близок к 100% (не считая Сбербанка). Многие клиенты используют оба решения. Однако в объеме платежного потока соотношение между этими решениями не столь убедительное. Очевидно, что классическое решение еще далеко не исчерпало свои возможности, и будет существовать еще довольно долго. ^ Нелли ХрыковаНачальник управления развития Банка БФА (Петербург) Востребованность Интернет-Банкинга становится настолько велика, что в России начинают появляться банки, спецификой деятельности которых является дистанционное обслуживание клиентов. Стоит отметить также, что усовершенствование защитных функций системы и расширение возможности проведения самых разнообразных платежей, способствовали популяризации банкинга ведущих банков страны. Использование системы позволяет избежать очередей, траты времени на поездку до офиса банка, прочтения и подписания многочисленных бумаг, что минимизирует временные траты клиента на взаимодействие с банком. ^ Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) Если для Вас важен комфорт и домашний уют, скорость проведения платежей, доступность банковских сервисов – то Интернет-банк Ваш Выбор, а таких миллионы. По статистике обслуживание по системе Интернет-банк при открытии расчетного счета в нашем банке выбирают 90% корпоративных клиентов. Что касается частных лиц, то порядка 2 000 новых клиентов ежемесячно отказываются от стояния в пробках и очередях и начинают платить за сотовый, коммуналку и проч. он-лайн.Тем более, что все платежи в Интернет-банке для частных клиентов проводятся БЕСПЛАТНО, то есть без взимания комиссии со стороны банка. А на остаток по карточному и Интернет-счетам клиента мы ежемесячно начисляем – 5% годовых. ^ Наталья ЛогвиноваЗаместитель главного редактора портала Bankir.Ru (Москва) Сейчас, скорее, стоит говорить не о популярности интернет-банкинга, а о его непопулярности. Тех, кто пользуется услугами кредитных организаций по сравнению с остальной массой клиентов российских банков настолько мало, что и цифр никаких привести не получается. Однако тенденция расширения круга пользователей интернет-банкинга растет. В сегменте розницы интернет-банкинг быстро набирает популярность, хотя пока все только начинается. А вот корпоративные клиенты кредитных организаций пользуются дистанционным банковским обслуживанием дольше и активнее. Многие российские компании и их бухгалтера уже давно оценили все удобство этого сервиса. ^ Галия СайфутдиноваДиректор по связям с общественностью “Рексофте” (Петербург) Мне сложно назвать какие-то конкретные цифры, но в целом сегмент интернет-банкинга в России стремительно растет. Я думаю, что уже в течение ближайших 5 лет мы придем к ситуации, сходной с той, которая существует сейчас в Западной Европе, когда большая часть банковских операций совершается сегодня через интернет. 12.04.2010Айгуль , Бугульма Сколько стоит создание системы Интернет-банкинга и насколько это прибыльно? ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) Основной затратной частью при внедрении систем ДБО является обеспечение должного уровня безопасности операций. Как уже говорилось в ответах на другие вопросы, банки уделяют повышенное внимание внедрению самых надежных средств обеспечения безопасности. Не секрет, что такие средства обходятся банкам недешево не только при первичном внедрении, но и требуют постоянных капиталовложений и совершенствования на этапе эксплуатации. Если говорить более конкретно, то внедрение системы Интернет-банкинга с развитыми средствами защиты на первоначальном этапе обойдется банку в сумму не менее 10 млн. рублей. Далее – в зависимости от конкретных требований бизнеса и условий внешней среды. Соответственно, системы ДБО не приносят доходы банку напрямую. Банки рассматривают эти системы как инструмент создания более комфортных, удобных и современных условий обслуживания для клиентов и повышения уровня их лояльности. ^ Анатолий МартыновДиректор департамента экономики и информационных технологий Инвестторгбанка (Москва) ^ Создание системы интернет-банкинга в банке включает целый ряд мероприятий, связанный со следующим:- покупкой необходимого программного обеспечения- организацией информационно-технологической инфраструктуры для установки данного ПО- решением вопросов информационной безопасности- разработкой банковских технологических процессов обслуживания удалённых клиентов- интеграцией системы интернет-банкинга с автоматизированными системами банка с системами процессинга пластиковых карт и системами приёма платежей- организацией продаж продукта- обучением сотрудников- организацией сопровождения системыВнедрение системы обычно происходит поэтапно с постепенным расширением функционала системы и каналов продаж.Так что затраты здесь могут быть различны в зависимости от функциональности системы и количества клиентов, пользующихся данной услугой.^ Основные плюсы, получаемые банком:- расширение клиентской базы за счёт предоставления клиенту дополнительных сервисов- сокращение затрат банка за счёт оптимизации процессов взаимодействия с клиентом и технологии обработки документов внутри банка ^ Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) Говорить о стоимости в общем – практически невозможно. Она серьезно зависит от функциональности, архитектуры системы, разработчика (стоимости разработки, например, в Хабаровске и в Москве будут сильно отличаться), требований по объему и многих других факторов. Цену на покупку готовых систем можно узнать у разработчиков, в т.ч. на их сайтах.А насчет прибыльности, могу сказать, что это, безусловно, выгодно в виду снижения операционной нагрузки на банк и его сотрудников. Таким образом Интернет-банкинг – взаимовыгодный продукт, ведь клиент получает комплекс банковских услуг без лишних нервов, трат и в максимально комфортных для него условиях. ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) Создание системы дистанционного банковского обслуживания (куда входит в том числе Интернет-банкинг) – это не просто открытие интернет-представительства Банка в сети Интернет, а создание полноценной инфраструктуры, необходимой для дистанционного обслуживания клиентов. С точки зрения окупаемости следует понимать, что дистанционное обслуживание представляет один из альтернативных каналов банковского обслуживания, основной целью которого является снижение себестоимости банковских операций, и это одно из основных его преимуществ (отмечу, что внедрение и сопровождение Интернет-банкинга проще, чем внедрение и сопровождение классических решений). Именно это позволяет считать данное направление наиболее эффективным по сравнению с традиционными каналами продаж банковских продуктов. ^ Нелли ХрыковаНачальник управления развития Банка БФА (Петербург) Точную стоимость создания и внедрения системы Интернет-банкинга определить весьма сложно. Стоимость банкинга диктуется многими факторами, среди которых наиболее значимым видится выбор поставщика системы управления Интернет-банком. Именно от поставщика зависит стоимость серверного программного обеспечения, лицензии на каждого пользователя, поддержки и обновления системы. Кроме того, в стоимость создания системы включают – организацию накалов связи между дополнительными офисами и сервером, создание удобного интерфейса и создание возможности оптимизировать количество операций, выполняемых клиентом дистанционно. Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) Для Банка – удобство Клиентов – это выше всякой прибыли! ^ Галия СайфутдиноваДиректор по связям с общественностью “Рексофте” (Петербург) Стоимость системы зависит от ее функционала. Насколько это прибыльно – мне кажется, не совсем правильный вопрос. Скорее можно говорить о том, что частные банки, не поддерживающие интернет-сервисы, просто обречены на вымирание в ближайшее время. 12.04.2010Михаил , Москва Насколько, на ваш взгляд реально создание универсальных пластиковых карт, дающих доступ к разным счетам. Сегодня количество банковских и дисконтных карты у любого горожанина уже зашкаливает за разумное. ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) На самом деле, универсальных банковских карт уже достаточно много. Это как карты, одновременно предоставляющие доступ к банковским счетам и право на получение скидок при оплате услуг в торговых точках, так и социальные карты, предоставляющие соответствующие льготы и совмещенные с банковскими картами.Говорить об инструменте, дающем одновременный доступ к счетам в нескольких банках, не приходится в силу конкуренции (иначе останется один банк) и того факта, что банки не готовы делиться информацией о своих клиентах, поскольку они должны соблюдать банковскую тайну. ^ Владимир ВихтенкоВице-президент, начальник департамента информационных технологий ОАО “Далькомбанк” (Хабаровск) Технически это совершенно реально.Но организационно реализовать такой масштабный проект чрезвычайно сложно, ведь придется сотни компаний, часто конкурирующих между собой, уговорить проводить единую дисконтную политику.Что касается банковских карт: если Россия по-прежнему будет идти по пути развития международных платежных систем, то ситуация, при которой человеку на каждый счет будет нужна отдельная карта, сохранится. Решением может стать принятие, наконец, программы национальной карты в России на современной, более технологичной базе. В этом случае можно будет говорить о варианте «один банк – одна карта». Или две – вторая международная, для поездок за границу. Хотя технически объединить их тоже не проблема, сложнее согласовать такое объединение с международными системами. ^ Яков ЛившицГенеральный директор компании 123Credit.Ru (Бостон-Петербург) Эта тема неоднократно поднималась. Можно ли владеть всего лишь одной картой, на которой будет занесена и информация о счетах, и дисконты? Теоретически – да. Рано или поздно рынок вынужден будет к этому придти. Но это дело не завтрашнего дня. Полагаю, с развитием использования биометрии в различных процессах будет решена и эта задача. ^ Фарит ФазылзяновИ.о. министра информатизации и связи Республики Татарстан (Казань) Согласен, сегодня на одного человека приходится слишком много карт. И в этой ситуации, конечно же, гораздо разумнее создавать универсальные решения, позволяющие совместить в себе ряд функций и при этом на порядок облегчить их применение, ведь работать с картой можно удаленно, в том числе через устройства самообслуживания.В настоящее время на уровне органов государственной власти Республики Татарстан также прорабатывается вопрос развития проекта «Социальная карта Республики Татарстан», которая должна быть универсальной и покрывать потребности граждан в услугах в таких областях, как образование, здравоохранение, трудоустройство, ЖКХ, транспорт, пенсионные накопления и льготы и т.д. и главное позволять проводить банковские операции. ^ Михаил СмирновГенеральный директор консалтинговой компании Финист (Москва) Создание универсальных карт в краткосрочной перспективе маловероятно, в силу самых разных причин. Хотя проблема «ненужных» карт существует – в некоторых случаях, клиент получает 2-3 карты только в одном банке, а если обслуживается в нескольких банках, то вполне может быть счастливым обладателем 6-10 карт. Банки пытаются хотя бы на своем уровне решать эту проблему, предоставляя клиенту комфортно работать со своими карточными счетами через интернет-банк. Но проблема все равно остается и, как мне кажется, решение ее стоит ждать не от банков, а от существующих или новых операторов электронных платежей в виде универсального интерфейса обмена данными (уже довольно распространены программы, «запоминающие» пароли пользователя и освобождающие его от необходимости постоянного ввода, к этому остается добавить тот самый универсальный виртуальный счет). Но пока это фантазии. ^ Олег ГришинВице-президент ОАО Банк “Петрокоммерц” (Москва) Идея хорошая, но мировая практика не имеет успешных проектов в данном направлении. Решение этого вопроса зависит от унификации в целом стандартов банковского обслуживания. ^ Николай ПетелинДиректор по информационным технологиям Банка24.ру (Екатеринбург) Было бы круто! Только тогда надо использовать для идентификации биометрию. Отпечатки пальцев и прочее.Уже сейчас, владельцы наших карт могут получить скидку во множестве магазинах и торгово-сервисных предприятий и мы постоянно работаем над расширением нашей дисконтной программы. ^ Юрий МироновВице-президент – директор департамента операций банковских и информационных технологий ОАО “Уральский банк реконструкции и развития” (Екатеринбург) Уже сейчас карта может давать доступ как непосредственно к карточному счету, так и к депозитным и кредитным счетам. Это технологии доступны уже сегодня. Также существуют и мультивалютные карты, позволяющие обслуживать счета в разных валютах. Здесь все решает выбор клиента — как соблюсти разумный баланс между универсальностью и специализированностью карты. Иметь универсальный ключ от всех дверей удобно, но очень больно его потерять. 12.04.2010Александр , Петербург Прогнозируют, что 2010 год будет переломным в идеологии банкоматного бизнеса (замена “обычных” банкоматов многофункциональными аппаратами. Ваш комментария – плюсы и возможные риски как для клиентов, так и для самих банков ^ Константин БорозинецЗаместитель председателя правления ОАО КБ “АГРОПРОМКРЕДИТ” (Москва) Риски для банков здесь можно «найти» лишь в возникновении дополнительных затрат при обновлении технологий. И банки уже давно идут на эти затраты, подтверждением чему может служить достаточное количество банкоматов в общественных местах и ме