–PAGE_BREAK–Прямое воздействие технологических инноваций США на научно-технический прогресс во всем мире, их глобальное проникновение в международную хозяйственную политику определяется динамикой технологического платежного баланса и масштабами экспортно-импортных операций в наукоемких отраслях. В оценке эффективности международного обмена технологиями решающее значение имеет коэффициент «технологической независимости» — соотношение технологических балансов платежей и доходов страны. За последние 10 лет этот коэффициент в США не опускался ниже 4. В тот же период в Германии, Японии, Великобритании его значение не превышало уровня 0,8 — 1,2. На международном рынке наукоемкими отраслями считаются аэрокосмическая, электронная, телекоммуникационная, фармацевтическая, производство электротехнического, машиностроительного, управленческого оборудования, ЭВМ.
Экспортно-импортная ориентация перечисленных отраслей отвечает как интересам научно-технической и промышленной политики государства, так и потребностям экономики. В условиях реализации доктрины открытости внутреннего рынка такая политика обеспечивает конкурентоспособность национальной науки, техники и промышленности и привлечение зарубежного научно-технического потенциала в те отрасли, где это наиболее рационально с точки зрения рыночного хозяйствования и национальных интересов государства.
Общий объем экспорта технологий из США для наукоемких отраслей промышленности за последние 10 лет составил более 600 млрд. долларов, в то время как импорт не превысил 500 млрд. долларов. Таким образом, США обеспечили себе лидирующее положение на рынке высоких технологий на ближайшие 20-30 лет.
Глава 2. Развитие экономики промышленно-развитых стран
2.1. Общая характеристика развития экономики промышленно-развитых стран
Группа стран с развитой рыночной экономикой к началу 21 в. насчитывает немногим менее 40 государств, расположенных в Западной Европе, Северной Америке, Азии, Австралии и Океании. 29 из них объединены в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Именно эти страны определяют как направления развития всей системы мирового хозяйства, так и тенденции социально-экономического прогресса во всех государствах и регионах мира.
Одним из основных показателей уровня экономического развития отдельных стран и их группировок является размер ВВП на душу населения. Развитые страны сконцентрировали на своей территории значительную часть мировою общественного производства. При численности населения в 840 млн. человек (14 % от общей численности жителей Земли) в 2004 г. они произвели ВВП стоимостью 18 млрд. долл. (52 % мирового объема).
В этих государствах закономерностью общественного воспроизводства является его циклический характер, т.е. периодические колебания уровней производства, занятости, цен.
На характер цикла в современных условиях влияют не только сроки обновления основного капитала, но и способность к быстрой реализации новшеств, а также превращение информации в один из главных ресурсов общественного производства.
Другой важной отличительной чертой экономики индустриальных стран является неравномерность социально-экономическою развития отдельных стран, их различных группировок в отдельные периоды, что непосредственно связано с цикличностью развития рыночной экономики. Она выражается в различных темпах роста общественного производства, производительности труда, различиях в уровне доходов на душу населения и т.д. Если в начале 19 в. лидером в мировой экономике была Англия, то к концу 19 в. она уступила свое первенство США, но продолжала сохранять ведущие позиции в Западной Европе. В начале 20 в. быстро укрепили свои позиции в мировой экономике Германия и Франция.
В последние десятилетия 20 столетия усилились процессы выравнивания уровней экономического развития. Этому способствовали освоение достижений НТР, развитие интеграционных процессов в Западной Европе и Северной Америке деятельность ТНК, создавших сеть зарубежных филиалов, по сути «вторую экономику». Эти 500 крупнейших ТНК производят сегодня более 1/4 общемирового объема товаров и услуг, их доля в экспорте промышленной продукции равна 1/3, а в мировой торговле технологиями и управленческими услугами — 4/5.
Значительно отстают по уровню социально-экономического развития такие страны, относящиеся к развитым, как Испания, Португалия, Греция. Таким образом, проблема выравнивания уровней экономического развития остается актуальной для развитых стран на ближайшую перспективу.
Во второй половине 20 в. произошло существенное изменение структуры общественного производства развитых стран. В этой структуре выделяются три основных сектора: первичный — добывающие отрасли и сельское хозяйство; вторичный — обрабатывающая промышленность и третичный — сфера услуг.
На основе достижений второго этапа НТР (80—90-е годы), получившего название микроэлектронной революции, начался переход наиболее развитых стран к новой «информационной цивилизации», или постиндустриальному обществу. Его основной чертой является соединение достижений НТР со все более социально ориентированной рыночной экономикой, а главной движущей силой — производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей, бурное развитие информатики и телекоммуникаций, постоянное обновление и быстрое внедрение передовых технологий, Увеличение выпуска наукоемкой продукции, совершенствование системы организации и управления всеми сферами жизнедеятельности общества. Главным фактором развития становится человек с его интеллектом, высоким уровнем образования и профессиональной подготовки, деловой и общественной активности.
В последние десятилетия наблюдается усиление социальной ориентации экономики развитых стран, так как человеческий фактор во многом определяет конкурентоспособность стран в Мировом хозяйстве.
Вместе с тем усиление социальной ориентации экономики связано с демографическими процессами в развитых странах, особенно западноевропейских. Речь идет о старении населения, которое выражается в увеличении относительной доли лиц пожилого возраста (старше 65 лет) в общей численности населения.
Последнее десятилетие в развитии экономики развитых стран характеризовалось стабилизацией социально-экономических процессов, прежде всего темпов экономического роста. После экономического спада начала 90-х годов в промышленно-развитых странах, начиная с 1994 г., продолжается беспрерывный экономический рост. Исключение составляет Япония, где в 1998 г. наблюдался новый спад после непродолжительного подъема 1995—1996 гг. Аналогичная динамика прослеживается в развитии промышленного производства. В 1998 г. беспрецедентный длительный период экономического подъема в США продолжился на основе растущего внутреннего спроса на потребительские товары и инвестиционного спроса. Подобная тенденция в 1998 г. отмечалась и в западноевропейских странах. Однако в конце 1998—1999гг. под влиянием ухудшения перспектив сбыта товаров за рубежом в ведущих странах Европы наметилось замедление экономического роста. Японская экономика находится под влиянием финансового кризиса 1997 г. в Юго-Восточной Азии. Японское правительство приняло программу стабилизации банковской системы, рассчитанную на вложение в нее около 500 млрд. долл., а также разработало систему мер по расширению налоговых льгот и увеличению объема общественных работ.
Сравнительно низкими темпами развиваются традиционные услуги — общественное питание, ремонт бытовой техники, одежды, обуви, прачечные. Преобладание в структуре услуг более сложных и наукоемких их видов способствовало развертыванию НТР в этой сфере, Формированию собственной научно-технической базы. Информационные технологии и компьютерная техника обеспечивают потребителям услуг широкий доступ к огромному массиву информации, создают условия для контактов на расстоянии участников торговых и финансовых операций, производителей и потребителей услуг образования и медицины, способствуют удешевлению новых видов услуг и повышению их качества.
Устойчивый экономический рост, бурное развитие сферы услуг, в первую очередь информационного сектора, в последнее десятилетие в развитых странах способствовали «рассасыванию» безработицы.
Несмотря на открытость экономик развитых стран, их правительства активно поддерживают своих экспортеров. Основными методами такой поддержки являются государственная гарантия экспортных кредитов, субсидирование экспорта, прежде всего сельскохозяйственной продукции и новейших высокотехнологических отраслей, пока они не достигли высокой конкурентоспособности своей продукции на мировом рынке.
Индустриальные страны являются основными экспортерами и импортерами капитала как в предпринимательской, так и в ссудной форме.
В области международной миграции рабочей силы развитые страны являются в основном принимающей стороной. В США существует продолжительная традиция пополнения рабочей силы за счет иммигрантов, имеющих достаточно высокую квалификацию.
Все международные экономические отношения опосредуются движением финансовых потоков в форме валютного обмена. Для всех развитых стран характерна либеральная валютная политика, т.е. или крайне редко применяются или вовсе не применяются какие-либо валютные ограничения, характерные для развивающихся стран или стран с переходной экономикой. Регулирование валютных курсов осуществляется инструментами денежно-кредитной политики и валютными интервенциями центральных банков. Развитые страны доминируют в сфере международных валютных отношений. Это относится, прежде всего, к США.
Большое влияние на развитие экономики государство оказывает путем разработки и проведения научно-технической политики, главным инструментом которой являются средства государственного бюджета. Основная задача государственной научно-технической политики развитых стран — создание благоприятных условий для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора.
Активная политика льготного налогового стимулирования науки проводится всеми развитыми странами.
Одним из важнейших инструментов государственного воздействия на экономику развитых стран является денежно-кредитная политика. Ее проводят центральные банки государств, которые изменяют процентные ставки с помощью дисконтной политики; устанавливают нормы минимальных обязательных резервов частных банков, хранящихся на особых счетах Центрального банка; осуществляют операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и ценными бумагами негосударственных компаний и банков.
Налоговая политика служит рычагом стимулирования деловой активности предпринимательского сектора, структурной перестройки экономики и территориального размещения производства.
2.2. Развитие экономики в европейских странах
Принятые в большинстве континентальных стран ЕС экономические модели радикально отличаются ряда иных и, прежде всего, от американской и японской. Сейчас можно уже говорить о своеобразной общей экономической модели Европейского союза, значительно отличающейся от моделей США и Японии[4].
Важнейшей особенностью экономик большинства стран ЕС является активная роль государства и довольно жесткое государственное регулирование рынка. Это проявляется в высокой доле бюджетных расходов в ВВП ЕС, который составляет около 50%.
В отличие от экономик США и Японии, в ВВП ЕС высок удельный вес государственного сектора. Государства стран ЕС выступают не только как регуляторы рынка, но и как активные предприниматели.
Экономическая модель ЕС имеет социально ориентированный характер. Это значит, что в этих странах высок удельный вес различных социальных фондов (пенсионного и др.) в ВВП. Пенсии и пособия по безработице в ЕС высоки, что, с одной стороны, дает гражданам надежные социальные гарантии, а с другой, снижает стимулы к скорейшему поиску новой работы и ложится тяжелым бременем на себестоимость продукции, уменьшая ее конкурентоспособность на мировых рынках.
Для ЕС характерна своеобразная и эффективная внешнеэкономическая модель, которая во многом компенсирует неконкурентоспособность европейских товаров на некоторых рынках[5].
Как известно, благополучие развитых стран, вступивших на путь постиндустриального развития, во многом основано на созданном за счет большого удельного веса услуг в ВВП очень емкого внутреннего рынка. Граждане этих стран обмениваются друг с другом дорогостоящими услугами и экспортируют дорогостоящие наукоемкие товары и технологии. Взамен они импортируют относительно дешевое сырье и товары массового производства.
При этом, естественно, необходимо как-то поддерживать должный жизненный уровень групп населения, производящих товары массового производства, в частности, продукты питания, энергоносители и т.п. Для этого пригодны два средства: либо дотировать эти производства из бюджета страны, либо искусственно поднять цены внутреннего рынка так, чтобы доходы их производителей соответствовали уровню жизни этих стран.
ЕС широко использует государственную помощьсельскому хозяйству, добывающим отраслям и другим отраслям экономики, себестоимость продукции которых значительно превосходит мировые цены. Кроме того, в ЕС уже давно и успешно применяется совершенно необычная внешнеэкономическая модель, позволяющая без вреда для экономики поддерживать высокий уровень цен на товары массового спроса на внутреннем рынке и одновременно успешно осуществлять экспорт товаров этих групп.
Суть этой модели в следующем. На границе ЕС с определенных групп импортируемых товаров взимаются компенсационные сборы. Их размеры таковы, что сумма цены импортируемых товаров и компенсационных сборов уравнивается с ценой внутреннего рынка. Таким образом, при ввозе товаров их цена увеличивается до высоких цен внутреннего рынка, устраивающих работающие в данной отрасли предприятия ЕС. Компенсационные сборы, которые платят импортеры, поступают в специальный внебюджетный фонд. Если же предприятия этих отраслей экспортируют продукцию, то они получают из этого фонда выплаты, равные разности между ценой на внутреннем рынке и мировой ценой. Здесь очень важно, что взимаемые сборы поступают не в бюджет, а во внебюджетный фонд. Если бы платежи шли в бюджет, то они должны были быть приравнены к обычным импортным пошлинам. А за их размерами внимательно следит ВТО. Компенсационные сборы на некоторые продукты превышают 300% от их цены, и, конечно, пошлины такого размера противоречат правилам ВТО. А вот не поступающие в бюджет компенсационные сборы не противоречат правилам ВТО. Во всяком случае, странам ЕС удалось убедить ВТО, что механизм компенсационных сборов вполне соответствует принципам ВТО[6].
Наглядно механизм компенсационных сборов можно представить себе в виде шлюза. Только вместо воды в нем поднимаются и опускаются цены. При импорте этот механизм поднимает цены от мировых до внутренних, а при экспорте опускает их от внутренних до мировых.
Конечно, для успешного действия такого механизма необходимо, чтобы сумма компенсационных сборов, поступающих от импортеров, равнялась бы сумме выплат из фонда экспортерам. Для этого нужно внимательно следить за структурой экспорта и импорта. Преимуществами механизма компенсационных сборов являются их чрезвычайная гибкость (размер сбора автоматически определяется как разница мировой и внутренней цены) и их, хотя и чисто формальное, признанное соответствие принципам ВТО.
В большинстве стран ЕС у власти находятся партии социальной ориентации(социалистические, социал-демократические и т.д.). В их программах четко обозначены цели построения общества, где будут соблюдаться принципы социальной справедливости. Это не означает, конечно, что они собираются построить социализм советского типа. Западные социалисты – убежденные сторонники рынка, но рынка социально ориентированного, с ведущей ролью государства в экономике.
Тем не менее, в современной ситуации большинство «левых» правительств стран ЕС начали и успешно осуществляют либеральные реформы, направленные на уменьшение роли государства и дерегулирование экономики.
Дело здесь в том, что западноевропейские социалисты отнюдь не «упертые» догматики. Они очень прагматичные и здравомыслящие люди, готовые гибко менять свою стратегию в зависимости от складывающихся обстоятельств. В современном глобальном мире, в постиндустриальных странах определенная либерализация экономики эффективна, и правящие социальные партии вполне успешно проводят либеральные реформы.
Нужно научиться относиться к либерализации и усилению госрегулирования, национализации и приватизации как к инструментам, выбор которых зависит от складывающейся в стране экономической ситуации, зрелости неформальных институтов, уровня коррупции и, главным образом, от доминирующих на данном историческом этапе технологий производства и управления[7].
продолжение
–PAGE_BREAK–Если политика является концентрированным проявлением экономики, то экономика – это концентрированное проявление доминирующего технологического уклада. То есть те или иные экономические формы и инструменты должны быть адекватны доминирующим технологиям иих выбор должен определяться исключительно соображениями экономической эффективности.
Далее рассмотрим модели развития экономики нескольких европейских стран.
Английскаямодель стратегического развития экономики существенно отличается от континентальных и ближе к американской.
Ее характерными чертами являются:
· Относительно невысокий удельный вес государства в экономике, дающего около 20% ВВП страны. В то же время государство является крупнейшим инвестором в инновационный комплекс. На него приходится 35% всех затрат на науку;
· Низкий уровень налога на прибыль корпораций и индивидуального подоходного налога;
· Благоприятный инвестиционный климат, благодаря которому в стране действует свыше 13 тыс. иностранных компаний. Великобритания привлекает свыше 30% иностранных инвестиций, направляемых в ЕС, и свыше 40% американских инвестиций в регион;
· Низкий уровень безработицы, составляющий 4,6% экономически активного населения (1,3 млн. чел);
· Низкая инфляция;
· Относительно слабая общественная структура, значительно уступающая французской и немецкой.[8]
Сфера слуг в Великобритании дает 66,8% ВПП, и в ней занято 71,5% трудоспособного населения. На сельское хозяйство приходится лишь 1,8% ВВП, а на промышленность – 31,4%.
Термин «шведская модель» возник в связи со становлением Швеции как одного из самых развитых в социально-экономическом отношении государств. Он появился в конце 60-х годов 20 в., когда иностранные наблюдатели стали отмечать успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной бесконфликтности в обществе. Этот образ успешной и безмятежной Швеции особенно сильно контрастировали тогда с ростом социальных и политических конфликтов в окружающем мире. Сейчас этот термин используется в различных значениях и имеет разный смысл в зависимости от того, что в него вкладывается. Некоторые отмечают смешанный характер шведской экономики, сочетающей рыночные отношения и государственное регулирование, преобладающую частную собственность в сфере производства и обобществление потребления.
Испания развивает машиностроение и наукоемкое производство. Она умело привлекает иностранный капитал, на долю которого приходится 5% ВВП. Испания видит перспективу в создании у себя информационного общества. Производство более 40% ВВП Испании в ближайшие годы будет зависеть от компьютеризации экономики и способности страны адаптироваться к требованиям информационного общества. Во внешнеэкономической сфере Испания успешно опирается на цивилизационные связи со странами Латинской Америки, которые видят в ней не только прародину, но и естественного лидера.
Однако у страны немало проблем. Число безработных в стране превысило 3,5 млн. чел., что составило почти четверть трудоспособного населения. Такой уровень безработицы трудно представить в любой другой стране Европейского союза.
Германская модель стратегического развития экономики восходит к периоду объединения страны во времена «железного» канцлера Бисмарка (19 в.). Он явился не только объединителем Германии под властью Пруссии, но и инициатором введения современной пенсионной системы. Таким образом, в Германии с момента ее объединения утвердились принципы приоритета государственных интересов при социальной ориентации государства. В совершенно жуткой и уродливой форме эта традиция была продолжена и немецким фашизмом, который сочетал идеи тысячелетнего рейха и национальной исключительности с привлекательной социалистической риторикой.
После второй мировой войны Германия лежала в руинах. Тогда Л. Эрхард провозгласил курс на социально ориентированный рынок, который вместе с колоссальной американской помощью, предоставленной по плану Маршалла, привел к удивительно быстрому восстановлению экономики страны, названному «немецким чудом». Собственно вся послевоенная экономическая история Германии протекала под знаменами Л. Эрхарда.
Для современной экономики Германии характерны:
· Ярко выраженная постиндустриальная экономика с удельным весом сферы услуг в ВВП 64,4%, при 34,5% промышленности и 1,1% сельского хозяйства;
· Мощное государство, удельный вес бюджета которого в ВВП превышает 50%, и большие налоги. В Германии на налоги идет 65% прибыли, тогда как в США только 45%, а в Великобритании 45%;
· Четкая социальная ориентация экономики, при которой отчисления в социальные фонды превышают 80% фонда оплаты труда. Немецкая рабочая сила — самая дорогая в мире, она стоит в среднем больше 12 долл. за час. В Германии больше всех в Европе праздничных дней. Все это удорожает немецкую продукцию и снижает ее конкурентоспособность;
· Субсидирование государством убыточных отраслей: угольной, сталелитейной, судостроительной отраслей промышленности и сельского хозяйства;
· Сильная интеграция немецкой экономики в мировую. Германия находится на втором месте как по экспорту (10% мирового), так и по импорту (8% мирового). Ее экспорт составляет 23,6% ВВП;
· Низкий уровень иностранных инвестиций, составляющий только 7,5% общих вложений, тогда как для Нидерландов он равен 35, а для Великобритании – 25%;
· Высокий уровень безработицы, составляющий более 10% трудоспособного населения. Для Германии характерен значительный импорт рабочей силы. Туда едут привлекаемые высокими заработками рабочие Турции, Греции, стран Восточной Европы;
· Высокий уровень вывоза капитала. Немецкие предприниматели предпочитают выносить трудоемкие части производства за рубеж не только в развивающиеся страны с дешевой рабочей силой, но и в развитые страны с меньшими сборами в социальные фонды;
· Огромные затраты на выравнивание уровней жизни восточных земель, присоединенных 3 октября 1990 г., и западных земель. Эта программа оценивается в 2 трлн. марок и тяжелым бременем ложится на бюджет страны. Введен даже специальный «налог на солидарность», доходы от которого идут на выполнение программы выравнивания доходов[9].
Отметим некоторые характерные для итальянской экономической модели черты:
· Италия имеет крупнейший среди развитых стран государственный сектор, контролирующий 50% экономики и 70% банковской системы. Пришедшее к власти в 1992 г. правительство телемагната-либерала Берлускони провело некоторые реформы, например, продало 36,5% государственных акций Banko di Roma за 1,1 млрд долл. Однако, в целом, модель итальянской экономики осталась неизменной;
· Для итальянской модели характерен упор на мелкий и средний бизнес. Около 70% занятых работают в компаниях с численностью меньшей 50 чел., а 30% всех занятых в экономике – индивидуальные предприниматели. В католической Италии удалось создать атмосферу глубокого уважения к частному предпринимательству, в отличие от ее соседки Франции;
· Италия является самой регулируемой страной Западной Европы, в которой действуют свыше 150 тыс. экономических законов, а организация новой компании еще недавно могла занять около трех лет из-за бюрократической волокиты. Коррупция, несколько уменьшившаяся после принятых против нее энергичных мер (операция «Чистые руки» и т.п.), остается бичом итальянской государственной системы. Нелегальный рынок дает более 30% общих оборотов, и в этом имеется большое сходство с ситуацией в России;
· Для итальянской экономики характерен кластерный тип размещения производства. Сейчас в центре Италии возник гигантский кластер, состоящий из мириадов средних и малых фирм, производящих текстиль, одежду, мебель, обувь и т.д. Их конкурентное преимущество заключается в территориальной близости друг к другу и возможностях сотрудничества и кооперации. Этот кластер получил название «третьей Италии» в отличие от крупнонромышленной северной и аграрной южной.
· В Италии имеются заметные региональные различия в экономике и уровне жизни. Развитый север страны по всем показателям существенно отличается от отсталого юга. В трех областях Италии – Ломбардии, Пьемонте и Венеции – производится 40% ВВП страны, а одна Ломбардия дает 30% всего экспорта. Если в этой области на душу населения приходится 24 тыс. долл. годового дохода, то в Колабрии и Сицилии – около 14 тыс. долл.[10].
Современная Италия — это постиндустриальная страна, в которой сфера услуг дает свыше 68% ВВП.
Успех, достигнутый на итальянском пути развития, объясняется умелым сочетанием мощнейшего государственного предпринимательства в стратегических отраслях промышленности и поощряемого государством мелкого и среднего бизнеса в других отраслях промышленности.
Характерными чертами французской экономической модели являются:
· Исключительно большое значение государства в экономике. Через государственный бюджет проходит около 54% ВВП. Чиновничество Франции – самый влиятельный класс. Престиж чиновничьей карьеры очень высок. Государственные служащие получают заработную плату большую, чем доходы в частном бизнесе. Они не подлежат сокращению и уходят на пенсию в 50-55 лет с пенсией, большей, чем их заработная плата;
· Во Франции весьма развито государственное индикативное планирование. Государственное дирижирование экономическим оркестром и регулирование рынка остаются важными составляющими французской экономической политики, хотя в последние годы их роль заметно уменьшилась;
· Государственный сектор Франции занимает весьма значительное место. В нем работают 24% всех занятых в экономике. Франция дает убедительный пример успешного государственного предпринимательства и опровергает распространенное в либеральных кругах мнению о заведомой неэффективности государственных корпораций;
· Очень остро стоит проблема безработицы. Число безработных составляет около 12% экономически активного населения. Пособие по безработице превышает среднюю заработную плату, и безработные не торопятся с поиском нового места приложения своих сил;
· Иностранная рабочая сила вместе с семьями оценивается в 4,5 млн. чел. Она оказывает значительное давление на французский рынок труда;
· Франция ориентирована на построение «государства благоденствия». На социальные нужды здесь тратится около 20% ВВП страны, больше всех в мире. Это дает трудящимся высокую степень социальной защиты, но тяжелым бременем ложится на налогоплательщиков[11].
Экономика Франции, как и других промышленно-развитых стран, основана на принципе свободного предпринимательства и торговли. В наше время Франция живет в условиях рыночного хозяйственного механизма, однако степень свободы ценообразования задается объективными экономическими законами, а также государственным регулированием. Несмотря на действие принципа свободного установления цен, государство во Франции может прямо регулировать цены на некоторые товары и услуги: на сельскохозяйственную продукцию, газ, электроэнергию, транспортные услуги. Оно может также осуществлять контроль за ценами в условиях конкуренции.
В соответствии с Законом Франции от 24 января 1984 года № 84-46 «О деятельности и контроле за деятельностью кредитных учреждений» (в редакции Закона Франции от 13 июля 1993 года № 9324 «О статусе Банка Франции») во Франции действует система регулирования банковской деятельности. В соответствии с Законом Франции от 13 июля 1993 года № 93-24 о статусе Банк де Франс последний является государственным банком, на который возлагается обязанность определять кредитно-денежную политику государства. Банк де Франс обладает исключительным правом кредитной и налично-денежной эмиссии.
2.3. Развитие экономики в США и Японии
Вся территория Северной Америки охвачена Североамериканским соглашением о свободной торговле (НАФТА). Американо-канадское соглашение о свободной торговле было заключено в 1988 году, Мексика присоединилась к нему в 1992 году, степень взаимодействия и интегрирование североамериканской экономики во многом не уступает западноевропейской. Длительное время интеграционные процессы протекали преимущественно на корпорационном и отраслевом уровнях и не были связаны с межгосударственным (надгосударственным) регулированием.
Модели североамериканской и азиатско-тихоокеанской интеграции отличаются от западноевропейской. Если в Западной Европе интегрирование шло от создания единого рынка к экономическому, валютному и политическому союзу, что сопровождалось формированием и укреплением наднациональных структур, то в указанных регионах интеграционные процессы наиболее прочно охватывают микроуровень на основе деятельности транснациональных корпораций.
США часто характеризуются как страна с «капиталистической» экономикой.
Для многих наблюдателей считается очевидной связь между спадом в экономике США и ухудшением позиций доллара относительно евро. Однако на практике связь между динамикой ВВП и поведением курса валюты остается нерешенной задачей. В последний год типичной стала картина, когда курс доллара падает, в то время как в США отмечается рост ВВП, хотя темпы этого роста считаются низкими.
Некоторые обозреватели считают, вслед за мнением официальных лиц США, что ожидаемое ускорение роста экономики США и невысокие темпы роста в Западной Европе создают условия для повышения курса доллара США по отношению к евро. Однако эти ожидания явно затянулись. Фактом современной действительности является низкий курс доллара, в основе которого лежит группа причин, связанных с характером роста экономики США, дефицитами бюджета и платежного баланса.
В конечном счете ситуация в современной мировой валютно-финансовой сфере характеризуется изобилием долларов, результатом чего становится поиск возможностей их инвестирования в надежные финансовые активы. Закономерным следствием долларового изобилия стали сравнительно низкие ставки процента в условиях дешевого кредита и возрастание привлекательности американских облигаций как наиболее надежных финансовых активов.
продолжение
–PAGE_BREAK–Результаты развития экономики США в течение 2004 г. показывают, что невысокие темпы ее роста сопровождались низкой доходностью финансовых рынков. Низкая доходность была характерна практически для всех инструментов рынка долговых ценных бумаг. Так, среднегодовая ставка процента по облигациям корпораций была ниже 5 %; для облигаций, обеспеченных закладными, ставка составила 4,37 %, и даже казначейские облигации показали всего 3,15 %, что, однако, заметно превысило средний уровень их ставки в размере 2,24 % в 2003 г. Только для высокодоходных облигаций наиболее успешных крупных компаний был характерен необычный для этого года уровень ставки в 11 %[12].
Существует три способа, которыми спад в американской экономике может негативно воздействовать на экономику других стран: торговля, валютные курсы и движение капитала. Так, американская экономическая экспансия сопровождалась резким ростом импорта. С замедлением темпов роста экономики рост импорта будет сокращаться быстрее, чем рост ВВП.
Для многих стран Восточной Азии, таких как Малайзия, Филиппины и Таиланд, экспорт в США приносит более 10% ВВП. Для стран Западной Европы и для Японии этот показатель составляет всего 3%, таким образом, сокращение американского импорта влияет на них в меньшей степени.
Американская экономика находится на ранней стадии циклического подъема, фундаментально подготовленного с точки зрения внутренних экономических условий. Вся экономическая структура, включая финансовую систему и рынок труда, работает без особых напряжений.
Воспроизводство США работает «на всех цилиндрах» внутреннего и внешнего рынка при налаженном взаимодействии народнохозяйственных укладов смешанной экономики.
Первейшим элементом экономической системы страны являются ее природные ресурсы. США располагают богатыми запасами минеральных ресурсов и плодородными сельскохозяйственными землями, а еще одним преимуществом является умеренный климат.
Вторым элементом является рабочая сила, превращающая природные ресурсы в товары. Здоровье экономики определяется численностью имеющихся трудовых ресурсов и, что еще более важно, их производительностью.
Американская система свободного предпринимательства основана на частной собственности. Большинство товаров и услуг производятся частными предприятиями, а на личное потребление приходятся две трети всего национального производства (оставшаяся треть товаров и услуг приобретается государством и предприятиями). Роль потребителя действительно настолько высока, что национальная экономика нередко характеризуется как «потребительская».
США играют очень заметную роль в мировой торговле. По объему внешнеторгового оборота страна превосходит все другие экономически развитые государства мира.
Несмотря на то, что большинство формирующих экономику решений принимаются потребителями и производителями, деятельность государства оказывает существенное влияние на экономику США[13].
В Японии практически вся промышленность является наукоёмкой. Ведь не зря Япония в техническом прогрессе опережает на много лет даже многие развитые европейские страны.
Важной причиной устойчивых темпов экономического роста Японии выступает своевременная структурная перестройка экономики.
Экономика Японии очень сильно зависит от внешней торговли. Страна импортирует 100% необходимого ей хлопка, шерсти, бокситов, 99,9% медной руды, 99,8% нефти, 99,7% железной руды, 81,8% каменного угля. Япония занимает третье место после США и ФРГ в международной торговле. На её долю приходится 6 % импорта и 8 % мирового экспорта. Ведущее место в её экспорте занимают машины и оборудование (74,7%), металлопродукция (7,8%), а в импорте – топливо (20,4%), продовольствие (14,7%), сырьё (8,5%). Страна на 70% обеспечивает себя продовольствием. Основные поставщики продовольственных товаров в Японию являются США, Австралия и Канада. Япония занимает первое место в мире по объёму добычи морепродуктов (около 12 млн. т.).
Япония торгует со всем миром. Характерными чертами экономики являются приоритетность наукоемких производств, внешнеэкономическая экспансия. Наибольший объем внешнеторговых операций страны приходится на США (более 26% товарооборота). Другие торговые партнеры: страны Юго-Восточной Азии (28%), ЕС (около 14%), КНР (более 6%) — свыше 50 млрд. долларов.
В 2006 году на долю японских АЭС приходилось около 30 % от общей выработки электроэнергии. 60 % ядерного топлива страна получает из Австралии и Канады. Общий объём потребляемого в Японии урана составляет 8,7 тыс. тонн.
В 2004 рост ВВП составил 1,9 %. В 2005 ВВП возрос на 1,3 % и составил 4,96 трлн. долларов (38,9 тыс. долл. на душу населения). В 2006 наблюдалось некоторое ускорение роста экономики.
Глава 3. Перспективы и прогнозы развития экономики промышленно-развитых стран
3.1. Перспективы и прогнозы развития экономики европейских стран
Согласно прогнозам Мирового банка, динамика развития экономики в промышленно-развитых странах в 2007 г. будет 2,7[14].
По мнению экономистов Всемирного банка, темпы роста экономики в промышленно-развитых странах в ближайшие годы будут снижаться. По прогнозам ВБ, рост ВВП промышленно-развитых стран в 2007 г. составит 2,4%, а в 2008 г. – 2,8%. При этом вероятно и более резкое снижение на фоне охлаждения рынка недвижимости в США, что может оказать негативный эффект на экономику развивающихся стран[15].
В частности, стабильный рост экспорта, а также увеличение инвестиций и темпов прироста потребления будут способствовать оживлению деловой активности в Германии. Стимулами к росту инвестиций послужили повышение прибылей и увеличение коэффициента использования производственных мощностей. Ускорение темпов прироста потребления связано, прежде всего, с улучшением условий на рынке труда. Темпы прироста ВВП Германии составят в 2007г. 1,5%.
По мнению ОЭСР, ВВП Финляндии в 2007 г. вырастет на 2,8%. Инфляция сохранится на уровне 1% в год. Уровень безработицы в 2007 г. составит 7,8%. Наряду с оптимистическими прогнозами, ОЭСР выступил с критикой сложившейся в Финляндии практики подписания коллективных договоров о заработной плате. В целом такая система позволяет контролировать инфляцию издержек, но одновременно возникают перекосы на рынке труда. Возникает ситуация, когда низкооплачиваемые работники и молодые специалисты не могут найти работу.
По мнению Министерства труда, в Финляндию вряд ли устремится поток рабочей силы из новых стран Евросоюза в связи с тем, что Финляндия с начала мая снимает все ограничения свободного передвижения рабочей силы на территории ЕС. В Министерстве полагают, что это изменение больше повлияет на качество трудовых соглашений с работниками-выходцами из других стран Евросоюза. По прогнозам количество фирм по найму иностранной рабочей силы уменьшится, а количество трудовых контрактов, заключенных напрямую с работниками, наоборот увеличится. Ограничения были введены 2 года назад после расширения Евросоюза.
3.2. Перспективы и прогнозы развития экономики США и Японии
Согласно прогнозам Мирового банка, динамика развития экономики в США в 2007 г. будет 3,6 %, в Японии 1,7 %.
Аналитики американской Национальной ассоциации бизнеса и экономики считают, что рост экономики США в 2007г. будет самым медленным за последние 5 лет и составит около 2,7 %. Однако при этом в текущем году снижение цен на нефть обеспечит снижение инфляции до 1,9 %.
Основным фактором, который обеспечит снижение темпов роста ВВП Соединенных Штатов, станет рынок жилья, в связи с чем количество безработных в 2007г. ожидается на уровне 4,7%.
Эксперты ожидают, что американский рынок жилья стабилизируется в 2008г. Это обеспечит экономический рост в следующем году на уровне 3 %. Уровень безработицы аналитики прогнозируют в районе 4,8 %.
Рост ВВП Соединенных Штатов в 2006г. составил 3,4 %. При этом инфляция достигла 3,2 %, а уровень безработицы – 4,6 %.
Между тем власти США смотрят на развитие национальной экономики довольно оптимистично. В частности, глава Федеральной резервной системы (ФРС) США Бен Бернанке несколько недель назад заявил, что экономика США будет расширяться умеренными темпами в этом и в следующем году, и рост будет ускоряться по мере того, как ситуация на рынке жилья будет улучшаться.
Б. Бернанке считает, что ценовой индекс личного потребления, не учитывающий расходы на продукты питания и энергоносители, в 2007 г. составит 2-2,25%[16].
Несмотря на стареющее население, ограниченность природных ресурсов и другие негативные факторы являются препятствием на пути роста, по данным Международного валютного фонда среднесрочные перспективы экономики Японии улучшаются.
Оздоровление государственных финансов – это колоссальная программа на годы вперед для Японии. Предполагается восстановить баланс расходов и доходов бюджета и получить профицит к 2013 г., для чего понадобится сокращать расходную часть на 0,5 п.п. в год, начиная с 2004 г., и уменьшать численность «бюджетников» на 0,5% в год. Правительство хочет воспользоваться моментом – хорошей конъюнктурой, – чтобы начать выполнять эту программу.
В докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) от февраля 2005 г. отмечается, что в 2007 г. рост ВВП Японии ожидается на уровне 2 %[17]. Но это только верхняя их граница, и выход на нее не слишком вероятен[18]. Прогноз по росту ВВП учитывает снижение зависимости Японии от экспорта, а также увеличение показателя корпоративных расходов.
Эксперты ОЭСР рекомендуют Банку Японии продолжить политику увеличения денежной массы до тех пор, пока не станет окончательно ясно, что период дефляции окончен. Как подчеркивается в докладе, отказаться от накачивания экономики наличностью можно будет в том случае, когда инфляция будет находиться на достаточно высоком уровне – 1 %.
Неблагоприятная демографическая перспектива, с которой связаны многочисленные и серьезные последствия, — главный ограничитель роста для Японии. По оценке Министерства здравоохранения, удельный вес возрастной группы старше 65 лет в общей численности населения в 2015 г. составит 24,1 %.
В Японии низкая рождаемость сочетается с низкой смертностью, и по продолжительности жизни эта страна стоит на первом месте в мире. Ожидается, что между 2010 и 2015 гг. численность населения стабилизируется на уровне 130 млн. чел. Следовательно, трудовые ресурсы ожидает абсолютное сокращение. По долгосрочному прогнозу Японского центра экономических исследований, вклад ресурса труда в экономический рост, измеренный в человеко-часах в год, до 2015 гг. будет ежегодно снижаться на 0,7 — 0,9%52. Это жесткое ограничение, которое нечем будет компенсировать, кроме технического прогресса и повышения капиталовооруженности и производительности труда[19].
Заключение
Итак, мы выполнили задачи, поставленные во введении, а именно:
1. рассмотрели методы и способы исследования экономики промышленно-развитых стран;
2. рассмотрели развитие экономики промышленно-развитых стран;
3. рассмотрели перспективы и прогнозы развития экономики промышленно-развитых стран.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что успехи развитых стран в социально-экономическом развитии во многом связаны с либерализацией их внешнеэкономической деятельности, с созданием открытой экономики.
Доминирующая роль развитых стран прослеживается на всех важнейших направлениях внешнеэкономической деятельности.
Несмотря на то, что США остаются одной из богатейших стран мира, в США заметно больше разрыв в доходах «богатых» и «бедных». Кроме того, производительность американской экономики постепенно начинает уступать производительности экономик государств Европы.
Экономика ЕС находится сейчас на подъеме. В ЕС, так же как и в США, уже создана новая экономика, объединяющая высокотехнологичные предприятия. Важной новой тенденцией является сращивание экономик ЕС и США и возникновение новой Трансатлантической экономики.
Список используемой литературы:
1. Бобылев В.Г. Хроника «рынка вторичных металлов» // Рынок вторичных металлов. – 2006. — № 2.
2. Воронин В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира. – М., 2007.
3. Доклад Организации экономического сотрудничества и развития // Экономические перспективы. – 2005.
4. Доклад о развитии человека 2005. Программа развития ООН (ПРООН). – 2005.
5. Козырин А.Н… Государственный долг Канады: проблемы правового регулирования // Финансовое право. – 2006. — № 2.
6. Ленчук Е.Б. Инновационное измерение промышленной политики стран Центральной и Восточной Европы // Инновации. – 2005. — №4.
7. Леонтьева Е. Японская экономика вчера, сегодня, завтра. Поиски выхода из кризиса 90-х годов // Япония сегодня. – 2005.
8. Мировая экономика: Учебник / Под ред. В.Л. Абрамова.– М., 2005.
9. Мировая экономика: Учебник / Под ред. И.А. Спиридонова. – М., 2005.
10. Мировая экономика: Учебник. / Под ред. Ю.А. Щербанина – М., 2004.
11. Очерк экономики США. – М., 2003.
12. Развивающиеся страны теснят американцев и европейцев// Новый Регион – Экономика, от 10.05.07 г.
13. Рост экономики США в 2007 г. будет самым медленным за последние 5 лет // bankir.ru/. – 26.02.2007.
14. Садков В. Г., Овчинникова О. П. Банковские системы развитых стран и совершенствование денежно-кредитной политики России. – М., 2003.
15. Стрыгин А. В. Мировая экономика. – М., 2005.
16. Темпы роста мировой экономики будут снижаться // Деловая пресса. – 26.12.2006. — № 47 (566).
17. Туруев И.Б.Экономика и финансовый рынок США – неустойчивость роста и неясность перспектив // Банковское право. – 2005. – № 4.
Приложения
Приложение 1
Доля расхо-дов на ИР1) в ВВП, %
Числен-ность исследо-вателей (на 10000 занятых в экономике)
Текущий индекс конку-рентоспо-собности (место в мире)
Доля высоко-техноло-гичной продук-ции в товарном экспорте, %
Доля в мировом экспорте информа-
тиза-ционного оборудова-ния, %
Произво-дитель-ность труда, тыс. долл. ВВП на одного занятого
США
2,60
93
2
32
13,0
73,1
Китай
1,00
49
20
7,1
7,2
Япония
3,15
104
12
26
9,7
56,0
Индия
1,23
50
6
0,07
4,9
Германия
2,55
69
15
18
4,8
56,0
Франция
2,19
75
30
23
3,4
56,5
Великоб-ритания
1,89
55
13
31
5,3
54,5
Италия
1,16
30
47
10
1,1
56,5
Россия
1,29
74
75
8
0,04
18,0
Канада
1,94
72
14
15
1,2
60,0
1) ИР — исследования и разработки
Приложение 1
Расходы на
технологические инновации
продолжение
–PAGE_BREAK–