Налоги и налоговые реформы в России

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ВЫСШЕМУ ОБРАЗОВАНИЮ
Новосибирская государственная академия
экономики и управления
Кафедра экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: Налоги и налоговые реформы в России
                                                                               Выполнил: студент группы БЭ — 70
                                                                                                                Ткаченко Е. В.
                                                                               Руководитель:       Платонова И. А.
Новосибирск 1998
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………………………………..3
I. Налогообложение — один из важнейших факторов развитиярыночной экономики          России………………………………………………………………………………………………………………………4
1.1. Сущность налога…………………………………………………………………………………………………4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………………………………………………5
II.Налоговая система России …………………………………………………………………………………….5
2.1. Основные принципы построения налоговой системы вэкономике России  ……………..6
2.2. Структура действующей налоговой системы РоссийскойФедерации  ………………………7
2.3.                                                                                   б) Налог на прибыль предприятий и организаций………………………………………………………13
в) Налог на добавленную стоимость ………………………………………………………………………….15
г) Акцизы………………………………………………………………………………………………………………..16    
III.Противоречия действующей налоговой системы России……………………………………….16
3.1.Основные  группы  проблем правовой базы налоговой системы……………………………17
3.2. Противоречия основных налогов собираемых в РоссийскойФедерации ………………..19
3.3. Нестабильность налоговой системы России………………………………………………………..20
IV. Пути реформирования налоговой системы РоссийскойФедерации …………………………22
4.1. Пути реформирования правовой базы налоговой системы……………………………………22
4.2. Предложения российских экономистов………………………………………………………………..25
4.3. Роль мирового опыта в организации налоговой системыРоссии  ………………………….28
Заключение……………………………………………………………………………………………………………..30
Список используемой литературы……………………………………………………………………………..31
Приложения…………………………………………………………………………………………………………….32Введение
Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействуетна рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночнойэкономики любое государство широко использует  налоговую политику вкачестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка.Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментомуправления  экономикой в условиях рынка.
Применение  налогов  является одним из экономических методовуправления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов скоммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо отведомственной подчиненности,  форм  собственности и организационно  –  правовой формы предприятия. С помощью налоговопределяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий  всех форм собственности  с  государственными и местными бюджетами, сбанками, а также с вышестоящими организациями. При помощи  налогов регулируется внешнеэкономическаядеятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируетсяхозрасчетный доход и прибыль предприятия.
В  условиях перехода от административно- директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и  значение налогов  как регулятора рыночной экономики, поощренияи развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государствоможет проводить энергичную политику в  развитии  наукоемких производств и ликвидации убыточныхпредприятий.
Налоговая  система  в Российской Федерации практически быласоздана в 1991 г., когда в декабре этого года был  принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: “Об основахналоговой  системы  в Российской  Федерации”,  “О налоге на прибыль предприятий иорганизаций”, “О налоге на добавленную стоимость” и другие (введён с 01.01.92).Этот закон установил переченьидущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяетплательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговыхорганов.   Установление и отмена налогов,сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляетсявысшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.
В данной  работе предпринятапопытка разобраться в действующей налоговой системе России, выделить еёосновные противоречия и пути её реформирования. Также здесь  приведены  мнения некоторых  российских  ученых экономистов относительно решения этихпроблем и некоторый практический опыт в решении подобных проблем в  странах с развитой рыночной экономикой.I. Налогообложение — один изважнейших факторов развития рыночной экономики
1.1.Сущностьналога
Преждевсего  остановимся  на вопросе о необходимости налогов. Как известно,  налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства,  как “взносы граждан, необходимые длясодержания    … публичной  власти… “ (Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-еизд., т.21, с.171). В истории развития общества еще ни одно государство несмогло обойтись без налогов,  посколькудля выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему  требуется определенная  сумма денежных  средств,  которые могут быть собраны только посредствомналогов.  Исходя  из этого минимальный размер налогового  бремени определяетсясуммой расходов государства на исполнение минимума  его  функций: управление, оборона, суд, охранапорядка чем больше функций возложено на государство,  тем больше оно должно  собирать налогов.
ЗаконРоссийской   Федерации   “Об основах  налоговой системы вРоссийской Федерации” определяет общие  принципы построенияналоговой системы в Российской Федерации, налога, сборы, пошлины и другие платежи, а также права, обязанностии  ответственность налогоплательщиков иналоговых органов. В нем в частности говорится, что под налогами, сбором,пошлиной  и  другим платежом  понимается обязательныйвзнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях,определяемыми законодательными актами.
Такимобразом, налоги выражают обязанность всех юридических и физических лиц,  получающих доходы,  участвовать в формировании государственныхфинансовых  ресурсов.  Поэтому налоги выступают важнейшим звеномфинансовой политики государства в современных условиях.
Законтакже определяет круг налогоплательщиков: “Плательщиками налогов являются юридические лица,  другие категории  плательщиков и физические лица,  на которых всоответствии с законодательными актами  возложена  обязанность уплачивать налоги” ( Закон РФ “Обосновах налоговой системы в Российской Федерации”. С изменениями и дополнениямина 21 июля 1997 года. Глава 1, статья 3 ).
Вдополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закона.
Объектаминалогообложения, согласно Закону РФ, являются доходы (прибыль), стоимостьотдельных товаров,  отдельные  виды деятельности налогоплательщика, операции с ценными бумагами, пользованиеприродными ресурсами,  имуществаюридических  и  физических лиц, передача  имущества, добавленная стоимость продукции, работ и услуг и другие объекты,установленные законодательными актами.
Поналогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых  законодательными актами, следующая льгота:
–    
–      объекта налога;
–      категории плательщиков;
–    
–     из  налогового  оклада (налогового платежа за расчетный период);
–      включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
–    
Дляболее детального  рассмотрения  проблем налоговой системы  России необходимотакже рассмотреть понятие “налоговое бремя”.
Налоговоебремя — это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика.  Оно зависит прежде всего от размеров прибылиналогоплательщика.
Итак,из всего выше сказанного можно сделать вывод, что изъятие государством в пользуобщества определённой части валового внутреннего продукта ( ВВП ) в видеобязательного взноса, который осуществляют основные участники производства ВВПи составляет сущность налога. Экономическое содержание налогов выражаетсявзаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.
1.2.Функции налогов 
 Налоги как стоимостная категория имеют своиотличительные признаки и функции, которые выявляют их социально-экономическуюсущность и назначение. Развитие налоговых систем исторически определили триосновные его функции -фискальную, стимулирующую и регулирующую.
   В настоящее время налоговой системе Россииприсущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализациюзаложенного в налоге стимулирующего и регулирующего начала.
   Суть фискальной функции заключается вобеспечении поступления необходимых средств в бюджеты разных уровней дляпокрытия государственных расходов. Во всех государствах,  при всех общественных формациях налоги впервую очередь выполняли фискальную функцию, т. е.  обеспечивали финансирование общественныхрасходов, в первую очередь расходов государства. Однако это не означает, чтостимулирующая и регулирующая функции менее важны.
  Выполнение регулирующей и стимулирующейфункций достигается путём участия государства в воспроизводственном процессе,но не в форме прямого директивного вмешательства, а путём управления потокамиинвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления процессов накоплениякапитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платёжеспособногоспроса населения.
   Однако между стимулирующей ирегулирующей функциями налогов есть различия. Если регулирующее действиеориентировано на отраслевой и народнохозяйственный уровень, т.е. намакроэкономические процессы и пропорции, то стимулирующая роль более приближенак микроэкономике и учитывает интересы конкретного хозяйствующего субъекта.Регулирующая и стимулирующая роль налогов проявляется путём влияния на спрос ипредложение, инвестиции и сбережения, масштабы и темпы роста производства вцелом и отдельных отраслях экономики. Это воздействие достигается черезизменения размеров ставок налогов, применение льгот и санкций, налоговыхкредитов и отсрочек платежей, а также другие.II. Налоговая система России
”Совокупностьналогов,  сборов, пошлин и другихплатежей,  взимаемых в установленномпорядке, образует налоговую систему.” (Закон  РФ   “Об  основах налоговой  системы  в Российской Федерации”)
2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике России.
         Длятого, чтобы вникнуть в суть налоговых платежей, важно  определить основные принципы налогообложения. Как правило, они едины дляналогообложения любой страны и заключаются в следующем:  
1.     налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможностейналогоплательщика,  т.  е. уровня доходов. Налог с дохода должен бытьпрогрессивным, стимулирующим расширение производства.
2.     чтобыналогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложениедохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота,  где обложение оборота происходило  по нарастающей кривой,  на НДС,  где вновь созданный чистый продукт облагаетсяналогом всего один раз вплоть до его реализации.
3.Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна оставлять  сомнений у  налогоплательщика в неизбежностиплатежа.
4.Система  и  процедура выплаты  налогов должны бытьпростыми, понятными и  удобными  для налогоплательщиков  и экономичнымидля учреждений, собирающих налоги.
5.Налоговая система должна быть гибкой и легко  адаптируемой к   меняющимся  общественно-политическим потребностям.
6.Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого  ВВП и  быть  эффективным инструментом государственной экономической  политики.
  Этими принципами должноруководствоваться любое государство при построении налоговой системы, так какони обеспечивают выполнение всех функций налогов. Однако при создании налоговойсистемы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, по моему мнению,не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первыедни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленныепротиворечия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленнымипоправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильностии ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, вдействующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный моментналоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:    
1.   ;
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения по их просьбеотсрочек и рассрочек платежей в пределах текущего года, а также финансовыхсанкций, если их применение может привести к банкротству и прекращениюдальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.
2.2. Структура действующей налоговой системыРоссийской Федерации
Законом“Об основах налоговой системы в Российской Федерации” впервые  в России  вводится трехуровневаясистема налогообложения. Налоги и сборы были подразделены на федеральные,региональные и местные. 
Федеральныеналоги  взимаются  по всей  территории России. В настоящее время к федеральнымотносятся следующие налоги :
 а) налог на добавленную стоимость;
 б) акцизы на отдельные группы и виды товаров;
 в) налог на доходы банков;
 г) налог на доходы от страховой деятельности;
 д) налог от биржевой деятельности;
 е) налог на операции с ценными бумагами;
 ж) таможенные пошлины;
 з) отчисления из производстваматериально-сырьевой базы, зачисляемые в спец. внебюджетный фонд РФ;
 и) платежи за пользование природнымиресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республикв составе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв, областей, обл. бюджетавтономной области, окружные бюджеты автономных округов и  районные бюджеты районов в порядке и на       условиях, предусматриваемыхзаконодательными актами РФ;
 к) подоходный налог с физических лиц;
 м) налоги, служащие источниками, образующиедорожные фонды;
 н) гербовый сбор;
 о) государственная пошлина;
 п) налог с имущества, переходящего в порядкенаследования и дарения;
 р) сбор за использование наименований«Россия», «Российская Федерация»  и образовываемых на их основе слов исловосочетаний;
с)налог на покупку иностранных денежных знаков и платёжных документов, выраженныхв иностранной валюте.
   Все суммы поступлений от налогов указанных вподпунктах «а»-«ж» и «р» зачисляются вфедеральный бюджет. Налоги, указанные в подпунктах «к» и«л» являются регулирующими доходными источниками, а суммы отчисленийпо ним, зачисляемые непосредственно в республиканский бюджет республики всоставе РФ, в краевые, областные бюджеты краёв и областей, областной бюджетавтономной области, окружные бюджеты автономных округов и бюджеты др. уровней,определяются при утверждении республиканского бюджета республики в составе РФ,краевого, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономныхокругов.
   Все суммы поступлений от налогов, указанныхв подпунктах “н” — “п” зачисляются в местный бюджет в порядке, определяемом приутверждении соответствующих бюджетов, если иное не установлено Законом.Федеральные налоги ( в т. ч. размеры их ставок) объекты налогообложения,плательщики налогов и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фондустанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей её территории.
Суммыпоступлений от налога, указанного в подпункте “с” зачисляются в соответствующиебюджеты в порядке, определенном законодательным актом Российской Федерации обэтом налоге.
2.  
  а) налог на имущество предприятий, суммаплатежей по налогу равными долями зачисляется в республиканский бюджетреспублики в составе РФ, краевые, областные бюджеты краёв и областей, областнойбюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и в районныебюджеты районов, городские бюджеты городов по месту нахождения плательщиков;
 б) местный доход;
 в) плата за воду, забираемую промышленнымипредприятиями из водохозяйственных систем;
 г) республиканские платежи за пользованиеприродными ресурсами.
   Налоги, указанные в подпунктах “а”, “б” и“в”, устанавливаются законодательными органами (актами) РФ и взимаются на всейеё территории. При этом конкретные ставки определяются законами республик всоставе РФ или решениями органов государственной власти краёв, областей,автономной области, автономных округов, если иное не установлено законодательнымиактами РФ.
Сборы,указанные в подпункте “г”, Зачисляются в республиканский бюджет республики всоставе Российской Федерации, краевые, областные бюджеты краёв и областей,областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов ииспользуются целевым назначением на дополнительное финансированиеобразовательных учреждений. Ставки этого сбора не могут превышать размера одногопроцента от годового фонда заработной платы предприятий, учреждений и организаций.Они устанавливаются законодательными актами республик в составе РоссийскойФедерации, решениями органов государственной власти краёв, областей, автономнойобласти и автономных округов.
3. Кместным относятся следующие налоги :
 а) налог на имущество физических лиц. Суммаплатежей по налогу зачисляется в местный бюджет по месту нахождения(регистрации) объекта налогообложения;
 б) земельный налог. Порядок зачисленияпоступлений по налогу в соответствующий бюджет определяется законодательством оЗемле.
 в) регистрационный сбор с физических лиц,занимающихся предпринимательской деятельностью, сумма сбора зачисляется вбюджет по месту их регистрации ;
 г) налог на строительство объектовпроизводственного назначения в курортной зоне;
 д) курортный сбор;
 е) сбор за право торговли: сбор устанавливаетсярайонными, городскими (без районного деления ), районными (в городе),коллективными, сельскими     органамиисполнительной власти. Сбор уплачивается путём приобретения разового талона иливременного патента и полностью зачисляются в соответствующий бюджет;
 ж) целевые сборы с граждан и предприятий,учреждений, организаций, независимо от их организационно — правовых форм, насодержание милиции, на       благоустройствотерриторий и другие цели.
      Ставка сборов в год не может превышатьразмера 3% от 12-ти установленных Законом минимальной месячной оплаты дляфизического лица, а для       юридическоголица — размера 1% от годового фонда заработной платы, рассчитанного, исходя изустановленного Законом размера минимальной месячной оплаты труда. Ставки вгородах и районах устанавливаются соответствующими органами государственнойвласти, а в посёлках и сельских населённых пунктах на собраниях и сходахжителей;
 з) налог на рекламу: уплачивают юридические ифизические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке, не превышающей 5%стоимости услуг по      рекламе;
 и) налог на перепродажу автомобилей,вычислительной техники и персональных компьютеров. Налог устанавливаютюридические и физические лица,      перепродающиеуказанные товары по ставке, не превышающей 10% суммы сделки;
 к) сбор с владельцев собак. Сбор вносятфизические лица, имеющие в городах собак (кроме служебных), в размере, непревышающем 1/7 установленного законом размера минимальной месячной оплатытруда в год;
 л) лицензионный сбор за право торговливинно-водочными изделиями. Сбор вносят юридические и физические лица,реализующие винно-водочные изделия населению в размере: с юридических лиц — 50установленных законом размеров минимальной месячной оплаты труда год, сфизических лиц — 20 установленных законом размеров минимальной месячной оплатытруда в год. При торговле этими лицами с временных точек, обслуживающих вечера,балы, гуляния и другие      мероприятия — половины установленного законом размера месячной оплаты труда за каждый деньторговли;
 м) лицензионный сбор за право проведенияместных аукционов и лотерей. Сбор вносят их устроители в размере, непревышающем 10% стоимости заявленных к аукциону товаров или суммы, на которуювыпущены  лотерейные билеты;
 н) сбор за выдачу ордера на квартиру, сборвносится физическими лицами при получении права на заселение отдельнойквартиры, в размере, не превышающем 3/4 установленного законом размераминимальной месячной оплаты труда в зависимости от общей площади и качестважилья;
 о) сбор за парковку автотранспорта. Сборвносят юридические и физические лица за парковку автомашин в спец.оборудованных для этого местах в размере,     установленном местными органами государственной власти;
 п) сбор за право использования местнойсимволики. Сбор вносят производители продукции, на которой используется местнаясимволика (гербы, виды городов и прочее) в размере, не превышающем 0.5%стоимости реализуемой продукции;
 р) сбор за участие в бегах на ипподромах. Сборвносят юридические и физические лица, выставляющие своих лошадей на состязаниякоммерческого характера, в размерах, устанавливаемых местными органамигосударственной власти, на территории которых находится ипподром;
 с) сбор за выигрыш в бегах. Сбор вносят лица,выигравшие в игре на тотализаторе на ипподроме в размере, не превышающем 5%суммы выигрыша;
 т) сбор с лиц, участвующих в игре натотализаторе на ипподроме. Сбор вносится в виде процентной надбавки к плате,установленной за участие в игре, в размере, не превышающем 5% этой платы;
 у) сбор со сделок, совершаемых на биржах, заисключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложенииопераций с ценными бумагами. Сбор вносят участники сделки в размере, непревышающем 0.1% суммы сделки;
 ф) сбор за право проведения кино и телесъёмок.Сбор вносят коммерческие кино и телеорганизации, производящие съёмки, требующиеот местных органов    государственногоуправления осуществления организационных мероприятий, в размерах, установленныхместными органами государственной власти;
 х) сбор за уборку территорий населённыхпунктов. Сбор вносят юридические и физические лица, в размере, установленноморганами государственной власти;
 ц) сбор за открытие игорного бизнеса.Плательщиками сбора являются юридические и физические лица  — собственники указанных средств и оборудования
     независимо от места их установок. Ставкисборов и порядок его взимания устанавливается местными органами власти;
 ч) налог на содержание жилищного фонда иобъектов социально-культурной сферы в размере, не превышающем 1,5 процентаобъёма реализации продукции  ( работ,услуг ), произведённой юридическими лицами, расположенными на соответствующейтерритории. 
   Налоги, указанные в пунктах «а» — «в» устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей еётерритории. При этом конкретные ставки этих налогов определяютсязаконодательными актами республик в составе РФ или решением органовгосударственной власти краёв, областей, автономной области, автономных округов,районов, городов и иных административно -территориальных образований, если иноене предусмотрено законодательным актом РФ.
   Налоги, указанные в пунктах «г» и«д» могут вводится гор. органами власти, на территории которыхнаходится курортная местность. Суммы налоговых платежей зачисляются в районныебюджеты и городские бюджеты городов. В сельской местности сумма налоговыхплатежей равными долями зачисляется в бюджеты сельских населённых пунктов,посёлков, городов районного подчинения и в районные бюджеты районов, краевые,областные бюджеты, бюджеты краёв и областей, на территории которых находитсякурортная местность.
   Налоги и сборы, предусмотренные пунктами«з» — «х» могут устанавливаться решениями районных игородских органов власти. Суммы платежей по налогам и сборам зачисляются врайонные бюджеты, бюджеты районов, городов, либо по решению районных игородских органов власти — в районные бюджеты районов (в городах), бюджетыпосёлков и сельских населённых пунктов.
   Расходы предприятий и организаций по уплатеналогов и сборов, указанных в пунктах «ж», “з”, “о”, «ф»,«х» и “ч” относятся на финансовые результаты деятельностипредприятий, земельного налога на себестоимость продукции ( работ, услуг). Остальныеместные налоги и сборы уплачиваются предприятиями и организациями за счёт частиприбыли, остающейся после уплаты налога на прибыль (доход).
   По объекту налогообложения существующиеналоговые платежи и сборы можно разделить на:
–    ;
–    ;
–    
   По механизму формирования налогиподразделяются на прямые и косвенные.
   Прямые налоги — налоги на доходы иимущество:  подоходный налог и налог наприбыль корпораций (фирм);  на социальноестрахование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемыесоциальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том численалоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на переводприбыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физическогоили юридического  лица.
Косвенные налоги- налоги на товары и услуги: налог на добавленную стоимость;  акцизы (налоги,  прямо включаемые в цену товара или  услуги); на  наследство;  на сделки с недвижимостью и ценными бумагамии другие.    Они частично  или  полностьюпереносятся на цену товара или услуги.
Прямые налогитрудно перенести на потребителя.  Из нихлегче всего дело обстоит с налогами на землю и  на  другую недвижимость: они включаются в аренднуюи квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.
Косвенныеналоги  переносятся на конечногопотребителя в зависимости от степени эластичности спроса  на товары  и услуги, облагаемые  этими налогами.  Чем  менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается напотребителя. Чем  менее  эластично предложение,  тем меньшая часть налога перекладывается напотребителя,  а большая уплачивается за  счет прибыли.  В долгосрочном планеэластичность предложения растет,  и напотребителя  перекладывается  все большая часть косвенных налогов.
В случае высокойэластичности спроса увеличение косвенных налогов  может привести к сокращению потребления, апри  высокой  эластичности предложения — к  сокращению чистойприбыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другиесферы деятельности.
2.3.Основные налоги собираемые на территорииРоссии
Несмотряна довольно большое количество налогов и иных обязательных платежей, наиболеевесомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС,акцизы, платежи за пользование природными ресурсами и подоходный налог сграждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.
Дляналоговой системы Российской Федерации характерна множественность налогов.Особенно возросло их количество после разрешения регионам вводить свои налоги.И это в ситуации, когда главную роль в пополнении бюджета играют всего 5налогов, остальные, при их незначительной роли для бюджета, серьёзно усложняютсчётную работу на предприятиях, отвлекают значительные силы налоговых инспекцийи налоговой полиции.
 Напомним, что в 1996 г. в консолидированныйбюджет поступило 474,7 трлн. р., что составляет 21% ВВП, в том числе:
–    ;
–    
    Основная доля поступлений в федеральныйбюджет обеспечена: НДС — 48,3%, акцизами — 23,3%, налогом на прибыль — 19%,подоходным налогом с физических лиц — 2,7%, платежами за пользование природнымиресурсами — 3,5%, прочими налогами и сборами — 3,2%.
    Распределение налогов по видам по субъектамФедерации таково: НДС — 15,9%, акцизы — 3,1%; налогна прибыль — 24,1%;подоходный налог с физических лиц — 19,2%; платежи за пользование недрами и природными ресурсами — 5,1%; прочие — 32,6%. Рассмотримэти налоги подробнее.
а) Подоходный налог с физических лицявляется одним из  основных видов прямыхналогов и взимается с доходов трудящихся.
Существующийпорядок налогообложения физических лиц определяется  законом Российской  Федерации от 7 декабря1991 года “О подоходном налоге с физических лиц” .
Плательщикамиподоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской  Федерации, включая  иностранных граждан, таки лиц без гражданства.
Объектомналогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный вкалендарном году.
Приналогообложении учитывается совокупный доход, полученный  как в денежной (национальнойили иностранной валюте), так и в натуральной форме. Доходы в натуральнойформе  пересчитываются по государственнымрегулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам.Доходы, полученные в иностранной валюте, пересчитываются для целейналогообложения в рубли по  официальномукурсу.
Если  физическое лицо получило доход отпредпринимательской деятельности, то сумма, облагаемая налогом как физическоголица, уменьшается при документальном подтверждении уплаты соответствующего налога.
Закономпредусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Так, не подлежатналогообложению  государственные  пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению ( кроме пособийпо временной нетрудоспособности ), а также другие виды в денежной и натуральной  форме, оказываемой  физическим лицам из средств внебюджетных, благотворительныхи экономических фондов, зарегистрированных в установленном  порядке.  Не подлежат  налогообложению все видыпенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным  законодательством Российской Федерации. Невключаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядкенаследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года ввиде  вещей