Рынок – сфера товарообмена

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СТОЛИЧНАЯ ФИНАНСОВО-ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ
Филиал в г. Салехарде
Факультет Государственной службы и финансов
Специальность: Государственное и муниципальное управление
Реферат
По дисциплине «Экономика предприятий»
“Рынок — сфера товарообмена”

Выполнил студент 2 курса

Салехард, 2011 г.

Содержание
Введение
1. Рынок — сфера товарообмена
2. Функции рынка
3. Структура и типы рынков
4. Инфраструктура рынка
5. Позитивные и негативные стороны рынка
Заключение
Библиография
Введение
Современная рыночная система представляет собой многообразиесмешанных форм и, как любая система, является компонентом другой системы более высокогоуровня — национальной, региональной, мировой.
Способ, место и средства товарообмена относятся к понятию«рынок». Содержание и формы рынка на современном этапе весьма разнообразны.
Вне рыночного товарообмена современная экономика функционироватьне может. Отсутствие рынка возможно только в условиях натурального архаичного хозяйства.
Рынок в определенной степени социально ориентирован. Это проявляетсяв производстве товаров и услуг, необходимых для удовлетворения многообразных и зачастуюизысканных потребностей, в расширении спектра товаров и услуг, которые бы способствоваливысвобождению времени для отдыха, спорта, развлечений, в стимулировании повышенияквалификации работников, во все более широком вовлечении работников в принятие экономическихрешений.
Цель реферата, разобраться в рыночной системе как в сфере товарообмена.Необходимо учесть, что рыночная система состоит из взаимосвязанных, взаимообусловленныхблоков, подсистем, которые в свою очередь, включают определенные, тесно связанныемежду собой элементы. Расположение, порядок отдельных элементов, их удельный весв общем объеме рынка определяют структура, или внутреннее строение, рыночной системы.Совокупность всех рынков, разделенных на отдельные элементы на основе разнообразиякритериев, образуют систему рынков.
1. Рынок — сфера товарообмена
Рынок есть особая форма организации товарного хозяйства. Этообъективное явление экономики, основанной на товарном производстве и товарном обмене.С рынком связан каждый субъект хозяйствования и человек, осуществляющий какие-либопокупки или продажи. Поэтому происходящие на рынке изменения интересуют и затрагиваютпрактически всех.
Основной характеристикой рынка выступает обмен. Однако следуетподчеркнуть, что не всякий обмен порождает рынок и не всегда рынок ведет к рыночнойэкономике. Обмен возник с незапамятных времен, в эпоху палеолита, т.е., по меньшеймере, 30 тысяч лет назад. Причинами, которые обусловили необходимость обмена и,следовательно, привели к замене натурального хозяйства товарным производством ик возникновению рынка является: развитие общественного разделения труда и экономическоеобособление производителей.
На раннем этапе развития человеческой цивилизации процесс товарногообмена выполнял лишь функцию перемещения товаров, т.е. передачи его из рук в рукив качестве потребительных стоимостей. Такой обмен осуществлялся без посредства денег,т.е. имел место прямой товарообмен (в виде бартерных сделок). Его появление и развитиееще не означало появления и развития рынка.
Обмен трансформируется в рынок только в том случае, когда производителиорганизуют производство с целью продажи своего товара с последующим приобретениемнеобходимого им другого товара. При таких условиях складывающийся тип хозяйствованияокончательно порывает с натуральным производством. Важным шагом на этом пути явилосьвклинивание в товарный обмен денег и возникновение товарного обращения. Формальнотоварное обращение отличается от непосредственного обмена товаров тем, что оно осуществляетсяпри посредстве денег.
Акт любого обмена предполагает как минимум двух субъектов — продавцаи покупателя. Для того, чтобы обменять продукт, даже если обмен носит случайныйхарактер, оба субъекта должны быть экономически свободны. Они должны быть вольныобменивать продукты по своему желанию. Следовательно, для обмена, организованногопо законам товарного обращения, главными признаками функционирования являются:
1) свобода продавца и покупателя;
2) в основе обмена находится спрос и предложение товаров.
Наличие этих признаков, однако, не означает еще возникновениерынка как системы. Система считается возникшей и вступающей в стадию становления,если она начнет самообеспечивать себя. Возникновение рынка предполагает множественностьменовых операций. Множественность необходима прежде всего по причине того, что приограниченном круге продавцов и покупателей не может возникнуть свободное колебаниецен, а возможен лишь сговор как со стороны покупателей, так и со стороны продавцов.
О появлении рынка можно говорить в том случае, если процесс товарногообращения и производства приобретает регулярный характер, порождает постоянные колебанияспроса, предложения и цен. Наличие таких признаков, как множество продавцов и покупателей,во-вторых, колебание цен и, в-третьих, ориентация на потребности потребителя-покупателя,позволяет говорить о возникновении рынка.
Рынок возникает одновременно с товарным производством. Рынокпоказывает производителям, что необходимо производить и в каком количестве. Черезрынок покупатели воздействуют на производство. В этом смысле рынок есть саморегулирующаясясистема воспроизводства. Все ее звенья находятся под постоянным воздействием спросаи предложения.
Рынок — это система взаимодействия производителей и потребителей,основанного на товарном производстве и обмене, при регулирующем воздействии рыночныхцен [2, c.136].
Субъектами рыночных отношений выступают производители, потребителии их посредники. Основные производители (предприятия и организации) продают произведенныеими вещественные блага и услуги и покупают необходимые для производства ресурсы.Домашние хозяйства выступают на рынке как покупатели благ потребительского назначенияи продавцы рабочей силы. Государство покупает на рынке товары, необходимые для выполненияего функций. Посредники — оптовые и розничные торговцы, комиссионеры, брокеры иагенты производителей — оказывают торговые услуги производителям и потребителям.Следовательно, субъектами рыночных отношений являются физические и юридические лица.
Объектами купли-продажи на рынках являются экономические ресурсы,вещественные блага и услуги, деньги, ценные бумаги, т.е. все то, по поводу чеговозникают рыночные отношения между продавцами и покупателями [4, c.15].
 2. Функции рынка
Сущность рынка наиболее полно проявляется в его функциях, средикоторых следует выделить:
· соединение производства и потребления — обеспечение непрерывностиобщественного производства;
· регулирование производства и потребления;
· стимулирование организации современного производства;
· информационную функцию и санирующую функцию.
Соединение производства и потребления и обеспечение непрерывностиобщественного производства является важнейшей функцией рынка.
Рынок объединяет обособленных производителей и потребителей.Через рынки от производителей к потребителям направляются огромные потоки различныхтоваров, а от потребителей к производителям движутся денежные средства, необходимыедля продолжения процесса производства.
Рынок также выполняет функцию регулирования производства и потребления.Через рыночный механизм (взаимодействие спроса, предложения и цены) количество произведеннойпродукции приводится в соответствие с объемом платежеспособного спроса покупателей.Постоянные изменения в соотношении между спросом и предложением влияют на цену товара.При превышении спроса над предложением цена товара растет, что делает его болееприбыльным и способствует расширению масштабов его производства. Одновременно ростцен уменьшает потребление данного товара, что неизбежно приводит к новым изменениямв соотношении спроса и предложения. В какой-то момент данный механизм сбалансируетспрос и предложение. Но это равновесие, как правило, не бывает долговременным. Дальнейшееувеличение производства приведет к тому, что возникнут трудности в реализации, ценыначнут падать, доходы производителей уменьшатся, и они начнут сокращать объем производстваданного товара.
Рынку присуща и стимулирующая функция. Суть ее состоит в том,что конкуренция заставляет производителей обновлять ассортимент товаров, повышатьих качество и снижать цену. Достижение данных целей стимулирует внедрение новойтехники и технологии, совершенствование организации производства.
Одной из функций рынка является информационная. Рынок информируетпроизводителей о потребностях покупателей, выполняя общественную оценку товара.Сам факт продажи товара говорит о том, что он удовлетворяет определенную потребность.Если товар реализуется по цене, которая возмещает расходы на его производство, тоэто свидетельствует об общественном признании данных затрат. Не менее ценную информациюдают и несостоявшиеся акты купли-продажи. Они посылают сигналы производителям отом, что им следует уменьшить или вообще отказаться от производства определенныхблаг. Цены на рынке служат той информацией, которая необходима и потребителям дляпринятия решений о способах удовлетворения своих многочисленных потребностей. Например,при высоких ценах на готовую модную одежду для потребителя может оказаться болеевыгодным ее пошив в ателье.
Санирующую функцию рынок выполняет путем дифференциации производителейв соответствии с эффективностью их хозяйственной деятельности. Экономически эффективныефирмы развиваются, расширяют масштабы своей деятельности, а неэффективные — несутубытки, разоряются. Таким путем происходит оздоровление общественного производства,освобождение его от экономически слабых предприятий [3, c.70]./>/>/>/>/>/>/>/> 3. Структура и типы рынков
Рыночная система — довольносложное образование, поэтому существует несколько критериев разграничения ее структурныхэлементов.
Наиболее часто для классификации рыночных структур применяетсякритерий объекта рыночных отношений. Отсюда объектами рыночных отношений являютсяпредметы потребления и услуги, средства производства и т.д. Соответственно объектамрыночных отношений выделяют следующие типы рынка: товарный, финансовый и рынок труда(рис.1).
/>
Рис.1. Структура и поле рыночных отношений [1, c.101]
1) Товарный рынок включает в себя потребительский (рынок предметовпотребления и услуг), средств производства, информации, интеллектуального продукта(научно-технических разработок).
В потребительский рынок входят рынки продовольственных и непродовольственныхтоваров; бытовых, коммунальных, транспортных услуг; услуг культуры и образования;жилья; зданий, сооружений непроизводственного назначения. Цель потребительскогорынка — достижение равновесия между спросом и его товарным покрытием.
Рынок средств производства состоит из рынка производственныхзданий и сооружений; рынка орудий труда; рынка сырья, материалов, энергии и другихвидов продукции производственного назначения; рынка полезных ископаемых. При командно-административнойсистеме ресурсы планово распределились по централизованно утверждаемым нормативамна основе прикрепления производителей и потребителей друг к другу. Рынку такая системане может быть свойственна, ибо она не обеспечивает свободного выбора потребителемсвоих контрагентов, наличия горизонтальных связей между экономическими субъектами,экономической конкуренции производителей.
В условиях все большего вовлечения в производственный процесснаучно-технических достижений, растущей интернационализации производства неизмеримовозрастает значение рынка информации и научно-технических разработок. Его составляющие- рынок инноваций, изобретений; рынок информационного продукта (сфера информационныхуслуг); рынок продукта творческого труда (книги, кинофильмы и др.). Рынок научно-техническихразработок представляет собой взаимодействие малых фирм, инновационных банков, лизинговыхконтор, научно-исследовательских институтов, научно-производственных объединений.Необходимость более полного изучения и ускоренной обработки накапливающихся с каждымгодом объемов научно-технической информации привела к созданию национальных и международныхспециализированных информационных банков, интенсивному развитию лицензионной торговли.Одним из факторов динамичного экономического развития некоторых стран явилось успешноеиспользование закупаемых лицензий, ноу-хау.
2) Финансовый рынок, включает в себя рынок капиталов (инвестиционныйрынок), рынок кредитов, рынок ценных бумаг, валютно-денежный рынок.
Рынок капиталов (инвестиционный рынок) предполагает куплю-продажуинвестиций. Инвестиции (вложения капитала в производственные факторы или в непроизводственнуюсферу) обусловливает общий рост экономики. Инвестиционный рынок активно влияет надругие рынки и прежде всего на потребительский. Вместе с тем общество всегда оказываетсяперед выбором: то ли большую часть инвестиций вкладывать в средства производства(вкладывать «в будущее»), то ли в выпуск товаров потребительского спроса(вкладывать в «настоящее»). На каждом временном отрезке данная проблемарешается с учетом ряда конкретных социально-экономических, политических и иных обстоятельств.
Если предприятию для приобретения необходимых ресурсов не хватаетсобственных денежных средств, оно обращается на рынок ссудных капиталов, (кредитныйрынок), где могут предлагаться различные платежные средства (деньги, ценные бумаги).Предоставление кредита осуществляется за определенную плату в виде процента за кредити на определенный срок.
Рынок ценных бумаг. Ценные бумаги — это, как правило, кредитно-долговыеобязательства продавца бумаг перёд покупателем. Они представлены акциями, облигациями,векселями, опционами, варрантами, фьючерсными контрактами и др. Основной вид ценныхбумаг — это акции и облигации, все остальные — производные от них.
3) Рынок труда — общественно-экономическая форма движения трудовыхресурсов, при которой рабочая сила обращается как товар, т.е. продается и покупаетсяв соответствии с законами рыночной экономики. Формирование данного рынка предполагаетв качестве предпосылок реализацию ряда условий. Во-первых, должны быть созданы необходимыеусловия для свободы предложения рабочей силы, т.е. для добровольного выбора междузанятостью и незанятостью в общественном производстве, свободного выбора вида деятельности.Во-вторых, работодатель должен обладать реальным правом найма и увольнения работников,конечно, в рамках трудового законодательства. В-третьих, должны быть сняты всякиеограничения на движение заработной платы и других законных доходов при официальномустановлении гарантированного минимума.
По уровню насыщенности товарами выделяют равновесный, дефицитныйи избыточный рынок. На равновесном рынке спрос примерно равен предложению, на дефицитном- спрос превышает предложение. Для избыточного рынка характерно превышение предложениянад спросом [2, c.140]./>/>/>/>/>/>/>/> 4. Инфраструктура рынка
Рынок формирует свою инфраструктуру. Рыночная инфраструктура- это совокупность организаций, учреждений, предприятий и служб, которые обслуживаюти обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы, т.е. обеспечиваютнормальное функционирование рынка. К ней относятся сеть коммерческих банков и иныхфинансовых учреждений; товарные и фондовые биржи, торговые дома, биржи труда; информационно-коммерческиецентры; оптово-посреднические фирмы; снабженческо-сбытовые организации; страховыекомпании; аудиторские фирмы; аукционы, ярмарки; центры маркетинга, подготовки менеджеров,брокеров, дилеров и иные службы.
В составе рыночной инфраструктуры можно выделить три важнейшихблока:
рынок товарообмен товарный инфраструктура
1. организационную базу, включающую биржи, снабженческо-сбытовые фирмы, торговыедома, посреднические фирмы, брокерские конторы, лизинговые, аудиторские фирмы ит.д.;
2. материальную базу — это транспортная система, складское и тарное хозяйство,средства связи, информационная база, машины, механизмы;
3. кредитно-расчетную базу, состоящую из банковской системы, кредитно-сберегательныхструктур, бюджетной системы и т.д.
Все элементы рыночной инфраструктуры, действующие в пределахособых рынков и выполняющие определенные функции, способствуют реализации основнойфункции инфраструктуры — связывать друг с другом все сферы производства и обменас целью создания организационно-экономических условий для развития рынка [2, c.145]./>/>/>/>/>/>/>/> 5. Позитивные и негативные стороны рынка
Рынок, рыночная система обладают рядом позитивных и негативныхсторон.
К позитивным сторонам рынка западные экономисты относят:
1. Эффективное распределение ресурсов. Рынок способствует оптимальномураспределению ресурсов между хозяйственными сферами и отраслями. Он направляет ресурсына производство лишь пользующихся спросом товаров, а не на удовлетворение любыхреальных потребностей.
2. Возможность его успешного функционирования при наличии весьмаограниченной информации: достаточно иметь данные о цене и издержках производства.
3. Гибкость, высокую адаптивность к изменяющимся условиям. Например,когда в 70-е годы резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на эторазработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий,введением режима жесткой экономии энергоресурсов.
4. Оптимальное использование результатов НТР. Стремясь получитьмаксимально высокую прибыль, товаропроизводители идут на риск, на базе привлечениянаучно-технического прогресса создают новые товары, вводят новейшие технологии ит.д. Это позволяет им иметь определенные преимущества перед конкурентами.
5. Свободу выбора и действий потребителей и производителей. Онинезависимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочейсилы и т.д.
6. Способность к разнообразию товарного мира, повышению качестватоваров и услуг, быстрой корректировке неравновесия.
7. Воспитание «экономического человека», для которогохарактерны предприимчивость, расчетливость, готовность идти на риск, ощущение личнойответственности за свои действия.
Однако, как и любое социально-экономическое явление, рынок противоречив,а поэтому содержит в себе и ряд негативных свойств. К таковым относятся:
1. Тенденция к установлению равновесия, заложенная в рыночном механизме, прокладываетсебе дорогу через постоянное нарушение равновесия. Результатом стихийного характераэтого процесса являются значительные потери общественного труда. Частные предпринимателине могут точно определить общественные потребности и тенденции изменения спроса.Поэтому уже материализованные затраты труда иногда оказываются излишними.
2. Стихийное колебание цен имеет следствием неустойчивость положения участниковпроизводства. С понижением цены определенное количество производителей выталкиваетсяиз данной отрасли. Для предпринимателей это может означать разорение, а для рабочих- безработицу.
3. Рынок не обеспечивает перераспределение дохода между бедными и богатыми(конкуренция перераспределяет доходы лишь между богатыми). Рынок благоприятствуетэкономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые (пенсионеры,инвалиды, молодежь и др.) порой не могут обеспечить первостепенные потребности.По словам П. Самуэльсона, рыночная система воспроизводит существенное неравенство.
4. Рынок не имеет экономического механизма защиты окружающей среды. Только законодательныеакты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного родаэкологически чистых производств.
5. Рынок не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов и не может регулироватьиспользование ресурсов, принадлежащих всему человечеству. Сильные страны стремятсязахватить эти ресурсы.
6. Рынок не создаёт стимулов для производства товаров и услуг совместного пользования(дороги, дамбы, общественный транспорт, образование, здравоохранение и т.д.).
7. Рынок не в состоянии самостоятельно реализовать стратегические прорывы вобласти науки и техники, осуществить в масштабе страны крупные структурные сдвиги,ориентированные на перспективу.
8. Рынок подвержен нестабильному развитию с присущими ему кризисами перепроизводства,инфляционными и др. негативными процессами.
9. Количественное и качественное несовпадение предложения рабочей силы с потребностямиобщественного производства порождает в странах с рыночной экономикой безработицу.Это ведет к снижению жизненного уровня трудящихся, потерям общества от бездействияспособных к труду людей и к необходимости содержать их за счет работающих, усилениюэкономической дифференциации в обществе, обострению социальных конфликтов и т.д.[2, c.149].
Заключение
В целом рынок — это саморегулирующаяся система, которая способнаэффективно функционировать без прямого вмешательства государства. Она обладает определеннымвнутренним порядком и подчиняется экономическим законам. Сотни тысяч наименованийтоваров производятся миллионами людей без централизованного руководства и при этомобеспечивается определенная сбалансированность спроса и предложения.
Рынок, зародившийся несколько тысячелетий назад, развивался естественнымпутем. Он прошел сложный путь развития, приспосабливаясь к изменяющимся условиям,тем самым доказал свою жизнеспособность. В этом смысле рыночную экономику можнорассматривать как достижение человеческой цивилизации. Она является наиболее эффективнойиз всех существовавших до нее форм организации общественного производства.
Сформулирую некоторые наиболее важные выводы:
рынок — это обмен, т.е. купля-продажа товаров с помощью денег;
основные элементы рынка — товар и деньги;
товар — это продукция, изготовленная для продажи, а не для собственногопотребления;
деньги — это мера ценности всех физических товаров и услуг итоже товар;
основные действующие лица на рынке — продавец (поставщик) и покупатель(потребитель).
Современная экономика любой страны не может функционировать,не опираясь на основные компоненты рынка. В противном случае это была бы экономикачисто натурального хозяйства, которое прекратило свое существование несколько столетийназад.
Рынок — это следствие общественного разделения труда, т.е. изготовленияпродукции с целью обмена. В свою очередь, обмен обусловил возникновение денег иденежного обращения.Библиография
1. Волкова О.И., Девяткина О.В. Экономика предприятий (фирмы): Учебник — 3-еизд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА — М, 2007. — 601 с.
2. Головачев А.С. Экономическая теория (общие основы): курс лекций.2-е издание[Текст] — Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. — 240с.
3. Николаева И.П. Экономическая теория: учебник для студентов вузов, обучающихсяпо экономическим специальностям. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ — ДАНА,2008. — 527 с.
4. Татарников Е.А., Богатырева Н.А., Бутова О.Ю. Микроэкономика. Ответы на экзаменационныевопросы: Учебное пособие для вузов. — М.: Издательство «Экзамен», 2005.- 160 с.