Содержание
Введение
Глава 1. Педагогическиеосновы эстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированиюодежды
1.1 Эстетическоевоспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды каксоциально-педагогическая проблема
1.2 Проектнаядеятельность в контексте структуры и содержания учебных программ образовательнойобласти «Технология»
Глава 2. Реализацияэстетического воспитания учащихся 10-11классов впроцессе обучения проектированию одежды и результаты экспериментальной работ
2.1 Содержание,формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обученияпроектированию одежды
2.2 Результатыэкспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Актуальность темыисследования.Интенсивные темпы развития науки и технологии в новых социально-экономическихусловиях рыночной экономики создают основу качественно нового содержания труда,порождает предпосылки преобразования подготовки к нему подрастающего поколения.Изменение подготовки учащихся предполагает формирование гармоничной всестороннеразвитой личности, готовой к эффективной производственной деятельности,конкурентоспособной на рынке труда, адаптированной к постоянно меняющимсяполитико-экономическим условиям. Проблема эстетического воспитания личностиможет быть решена в обществе, которое обеспечивает соответствующие общественныеотношения, создает необходимые условия для творческого труда и образованиякаждого его члена, как социально активной личности, прежде всего в общественнополезном производственном труде. При этом основополагающим компонентом личностиявляется ее творческий потенциал так как именно творчество является одним из важнейших видовдеятельности человека. Этот процесс включает в себя выдвижение смелых идей посозданию и функционированию объектов; предложений по выработке решений, ихкритику, исправление допущенных ошибок.
Предметная область «Технология»призвана развивать навыки и решение проблем у учащихся посредствомпроектирования и изготовления изделий и систем.
Российские педагоги (П.Р.Атутов, П.Н. Андриянов, В.А.Поляков, Г.В. Рубин,А.Г.Щеколдин, Л.П.Заречная) традиционно предавали этому чрезвычайноважное значение и считают, что важнейшей педагогической проблемой сегодня сталовнедрение в образовательный процесс средств и методик, помогающих детям «открывать»себя, раскрывая свою личность. Критерием успешности подростка становятсяотношение человека к возможностям собственного познания и преобразованияприроды.
Большие возможности вэтом направлении открывает проектная деятельность, направленная на духовное ипрофессиональное становление личности ребенка через активные способы действий.В процессе работы над проектом, проходят стадии: планирования, анализа,синтеза, активной деятельности.
Метод проектовиспользовался в зарубежной и отечественной педагогике еще в 20 – 30-е годы.Однако в силу объективных и субъективных причин (это и отсутствие подготовкипедагогических кадров; и отсутствие материально-технической иучебно-методической базы; и отрицательное отношение к проектной деятельности всилу неумения построить эффективный образовательный процесс), в России методпроектов не получил необходимой поддержки со стороны педагогической науки ипрактики, поэтому был обречен на отмену.
В современной педагогикеметод проектов используется на ряду с систематическим предметным обучением каккомпонент системы продуктивного образования. Минимум содержания образовательнойобласти «Технология» как образовательный элемент предусматриваетмодуль «Основы проектирования».
Так как учебные проектысодержат в себе проблему, требующую комплексного конструкторско-технологическогорешения, а значит решения нескольких педагогических задач, связанных не толькос формированием знаний и умений, но и развитие в них мотивации к проектнойдеятельности, творчеству, самостоятельности.
Советская и Российскаяпедагогическая наука располагает научными исследованиями в области проектнойдеятельности учащихся образовательных учреждений (П.Р. Атутов, П.Н. Андреянов,С.Я. Батышев, В.А. Поляков, Г.В. Рубина, В.Д. Симоненко, Ю.К. Хотунцев и др.),где рассматриваются дидактические и методические возможности метода проектов.
Организации проектнойдеятельности также посвящены научные труды ученых Кубани (Р.А. Галустов, Л.П.Заречная, А.Г. Щеколдин и др.).
Педагогической наукой, вто же время, недостаточно уделяется внимания проектированию одежды на урокахтехнологии. Недостаточно разработаны методики таких уроков. Поэтому в практикеобщеобразовательной школы и учителя, и учащихся испытывают трудности вреализации программного материала при работе с тканью, древесиной, металлом,что отрицательно сказывается на овладении учащимися эстетическими умениями иусвоении ими эстетических знаний. Решение этой проблемы, является актуальной задачейобразовательной области «Технология». Именно это определило выбортемы нашей курсовой работы: «Эстетическое воспитание учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды».
Цель курсовой работы: выявить, теоретически обосновать и спроектироватьсодержание, формы и методы обучения и экспериментально проверить методикуэстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обученияпроектированию одежды
Объектом исследования является процесс и результат обучения учащихся вобразовательной области ” Технология”.
Предмет исследования: спроектированный процесс эстетического воспитания, учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды.
Рабочая гипотеза:проектирование и реализация процесса эстетического воспитания, учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды будет эффективно, если:
-будет раскрыто эстетическоевоспитание учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды каксоциально-педагогическая проблема;
-будут раскрыты, учтены и экспериментально провереныособенности учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды.
Задачи курсовой работы:
1. Раскрыть Эстетическое воспитаниеучащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды каксоциально-педагогическая проблема
2. Рассмотреть Проектную деятельностьв контексте структуры и содержания учебных программ образовательной области «Технология»
3. Разработатьсодержание, формы и методы эстетического воспитания старшеклассников в процессеобучения проектированию одежды
4. Осуществитьэкспериментальную проверку эстетического воспитания учащихся 10-11 классов впроцессе обучения проектированию одежды
Методологической итеоретической основой исследования является: диалектико-материалистический,историко-аналитический, теоретически и системно-деятельностный подход кформированию и развитию гармонической личности, философские учения о связитеории с практикой, роли трудового обучения, производительного труда в еестановлении как социального субъекта, эстетической концепции и исследований вобласти эстетического воспитания.
Методы исследования: изучение научных работ, анализметодической дидактической, педагогической литературы, научных трудов по темеисследования, анализ проблемы эстетического воспитания учащихся 10-11 классов впроцессе обучения проектированию одежды, анализ опыта подготовки учителятрудового обучения в городских и сельских школах, наблюдение за работойшкольников, метод математической статистики.
Эмпирическая базаэкспериментальной работы: Экспериментальная работа по теме: «Эстетическое воспитание учащихся10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды» проводилась набазе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска-на-Кубани.
В экспериментепринимали участие: д.п.н профессор Заречная Л.П., к.п.н., старшийпреподаватель, методист Исаакян О.В., старший преподаватель Коротенко И.Т., директоршколы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учитель технологии Буряк Л. А.,студентка 5 курса Кузнецова Ю.Г., учащиеся 11 «А»класса 8человек. Всего в эксперименте приняли участие 15 человек.
Практическаязначимость: работы состоит в разработке, проверке и внедрении впрактику МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска-на-Кубани методики эстетического воспитания учащихся 10-11классов в процессеобучения проектированию одежды
Структура курсовой работы состоит из:введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
Глава I. Педагогические основыэстетического воспитания учащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированиюодежды
1.1 Эстетическое воспитание учащихся 10-11классов в процессе обучения проектированию одежды как социально-педагогическаяпроблема
В наше время, в условиях интенсивного развитияконкурентной борьбы за рынок сбыта, проблема эстетического воспитания являетсяособой. Оно развивает вкус, умение замечать прекрасное и безобразное. Приэстетическом воспитании, вооружение учащихся эстетическими знаниями и навыками,включение его в личностный ценностно-ориентированный процесс преобразовательнойдеятельности, происходит целенаправленнее, систематическое воздействие наличность с целью её эстетического развития. Конечной целью эстетическогообразования и воспитания является формирование творчески активной личности,личности неповторимой, оригинальной.
На современном этапе развития общества важное место занимаетнаправленность образовательных и воспитательных задач трудовой подготовкибудущих производителей материальных и культурных ценностей на формированиеличности, владеющей эстетической культурой, знаниями народных художественныхтрадиций и законов дизайна, практическими умениями эстетического преобразованияокружающей предметной среды.
Решение этих задач в образовательной области «Технология»лежит в плоскости организации в школах системы эстетического воспитания иэстетического образования, развития у учащихся творческого начала, способностейвоспринимать, чувствовать и оценивать прекрасное, жить и творить по «законамкрасоты».
Анализ социологической, философской, педагогической ипсихологической литературы позволил установить, что вопросами эстетическоговоспитания подрастающего поколения с давних пор интересовались философы, деятели искусства, педагогики, психологи,стремившиеся использовать эстетическое воспитание в целях утвержденияопределенных политических, нравственных, религиозных и художественных идеалов[20; 30; 9].
В античные времена почти единственным средством формированияэстетической культуры признавалось искусство, и смысл эстетического воспитанияпонимался, прежде всего, в духе формирования художественных способностей.Теоретики эпохи Возрождения важнейшим средством гуманистического воспитаниясчитали искусство. Овладение средствами искусства входило как необходимыйэлемент в систему подготовки универсально образованного человека.
По мнению утопистов (Т. Мор, П. Оуэн, Сен-Симон и др.) эстетическоевоспитание — это дело всего общества, средство развития личности, формированиеее высоких гражданских и нравственных качеств. Одна из важнейших идей утопистов– идея всеобщности эстетического воспитания, равного участия всех людей впроизводстве и потреблении эстетических ценностей.
В процессе анализа научно-педагогической литературы (Ю.И.Иванова, Ю.Ф. Катхановой, Б.М. Неменский и др.) установлено, что эстетическоевоспитание является высшим достижением педагогики и психологии, оно развиваетсяна «стыке» ряда других общественных наук и основывается наметодологических установках теории воспитания
В процессе анализапедагогической литературы, установлено, что педагогика определяет эстетическоевоспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать, пониматьпрекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвоватьв преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение кхудожественной деятельности и развитие творческих способностей. [28, 30].
Эстетическое воспитание — это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников,направленный на формирование эстетической культуры школьников. Этот процессявляется органически необходимым компонентом общей системы воспитания. [4]
Особое место занимаетэстетическое воспитание в школе, где оно становится делом всей учебной и внеучебной жизни школы. Эстетическое воспитание ребенка должно основываться на егоприобщении к труду, т.к. именно в этом процессе может сформироваться егоэстетическое отношение и к самому процессу трудовой деятельности, и к предметутруда, к орудиям, к созданию в труде продуктов. Эстетическое воспитание детейосуществляется путем разрешения объективных противоречий и субъективныхнесоответствий. Основное противоречие обусловлено тем, что природа с рождениязакладывает в ребенка задатки и возможности постижения красоты, эстетическогоотношения к действительности и к искусству [5; 16; 21; 35].
На занятиях по технологии обработки материалов учащиесяусваивают лишь самые общие основы искусствоведческих знаний и приобретаютначальные навыки художественно-творческой деятельности. Изучение в рамкахобразовательной области «Технология» проектирования одежды дает общеенаправление эстетического воспитания и творческого развития учащегося. Цели изадачи занятий по проектированию одежды придают специфический характер функциямцелостного педагогического процесса – обучающей, воспитывающей и развивающей.
Отечественная педагогика уделяет должное вниманиеэстетическому воспитанию. По мнению отечественных педагогов, таких как В.Я.Стоюнин, В.П. Острогорский, П.Ф. Каптерев и многих других, считается, чтоначинать процесс эстетического воспитания следует с развития «внешнихчувств»; основными методами эстетического воспитания они признавалиразвитие воображения учащихся, их наблюдательности, высказывали мысль о том,что эстетическое воспитание должно осуществляться в процессе изучения детьми нетолько «художественных» дисциплин, но и дисциплин естественнонаучных,в ручном труде и т.п. [3; 21; 31].
В процессе анализа психологической литературы, установлено,что психологической наукой подчеркиваются некоторые особенности эстетическоговоспитания детей. Восприятие искусства детьми и детское творчество, а,следовательно, художественное воспитание и образование детей имеют свои особенности.Характеризуя некоторые из этих особенностей в психологическом плане, ученыеотмечают особо важную роль эмоционального фактора в жизни детей. При этомэмоциональное восприятие ребенком явлений действительности тем более сильно,чем теснее оно связано с работой воображения, с «мысленным действием».Приобщение человека к искусству открывает возможности особенно активногоцеленаправленного и глубокого внедрения в его сознание эстетических отношений кмиру, приносят ему такие эстетические ощущения и переживания, которых он не могбы получить ни в практической своей жизни, ни в каких-либо других источниках.
Психологическими критериями измеряютсяспособности ребёнка адекватно оригиналу воссоздавать в воображениихудожественные образы и воспроизводить их, любоваться, переживать и высказыватьсуждения вкуса. О степени развития этих психических процессов можно судить потому, как и сколько ребёнок общается с произведениями искусства и красотойдействительности, насколько эмоционально он откликается на них, как оцениваетэти произведения и собственное психическое состояние. [26; 27].
Эстетическое обучение и воспитание являетсянеотъемлемой частью методологии гармонического развития личности какобщечеловеческой ценности. У детей развивают эстетическое чувство, эстетическоесознание и как следствие этого эстетический вкус.
Эстетическое чувство — субъективноеэмоциональное состояние, вызванное оценочным отношением человека кэстетическому явлению действительности или искусства. Эстетические чувства,возникшие в единстве с идейным осмыслением эстетического события, порождаютэстетические переживания: состояние потрясения, просветления, очищения,страдания, безысходности, радости и восторга, сострадания. Эстетическиепереживания способствуют возникновению и развитию духовно-эстетических потребностей.Эстетическая потребность проявляется как устойчивая нужда в общении схудожественно-эстетическими ценностями, в переживании духовно-эстетическихсостояний.
Центральное место в эстетическом образованиишкольников, развитие у них эстетических творческих способностей занимаетэстетический вкус. Он несет в себе большую печать индивидуальности. Именно онапревращает эстетический вкус в такое качество творческой личности, котораяспособствует развитию нестандартной мысли, оригинальности.
Развитие эстетического вкуса является важнойпедагогической задачей включения учащихся в процесс творчества. Он создает гармониюв индивиде, устанавливая её между чувственно эмоциональной и интеллектуальнойжизнью.
Эстетический вкус — это способностьчеловека по чувству удовлетворенности или не удовлетворенностидифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты,отличать прекрасное от безобразного.
Эстетическое сознание, которое включает в себяосознанное людьми эстетическое отношение к действительности и искусству,выраженное в совокупности эстетических идей, теорий, взглядов, критериев. Центральнымзвеном эстетического сознания является эстетический идеал — социально обусловленноепредставление о совершенной красоте в природе, обществе, человеке и искусстве.[15]
Эстетическое сознание, в единстве с эстетическимчувством, рождает у школьников художественно-эстетический вкус, способностьчеловека оценивать произведения, предметы, явления, ситуации действительности иискусства с позиций художественно-эстетического идеала.Художественно-эстетический вкус- это тонкое и сложное умение увидеть,почувствовать, понять, подлинно прекрасное или безобразное, трагическое иликомическое и верно оценивать его. На этой основе развивается способностьэстетического суждения — доказательной, аргументированной, обоснованнойидейно-эмоциональной оценки эстетических явлений общественной жизни, искусства,природы. Эстетическое сознание человека формируется в процессе егонепосредственного общения с социальной действительностью, природой, искусством,а также в активной творческой деятельности.
Ведущая функция эстетического сознаниязаключается в раскрытии мира реально существующей красоты: эстетическойсущности искусства, общественной жизни, деятельности, идеалов, отношений,труда, природы. Любовь к Родине невозможна без понимания и чувствования еёкрасоты. Трудового творчества, любви к труду не бывает без переживания чувствапрекрасного.
В ходе изучения литературы по социологии, быловыявлено, что социальные критерии эстетической воспитанности требуют наличия увоспитанников широких интересов к различным видам искусства, глубокойпотребности в общении с эстетическими явлениями искусства и жизни. Эстетическаявоспитанность в социальном смысле проявляется во всём комплексе поведения иотношений ребёнка: его поступки, трудовая деятельность, взаимодействия слюдьми. Д.Б. Кабалевский отмечал, что область прекрасного должна пронизыватьвсе проявления человеческой жизни, одухотворять его труд и поведение. Привлекаяшкольников к трудовой деятельности по изготовлению швейных изделий, необходимозаботиться о её организации, раскрывать её плодотворное влияние на физическиесилы и моральные чувства человека.
Задача обеспечения эстетического воспитанияподрастающего поколения заключается в развитии у каждого молодого человекаумения оценивать нравственно-содержательную сторону эстетического и аспектморальных норм, учитывать это в своей повседневной практике.
Обусловленностьзадач эстетического воспитания в образовательной области «Технология»социально-экономическими потребностями дальнейшего развития общества повышаетзначимость эстетического развития подрастающего поколения, от его соответствиятребованиям производства зависит качество продукции, ускорение техническогопрогресса и развитие эстетического начала в труде. Без эстетическоговоспитания, без формирования способности к эстетическому творчеству невозможнорешить одну из важнейших задач — задачу по всестороннему и гармоничномуразвитию личности. [8]
Эффективность процесса формирования у школьниковэстетических знаний и умений зависит от педагогического профессионализмаучителя, его умений использовать образовательный и воспитательный потенциалнаполнения трудового, технологического процесса эстетическим смыслом. Несмотряна то, что главным критерием оценки человека в нашем обществе являютсяинтеллектуальные и нравственные качества, но в отношении к одежде, к своемуоблику, к моде эти качества проявляются особенно ярко и наглядно.[16;46]
Теория эстетического воспитания включаетразработку процессов содержания, форм, средств и методов эстетическоговоспитания. Основные средства эстетического воспитания определяются всоответствии с задачами и его содержанием. Выделяются следующие средства:окружающая действительность, природа, искусство, эстетика поведения, эстетикавкуса, эстетика быта.
На каждом этапе общественного развитиявырабатываются свои представления об эстетическом и художественном, прекрасноми безобразном, возвышенном и низменном, трагическом и комическом, которые теснопереплетаются с представлениями о добре и зле, истине и лжи, справедливости инесправедливости.
Эстетическое воспитание — целенаправленнаясистема действенного формирования человека, способного с позицииобщественно-экономического идеала воспринимать, оценивать и осознаватьэстетическое в жизни, природе и искусстве, способного жить и преобразовыватьмир по законам красоты.
Эстетическая подготовка учащихся должна являтьсяважнейшей сферой его приобщения к человеческим ценностям, составляющим основукультурной среды. Исходя из содержания профессиональной деятельности учителятехнологии, указанное приобщение ему необходимо основывать на интеграции знанийиз различных областей наук, раскрытия учащимися взаимосвязи и взаимообусловленностиобщенаучных, технологических, педагогических и других вопросов в системеглобальных проблем развития общей и эстетической культуры. Организовать данныйпроцесс обучения на должном уровне сможет только учитель, который владеетпрофессиональными исследовательскими умениями и навыками, способен активно инезависимо мыслить, умеющий творчески решать различные педагогические задачи,искать новые варианты решения педагогических ситуаций [46;17].
В процессе создания одежды, то есть в процессетруда, человек переосмысливает и преобразует не только объект, но и самогосебя. Труд не тождествен механической работе, которую способны совершатьприродные силы. Продукты труда есть материальное выражение духовных потенций, иосуществление сознательных целей. Обратившись к эстетическому становлению личности,мы обнаруживаем здесь специфическое воплощение общих закономерностейразвития человека в труде. Очень важное значение в процессе создания продуктатруда имеет производственная среда. Создание наиболее благоприятных условий длядеятельности предполагает эстетическое совершенствование сферы производства.Красота изделия — это не внешняя характеристика формы, а показательсовершенства, надёжности конструкции, её высшей целесообразности. Повседневнаяжизнь человека проходит среди вещей, которые обслуживают его во всех сферахсуществования. Самое близкое к человеку — это одежда. Эстетика костюма имеет нискольконе меньшее значение, чем эстетика поведения. В конструкции одежды, её декоре итехнологии воплощены наиболее ценностные и художественные оптимальныеконструкторские и технико-технологические изделия. В создании одежды давновыявили взаимосвязь эстетических и технологических знаний. Процесс производстваодежды должен основываться на законах тектоники, ритма, пропорции, симметрии ит.д. В процессе производства одежды учитель технологии должен обучить учащихсяумело использовать композиционные элементы (объём, линия, цвет, пространство ит.д.), а также правильно подбирать ткань в зависимости от модели изделия, тоесть определять фактуру материала.
В процессе изготовления швейных изделий, всоздании новой оригинальной модели, формирование учителем эстетических знаний иумений, имеют большое значение. Обладая ими, учащиеся, сумеют распознать,различить, оценить продукт труда, смогут изобретать новые виды отделки,придумывать новые фасоны, находить новые способы решения задач, анализироватьсвою работу. Учитель чувствует, что он должен сегодня давать всё больше эстетическихзнаний, формировать новые понятия мира.
Приобщение детей к миру прекрасного в сфере жизнии искусства осуществляется посредством ознакомления их с художественными произведениями,особое место среди которых занимают музыка, литература, театр, хореография,фольклор, изобразительное искусство, народно-прикладное творчество. Подростки,в отличие от детей, имеют большой запас знаний. Они могут воспринимать итеоретические положения эстетики, вопросы теории и истории искусства. Поэтомуэстетическое воспитание невозможно без приобщения их к мировой сокровищницехудожественной культуры.[10]
Важным разделом эстетического образованияподрастающего поколения является также эстетика труда и быта. Формированиеэстетических чувств, вкусов и потребностей происходит не только под влияниемискусства, но и под воздействием обыденных вещей, окружающих детей иподростков, той обстановки, в которой они находятся в школе и в учрежденияхдополнительного образования.
В эстетическом образовании подрастающегопоколения всех возрастов эстетика поведения занимает одно из центральных мест.Это конечный результат воспитательных воздействий. Эстетические взглядыявляются органической частью духовно развитой личности. Они служат руководствомв оценке прекрасного и в жизни, и в искусстве. Решая конкретные задачиэстетического образования можно способствовать решению других задачдуховно-нравственного развития личности, то есть на практике может осуществлятьсякомплексный подход к воспитанию детей и подростков.
1.2 Проектная деятельность в контекстеструктуры и содержанияучебныхпрограмм образовательной области «Технология»
эстетическийвоспитания старшеклассник крой шитье
Раскрытие педагогическихи дидактических проблем организации проектной деятельности учащихся10-11классов в процессе изготовления одежды объективно потребовали анализа иструктуры учебных программ образовательной области «Технология».
Максимальный объемучебной нагрузки учащихся определяет Базисный учебный план общеобразовательныхучреждений Российской Федерации, он распределяет учебное время, отводимое наосновании федерального и национально-регионального компонентов государственногообразовательного стандарта, по классам и образовательным областям.
Выполнение творческихпроектов начинается со второго класса, где при выполнении проектной работымладшие школьники стремятся использовать знания из всех пройденных разделовпрограммы, применять в своей проектной деятельности все изученные технологии.
Объектом проектнойдеятельности в начальной школе могут быть простейшие проекты из изучаемыхобъектов труда (бумаги, картона, ткани, природных материалов, конструктора ит.д.)
Далее творческие проекты выполняютсяв процессе общетрудовой подготовки в 5-7 классах, где обучение технологиипредставляет собой интегративный процесс, который имеет бытовую ипроизводственную направленность и рассчитан на обеспечение системы знанийучащихся в области обработки ткани, проектирования и изготовления швейныхизделий, выполнения бытовых работ. Указанная система знаний, формирующаяся впроцессе обучения по обслуживающему труду, находится в сложной зависимости спервым этапом начальной трудовой подготовки и последовательно переходит впрофильное обучение, которое было обусловлено ознакомлением учащихся в 5-7классах с профессиями.
В виду того, что цельюнашего исследования является обоснование, разработка и экспериментальнаяпроверка спроектированного процесса организации проектной деятельности учащихся10-11классов по изготовлению одежды, необходимо и целесообразно проведениеанализа программ и выявления возможностей по организации результативнойпроектной деятельности старшеклассников основной школы.
Данные для анализа обизучаемых разделах программы 10-11 классов представлены в сводной таблице № 1.
Таблица № 1 Структура и содержание обучения учащихся X– XIклассов в программах образовательнойобласти «Технология»
№
п/л Содержание разделов и тем. Количество урочных часов 10 класс 1. Основы предпринимательства 18 2. Информационные технологии (машинное дело производство) 14 3. Технологическое творчество, основы художественного конструирования 20 1 Развитие материальной культуры и прикладного искусства 2 2 Зарождение и становление дизайна 1 3 Дизайн в России 2 4 Формообразование 2 5 Практическая работа 2 6 Композиция 2 7 Практическая работа 4 8 Цвет 1 9 Практическая работа 4 4. Проект 16 ИТОГО 68 11 класс 1. Производство и окружающая среда 18 2. Информационные технологии (компьютеры в современном мире) 14 3. Техническое творчество, основы художественного конструирования 20 1 Последовательность выполнения проекта 2 2 Техника выполнения проектной графики 2 3 Практическая работа 4 4 Объемное проектирование (макетирование) 2 5 Практическая работа 10 4. Проект 16 ИТОГО 68
В процессе анализатаблицы № 1 нами выдявлены общие и структурированные разделы и темы, изучаемыекак в 10-м, так и 11-м классе. Исходя из этого, отметим, общими разделами итемами являются: «Информационные технологии», «Художественноеконструирование» и «Проект». Кроме этих разделов в программу также включены такие разделы как: «Основы предпринимательства», «Производствои окружающая среда». Из данных таблицы № 1 видно, что бюджет времени научебный год составляет в 10 и 11 классе по 68 часов. На изучение раздела «Художественноеконструирование» отводится 20 часов как в 10, так и в 11 классе. Главная цель введения этого раздела — показатьдетям место и значение художественного проектирования при создании современныхизделий, научить их понимать основные закономерности формообразования, познакомитьс основами проектной деятельности, дать понятия об этапах создания красивых иполезных изделий; в дополнении к этому сформировать начальные умения ввыполнении графических и объемных проектов, сочетающих в себе кактехнологические, так и эстетические начала. По программе за эти часы предлагаетсяизготовление макетов ручного инструмента, мебели, светильников, бытовыхприборов, посуды, несложных механических устройств, детских игр и др. Но таккак материально техническая база в школах очень слабая то данные виды работ немогут осуществиться. Целесообразно будет заменить этот раздел на проектированиеодежды. В этом случае будет реализовываться эстетическая и дизайнерскаянаправленность процесса обучения, при обучении учащихся главная цель которого-формирование и развитие творческих, эстетических, дизайнерских задатков внеразрывной связи с общетехническими, конструкционными, технологическимизнаниями и умениями, трудовыми навыками по моделированию и конструированию.изделий.
Проявлениетаких задатков является развитием духовного начала в отношении учащихся квыполнению заданий по теме в сопряжении с важнейшими реальностями еговнутреннего мира (нравственные ориентиры, эстетический вкус, способность кпоисково-творческим, эмоциональным состояниям т.д.) особенно в процессе ихсамостоятельной работы над созданием модели и конструкции одежды.
В разделе «Художественноеконструирование» объектом технологической деятельности могут, являетсябрючные изделия в 10 классе, в 11 классе учащимся предоставляется возможностьвыполнить костюм или другое изделие по авторскому замыслу.
В ходеанализа установлено, что программное содержание обучения ориентировано наактивизацию познавательно-преобразующую деятельность учащихся 10-11 классов,основанную на выполнение авторского проекта и его защите, на который отводитсяв 10и 11 классах по 16 часов.
Творческий проект включает в себя несколько этапов, которыевыполняют учащиеся:
1. Выбор и обоснование проекта.
2. Определениедизайнерской задачи.
3.Выполнение проекта (технологическаяпоследовательность изготовления изделия).
4.Расчет себестоимости изделия.
Таким образом, в процессе данного вида детельности развитиеподрастающего поколения происходит разносторонне. Творческая работа учащихсяобусловлена двумя основными принципами: индивидуальной заинтересованностью и социальнойзначимостью.
Выполнениетворческих проектов является эффективным способом трудового воспитания иполитехнического образования учащихся.
Освоение и реализацияосновных этапов проектной деятельности во многом зависит от состоянияматериально-технической базы учебных мастерских общеобразовательных учреждений.Это важная характеристика, воздействующая на качество, мобильность ирезультативность подготовки учащихся, соответствующих требованиям к уровню ихподготовки. Высокая техническая и технологическая оснащенность учебныхмастерских существенно повысит интерес обучающихся к процессу познания,профессиональному самоопределению, будет способствовать повышению качества ихтехнологической обученности.
Детерминированностьбюджета учебного времени, выявленная в процессе анализа таблицы № 1, непозволяет раскрыться учащимся в процессе изготовления программных изделий назанятиях «Технологии», проявить себя в сложных конструкторских илидругих решениях.
Анализ содержанияобучения интересов учащихся к изготовлению различных видов изделий из текстиляпозволил нам разработать банк творческих проектов для учащихся 10-11классов, врамках предлагаемой программы, с учетом использования 20% бюджета учебноговремени на индивидуальное обучение..
В результате реализацииличностно-ориентированного обучения в процессе проектно-творческойдеятельности, расширяется эстетические, конструкторско-технологические иэкономические знания и умения.
Из определениясовременного проектирования как процесса разработки новых объектов, которыекладут начало изменениям в предметной, искусственной среде, и исходя изпредложенного банка проектов в 10-11классов, следует, что имеются такие важныецели, как развитие новых потребностей у учащихся. Вызвать новые потребности впроектировании предметной среды – значит содействовать техническому и художественномупрогрессу и вместе с тем удовлетворению этих потребностей у школьников как употребителей.
Проектирование– это искусство, а искусство активно только тогда, когда оно создает новыеформы, новые образцы, новые идеи, новые эмоции. Такой творческий тренингпризван дать школьнику главное – интерес к жизни, труду, указать пути, покоторым можно идти и находить решение новых проблем, возникающих в процессетруда. Это дает основание к построению модели проектно-творческой деятельностиучащихся 10-11 классов в процессе обучения технологии изготовления одежды.
Глава2.Реализация эстетического воспитанияучащихся 10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды
2.1 Содержание, формыи методы эстетического воспитания старшеклассников в процессе обученияпроектированию одежды
Экспериментальной базойдля выявления использования проектной деятельности являлась МОУ средняяобщеобразовательная школа № 16. Во время практики были проведены уроки в 11 классахпо разделу «Проектирование и изготовление одежды». Из предложенногобанка проектов, учащиеся выбрали проект «Изготовление вечерних платьев».
При подборе проектныхзаданий учитывались принципы дидактики, специфические для трудовой деятельности(политехническая и профориентационная направленность, соединение обучения спроизводственным трудом, формирование творческого отношения к труду, научностии др.).
На основе разработанногоМинистерством Образования тематического плана программы по «Технологии»были проведены 2 экспериментальных урока по каждому этапу проектирования.
План – конспект урока № 1.
11 класс – 2 часа.
Тема: КОНСТРУИРОВАНИЕ ПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Цель: образовательная– сформировать у учащихся понятия о особенностях построения чертежа платья,научить построению чертежа спинки и полочки.
воспитательная – воспитать аккуратность,усидчивость при выполнении практического задания.
развивающая – развить творческое, логическоемышление, моторику рук, сенсорные способности.
Инструменты иприспособления: миллиметровая бумага, чертеж основы платья, линейка, карандаш, ластик.
Межпредметные связи:биология, черчение, математика, физиология.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока.
I. Организационный момент.
1.1. Приветствие.
1.2. Установлениетишины.
1.3. Отчет дежурногооб отсутствующих.
1.4. Проверка готовностиучащихся к уроку.
II. Вводный инструктаж.
2.1. Ознакомлениеучащихся с темой и целью урока.
2.2. Письменный опросучащихся по карточкам-заданиям.
А) Установитесоответствие.
Условное обозначениемерки. Название мерки.
1) СгII А. Длина спинки до талии.
1) Вс Б. Высотаподъягодичной
складки.
2) Оп В. Обхватплеча.
3) Дтс Г. Высотасидения.
Д. Полуобхват грудивторой.
Е. Полуобхват талии.
Ж. Полуобхват бедер.
Ответы: 1д; 2г; 3в; 4а.
Б) Впишите пропущенныеслова.
Снятие мерки «полуобхвтбедер» выполняется горизонтально вокруг …, сзади по наиболее выступающимточкам …, спереди с учетом … .
Ответ: Снятие мерки «полуобхвтбедер» выполняется горизонтально вокруг бедер, сзади по наиболеевыступающим точкам бедер, спереди с учетом живота.
В) Отметьте знаком “+”все правильные ответы.
В процессе моделированиявытачки на прямой юбке могут быть преобразованы:
1) в швы;
2) в рельефы;
3) в фалды;
4) в складки;
5) в жабо.
Ответ: 2), 4).
Г) Ножницы необходимопередавать:
1) концами к себе;
2) концами от себя.
Ответ: 1.
2.3 Изложение новогоматериала
КОНСТРУИРОВАНИЕПЛЕЧЕВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Построениечертежа этого изделия начнем с выполнения базисной сетки. Определим сначала ееширину, а затем длину, уровень линии груди, линии талии и линии бедер, ширинуспинки и полочки, ширину проймы. Из чего же будем исходить? Конечно же, изпропорциональных отношений фигуры, ведь в предыдущей работе это нам оченьпомогло. Обратимся к построению чертежа основы юбки: ведь ее можнорассматривать и как нижнюю часть платья.
Итак,возьмите чистый лист бумаги и проведите у левого края вертикаль, на которойпримерно в середине поставьте точку Т (рис. 9). Эта точка, как вы ужепоняли, будет определять начало линии талии. От этой точки отложите внизотрезок, равный 3/5 величины Дсб (63,3 см), и поставьте точку Н… Эта точка будет находиться на уровне колена, но на этом чертеже, как и на чертежеюбки, обозначьте ее буквой Н (начало линии низа).
Найдитетеперь линию бедер, которая будет находиться на уровне1/3 величины Дсб от линииталии, поставьте точку Б.
Линиягруди будет находиться выше линии талии на величину ТБ (21,1 см) или на величину 1/3 77/, что, по сути, одно и то же. Полученную точку обозначьте буквой Г.Вверх от нее отложите ту же величину (21,1 см) и поставьте точку Ло (верхняя точка чертежа). Пока мы обошлись совсем без формул, но если бымы воспользовались единым методом конструирования, то для нахождения линииглубины проймы или линии груди пришлось бы применить формулу Впрз+ Пспр + 0,5Пдтс = = 19,6+1,5 + (0,5Х0,5) = 21,4. Сравните с нашей цифрой — 21,1:погрешность совсем небольшая, а расчет гораздо легче.
А вотпри определении ширины изделия по линии груди без формулы не обойтись.
1.Ширинуизделия найдите так:
Сгш+Пг=44,0+6,0= 50 см
От точкиЛ0вправо по горизонтали отложите отрезок, равный 50 см, и поставьте точку а.
2. Определите теперь ширину спинки поформуле
Шс+Пшс= = 174-1=18 см
Найденную величину отложите от точки Ло вправо и поставьтеточку а\.
3. Ширину полочки (переда) определите поформуле:
Шг+(Сг11-Сг1)+Пшп== 16,4+(45,8—42,5)+0,5= 20,2 см.
Отложитеэту величину от точки а влево и поставьте букву а2.
4.Постройтепрямоугольник, который и определит основные размеры базисной сетки. От точки, апроведите вертикальную линию вниз, а из точки Н вправо —горизонтальную. Точку пересечения этих двух линий обозначьте буквой Н\.
Теперьвы можете определить линии груди, бедер и талии, проведя для этого горизонтальныепрямые из точек Г, Г и Б до пересечения с линией аН\. Точки пересеченияобозначьте соответственно буквами Г\, Т\ и Б\. Из точек щ иа2опустите вниз перпендикуляры, точки пересечения обозначьтебуквами А и Гз. Этот отрезок будет определять ширину проймы. Итак, вы закончилипостроение базисной сетки.
5.Следующийэтап — построение спинки изделия. Сначала определитеширину горловины. Для этоговоспользуйтесь формулой:18:3 + 0,5=6,5 см. От точкиПо вправо отложите эту величину и поставьте точку П.
6. От точки А вниз по вертикалиотложите глубину горловины, которая равна 1/3 ширины горловины, т.е. 6,5:3 = 2,2 см. Поставьте точку А\. Из этой точки влево проведите горизонтальную прямую до пересеченияс линией середины спинки, поставьте точку Л2. Соедините точки А2и А плавной кривой.
7. Найдите теперь линию плеча. Длянахождения конечной точки плечевого шва спинки (П) необходимо провести дведуги: одну — из точки А радиусом, равным ширине плечевого ската (Шп)плюс раствор вытачки или величина посадки: 13,3 + + 1,5=14,8 см; другую—източки Т радиусом, равным Впк + Пдтс = = 41,6 + 0,5 = 42,1 см. Точки пересечения этих двух дуг обозначьте буквой Я. Соедините точки Л и Я прямой линией.
8. Найдите положение плечевой вытачки,ее глубину и длину. Для этого разделите отрезок ЛЯ на три части. Обозначьтепервую точку деления (она будет находиться на плечевой линии ближе к точке Л)буквой
/>/>С и проведите через нее вертикальную прямую, параллельную линии серединыспинки. Вверх от точки С отложите 0,3 см (это завышение вытачки) и обозначьте полученную точку буквой С\. От нее вниз по прямой отложите длинувытачки 5,0…7,0 см и поставьте точку С2. Теперь от точки С вправо отложите 1,5 см (глубина вытачки) и поставьте точку Сз. Соедините точки С3 иС2, р а также С2 и С прямы- ми линиями. Это сторонывытачки. Уравняйте вторую сторону по первой и поставьте точку С4.Проведите новую линию плеча через точки Л, G и С4, Я.
/>
Рис №1 Основаконструкции платья.
9.Следующий этап — нахождение точек для оформления линии проймы спинки. Такихточек 4. Первая находится так: от точки Я проведите горизонтальную прямую допересечения с вертикалью Гг, поставьте точку П\. Для нахождения второйразделите отрезок П\Гъ пополам (знак X) и опуститесь вниз на 2 см. Полученную точку обозначьте буквой Я2.
Третьяточка получится на чертеже, если вы проведете из точки Я2 горизонталь,на которой затем отложите отрезок, равный отрезку ЯгА- полученную точкуобозначьте цифрой /.
Последняя,четвертая точка находится делением отрезка Г2Гз пополам (серединапроймы). Точку обозначьте буквой Г4. Из точки / проведите дугурадиусом, равным отрезку Я2/. Дуга соединит точки Я2 и Г4.В верхней части проймы соедините точки Я2 и Я прямой, найдите еесередину, восстановите из нее перпендикуляр, отложите на нем 0,3…0,5 см ипроведите плавную линию.
10. Атеперь приступайте к построению чертежа переда. Сначала определите уровеньвершины горловины. Для этого от точки Т\ отложите вверх отрезок, равныйДтп + Пдтп + Пур (припуск на уработку). Величина припуска на уработ-ку,наслоение и толщину тканей для изделий платьевой группы с застежкой спередиравна 0,5 см; для жакетов — 1,0…1,5 см.
Сделайтепо этой формуле расчет: 42,4 + 0,5 + 0,5 = 43,4* см. Отложите полученный отрезокот точки Т\вверх. Обозначьте полученную точкубуквой Аз-
11.Определите ширину горловины переда. От точки Аз влево проведитегоризонталь, на которой отложите величину, равную ЛоЛ (с чертежа спинки), т.е. 6,5 см, поставьте точку Л4.
12.Глубина горловины равна ее ширине плюс 1 см: 6,5+1=7,5 см. Отложите этувеличину вниз от точки Лз и поставьте точку Л5. Соедините теперьточки Л4 и Аь плавной линией.
13.Постройте теперь нагрудную вытачку. Сначала определите положение еевысшей точки, для чего разделите отрезок Г3Л пополам и вычтите 1:20,2:2—1 = 9,1. Отложите эту величину влево от точки Л и поставьте точку Гь.
Соединитеточки Л4 и Гъ прямой и продолжите ее немного за линию груди.Из точки Л4 на этой прямой сделайте засечку радиусом, равнымвеличине Вг (24 см), полученную точку обозначьте буквой /V
Выполучили одну сторону нагрудной вытачки.
Определитетеперь раствор нагрудной вытачки с тем, чтобы построить и вторую ее сторону.Используйте для этого формулу: 2 (Сгн-Сг^ + ^Д.^О)^ (45,8-— 42,5)+1,5 = 8,1 см… Из точки Л4 влево проведите дугу радиусом 8,1 см, а из точки А дугу радиусом 24 см (правая сторона вытачки). Точку пересечения этих дугобозначьте буквой П- Соедините точки Пб и Г6 прямой, в результатечего получите вторую сторону вытачки.
14.Постройте пройму и линию плеча полочки (переда). Для этого от точки ГАвверх отложите отрезок, равный Г2Я1 (с чертежа спинки), и поставьте точкуЯз. Отрезок ЯзА разделите на три равные части. Первую (от точки Г3)точку деления обозначьте буквой Я4. Из точки Я4 радиусомЯ4Я3 проведите влево дугу, а из точки Лб на этой дугерадиусом, равным Шп, сделайте засечку и обозначьте полученную точку,являющуюся вершиной проймы полочки (переда), буквой Я5. Соединитетеперь точки Я5 и Л6 — получите линию плеча.
Линиипроймы полочки пока нет, но есть три точки (Я4, Я5 и Г4),которые помогут построить ее. Из точки Я4 влево проведитегоризонтальную линию, на которой отложите отрезок, равный П^Г^, поставьтеточку 2. Из этой точки проведите дугу радиусом 2П^ до точки Г4,оформив таким образом нижнюю часть проймы. Соедините затем точки Пъ и Я4прямой, разделите ее пополам, из точки деления восстановите перпендикуляр,равный (0,3-^0,8) —0,8 см, и обозначьте полученную точку цифрой 3. Соединитетеперь полученную точку с точками Пь и Я4 плавной линией.
Визделиях платьевой группы длину проймы полочки (переда) уменьшают из-зарастяжения ткани и соответственно корректируют плечевую линию. Для этого отточки Пь вниз по линии проймы отложите 0,5 см и поставьте точку Я£. Проведите теперь новую линию проймы через эту точку и опустителинию плеча.
15.Определите теперь линию бока полочки и спинки, а также ширину спинки и полочкипо линии низа. Из точки Б2 вправо и влево отложите по 2 см, полученные точки обозначьте буквами Б3 и Б4. Соединив точки Г4с £4 и продолжив эту линию до горизонтальной прямой (точкаЯз), получите боковую линию спинки, которую необходимо подкорректировать. Отточки Яз вверх по линии бока спинки отложите 1 —1,5 см и поставьте точку Я4.Соедините точки Я4 и Н плавной линией, это и есть линия низаспинки. Соедините точки Г4Б3и продолжите этулинию до горизонтальной прямой, точку их пересечения обозначьте буквой Б5.Теперь так же, как и при построении линии бока спинки, отложите от точки Нъ вверх1…1.5 см и поставьте точку //б, которую затем соедините плавной линией сточкой Н\.
Чертежосновы конструкции платья с втачными рукавами готов. Правда, длина изделияполучилась до колен, как и при построении чертежа основы юбки. Если вам это ненравится, можете изменить ее.
Этотчертеж конструкции основы платья вы можете использовать при разработкеконструкции изделий отрезных и не отрезных по линии талии, а также блуз.
Далеепознакомимся с построением чертежа конструкции полуприлегающего и прилегающегосилуэтов, которые отличаются от чертежа основы положением линии бока и наличиемдополнительных вытачек на линии талии (рис. 10). Глубина вытачек зависит отстепени прилегания платья и размера прибавки на свободное облегание.
1.Найдите положение линии бока, предварительно определив вершину линии бока. Дляэтого от точки Г-2 отложите вправо 3 см и поставьте точку Г7, из которой проведите прямую линию вверх до пересечения слинией проймы. Точку пересечения обозначьте буквой Г’т.
Положениеосевой линии на линии бедер вы найдете, если из точки Г7проведетевертикаль на линию бедер. Точку пересечения обозначьте буквой Бг. III. Текущий инструктаж.
Самостоятельно,по записям в тетради, построить чертеж основы конструкции прямой юбки. Втекущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.
Комплексныйобход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.
IV. Заключительныйинструктаж.
4.1.Сообщение и обоснование оценки.
4.2.Анализ типичных ошибок.
4.3.Раскрытие причин этих ошибок.
V. Организационнаячасть.
Уборкакласса дежурными.
Анализ урока.
1. Тип урока –комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая накаждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответилиследующим образом: 5 учащихся получили удовлетворительные оценки, 4 получиличетверки и 1 получил отличную оценку.
2. По данной темевсе требования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новымматериалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, былизаинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующегозакрепления после ознакомления с новым материалом.
3. Учащиеся быливовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,систематизация и классификация).
4. На урокеиспользовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно идостигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений инавыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбранырационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.
5. К началу урокабыло все необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске,плакаты развешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажнаяуборка). Учитель с начала урока установил контакт с классом.
6. Была проверенаготовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем изаключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе иузнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видамидеятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение,моделирование. На уроке учащиеся были дисциплинированы.
7. В классе достаточнаяосвещённость кабинета, мебель соответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят сучётом их здоровья, роста, успеваемости. Так же ими соблюдались правила техникибезопасности.
План – конспект урока№ 2
Тема: Отделка легкогоплатья.
Цель: образовательная– ознакомить учащихся с видами отделки легкого платья и способами ихвыполнения.
Воспитательная – воспитать проектную, творческуюкультуру. Воспитать аккуратность, усидчивость при выполнении практическогозадания.
Развивающая – развить творческое, логическоемышление, моторику рук,
сенсорные способности.
Инструменты иприспособления: ткань, ножницы, нитки игла.
Тип урока:комбинированный.
Ход урока.
I. Организационныймомент (5 минут).
1.1. Приветствие.
1.2. Установлениетишины.
1.3. Отчет дежурного об отсутствующих.
1.4. Проверка готовности учащихся куроку.
II. Вводныйинструктаж (30 минут).
2.1. Ознакомлениеучащихся с темой и целью урока.
2.2. Письменный опросучащихся по карточкам-заданиям.
1)Отметьте в скобках правильнуюпоследовательность технологических операций.
Раскладка выкройки наткани производится в следующей последовательности:
7 – разложить мелкиедетали;
5– разложить крупныедетали;
4– сколоть тканьбулавками;
8– приколоть мелкиедетали;
6– приколоть крупныедетали;
1– определить лицевую сторонуткани;
2– определить направлениедолевой нити;
3– сложить ткань вдвое;
9– нанести контрольныелинии и точки;
11– разметить припуски наобработку;
10– обвести детали поконтуру.
2). Отметьте знаком “+” всеправильные ответы.
В процессе моделирования основнаявытачка может быть перенесена:
1) в горловину;
2) в пройму;
3) в рукав;
4) в боковой шов;
5) в линию талии.
Ответ: 1), 2), 5).
3).Отметьте знаком “+” дваправильных ответа.
Расширение прямой юбки полинии низа может быть выполнено:
1) увеличением ширинызаднего полотнища;
2) увеличениемширины переднего полотнища;
3) закрытием вытачекпо линии талии;
4) дополнительнымиразрезами.
Ответ: 3), 4).
2.3. Изложение новогоматериала.
III. Текущийинструктаж (35 минут).
Для украшения легкогоплатья или костюма используются различные виды отделки: оборки, буфы, рюши,кружева, плиссировка и т.д.
Оборками отделывают женские и детские платья.Ночные сорочки, юбки блузы. Оборка-это полоска ткани, один срез которойсобран на сборку и соединен с изделием, в оборках различают срез притачивания иотлетной срез.
Буфы — это пышные сборки на платье. Особенночасто их делают на рукавах и кокетках.
Рюши — это полоски ткани для отделки,собранные в сборку по середине.
Широко распространеннымспособом отделки является плиссировка ею украшают воротники, манжеты идругие детали платья.
Платья из однотоннойткани часто украшают мелкими складочками — защитами. Их застрачиваютгруппами на разных деталях одежды. В толстых и узорчатых тканях защиты неприменяются.
Красивым видом отделкиявляются рельефные узоры Их выполняют на изделиях из шерстяной илиплотной шелковой ткани и располагают на лифе и юбке.
Также красивой отделкойявляются воланы. Ими не редко украшаются платья для девушек. Воланымогут быть выполнены как из основной ткани, так и из отделочной.
Для отделки платья частоиспользуют тесьму. Ею можно отделать воротник, манжет по наружному краю,втачать в линию рельефа, связать в узелки и пришить на застежке вместо пуговиц.
Приятно выглядит одеждаукрашенная вышивкой. Она может быть ручной или машинной. Отделываяплатья вышивкой следует учитывать фактуру ткани, фасон, возраст человека.Вышивку обычно располагают на воротниках, полочке, на карманах, рукавах,кокетках, внизу изделия.
Неплохой отделкойявляются кант, бейка, вставка из ткани другого цвета. Для отделки одеждыиз узорчатой ткани надо брать одноцветную, сочетающуюся с одним из цветовузора. Одежду из однотонной ткани можно отделать кантом другого цвета.
Как отделку можноиспользовать вязание. Эта ее разновидность не только красива, но ипрактична, так как позволяет освежить надоевшие вещи.
Одежду можно так жеукрасить аппликацией. Платье из матового шелка отделывают аппликацией изтого же материала, но блестящей стороной вверх.
Кружевом отделывают платья, юбки, блузки. Оноосвежает одежду, делает ее нарядной.
Рассмотрим подробнеевыполнение одного из видов отделки.
Раскрой оборки ипоследовательность притачивания ее к изделию.
Раскраивают оборку изосновной или отделочной ткани по косому или поперечному ее направлению ширинойот 1,5 до 3 см., а длиной в 1,5 или 2 раза больше длины детали к которой еепритачивают. С целью экономии материала полоску для оборки можно составить изнескольких частей.
Части оборки складываютсялицевой стороной внутрь, уравнивая срезы и стачивать по долевой нити (ширинойшва 5-7 мм).
Притачивание оборки ксрезу детали производят в такой последовательности.
1. Оборку собираютна нитку.
2. Лицевую сторонуоборки соединяют с лицевой стороной изделия сметывают и притачивают.
3. Ниткиприме5тывания удаляют, срезы обметывают.
4. Шов заутюживают всторону основной детали
Практическая работа.
Задание: Выполнитьобразцы отделок.
Втекущем инструктаже предусмотрены комплексный и целевой обходы.
Комплексныйобход – учитель следит за работой всех учащихся, исправляет допущенные ошибки.
IV. Заключительныйинструктаж (5 минут).
4.1.Сообщение и обоснование оценки.
4.2.Анализ типичных ошибок.
4.3.Раскрытие причин этих ошибок.
V Организационнаячасть (5 минут).
Уборкакласса дежурными.
Анализ урока.
1.Тип урока –комбинированный. Элементы урока чётко выражены. Дозировка времени отводимая накаждую часть урока выдержана правильно. На карточки-задания учащиеся ответилиследующим образом: 6 получили четверки и 4 получил отличную оценку.
По данной теме всетребования программы получили отражения в уроке. При ознакомлении с новымматериалом учащиеся активно воспринимали, понимали материал, былизаинтересованы им. Имело место организация первичного, сопутствующегозакрепления после ознакомления с новым материалом.
2. Учащиеся быливовлечены в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение,систематизация и классификация). Появились мотивы интеллектуального побуждения.Развитие познавательной самостоятельности учащихся было обеспечено практическимзаданием, которое было средством развития творческого мышления, посколькузадание носило творческий характер.
3. На урокеиспользовались различные наглядные пособия, которые были выполнены правильно идостигли своей цели. Методы и приёмы применения знаний и выработки умений инавыков были достаточно разнообразны. Методы проверки и контроля выбранырационально. Письменный опрос учащихся был организован правильно.
4. К началу урока быловсе необходимое было подготовлено (дата, тема и цель записаны на доске, плакатыразвешены, подготовлены карточки-задания, в классе сделана влажная уборка).Учитель с начала урока установил контакт с классом.
5. Была проверенаготовность учащихся к уроку. Наиболее активными учащиеся были на текущем изаключительном инструктаже, поскольку учащимся хотелось приступить к работе иузнать результаты своей работы. Учащиеся на уроке занимались следующими видамидеятельности: речевая, слушание, записывание, конструирование, черчение, моделирование.На уроке учащиеся были дисциплинированы.
6. В классе достаточная освещённость кабинета, мебельсоответствует возрасту учащихся. Учащиеся сидят с учётом их здоровья, роста,успеваемости. Так же ими соблюдались правила техники безопасности.
2.2 Результатыэкспериментальной работы по эстетическому воспитанию учащихся 10-11 классов впроцессе обучения проектированию одежды
Эксперимент поорганизации проектной деятельности учащихся 10-11 классов в процессеизготовления одежды проводился с целью проверки эффективности данного методаобучения на базе МОУ средней общеобразовательной школы № 16 г.Славянска-на-Кубани. В эксперименте принимали участие: д.п.н профессор Заречная Л.П., к.п.н., старшийпреподаватель, методист Исаакян О.В., старший преподаватель Коротенко И.Т.,директор школы Черных Т.А., завуч Попенскова Н.Р., учитель технологии Буряк Л.А., студентка 5 курса Кузнецова Ю.Г., учащиеся 11 «А»класса8 человек. Всего в эксперименте приняли участие 15 человек.
Экспериментальная работасостояла из констатирующего и формирующего экспериментов, в результате которыхбыл выявлен уровень знаний и умений, учащихся по технологии изготовления одеждыв рамках программы.
Нами было проведеновводное анкетирование.
Анкета включала следующиевопросы:
1. Назовите этапыпроектной деятельности?
2. Сущностьтехнологического этапа.
3. Основныетребования, предъявляемые к проекту.
4. Что такоекомпозиция?
5. Является лиотделка самостоятельным элементом композиции?
6. Дать определениепонятию «зрительная иллюзия».
7. С какой целью ониприменяются в проектировании одежды?
8. Какие швы будутприменяться при изготовлении плечевого изделия?
9. Назовите видыобработки горловины и проймы.
10. Какие факторыучитывают при создании одежды?
Таблица 2 Сводная таблица результатов констатирующегоэксперимента учащихся 11«А» класса№ Ф.И.О. Номер вопроса Ср. балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Ткаченко Н. 5 4 5 4 4 5 4 3 4 5 4,3 2 Якуш Я. 5 5 5 4 5 5 4 4 5 5 4,7 3 Семенова И. 4 3 5 3 4 4 4 3 4 4 3,8 4 Иванова Е. 3 2 4 3 3 3 3 2 2 3 2.8 5 Головина Д. 4 3 5 4 4 4 3 3 5 4 3,9 6 Пупазина Н. 4 3 5 4 4 5 4 3 4 5 4,1 7 Павлик С. 3 2 4 3 3 3 3 2 2 3 2,8 8 Саенко А. 5 4 5 4 4 4 4 3 5 5 4,3 Средний балл 3,8 2,8 4,7 3,5 3,6 3,9 4,1 2,9 3,6 3,9 3,8
/>
Рисунок 1. Диаграммадинамики проектировочных знаний, выявленных в процессе констатирующегоэксперимента.
Анализ данной таблицыпоказал, что уровень знаний учащихся, выявленный в процессе констатирующегоэксперимента составляет 3,8 балла, то есть учебный материал усвоен на 76%.
Проведенное исследованиевыявило необходимость повторения с учащимися вопросов вводного анкетирования иуглубления знаний, что составило основу формирующего эксперимента.
Результаты формирующегоэксперимента представлены в таблице 3.
Таблица 3 Сводная таблица результатов формирующего экспериментаучащихся 11«А» класса.№ Ф.И.О. Номер вопроса Ср. балл 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 Ткаченко Н. 5 5 5 5 5 5 5 5 4 5 4,9 2 Якуш Я. 5 5 5 5 5 5 4 5 5 5 4,9 3 Семенова И. 5 4 5 3 4 4 5 5 5 5 4,5 4 Иванова Е. 3 3 4 3 4 3 3 2 3 3 3,1 5 Головина Д. 5 3 5 4 4 4 4 5 4 5 4,3 6 Пупазина Н. 5 4 5 4 5 5 4 5 4 5 4,6 7 Павлик С. 4 2 4 3 3 3 3 2 5 3 3,2 8 Саенко А. 5 5 5 5 4 4 5 5 5 5 4,8 Средний балл 4,3 3,7 4,7 3,8 3.9 4,4 3,8 4,2 4,1 4,0 4,3
Анализ данной таблицы показал, что уровень знаний учащихся,выявленный в процессе формирующего эксперимента составил 4,3 балла, то естьучебный материал усвоен учащимися на 86 %… Прирост знаний на формирующемэксперименте составил 0, 5 балла (4,3-3,8=0,5).
/>
Рисунок 2. Диаграммадинамики проектировочных знаний, выявленных в процессе формирующегоэксперимента
/>
Рисунок 3. Диаграмма сопоставления результатовконстатирующего и формирующего экспериментов.
Данные формирующего эксперимента свидетельствуют оположительных сдвигах в усвоении учебного материала, которые способствовалисистеме знаний с учащимися в период практики.
В процессе формирующегоэксперимента заметны положительные сдвиги в уровне знаний учащихся. Однакопотенциал учащихся далеко не исчерпан и многие из них могли бы достичь более высокихпоказателей.
Заключение
Эстетическое воспитание является нравственной основойобразования в целом, важнейшей формой приобщения школьников к общечеловеческимценностям, их социализации как личности. В результате проведенных исследованийпо теме курсовой работы было установлено, что проектная деятельность влияет надуховное и профессиональное становление личности ребенка через активные способыдействий, способствует экономическому и социальному росту страны в целом,развивая творческие способности, технологическое мышление, эстетическуюкультуру и трудолюбие.
В курсовой работе были раскрыты социально-педагогическиепроблемы эстетического воспитания школьников основной школы в процессеорганизации проектной деятельности выявлены особенности организацииэстетического воспитания учащихся 10-11 классов проектированию одежды,проанализировано содержание обучения учебных программ образовательной области «Технология»,были разработаны и проведены занятия согласно тематическому плану.
Экспериментальная работа по эстетическому воспитанию учащихся10-11 классов в процессе обучения проектированию одежды была проведена на базесредней общеобразовательной школы № 16 г. Славянска – на – Кубани Краснодарского края. Результаты проведенной нами экспериментальной работы показалиповышение уровня эстетического воспитания, знаний, проектировочных умений инавыков старшеклассников на занятиях по технологии, что свидетельствует опосильности и доступности разработанной нами методики.
Следовательно, успешноезавершение выполненного нами исследования в рамках курсовой работы даетоснование утверждать, что поставленные цели при написании курсовой работыдостигнуты, задачи решены, рабочая гипотеза подтвердилась.
Список литературы
1. Бишенков А.К. Технология. Трудовоеобучение: 8-9 кл.-М.: Дрофа, 1999.
2. Боговленская Д.В. Пути к творчеству.– М., 1981.
3. Бычков А.В. Развитие технологическоготворчества учащихся. М., 1996.
4. Выгонов В.В. Практикум по трудовомуобучению. – М.: изд. Центр «Академия», 1999. – 50с.
5. Гилев Е.А., Егором Ю.С. Формируем ушкольников технологическую и проектную культуру / «Школа и производство»- 2001. № 4 стр. 25-28.
6. Дидактика технологическогообразования: книга для учителя. Части1,2 / Под ред. Атутова. – Москва: ИОСОРАО,1997. – 230с
7. Журнал «Школьные технологии»№ 2 – 2001. стр. 35-37.
8. Завзягинский В.И. Методология иметодика дидактических исследований – М.: Просвещение 1982 – с. 9-18.
9. Заречная Л.П. Моделирование,конструирование и технология швейных изделий (технология ремонта и обновленияодежды в учебных лабораториях, студиях дизайна): Учебно-методическое пособие – г.Славянск-на-Кубани: Изд. центр. 2000 г.
10. Заречная Л.П. Проблемы подготовки учителя обслуживающеготруда в перспективе развития педагогического образования. – г.Славянск-на-Кубани – 1998. – 181 с.
11. Заречная Л.П. Теория и практикапрофессионально-педагогической подготовки учителя обслуживающего труда. – г.Славянск-на-Кубани – 1998. – 638 с.
12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. – М.,1987.
13. Ильина Т.Н. Вопросы теории и методики педагогического
эксперимента. – М.: Знание, 1975. – 122 с.
14. Использование метода проектов на уроках «Технологии»(трудового обучения) в школе: Методические рекомендации / Под ред. М.В.Павловой / С-Пб., 1996. – 68 с.
15. Каган М.С., Коськов М.А. Художественное конструирование:Система практики, система оценки. – Лениздат, 1973 – с. 17-18.
16. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевойустановки в педагогическом процессе. – Л.: Брокгауз – Ефрон, 1925. – 73 с.
17. Коллингс Е.Н. Опыт работы американской школы по методупроектов. – М.: Новая Москва, 1926. – 288 с.
18. Корнеева В.М. Художественная штопка.Профессионально-техническое образование. – М.: Высш. шк. 1986 г.
19. Краткий политехнический словарь / Гл. ред.И.И.Артоболевский. – М.: Советская энциклопедия, 1977. – 392 с.
20. Крутикова Г.И., Симоненко В.Д. Технология творчества.Книга для учащихся. – Курск, 1995
21. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогическогоисследования. – Л.: ЛГУ, 1980. – 172 с.
22. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. – М.,1981.
23. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. – М.:Знания 1980, 16-18 с.
24. Мартогшяс Л.В., Скачкова Г.В. Курсы кройки и шитья надому. – Мн.: ООО «Этоним», «Полымя», 1994. – 335 с.: ил.
25. Мельников Л.В., Осипова Л.В., Фридман Т.В. Методикатрудового обучения (обслуживающий труд). – М.: Просвещение. 1985. – 224 с.
26. Методика обучения технологии. Под ред. В.Д. Симоненко –издательство ИГПИ. НМД «Технология». Брянск – ИШИМ, 1998. – 296 с.
27. Монтьева М.Р. Об использовании метода проектов вобразовательной области «Технология» / Школа и производство 2000 № 6стр. 4-5.
28. Нефедов Е. Ремонт и обновление одежды. Серия «Дамскийклуб». Ростов н/Д: Феникс, 2000 г.
29. Овечкин В.П., Симоненко В.Д. Концепция технологическогообразования школьников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации:Гуманитарно-деятельностный подход. – М. – Брянск, 1998 – 29 с.
30.Основы теории проектирования костюма. – М.:Легпромбытиздат, 1988. – 352 с.
31. Павлова М.в. О проектном подходе к разработке содержанияпредмета «Технология» / Школа и производство, 1993 — № 5. с. 43-45.
32. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:Учебное пособие для студентов средних учебных заведении. Под ред. С.А. Смирнова– 2-е год., испр. и доп. – М.: Изд.центр «Академия», 1999. – 544 с.
33. Педагогическая энциклопедия. – М.: Советскаяэнциклопедия, 1964 – Т.4 – 912 с.
34. Программы средних общеобразовательных учреждений.Трудовое обучение. Технология 5-11 кл. Под редакцией Хотунцева, В.Д. Симоненко– М.: Просвещение, 1996. – 222 с.
35. Прядехо А.Н. Развитие творческих интересов и способностейподростков. – М.: АПН СССР, 1990.
36. Разина Т.М. о профессионализме народного искусства. М.,Советский художник, 1985.
37. Рапцевич Е.С. Формирование технических способностей ушкольников: Книга для учителя – Мн: Нар. Асвета. 1987.
38. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х томах / гл.ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993 – 608 с., ил. Т.1. – А – М – 1993. (стр. 567)
39. Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация учащихся впроцессе трудового обучения – М.Просвещение, 1985. – с. 5-64.
40. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики. – М., 1980.
41. Скаткин М.Н., Краесвский В.В. Содержание общего среднегообразования: М.: Знамя, 1981. – 96 с.
42. Сталяров Ю.С. Уроки творчества. – М.: педагогика, 1981. –176 с.
43. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н,Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. — М.: Школа-Пресс, 1998. — 512 с.
44.СуртаеваН.Н. Проектирование педагогических технологий в профессиональной подготовкеучителя: Автореф. дисс.… д-ра пед. наук. — М., 1995.-40 с.
45. Творческие проекты учащихся 5-9 классовобщеобразовательных школ / Под. Ред. В.Д. Симоненко. – Научно-методическийцентр «Технология» — Брянск, 1996 – 238 с.
46.Талызина Н*Ф. Теоретическиепроблемы разработки модели специалиста / Современная высшая школа. — М*: МГУ,1986. -№ 2. — С. 134 — 194,
47. Технология. Учебник для учащихся 9 классаобщеобразовательной школы. / под ред. В.Д. Симоненко. – Брянск: издательствоБГПУ, НМД «Технология», 1998. – 238 с.
48. Тихонов А.С., Сидоров О.В. Творческий потенциал учебногопроектирования / Школа и производство – 1995. № 1. – с. 22-25.
49. Трудовое обучение: Проб. учеб. Пособие для 9 кл. сред.Шк. / Под ред. П.Р. Атутова, В.А. Полякова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с.:ил.
50.Труханов А.П., Исаев В.В., Рейнова Е.В. Основы швейногопроизводства: 8-9 кл. – М.: Просвещение, 1989.
51.Труханов А.Т. Основы технологии швейного производства. –М./: Высшая школа, 1987. – 288 с.
52. Фиалко Т.М. Учимся кроить и шить. – 2-е изд. – Мн.:ХЭТОН. 1998. – 715.: ил.
53.Фридман Л.М., Волков К.Н.Психологическая наука — учителю. — М.: Просвещение, 1985г., 224 стр.
54. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие. 2-е изд.,прераб. и допол. – М.: Высш.шк., 1990. – 576 с.
55. Хромов А.А., Шабрина Н.М., Борзяк Ю.В. Из опытаорганизации проектной деятельности школьников. / Школа и производство – 1999 №6
стр. 32-33.
56.Хрипкова АХ., Антропова М.В.> Фарбер Д.А. Возрастнаяфизиология и школьная гигиена. — М.: Просвещение, 1990г., 319 стр.
57.Цейтлин Н, Е., Демидова А.П. Справочник потрудовому обучению.М.: Просвещение, 1983. — 192 с.
58.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технологияобработки ткани»: 5-9: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 125.
59. Чернякова В.Н. Технологияобработки ткани 5, 6, 7- 9 кл. – М.: Просвещение, 2000.
60.ЧернилевскийД.В. Технология обучения в средней специальной школе; учебное пособие. — Киев:Высшая школа, 1990г., 268 стр.
61.Чернякова В.Н. Методика преподавания курса «Технологияобработки ткани». — М.: Просвещение, 2002г., 125 стр
62. Шапоринский С.А. Вопросы теории производственного обучения.- М., 1981г., 185 стр,
63. Школа итруд (соединение обучения с производительным трудом в средней школе) / Подредакцией А.И-Янцова, ПР.Атутова. — М.: Издательство АПН РСФСР, 1963г., 203стр.
64. Щеколдин А.Г., Заречная Л.П.,Осадчий А.С., Краснобокий Ю.Н.Учитель трудового обучения сельской школы.Монография. — К.> 1997. -С. 236.