Особенности методики обучения прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста средствами

Российский государственный педагогический университет имени А.И Герцена
Квалификационная работа
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ
Гришанцева Екатерина Алексеевна
Научный руководитель:
к.п.н. Г.Г. Лукина
Санкт-Петербург 2009
Оглавление
Введение
Глава 1. Проблемы обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
1.1.2 Развития центральной нервной системы у старших дошкольников
1.1.3 Развитие сердечнососудистой и дыхательной систем у старших дошкольников
1.2 Особенности формирования навыка прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Общие закономерности техники упражнений с предметами в художественной гимнастике
1.3.1 Технические элементы упражнений с лентой
Глава 2. Методы и организация исследования
2.1 Методы исследования
2.2 Организация исследования
Глава 3. Обучение прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста средствами художественной гимнастики
Глава 4. Оценка эффективности влияния разработанного комплекса подводящих упражнений на формирование техники прыжков через скакалку
Выводы
Список литературы
Приложения
Введение
Физическая культура в отличие от других видов культур имеет большие потенциальные возможности в становлении всесторонне развитой личности. С одной стороны, помогает выполнять функции видов культуры (духовной, материально-производственной, художественной и др.). С другой стороны выполняет только свою функцию – физическое совершенствование, куда входит решение задач оздоровительной направленности, развитие основных физических качеств и приобретение необходимых двигательных умений и навыков. Наряду с формированием различных двигательных умений и навыков одним из наиболее сложных является обучение детей прыжкам через скакалку.
Прыжки через скакалку занимают значительное место в работе с детьми дошкольного возраста. Могут использоваться как на занятиях физической культуры в детском саду, так и на улице во время прогулки (Л. И. Пензулаева, 1988). Они способствуют развитию выносливости, координации движения, тренируют чувство ритма, укрепляют сердечнососудистую и дыхательную системы, а так же голеностопные суставы, мышцы ног, кисти рук.
Выбранная нами тема является актуальной, потому что прыжки через скакалку являются средством развития скоростно-силовых способностей.
Прыжки со скакалкой хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий, поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, туловище выпрямлено. Соблюдение выше сказанного будет проявляться, когда прыжки через скакалку будут освоены.
Упражнения с прыжками через скакалку входят не только в общеобразовательные программы дошкольных учреждений, но и в программы по художественной гимнастике.
Проблемы обучения прыжкам через скакалку детей старшего дошкольного возраста связаны с отсутствием разработанных методик.
Техника прыжков через скакалку требует определенного сочетания работы разных групп мышц при выполнении отдельных фаз прыжка (Т.Т. Варакина, 1973).
Задача руководителя по физическому воспитанию, воспитателя, а также родителей обучить детей этому непростому двигательному навыку. Для этого взрослым необходимо владеть такими упражнениями, которые будут доступны им для показа, а так же полезны и интересны для выполнения их д детьми.
Гипотеза: повышение эффективности процесса формирования техники прыжков через скакалку у детей дошкольного возраста предполагает подбор специальных упражнений с учетом их возрастных особенностей.
Объект исследования –техника прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – особенности формирования элементов техники прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста.
Цель работы: разработка комплекса упражнений, способствующих формированию умения в прыжках через скакалку с учетом возрастных особенностей детей.
Задачи:
Выявить особенности обучения детей старшего дошкольного возраста прыжкам через скакалку.
Разработать комплекс подводящих упражнений, способствующий формированию умения в прыжках через скакалку с учетом возрастных особенностей детей.
Оценить эффективность влияния разработанного комплекса подводящих упражнений на формирование техники прыжков через скакалку
Практическая значимость:
Разработанные нами подводящие упражнения с лентой мы предлагаем руководителям физического воспитания для применения на занятиях физическими упражнениями. Родителям и воспитателям для использования на прогулках и игровой деятельности.
Структура работы:
Работа состоит из четырёх глав, девяти таблиц, одного рисунка. Всего страниц – 44.
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРЫЖКАМ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
Дошкольный возраст характеризуется бурными процессами роста и развития детей, получением первоначального двигательного опыта, это период развития основных двигательных навыков, которые способствуют гармоническому развитию личности. Прыжки на скакалке являются сложно-координационным двигательным действием, требует от ребенка развития координации, концентрации внимания, что является комплексным проявлением его физических качеств. Двигательные способности можно определить как индивидуальные особенности, определяющие уровень двигательных возможностей человека. О способностях человека судят по его достижениям в процессе обучения или выполнения какой-либо двигательной деятельности (отдельных движений или многих действий). Вместе с тем способности не сводятся к двигательным умениям и навыкам, но о наличии способностей судят по тому, как быстро и легко приобретает человек эти умения и навыки. А до начала осуществления деятельности способности скрыты, не реализованы и существуют в виде анатомо-физиологических задатков или так называемых потенциальных возможностей, которые могут так и остаться в потенции, если не будут созданы соответствующие условия для их развития. Способности проявляются и развиваются лишь в процессе выполнения одной или нескольких деятельностей, но эта всегда результат совместного действия наследственных и средовых факторов.
Как отмечает Е.Н. Вавилова (1983), Ж.К. Холодов, B.C. Кузнецов (2003), прыжки находят широкое применение в двигательной деятельности человека. Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений. В программе детского сада также предусмотрены повышающиеся от группы к группе нормативы, возрастающие требования к технике, постепенно вводятся разные виды прыжков и упражнений в них.
Дети всех возрастов широко используют разнообразные прыжки в жизненных и игровых ситуациях, они испытывают потребность прыгать. Малыши стремятся спрыгнуть с любой высоты, на которую им удалось взобраться (скамейку, ступеньку, пенек), перепрыгивают камешки, палочки, лужи. В старшем дошкольном возрасте увлеченно и продолжительно прыгают через скакалку, овладевают прыжками с разбега, соревнуются в дальности прыжка.
В детском саду используются разнообразные виды прыжков: подпрыгивания (подскоки), прыжки в глубину (спрыгивания), прыжки в высоту и длину с места и с разбега, различные прыжки через короткую и длинную скакалки.
Прыжок в отличие от ходьбы и бега не является циклическим движением, а состоит из нескольких последовательно и слитно выполняемых действий. Прыжки через скакалку хороши тем, что не требуют сильного отталкивания, прыжок над скакалкой невысокий. Поэтому ноги при приземлении сгибаются настолько, чтобы выполнить следующий толчок, носки после отталкивания вытянуты, корпус прямой. Скакалку надо вращать кистями и предплечьями рук, плечи не должны двигаться. Прыгать можно через короткую и длинную скакалку. Более легкими считаются прыжки через длинную скакалку, которую держат или вращают двое, третий прыгает. В этом движении выполняются только прыжки, ребенок свободен от вращения скакалки. Но в, то, же время он должен хорошо чувствовать предлагаемый ему темп подскоков, подстраиваться к нему, а это вызывает известные трудности.
Выполнение прыжков детьми разного возраста имеет свои особенности, связанные с анатомо-физиологическим и психологическим развитием младших и старших дошкольников. Методика обучения разнообразным прыжкам базируется на общих дидактических принципах и учете индивидуальных и возрастных особенностей детей.
1.1 Анатомо-физиологические особенности развития детей старшего дошкольного возраста
Физическое воспитание является одним из ведущих факторов в формировании здорового ребенка. Правильная организация и смысловая направленность процесса физического воспитания требуют строгого учета анатомо-физиологических особенностей детского организма и соблюдения специфических требований к методике проведения занятий в каждой возрастной группе.
Показатели возрастной физиологии ребенка трех четырех лет не очень различаются, особенно в первой половине пятого года жизни. Однако постепенно закономерный процесс роста и развития всего организма под влиянием физических упражнений заметно изменяет исходные показатели. Во второй половине года ребенок все более приближается к старшему возрасту: вес и рост тела, увеличиваются; продолжается дальнейшее окостенение скелета; значительно развивается мышечная и нервная системы. Ребенок становится самостоятельнее, он очень подвижен и неутолим. Однако эта подвижность, проявляющаяся под влиянием эмоциональности и уменьшающая субъективное чувство усталости, не соответствует часто его силам и действительно наступившему утомлению (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер (2002); Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук, 2004).
1.1.1 Анатомо-физиологические особенности опорно-двигательного аппарата у детей старшего дошкольного возраста
При выполнении прыжков в работу вовлекается большее число мышечных групп, что стимулирует функционирование всех систем организма и оказывает положительное влияние на физическое развитие ребенка. Прыжки ускоряют рост костей нижних конечностей, обеспечивают наибольшую их прочность, увеличивают амплитуду движений, что в свою очередь ведет к совершенствованию формы суставных поверхностей (Е.Н. Вавилова, 1983). В процессе выполнения прыжков у детей развиваются скорость, сила, ловкость, координационные способности, ориентировка в пространстве, глазомер. Освоение разнообразных прыжков требует определенного уровня напряжения психических процессов: мышления, внимания, памяти, восприятия, представлений, воображения.
Выполнение разнообразных подпрыгиваний, прыжков в высоту, в длину и через скакалку является заметной нагрузкой на организм ребенка, его сердечно-сосудистую, дыхательную системы и особенно, на его голеностопные суставы. Поэтому в различные формы работы по физическому воспитанию должны включаться упражнения, укрепляющие мышцы и связки стопы Упражнения в прыжках укрепляют костно-мышечный аппарат ног, туловища, тренируют глазомер, координацию движений (С.К. Муравьева, 1960).–PAGE_BREAK–
Г.Г. Лукина (2003), ссылаясь на исследования, проведенные А.А. Гладышевой (1977), А.А. Очерет (2000), О.Н. Наумовым (2002), пишет, что стопа человека, являясь опорным отделом нижней конечности, в процессе эволюции приобрела форму, позволяющую равномерно распределять нагрузку. Это осуществляется благодаря тому, что кости предплюсны и плюсны соединены между собой прочными межкостными связками и образуют свод, обращенный выпуклостью к тылу и обусловливающий рессорную функцию опоры стопы. Выпуклые своды стопы ориентированы в продольном и поперечном направлении. Поэтому стопа опирается не всей поверхностью, а на три точки: пяточный бугор, головку первой и наружную поверхность пятой плюсневой костей.
Выделяют пять продольных и один поперечный свод стопы. Все продольные начинаются из одной точки на пяточной кости, а затем линии сводов направляются вперед вдоль предплюсневых костей к плюсневым костям. Наиболее высокий свод — второй, наиболее низкий — пятый.
Продольные своды стопы удерживаются связками: длинной подошвенной связкой, кубовидно-ладьевидным и подошвенным апоневрозами, а также передней и задней большеберцовыми мышцами и длинными сгибателями пальцев стопы Вершина свода стопы удерживается короткой и длинной малоберцовыми мышцами с наружной поверхности и передней большеберцовой мышцей — с внутренней.
Поперечный свод удерживают глубокие поперечные связки подошвенной области, подошвенный апоневроз и длинная малоберцовая мышца.
Пяточная кость — это массивная и в то же время компактная конструкция с короткой шейкой и мощным опорным бугром. Она опирается на таранную кость, сустав которой обеспечивает движения во всех направлениях и плоскостях, позволяя приспособиться к любым неровностям почвы.
Таранная кость сочленяется с более мелкими костями предплюсны, которые вместе с длинными плюсневыми костями образуют поперечный и продольный своды стопы. Они берут на себя значительные нагрузки при ходьбе, беге, прыжках, амортизируя удары и оберегая скелет и внутренние органы от излишних сотрясений. Если техника ходьбы, по какой либо причине изменилась, то вес человека начинает давить на кости, постоянно деформируя их.
Связующими элементами, прикрепленными непосредственно к костям и состоящие из очень прочной соединительной ткани, являются связки. Служат они для того, чтобы обеспечить стабильность сустава, ограничить и направить его движения. Если связки слабые или постоянно перенапряжены, они как бы растягиваются, теряют упругость, не держат кости и соответственно вес тела. У людей со слабостью связок часто бывают мелкие травмы, растяжения, подвывихи суставов вследствие того, что связки между позвонками и связки сводов стоп слабы от рождения и совсем нетренированны.
1.1.2 Развития центральной нервной системы у старших дошкольников
У детей старшего дошкольного возраста совершенствуются основные процессы высшей нервной деятельности. Нервная система детского организма отличается меньшей функциональной устойчивостью, лабильностью. Отмечается преобладание возбудительных процессов, которые особенно остро проявляются в период адаптации к новым условиям.
Вэтот возрастной период совершенствуются психические процессы ребенка. Внимание и восприятие становятся более устойчивыми. В условиях воспитания и обучения у ребенка складываются простейшие формы учебной деятельности: понимание учебной задачи, стремление к качеству выполнения ее, проявление любознательности, и интереса к результату своих усилий, удовлетворение от достигнутого.
Все это облегчает педагогу руководство формированием движений в процессе систематического обучения детей. Ребенок может осмыслить основные требования к выполнению движений. В связи с этим его движения начинают приобретать четкость, плавность, определенный темп. Знакомые движения дети могут выполнять в более сложных вариантах, более длительное время, с большей нагрузкой.
В процессе обучения новым движениям ребенок способен к наблюдению и вслед за этим его воспроизведению с помощью словесных указаний взрослого (СО. Филиппова, 2004).
Центральная нервная система дошкольников характеризуется ускоренным формированием морфофизиологических признаков. Так, поверхность мозга шестилетнего ребенка составляет уже более 90% размера коры головного мозга взрослого человека. Бурно развиваются лобные доли мозга; дети старшего дошкольного возраста осознают последовательность событий, понимают сложные обобщения (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2002).
У детей 5—6 лет динамические стереотипы, составляющие биологическую основу навыков и привычек, формируются достаточно быстро, но перестройка их затруднена, что свидетельствует о недостаточной подвижности нервных процессов.
С целью совершенствования подвижных нервных процессов и придания гибкости формируемым навыкам используют прием создания нестандартной (частично на время измененной) обстановки при проведении режимных процессов, подвижных игр и т. д.
По мере роста и развития ребенка происходит не просто совершенствование координации движений, но нередко замена одних координационных отношений другими. В движениях нижними конечностями сначала возникает перекрестно-реципрокная координация, облегчающая попеременные движения ногами (ходьба, бег). Лишь в младшем школьном возрасте перекрестно-реципрокные взаимоотношения мышц тормозятся, и формируется симметричная координация движений, облегчающая одновременные движения ног. Так, в 3 года ребенок не может сделать больше 1-3 правильных, характеризующихся симметрией движений ног, прыжков. Иногда он просто отказывается выполнить задание ввиду его сложности. Даже после предварительных упражнений дети 3-4 лет прыгают очень неточно. Расхождение носков ног во время прыжков, связанное с влиянием рерскрестно-реципрокных координационных взаимоотношений, у них составляет в среднем 3,2 см. Из общего числа прыжков две трети выполняется неправильно (Г.Г. Лукина, А.А. Потапчук, 2004).
Детьми старшего дошкольного возраста это упражнение осуществляется значительно лучше. Величина среднего расхождения в положении носков уменьшается до 2,5 с, а с ошибками выполняется лишь треть от общего числа прыжков. В 7-8 лет величина расхождения носков во время прыжков уменьшается до 1,4 см. Если в движениях ног сначала формируется перекрестно-реципрокная координация, которая затем сменяется симметричной, то в движениях рук имеют место обратные взаимоотношения. Так по мере роста и развития ребенка лишь постепенно облегчаются перекрестные движения, еще в дошкольном возрасте они выполняются с большим трудом.
1.1.3 Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем у старших дошкольников
Знание особенностей дыхания и кровообращения детей имеет большое значение как для общей постановки работы по физическому воспитанию, так и для выбора физических упражнений дошкольника.
Развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. К пяти годам у ребенка по сравнению с периодом новорожденности размеры сердца увеличиваются в 4 раза. Так же интенсивно формируется и сердечная деятельность, но процесс этот не завершается даже у подростков. В первые годы жизни ребенка пульс его неустойчив и не всегда ритмичен. Средняя частота его к шести-семи годам составляет 92 — 95 ударов в минуту.
Размеры и строение дыхательных путей ребенка дошкольного возраста отличаются от таковых у взрослых. Так, они значительно уже, поэтому нарушения температурного режима и влажности воздуха в помещении приводят к заболеваниям органов дыхания. Важна и правильная организация двигательной активности детей. При ее недостаточности число заболеваний органов дыхания также увеличивается (примерно на 20%).
Жизненная емкость легких у ребенка пяти-шести лет в среднем — 1100—1200 см3, но она зависит и от других факторов (длины тела, типа дыхания и др.). К семи годам у детей ярко выражен грудной тип дыхания. Число дыханий в минуту — в среднем 25. Максимальная вентиляция легких к шести годам примерно 42 дц3 воздуха в минуту. При гимнастических упражнениях она увеличивается в 2— 7 раз, а при беге — еще больше. Исследования по определению общей выносливости у дошкольников (на примере беговых и прыжковых упражнений) показали, что резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем у детей достаточно высоки.
Например, если физкультурные занятия проводятся на воздухе, то общий объем беговых упражнений для детей старшей группы в течение года может быть увеличен с 0,6 — 0,8 до 1,2—1,6 км. Прыгать через скакалку дети могут в течение 5 мин. У многих потребность в двигательной активности настолько велика, что врачи и физиологи называют период от пяти до семи лет «возрастом двигательной расточительности». В задачи педагога входит контролировать и направлять двигательную активность воспитанников с учетом проявляемой ими индивидуальности; предупреждать случаи гипердинамии и активизировать тех, кто предпочитает «сидячие» игры.
1.2 Особенности формирования навыка прыжков через скакалку у детей старшего дошкольного возраста
Дети очень любят прыгать, и лишать его этой радости нет никаких причин и. Опасение, высказываемое некоторыми авторами, что при прыжках могут иметь место сотрясение спинного мозга и сбавление или искривление мягкого позвоночника, не имеет достаточного основания. Благодаря расположенным между позвонками хрящевым пластинкам позвоночник получает большую эластичность, предохраняющую его и заключенную в нем мозговую массу от каких-либо повреждений (А.П. Усова, 1950).
При любом виде прыжка производится довольно большая мышечная работа. Участие в прыжках многих мышечных групп, затрата значительной энергии, чувство усилия и преодоления инертности тела являются положительными сторонами этого вида движения.
Надо с ранних лет приучать ребенка правильно прыгать, мягко приземляться при окончании прыжка, приседая, сгибая колени и опускаясь на носки.
Осваивая разнообразные прыжки, дети приобретают уверенность в своих силах, учатся применять их в различных, жизненных ситуациях.
На совершенствование прыжков определяющее влияние оказывает двигательный режим в группах детей раннего и дошкольного возраста. Чем больше ребенок целенаправленно двигается, чем больше у него двигательный опыт, тем более высокого уровня он достигает при выполнении прыжковых упражнений (Е.Г.Леви-Гориневская, 1952).
Для организма ребенка характерны генерализованные физиологические реакции, т.е. в ответ на внешние воздействия организм реагирует активацией различных физиологических систем. Такой способ реагирования весьма неэкономичен, связан с быстрым исчерпанием резервов и поэтому не может обеспечивать нормальное функционирование в течение длительного времени. Иными словами, в организме нет функциональных возможностей для длительного поддержания устойчивых (стационарных) состояний, возникающих при разного рода деятельности. Это проявляется в быстром утомлении при физических и умственных нагрузках.
Нетренированный ребенок в 6—7 лет способен выдерживать не более 5—7 мин сравнительно небольшую физическую нагрузку, мощность которой не превышает 1,5 Вт на 1 кг массы тела — это может быть работа на велоэргометре или бег со скоростью 1,5 м/с. Для взрослого здорового человека такая нагрузка нетяжела и может выдерживаться без перерыва в течение часа и более. Еще менее устойчивы дети этого возраста к статическим физическим нагрузкам. Это, в частности, накладывает большие ограничения на форму учебных занятий: необходимость неподвижно сидеть за партой, долго сохранять одно и то же положение тела предъявляет к организму ребенка неадекватные требования.
Скакалка — мягкий предмет. Это определяет специфику упражнений с ней. Хват в упражнениях со скакалкой может быть более или менее произвольным. При прыжках ее концы находятся у основания ладони. Технически правильное владение скакалкой в значительной степени определяется темпом и ритмом движениям предмета. Чтобы сохранять свою форму, скакалка должна постоянно находиться в движении. Это достигается активной работой кисти. При исполнении движений типа прыжков действия кистями выполнятся при фиксированном положении рук, которые согнуты в локтевых суставах (плечо и предплечье образуют тупой угол).
Изменение темпа вращения скакалки связано не только с действиями кистями, но и с тягой скакалки, когда радиус ее вращательного движения меняется. Его уменьшениям приводит к увеличению скорости вращения предмета. Напротив, увеличения радиуса вращения способствует снижению темпа движения (Т.С. Лисицкая, 1982).
В детском саду используются разнообразные прыжки через короткую и длинную скакалки. Для овладения прыжками важно, чтобы скакалка соответствовала росту ребенка: вставшему на нее обеими ногами ручки скакалки должны доходить до подмышек. Скакалка не должна быть слишком легкой. Прыжки через скакалку в отличие от других видов прыжков представляют собой циклическое движение, в котором повторяется определенный цикл, состоящий из следующих друг за другом действий ребенка. Первая фаза начинается с вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях. Плечо при этом остается почти в неподвижном состоянии. Вращательное движение совершают кисти. Несколько позже производится небольшое сгибание ног в коленных суставах.
Вторая фаза — выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание, достаточное для подпрыгивания вверх на 5— 10 см.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Третья фаза — полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами ребенка.
Четвертая фаза. Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги. Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение. Этот цикл повторяется неоднократно.
/>
Рис. 1. Фазы прыжка на скакалке
Подобно прыжкам через короткую скакалку происходят прыжки через длинную скакалку. Разница состоит в том, что в последнем случае вращение скакалки производит не сам прыгающий ребенок, а двое других. Вбегание под вращающуюся скакалку и прыжки через нее представляют движение смешанного типа, в котором различают, вбегание и прыжки — неоднократно повторяющиеся циклы. Вбегание производится с небольшого расстояния — 3—4 м, бег равномерный, без ускорения. Скакалка вращается сверху вниз в сторону ребенка. Вбегание осуществляется вслед за скакалкой, как бы догоняя ее, тотчас после того, как скакалка пройдет вверху мимо лица ребенка. Как только скакалка опускается вниз, касаясь земли, ребенок совершает прыжок. Техника прыжков через длинную скакалку подобна технике прыжков через короткую скакалку.
Прыжки через вращающуюся длинную и короткую скакалки совершаются на двух и одной ноге с промежуточными мягкими с небольшой высотой подскоками или без них. Различают прыжки через вращающуюся вперед и вращающуюся назад скакалки.
Особенности выполнения. К прыжкам через скакалку дети начинают проявлять интерес с четырехлетнего возраста. На пятом году жизни они уже осваивают одиночные перепрыгивания через скакалку, вращающуюся вперед. Характерным для детей этого возраста является слишком высокое поднимание согнутых в коленях ног при перепрыгивании, большое количество лишних движений руками и корпусом.
В пятилетнем возрасте у детей совершенствуется умение выполнять одиночные прыжки через скакалку, и появляется серия прыжков, которые совершаются без остановки (Д.В. Хухлаева, 1971).
Содержательная сторона двигательной деятельности дошкольника имеет свою специфику в зависимости от пола. У мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. В процессе игр у мальчиков большое занимают движения скоростно-силового характера (бег, метания предметов в цель и на дальность, лазание, ходьба, спортивные игры); девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии (ходьба по бревну, танцевальные упражнения). Следует отметить, что именно в прыжках через скакалку замечается значительная разница между, одновозрастными мальчиками и девочками: девочки могут выполнять уже по 5—6 прыжков подряд, тогда как мальчикам безостановочные прыжки не удаются. Это объясняется тем, что девочки часто прыгают через скакалку индивидуально или, объединяясь подгруппами; мальчики же почти не используют этот вид движения в самостоятельной деятельности.
Почти у всех мальчиков и у половины девочек 5 лет наблюдается неритмичность подпрыгиваний и вращения скакалки, жесткое приземление, излишний наклон туловища и головы.
В возрасте 6—7 лет при систематическом обучении и девочки, и мальчики овладевают разнообразными прыжками через вращающуюся вперед-назад короткую и длинную скакалки. Они прыгают на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу без промежуточных и с промежуточными подпрыгиваниями. У большинства из них уже отмечается правильное положение корпуса, координированные и экономичные движения рук и ног, мягкое приземление на переднюю часть стопы. Количество прыжков через скакалку без ошибок в среднем составляет у девочек 6 лет 26—30, у мальчиков — 10—12. Девочки 7 лет уже могут прыгать около минуты, а некоторые и более минуты без остановки, тогда как мальчики в среднем могут выполнять прыжки в течение 35—40 с (С.О. Филиппова, 2000).
При отсутствии целенаправленного обучения разница в прыжках у мальчиков и девочек 6—7 лет огромна: обычно мальчики не овладевают безостановочными прыжками, а остаются на уровне 4—5-летних детей, совершая одиночные перепрыгивания. Девочки же осваивают разнообразные прыжки, широко используя их в самостоятельной деятельности.
Упражнения со скакалкой состоят из динамических маховых движений с чередующимися напряжениями и расслаблениями различных мышечных групп.
Разнообразные комбинации движений ног и туловища усложняются прыжками через вращающуюся скакалку. Прыжки со скакалкой состоят из подготовки, толчка, полета и приземления. Подготовка к прыжку. Перед толчком необходимо слегка согнуть ноги. В этом положении мышцы передней поверхности бедра и задней поверхности голени растянуты, благодаря чему в момент отталкивания создаются наиболее выгодные условия для последующего сокращения всех разгибателей и выполнения толчка.
Движение руками со скакалкой начинается уже в момент подготовки к толчку. Скакалке придается вращение; при запоздалом начале движения перепрыгнуть через скакалку невозможно. Особенно важно это учитывать при прыжках с двойным вращением скакалки.
Толчок в основном выполняется так же, как в легкоатлетических и гимнастических прыжках. Но в отдельных деталях имеются некоторые различия. В частности, в прыжках со скакалкой нужно овладевать умением отталкиваться с различной силой в зависимости от формы прыжков, а, следовательно, изменять характер мышечного напряжения.
При выполнении простых прыжков через скакалку толчок должен быть минимальным по силе, достаточным для преодоления вращающейся скакалки. При выполнении прыжка с двойным вращением скакалки нужен более энергичный толчок, чтобы продержаться в полете, пока скакалка пройдет под ногами дважды. Но сила толчка все же не должна быть максимальной, так как двойное вращение скакалки происходит в основном за счет его ускорения.
В отличие от гимнастических и легкоатлетических прыжков, где единичный кратковременный толчок требует быстрого приложения усилий прыгающего, в прыжках со скакалкой толчки повторяются многократно с различной силой, чередуясь в определенной последовательности. Это требует от гимнасток умения правильно распределять свои усилия во времени.
Темп толчков в различных упражнениях и комбинациях может быть различным в зависимости от темпа музыкального произведения. Ритм толчков зависит от скорости вращения скакалки и от чередования различных движений с прыжками разной интенсивности.
Различаются три основные группы упражнений со скакалкой:
—прыжки толчком двумя ногами;
—прыжки толчком одной ногой;
—прыжки толчком двумя ногами, чередуемые с прыжками толчком одной.
Толчки могут быть равномерно чередующимися, одинаковыми по силе (после каждого толчка производится прыжок через скакалку) или также равномерно чередующимися, но различными по силе (один толчок сильнее, когда производится прыжок через скакалку, другой — слабее, когда скакалка в полете, так называемый промежуточный прыжок).
Первые толчки по координации легче, так как движения ногами удобнее согласовать с вращениями скакалки, но они интенсивнее по степени мышечного напряжения. Упражнения с промежуточными прыжками по координации труднее, чем с равномерно чередующимися толчками одинаковой силы, так как скорость движения ног и вращения скакалки различна; но по интенсивности нагрузки и по степени мышечного напряжения эти упражнения значительно легче, так как при промежуточном прыжке можно отдыхать, расслабляя соответствующие мышцы.
Полет. В фазе полета в прыжках со скакалкой тело может быть выпрямленным, прогнутым, ноги могут быть согнуты вперед или назад. В зависимости от формы тела в полете степень напряжения различных мышечных групп изменяется. Для простых прыжков характерно напряженное прямое положение тела и ног в полете и достаточно свободное положение рук. Но в прыжках типа перекидного, согнувшись и т. п., когда туловище и ноги в полете находятся в согнутом положении, напряжение мышечных групп различно. В определенные моменты полета можно отдельные группы мышц расслаблять и регулировать мышечное напряжение. Такое умение — залог продолжительной экономной работы (Т.Т. Варакина, 1973).
Направление полета зависит от предварительного толчка и формы прыжка. В элементарных прыжках обычно полет направлен в вертикальной плоскости, а в сложных — вперед-кверху, в сторону. В полете, как правило, руки отведены в стороны-книзу. В простых прыжках производятся движения прямыми или слегка согнутыми руками и круговыми движениями кистью. При выполнении сложных прыжков совершаются движения в плечевых суставах, причем слегка согнутыми или прямыми руками; обычно во время полета руки не поднимаются выше плеч.
В начале простых прыжков движению скакалки придается нужное направление (вперед, назад, в сторону), а затем вращение происходит по инерции. В сложных прыжках скакалка движется по различным дугам и направлениям. Так, при подбивном прыжке руки, вращающие скакалку вперед, двигаются вперед-книзу, вниз, назад; при прыжке кольцом двумя — вперед-книзу, вниз, в стороны-назад, в стороны.
В прыжках со скакалкой в положении ноги врозь (вперед и назад) максимальная амплитуда разведения ног в полете совпадает не с переходом через скакалку, а с махом скакалкой вверху.
Трудность упражнения зависит от скорости вращения скакалки во время полета. При выполнении простых прыжков скорость вращения скакалки соответствует скорости прыжка, т. е. на один прыжок приходится одно вращение скакалки. Труднее во время одного прыжка (полета) сделать два вращения скакалки, а еще труднее — три вращения.
Самые легкие прыжки с двойным и тройным вращением выполняются толчком двумя, согнув ноги в положение приседа, сложнее прыжки с прямыми ногами, а наиболее сложными являются специфические прыжки художественной гимнастики.
Скорость вращения скакалки зависит от высоты полета, причем зависимость обратная: чем выше полет, тем меньше скорость вращения скакалки, и, наоборот, при небольшом полете скорость вращения скакалки должна быть большей.
Приземление в прыжках со скакалкой характеризуется большой мягкостью и пружинностью. Перепрыгнув через скакалку, гимнастка приземляется на одну или на обе ноги. Вначале пола касается носок, а затем происходит мягкий перекат с носка на пятку, причем колени мягко сгибаются и быстро выпрямляются.
При приземлении моменты расслабления чередуются с моментами напряжения. Короткие моменты расслабления необходимо максимально использовать для отдыха.
От умения мягко, легко, эластично приземляться зависит качество выполнения упражнения в целом.
Проще всего приземляться на обе ноги в полуприсед, сложнее — на одну ногу, так как в данном случае помимо эластичности мышц необходима сила мышц ног для сохранения устойчивости. Наиболее трудны приземления после нескольких прыжков, чередующихся в быстром темпе, так как для умелого их выполнения необходимо обладать, не только способностью быстро сокращать мышцы, но и пружинностью при чередовании толчков с приземлением.
После высоких сложных прыжков, особенно с двойным вращением скакалки, для большей устойчивости целесообразно приземляться в присед.
Прыжки со скакалкой характеризуются рисунком движения скакалки, формой движения всего тела, а также их скоростью, направлением, амплитудой и мышечным напряжением.
1.3 Общие закономерности техники упражнений с предметами в художественной гимнастике
Из общей механики известно, что всякое физическое тело может совершать две основные формы движения: вращательное и переместительное. Предметы могут совершать указанные движения как самостоятельно, так в руках гимнастки.
Вращение свободного предмета. В рассматриваемых упражнениях часто встречаются свободные движения предмета после бросков, а в случае с жесткими предметами — после катов. Большинство предметов (обруч, скакалка, булава, мяч), находящихся в свободном состоянии (в полете), как правило, совершают составное движение. Это означает, что они вращаются вокруг оси, проходящей через центр тяжести, и одновременно перемещаются по некоторой траектории, зависящей от силы и характера броска. Следует помнить, что во всех случаях ось вращения проходит через центр тяжести или центр масс предмета. Это строгая физическая закономерность, и никаких других вариантов вращения движущегося предмета не существует.
Одной из динамических характеристик вращательного движения предмета является так называемый момент инерции предмета. Момент инерции физического тела — это степень сопротивления данного тела внешним вращающим воздействиям.
Перемещение свободного предмета. Свободный предмет всегда перемещается по параболе. Форма параболической траектории движения предмета зависит от характера и силы броска, которым задается переместительное движение. Высота, форма траектории, характер горизонтального смещения, если оно есть, а также другие кинематические характеристики (например, время, в течение которого предмет находится в полете) зависят от исходных условий вылета снаряда. Эти исходные условия полностью описываются вектором начальной скорости полета предмета. Вектор начальной скорости предмета — это характеристика, которая включает в себя как скалярные величины, то есть численные величины, так и векторную характеристику, то есть направление скорости в момент вылета предмета. Зная эту исходную характеристику, можно узнать характеристики перемещения предмета в полете. Следует помнить, что для каждого определенного значения начальной скорости полета характерна совершенно определенная траектория предмета.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Движение предмета по параболической траектории носит «плоский» характер. Это означает, что параболическая траектория всегда располагается в вертикальной плоскости, что объясняется действием силы тяжести на предмет. При прочих равных условиях бросок под углом дает меньшую высоту вылета. С этой закономерностью движения предмета связано и горизонтальное смещение. Между горизонтальным смещением предмета и вертикальной составляющей существует обратная зависимость: чем больше одна величина, тем меньше другая.
Еще одна существенная характеристика кинематики предмета — это время его безопорного движения. В общем случае время (t) определяется следующей формулой:
/>,
где g — ускорение свободного падения, h — максимальная высота броска предмета.
Из данной формулы вытекает, что время определяется исключительно высотой. Таким образом, перемещение предмета по горизонтали не влияет на длительность безопорного движения предмета.
Все элементы кинематики имеют большое значение, так как в интервале времени между броском и ловлей предмета гимнастка может произвольно двигаться. Очевидно, что от момента броска до момента ловли гимнастка должна перемещаться вслед за предметом со средней скоростью, равной горизонтальной составляющей перемещения самого предмета. Только тогда возможна точная ловля предмета, так как спортсменка оказывается в зоне его падения.
1.3.1 Технические элементы упражнений с лентой
В процессе овладения упражнениями с предметами занимающиеся приобретают разнообразный двигательный опыт, совершенствуют умение управлять движениями рук и особенно кистей.
Упражнения с лентой способствуют развитию подвижности в суставах и силы мышц плечевого пояса и рук, тонкой и сложной мышечной координации, связанной с умением выполнять сильные, широкие движения туловищем и рукой, а также мелкие, быстрые движения только рукой. Упражнения с лентой характеризуются слитностью, динамичностью и пластичностью движений. Основа техники движений с лентой заключается в непрерывном поддержании инерции полета ленты при последовательном выполнении различных рисунков. Движения с лентой, выполняемые в сочетании с разнообразными движениями тела (прыжками, бегом, равновесиями и т.д.), оказывают значительное физиологическое воздействие на организм в целом (М.Л. Журавин, 2005)
Упражнения с лентой делятся на махи и круги, восьмерки, змейки, спирали, броски.
В начале изучения упражнений с лентой необходимо освоить хват палочки. Ее держат свободно тремя пальцами — большим, указательным и средним. Конец палочки слегка упирается в ладонь у основания большого пальца. Хват должен быть ненапряженным, чтобы можно было легко, без значительных усилий вынуть палочку из руки.
Махи и круги в зависимости от величины радиуса вращения ленты могут быть большими, средними и малыми. При выполнении больших махов и кругов палочка и кисть составляют прямую линию. Махи и круги выполняются в лицевой, боковой и горизонтальной плоскостях по часовой и против часовой стрелки.
Восьмерки, как и махи, делятся на малые, средние и большие, выполняются последовательными поворотами кисти или всей руки внутрь или наружу. Восьмерки подразделяются на вертикальные и горизонтальные и выполняются в трех основных и промежуточных плоскостях, по полу и по воздуху.
Махи, круги и восьмерки лентой при их изучении на месте сопровождаются пружинными движениями ног.
Змейки бывают вертикальные (зубцы ленты вертикально полу) и горизонтальные (зубцы горизонтально полу), выполняются по полу и по воздуху. Змейки выполняются только движением кисти, при слегка согнутом локте: либо ее сгибанием и разгибанием (вертикальная змейка), либо отведением и приведением (горизонтальная змейка). Змейки выполняются быстро, но с полной амплитудой, хват палочки свободный. Зубцы ленты должны быть частыми, одинаковыми по высоте. Обучение начинается с движений по полу. Рисунок змейки не должен изменяться из-за соприкосновения ее с полом. При движении змейки по воздуху повышается частота движений кистью. Основными ошибками исполнения являются вялый рисунок, змейка с большими и широкими зубцами.
Спирали выполняются круговыми движениями предплечья и кистью, локоть свободно согнут. Витки спирали должны быть одинаковыми по величине и располагаться близко один к другому. Спирали бывают вертикальными и горизонтальными (соответственно витки вертикально полу или горизонтально), направление движения определяется по часовой стрелке или против нее. При выполнении вертикальной спирали палочку держат параллельно полу, при выполнении горизонтальной — палочка обращена вверх или вниз. Возможные ошибки — нарушение формы витков и их наклонное положение.
Броски лентой относятся к сложным движениям, поэтому в условиях школы и дошкольного учреждения они могут применяться только на секционных занятиях. На уроке и занятиях физической культурой они не используются из-за сложности движений и методического неудобства. (М.Л. Журавин, 2005)
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
1. Анализ литературных источников
3. Тестирование уровня физической подготовленности
4. Тестирование техники прыжков через скакалку
5. Методы математической статистики
Анализ литературных источников
Теоретический анализ и обобщение литературных источников осуществлялись с целью ознакомления с современными представителями авторов в области теории и методики физической культуры, возрастной физиологии, дошкольной педагогики и психологии. Большое внимание обращали на труды, посвященные закономерностям роста, развития физических качеств и формированию двигательных навыков у детей дошкольного возраста, который способствует гармоническому развитию личности.
Тестирование уровня физической подготовленности
Целью тестирования, проходившего в соответствии с рекомендациями (С.О.Филиппова 2008) является определение уровня физической подготовленности.
Тестирование прыжков через скакалку
Целью тестирования являлось определение у детей старшего дошкольного возраста умения прыгать через короткую скакалку и выявление ошибок. Оценка элементов техники представлена на таблице 1.Стоимость качества элементов техники: 0-не выполняются, 1-выполняется частично одна из фаз, 2-выполняется частично более двух фаз, 3-полное выполнение элементов техники.
Таблица 1 Оценка формирования элементов техники прыжка через скакалку
Фазы прыжков
1 фаза
2 фаза
3 фаза
4 фаза

Элементы фазы
Вращения скакалки движением рук, полусогнутых в локтях
Плечо остается почти в неподвижном состоянии
Движение совершают кисти
Небольшое сгибание ног в коленных суставах
Выпрямлением ног обеспечивается незначительное отталкивание
Полет. Скакалка в это время проходит внизу под ногами
Приземление происходит на носки и слегка согнутые в коленях ноги
Корпус при прыжках через скакалку сохраняет прямое положение
баллы
Ф.И.
До эксперимента
После эксперимента
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
до
после
1. Бахшиев Рамиль
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
5
7
2. Быстров Роман
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
3
24
24
3. Выжигина Маша
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
8
9
4. Жуков Саша
1
1    продолжение
–PAGE_BREAK—-PAGE_BREAK–
+

+
Опробовать упражнения – ленты в горизонтальном положении – «горизонтальные змейки»

+
+

Разучивать упражнения с лентой для правой и левой руки – «горизонтальные змейки»

+
+
+

ГЛАВА 4. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЛИЯНИЯ РАЗРАБОТАННОГО КОМПЛЕКСА ПОДВОДЯЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИКИ ПРЫЖКОВ ЧЕРЕЗ СКАКАЛКУ
Для определения достоверности различий в экспериментальной и фоновой группах при выполнении тестов на уровень физической подготовленности нами был использован t-критерий Стьюдента. Тестирование уровня общей физической подготовленности проходило в соответствии с рекомендациями (С.О.Филиппова 2008)
В оценку уровня общей физической подготовленности мы включили прыжки через скакалку, так как они развивают скоростно-силовые способности. Но в отличие от основных видов движения, которые формируются естественным путём, прыжки через скакалку требуют специально созданного процесса обучения.
В ходе проведения эксперимента не произошло достоверных изменений в результатах (p
Таблица 3 Уровень физической подготовленности у детей экспериментальной и фоновой групп до и после эксперимента
Тесты
До эксперимента
После эксперимента

Экспериментальная
Х±m
Фоновая
Х±m
Различия(t)
Достоверность (p)
Экспериментальная
Х±m
Фоновая
Х±m
Различия(t)
Достоверность (p)
Челночный бег 5х6 м (сек)
14,3±0,36
15,3±1,05
t=0,9
p>0,05
12,9±0,33
13,5±0,15
t=1,3
p>0,05
Прыжок в длину с места
(см)
102,7±7,6
85±7,8
t=1,6
p>0,05
111,3±3,5
108,3±1,8
t=0,8
p>0,05
Подъём в сед из положения лёжа на спине за 30 сек (раз)
18,25±1,06
10,37±0,43
t=0,97
p
16,3±2,2
14,8±0,9
t=0,6
p>0,05
Прыжки через скакалку за 30 сек (раз)
9±5
4,1±0,6
t=0,23
p>0,05
12,3±4,9
9,7±1,3
t=0,5
p>0,05
Для определения достоверности различий внутри экспериментальной группы нами был использован критерий Вилкоксона (приложение 1)
Расчеты результатов теста «челночный бег» показали достоверность различий Wнаблюд.>Wкритич. (p>0,05).
Расчеты результатов теста «прыжок в длину с места» показали достоверность различий Wнаблюд.>Wкритич. (p>0,05)
Расчеты результатов теста «подъём в сед из положения лёжа на спине» показали достоверность различий Wнаблюд.>Wкритич. (p>0,05)/
Расчеты результатов теста «прыжки через скакалку» показали достоверность различий Wнаблюд.>Wкритич. (p>0,05)
Для более объективной оценки изменения уровня развития физических качеств и для исключения влияния естественного прироста физических качеств на результат эксперимента мы оценили изменение уровня общей физической подготовленности фоновой группы. В ходе проведения эксперимента не произошло достоверных изменений в результатах (p
Для оценки влияния формирования техники элементов прыжков через скакалку в экспериментальной группе мы определяли достоверность различий с помощью критерия знаков. Результаты представлены на таблице 9.
Таблица 9 Первичные числовые операции при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами на формирование техники элементов прыжков через скакалку

Занимающиеся

1.Бахшиев Рамиль
2.Быстров
Рома
3.Выжигина
Маша
4.Жуков
Саша
5.Злобин
Гоша
6.Насибулина
Вероника
7.Стрельцов
Даня
8.Федорчук
Арина
9.Александрова
Лера
Первое выполнение (балл)
5
24
8
3
4
3
1
4
Второе выполнение (балл)
7
24
9
1
4
5
5
1
4
Знак разницы
+
+
+
+
+
+
По полученным результатам Zнабл >Zкритич, можно заключить, что результаты формирования техники элементов прыжков через скакалку достоверно улучшились.
Выводы
В рамках решения первой задачи мы пришли к заключению, что прыжки через скакалку являются наиболее координационно-сложным двигательным действием для детей старшего дошкольного возраста. Особенности методики обучения прыжкам через скакалку базируются на возрастных особенностях опорно-двигательного аппарата и развития центральной нервной системы.
Разработанный комплекс подводящих упражнений, способствующий формированию умения в прыжках через скакалку, с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста, строился из специально подобранных подводящих упражнений с лентами, которые адаптированы к старшему дошкольному возрасту. Упражнения включали «вертикальные змейки», «вертикальные винты», «горизонтальные змейки».
Оценка эффективности воздействия подводящих упражнений, используемых при обучении упражнений на формирование техники прыжков через скакалку, выявила, что показатели в прыжках изменились у экспериментальной группы в сторону увеличения.
За время проведения эксперимента можем отметить следующее: предложенная нами методика применения подводящих упражнений не оказывает влияния на изменение уровня общей физической подготовленности, что подтверждают результаты математической статистики t-критерия Стьюдента. В результатах не произошло достоверных изменений.
Список литературы
Вавилова Е.Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. Пособие для воспитателя детского сада — М.: Просвещение, 1983. — 144 с.
Варакина Т.Т. Упражнения с предметами. М., Физкультура и спорт, 1973г.- 184 с.
Возрастная физиология: (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер.- М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 416 с.    продолжение
–PAGE_BREAK–
Вопросы советского дошкольного воспитания. Сборник статей. /Под редакцией члена-корреспондента АПН А. П. Усовой // Дошкольное воспитание. №4. 1939
Гимнастика: Учебное пособие / Под ред. М.Л. Журавина, Н.К. Меньшикова. — М.: Академия, 2005. — 448 с.
Кабанов А.Н., Чабовская А.П. Анатомия, физиология и гигиена детей дошкольного возраста.- М.: Просвещение, 1989. — 228 с.
Кечержиева Л. Обучение детей художественной гимнастике: /Кечержиева Л., Ванкова М, Чипрянова М. -М.: Физкультура и спорт, 93 с.
Лукина Г.Г. Коррекция и профилактика опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста в процессе физического воспитания: Автореф. дис. канд. пед. наук.- СПб., 2003. — 138 с.
Лукина Г.Г., Потапчук А.А. Анатомо-физиологические особенности двигательной деятельности дошкольников // Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие / Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева. — СПб.: ВВМ, 2004. — С. 53-57.
Муравьева С.К. Методика проведения уроков физкультуры в первом классе. — Л.: Просвещение, 1960. — 131 с.
Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. Физические упражнения для дошкольников/ «Просвещение» 1966. — 159 с.
Педагогический и медицинский контроль здоровья дошкольников в процессе занятий физическими упражнениями Методические рекомендации / Автор-составитель С.О. Филиппова-СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2000. — 53 с.
Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. Пособие для воспитателя детского сада. — М.: Просвещение, 1988. — 143 с
Теория и методика физической культуры дошкольников: Учебное пособие для студентов факультетов физической культуры/ Под ред. СО. Филипповой, Г.Н. Пономарева.- СПб.: ВВМ, 2004.- 514 с.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Учебное пособие для дошкольных педучилищ и воспитателей детских садов. /Под редакцией Е.Г. Леви-Гориневской. Третье издание исправленное и дополненное. Государственное учебно-педагогическое издательство министерства Просвещения РСФСР- М, 1952
Холодов Ж.К., Кузнецов B.C. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебн. Пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений.- 2-е изд., испр. и доп.- М.: Издательский центр «Академия», 2003.-480 с.
Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культ. / Под редакцией Т.С Лисицкой. — М.: Физкультура и Спорт, 1982. -232 с.
Художественная гимнастика: Учебник для институтов физ. культ. / Под редакцией Т.С Лисицкой. — М.: Физкультура и Спорт, 1982. -232 с.
Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. Учебное пособие для учащихся педучилищ.- М.: Просвещение, 1971. 111с.
Шарабарова И.Н. Упражнения со скакалкой.- М.: Советский спорт, 1991.-93с.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 4 Вычисления суммы рангов при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами
Результаты челночного бега 5х6 (сек)

№ испытуемых

1
2
3
4
5
6
7
8
9
В начале эксперимента
13,9
13,6
15,6
12,8
15,2
15,9
12,9
13,4
15,6
В конце эксперимента
12,6
12,6
13,7
11,3
14,1
14
11,8
11,6
14,2

Разница (D)
-1,3
-1,2
-1,9
-1,5
-1,1
-1,9
-1,1
-1,8
-1,4
Модуль разницы(lDl)
1,3
1,2
1,9
1,5
1,1
1,9
1,1
1,8
1,4

Ранжирование модулей разницы
4
3
8,5
6
1,5
8,5
1,5
7
5
Ранги (с соответствующими знаками разницы)
-4
-3
-8,5
-6
-1,5
-8,5
-1,5
-7
-5
Сумма рангов с отрицательными знаками
4+3+8,5+6+1,5+8,5+1,5+7+5=45
Сумма рангов с положительными знаками
ИТОГО:
45
Таблица 5 Вычисления суммы рангов при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами
Результаты прыжка в длину с места (см)

№ испытуемых

1
2
3
4
5
6
7
8
9
В начале эксперимента
84
122
77
127
79
101
130
114
90
В конце эксперимента
82
130
66
134
102
100
155
126
107

Разница (D)
-2
8
-11
7
23
-1
25
12
17
Модуль разницы(lDl)
2
8
11
7
23
1
25
12
17

Ранжирование модулей разницы
2
4
5
3
8
1
9
6
7
Ранги (с соответствующими знаками разницы)
-2
4
-5
3
8
-1
9
6
7
Сумма рангов с отрицательными знаками
2+5+1=8
Сумма рангов с положительными знаками
4+3+8+9+6+7=37
ИТОГО:
45
Таблица 6 Вычисления суммы рангов при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами
Результаты подъёма в сед из положения лёжа на спине за 30 сек (раз)    продолжение
–PAGE_BREAK–

№ испытуемых

1
2
3
4
5
6
7
8
В начале эксперимента
22
7
11
14
19
19
18
16
В конце эксперимента
24
17
16
14
20
21
21
21

Разница (D)
2
7
5
1
2
3
5
Модуль разницы(lDl)
2
7
5

1
2
3
5

Ранжирование модулей разницы
2,5
7
5,5

1
2,5
4
5,5
Ранги (с соответствующими знаками разницы)
2,5
7
5,5

1
2,5
4
5,5
Сумма рангов с отрицательными знаками

Сумма рангов с положительными знаками
2,5+1+2,57+5,5+4+5,5=28
ИТОГО:
28
Таблица 7 Вычисления суммы рангов при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами
Прыжки через скакалку за 30 сек (кол-во раз)

№ испытуемых

1
2
3
4
5
6
7
8
9
В начале эксперимента
7
4
12
1
11
8
42
5
В конце эксперимента
10
8
18
1
3
9
11
42
9

Разница (D)
3
4
6
1
2
-2
3
4
Модуль разницы(lDl)
3
4
6
1
2
2
3
4

Ранжирование модулей разницы
3,5
6,5
8
1
2,5
2,5
3,5

6,5
Ранги (с соответствующими знаками разницы)
4,5
6,5
8
1
2,5
-2,5
4,5

6,5
Сумма рангов с отрицательными знаками
2,5
Сумма рангов с положительными знаками
4,5+6,5+8+1+2,5+4,5+6,5=33,5
ИТОГО:
36
Таблица 8 Вычисления суммы рангов при определении эффективности применения комплекса подводящих упражнений с лентами
Прыжки через скакалку за 30 сек (кол-во раз)

№ испытуемых

1
2
3
4
5
6
7
8
9
В начале эксперимента
7
4
12
1
11
8
42
5
В конце эксперимента
10
8
18
1
3
9
11
42
9

Разница (D)
3
4
6
1
2
-2
3
4
Модуль разницы(lDl)
3
4
6
1
2
2
3
4

Ранжирование модулей разницы
3,5
6,5
8
1
2,5
2,5
3,5

6,5
Ранги (с соответствующими знаками разницы)
4,5
6,5
8
1
2,5
-2,5
4,5

6,5
Сумма рангов с отрицательными знаками
2,5
Сумма рангов с положительными знаками
4,5+6,5+8+1+2,5+4,5+6,5=33,5
ИТОГО:
36