Банковская система и е роль в национальной экономике Беларуси

–PAGE_BREAK–Идея универсальной банковской деятельности развивалась параллельно с развитием специализации банковского хозяйства. Такова закономерность развития мирового банковского сообщества. Принято считать, что специализация позволяет банкам повышать качество обслуживания клиентов, снижать себестоимость банковского продукта. Идея специализации более характерна для банков США.
Мировой опыт свидетельствует о том, что банки могут развиваться как по линии универсальности, так и по линии специализации. В том и в другом случаях банки могут получить хорошую прибыль, и лишь клиенты могут ответить на вопрос о том, какая линия развития окажется более предпочтительной.
Виды банков можно классифицировать и по обслуживаемым ими отраслям. Это могут быть банки многоотраслевые и обслуживающие преимущественно одну из отраслей или подотраслей (авиационную, автомобильную, нефтехимическую промышленность, сельское хозяйство).ъ
По числу филиалов банки можно разделить на бесфилиальные и многофилиальные.
По сфере обслуживания банки делятся на региональные, межрегиональные, национальные, международные. К региональным банкам, обслуживающим главным образом какой-либо местный регион, относятся и муниципальные банки.
По масштабам деятельности можно выделить малые, средние, крупные банки, банковские консорциумы, межбанковские объединения.
В ряде стран функционируют учреждения мелкого кредита. К ним относятся ссудосберегательные банки, строительно-сберегательные кассы, кредитная кооперация и др.
Наличие в составе коммерческих банков кредитных организаций с небольшим уставным капиталом не укрепляет позиции банковской системы в целом. Практика показывает, что у банков с небольшой капитальной базой больше проблем с ликвидностью, развитием объема операций. Вместе с тем это не означает, что малые банки не должны работать на рынке. Напротив, мировая практика показывает, что малые банки могут успешно работать с малыми производственными структурами (чего избегают крупные банки, предпочитающие работать со средними и крупными клиентами). Малые банки, создаваемые в «складчину» мелкими товаропроизводителями, способны аккумулировать ресурсы там, куда не проникают банки с большой капитальной базой, зачастую оказывают больше финансовой поддержки в развитии регионов, мелкого и среднего бизнеса.
В банковской системе действуют также банки специального назначения и кредитные организации (не банки).
Банки специального назначения выполняют основные операции по указанию органов исполнительной власти, являются уполномоченными банками, осуществляют финансирование определенных государственных программ. Наряду с данными операциями уполномоченные банки выполняют и другие операции, вытекающие из их статуса как банка.
Некоторые кредитные организации не имеют статуса банка, они выполняют лишь отдельные операции, в связи с чем не получают от Центрального банка лицензию на осуществление совокупной банковской деятельности.
К. элементам банковской системы относят и банковскую инфраструктуру. В нее входят различного рода предприятия, агентства и службы, которые обеспечивают жизнедеятельность банков. Банковская инфраструктура включает информационное, методическое, научное, кадровое обеспечение, а также средства связи, коммуникации и др.
В условиях рынка банки прежде всего нуждаются в широкой и оперативной информации о состоянии экономики, ее отраслях, группах предприятий, отдельных предприятиях, обращающихся в банк за кредитом и другими услугами. Для оценки кредитоспособности клиентов, экономического и делового рынка, для консультирования предприятий и населения, управления имуществом клиента банки нуждаются в подробной информации.
Информация, необходимая банкам, обычно предоставляется специальными агентствами — кредит-бюро, в ряде стран сведения, в которых нуждаются банки, можно почерпнуть в многочисленных справочниках (торговых и промышленных регистрах), журналах, специальных оперативных изданиях, а также запросить в центральном банке, где ведется картотека клиентов.
Необходимым компонентом банковской инфраструктуры выступает и методическое обеспечение. В силу переходного периода, когда старые инструкции бывшего Государственного банка СССР оказались неприемлемыми, полностью пакет новых положений и методических указаний еще не укомплектован.
Не оформившимся блоком банковской инфраструктуры является также научное обеспечение. Оно затрагивает как функционирование банковской системы в целом, так и отдельных банков.
 В структуре отдельных коммерческих банков, как правило, отсутствовали аналитические подразделения, осуществляющие исследование рынка банковских услуг, эффективность банковских операций.
Важнейшим элементом банковской инфраструктуры выступает кадровое обеспечение. В Беларуси существует сеть специальных высших учебных заведений, факультетов, техникумов, в которой подготавливаются кадры финансово-банковского профиля. Переподготовка кадров, повышение их квалификации сосредоточены в различных специальных коммерческих школах, курсах, а также учебных центрах, создаваемых при крупных банках.
Увеличение числа субъектов рыночного хозяйства, объема выполняемых банками операций поставили перед банками и задачи перехода на новые каналы связи, более высокого уровня технического обслуживания при совершении банковских операций. Постепенно российская банковская система оснащается новыми средствами связи, обеспечивающими высокую скорость платежей и расчетов.
Особым блоком банковской системы служит банковское законодательство, которое призвано регулировать банковскую деятельность. В систему банковского законодательства обычно также входят законы, регулирующие различные аспекты банковской деятельности, в том числе кредитное дело, систему электронных платежей, банковскую тайну, банкротство банков и др. Банковская система не может существовать без банковского рынка. На нем концентрируются банковские ресурсы, а также осуществляется торговля банковским продуктом. В условиях экономического кризиса и инфляции аккумулировать крупные ресурсы для значительных инвестиций не представляется возможным.
Развитие новых видов услуг, связанных с кредитными карточками, электронными платежами, сдерживается недостаточно мощной технической базой белорусских банков.
 Операции проводимые банками Банковские услуги прежде всего можно подразделить на специ­фические и неспецифические услуги.  Специфическими  услугами  яв­ляется все то, что вытекает из специфики деятельности  банка как особого предприятия. К специфическим услугам относятся  три  вида.выполняемых ими операций:
1) депозитные операции,
2) кредитные операции.
3) расчетные операции.
Депозитные операции связаны с помещением  денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной опера­ции предшествовала сохранная операция, когда люди  помещали  свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безо­пасность сбережений. В последующем сохранность  денежных  средств  стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали  поме­щать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее  удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохране­ния от обесценения,  инфляции.  За  помещение  денег  на  депозит клиенты банка получают ссудный процент.
Кредитная операция является  основной  операцией  банка.  Не случайно банк иногда называют крупным  кредитным  учреждением.  И это действительно так:  в  общей  сумме  активов  банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще  всего  за счет кредитования клиентов банк получает и  большую часть  дохода.  В современной структуре банковских операций кредитная операция  однако не является основной. В силу экономического кризиса,  инфляции и, следовательно, более  высокого  риска  коммерческие  банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько  други­ми более доходными и менее рискованными операциями (например, ва­лютными операциями).
Расчетные операции, которые производит банк,  могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме.  По  поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых  произ­водятся платежи, связанные с покупкой или  продажей  товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением  на­логов, сборов и других не менее  важных  платежей.  При  расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями,  меж­ду предприятиями, налоговыми органами, населением,  бюджетом.  При производстве расчетов банки используют различное современное обо­рудование обеспечивающее быструю связь и  техническую обработку документации поступающей в банк.
 Рассмотренные три типа банковских операций называюттради­ционными банковскими операциями. Оттенок традиционности   они приобретают прежде всего в том смысле, что исторически, на протя­жении длительного времени переходят как наследие от одного поколения банков к другому. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли «старые» банкирские дома, выпол­няют и современные большие и малые банки.
Но дело не только в этом. Оттенок традиционности данные опе­рации приобретают и в том смысле, что создают условия сохранения статуса банка. Банками являются не вообще те или иные предприя­тия или организации, которые принимают вклады, выдают кредиты, или совершают расчеты между различными юридическими и физически­ми лицами. На практике довольно часто можно встретить фонды, ко­торые принимают вклады на определенный срок и под определенный процент, но от этого они не становятся банками. Известно, напри­мер, что кредиты могут предоставляться также торговыми организа­циями, вообще всеми субъектами, у которых есть свободные денежные средства, но от этого они также не превращаются в банки, а сохра­няют свой основной статус (положение). Почта проводит платежи по поручению клиента, но не смотря на расчетные операции, которые она выполняет, остается почтой, а не превращается в банк.
К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включе­ны в состав базовых операций, из которых складывается банк, одна­ко по своему назначению они отражают суть банковской деятельнос­ти. Трудно себе представить, что банк занимаясь депозитами, осу­ществляя кредитование и расчеты, не ведет кассовых операций.
Промежуточное положение между традиционными и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав вхо­дят валютные операции, операции с ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и не выполнять.
В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:
посреднические услуги,
услуги, направленные на развитие предприятия (внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услу­ги и т. п.),
предоставление гарантий и поручительств,
доверительные операции (включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента),
бухгалтерская помощь предприятиям,
представление клиентских интересов в судебных органах,
услуги по предоставлению сейфов,
туристские услуги и др.
Банкам запрещено заниматься производственной и торговой дея­тельностью, а также страхованием.
В соответствии с рассмотренной классификацией и в зависимос­ти от субъектов получения услуги предоставляются как юридическим, так и физическим лицам. Практически набор услуг тем и другим ли­цам может быть в тех или иных банках одинаков, неодинаковым мо­жет оказаться только их объем. В сводном перечне услуг российских коммерческих банков услуги, предоставляемые населению, занимают пока незначительный удельный вес, им еще предстоит увеличить ко­личество видов операций для физических лиц (в том числе по совер­шению платежей, кредитованию производственных и потребительских нужд, приему вкладов и др.).
Поскольку банки аккумулируют (собирают) свободные денежные средства и их перераспределяют, направляют на возвратной основе нуждающимся хозяйственным организациям, банковские услуги могут осуществляться в форме как пассивных, так и активных операций. С помощью пассивных операций банки формируют свои ресурсы (напри­мер, за счет депозитов, продажи сертификатов, кредитов, получен­ных у других банков, и т.п.). Осуществляя активные операции, бан­ки размещают привлеченные и собственные ресурсы на нужды различных хозяйственных организаций и населения.
В зависимости от платы за предоставление  банковские  услуги подразделяются на платные и бесплатныеуслуги. Это однако не  оз­начает, что какой-то определенный тип  услуг  полностью является платным либо бесплатным. Дело банка определить, за какую разновид­ность, например, расчетных операций необходимо взыскивать плату с клиентов, а за какую — плату не устанавливать. По ряду  соображе­ний отдельные операции в составе расчетных, кредитных и  депозит­ных могут осуществляться бесплатно.
По отношению к плате за услуги и, следовательно,  к  доходам банка могут быть применены и другие,  более  детальные  признаки. Нередко выделяются банковские услуги, приносящие и не  приносящие банковский доход, дорогостоящие и дешевые услуги.  Так,  большин­ство активных операций позволяет банку получить доход, в то  вре­мя как его пассивные операции предполагают выплату  процентов  по определенным видам вкладов. Некоторые банковские  услуги  требуют больших затрат труда, поэтому их цена дороже. Например,  обработ­ка аккредитива стоит в банке дороже, чем обычный перевод денег по платежному поручению клиента.
В зависимости от связи с  движением  материального  продукта банковские услуги подразделяются на два вида:
1) услуги связанные с его движением,
2) чистые услуги.
Поскольку  банки  своими  денежными  операциями  обслуживают главным образом  движение  материального  продукта,  их  основная часть бесспорно относится к первому виду услуг. Способствуя прод­вижению товаров, данные услуги банка (такие как, например,  услу­ги предприятиям транспорта, связи, торговли) создают новую допол­нительную стоимость. Чистые услуги предоставляются  организациям, занятым непосредственно материальным производством, а также  от­дельным гражданам для удовлетворения их личных потребностей.
Как отмечалось, продуктом банка являются различного рода ус­луги. В отличие, к примеру, от продукта  промышленного  предприя­тия банковский продукт  не  выглядит  зачастую как нечто  мате­риальное, вещественное. Кредиты и расчеты совершаются  в  порядке записей по счетам, в безналичной денежной форме. Поэтому в  отли­чие от отраслей материального производства, где продукт  приобре­тает конкретную товарную форму, банковский продукт нельзя склади­ровать, производить про запас.
      Важнейшим свойством банковских услуг является их производительный характер. Уже в такой простейшей Форме, как прием от населения и предприятий во вклады, заключен огромный производительный смысл. Банк просто собирает деньги — он превращает «неработающие», неиспользуемые денежные ресурсы в работающие активы. В       равной степени это относится к кредитам, предоставляемым пред­приятиям и организациям на развитие своей производственной и фи­нансовой деятельности. Так или иначе банковские операции обслуживая хозяйственную деятельность своих клиентов, способствуют развитию и ускорению производства.
Характерным свойством банковских услуг является и то, что их      объектом выступают не просто деньги, перемещаемые в огромных суммах с помощью каналов банковской связи с одного счета на другой, из одного региона (предприятия, сектора экономики) в другой. Движение по счетам предприятий — это преимущественно движение капиталов в денежной форме.
Свойство банковских услуг состоит и в том, что они охваты­вают как активные, так и пассивные операции. Принимая вклады и «осуществляя тем самым пассивные операции, банки дают возможность своим клиентам не только хранить денежные средства в безопасном месте, но и получить определенный доход в виде процентов по депо­зитам. Размещая акции клиентов, предоставляя им ссуду, выполняя валютные и другие активные операции, банки оказывают существен­ные услуги хозяйствам, способствуют продвижению товарных масс, купле-продаже товаров, экономии общественных затрат.
Операции, выполняемые банками, могут осуществлять и другие предприятия и организации. Они не являются монополией только бан­ка. Это относится не только к традиционным банковским операциям, но и особенно к другим услугам. Известно, например, что бухгал­терскую помощь, консультации, различные посреднические услуги, аренду сейфов и другие услуги могут оказывать специальные предприятия и агентства. Можно поэтому также заметить, что банки, бу­дучи крупными кредитными институтами, могут выполнять небанков­ские операции — операции, которые традиционно выполняют другие хозяйствующие субъекты.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Такое положение связано с тем, что на рынке банковских ус­луг в условиях рыночного хозяйства возникает серьезная конкурен­ция. Появление на рынке новых продавцов банковских услуг (торго­вые организации, финансово-промышленные компании, различные агентства и т.д.), зачастую сокращает возможность расширения наи­более прибыльных операций, вынуждает банки искать новые источни­ки доходов. Именно поэтому особенно быстро за последние годы ста­ли развиваться не чисто банковские операции, а другие нетрадиционные для банка услуги.
Свойства банковских услуг:
*не могут быть произведены про запас
*носят производительный характер
*объектом банковских услуг выступает капитал
*охватывают активные и пассивные операции
*не являются монополией только банка
*могут относиться к небанковским операциям
Эволюция стандартного набора банковских услуг такова, что постепенно под влиянием многих факторов (не только конкуренции, но и освоения новой технологии, изобретения нового банковского продукта и др.) на рынке происходит как рост их объема, так и расширение их состава. Особенно это заметно в работе коммерческих банков. Еще несколько лет тому назад отечественные банки не работали с сертификатами, векселями, кредитными карточками, в их профессиональном лексиконе не употреблялись такие понятия, как факторинг, лизинг, контокоррент, опцион, банкомат и др. И это по­нятно, так как банки работали в условиям централизованной распре­делительной системы, когда ряд услуг был просто не нужен. Рынок предъявил новые требования к работе: банки оказались вынужденны­ми осваивать новейшие операции, в которых заинтересован их клиент. К сожалению, сразу освоить все эти услуги не могут. Прош­ло не так мало времени, банки еще не накопили достаточного опыта. Ряд операций не получает развития из-за сильной инфляции недоста­точности современных средств связи. Нельзя не учитывать и того, что банки еще не обладают необходимыми знаниями о новейших услу­гах, им еще предстоит обучить свой персонал технике их предостав­ления.
Постепенно, однако, новейшие технологии новые операции ста­новятся достоянием банков. Кроме традиционных банковских опера­ций они начинают предоставлять более широкий набор своих услуг. В целом можно сказать, что в банковском секторе экономики намети­лась тенденция к универсальной деятельности,универсализации банковских услуг.
Комплексное банковское обслуживание может, однако, прийти не сразу. Для этого банкам предстоит решить ряд проблем, которые бы­ли упомянуты выше. Важно, чтобы банки правильно определили свое место на рынке, оценили свои финансовые, кадровые и производ­ственные возможности. Иногда не обязательно стремиться к предос­тавлению всего набора услуг. Напротив, для того или иного банка окажется более рациональным сконцентрированным на каких-то опре­деленных операциях. Специализация банка на их выполнении может оказаться для него более эффективным направлением развития, поз­волит сократить затраты на проведение операций и, в конечном сче­те, увеличить их доходность.
Характеристика банковской системы    Республики Беларусь
1.1       Банковская система Республики Беларусь на современном этапе. В этой главе я расскажу о главных составляющих банковской системы Республики Беларусь: о Национальном Банке и о шести крупнейших банках.
 Национальный банк Республики Беларусь – Центральный банк Республики Беларусь, находиться в собственности Республики Беларусь и действует исключительно в интересах Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь регулирует денежное обращение, обладает исключительным правом эмиссии денег и осуществляет иную деятельность по регулированию кредитно-денежных отношений в Республике Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Парламенту Республики Беларусь. Национальный банк Республики Беларусь является юридическим лицом и имеет право на осуществление банковской деятельности.
Основными целями банка являются:
–         кредитно-денежное регулирование экономической системы РБ;
–         поддержка общей экономической политики Правительства РБ;
–         обеспечение устойчивости официальной денежной единицы РБ.
Органами управления Национального банка РБ являются Правление  Национального банка РБ и Совет директоров Национального банка РБ.
Совет директоров может принимать следующие решения:
Ø о регулировании кредитного рынка;
Ø Об изменении процентных ставок Национального банкаРБ;
Ø О регулировании валютного рынка РБ;
Ø О нормах ввоза-вывоза иностранной валюты;
Ø О работе подразделений Национального банкаРБ; О выпуске банкнотов нового дизайна, юбилейных монет, монет из драгоценных металлов об изъятии отдельных банкнот;
Ø О создании, ликвидации, реорганизации предприятий, учреждений и организаций Национального банка РБ.
В Республике Беларусь существуют несколько десятков банков, которые подразделяются на:
ü Мелкие и средние банки, обслуживающие мелких субъектов хозяйствования
ü Крупные банки.
Мелкие и средние банки.
Спектр проведения активных операций таких банков ограничивается, как правило, предоставлением кредитов мелким и средним субъектам хозяйствования, потребительского кредита населению. Организационная структура таких банков представлена ниже.
                
 

Крупные банки.
Крупные банки имеют безусловное преимущество перед мелкими и средними, поскольку они обслуживают многочисленные и разные рынки, предлагая клиентам многообразие финансовых услуг. Крупные банки менее всего зависят от благополучия своих клиентов, а большую половину своих доходов получают, обслуживая межгосударственные операции государственных субъектов хозяйствования, в том числе и государственных органов управления. Структура крупных банков приведена ниже.
 Данные банки обладают неоспоримым преимуществом – они мобилизуют значительный финансовый капитал при относительно небольших издержках. К развитию банковской деятельности за пределами республики такие банки лучше приспособлены, поскольку обладают более высокой способностью брать на себя риск освоения новых рынков и имеют больший доступ к мировому капиталу.
 

                      Проблемы и перспективы развития банковской системы Республики Беларусь. Мы видим, что банки играют очень важную роль в экономике.  Поэтому именно с налаживания нормально функционирующей банковской системы
нужно начинать выход из кризисного положения, сложившегося  у  нас в стране.  В настоящее время,  в связи с нехваткой квалифициорванных кадров и стремительным  ростом количества коммерческих банков в эту сферу идут мало подготовленные работники,  которые не имеют специального образования.  Это приводит  к  неудовлетворительной  работе  банков   и стремлению  их  просто  быстрее заработать деньги. Зачастую банки выдают кредиты  предприятиям,  даже не проверив их состоятельность. Все это приводит к ухудшению экономической ситуации в стране. Поэтому я  считаю,  что  необходимо упорядочить работу банков,  увеличить контроль за их  деятельностью,  и, только после этого, можно переходить к оздоровлению всей экономики.
Мы имеем достаточно сильную степень вмешательства государства в экономику, которая досталась нам в наследство от планового хозяйства. Однако мы, пожалуй, еще не вполне отдаем себе отчет в том, насколько должна быть переделана модель государственного вмешательства в экономику, чтобы решать и решать эффективно стратегические задачи. Мы ощущаем недостаток стратегического планирования прежде всего в сфере инвестиций и финансов под инвестиции. Что касается производственной сферы, то инвестиции в нее, равно как и распределение кредитов на инвестиции не управляемо. Правительство и другие органы централизованного государственного управления не имеют рычагов воздействия на нее.
В качестве оправдания такого положения дел можно сослаться на недостаток внутренних источников инвестиций, которых нет в достаточном размере ни у предприятий, ни у населения, ни у Правительства, а также на практическое отсутствие и внешних инвестиций в страну. Можно также аргументировать слабостью нашей банковской системы. Действительно, доля активов банковской системы низка даже по меркам стран Восточной Европы. Таких как, например Польша или Чехия. У нас при всей недостаточности внутренних долгосрочных накоплений, очень сильно съедаемых инфляцией, они еще и раздроблены по отдельным депозитным счетам юридических и физических лиц по разным банкам.
Вместе с тем пути выхода из данного положения есть.
Прежде всего, необходимо объединить имеющиеся в стране внутренние накопления в виде системы долгосрочных депозитов под патронажем государства в государственных банках долгосрочного кредитования.
Необходимо использовать реальный интерес накопления (на нужды образования, здоровья и медицинского обслуживания, страхования, пенсий, жилищного строительства, приобретения недвижимости, ценных бумаг (в том числе, корпоративных, товаров длительного пользования и т.п.).
Кроме Банка развития, возможно подключения к этой системе других долгосрочных банков. Наиболее оптимально образовать государственный сегмент банков долгосрочного кредитования. Здесь целесообразно использовать известный из мировой практики макет холдинговой структуры банков, сложившийся во франко-германской модели финансовой системы. Холдинговая структура банков (см. рис 2) включает инвестиционные компании, промышленные предприятия, компании недвижимости, торгово-коммерческие компании, трастовые компании, пенсионные и страховые фонды и компании, рекламные и консалтинговые фирмы и др., в которых банки имеют долю, входят на правах учредителей непосредственно либо через дочерние банки.
Перспективным направлением в реализации инвестиционных проектов с участием иностранных инвесторов является развитие финансового лизинга. Его значимость возрастает, поскольку многие предприятия, особенно в сфере АПК, не в состоянии оплатить необходимые объемы закупок давно изношенной техники.
На основе финансового лизинга можно отчасти разрешить обострившуюся проблему недостатка валютоокупаемых инвестиционных проектов на условиях инвестиционных кредитов, что влечет за собой неиспользование имеющейся у банков иностранной валюты. Поэтому представляется необходимым создать механизм отбора эффективных валютоокупаемых инвестиционных проектов для их финансирования не только на условиях обычного кредита, но и на условиях финансового лизинга. Таким образом идея создания фонда поддержки инвестиций заслуживает одобрения. Национальный банк был бы заинтересован в разработке Банком развития такого проекта. Однако такой проект должен опираться на параллельное системное решение по созданию инвестиционных, пенсионных, страховых и иных фондов, т.е. путем расширения емкости фондового рынка и инвестиционного использования его ресурсов.[1]
Взаиморасчеты.  
Стремление воздействовать на негативные явления в экономике административным путем приводит к чрезмерной регламентации. В результате порождается путаница, а в некоторых случаях создаются вообще тупиковые ситуации, требующие очередных разъяснений. В этой связи хотелось бы проанализировать два нормативных документа: Указ Президента Республики Беларусь от 29.06.2000г. N 359 «Об утверждении порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь» и Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь, утвержденные постановлением правления Национального банка от
25.07.2000г. N 17.1г, регулирующих такую важную сферу экономики, как взаиморасчеты.
Так, защищая законные права кредиторов, когда должник не может вовремя рассчитаться, п. 2 Указа устанавливает уже обязательную очередность платежей. На практике это привело к очередному усложнению оформления платежных документов и даже к очевидным нелепостям из-за обилия очередей. Так, если стоящие во второй очереди кредиторы отключат за долги подачу энергоресурсов — не будет платежей ни во внеочередном порядке, ни в первоочередном. Кроме того, заложенные вне очереди платежи в размере 10% на неотложные нужды скорее ухудшают состояние взаиморасчетов, чем помогают. Таким образом, сомнительно решить вопросы неплатежей предложенным методом.
Из долгов, не доводя дела до банкротства, можно выйти, только продолжая работу, хотя бы на уровне простого воспроизводства, или взяв средства со стороны. В этом должен быть заинтересован и сам кредитор, иначе он может вообще не получить своих средств.
Чтобы работать, субъекту хозяйствования надо в первую очередь рассчитываться с теми поставщиками, которые обеспечивают его производственный процесс. Источником же погашения задолженности при простом воспроизводстве может быть только прибыль. В лучшем случае доля затрат с учетом фонда оплаты труда и текущих налогов составляет около 80% от цены товара (услуги). Поэтому, если на средства субъекта хозяйствования смотреть не с точки зрения «обшей кучи», а по их составу и размещению, то становится очевидной экономическая несостоятельность и пагубность заложенного 10-процентного размера внеочередных платежей, который уничтожает оборотные средства. Ведь после того как субъект хозяйствования рассчитается по долгам, он практически не способен работать дальше в нормальном режиме из-за отсутствия оборотных средств.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Следовательно, можно сделать вывод, что кризис неплатежей, задержки по выплате зарплаты имеют законодательное подкрепление. Удивляет только, что постоянно «обескровливая» предприятия, государство сетует на отсутствие должного прироста промышленного производства и услуг.
Решить эти вопросы без лишних согласований и проблем удобнее следующим образом. Поскольку есть разрешение Президента, то все субъекты хозяйствования, без чьих-либо дополнительных разрешений, должны иметь право на расчеты наличными средствами из выручки или полученными от учредителя в размере не более 50 минимальных зарплат. Кроме того, надо ввести норму, что при покупке материальных ценностей за наличный расчет для отчета должен прилагаться только документ установленной формы, подтверждающий оплату, а для приходования материальных ценностей по номенклатуре и стоимости покупатель сам заполняет свои бланки накладных. Когда-то же хватало одного авансового отчета. И не надо здесь бояться криминала, т.к. на затраты будет списываться в любом случае вся сумма чека и государству ни к чему усложнять контроль за мелкой номенклатурой. Для этого есть руководство субъекта хозяйствования, которое лучше разберется в этом вопросе.[2]
Банковская тайна всегда рассматривается в качестве одной из гарантий защиты инвесторов, способствующей перемещению денег из теневого в легальный оборот. Свидетельством верности данного тезиса может послужить увеличение размера валютных вкладов граждан после принятия Декрета Президента от 20.04.98г. N 4 «О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах в банках Республики Беларусь» (далее — Декрет N 4), которым в качестве одного из стимулов привлечения средств населения был установлен более жесткий режим банковской тайны. И дело не в желании клиентов с помощью банковской тайны скрыть незаконно полученные доходы. По этому поводу можно заметить, что подобные лица вряд ли будут открыто размещать их в банках. Поэтому смысл банковской тайны проявляется в стремлении клиентов, открыто доверивших свои деньги банкам, обеспечить конфиденциальность и безопасность ведения своих операций, защиту от возможных преступных посягательств. А поэтому степень доверия к банковской системе, и, следовательно, ее стабильность, во многом зависят от надежности банковской тайны. В силу ст.122 Банковского кодекса (БК) не подлежат разглашению и являются банковской тайной сведения о счетах и вкладах, в том числе сведения о наличии счета в данном банке, его владельце, номере и других реквизитах счета, размере средств, находящихся на счетах и во вкладах, а равно сведения о конкретных сделках, об операциях по счетам и вкладам, а также имуществе, находящемся на хранении в банке. Наше законодательство базируется на узком понятии банковской тайны (объем сведений о клиенте, которые банк должен сохранять в тайне, определен достаточно четко). Законодательство и судебная практика некоторых европейских стран (например, Франции), наоборот, исходят из того, что правовой режим банковской тайны распространяется на любую информацию, которая стала известна банку в связи с осуществляемой им деятельностью. Следует отметить, что принятие БК привнесло целых ряд прогрессивных изменений в режим банковской тайны:
во-первых, конкретизирован состав сведений, входящих в банковскую тайну, при этом он существенно расширился по сравнению со ст.22 ранее действовавшего Закона «О банках и банковской деятельности». Так, в состав банковской тайны теперь включены сведения об имуществе, находящемся на хранении в банке. Кроме того, банки сами могут включать в него иные сведения, однако, не вступая при этом в противоречие с законодательством;
во-вторых, несмотря на свой специфический статус, наряду с иными банками на Нацбанк возложено соблюдение режима банковской тайны. Безусловно, это является позитивным моментом, так как объем информации, получаемой им от банков в виде отчетности весьма значителен, и если Нацбанк разгласит данную информацию, правовой режим банковской тайны в иных банках теряет всякий смысл;
в-третьих, банки-корреспонденты в своем праве на защиту их банковской тайны приравнены к иным клиентам банков. Из этого можно сделать вывод, что банк обязан хранить банковскую тайну и по клиентам банка-корреспондента, если данная информация является частью банковской тайны по сделкам последнего.
Согласно ст.122 БК сведения, составляющие банковскую тайну юрлиц и индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, аудиторским организациям (аудиторам), осуществляющим их аудит, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами Беларуси: судам (судьям) по находящимся в их производстве уголовным и гражданским делам; прокурору; с санкции прокурора — органам дознания и предварительного следствия по находящимся в их производстве уголовным делам; органам Комитета госконтроля; налоговым и таможенным органам; Нацбанку. Кроме того, банки обязаны представлять Главному государственному казначейству Минфина данные о состоянии счетов республиканских органов государственного управления, а также организаций, использующих средства республиканского и местных бюджетов и государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов.
Некоторым государственным органам и должностным лицам предоставлено право получения информации по счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (например, судебные исполнители, ГКФР) иными законодательными актами. В результате возникает коллизия норм, из которой можно сделать ряд выводов:
1) БК содержит правовые нормы, имеющие специальный предмет правового регулирования, — объем и содержание института банковской тайны.
2) Исходя из данного подхода, информация по банковской тайне юридических лиц должна предоставляться только тем органам, которые указаны в ст.122 кодекса. Так, судебные исполнителя утратили свое право на получение подобной информации, а органы ГКФР сохранили. Это обусловлено тем, что налоговые органы имеют право на получение информации. А из п.4 Указа Президента от 11.02.98г. N 71 «Об образовании Государственного комитета финансовых расследований Республики Беларусь» вытекает, что он действует в
соответствии с Законом «О государственной налоговой инспекции Республики Беларусь».
Режим банковской тайны по счетам физических лиц является более жестким. Во-первых, перечень органов, имеющих право получать информацию по счетам и вкладам в три раза меньше, чем в отношении юридических лиц (органы дознания и следственные органы, суды, нотариальные конторы, консульские учреждения). Во-вторых, даже эти инстанции вправе получать информацию не всегда, а лишь в некоторых случаях, указанных в ст.122 БК.
Еще более строгим является режим банковской тайны по счетам и вкладам физических лиц в иностранной валюте. С принятием Декрета N 4 налоговые органы вообще утратили возможность получения подобной информации. Другие органы, обладавшие правом получать информацию по валютным счетам физических лиц, при принятии Декрета также его лишились. Такой же жесткий подход в защите банковской тайны физических лиц сохранен в ст.122 БК.
Проблема проведения четких границ между интересами общества (борьба с «отмыванием денег») и интересами юридических и физических лиц (банковская тайна) является общемировой проблемой. Закон «О предотвращении легализации доходов, добытых незаконным путем» от
19.07.2000г. существенно сузил сферу действия норм о банковской тайне.
Во-первых, в силу ч.4 ст.6 Закона органы предварительного расследования получили возможность получать информацию по счетам и вкладам граждан по любым, находящимся в их производстве делам (до принятия Закона только по уголовным делам, по которым грозит конфискация имущества). А суды, органы прокуратуры, органы финрасследований и другие уполномоченные органы и вообще без производства по делу.
Во-вторых, данным Законом банки обязали самостоятельно предоставлять специальные формуляры, содержащие информацию о многих операциях (о большинстве их) по счетам юридических и физических лиц. Причем не только подозрительных, но и тех, которые субъекты хозяйствования проводят в процессе их нормальной хозяйственной деятельности (например, международный перевод денежных средств субъектом права, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, в течение шести месяцев с момента его государственной регистрации и т.п.).
В-третьих, Законом утвержден перечень государственных органов, осуществляющих контроль за порядком проведения финансовых операций, которые ранее не были наделены правом получения информации. С принятием Закона специальные формуляры от банков по подозрительным операциям должны направляться только в налоговые органы и Комитет госконтроля. Однако иные, указанные в ст.8 Закона «органы, осуществляющие контроль за порядком проведения финансовых операций» получают право проводить документальные и иные проверки (ревизии, инвентаризации) с целью установления правильности проведения и регистрации операций, а также полноты и достоверности представляемой информации. Следовательно, данные госорганы приобрели возможность получать сведения в пределах своей компетенции.
После принятия БК право этих органов на проведение проверок для получения информации вызывает большие сомнения. В силу ст.10 Закона от
10.01.2000г. «О нормативных правовых актах» кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам.
По валютным счетам и вкладам физических лиц ситуация еще проще. Нормы Декрета N 4 устанавливают режим банковской тайны, идентичный Банковскому кодексу. При противоречиях с Декретом в силу Конституции он будет иметь более высокую юридическую силу. А поэтому можно утверждать, что указанные в Законе о легализации, но не содержащиеся в БК органы, не могут проводить подобные проверки. Противники данной точки зрения могут возразить, что информацию данные органы будут черпать не из запросов, а путем получения от банков специальных формуляров и проведения проверок. Но, на наш взгляд, изложенная выше позиция вполне обоснованна, так как не имеет значения способ получения информации (путем запроса, направления специального формуляра или проведения проверки) — главное, допустимость БК и Декретом N 4 получения информации тем или иным органом в определенном случае. Впрочем, данное мнение может не совпадать с позицией государственных органов. Хотя толкование сложившейся спорной ситуации в пользу нового Закона может лишить банки многих вкладчиков.
Таким образом, привлечение денежных средств, инвестиций в банковскую систему, а тем самым и в экономику не только из-за границы, но и из внутренних источников вряд ли возможно без жестких гарантий соблюдения банковской тайны. Этого не стоит забывать, принимая меры, стимулирующие инвестиции лишь налоговыми льготами или иными гарантиями.[3]
Ежегодно в банковской среде выявляется около 3 тыс. хищений. Чаще всего преступники используют схему так называемых ”инструментов первокласных банков”, находят свои жертвы из числа инвесторов или тех, кто нуждаеться в кредитах. Проводяться мошеннеческие операции с ценными бумагами путем изготовления копий векселей либо их хищение из депозитариев, используют также необеспеченные вексели. Основные методы противодействия финансовому мошенничеству: своевременное предание гласности установленных случаев мошенничества, оповещение руководителей и специалистов банков о наиболее опасных схемах мошенничества и главное, качественная работа службы безопасности банка.
Ведение кредитно-денежного бизнеса невозможно без надежной защиты банковской информации. По экспертным данным, потери от противоправных действий лиц, занимающихся хищением информации, составляют в среднем 30% всего ущерба, который наноситься банкам. Многие преступления начинаються с утечки информации. Даже личная безопасность банкиров тесно связана с со степенью надежности защиты банковской информации.Поэтому каждой кредитной организации необходимо иметь и периодически обновлять Рабочую программу обеспечения технической, экономической и информационной безопасности.
Внедрение в банковскую практику достижений высоких тежнологий дало толчок к развитию нового вида преступных действий: ”взлом” и проникновение в компьютерные и телекоммуникационные сети банков. Особая опатность таких преступлений:
q  Высокая степень латентности (выявляется 1 из 10)
q  Крупный ущерб
q  Носят организованный характер
q  Нередко совершаются с участием персонала банка.  
По прогнозам, в начале XXI в. хакеры смогут проникать в каждый четвертый банк, если не принимать адекватной защиты информации.
 В связи с этим рекомендуется:
ü Регулярно проводить оценку всей имеющейся информации и выделять из нее конфиденциальную в целях дополнительной ее защиты
ü Распределять функции между сотрудниками так, чтобы ни одна операция не могла быть выполнена одним человеком целиком.
ü Обеспечивать строгий режим пропуска и порядка в служебных помещениях, особенно в местах ограниченного доступа
ü Иметь нормативно-правовые документы по вопросам защиты информации
ü Создать базу данных, в которой фиксировались бы все попытки несанкционированного доступа к конфиденциальной информации.[4]
     Операции проводимые банками Республики Беларусь   
1.     Операции банка по привлечению средств в депозиты.
1.  Пассивные операции банков.
Коммерческие банки выполняют различные операции по обслужи­ванию своих клиентов. Все операции коммерческих банков обычно де­лят на три группы:
1. пассивные операции — это операции, посредством которых банки формируют свои ресурсы для проведения кредитных и других активных операций. К ним относятся: привлечение на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц, открытие срочных сче­тов граждан, предприятий, организаций, выпуск ценных бумаг, зай­мы, полученные из других банков и т.д.
2. активные операции — операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы. К ним относятся: краткосрочное и долгосрочное кредитование производственной, со­циальной, инвестиционной и научной деятельности предприятий и организаций, предоставление потребительских кредитов населению, приобретение ценных бумаг, лизинг, факторинг, инновационное фи­нансирование и кредитование, долевое участие средствами банка в хозяйственной деятельности предприятий, займы, предоставляемые другим банкам.
3. активно-пассивные операции банков — комиссионные, посред­нические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату — комиссию. Различают комиссионно-расчетные операции, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов, а также торгово-комиссионные или продажа банкам по по­ручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов, посредничество в размещении акций и облигаций, бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и т.д.
Для коммерческих банков вклады — главный вид пассивов, а, следовательно, и важный ресурс для проведения активных кредитных операций. За счет заемных средств, например, формируется почти 93 общей суммы активов коммерческих банков США. От характера, депози­тов зависят виды ссудных операций, а соответственно, и размеры до­ходов банков.
             Традиционные банковские услуги населению.
Сбережения населения составляют отдельную группу ресурсов банков. Общая основа оседания денег у населения  как сбережений заключается в том что, распоряжаясь своими доходами, граждане соответственно потребностям могут отсрочить расходование денег на какой-либо промежуток времени. Принадлежащая населению масса стоимости, пока она не превратилась из денежной Формы в предме­ты личного потребления остается временно в распоряжении банка. Возврат этих средств, предоставляемых населением в качестве кре­дита государству или банку, происходит, по мере того как граждане используют свои денежные средства на покупку товаров и оплату ус­луг. Параллельно с использованием денежных сбережений одними гражданами образуются новые сбережения другими. Поэтому общая сумма денежных средств населения, которой могут распоряжаться банки в качестве кредитного ресурса, не только не уменьшаются, но и как правило, систематически возрастает.
В зависимости от срока помещения средств во вклады в банки депозиты делятся на вклады до востребования и срочные вклады, раз­ностью которые являются сберегательные вклады. Вклады до востре­бования могут быть изъяты в любое время без предварительного уве­домления банка клиентом, проценты по ним не выплачиваются, по клиентам они выгодны, поскольку позволяют производить расчеты с помощью чеков в любое время с юридическими и физическими лицами без использования наличных денег.
    продолжение
–PAGE_BREAK–