Сведения, составляющие государственную тайну. Засекречивание и рассекречивание информации

Федеральное агентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образованияКонтрольная работа
по Информационномуправу
тема:Сведения, составляющие государственную тайну. Засекречивание и рассекречиваниеинформации.

План
1. Сведения, составляющиегосударственную тайну.
2. Засекречивание и рассекречиваниеинформации.
Литература.

/>1. Сведения, составляющиегосударственную тайну
Отнесениетех или иных сведений к государственной тайне продиктовано необходимостьюобеспечения безопасности государства, что влечет за собой законодательноеограничение права граждан, закрепленного в ст. 29 Конституции РФ о том,что каждому гарантируется свобода мысли и слова. Каждый имеет право свободноискать, получать, передавать, производить и распространять информацию любымзаконным способом. При этом эта же статья содержит указание на то, что переченьсведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
Отсутствиетакого ограничения указанного права граждан, в конечном счете, поставило бы подугрозу возможность осуществления ими других своих прав (например, право нажизнь, на защиту частной собственности), само существование Российскогогосударства, сделало бы невозможным обеспечение государственной защиты прав исвобод граждан.[1]
Государственнаятайна – защищаемыегосударством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической,разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности,распространение которых может нанести ущерб безопасности государству.
Тайной может стать определенная информация, которая можетпередаваться как в устной, письменной, так и цифровой электронной форме. Этаинформация подлежит государственной защите, представляющей собой систему норм,правил, ограничений, предписывающих различным лицам, имеющим допуск кгосударственной тайне, не разглашать и не передавать эту информацию лицам, неимеющим к ней допуск, под страхом наказания за нарушение данных запретов.Государственная защита тайны обеспечивается государственнымиправоохранительными и военизированными органами исполнительной власти, которыеосуществляют контроль за ее соблюдением и уголовное преследование лиц еенарушивших.
Сведения,составляющие государственную тайну можно разделить на 4 группы:
1)сведения в военной области:
ü о содержаниистратегических и оперативных планов, документов боевого управления поподготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному имобилизационному развертыванию ВС РФ, других войск, воинских формирований иорганов, об их боевой и мобилизационной готовности, о создании и обиспользовании мобилизационных ресурсов;
ü о планахстроительства ВС РФ, направлениях развития вооружения и военной техники,содержании и результатах выполнения целевых программ, научно-исследовательскихи опытно-конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения ивоенной техники;
ü о разработке,технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерныхбоеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалов, используемых вядерных боеприпасах, технических средствах и методах защиты ядерных боеприпасовот несанкционированного применения, о ядерных энергетических и специальныхфизических установках оборонного значения;
ü отактико-технических характеристиках и возможностях боевого применения образцоввооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологияхпроизводства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военногоназначения;
ü о дислокации, назначении,степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, об ихпроектировании, строительстве и эксплуатации, а также об отводе земель, недр иакваторий для этих объектов;
ü о дислокации,действительных наименованиях, организационной структуре, вооружении,численности войск и состояния их боевого обеспечения, а такжевоенно-политической и оперативной обстановке;
2)сведения в области экономики, науки и техники:
ü о содержаниипланов подготовки РФ и ее отдельных регионов к возможным военным действиям, о мобилизационныхмощностях промышленности по изготовлению и ремонту вооружения и военнойтехники, объемах производства, поставках, запасах стратегических видов сырья иматериалов, а также о размещении, фактических размерах и об использовании государственныхматериальных резервов;
ü об использованииинфраструктуры РФ в целях обеспечения обороноспособности и безопасностигосударства;
ü о силах исредствах гражданской обороны, дислокации, предназначении и степенизащищенности объектов административного управления, степени обеспечениябезопасности населения;
ü об объемах,планах государственного оборонного заказа, выпуске и поставках вооружения,военной техники и другой оборонной продукции, о наличии и наращивании мощностейпо их выпуску, связях предприятий по кооперации, разработчиках илиизготовителях указанных вооружения, военной техники и другой обороннойпродукции;
ü о достиженияхнауки и техники, научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектныхработах и технологиях, имеющих важное оборонное или экономическое значение,влияющих на безопасность государства;
ü о запасахплатины, металлов платиновой группы, природных алмазов в Государственном фонде РФ,Центральном банке РФ, а также об объемах запасов в недрах, добычи, производстваи потребления стратегических видов полезных ископаемых РФ;
3)сведения в области внешней политики и экономики, преждевременноераспространение которых может нанести ущерб безопасности государства:
ü овнешнеполитической, внешнеэкономической деятельности РФ;
ü о финансовойполитике в отношении иностранных государств, а также о финансовой илиденежно-кредитной деятельности;
4)сведения в области разведывательной, контрразведывательной и ОРД:
ü о силах,средствах, источниках, методах, планах и результатах разведывательной,контрразведывательной и ОРД, а также данные о финансировании этой деятельности,если эти данные раскрывают перечисленные сведения;
ü о лицах,сотрудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с органами,осуществляющими разведывательную, контрразведывательную и ОРД;
ü об организации,силах, средствах и методах обеспечения безопасности объектов государственнойохраны, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данныераскрывают перечисленные сведения;
ü о системепрезидентской, правительственной, шифрованной, кодированной и засекреченнойсвязи, о шифрах, разработке, изготовлении шифров и обеспечении ими, о методах исредствах анализа шифровальных средств и средств специальной защиты, обинформационно-аналитических системах специального назначения;
ü о методах исредствах защиты секретной информации;
ü об организации ифактическом состоянии защиты государственной тайны;
ü о защитеГосударственной границы РФ, исключительной экономической зоны иконтинентального шельфа РФ;
ü о расходахфедерального бюджета, связанных с обеспечением обороны, безопасностигосударства и правоохранительной деятельности в РФ;
ü о подготовкекадров, раскрывающие мероприятия, проводимые в целях обеспечения безопасностигосударства.
Принеобходимости указанный перечень может пересматриваться.
Каждыйиз государственных органов наделяется полномочиями по распоряжению сведениямиотраслевой (ведомственной) принадлежности в рамках его компетенции,определенной положением о конкретном государственном органе, а также сведениямидругих собственников информации соответствующей тематической направленности поих представлению.
2. Засекречивание и рассекречивание информации
Органами государственнойвласти, руководители которых наделены полномочиями по отнесению кгосударственной тайне, в соответствии с Перечнем сведений, отнесенных кгосударственной тайне, разрабатываются развернутые перечни сведений, подлежащихзасекречиванию. В эти перечни включаются, согласно ведомственной или отраслевойспецифики, конкретные сведения, полномочиями по распоряжению которыми наделенысоответствующие органы государственной власти, и устанавливается степень ихсекретности.
Установленотри степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, исоответствующие этим степеням грифы секретности для носителей указанныхсведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Количественныеи качественные показатели ущерба безопасности РФ определяются в соответствии снормативно-методическими документами, утверждаемыми руководителями органовгосударственной власти, которые наделены полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, и согласованными с Межведомственной комиссией по защитегосударственной тайны. Эти данные официально не публикуются.
Ксведениям особой важности следует относить сведения в области военной,внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространениекоторых может нанести ущерб интересам РФ в одной или нескольких изперечисленных областей.
Ксовершенно секретным сведениям следует относить сведения в области военной,внешнеполитической, экономической, научно-технической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространениекоторых может нанести ущерб интересам министерства (ведомства) или отраслиэкономики РФ в одной или нескольких из перечисленных областей.
Ксекретным сведениям следует относить все иные сведения из числа сведений,составляющих государственную тайну. Ущербом безопасности РФ в этом случаесчитается ущерб, нанесенный интересам предприятия, учреждения или организации ввоенной, внешнеполитической, экономической, научно-технической,разведывательной, контрразведывательной или оперативно-розыскной областидеятельности.
При невозможностиидентификации полученных (разработанных) сведений со сведениями, содержащимисяв действующем перечне, должностные лица органов государственной власти,предприятий, учреждений и организаций обязаны обеспечить предварительноезасекречивание полученных сведений в соответствии с предполагаемой степеньюсекретности и в месячный срок направить в адрес должностного лица, утвердившегоуказанный перечень, предложения по его дополнению.
Предварительноезасекречивание таких сведений необходимо проводить для преждевременного,несанкционированного их разглашения. Ведь на момент получения либо разработкисведений, которых невозможно идентифицировать со сведениями, содержащимися вдействующем перечне сведений, относящихся к государственной тайне можно толькопредполагать о возможности отнесения этих сведений к государственной тайне. Прирешении вопроса о предварительном засекречивании полученных (разработанных)сведений необходимо, кроме принципа соблюдения безопасности государства, такжеруководствоваться положениями ст. 5Закона «О Государственной тайне» регламентирующими, в какой области, какиесведения в общей форме следует отнести к государственной тайне. Припредварительном засекречивании сведений также необходимо определиться к какойстепени секретности они могут быть отнесены.
Согласно ч. 3 ст. 11 Закона «О Государственнойтайне», должностные лица, утвердившие действующий перечень, обязаны в течениетрех месяцев организовать экспертную оценку поступивших предложений и принятьрешение по дополнению (изменению) действующего перечня или снятиюпредварительно присвоенного сведениям грифа секретности.
Экспертная оценкапоступивших предложений проводится путем поручения специалистам в области(областях) либо направлениях науки, техники, экономики, политики, обороныисследования этих предложений, оценки возможности причинения ущербабезопасности государства, в случае разглашения полученных (разработанных)сведений. Данные специальные исследования могут поручаться как специалистам одноговедомства, так и разных, в зависимости от того, к компетенции одного илиразличных ведомств могут относиться вопросы засекречивания полученных сведенийи насколько широко они могут затрагивать сферы деятельности той или инойотрасли.
Затем, должностные лица,утвердившие действующий перечень производят анализ представленных материалов(предложений и заключений специалистов) и на их основании делают вывод оцелесообразности засекречивания полученных (разработанных) сведений иприсваивания им той или иной степени секретности. И в случае положительноговывода принимается решение по дополнению действующего перечня или снятиюпредварительно присвоенного сведениям грифа секретности. О принятом решениинезамедлительно извещаются должностные лица, направившие предложения подополнению перечня сведений, отнесенных к государственной тайне.
Сведения, составляющиегосударственную тайну, должны содержать следующие реквизиты:
1) о степени секретностисодержащихся в носителе сведений со ссылкой на соответствующий пункт действующегов данном органе государственной власти, на данном предприятии, в данныхучреждении и организации перечня сведений, подлежащих засекречиванию;
2) об органегосударственной власти, о предприятии, об учреждении, организации,осуществивших засекречивание носителя;
3) о регистрационномномере;
4) о дате или условиирассекречивания сведений либо о событии, после наступления которого, сведениябудут рассекречены.
Срокзасекречивания сведений, составляющих государственную тайну, не долженпревышать 30 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен позаключению Межведомственной комиссии по защите государственной тайны.
Рассекречиваниесведений и их носителей – снятие ранее введенных в предусмотренном, Законом «Огосударственной тайне», порядке ограничений на распространение сведений,составляющих государственную тайну, и на доступ к их носителям.
Основаниями длярассекречивания сведений являются:
1) взятие на себя РФмеждународных обязательств по открытому обмену сведениями, составляющими в РФ государственнуютайну, что может происходить путем заключения международных договоров,соглашений, конвенций, присоединения к ранее уже подписанныммеждународно-правовым актам;
2) изменение объективныхобстоятельств, вследствие которого дальнейшая защита сведений, составляющихгосударственную тайну, является нецелесообразной.
В целях актуализацииперечней сведений, составляющих государственную тайну, эффективности мер позащите государственной тайны закон обязывает органы государственной власти,руководители которых наделены полномочиями по отнесению сведений кгосударственной тайне, периодически, но не реже чем через каждые 5 лет,пересматривать содержание действующих в органах государственной власти, напредприятиях, в учреждениях и организациях перечней сведений, подлежащихзасекречиванию, в части обоснованности засекречивания сведений и ихсоответствия установленной ранее степени секретности. Решения об измененииперечней сведений подлежащих засекречиванию принимаются руководителями органовгосударственной власти только в отношении тех перечней, которые были утвержденыи действовали в этих органах.
Рассекречивание сведений,составляющих государственную тайну и их носителей, неразрывно связаны междусобой. При этом может возникнуть ситуация, что на самом носителе информациисодержатся сведения различной степени секретности.
По общему правилуносители сведений, составляющих государственную тайну, рассекречиваются непозднее сроков, установленных при их засекречивании. Если перечень сведений,составляющих государственную тайну, действующий в данном органе, на основаниикоторых эти сведения были засекречены, изменился, то носители сведений могутбыть рассекречены ранее срока.
В исключительных случаяхправо продления первоначально установленных сроков засекречивания носителейсведений, составляющих государственную тайну, предоставляется руководителямгосударственных органов, наделенным полномочиями по отнесению соответствующихсведений к государственной тайне, на основании заключения назначенной ими вустановленном порядке экспертной комиссии.
Исключительными следуетсчитать из ряда вон выходящие, неординарные случаи, требующие немедленноговмешательства, под угрозой причинения значительного ущерба безопасностигосударства. При этом к каждому такому случаю необходимо подходитьиндивидуально и давать ему экспертную оценку.
Также, ч. 3 ст. 14 Закона«О государственной  тайне», руководители органов государственной власти,предприятий, учреждений и организаций наделяются полномочиями порассекречиванию носителей сведений, необоснованно засекреченных подчиненными имдолжностными лицами. Данное положение закона облегчает решение споров связанныхс необоснованным засекречиванием информации, призвано способствоватьсвоевременному восстановлению нарушенных при этом прав и свобод граждан,избегания неоправданных экономических потерь, связанных с такимзасекречиванием.
По общим правилам вопросырассекречивания сведений и их носителей находятся в компетенции руководителейорганов государственной власти, которые их засекретили, или руководителей,утвердивших перечни сведений, составляющих государственную тайну, на основаниикоторых эти конкретные сведения были засекречены.
Часть 4 статьи 14 Закона «О государственной тайне» предусматривает, то, что руководители государственныхархивов РФ могут рассекречивать носители сведений, составляющих государственнуютайну, находящихся на хранении в закрытых фондах этих архивов, в случаеделегирования им таких полномочий организацией-фондообразователем или ееправопреемником.
Данное положение законаобъясняет возможность простого выхода из ситуации, когда секретные документыдавно переданы в архив, отвечающий за их сохранность, за ознакомление с нимитолько лиц, имеющих соответствующий допуск, а организация передавшая этиносители информации должна терять какие-либо материальные, физические затраты,на выполнение работы по рассекречиванию документов, уже выбывших из ихвладения.
Согласно ст. 2 Положения о Межведомственнойкомиссии по защите государственной тайны[2], данный орган защитыгосударственной тайны в области рассекречивания сведений и их носителейобладает следующими полномочиями:
1) определяет порядокрассекречивания носителей сведений, составляющих государственную тайну, в случаеликвидации организации-фондообразователя и отсутствия ее правопреемника;
2) решает вопрос опродлении 30-летнего срока засекречивания сведений, составляющихгосударственную тайну.

Литература
1.        Закон РФ от 21июля 1993 г. № 5485-1 «О Государственной тайне» // «Российская газета» от 21сентября 1993 г. № 182.
2.        Городов О.А. Информационное право: учебник. – М.:ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.
3.        Козлов С.С.,Тимошенко В.А.Комментарий к Закону от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственнойтайне». – М.: ООО «Новая правовая культура», 2006 г.