Сущность государства общечеловеческие и классовые начала

–PAGE_BREAK–Глава 1. Понятие государства

Понятие государства неразрывно связано, по меньшей мере, с двумя методологически очень важными обстоятельствами:

1). Государство — это всегда результат социально-духовного, политического, культурного, творчества людей, общества. Оно представляет собой материально-предметное воплощение соответствующих объективных общественных потребностей. Однажды возникнув, государство не может оставаться неизменным навсегда. Оно — объективно меняющийся и противоречивый внутренне реальный факт исторического движения общества. Государство  переживает такие фазы в своем существовании как становление, развитие, подъем, расцвет, кризис, деградация, упадок. Эти стадии могут проходить вместе или параллельно с обществом, а также независимо от общества. В связи с этим может меняться не только субъективная оценочная, ситуативная характеристика государства, но и само его понятие. Другими словами, невозможно сформулировать понятие государства, одинаково успешно «работающее» и объясняющее государства в различные эпохи, в различных формациях и цивилизациях его существования.

2). В процессе познания нельзя смешивать понятие (или определение) и понимание государства. Одно из назначений определения государства состоит в том, чтобы выделить государство из окружающих его мира вещей, форм, институтов в различных сферах жизни общества и человека. Определение государства лежит в самом начале познания государства. Понимание  государства в методологическом плане требует выработки развернутой системы понятий и определений, в которых находят свое научное выражение и фиксацию различные стороны исторического движения государства такие как сущность, формы, функции государства, государственная власть, государственный аппарат, государственный орган и другие. Понять государство —  значит создать развернутую и целостную систему понятий и определений различных сторон государства, т.е. создать своего рода его конкретный теоретический портрет.

Раздел 1. Определение государства

Из истории политический мысли известны сотни понятий и определений государства, которые были сформулированы философами, теологами, социологами, практическими политическими и государственными деятелями. Рассмотрим некоторые из них:
государство — это «сообщество равных людей для достижения возможно лучшей жизни»  государство — это ” способ территориально-политической организации общества”  государство — это «сообщество людей, объединенное единым правом, единой властью и единой территорией, где власть формируется основании права действует в соответствии с правом и ради права  »  государство — это «нечто разумное в себе», или «нравственный универсум»  государство — это политическая форма социально-экономического дифференцированного общества  государство — это аппарат  для поддержания господства единого класса над другим. Также очень хорошо известны метафорические определения государства: государство – это я” государство — это мы”.
Из этих определений государства, выработанных политической мыслью можно сделать следующие методологически значимые выводы:

·        государство — это продукт жизнедеятельности общества в целом

·        государство существует не в любом обществе, но только в том, в котором есть развитая и противоречивая структура на всех уровнях (экономика, собственность, формы сознания, личность, социальные классы, социальные группы и др.)

·        общество, в котором есть государство, — это государственно-организованное общество; для такого общества государство — это форма его существования

·        на теоретическом, познавательном уровне государство и общество не совпадают друг с другом

·        при любом определении государства речь идет и об определенных властных институтах, государственном аппарате, системе властных государственных органов, в деятельности которых заняты специфические социальные группы
Вышеперечисленные  выводы позволяют сформулировать следующее  определение государства:

 Государство — это организация политической суверенной власти, осуществляющая управление экономическими, социальными, политическими, духовными процессами жизни общества. Но здесь важно отметить следующее, что любое определение государства, кто бы его ни давал (например, среди авторов вышеприведенных определений — Аристотель, Г. Гегель, К. Маркс, В.И. Ленин), всегда будет односторонним неполным абстрактным. Оно не способно научно выразить, теоретически реконструировать многочисленные сущностные, формальные, функциональные, структурные свойства государства. При этом абстрактный характер понятий и определений государства не является их недостатком. Он — их неотъемлемое свойство, так как связан лишь с самим началом процесса познания и понимания государства.

Проблема формулировки и выбора понятия государства связана с еще одним познавательным моментом.  Помимо предельно общего понятия государства вообще можно давать, например,  понятие национально-конкретного государства ( французское, германское или русское) или рабовладельческого, фашистского, теократического государства. Отсюда складывается широкая система понятий государства различного уровня обобщенности, которые дают возможность увидеть особенности и специфику познания чрезвычайно разнообразного мира государств. Важно только при этом помнить, что все эти многочисленные понятия и определения государства (пусть и абстрактные) — не плод умозрительных конструкций, каких-либо выдумок или фантазий, но и определенный теоретический, научный аналог опыта реальной государственной практики. Это верно и в том случае, когда формулируется понятие государства вообще.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Раздел 2. Понимание государства
 С давних времен мыслители пытались ответить на вопрос, что такое государство. Еще древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон спрашивал и одновременно отвечал: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Несколько иной позиции придерживал­ся правовед Н. М. Коркунов. Он говорил, что «государство есть общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным по­рядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства»[1]. Сло­вом, многие ученые понимали государство как организацию правопорядка, видели в том его суть и главное назначение. Но это только один из признаков данного феномена.

В буржуазную эпоху широкое распространение полу­чило определение государства как совокупности людей, территории, занимаемой этими людьми, и влас­ти. Известный политический деятель Л. Дюги выделяет четыре элемента государства:

1)совокупность человеческих индивидов

2)определенную территорию

3)суверенную власть

4)правительство

«Под понятием государства,— писал Г. Ф. Шершеневич,— понимается союз людей, осевших в известных границах и подчиненных одной власти».

Рассматриваемое определение, верно отражающее не­которые признаки государства, послужило по­водом для различных упрощений. Ссылаясь на него, одни авторы отождествляли государство со страной, другие—  с обществом, третьи— с кругом лиц, осущест­вляющих власть. В.И. Ленин крити­ковал это определение за то, что многие его сторонники в ряду отличительных признаков государства выделяли принудительную власть: «Принудительная власть существует во всяком человеческом общежитии,  в родовом уст­ройстве, в семье, но государства тут не было».

Также не согласны с приведенным понятием и сторон­ники психологической теории права. «Государство не совокупность людей определенного рода,— утверждал Ф. Ф. Кокошкин,— а отношения между ними, форма обще­жития, известная психическая связь между ними»[2]. Однако «форма общежития», форма организации обще­ства— тоже лишь один из признаков, но не все госу­дарство.

Трудности выработки дефиниции анализируемого сложного и изменяющегося явления породили в те годы неверие в возможность ее формулирования вооб­ще. М. Вебер, в частности, писал: «Ведь государство нельзя социологически определить, исходя из содержа­ния его деятельности. С одной стороны не существует таких задач,  выполне­ние которых политический союз не брал бы в свои руки то здесь, то там; с другой стороны, нет такой задачи, о которой можно было бы сказать, что она во всякое время полностью  присуща тем союзам, которые называют «политическими». Это значит, что в наши дни— государствам или союзам, которые исто­рически предшествовали современному государству»[3].

Не один раз обращались к определению государства К. Маркс и Ф. Энгельс. Эти учёные считали, что государство — это «та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующе­му классу, осуществляют свои общие интересы, и в которой всё гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение»[4]. Много лет спустя Ф. Энгельс сформулировал краткое, но, на самом деле, самое конфронтационное определение, согласно которому «государство есть не что иное, как машина для подавления одного класса другим»[5]. В. И. Ленин внёс в приведенное опреде­ление некоторые изменения. Он писал, что «Государство — это есть машина для поддержания господства одного класса над другим»[6].

Эти два определения были широко распространены и в науке, и в официальной пропаганде. Однако они применимы только к таким государствам, в которых возникает высокая классовая напряженность и полити­ческое противоборство грозит разрушением общества. Иначе говоря, эти определения подходят к тираничес­ким и диктаторским государствам. Выводя на первый план их насильственную сторону, указанные определе­ния мешают увидеть в государстве ценные феномены цивилизации, культуры и социального порядка.

В современной учебной литературе государство обыч­но определяется как политико-территориальная суверен­ная организация публичной власти, имеющая специаль­ный аппарат, способная делать свои веления обязатель­ными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства и в целом приемлема, но в ней слабо отражена связь государства и общества. Более точной будет следующая формулировка:государство— это политическая организация общества, обеспечивающаяего единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гаранти­рующая права, свободы граждан, законность и право­порядок.

Приведенное определение отражает общее понимание государства, но больше подходит к современному госу­дарству. В нем подчеркивается, что государство есть политическая организация всего общества, всех его граждан. Оно выполняет жизненно важные для общества функции, обеспечивает его единство и целост­ность, управляет важнейшими общественными дела­ми. В то же время государство призвано гарантировать права и свободы граждан, поддерживать надежный право­порядок в обществе.

Раздел 3. Признаки государства

Признаки любой вещи являются свойствами данной вещи, образующими ее качественную, а не количественную сторону. Признаки позволяют не только отличить вещь от иных, сходных с нею или не сходных, вещей, также они помогают более наглядно, предметно-вещественно, осязаемо раскрыть содержательную, сущностную и функциональную стороны вещи. Эти общие методологические положения вполне применимы и к государству.

Традиционно выделяют следующие признаки государства:

·        Территория и осу­ществление публичной власти в территориальных преде­лах.. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в под­данных или граждан государства. Возникают, таким обра­зом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт— подданство или гражданство.

С территориальной организацией населения сопря­жено не только возникновение государства, но и начало  складывания отдельных стран. А потому с этих позиций понятия «государство» и «страна» во многом совпадают.

Административно-территориальная организация населения как признак государства, прежде всего, раскрывает взаимосвязь таких понятий и реальностей, как власть, общество, территория. Данный признак показывает, что государство, каким бы оно ни было, большим или малым, сильным или слабым, развитым или слаборазвитым, всегда существует и функционирует в определенных территориально-пространственных и социальных (население,  нация, народ) границах. Поэтому нет мирового государства, мировой публичной власти.

Для общества характерны разнообразные отношения и связи — экономические, имущественные, религиозные, нравственные, психо-эмоциональные, ценностные, кровнородственные и др. Собственно, эти связи и отношения и делают общество обществом. Если же в обществе есть государство, то к данным отношениям с необходимостью добавляются властеотношения, государственные управленческие отношения, административно-территориальные связи. Данный признак естественно и не случайно порождает такие институты и явления, как «гражданство», «гражданин», юрисдикция”,.

 Публичная (государственная) власть. В качестве признака публичная власть раскрывает государство прежде всего как институциональную систему, совокупность институтов власти, государственный аппарат, государственные властные органы, правоохранительную систему, систему военных структур, карательные, репрессивные органы. Публичная власть включает в себя и специальный слой людей, т.е. государственных служащих, чиновников, которые на материально-финансовой основе осуществляют профессионально властную, управленческую, правотворческую, правосудную, военную, дипломатическую и иные виды деятельности.

·        Публичная власть – это следующий признак государства. Публичная власть особенно ярко показывает несовпадение государства и общества. При этом нисколько не снижается научная значимость понятия государства как политической формы, способа организации общества в целом. Именно данный признак фиксирует деление общества на властвующих и подвластных, управляющих и управляемых. Одновременно сохраняет свою научную и практическую значимость деление элементов структуры общества по имущественным, идеологическим, религиозным, половозрастным, национальным, классовым, сословным, групповым основаниям.

Деление общества на властвующих и властных, управляющих и управляемых не следует рассматривать как недостаток общества, от которых необходимо поскорее избавиться. Этот признак не подводит к тому, чтобы понимать государство только и исключительно как добро или зло. И теоретически, и практически этот признак раскрывает, насколько сложным, неоднозначным, противоречивым может быть соотношение государства и общества. Общество может испытывать доверие или недоверие к институтам публичной власти. Более того, отношение общества к власти может принять самые радикальные революционные формы. И этому история дает немало примеров. Другими словами, государство, публичная власть могут отделить себя от церкви, но никогда не сумеют отделить себя от общества. В итоге, публичная власть как признак государства называется публичной по следующим основаниям:

1. Она является предметно-институциональным воплощением, реализацией объективных общественных потребностей в государстве.

 2.Публичная власть выступает и действует всегда от имени общества, народа, нации.

3.По своему назначению, целям, задачам, функциям публичная власть действует в интересах общества.

4.Публичная власть открыта и доступна обществу в той или иной форме. Например: политические партии, избирательные системы, общественные организации, общественные движения и др.

В своем содержании, институциональном составе, системе государственного аппарата, соотношении государственных органов, принципах и организации их деятельности публичная власть зависит от степени развитости государства и общества в целом, их исторического типа, конкретной стадии их исторического движения.

·        Государственный суверенитет.Понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков, когда нужно было отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. В наше время суверенитет— обязательный признак государства. Любая страна, которая не имеет суверенитета — это колония либо доминион.

Суверенитет как признак государства — это верховенство и независимость государства, государственной власти внутри и вне общества, на территории, на которой возникло, существует и действует данное государство, и по отношению к другим иностранным государствам.

За последние время сложились различные теории суверенитета — доктрины «государственного суверенитета», «суверенитета народа», «суверенитета нации», «ограниченного суверенитета», «абсолютного суверенитета»  вплоть до современных авангардистских теоретических версий об утрате суверенитетом в условиях глобализационных  процессов своего научного и политико-практического значения.

Как признак государства суверенитет фиксирует уникальное и единственно возможное место, которое занимает государство в обществе. Он есть непосредственное выражение самостоятельности (пусть и относительной) государства по отношению к обществу в целом, составляющим его социальным классам, группам, сословиям, нациям, этносам, политическим партиям, общественным организациям, отдельной личности. Без самостоятельности, без суверенитета государство не смогло бы сколько-нибудь эффективно и даже просто реально реализовать свое назначение, свои функции. Правда, такие теоретические и политико-правовые конструкции, как «суверенитет народа», «народ — единственный источник власти», «право нации на самоопределение», «государственное образование» показывают сложную и противоречивую природу государственного суверенитета, которая реально зависит от формы правления государства, формы государственного устройства, социально-экономических, политических, национальных процессов и движений в обществе, от конкретно-исторического типа общества.

Суверенитет государства стремится быть абсолютным, т.е. неограниченным. Однако в реальной жизни он ограничивается факторами различного свойства — внешними, внутренними, объективными, субъективными. Среди них можно назвать мировую систему государств, военный захват всей территории или части территории государства другими государствами, объективные экономические законы, нравственный и духовный мир человека.

Итак, суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.

Верховенство государственной власти внутри страны обозначает: а) универсальность ее властной силы, кото­рая распространяется на все население, все партии и общественные организации данной страны; б) ее преро­гативы (государственная власть может отменить, при­знать ничтожным всякое проявление любой другой общественной власти, если последняя нарушает закон); в) наличие у нее таких средств воздействия, которыми никакая другая общественная власть не располагает (армия, полиция или милиция, тюрьмы и др.).

·        Неразрывная связь государства и права.Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т.е. законными. Госу­дарство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государ­ственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчинен­ности государства праву и формируется демократичес­кое правовое государство.

·        Налоги. Именно государство устанавливает, взимает налоги, формирует или изменяет налоговую систему. Однако налоги по своей природе, прежде всего, экономический, а точнее, социально-экономический институт, который возникает в результате действий сложнейших социально-экономических механизмов и процессов. Здесь же наряду с налогами возникают и такие институты, как «деньги», «прибыль», «проценты», «заработная плата» и т.п. С такого рода оговорками налоги можно считать одним из признаков государства.

·        Следующий признак- это государственный язык.

Язык как средство коммуникации, знаковая система, инструмент передачи информации рождается долгим историческим опытом  данного общества, народа. Он развивается по свойственным ему логике и закономерностям, испытывая при этом на себе воздействие и со стороны общества, государства. Государство «разговаривает» с обществом на том языке, который объективно сложился и функционирует в данном обществе, народе. Государственный язык – это теоретико-практически  , политико-юридически важное, но самостоятельное понятие.

Кроме названных признаков в теории выделяют формальные атрибуты, символику государства.

·        К последним относят герб, гимн, флаг и столицу. Символика помогает полнее, тоньше осмыслить государство, его намерения, предпочтения; помогает выстроить развернутый образ государства в целом.

Таким образом, понятие государства, его характеристики конкрети­зируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества. Анализ призна­ков государства углубляет знания о нем, подчеркивает его уникальность в качестве ничем не заменимой формы организации общества и важнейшего общественно-поли­тического института.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 2. Общая характеристика теорий происхождения государства

Чтобы еще ближе подойти к вопросу о сущности государства, очень важно рассмотреть характеристику теорий происхождения государства.

Существует множество весьма разнообразных теорий, по-разному объясняющих происхождение государства, природу государственной власти, её цели и задачи, пути развития государства.  Множественность таких теорий связана не только со сложностью, многосторонностью государства как социального явления, разнообразием его форм в прошлом и настоящем, но и с тем, что государство осуществляет политическую власть, его деятельность прямо затрагивает  интересы различных социальных классов и групп. Связано это с разнообразием идеологических позиций. Рассмотрим теории, которые различают государство и общество и выделяют происхождение государства и права а качестве специфической проблемы.

·        Теологическая теория.

Одной из первых теорий происхождения государства была теологическая, объясняющая его возникновение божественной воли. Её представителями многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы, идеологи ислама и современной католической церкви. Теологическая теория не раскрывает конкретных путей, способов реализации этой божественной воли. В то же время она отстаивает идеи незыблемости, вечности государства, необходимости всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога, но вместе с тем и зависимости самого государства от божественной воли, которая проявляется через церковь и другие религиозные организации.

Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть: вопрос о её истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего Разума, т.е. это в конечном итоге вопрос веры.

·        Патриархальная теория.

Эта теория также возникла в древности, её основателем был Аристотель. Смысл этой теории в том, что государство возникает из разрастающейся из поколение в поколение семьи. Глава этой семьи становится главой государства – монархом. Его власть – это продолжение власти отца, монарх же является отцом всех своих подданных. Из патриархальной теории вытекает вывод о необходимости для всех людей подчиняться государственной власти и её законам. Основные положения патриархальной теории убедительно опровергаются современной наукой. Нет ни одного исторического свидетельства подобного способа возникновения государства. Напротив, установлено, что патриархальная семья появилась вместе с государством в процессе разложения первобытно- общинного строя. К тому же в обществе, в котором существует такая семья, родственные связи достаточно быстро утрачиваются.

Вместе с тем эта теория привлекает внимание к семье. Семья – мельчайшая частица общества, и само ее существование, ее форма влияют на развитие общества, создают определенные предпосылки для возникновения государства.

·        Органическая теория.

Эта теория возникла в 19 веке в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше.

Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон сравнивали государство с организмом, а законы государства – с процессами человеческой психики. В соответствии с органической теорией само человечество возникает как результат эволюции животного мира от низшего к высшему. Дальнейшее развитие приводит к объединению людей в процессе естественного отбора в единый организм – государство, в котором правительство выполняет функции мозга, управляет всем организмом, используя, в частности, право как передаваемые мозгом импульсы. Низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы – внешние ( оборона, нападение ).

·        Теория насилия.

Эта теория также возникла в 19 веке. Ее представителями были Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг и другие. Они объясняли возникновение государства и права факторами военно – политического характера: завоеванием одним племенем другого. Для подавления порабощенного племени и создавался государственный аппарат, принимались нужные законы. Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному.

Оценивая эту теорию, следует отметить, что она описывает один из частных случаев возникновения государства. Однако для того, чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень развития экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.

·        Психологическая теория.

Представителями этой теории, возникшей также в 19 веке, были Г. Тард, Л. И. Петражитский и другие. Они объясняли появление государства и права проявлением свойств человеческой психики: потребностью  подчиняться, подражанием, сознанием зависимости от элиты первобытного общества, осознанием справедливости первобытного общества, осознанием справедливости определенных вариантов действия и отношений.

Естественно, что социальные закономерности реализуются через человеческое поведение, деятельность. Поэтому свойства человеческой психики оказывают определенное влияние на реализацию этих закономерностей. Но, с одной стороны, это влияние не является решающим, а с другой – сама человеческая психика

Формируется под влиянием соответствующих экономических, социальных и иных внешних условий. Поэтому именно эти условия  должны учитываться в первую очередь.

·        Теория общественного договора (естественного права).

Эта теория была сформулирована в работах раннебуржуазных мыслителей: Г. Гроция, Т. Гоббса, Дж. Локка, Б. Спинозы, Ж.Ж. Руссо, А.Н. Радищев и другие. По этой теории до появления государства люди находились в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному ( неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие –« золотой век» и т.п.). В большинстве концепций входит идея «естественного права», т.е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы. Однако в процессе развития человечества права одних людей приходят в противоречие с правами других, нарушается порядок, возникает насилие. Чтобы обеспечить нормальную жизнь, люди заключают между собой договор  о сознании государства, добровольно передавая ему часть своих прав. Эти положения нашли выражение в конституциях ряда западных государств. Так, в Декларации независимости США (1776 г.) говориться: «Мы считаем самоочевидными истины: что все люди созданы равными и наделены Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относится право на жизнь, на свободу и на стремление к счастью; что для обеспечения этих прав люди создают правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых…»[7]

·        Историко-материалистическая теория.

Возникновение этой теории обычно связывают с именами К. Маркса, Ф. Энгельса и Л. Моргана. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства  и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.

Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствующий в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.

Именно историко-материалистическая теория имеет под собой строго научные основы. При этом, как будет показано ниже, оба ее направления правомерны, поскольку в разных исторических условиях решающее значение в качестве причин появления государства могут приобретать как классовые антагонизмы, так и необходимость решения общих дел, совершенствования управления обществом, специализации этого управления как формы разделения труда.[8]
Также очень важно отметить, что существующие теории государства можно разделить на четыре группы:

1). О сущности государства

2).О целях и задачах государства

3).О средствах и методах деятельности государства

4). О путях и перспективах дальнейшего развития государства

Среди теорий, относящихся к сущности государства, можно выделить следующие:

·        Теория элит

·        Технократическая теория

·        Теория плюралистической демократии

·        Теория правового государства

 Сторонники теории элит, получившей распро­странение вXX в., считают, что народные массы не способны осуществить власть, управлять общественны­ми делами, что государственная власть должна бесконтрольно принадлежать верхушке общества — элите до тех пор, пока одну властвующую элиту не сменит другая.

К теории элит примыкает технократическая теория. По мнению представителей этой теории, властвовать и управлять должны профессионалы-управленцы, менеджеры. Только они могут определять действительные потребности общества, находить оптимальные пути его развития.

Названные теории не лишены определенных достоинств, но обе они страдают антидемократизмом, отрывают власть от народа.

Многочисленные приверженцы различных разновид­ностей демократической доктрины исходят из того, что первоисточником и первоносителем власти является народ, что государственная власть по своей природе и сути должна быть подлинно народной, осуществляться в интересах и под контролем народа.

    продолжение
–PAGE_BREAK–Глава 3.Функции государства, социальное назначение государства.
Чтобы ближе подойти к вопросу о сущности государства, нужно рассмотреть его функции.

Функции государства – главные направления его деятельности, выражающие сущность и назначение государства в обществе. В западной науке вопрос о функциях государства практически не рассматривается, речь идёт о целях и задачах государства. В нашей науке функции государства обычно подразделялись на внутренние и на внешние.
Внутренние функции – это функции, которые осуществляются внутри страны и связаны с реализацией политической власти. Внешние функции – это функции, которые связаны с отношениями данного государства с другими странами.
Среди внешних функций можно назвать следующие: обороны страны, захвата чужих территорий, дипломатическую, взаимопомощи. В 20 веке возникла и стала первостепенной функция поддержания мира и международной безопасности.

Внутренние функции делятся на классовые и общесоциальные. Классовые функции осуществляются в интересах господствующего класса (социальной группы) – охрана существующего государственного и общественного строя, господствующей формы собственности, подавление сопротивления классовых противников и т.д. Общесоциальные функции реализуются в интересах всего общества, в том числе и господствующей элиты, и подчиненных классов и социальных групп. К ним относятся такие функции как развитие экономики, строительство общественных сооружений, борьба со стихийными бедствиями, осуществление социальных программ и другие.

Применительно к социалистическому государству выделялись иные внутренние функции: хозяйственно – организация, культурно- воспитательная, регулирования меры труда и меры потребления, правоохранительная, природоохранительная, социального обслуживания населения. Указывалось и на то, что до начала 30 гг. существовала функция подавления сопротивления эксплуататорских  классов, которая в дальнейшем отмерла в связи с ликвидацией этих классов. Несколько иным  был и перечень внешних функций: поддержание мира, борона страны, сотрудничество с другими социалистическими странами, помощь развивающимся странам, внешние сношения.

Рассматривая эти вопросы, необходимо учитывать следующие обстоятельства:

·        Деление функций государства на внутренние и внешние во многом является условным. Ведь деятельность государства внутри страны – в сферах экономики, политики, культуры и др. – зависит от внешних условий, от внешне – экономических и культурных связей. Особенно ярко это проявляется в современных условиях, когда возникают такие образования, как Европейский союз, Содружество Независимых Государств и т.п. Здесь разделить внешние и внутренние функции зачастую просто невозможно.

·        Далеко не всегда можно различить классовые и общесоциальные функции. Естественно, что социальные силы, которые стоят у власти, осуществляют деятельность, направленную на удержание власти и использование ее в своих собственных интересах. Но ведь эта власть не во всех случаях имеет классовый характер. Так, во многих государствах восточного типа стоящий у власти чиновничий бюрократический аппарат не сформировался в особый класс, а представляет собой достаточно узкую социальную группу. Аналогичное положение может иметь место и в европейских государствах. Например, при бонапартистских и тоталитарных режимах. В этих случаях функции, которые обычно рассматриваются как классовые, приобретают, скорее, групповой, кастовый характер.

·        Вряд ли всегда можно различить функции социалистического и эксплуататорского государства. Так, всякое государство в большей или меньшей степени осуществляет функции, подобные тем, которые относились исключительно к социалистическому государству, в частности, связанные с организацией экономики, развитием науки, культуры, образования, охраной правопорядка, социальным обслуживанием населения. Особенно это относится к современным западным государствам.

Отсюда следует, что представляется интересной идея о единой классификации функций государства независимо от его отнесения к указанным классификационным группам. При таком подходе выделяют четыре функции, которые осуществляются любым государством:

·        Экономическая функция – это функция, которая заключается в обеспечении нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих  форм собственности, организации внешнеэкономических связей.

·        Политическая функция – это функция, которая заключается в обеспечении государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств.

·        Социальная функция – это функция, которая заключается в охране прав и свобод всего населения или его части, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта.

·        Идеологическая функция – это функция, которая направлена на поддержку определенной, в том числе и религиозной, идеологии, организацию образования, поддержку науки, культуры и др.

К этому перечню следует добавить еще одну – экологическую (природоохранительную) функцию. Необходимость такого дополнения вытекает из появления во второй половине  XX века реальной угрозы уничтожения всего живого на Земле в результате деятельности человека.

Следует указать и на новые направления в решении вопросов о сущности государства. Высказываются идеи, что все о которых говорилось выше, фактически не характерны именно для государства, поскольку в их решении заинтересованно всё общество. Все это представляет собой цели или задачи общества в целом. Для государства же характерны те функции, которые вытекают из его основной сущности –  осуществление политической власти. В таком случае государство имеет три основные функции: законодательную, исполнительную и судебную, которым соответствует три основные ветви власти – законодательная, исполнительная и судебная. Иногда выделяется четвертая функция и соответствующая ей ветвь власти – надзорная.

Осуществляя свои функции, государство использует разнообразные методы, которые можно разделить на правовые и неправовые (организационные). Среди правовых методов можно выделить такие, как:
Правотворческий метод – разработка и принятие законов и других нормативных актов. Правоприменительный метод – государственно – властная деятельность компетентных органов по реализации норм права. Правоохранительный метод – деятельность, направленная на осуществление правового контроля и реализацию юридической ответственности.
Из числа неправовых  методов следует выделить:

·        Экономические методы – дотации, госзаказы, кредитование, регулирование цен и др.

·        Политические методы – согласование позиций различных политических течений, переговоры и проч.

·        Идеологические методы – обращения к населению, призывы и т. п.

·        Собственно организационные методы – планирование, программирование, контроль  и др.

    продолжение
–PAGE_BREAK–