МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
«Алтайская государственная академияобразования имени В.М. Шукшина»
Кафедра изобразительного искусства
Курсовая работа
По дисциплине «Декоративно-прикладноеискусство»
«Пастель и её применение в дизайнеинтерьера»
Бийск — 2010
Введение
Наиболеезнакомое, часто употребляемое в повседневной жизни понятие — «пастельные тона».Каждый, не задумываясь, скажет, что оно означает нежные, приглушенные оттенки.Но спросите у случайного собеседника: «Что такое пастель?» — и, скорее всего,получите лишь общий, расплывчатый ответ: «Пастель — это один из видовизобразительного искусства». Широкой публике пастель гораздо менее известна,чем масляная живопись, акварель или гравюра.
В наше время,когда быстрота процессов давит на нервную систему человека очень важна гармонияи мягкость красок палитры интерьера. Картины в комнате исполненные пастельюподойдут больше, чем маслом или каким либо другим материалом. В пастели изначальнозаложено стремление к покою, созерцанию. Сюжеты её — будь то пейзажи,интерьеры, портреты — незамысловаты, но всегда проникнуты особым лиризмом,ощущением гармонии и тонко уловимыми настроениями природы. Такие картины легковпишутся в интерьер дома и офиса и будут радовать глаз.
Питер Кумбз, ОльгаТрещева, Н.Платонова и другие авторы рассматривали технологию и особенностивыполнения рисунка пастелью. На основе их статей и книг выполнена даннаякурсовая. В нашем городе, в городе Бийск, есть художники, которые такжезанимаются пастелью: график Сергей Иваненко, и живописец Валерий Баринов.
Но не смотряна вышесказанное роль рисунка пастелью в интерьере исследована недостаточно.
Целькурсовой работы: исследоватьПастель и её применение в дизайне интерьера
Объектисследования: пастель,как вид искусства, и роль картин в дизайне интерьера.
Предметисследования: Пастельи её применение в дизайне интерьера
Задачиисследования:
· Анализ литературыпо теме исследования
· Рассмотретьисторию развития рисунка в техники пастели
· Определить ролькартин в интерьере
· Выполнить рисунокпастелью «Закат» для оформления интерьера
Методыисследования: изучениеи анализ литературы, анализ работ выполненных пастелью, обобщения опыта работыпастелью, беседы
Методологияисследованияопирается на работы…….
Практическаязначимость данного исследования заключается в разработке методическихрекомендаций по рисованию пастелью.
Глава 1. История
1.1 История пастели
Рисование пастельюпозволяет установить наиболее тесный контакт между художником и материалом.Цветной мелок становится как бы продолжением пальцев, и между рукой художника ипастелью возникает такая же связь, как между рукой скульптора и глиной, скоторой он работает.
О пастели и рисованиипастелью написано очень мало, и для многих художников, работающих в другойтехнике, пастель как материал и как художественное произведение принадлежит кобласти неведомого. Когда пишешь пастелью кажется, что живопись рождается тутже, от прикосновения твоих пальцев.
Как любая техника, рисованиепастелью имеет свои неудобства. Пастельная живопись создается спонтанно, наодном дыхании. При этом требуется большое мастерство, легкость, а если жевозникает необходимость вернуться назад, к уже сделанному, надо бытьосторожным.
Для пастели хороши всесюжеты, по видимому, из-за той легкости, с которой растушевываются краски напастозном фоне, что позволяет уравновесить тончайшие оттенки цвета, свет итени. Однако художники часто отдают предпочтение обнаженной и полуобнаженнойженской фигуре.
Мелки для рисованияпастелью бывают мягкими и твердыми. В первом случае при широком и свободномнанесении красочного слоя можно получить фактуру, напоминающую живопись маслом.При работе твердой пастелью фактура изображения напоминает рисунок. Великиефранцузские художники эпохи барокко, такие, как Кантен де Латур и Шарден,довели технику рисования мягкой пастелью до совершенства и оставили нампроизведения высочайшего уровня. Эдгар Дега, один из самых выдающихся мастеровпастельной живописи, работая твердой пастелью как обыкновенным карандашом,сумел извлечь из этой техники все ее возможности. Если вы хотите именно писатьпастелью, лучше взять мягкие мелки: они легче наносятся на основу, а краскилучше смешиваются на бумаге.
Итак, пастель (франц.pastel от итал. pastello, уменьшительное от pasta-тесто) — это, техникаживописи и рисования сухими, мягкими цветными мелками. Пастелью такженазывается произведение, выполненное в данной технике. Этот же термин применяютдля обозначения красок (цветных мелков), используемых в этой технике
История пастели какматериала насчитывает около трехсот лет. Только около 1720 года художникипоняли, что пастель отвечает всем требованиям «большой живописи». Еепоявление в истории живописи нельзя отнести ни к счастливой случайности, ни кразряду гениальных открытий.
Пастель похожа на другиематериалы, которые применяются в рисунке, и ее самостоятельное развитиеначинается с момента, когда рисунок перестает быть вспомогательной техникой дляживописи и становится равноправным видом искусства.
Это осознание значимостирисунка начинается в XVвеке, в эпоху Возрождения, когда художники открыли для себя античную культуру,что привело к появлению нового взгляда на природу человека. Именно в это времяначинается углубленное изучение анатомии, требовавшее графического отображенияполученных знаний. Именно с этого периода начинается история пастели.
Точно так же богатство идинамичность готических форм нуждались в новых способах выражения. Начиная с XVI века, в период Чинквеченто,овладение техникой рисунка становится обязательным для всех художников. Многиевскоре достигли в этой области невероятных высот. Используя все возможности,предоставляемые известными в то время материалами — сангиной, углем, тушью,свинцовым карандашом, мелом, — они работали подчас в смешанной технике. Врисунках Леонардо да Винчи (в частности в «Мадонне с младенцем, св. Аннойи Иоанном Крестителем»), Андреа дель Сарто, Рафаэля, Микеланджело впервыевидна фактура, напоминающая пастель, когда она используется как материал длярисунка.
Несмотря на то, чтомастера Чинквеченто применяли разные материалы, их все же можно назватьпионерами техники, похожей на пастель.
Эта манера рисунка будетпроцветать и в эпоху барокко, у которой нет четких границ с Возрождением. Насамом деле Рафаэль и Микеланджело, как и все большие художники последнейчетверти XVI века, еще очень далеки от эстетикибарокко.
Итак, история пастелиначинается в эпоху Возрождения с обычных набросков, исполненных такимиматериалами как сангина, уголь, свинцовый карандаш и мел.
Эпоха барокко,охватывающая период от Возрождения до классицизма, то есть с начала XVII до середины XVIII века, открывается маньеризмом. Для барокко характеренапофеоз фантазии, порожденной восхищением художников великими мастерами XVI века и неослабевающим интересом кклассической древности. Барочные тенденции распространяются по всей Европе, и в20-50-е годы XVIII века достигают Франции и Германии,где проявляются в своеобразной форме, известной под названием«рококо».
Именно в этот период ипоявляется пастель, нашедшая более чем достойное выражение в творчествевенецианской художницы Розальбы Каррьеры (1674-1757).
Розальба Каррьерапрославилась главным образом благодаря своим блестящим пастельным портретам,однако не менее известны ее миниатюры и живописные портреты грешных дев.
Итак, основной толчок вразвитии пастели дала Розальба Каррьера своими портретами.
Розальба Каррьера имелаогромный успех во Франции в эпоху Людовика XV. Сто пятьдесят ее пастелей хранятся в Дрезденской картиннойгалерее.
Современником РозальбыКаррьеры и известнейшим портретистом своего времени был Морис Кантен де Латур(1704-1788). Он сумел запечатлеть все легкомыслие разодетых в шелка и бархатсовременников. Вот-вот и они заговорят.
В это время увлечениепастелью охватило весь Париж. Число художников, отдавших предпочтение этойтехнике, к 1780 году достигло двух с половиной тысяч. Утонченность пастели всочетании с галльским темпераментом позволяла наилучшим образом передать духэпохи через портреты ее самых прославленных представителей.
Всем, кому интереснатехника пастели, полезно поглубже изучать наследие Розальбы Каррьеры, Кантенаде Латура и их современника Жан-Батиста Перронно. Их творчество нагляднопоказывает, что пастель как техника достойна самых больших мастеров.
С этим же периодомсвязано и имя Антуана Ватто (1684-1721). Большой поклонник Рубенса, онпрославился главным образом как автор «галантных празднеств». Егомногочисленные живописные полотна, великолепные сангины, проникнуты тонкойгрустью, навеянной мыслью о быстротечности жизни.
Большое количествопревосходных произведений — свидетельств этой пышной эпохи оставили намсовременники Ватто — Буше и Фрагонар.
Как упоминалось ранее,самым известным художником XVIIIвека, работавшим в технике пастели и расширившим ее возможности, был Кантен деЛатур. Он родился в Сен-Кантене и юношей приехал в Париж, где безвыездно прожилшестьдесят лет — с 1724 по 1784 год, не считая нескольких поездок в Лондон идругие города. Он быстро приметил моду на пастельные портреты, ставшие особопопулярными благодаря творчеству Розальбы Каррьеры, и посвятил этому жанру всюсвою жизнь. Созданные им произведения отличаются изяществом, порой близким кслащавости, и тонким психологизмом. В преклонном возрасте художник вернулся на родину,где сейчас находится самое большое собрание его работ, в том числе множествоэтюдов и набросков, которые по своим художественным достоинствам частопревосходят его законченные портреты.
Де Латур выделяется средипортретистов своего времени не только совершенством техники, но и пониманиемдуха эпохи, о чем свидетельствуют созданные им портреты Даламбера и Руссо,Морица Саксонского и мадам Помпадур…
XVIII век дал немало хорошиххудожников-портретистов. В Испании это Висенте Лопес-и-Портанья, удостоенный в1815 году звания придворного живописца. Назовем также имена Жак-Андре Аведа(1706-1766), друга Шардена, и Франсуа-Гюбера Дровэ (1727-1775) — ученика Буше,-чей слегка слащавый стиль прекрасно подходил для детских портретов. Однакоединственным серьезным соперником де Латура был Перронно.
Он объездил всю Европу иумер в Амстердаме. Прекрасным примером его творчества может служить знаменитаяпастель «Девочка с кошкой» (1745), хранящаяся в лондонскойНациональной галерее.
Итак, в эпоху Рококопастель обретает огромный успех, увлечение пастелью охватывает весь Париж, апортреты в этой технике становятся популярны.
Впервые термин«импрессионист» был употреблен в 1874 году в связи с картиной КлодаМоне «Впечатление. Восход солнца». Слово это было введено в обиходоставшимся неизвестным критиком, вложившим в него явно уничижительный смысл.Постепенно определение перешло на всех участников выставки, организованнойОбществом живописцев, скульпторов и граверов, членами которого были Писсарро,Моне, Дега, Ренуар, Сислей, Сезанн, Гийомен и Берта Моризо. Всех их объединялостремление порвать с официальным академическим искусством.
Итак, импрессионизмобозначил разрыв с прошлым не только совершенно иной манерой письма, но иутверждением за художником права выбора сюжетов, отвергавшихся академическимискусством как малохудожественные.
Импрессионисты совершеннопо-новому увидели и изобразили в своих работах оживление и суету парижскихбульваров, праздничное разноцветье городских садов, кварталы бедноты,основываясь на ином отношении к цвету, оскорблявшем вкус приверженцевтрадиционной живописи.
Сам способ нанесениямазков — один рядом с другим, неопределенность границы между задним и переднимпланом, между предметами и их тенями сводили на нет значение рисунка, считавшегосядо импрессионистов границей формы. Речь шла о действительно новом пониманииживописи, заключавшемся в том, что художник-импрессионист изображал реальныймир посредством цветовых впечатлений. И этой концепции идеально соответствовалапастель.
Некоторые художники этогопериода использовали пастель для того, чтобы запечатлеть ускользающие мгновенияв виде набросков, на основе которых они впоследствии создавали свои живописныеполотна.
Другие, как Дега,обнаружили в пастели идеальный материал для живописи и достигли блестящихрезультатов.
Самые известные в мирепастели созданы Дега. В пастелях импрессионистов цвет является носителем света;он рождает реальность, живущую благодаря цвету и свету. Именно с появлениемимпрессионизма связано начало истории современной живописи. И как это частобывает, новое столкнулось с полным непониманием и неприятием. Импрессионизмупринадлежат такие имена, как Мэри Кассатт, Буден, Берта Моризо, Тулуз-Лотрек,Базиль. Остановимся на творчестве Кассатт. Она родилась в Питсбурге в 1844году, была ученицей Дега. Мэри Кассатт довела технику пастели до поразительногосовершенства, блестяще применяя ее при создании трогательных жанровых сцен,главными персонажами которых являются женщины и дети. Мэри Кассатт и РозальбаКаррьера — две художницы, обогатившие искусство пастели женственностью и особойнежностью.
Пастели импрессионистовхарактеризуются расплывчатым, призрачным изображением, напоминающим видение,существующее благодаря светоносности колорита.
«Красота в искусстве- это действительность, окрашенная нашим первым впечатлением». Эти словаКамиля Коро в какой-то степени объясняют взгляд художников той эпохи наживопись.
Итак, пастель широкоиспользуется в импрессионизме не только для набросков, но и для законченныхработ и самый знаменитый художник (использовавший эту технику) Эдгар Дега.
Прошедший век богатхорошими художниками, многие из которых работают в технике пастели. Сложноохватить великих художников всех стран, работавших в технике пастели. Выберемиспанских художников.
Весной 1984 года длинныеочереди выстраивались перед дворцом вице-королевы на бульваре Рамбла вБарселоне, где проходила выставка выдающегося художника и графика Рамона Касаса(1866-1932). Для многих стала откровением огромная коллекция его рисунковсангиной и углем.
Таким же открытием были ипастели известных испанских пейзажистов Хоакина Мира (1873 — 1940) и ХоакинаСорольи (1883-1924), глубоко проникших в тайны света и блестяще передавших егов своих средиземноморских видах.
Мягкость, характерная длянекоторых сюжетов, требует от художника такой же мягкости и легкости колорита.Этого принципа придерживается Франсиско Серра. В своих, озаренных тихойрадостью пастелях художник передает поэзию повседневной жизни. Живописец играфик Серра стоит в одном ряду с такими мастерами, как Энгр, Коро, Дега, чьевлияние заметно в его творчестве. Его владение натурой, смелые ракурсы, полныеглубокой индивидуальности портреты свидетельствуют в равной мере о высокомтехническом мастерстве, бесконечной любви к искусству, о большом таланте исклонности к размышлению.
Однако крупнейшей фигуройв живописи нашей эпохи, несомненно, остается Пабло Пикассо (1881-1973). Онродился в Малаге в семье скромного учителя рисования. В 1900-е годы получаетхудожественное образование в Барселоне и продолжает его в Париже, где к немуприходит известность. Первая значительная выставка пастелей Пикассо состояласьвесной 1901 года в зале Парес в Барселоне. Она стала настоящим событием иполучила похвальные отзывы самого Утрилло. Пикассо наносил пастель чистымцветом в виде красных, желтых, синих, зеленых и лиловых пятен, безпромежуточных тонов, как это делали художники известной в 1900-е годы вБарселоне группы «Четыре кота».
Женские образы Пикассоотличаются смесью изящества и вульгарности, характерной для определенныхпарижских кругов. Ни один художник не оказал на живописные каноны стольреволюционного воздействия, как Пикассо. Подобно Джотто, Микеланджело иБернини, он стоит у истоков новой эпохи в истории живописи
А вот и превосходныепастели наших современников. Все они различаются, но несмотря на это, все они содинаковой убедительностью демонстрируют богатство возможностей, заложенных втехнике пастели.
Здесь и легкие, полныелиризма работы Эмилии Кастаньеды, смотрящей на мир словно сквозь дымкучувственности, и похожие на фотографии гиперреалистические композицииФуэнтетахи, одновременно мягкие и вызывающие.
Между Кастаньедой иФуэнтетахой, как между полюсами, можно поместить Хоана Марти, автора пастелей,отличающихся четким, энергичным рисунком.
Трудно найти свой путьсреди такого богатства стилей. Главное — выбрать, а дальше — учиться. Учиться устарых мастеров и у современных. Начинать можно в любое время.
Многие художники выбралипастель средством художественного самовыражения. Некоторые используют ее нарядус маслом или акриловыми красками. Главное — узнать и освоить возможностивыбранной техники, а также научиться видеть, что могут дать тебе как художникукрасивое женское плечо, складки небрежно брошенной ткани, неясный сумеречныйсвет или просто цветок.
Внимательное изучениепроизведений предметной живописи помогает выбрать классическое, академическоенаправление в живописи, чтобы затем, получив необходимые знания, отойти отнего, если вам того захочется. Вы сможете отбросить все, что чуждо вашейприроде, и сохраните себя.
Эти примеры демонстрируютогромные возможности пастели, позволяющей любому художнику выразить своичувства.
Пастель может бытьиспользована и в прикладных видах живописи, в частности в рекламе ииллюстрации. Пример тому работы американских художников, созданные при помощиаэрографа и других ультрасовременных средств, они показывают, чего можнодобиться при богатом воображении.
Все эти иллюстрации имеютэнергичную, оригинальную фактуру и достойны занять место в ряду произведенийбольшой живописи.
Итак, пастель в настоящеевремя имеет широкую известность и её возможности, как показала история,неограниченны.
Можно без конца спорить отом, принадлежит ли пастель технике живописи или является разновидностьюрисунка, потому что оба мнения капитально обоснованы и вряд ли когда-либо будетвозможно прийти к определенному решению.
С исторической точкизрения и по своей сути пастель была разновидностью рисунка, ведущей начало отрисования чистой сангиной в соединении с черным карандашом. Наброски цветнойпастелью художников Ренессанса никогда не считались живописью. С конца XVII века пастель утвердилась каксамостоятельная техника рисования благодаря великим придворным портретистамтого времени. Современные художники для обогащения своих рисунков применяютпастель довольно сдержанной цветовой гаммы — скорее тональной, нежелихроматической.
Мел — вид мягкогоизвестняка органического происхождения, белого или серого цвета. В XV веке итальянские художники сталипользоваться карандашами из толчёного мела с примесью связующего вещества,выявляя светлые места в рисунках, выполненных угольным или итальянским(натурального происхождения) карандашами на тонированной бумаге. Смеси белогомела с окислами железа в различных пропорциях давали красный мел (известняк каксангина), сепию, сиену и охру.
Пастель стали употреблятьв начале XVI века. Пастельные палочкивыделывались из красочных пигментов с добавлением связующего вещества безпримеси мела; они были мягче меловых карандашей. В настоящее время практическинет разницы между меловыми карандашами и твёрдыми пастелями.
История приводит нас в1685 год, когда были написаны первые картины пастелью. Очень много Старыхмастеров использовали подкраску пастелью: их картины дышат свежестью и поныне.Обособление пастельной живописи в отдельный вид изобразительного искусстваознаменовалось созданием в конце XIXвека особого общества, которое существует и поныне.
Из всех разновидностейрисунка пастель ближе всех к чистым цветам: порошки красок сохраняют в пастелисвой натуральный цвет и дают интенсивные тона в смешениях.
Однако у пастельныхкрасок самые глубокие, самые звучные тона; цвета мягкие, бархатистые. Красочныйслой иногда закрепляется фиксативом.
Мягкая пастель легкокрошится, линии получаются прерывистыми, неровными. Для цветных рисунковхудожники обычно предпочитают более твердые пастели и мел.
Пастель состоит из сухогокрасочного порошка с добавлением связующих веществ, в том числе гуммиарабика. Взависимости от количества связующего вещества, введенного в краски, получаютсякарандаши различной мягкости: мягкие, средние и твердые. Пастель высшегокачества, с незначительной долей гуммиарабика, довольно легко крошится.
Примесь гипса внизкосортной пастели делает цвета менее матовыми и менее интенсивными. Тот жесостав и у мела, но мел тверже: в нем содержится вещество, подобное гипсу.
Мягкая пастель высокогокачества (с большой долей пигментов) формуется в короткие цилиндрическиепалочки без оправы. Пастель легко ложится на бумагу, оставляя бархатистыйматовый след интенсивного чистого цвета. Пастельная палочка служит долго: еештрихи можно растирать пальцами прямо на бумаге.
Известная французскаяфирма Sennelier вырабатывает пастель 525 цветов извысококачественных пигментов. Такая богатая цветовая гамма избавляет художникаот необходимости цветосмешения (несовместимого с техникой пастели).
Фирмы Sennelier, Schmincke (Германия) и Talens (Голландия) производят мягкиепастели чистых цветов и огромную шкалу промежуточных тонов (сухие красочныепорошки плюс разбеливающее вещество). Таким образом, для разбела тоновхудожнику теперь не требуется чисто белый цвет.
Сухая пастель (её ещеназывают мягкая пастель) — имеет довольно обширную цветовую гамму, состоящуюпримерно из 110 оттенков, хорошо смешивается друг с другом. Имеет эффектбархатистости.
Масляная пастель — производится из воска и минерального масла с добавлением пигментов. В отличиеот сухой пастели, следы от масляной пастели получаются более интенсивными ияркими.
Восковая пастель — основным компонентом является воск с добавлением все тех же пигментов, обладаетхорошей цветостойкостью, штрихи получаются яркими и интенсивными.
Производители выпускаютпастель в виде круглых и квадратных колбасок, последними, так как они имеютострые углы, при необходимости легче проводить тонкие линии или делатьнебольшие акценты.
При всех своихдостоинствах живопись пастелью имеет один недостаток — она очень легкоосыпается, поэтому работы выполненные пастелью необходимо закреплятьспециальными фиксаторами или прятать под стекло в подходящую раму или паспарту.
Пастель — техникаживописи и рисования, а так же краска для них. Разноцветными пастельнымипалочками проводят линии и наносят цветовые’ пятна. В известной мере пастельныецвета можно растушевывать и смешивать. Пастель проста в применении: как и углю,ей не требуется времени для высыхания, поверх неё можно наносить ирастушёвывать тона множество раз. Конечный результат работы зависит от вида избраннойхудожником поверхности, главным образом от её шероховатости
Рассмотрим подробнееразличные материалы ….Как говорит само название, это пастельные палочки в формекарандаша в обычной оправе кедрового дерева. Они удобны для художника,привыкшего работать графитными или цветными карандашами. Недостаток: их труднозатачивать, хотя они мягче цветных. Пастельные карандаши продаются в наборах подвенадцать штук, а так же поштучно.
Акварельные пастели(разновидность цветных карандашей), разведенные водой с помощью кисточки,создают нечто среднее между акварельным и пастельным рисунком. Обычно ониневысокого качества и продаются небольшими наборами в виде палочек икарандашей. Ими можно дополнять работу пастелью, создавая смешения цветов вопределенных местах рисунка.
Мелки — относительнотвердые палочки, которыми выполняются и четкие линеарные рисунки, и мягкиетональные градации. Из-за многообразия видов пастелей не так-то просто отличитьих от мелков. Строго говоря, цвета мела сводятся к белому, черному, сепии исангине — четырем цветам, обладающим идеальным тональным равновесием,приемлемым для всех видов монохромного рисунка и мягких цветовых переходов.Фирмы Conte, Faber-Castellи Koh-i-Noor предлагаютнаборы мелков (иногда с дополнением сиены и ряда нейтральных серых тонов) вформе палочек, карандашей и стержней к механическим карандашам.
В группе мелков сангиназанимает особое место. Теплый красно-коричневый тон излюбленный многимихудожниками и мягкая красочная линия при работе на тонированной бумаге делаютсангину идеальной техникой рисования. Сангина хороша и для линеарного рисунка,и для всех видов растушевки. Это более тонкая, по сравнению с мелом, техника,дающая не столь динамичные, сколько нежные, «певучие» результаты. Традиционныепалочки сангины дополняются карандашами сангины, предназначенными для линеарныхрисунков и тональных эффектов. Для полнейшего использования характерноймягкости сангины многий художники применяют растушку.
Масляные палочки,известные также как масляные пастели (смесь масляных красок с пастелью),появились сравнительно недавно. Ими рисуют прямо на основе, без кистей илимастихинов. Их можно смешивать и распределять по бумаге кистью, смоченной вскипидаре. Густые совершенно не прозрачные мазки масляных пастелей органичновливаются в живопись обычными масляными красками
Упоминая все вышеперечисленные материалы, нельзя не сказать о бумаге. В сущности, можно работатьна любой бумаге. Однако каждая техника рисования требует бумаги определённогокачества. Независимо от того, гладкая бумага или шероховатая, плотная илитонкая, результаты всякий раз будут разными — и по силе штриха, и позавершающей проработке рисунка. Только имея представление о той или инойтехнике, вы сможете выбрать нужную бумагу. Лучшую бумагу можно узнать поводяным или рельефным знакам с названием фирмы или фамилией производителя.Кроме специальной бумаги для рисования, существует гладкая, мелкозернистая,среднезернистая и крупнозернистая бумага. Бумага для пастели
Для работы пастельюпригодна любая поверхность, к которой прилипает пигмент. Лучшая бумага — средне- и крупнозернистая. Мелкозернистая бумага легко и быстро кроетсяпастелью (мягкая пастель легко растекается), однако трудно добитьсямногослойности (небольшие неровности бумаги почти сразу же заполняютсячастичками пигмента). Грубую бумагу труднее закрасить полностью, здесь уместноименно многослойное покрытие. Среднезернистая бумага словно создана для рисункапастелью, её неровности заполняются частичками пигмента. Крупнозернистая бумагаособенно хороша для этой техники. Её фактура имеет нужную степень«схватывания», когда художник работает плавными линиями и добиваетсяполноценных тонов.
Для рисунков пастельючаще всего применяется высококачественная бумага типа Canson Mi-Teintes,содержащая 65% хлопчатобумажного волокна; каждая сторона листа имеет разнуюфактуру. Вырабатывается тонированная бумага всех цветов — от самых тонких,почти неуловимых сероватых тонов до ровных кирпично-красного, тёмно-жёлтого исинего. Тонированная бумага выделывается двух форматов; продаётся так же в видеблокнотов гармоничных цветов (сиены, охры, серого и т.д.).
Итак, с историческойточки зрения и по своей сути пастель можно отнести к разновидности рисунка,имеет различный состав, но основа всегда органический мел, а выбор бумаги (отгладкой до наждачной) для работы пастелью зависит от техники.
пастельпикассо интерьер композиция
1.2 Роль картин винтерьере
С незапамятных временчеловек старается привнести в свой быт уют, гармонию и красоту. Древние грекиукрашали однотонные стены яркими ковриками и рисунками. Римляне тоже весьмавнимательно относились к внутреннему убранству своих домов. Считая греческихмастеров лучшими художниками, они приглашали их отделывать стены росписью имозаикой.
В Византии в IVвеке н. э. обязательным элементом жилого дома была икона. Ее писали восковымикрасками или темперой, обрамляли золотыми, серебряными окладами, отделывалидрагоценными камнями и эмалями. Икона являлась не только предметом моления ипоклонения, но и украшением жилища.
После введенияхристианства на Руси в каждом доме в красном углу — самом почитаемом местегорницы тоже стали размещать иконы. Какое-либо другое настенное убранствовплоть до XVII века не допускалось. По числу икон и богатству оклада судили одостатке семьи. В XVII веке в домашний обиход, по свидетельству историка Н. И.Костомарова, мало-помалу стали входить картины и эстампы, сначала в царскиххоромах, потом у знатных лиц. Интерес к ним начал возникать и в другихсословиях. Впрочем, на эстампах, которые тогда дозволяли себе вешать взолоченых рамах богатые люди, изображались преимущественно священные предметы.При этом их строго отличали от образов, и они не имели вовсе священногозначения.
Во Франции и Фландрии вХII-XIII веках, а немного позже и в Италии стены комнат декорировалибезворсовыми коврами. Ковры-картины называли шпалерами. Их рисунок создавалицветными нитями, плотно закрывающими неокрашенную основу из шерсти и льна. XVII-XVIIIвека — время расцвета изготовления гобеленов. В Париже в 1662 году былаоснована мануфактура братьев Гобеленов, а в 1717 году шпалерная мануфактура открыласьи в Петербурге, где начали ткать первые отечественные ковры-картины. Гобелены, шпалеры, картины являлисьнепременной частью убранства дворцов и загородных резиденций императоров.Именно с интерьером дворцовых ансамблей XVII- XVIII веков связано такоепонятие, как сплошная шпалерная развеска, когда картинами закрывается почти всястена. В Большом Петергофском дворце есть зал, называемый Картинным. В нем поприказу Екатерины Великой разместили 368 живописных полотен итальянскогохудожника Пьетро Ротари, применив приемсплошной шпалерной развески. Новшества в архитектуре и мебелинепременно отражались на оформлении помещения. Так, стиль модерн XIX — началаXX века привнес криволинейные очертания в архитектурные формы, металлическиеограждения в рисунок паркета, а также в настенные панно и предметы обстановки.Распространение функционализма и конструктивизма привело к появлению простых,удобных и трансформируемых интерьеров. Но всегда их неотъемлемым элементомоставалась картина в раме.
Итак, картина, какэлемент интерьера, существует с незапамятных времён и по сей день считаетсянеотъемлемой частью убранства.
Сегодня присутствие в доме произведений живописи считается хорошим тоном.
Картина — классический вариант украшения стены, она способна оживить и наполнитьсмыслом любой интерьер. Часто картину заменяют репродукцией или эстампом(копией известного полотна) — с точки зрения интерьера это не принципиально.Важно, чтобы картина была уместна, а ее палитра, в которой желательнопреобладание светлых и прозрачных или теплых и ярких цветов, дарилапозитивные эмоции.Внимательно стоит выбирать и стиль, вкотором написана картина
Психологисчитают, что некоторые картины отнимают энергию у человека. Это произведенияв стилях абстракционизма, конструктивизма, кубизма — ими лучше любоватьсяна вернисажах, в крайнем случае, повесить в прихожей. Местапостоянного обитания домочадцев лучше украсить творениямихудожников-импрессионистов и реалистическими полотнами с изображениемдетей, животных, моря и морских обитателей, летних и весеннихмотивов. Стоит учесть и жанр картины
Яркийгородской пейзаж хорош в гостиной, здесь он создает торжественнуюатмосферу, будто открывает окно в другой мир. Наполненный светом,умиротворенный сельский пейзаж, выполненный в пастельных тонах, подойдетдля спальни. Обычное место расположения картин здесь — изголовье кровати.Пейзаж с большой глубиной изображения хорошо повесить вдоль лестницы (нотолько не винтовой), оптимальный вариант — несколько картин одного размера,повторяющих линию ступенек.
Натюрморт – самая универсальная картина,по законам живописи на нем могут быть изображены любые неодушевленныепредметы. В арсенале художника бесконечное множество предметов, у насбесконечные возможности их применения в интерьере. Снедь, посуда, овощив столовой и на кухне. Книги, статуэтки, канцелярские принадлежностив кабинете. Срезанные цветы и сорванные фрукты в спальне. Видеале натюрморты на стене должны быть выполнены в общей манере.
Сюжетныекартины -особый случай. Библейские и античные сюжеты внесут в дом элементроскоши и преемственности традиций. Но не любой интерьер выдержит такуюкартину. Ее хорошо повесить над камином в интерьерах классического стиля.Для ампира подойдут батальные сцены, но для таких картин все же лучшенайти место в кабинете, а в гостиной повесить парадные портретыпредков или домочадцев. Жанровые сценки более демократичны, к тому же они могутподчеркнуть род занятий владельца дома или намекнуть о сфере его увлечений.Выбрать картину — полдела, важно выбратьподходящее для нее место и способ ее экспонирования
Традиционнокартины развешивают на стенах симметрично с помощью профессиональныхсистем подвески, которые представляют собой штангу с кронштейнами. Этоочень актуально и удобно — чтобы переместить картину выше или ниже, надолишь передвинуть в нужное положение кронштейн. Но почему бы просто нерасставить картины на полках, на полу, столе, рояле, мольберте,на стуле или в кресле и переставлять их время от времени?
Хорошуюкартину лучше всего повесить в самом освещенном месте комнаты, но прямых солнечных лучей лучшеизбегать, они искажают и обесцвечивают. Оптимальный вариант — искусственная подсветка или скользящий естественный свет. Если окна комнатывыходят на юг или юго-запад, лучшими экспозиционными зонами будут боковыезападные и северо-западные стены. Южная и юго-западная стенаподойдут, если окна глядят на восток.
При окнах,выходящих на север, допустима любая развеска картин, даже напротив окна. Неслучайнохудожники еще в прошлые столетия предпочитали студии окнами на север.Такое положение дает ровное студийное освещение. Но даже если свет позволяет,лучше не развешивать картины по периметру комнаты — на каждой стене — это ломает единую композицию интерьера.
Не стоитобесценивать картину соседством с другими настенными украшениями. Иногда позволительна компания другихкартин. В любом случае они должны быть выдержаны в одной цветовой гамме,чтобы уравновешивать и успокаивать обстановку комнаты, а не создаватьхаос из цветных пятен. Идеальный вариант — картины, составляющие единуюкомпозицию. Например, небольшие картины, расположенные вокруг крупной картины.Такая композиция будет выигрышно смотреться в комнате с высокимипотолками.
Полотна,одинаковые по размеру, можно развесить на стене в ряд, на равном расстоянии друг отдруга или в шахматном порядке, здесь важно соблюсти одинаковые интервалымежду картинами. Картины, разные по формату, удобно располагать ярусами,только не по возрастанию или убыванию — это заведомо неудачная композиция.Официальный вид придадут интерьеру две однотипные картины, симметричнорасположенные, к примеру, над диваном или столом.Картина в интерьере может либосолировать, либо играть роль фона
Яркоеи большое художественное полотно обязательно обратит на себявнимание, станет смысловым центром и будет диктовать свои условияоформления. Стоит подбирать картину под интерьер, если нет желания менятьинтерьер под картину.
Первым деломнужно подумать о стенах, не каждой стене идет картина. Деревянные или имитирующие деревостены не склонны к картинам, написанным маслом. То же самое относится к стенам,отделанным пестрыми обоями, здесь картину придется искать на стене.Правда, можно спасти ее широкой рамой, но лучше все же подготовить ейспециальное место. Часть стены от пола до потолка задрапировать холстом илиобнажить до шероховатой, серой штукатурки. Но все же идеальное местожительствокартины — гладкая, окрашенная краской сдержанного светлого тона стена. А воткрасить стену в тон картине необязательно, и даже нежелательно. Морскойпейзаж, например, в голубой комнате может потеряться.
Обычнокартина работает в команде с мебелью. Чтобы команда была дружной,картину следует вешать не больше чем в 30 см от мебели, в любомслучае специалисты советуют вешать картины всегда чуть ниже, чем хочется, чтобыудобнее было любоваться ею. При этом картина или композиция из картин недолжна быть громоздкой. Эффективной работа будет тогда, когда размер картины непревышает двух третей размера мебели, над которой она висит.
Маленькаякартина на стене может потеряться, потому лучше выбирать размер, равныйхотя бы половине размера мебели. Впротивном случае придется создавать композицию из маленьких картин.Группировать их лучше в одном месте. Можно повесить картины в одинряд, такая композиция должна иметь одну общую мысленную границу вверху иливнизу. Не обойтись здесь и без привычных соседей картины — ваз, статуэток,светильников. Классический вариант грамотного соседства — картины вертикальногоформата, уравновешенные низким сосудом, картины горизонтального формата — высокой вазой.
Итак,умело подобрав картины, репродукции или другие художественные произведения всоответствие с интерьером, личным вкусом и стилем жизни, можно внести в свойдом или офис атмосферу уюта и гармонии.
Глава 2. Практическаячасть
2.1 Последовательностьпостроения композиции для оформления интерьера
Работа с пастелью схожа сработой углём. Обоими материалами проводят линии, наносят пятна, которые можнорастушевать, они дают богатую тональную шкалу. Пастель отличается от угляглавным образом цветом, хотя есть и другие различия, которые следует принять вовнимание для правильного применения этой техники (например, пастелью работаютпри помощи кисти). Ниже вы познакомитесь с этими приёмами и узнаете, какприменять их на практике.
Если растушеватьпастельные штрихи, мельчайшие частички краски заполняют неровности бумаги,линия станет прерывистой. При работе пастелью высшего качества затушеванныеучастки не теряют цветовой насыщенности; правда, фактура может измениться, таккак красочный слой создаёт более мягкую и более однородную поверхность. Чтокасается инструментов, растушка для пастели мало чем отличается от растушки дляугля. Благодаря маслянистости и способности удерживаться на бумаге пастельможно наносить последовательными слоями даже на чистые, несмешанные цвета. Отдругих техник рисования пастель отличается не столько светотеневыми, сколькоцветовыми контрастами.
Эффекты растушевки бываютразными, в зависимости от степени твёрдости пастели. Прежде всего твёрдыепастели и мел плохо растушевываются; штрих не исчезает окончательно, даже еслирастирать его пальцем, растушевкой или тряпкой. Зато линии твёрдых пастелейболее точные и более резкие, чем у мела, что приближает их к техникам, которыемы обычно определяем как графические.
У мягких пастелей болеенасыщенный цвет и лучшая кроющая способность, но они не дают чётких линий,поскольку имеют тенденцию легко крошиться.
Распределив по бумагепигмент пастели, можно осветлить его или потемнить, нанося последовательныеслои белого и черного. Художник может рисовать поверх этого красочного слоя истирать его отдельные участки. Стирать нужно очень мягким ластиком — «Клячей».Твердые ластики не рекомендуются, они могут повредить бумагу, а малаяпоглощающая способность пастели способствует загрязнению тонов (особенносоставных, многослойных).
Пастель гораздо плотнееугля, и это решающий фактор в смешении тонов. Пастельное пятно насыщенного тонадовольно трудно потемнить углем. Цвет нужно потемнеть, когда красочный слой ещетонкий.
Выбор цветных пастелейдостаточно велик, чтобы передать градации различной насыщенности — от светлоготона до темного; нет необходимости пользоваться черным или белым длявысветления или потемнения — вместо них применяются более темные или болеесветлые тона одной.
Хотя пастель являетсясухим красящим веществом, вы можете формировать тона и цвета, нанося слой заслой и затем смешивая их пальцем. Поэкспериментируйте со своими любимымицветами — и тогда вы поймете разницу между понятиями «рисунок пастелью» и«живопись пастелью». По вновь полученному цвету пройдитесь каким-либоконтрастным тоном, и вы увидите что можно накладывать сверху новые тона, неприбегая к стиранию.
Даже дляпрофессионального художника процесс написания картины может оказаться весьмасложным. Ведь ему предстоит превратить чистый лист бумаги в трехмерноеизображение. В этой связи огромное значение имеет композиция. Композиция — этоне просто расстановка не связанных между собой элементов. Сбалансированнаякомпозиция предполагает, что вы использовали ряд технических приемов, которыеподчиняли бы себе взгляд зрителя: создание ключевого элемента или точки сдальнейшим перенесением внимания смотрящего на другие элементы картины. Дляэтого художник должен определить для себя угол зрения, правильно расставитьакценты перспективы, соблюсти масштаб, пропорции и градацию тонов, определивпри этом, с какой стороны падает цвет. Также нужно выяснить для себя, чтоименно вы хотите сказать зрителю картиной.
Выбранный нами уголзрения определяет расположение горизонта. Линия горизонта должна находиться науровне нашего обзора и быть параллельной нижней границе бумаги. Независимо оттого, где условно вы стоите — на земле или на холме, обозревая сверхураскинувшийся перед вами пейзаж, — линия горизонта всегда должна совпадать суровнем вашего обзора. Уровень горизонта может располагаться где угодно, но,как правило, он смещён по отношению к центральной линии, что идёт на пользукомпозиции. Для большинства картин действует правило одной трети: линиягоризонта должна располагаться на одну треть ниже верхней или на одну третьвыше нижней границы бумаги
Соотношение между линиейгоризонта и уровнем обзора формирует пропорции и линейную перспективу.Существует множество книг, специально посвященных линейной перспективе, поэтомуя коснусь этой темы лишь вскользь. Есть основные правила, которые следуетсоблюдать в любом случае: объекты одинаковых размеров по мере удаления должныказаться меньше. Дома всегда должны стоять прямо, не заваливаясь на бок.Продолжения параллельных линий (например, линии крыши или стены) имеюттенденцию к соединению по мере приближения к исчезающей точке. Как правило,исчезающие точки расположены на линии горизонта, но бывают исключения-прилагаются эскизы с комментариями.
Местоположение на картинедиктует большее или меньшее количество деталей. Объекты на переднем планепрописываются более детально и выглядят реалистичнее. Чем отдалённее объект,тем меньше его размеры и тем менее они детализированы. Изменяя размеры и формуобъектов, мы формируем глубину пространства — залог успешного объёмногоизображения.
Ощущение глубиныпространства можно подчеркнуть также использованием тональных переходов.Отдалённые предметы следует писать в бледных холодных тонах. Чем ближе кпереднему плану, тем темнее и теплее тона.
Расположение источникасвета и его интенсивность способны эмоционально окрасить композицию, создаваяособое настроение. При высоком ярком солнце образуются короткие тёмные тени, вто время как при низком закатном — длинные и лёгкие. А если небо затянутооблаками, тени исчезают.
В отличие от другихизобразительных средств пастель — сухой материал, так что растворить его добледных тонов невозможно. Поэтому каждый цвет предлагается во множествеоттенков. В пастелях, точнее в наборах, на каждый цвет приходится по 5 тонов.Тон Т4 — основной, 3,2,1 — самые светлые тона, а тон 5 — самый темный.Постарайтесь купить пастель наивысшего качества. Несколько хороших мелковсослужат вам лучшую службу, чем полный набор дешевых. Есть пастели, в которыедобавлено слишком много связующего вещества, отчего красочный порошок плохоложится на холст или бумагу.
Мелки быстро пачкаются,особенно если хранить их в поддоне, как это делаю я. Чтобы избежать этого,покройте дно поддона слоем мелкоразмолотого риса.
И помните, техникарисования пастелью требует определенных навыков, линии должны проводитьсямягко, почти невесомо, пастель не карандаш, может осыпаться, перед началомработы продумайте цветовую палитру будущего рисунка, заранее подготовьте всенеобходимое, например:
Наждачная бумага — используется для изготовления пастельной пудры и затачивания мелков, еслиразмер мелкий, используется как основа для рисунка.
Щеточка — для очисткиповерхностей рисунка.
Ластик-клячка — имеетмягкую субстанцию, благодаря чему размер стираемого участка можно регулироватьсамому.
Основа для работ: ватман,чертежная бумага, покрытая специальным покрытием, шкурка мелких номеров,мелкозернистая бумага или замша.
Растушевки — специальныепалочки, которые применяются для тонкого разнесения по бумаге.
Фиксаторы (фиксативныелаки) — используются для закрепления готовой картины.
Специальный нож длязаточки — отходы пастели можно перерабатывать в пудру.
При хорошем хранении иправильном уходе — картина, выполненная пастелью, будет долго иметь неизменный,первоначальный вид.
Итак, пастель вполнеможно назвать целой наукой. От её создания и до наших дней произошла огромнаяэволюция, ведь всё начиналось с простых набросков сангиной.
Заключение
На основе анализалитературы рассмотрели историю развития рисунка в техники пастели, роль картинв интерьере и последовательность построения композиции для оформления интерьера.
История пастелиначинается в эпоху Возрождения с обычных набросков, исполненных такимиматериалами как сангина, уголь, свинцовый карандаш и мел. Основной толчок вразвитии пастели дала Розальба Каррьера своими портретами. В эпоху Рококо онаобретает огромный успех, увлечение пастелью охватывает весь Париж, а портреты вэтой технике становятся популярны. Пастель широко используется в импрессионизмене только для набросков, но и для законченных работ и самый знаменитый художник(использовавший эту технику) Эдгар Дега. Эта техника в настоящее время имеетширокую известность и её возможности, как показала история, неограниченны.
С исторической точкизрения и по своей сути пастель можно отнести к разновидности рисунка, имеетразличный состав, но основа всегда органический мел, а выбор бумаги (от гладкойдо наждачной) для работы пастелью зависит от техники.
Картина, какэлемент интерьера, существует с незапамятных времён и по сей день считаетсянеотъемлемой частью убранства, а умело подобрав картины, репродукции или другиехудожественные произведения в соответствие с интерьером, личным вкусом и стилемжизни, можно внести в свой дом или офис атмосферу уюта и гармонии. В пастелиизначально заложено стремление к покою, созерцанию. Сюжеты её — будь топейзажи, интерьеры, портреты — незамысловаты, но всегда проникнуты особымлиризмом, ощущением гармонии и тонко уловимыми настроениями природы. Такиекартины легко впишутся в интерьер дома и офиса и будут радовать глаз.
Библиографическийсписок использованной литературы
1. Питер КумбзПастельная живопись. Перевод с английского С. Кормашовой / Питер Кумбз;Алтайская государственная академия образования имени В.М. Шукшина. – Бийск:АГАО им. В.М. Шукшина, Издательство «Кристина — новый век», Москва, 2002.
2. Издательскаягруппа Паррамон Эдисионес. Все о технике: рисунок. Издательство «Арт — Родник»,Москва, 2002.
3. Ольга ТрещеваРисуем пастелью, рисование пастелью, рисунки пастелью, живопись пастелью,техника рисования пастелью. how-to-do.ru/page.php?id=443.
4. Платонова Н.«Любимая пастель» / Н. Платонова // Юный художник №7. 2002 г.