Содержание
1. Финансовое правов системе права РБ
2. Состав доходов ирасходов бюджета
3. Задача
Список использованных источников
1. Финансовое право всистеме права РБ
Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь ивыделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета иметода правового регулирования.
Предметом любой отрасли права являются общественныеотношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету правовогорегулирования отрасли права отличаются одна от другой.
Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие впроцессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе мобилизации(собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и ихраспределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами ифункциями государства.
Финансовые отношения возникают и развиваются в сферегосударственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимыхгосударству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовыхотношений является государство в лице специальных органов (Министерствафинансов, Министерства по налогам и сборам и др.), наделенных властнымиполномочиями по отношению к другим участникам — организациям и гражданам.
Иногда общественные отношения, составляющие предмет однойотрасли права, могут соприкасаться с отношениями, составляющими предметрегулирования другой отрасли права. Это можно увидеть на примере взаимодействияфинансового и гражданского права. Предметом регулирования названных отраслейправа являются имущественные (денежные) отношения. Так, например, отношения погосударственному займу, при которых заемщиком выступает государство, акредиторами юридические или физические лица, регулируются нормами одного изинститутов особенной части финансового права — государственного кредита.Условия этих отношений устанавливаются государством в лице ПравительстваРеспублики Беларусь. Денежные средства, поступившие по государственному займу,являются источником финансирования дефицита республиканского бюджета исоставляют государственный долг Республики Беларусь. Одновременно отношения попередаче денежных средств взаймы могут быть и гражданско-правовыми. Придоговоре займа, регулируемого нормами Гражданского кодекса Республики Беларусь(ст. 760), стороны находятся в равном положении и условия данного договораопределяются ими самостоятельно.
Таким образом, по предмету правового регулированиярассмотренные заемные отношения совпадают. В обоих случаях — это имущественные(денежные) отношения. Однако эти отношения отличаются по методу правовогорегулирования. Поэтому, если нельзя провести разграничение по предметуправового регулирования, то это можно сделать по дополнительному критерию — методу правового регулирования.
Метод финансового права — это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляетсярегулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отраслиправа.
Методом правового регулирования финансового права являетсяметод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями.
Властные предписания исходят от уполномоченныхгосударственных органов или органов местного управления и самоуправления.
Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнитьего, поскольку оно является односторонне властным.
Метод властных предписаний характеризуется императивностью,которая означает, что субъекты финансового права не могут по своему усмотрениюприобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять ихсодержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях,установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны,производны от обязанностей. Необходимо также отметить, что государственныйорган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоватьсяимперативными требованиями чаконой и подзаконных актов. Например, налоговыйорган при осуществлении финансового контроля дает властные предписания, но егополномочия в этой сфере определены в Общей части Налогового кодекса РеспубликиБеларусь и в Указе Президента Республики Беларусь от 15 ноября 1999 г. № 673 (в ред. Указа от 6 декабря 2001 г. № 722) «О порядке организации и проведения проверок(ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономическихсанкций».
Характерной чертой финансово-правового метода является юридическоенеравенство субъектов финансового права. Властные предписания основываются наотношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиямив отношении другой стороны, а последняя — нет.
Следует заметить, что в рамках финансового права возможносуществование некоторых договорных отношений, что является новым подходом врегулировании финансовых правоотношений на современном этапе развитияфинансового права Республики Беларусь. Субъект финансового права может по своейинициативе вступить в финансовые правоотношения, но на условиях, диктуемых емусоответствующим государственным органом. Например, субъект хозяйствования можетпроявить инициативу в финансовых правоотношениях по предоставлению емуналогового кредита. Эта инициатива будет заключаться в том, чтоналогоплательщик по своей воле подает заявление в соответствующийгосударственный орган с просьбой предоставить налоговый кредит. Вместе с темпорядок и условия предоставления такого кредита определены в Положении опорядке предоставления налогового кредита, утвержденном Указом ПрезидентаРеспублики Беларусь от 24 сентября 2002 г. № 493, поменять которые сторона, желающая получить налоговый кредит, не имеет права. Однако следует подчеркнуть,что и в этом случае проявляется императивный характер воздействия со стороныгосударства на регулируемые им отношения по предоставлению налогового кредита.
Исходя из особенностей предмета и метода правовогорегулирования, можно дать следующее определение финансового права РеспубликиБеларусь.
Финансовое право Республики Беларусь является отраслью правав системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву ипредставляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения,возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной намобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и ихраспределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.
Финансовое право тесно соприкасается с конституционнымправом.
Конституционное право является ведущей отраслью в системеправа. Это значит, что его положения выступают основополагающими для всехотраслей права, в том числе и финансового права. Так, нормы конституционногоправа устанавливают обязанность Правительства разрабатывать и представлятьПрезиденту для внесения в Парламент проект республиканского бюджета и отчет оего исполнении (ст. 107 Конституции). Согласно ст. 97 и 98 КонституцииНациональное собрание утверждает бюджет Республики Беларусь и отчет о егоисполнении; устанавливает республиканские налоги и сборы. На основе этихконституционных положений в финансовом законодательстве подробнорегламентируется порядок прохождения бюджета Республики Беларусь вПравительстве и Парламенте. Норма ст. 56 Конституции устанавливает обязанностьграждан участвовать в финансировании государственных расходов путем уплатыгосударственных налогов, пошлин и иных платежей, которая является базовой дляконкретизации прав и обязанностей налогоплательщиков в нормах финансовогоправа.
Четко прослеживается связь финансового права садминистративным правом. Эта связь проявляется, прежде всего, в соприкосновениипредмета правового регулирования. Предметом административного права являютсяуправленческие отношения, складывающиеся в процессе государственногоуправления. Административное право — это управленческое право, представляющеесобой совокупность норм о государственном управлении. Предметом финансовогоправа являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельностигосударства, которые в большинстве случаев также реализуются в ходегосударственного управления, то есть деятельности органов исполнительнойвласти. Так, Правительство разрабатывает республиканский бюджет и исполняетего, Министерство финансов составляет проект республиканского бюджета,Министерство по налогам и сборам, Государственный таможенный комитет взимаютналоги и сборы, а также осуществляют финансовый контроль.
В финансовом праве, как и в административном праве,используется метод властных предписаний, при котором один из субъектов(например, налоговый орган) наделен властными функциями по отношению к другому(к гражданину, обязанному уплатить налог в бюджет). Поэтому по методу правовогорегулирования финансовое и административное право отграничить нельзя. Эторазграничение следует проводить по предмету правового регулирования. Если вадминистративном праве предметом регулирования являются общественные отношенияуправленческого характера, то в финансовом — это отношения, направленные наплановое собирание, распределение и использование денежных ресурсовгосударства.
У финансового и гражданского права весьма часто совпадаетпредмет регулирования, которым являются имущественные (денежные) отношения.Однако гражданское право не регулирует отношения по образованию и использованиюнеобходимых государству фондов денежных средств. Для отграничения этих отраслейправа следует использовать второй критерий — метод правового регулирования. Вгражданском праве субъекты выступают в качестве юридически равных сторон, а вфинансовом праве субъекты находятся в отношении «власть» и «подчинение».
Следует отметить, что в финансовом праве присутствуютобщественные отношения, которые носят комплексный характер и регулируютсяодновременно как нормами финансового, так и нормами гражданского права. К ним, вчастности, относятся кредитные, расчетные, страховые и некоторые другиеотношения. Под системой финансового права понимается совокупность норм права,составляющих общую и особенную часть финансового права.
К общей части относятся нормы финансового права, которыезакрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовойдеятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовуюдеятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль. Особеннаячасть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественнооднородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам. Вособенную часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс,правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовоерегулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулированиегосударственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования,правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетноефинансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовоерегулирование валютных отношений.
2. Состав доходов ирасходов бюджета
По своей сути бюджет — это экономическая категория, отражающаяэкономические отношения по поводу формирования, распределения и использованияосновного централизованного фонда денежных средств.
Как материальная категория бюджет есть объем (размер)централизованного фонда денежных средств. Юридическое понятие бюджетасодержится в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» в редакцииЗакона от 15 июля 1998 г., с последующими изменениями и дополнениями. Согласност. 1 данного Закона бюджет — основной финансовый план формирования ииспользования денежных средств для обеспечения функций государственных органов,экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующихадминистративно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселковгородского типа, сельсоветов). Бюджет Республики Беларусь как основнойфинансовый план страны утверждается законом, а бюджетадминистративно-территориальной единицы — решением соответствующего местногоСовета депутатов. Через бюджет происходит перераспределение национальногодохода, часть которого поступает в собственность и распоряжение государства.Мобилизованные (собранные) в бюджете финансовые ресурсы используются навыполнение государством своих важнейших задач в социальной сфере, в областиздравоохранения и образования, на содержание государственных органов, в сферематериального производства и т.д.
Структура бюджета включает в себя доходную и расходную части.
В соответствии с частью второй ст. 133 Конституции доходыбюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательныхплатежей, а также иных поступлений. Свое дальнейшее развитие конституционная нормаполучила в бюджетном законодательстве. В ст. 13 Закона «О бюджетной системеРеспублики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» определено, чтодоходы бюджета каждой административно-территориальной единицы формируются засчет налогов, определяемых законодательством Республики Беларусь, другихобязательных платежей, а также иных поступлений в соответствии сзаконодательством Республики Беларусь.
К собственным источникам доходов бюджета относятся:
источники доходов, закрепленные законодательством РеспубликиБеларусь за бюджетом каждого уровня;
дополнительные источники доходов, устанавливаемыесамостоятельно местными Советами депутатов в соответствии с законодательствомРеспублики Беларусь.
В бюджет могут поступатьдотации, субвенции, субсидии, а также заемные средства.
Таким образом, доходная часть бюджета в основном формируетсяза счет налогов, сборов (пошлин), что является наиболее удобным способомаккумуляции денежных средств, обеспечивающим планомерность их поступления вбюджет, финансовую стабильность государства.
Наряду с налоговыми платежами, в бюджет поступают и иныедоходы, в частности от государственного кредита, государственной собственностии предпринимательской деятельности, административные штрафы и платежи, а такжедругие поступления.
Конституция провозглашает Республику Беларусь унитарным,демократическим, социальным, правовым государством (ст. I). В этой связи бюджет нашей страныимеет существенную социальную направленность. О важности основного финансовогоплана для страны, о его роли в финансовой политике государства свидетельствуетрасходная часть бюджета.
Расходы бюджетов определяются программамисоциально-экономического развития Республики Беларусь и соответствующейадминистративно-территориальной единицы и осуществляются по направлениям и вразмерах, установленных законодательством Республики Беларусь и решениямиместных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый (бюджетный) год.
Приоритетными направлениями бюджетно-финансовой политикиРеспублики Беларусь на современном этапе ее развития являются повышениеблагосостояния населения, финансирование здравоохранения, образования,строительства жилья, а также мероприятий, связанных с ликвидацией последствийкатастрофы на Чернобыльской АЭС. За счет бюджета финансируются важнейшиегосударственные народнохозяйственные и социальные программы, в частности вобласти сельского хозяйства, охраны окружающей среды и -природных ресурсов,промышленности, энергетики и строительного комплекса, образования и др.
Для бюджетной политики любого государства важнейшей задачейявляется достижение сбалансированности доходной и расходной частей бюджетов,что свидетельствует об успешном развитии финансово-кредитной системыгосударства, эффективности проводимой инвестиционной политики, о социальнойстабильности в обществе.
Вместе с тем после выхода Республики Беларусь из составаСССР, начиная с 1992 г. бюджет нашей страны планируется с дефицитом, т.e. с превышением расходов над доходами.
Впервые дефицит бюджета был предусмотрен Законом от 15 января 1992 г. «О государственном бюджете Республики Беларусь на 1992 год». В ст. 1названного Закона было установлено, что «предельные размеры дефицитов бюджетоввсех уровней Республики Беларусь на 1992 год не могут превышать 12 процентов отобъема бюджета по расходам».
Правовая регламентация такого явления, как дефицит бюджета,содержится в ст. 17 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь игосударственных внебюджетных фондах». В соответствии с данной статьейпредельные размеры дефицита республиканского бюджета, бюджетов областей игорода Минска устанавливаются законом о бюджете Республики Беларусь наочередной финансовый (бюджетный) год.
Предельные размеры дефицита бюджетов районов и городовобластного подчинения определяются решениями вышестоящих местных Советовдепутатов в пределах уровня дефицита, установленного для бюджетов областей игорода Минска, для бюджетов городов районного подчинения, поселков городскоготипа, сельсоветов — вышестоящими местными Советами депутатов.
Предельный размер дефицита республиканского бюджетапредусматривается в абсолютной величине и (или) в процентах к валовомувнутреннему продукту, местных бюджетов — в абсолютной величине или в процентахк объеме расходов бюджета.
Например, предельный размер дефицита республиканского бюджетана 2004 г. был установлен в сумме 690 200 000,0 тыс. руб., на 2005 г. — 910 000 000,0 тыс. руб.
Источники финансирования дефицита республиканского бюджетаутверждаются законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый(бюджетный) год, местных бюджетов — решениями соответствующих Советовдепутатов. Такими источниками выступают государственные долговые обязательства,местные займы, кредиты Национального банка Республики Беларусь и др.
В рамках республиканского бюджета данное финансирование можетбыть как внутренним, так и внешним. Для сбалансированности доходов и расходовместных бюджетов могут выделяться дотации из вышестоящих бюджетов.
При наличии дефицитабюджета первоочередному финансированию подлежат защищенные статьи бюджета,перечень которых ежегодно определяется законодателем.
Таковыми являются: заработная плата; начисления на заработнуюплату; трансферты населению (стипендии, пенсии, пособия, безналичные жилищныесубсидии на удешевление стоимости коммунальных услуг и другие выплаты населениюв соответствии с законодательными актами республики Беларусь); продуктыпитания; медикаменты и перевязочные средства; проценты по государственномудолгу; погашение государственного долга, оплата услуг научно-исследовательскихорганизаций. Согласно ст. 16 этого же Закона для Областных и Минскогогородского Советов депутатов защищенными статьями расходов являются: заработнаяплата; начисления на заработную плату; трансферты населению (стипендии и другиевыплаты населению в соответствии с законодательными актами РеспубликиБеларусь); продукты питания; медикаменты и перевязочные средства; возмещениезатрат по оказанию жилищно-коммунальных услуг населению.
Если в процессе исполнения бюджета происходит превышениепредельного размера дефицита бюджета или снижение поступлений по доходамбюджета более чем на 10 процентов от запланированного уровня, то применяютсясеквестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельнымстатьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются дляреспубликанского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете РеспубликиБеларусь на очередной финансовый (бюджетный) год, для местных бюджетов — решениями местных Советов депутатов. Принятые в ходе исполнения бюджетарешения, приводящие к уменьшению доходов или увеличению расходов, должныопределять источники финансирования и предусматривать меры по компенсациипотерь доходов бюджета. Не допускается принятие решений, ведущих к образованиюдефицита бюджета или увеличению его размера по отношению к утвержденному. Превышениедоходов над расходами бюджета составляет профицит бюджета. Решения обиспользовании профицита бюджета принимаются Президентом Республики Беларусь илипо его поручению Правительством Республики Беларусь, местными исполнительными ираспорядительными органами в порядке, установленном законодательствомРеспублики Беларусь. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределениечасти финансовых ресурсов между областями и городом Минском в целяхвыравнивания уровней их экономического и социального развития.
Распределение доходов и расходов между республиканскимбюджетом и бюджетами областей и города Минска утверждается законом о бюджетеРеспублики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год.
К доходам, формирующим республиканский бюджет, относятся:
• регулирующие доходы, за вычетом отчислений бюджетамобластей и города Минска;
• доходы от внешнеэкономической деятельности;
• поступления от разбронирования государственных запасов ирезервов;
• доходы государственных целевых бюджетных фондов;
• трансферты, получаемые от других государств в соответствиис заключенными договорами;
• доходы свободных экономических зон;
• другие доходы в соответствии с законодательством РеспубликиБеларусь.
Постоянно закрепленными доходами за республиканским бюджетомявляются, например, чрезвычайный налог для ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС, патентные пошлины и сборы, консульские сборы, доходы отвнешней торговли и внешнеэкономических операций и др.
В качестве регулирующих доходов чаще всего выступают акцизы,налог на добавленную стоимость, налог на доходы и прибыль. Например, в 2005 г. — это: акцизы на автомобильное топливо (кроме импортированного); налог на добавленнуюстоимость на товары (работы, услуги), производимые на территории РеспубликиБеларусь, и налог на доходы и прибыль.
В доходы республиканского бюджета начиная с 1998 г. включаются средства государственных целевых бюджетных фондов: республиканского фондаподдержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия иаграрной науки, республиканского дорожного фонда, часть средств государственногофонда содействия занятости, республиканского фонда охраны природы,инновационных фондов, образуемых в соответствии с Законом «О бюджете РеспубликиБеларусь на текущий финансовый год».
Правовой статус целевых бюджетных фондов определен в ст. 14Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетныхфондах». Данная статья предусматривает создание в составе республиканского иместных бюджетов резервных и целевых бюджетных фондов, средства которыхиспользуются по целевому назначению на осуществление социальных, экологическихи других программ, ликвидацию стихийных бедствий и проведение другихмероприятий, которые не могли быть предусмотрены при утверждении бюджетов.Порядок формирования этих фондов и их размеры определяются при утверждениибюджетов на очередной финансовый (бюджетный) год. Общая сумма доходовреспубликанского бюджета и конкретные объемы размеров по основным источникамдоходов определяются в законе о бюджете на очередной финансовый (бюджетный)год.
Основные направления расходования средств республиканскогобюджета определены ст. 25 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь игосударственных внебюджетных фондах», согласно которой из республиканскогобюджета финансируются:
• капитальные вложения в объекты, относящиеся креспубликанской собственности;
• природоохранные мероприятия, осуществляемые в соответствиис общегосударственными программами;
• мероприятия по ликвидации последствий катастрофы наЧернобыльской АЭС;
• общегосударственные программы по социальной защитенаселения;
• другие общегосударственные целевые программы;
• затраты, связанные с внешнеэкономической деятельностью;
• государственные учреждения и организации образования,подготовки кадров, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры,социального обеспечения;
• затраты по закладке иобновлению государственных запасов и резервов;
• расходы на содержание республиканских государственныхорганов, в том числе судов, правоохранительных органов, органов государственнойбезопасности;
• национальная оборона, пограничные войска, таможенныеорганы;
• погашение кредитов Национального банка Республики Беларусь,выданных для покрытия расходов республиканского бюджета, государственногодолга, а также уплата процентов по ним и погашение других долговых обязательствПравительства Республики Беларусь;
• погашение внешнего долга и уплата процентов по кредитам,полученным от иностранных государств и банков, международных финансовыхорганизаций;
• образование резервных и государственных целевых бюджетных фондов;
• выдача займов, ссуд, дотаций, субвенций, субсидийюридическим и физическим лицам, областным бюджетам и бюджету города Минска;
• расходы свободных экономических зон;
• расходы на развитие рыночной инфраструктуры;
• другие расходы, предусматриваемые в республиканском бюджетена соответствующий финансовый (бюджетный) год.
Наряду с республиканскимбюджетом в бюджетную систему Республики Беларусь входят местные бюджеты. Кисключительной компетенции местных Советов депутатов относится утверждениеместных бюджетов и отчетов об их исполнении (ст. 121 Конституции).
Общие положения, касающиеся правовой регламентации местныхбюджетов, определены в законах «О бюджетной системе Республики Беларусь игосударственных внебюджетных фондах» и «О местном управлении и самоуправлении вРеспублике Беларусь».
Местные бюджеты относятся к финансовым ресурсам органовместного управления и самоуправления и обеспечивают финансированиеэкономических, социальных, культурных и других мероприятий, проводимых насоответствующей территории.
Основными источниками формирования местных бюджетов, как иреспубликанского бюджета, выступают налоги. В соответствии с Законом «О местномуправлении и самоуправлении в Республике Беларусь» постоянно закрепленнымналогом за местными бюджетами определен подоходный налог с физических лиц. Кдополнительным собственным источникам доходов местных бюджетов относятся такжеместные налоги и сборы, устанавливаемые местными Советами депутатов всоответствии с законом.
Кроме того, в местные бюджеты зачисляются доходы,предусмотренные в законе о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый(бюджетный) год. Так, в 2005 г. в бюджеты областей и г. Минска полностьюпоступают подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельныйНалог; платежи за использование (изъятие, добычу) природных ресурсов; платежиза переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющимипереработку нефти; налог при упрощенной системе налогообложения для субъектовмалого предпринимательства; акцизы по вину, напиткам слабоалкогольным и винным(кроме акцизов, взимаемых при ввозе на таможенную территорию РеспубликиБеларусь, а также уплачиваемых в бюджеты свободных экономических; единый налогс индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц; единый налог дляпроизводителей сельскохозяйственной продукции; налог на игорный бизнес; другиеналоги и сборы в соответствии с Законом о бюджете на текущий год.
Если собственной базы недостаточно для возмещениязапланированных расходов, то в местные бюджеты могут производиться отчисленияот следующих республиканских налогов и доходов:
1) налога на добавленную стоимость;
2) акцизов;
3) налога на доходы и прибыль предприятий, организаций,учреждений и объединений всех форм собственности.
Нормативы отчислений от республиканских налогов и другихобязательных платежей в бюджеты областей и г. Минска утверждаются законом обюджете Республики Беларусь на очередной год, а в соответствующие нижестоящиебюджеты — вышестоящими Советами депутатов.
Дальнейшее распределение части республиканских налогов идругих обязательных платежей между областными бюджетами и бюджетами районов игородов областного подчинения осуществляется областными Советами депутатов, амежду районными бюджетами, бюджетами городов районного подчинения, поселковгородского типа и сельсоветов — районными Советами депутатов.
В случае если с помощью нормативных отчислений отрегулирующих республиканских налогов не удается покрыть финансированиеотдельных расходов и мероприятий, предусмотренных бюджетами областей и г.Минска, то этим бюджетам могут выделяться дотации, субвенции и субсидии изсредств республиканского бюджета.
В соответствии со ст. 43 Закона «О местном управлении исамоуправлении в Республике Беларусь» местные Советы депутатов в пределах своихполномочий самостоятельно:
1) определяют направления использования средств местныхбюджетов, за исключением переданных им из вышестоящего бюджета финансовыхресурсов, имеющих целевое назначение; расходуют бюджетные средства нафинансирование мероприятий по социальному и экономическому развитиюсоответствующей территории;
2) увеличивают в пределах имеющихся у них средств нормырасходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства, учрежденийздравоохранения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта,социальной защиты, органов внутренних дел, охраны природы, историко-культурныхценностей; устанавливают доплаты и надбавки к должностным окладам и тарифнымставкам работникам этих учреждений;
3) определяют дополнительные льготы и пособия при оказаниипомощи отдельным категориям населения, а также размеры пособий гражданам;
4) устанавливают размер расходов на свое содержание,содержание исполнительных комитетов и местных администраций, в том числе фондоплаты труда, исходя из должностных окладов и условий материального поощрения,установленных действующим законодательством Республики Беларусь;
5) образуют резервные, целевые и иные фонды;
6) устанавливают размер оборотной кассовой наличности;
7) вводят механизмсеквестра расходов местных бюджетов.
Советы депутатов, исполнительные комитеты могут вкладыватьимеющиеся у них свободные средства в хозяйственную деятельность, акции и другиеценные бумаги, выдавать займы предприятиям и иным юридическим лицам.
В местном бюджете предусматриваются суммы, необходимые длявозврата ссуд, долгов и оплаты процентов по ним.
Доходы, дополнительно полученные при исполнении местныхбюджетов, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся врезультате перевыполнения доходов или экономии в расходах, полностью остаются враспоряжении Советов, изъятию не подлежат и используются по их усмотрению.Потери в доходах и дополнительные расходы вышестоящим бюджетом, как правило, некомпенсируются. Свободные остатки средств местных бюджетов в конце года изъятиюне подлежат и используются по усмотрению Совета.
В случае принятия (издания) законов Республики Беларусь,нормативных правовых актов Президента Республики Беларусь, Совета МинистровРеспублики Беларусь, вышестоящих Советов, вызывающих увеличение расходов илиуменьшение доходов нижестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства извышестоящих бюджетов.
В случае принятия нижестоящими Советами, исполнительнымикомитетами решений, вызывающих уменьшение доходов или увеличение расходоввышестоящих бюджетов, этим бюджетам возмещаются средства за счетсоответствующих местных бюджетов.
При принятии (издании)законов Республики Беларусь, нормативных правовых актов Президента РеспубликиБеларусь, Совета Министров Республики Беларусь, вышестоящих Советов, вызывающихувеличение доходов или уменьшение расходов нижестоящих бюджетов, излишкидоходов, образуемые в связи с этим, или экономия в расходах подлежат передаче ввышестоящие бюджеты, если иное не установлено законодательством РеспубликиБеларусь.
В случаях принятия Советами решений, противоречащихзаконодательству Республики Беларусь и решениям вышестоящих Советов в частиразмеров нормативов отчислений от налогов и доходов, а также в части взаимныхрасчетов, либо неисполнения ими, исполнительными комитетами указанных положенийв процессе исполнения бюджетов средства, принадлежащие соответствующимбюджетам, взыскиваются (передаются) соответствующими государственными органамив бесспорном первоочередном порядке.
Основная доля расходовместных бюджетов (35-45% от обшей суммы расходов) приходится насоциально-культурную сферу, включающую в себя расходы на образование,здравоохранение, культуру, физкультуру и спорт, социальную политику. Второеместо в структуре расходов местных бюджетов занимают затраты на народноехозяйство, к которым относятся финансирование промышленности, энергетики,строительного комплекса, сельского хозяйства, транспорта, дорожного хозяйства,жилищно-коммунального хозяйства. Эти расходы составляют около 20-30% всехрасходов, производимых из местных бюджетов. На третьем месте идут расходы насодержание и функционирование органов местного управления и самоуправления, ихдоля незначительная и колеблется в пределах 2-4% от общей суммы расходовместных бюджетов.
3. Задача
При уточнениипоказателей Минского областного бюджета, Минский областной Совет депутатовсвоим решением изменил норматив отчислений по регулирующим источникам, чтоповлекло уменьшение доходов бюджетов базового уровня. Каковы правовыепоследствия принятия данного решения?
Решение
В данной ситуации Минскийобластной Совет депутатов должен возместить потери бюджетов базового уровня ипроизвести необходимые отчисления из местного бюджета в бюджеты базовогоуровня.
Список использованныхисточников
Список нормативныхисточников
1. КонституцияРеспублики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями принятыми наРеспубликанском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 ноября 2004 года) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр»,Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2008.
2. Закон РеспубликиБеларусь от 4 июня 1993 г. «О бюджетной системе Республики Беларусь игосударственных внебюджетных фондах» в редакции Закона от 15 июля 1998 г. (с изм. и доп.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО«ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. –Минск, 2008.
3. Закон РеспубликиБеларусь «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» от 20февраля 1991 г. N 617-XII(в ред. ЗаконаРеспублики Беларусь от 18.05.2007 № 233-3) // Консультант Плюс: Беларусь.Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центрправовой информации Республики Беларусь. – Минск, 2008.
Список литературныхисточников
4. Бойко Т.С.,Лещенко С.К. Финансовое право: Учебное пособие. – Минск: Книжный дом, 2006. –320 с.
5. Карасева М.В.Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000. – 256 с.
6. Кучервенко В.Н. Налоговое право. — Харьков, 1997. – 187 с.
7. Ханкевич Л.А.Финансовое право. — Минск: МНГ, 2000 г.