Прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
 
Саратовская государственнаяакадемия права
 
Поволжский региональный юридический институт
Кафедра теории государства и права
Теория государства и права
Прокурорский надзор как гарантия законности вроссийском государстве
 /Курсовая работа/
Выполнил:
 
 
студент1 курса 108 группы
дневногоотделения
************
 
Преподаватель:
 
 
к.ю.н., Циболенко О.И.
Саратов – 2003

СОДЕРЖАНИЕ
Введение ………………………………………………………………………3
1. Понятие, основные принципы и гарантии законности …… 5
 
2. Прокурорский надзор: понятие, особенности организации
и деятельностипрокуратуры ……………………….……………… 10
 
3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод
человека и гражданина……………………………15
 
Заключение ………………………………………………………………….24
 
Библиография ………………………………………………………………26

Введение
 
Проблема законности –одна из центральных в общей тео­рии государства и права. Актуальность ееочевидна как в теоре­тическом, так и в практическом плане. В советскойюридической науке можно отметить целый ряд работ, посвященных данной категории[1].
На разных этапах развития общейтеории права одни исследователи стремились доказать, что социалистическаязаконность – лишь метод государственного руководства обществом, другие – чтотолько принцип. Введение такого удачного понятия для характеристики состояниягосподства законности в социалистическом обществе, как «режим законности» (Н.Г.Александровым, затем И.С. Самощенко), вызывало возражения со стороны тех, ктонастаивал на монистическом подходе: или метод, способ, или принцип.
Законность как общественныйфеномен – результат взаимо­действия различных факторов, которые и определяют ееприро­ду. Следовательно, теоретическая концепция законности должна бытьнекоторым эмпирическим обобщением, не противоречащим человеческому опыту. Это подчеркиваетобъективный характер явления и исключает вероятностьсубъективно-идеалистического его толкования.
При исследовании законностипрактически все ученые столкнулись с проблемой: необходимо ли включать впонятие законности сам закон? По этому пути с большей или меньшейрешительностью пошло немало теоретиков права, пытавшихся предложить«всеохватывающее» его определение.
Первоначальная схемасоотношения «закон – законность» рассматривала закон как «нормативную основу»,«нормативную предпосылку» законности. «Действующее советское законодательствоесть основа советской социалистической законности», указывал М.С. Строгович[2].
Однако, по мнению А.Б.Лисюткина, такое понимание законности неосновательно сужает эту правовуюкатегорию. Во-первых, такое содержание не отражает всего многообразия явлений,формирующих представления о ней; во-вторых, она не позволяет определить еенравственную природу; в-третьих, в ней доминирует политико-юридический аспект;в-четвертых, сугубо нормативистский взгляд, связанный спредметно-функциональной характеристикой законности, нередко ведет к правовомуфетишизму; в-пятых, конструируемые на такой основе дефиниции способствуютвозникновению противоречий между отдельными правовыми категориями[3].
Категория законности, также,как и многие схожие правовые явления будет мертвой конструкцией, безнадлежащего закрепления гарантий ее соблюдения. Реальность законности во многомзависит от постоянного совершенствования системы гарантий. Путь отдекларативности к реальности законности в общественной системе лежит черезэффективность гарантий, т.е. через совершенствование специальных юридическихсредств укрепления законности. В данной курсовой работе рассматривается прокурорский надзор как гарантия законности в российском государстве.

1.Понятие, основные принципы и гарантии законности
 
Можно сформулировать следующееопределение законности: законность– политико-правовоеявление, характеризую­щее процесс совершенствования государственно-правовой фор­мыорганизации общества и реализации идеи социальной спра­ведливости путемстрогого и неуклонного соблюдения и исполне­ния действующего законодательства[4].
Законность базируется на рядепринципов. Принципы законности – это обусловленная закономерностямиобщественного развития система идей и взглядов, которые при­обретают качествоисходного начала в формировании мотивов правомерного поведения и внутреннегоубеждения относительно необходимости соблюдения законов и иных нормативныхактов. В качестве основных можно выделить следующие принципы:
1) единство законности;
2) гарантированность основныхправ и свобод граждан;
3) неотвратимость нака­зания засовершенное правонарушение;
4) недопустимость про­тивопоставлениязаконности и целесообразности;
5) взаимосвязь законности икультурности.
По поводу принципа единствазаконности надо заметить, что его предпосылками являются наличие авторитетнойлегитимной государственной власти и единой правовой системы общества. Именностепень общности этих институтов определяет эффектив­ность и содержательностьданного принципа. Содержание указанного принципа составляют общеобязате­льностьтребования действующего законодательства для всех субъектов правовых отношений,единообразное понимание юри­дических критериев оценки поведения участниковотношений, их толкования и применения.
Гарантированность основных прави свобод человека – один из важнейших принципов не только законности, но иправа. Его роль обусловлена значимостью личных и групповых интересов, ихреализацией.
Принцип неотвратимостинаказания за совершенное право­нарушение характеризует юридическую природузаконности и определяется деятельностью общественных и государственныхинститутов по ее осуществлению. Его суть заключается в том, что любоепротивоправное деяние должно быть своевременно раскрыто, а виновные в егосовершении понести адекватно соде­янному наказание.
Существенное значение дляпонимания законности имеет принцип недопустимости противопоставления законностии целе­сообразности. Он указывает на политико-правовую сущностьрассматриваемого явления. А для участников отношений в со­ответствии с нормамиправа предоставляет возможность при­нять наиболее целесообразное решение ивариант поведения применительно к фактическим обстоятельствам и в рамках за­кона.
Наиболее концентрированноевыражение нравственная при­рода законности находит в ее взаимосвязи скультурой. За­конность не может ни развиваться, ни функционировать без опо­рына достижения человеческих знаний. Общая и правовая культура выступаютважнейшей социальной основой законно­сти. Но и законность в свою очередьявляется одной из политико-правовых предпосылок формирования культуры общества.В этом состоит назначение данного принципа.
Гарантии законности– это обусловленная закономерностями общественного развития система условии исредств, обеспечивающая процесс реализации законности и тем самым формирую­щаятакую упорядоченность социальных отношений, которая способствует движениюстраны к состоянию демократии.
Гарантии законности выражаютвсе многообразие и богатство связей существующих в обществе. Поэтому влитературе их подразделяют на две группы: общие и специальные. К первому видуотносятся экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные, а ковторому – собственно юридические.
Определяющее значение среди нихимеют экономические и политико-идеологические: различные виды собственности исоответствующий им способ производства, бескризисное развитие хозяйственногокомплекса, уровень занятости населения в общественно полезном труде, политическаясистема, идеология, состояние культуры. Именно неоднозначность,противоречивость положения в этих сферах создает питательную среду для ростаправонарушений, криминализации общества.
Проводимые преобразованияпо-новому ставят вопрос о месте и роли нравственно-духовных гарантийобеспечения законности. В кризисные периоды люди судят о результатахдеятельности и поступках своих соотечественников больше с позиции моральныхценностей и национальных традиций. Совесть, честь, порядочность, состраданиеимеют непреходящее значе­ние.
Если в обществе дефициткультуры, духовности, то научное руководство им заменяется импровизацией,административным нажимом, волевыми решениями. При господстве волюнтаризмаигнорируются нормы права и морали, исторические традиции и обычаи. В конечномсчете это приносит невосполнимый вред государству и личности.
Важным моментом являютсясоциально-психологические аспекты соблюдения законности. Несомненно, чтозаконность является фактором, активно воздействующим на нормативно-ценностнуюориентацию личности. Универсальность принципа законности воспринимается каквыражение господства социальной справедливости, как конкретное проявлениеобеспеченности равенства социальных возможностей. Исходя из этого гражданиндемократического государства принимает закон к безоговорочному исполнению,видит в нем выражение своих представлений о справедливом и общественнополезном…
Особое значение имеет и то, чтотребование точного и неуклонного соблюдения законов психологически не должновосприниматься большинством людей как вынужденное подчинение закону. Влитературе правильно отмечалось, что законность выступает в качествеюридического выражения полезности, приемлемости определенного вида поведения[5].В более общем плане можно сказать, что поскольку право закрепляет общую волюнарода, свободно выраженную и основанную на познанной необходимости, то,естественно, его реализация осуществляется сознательно и добровольнозначительным большинством граждан.
Все вышеперечисленные общиеусловия обеспечения законности составляют материальную базу использованияспециальных (юридических) мер по охране законности. Юридические гарантиизаконности – это обусловленная особенностями экономического и общественногостроя система условий и средств, закрепленных в действующем законодательстве инепосредственно направленных на обеспече­ние законности.
На основании изложенного можносформулировать их общие черты: они обусловлены социально-экономическим игосударст­венно-правовым развитием общества и природой законности; но­сятнепосредственный и целевой характер; закреплены в дейст­вующемзаконодательстве; нормативно-юридической основой их применения является право.
В юридической литературедовольно подробно охарактеризован количественный и качественный состав специ­альныхюридических гарантий законности. Наиболее существенными из них являются:
1) полнота и эффективностьюридических норм, которые адекватно отражают основные закономерности итенденции развития общества;
2) высокий уровень контроля инадзора за реализацией законности, направленной на своевре­менное выявление,предупреждение и пресечение правонаруше­ний;
3) эффективность мерюридической ответственности и защи­ты, ведущих к восстановлению нарушенных прави обязанностей и оказанию воздействия на правонарушителей;
4) качественная работакомпетентных органов власти по обеспечению законности в различных сферахжизнедеятельности общества;
5) постоянное совершенствованиеи улучшение юридической деятельности;
6) развитое правовое сознание ивысокая правовая культура на­селения страны.
Совокупность вышеперечисленныхусловий и средств состав­ляет систему гарантий. Сами по себе, в разрозненномвиде, они малоэффективны. Их практический результат может быть до­стигнуттолько в комплексе с другими элементами единого меха­низма реализации идеи ипринципов законности, функциониро­вание которого создает реальные предпосылкидля формирова­ния в обществе высокого уровня правопорядка – неотъемлемого«спутника» законности.
2. Прокурорскийнадзор: понятие, особенности организации и деятельности прокуратуры
 
Сегодня прокуратура – это многофункциональный органнадзора за исполнением законов, имеющий необходимую правовую и организационно –распорядительную базу, подготовленные кадры, материально – технические и иныеусловия для своей деятельности[6].
 Раздел I («Общие положения») Федеральногозакона «О прокуратуре Российской Федерации» дает четкое определение прокуратуреРоссийской Федерации и понимает ее как единую федеральную централизованнуюсистему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдениемКонституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих натерритории Российской Федерации[7].
В целях обеспечения верховенства закона,единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства прокуратураРоссийской Федерации осуществляет:
Ø надзор за исполнениемзаконов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами ииными федеральными органами исполнительной власти, представительными(законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления, органами военного управления, органамиконтроля, их должностными лицами, органами управления и руководителямикоммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов;
Ø надзор за соблюдениемправ и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
Ø надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие;
Ø надзор за исполнениемзаконов судебными приставами;
Ø надзор за исполнениемзаконов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание иприменяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациямимест содержания задержанных и заключенных под стражу;
Ø уголовное преследованиев соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальнымзаконодательством Российской Федерации;
Ø координациюдеятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Принципы организации и деятельности прокуратурыРоссийской Федерации обозначены в ст. 4 Закона:
1. Прокуратура Российской Федерации составляет единуюфедеральную централизованную систему органов (далее – органы прокуратуры) иучреждений и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящими Генеральному прокурору Российской Федерации.
2. Органы прокуратуры:
Ø осуществляют полномочия независимоот федеральных органов государственной власти, органов государственной властисубъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и в строгом соответствии с действующими на территории РоссийскойФедерации законами;
Ø действуют гласно в той мере, вкакой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации обохране прав и свобод граждан, а также законодательстваРоссийской Федерации о государственной и иной специально охраняемойзаконом тайне;
Ø информируют федеральные органыгосударственной власти, органы государственной власти субъектов РоссийскойФедерации, органы местного самоуправления, а также население о состояниизаконности.
3. Прокуроры и следователи органов прокуратуры (далее– прокуроры и следователи) не могут быть членами выборных и иных органов,образуемых органами государственной власти и органами местного самоуправления.
4. Прокурорские работники не могут являться членамиобщественных объединений, преследующих политические цели, и принимать участие вих деятельности. Создание и деятельность общественных объединений, преследующихполитические цели, и их организаций в органах и учреждениях прокуратуры недопускаются. Прокуроры и следователи в своей служебной деятельности не связанырешениями общественных объединений.
5. Прокурорские работники не вправе совмещать своюосновную деятельность с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью,кроме преподавательской, научной и творческой.
Следует также указать на отличие прокурорской властиот иных видов власти, которое заключается в прокурорском надзоре за исполнениемзаконов и уголовном преследовании. Говоря о последнем, следует отметить, чтосогласно действующему Закону о прокуратуре РФ (ст.1 ч.2) прокуратура осуществляетуголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленнымиуголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
Поскольку осуществление уголовного преследованияявляется функцией государственной власти, входит в предмет деятельности органовпрокуратуры согласно действующему законодательству (Закон о прокуратуре РФ,Уголовно-процессуальный кодекс), поэтому оно отнесено к видовому отличиюпрокурорской власти, как форме ее осуществления.
Изложенное позволяет сделать вывод, что прокурорскаявласть – вид государственной власти, осуществляемый в формах прокурорскогонадзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением действующих на территорииРоссийской Федерации законов, а также уголовного преследования.
Как следствие, предлагаются меры законодательногохарактера, направленные на обеспечение нормального функционирования органовгосударственной власти (включая прокуратуру), единства действий всех ветвейвласти, сопровождающиеся системой сдержек и противовесов.
Прокурорский надзор возникает не потому, чтоучреждается прокуратура а потому, что с возникновением законности в государствепоявляются органически связанные между собой объективные потребности вобеспечении ее единства и к этому направлена функция надзора. И еслиправомочиями по обеспечению прав и свобод граждан, народовластия, правопорядканаделены высшие органы государственной власти, судебные, правоохранительные идругие органы, то осуществление надзора за соблюдением Конституции РФ,исполнением законов в целях обеспечения их верховенства, единства и укреплениязаконности – явление уникальное. Эта обязанность возложена государством толькона один орган – прокуратуру Российской Федерации[8].
Надзор за исполнением законов в Российской Федерациипредставляет собой закономерно и в силу внутренней потребности возникший одиниз основных видов государственной деятельности и осуществляется он специальныморганом, отличающимся по своему правовому статусу, системе построения,структуре, предмету, методу, задачам и целям деятельности, называемым«прокуратурой» и имеющим все признаки органа государственной власти. И данноеявление в современной правовой системе Российской Федерации, служитпрогрессивным фактором, приводящим в активное и постоянное движение все еедемократические механизмы с учетом специфики России.
Из изложенного видно, что прокурорский надзор вРоссийской Федерации представляет собой отдельный и самостоятельный видосновной (конституционной) деятельности государственной власти:
Ø осуществляемый в целях охраны изащиты законности как одной из составляющих основы конституционного строяРоссийской Федерации, без вмешательства во внутренние функции правоприменяющихсубъектов, специально созданным органом государственной власти, имеющимспецифические полномочия и не входящим ни в президентскую и ни в одну из трехветвей власти;
Ø проводимый во всех сферахобщественных отношений, урегулированных правом, и во всех стадиях процессагосударственного преследования правонарушения – от поиска и обнаружения его допривлечения правонарушителя к законной ответственности, независимо от видаправонарушения и вида юридической ответственности, включая процесспредупреждения нарушения законности (в т.ч. и преступности), устранения ихпоследствий[9].

3. Надзор за соблюдениемзаконности, прав и свобод человека и гражданина
 
Правозащитная функция органов прокуратуры – одно иззве­ньев правозащитного механизма в государстве, реализующегося специальнымиправовыми институтами. Многолетние статисти­ческие наблюдения свидетельствуют обезусловно активной роли органов прокуратуры в отстаивании прав и законныхинтересов граждан. В настоящее время число обращений граждан за защитой ворганы прокуратуры превышает более чем в десять раз число обращений в суды.
 Чтобы отразить ди­намику роста таких обращений,прокурор Саратовской области Макаров А. приводил следующие цифры по Саратовскойобласти: в 1994 г. – 14 тыс., 1995 г. – 16 тыс., 1996 г. – 18 тыс. Каждоетретье из них удовлетворено. Для сравнения: в судебные инстанции областипоступило жалоб на неза­конный арест, действия должност­ных лиц,административные взы­скания и т. д. менее 2,8 тыс.[10]
Всего же по протестам прокуроров, например, в 1996году отменено свыше 60 тысяч актов органов власти, управления и контроля, грубонарушающих права и свободы граждан[11].При этом четверть этих актов издается в системе местного самоуправления.
Юристы отмечают расширяющийся в ряде субъектовФедерации процесс деваль­вации провозглашенных в стране прав и свобод. В первуюочередь это попытки региональных властей ограничит права граждан, установленныеКонституцией Российской Федерации (права работников несовершеннолетних,предпринимателей), и в то же время неправомерно расширить сферу использованиямер административного принуждения. Чаще всего нарушается налого­вое, земельное,жилищное, трудо­вое, административное законодатель­ство, а также законы,предусматри­вающие предоставление льгот граж­данам. Нередко издаются правовыеакты, неправомерно ограничиваю­щие права и свободы граждан, уста­навливаются непредусмотренные законом штрафы, налоги, сборы[12].
Прокурорский надзор в данном случае служитдополнительной гарантией справедливого распределения социальных возможностей,защиты политических, экономических, культурных и иных  прав гражданина и человека.
Конституцией РФ закреплены такие важнейшие принципыправового статуса личности, как: равноправие; неотчуждаемость прав и свобод;непосредственное действие прав и свобод; гарантированность прав, свобод иобязанностей; запрещение злоупотребления правами и обязанностями; запрещение нанезаконное ограничение конституционных прав и свобод.
В статье 1 Федерального закона «О прокуратуреРоссийской Федерации» № 168-ФЗ  от 17 ноября 1995 г. сказано, что деятельностьпрокуратуры подчинена решению главной задачи: обеспечению  верховенства закона,единства, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, атакже охраняемых законом интересов общества и государства.
Функция надзора за соблюдением прав и свобод человекаи гражданина обособлена в специальную главу Закона (статья 26, 27), что на делене означает противопоставления надзорной деятельности по защите публичногоинтереса. И законодатель, и социальная практика исходят из единства прав иобязанностей граждан, их коллективов.
Осущест­вляющие надзор за соблюдением прав и свободпрокуроры обязаны ощущать грань дозволенного как со стороны граж­дан, так и состороны государственных органов. Права, как известно, всегда связаны сопределенными обязанностя­ми. Однако во всех случаях должен торжествоватьпринцип: «права и свободы человека и гражданина могут быть ограниченыфедеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защитыоснов конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законныхинтересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»(ч. 3 статьи 55 Конституции РФ). Эта статья является принципиально важной дляопределения предмета надзора за соблюдением прав и свобод человека игражданина. Все иные ограничения прав и свобод не основаны на законе и требуютбезотлагательного реагирования со стороны прокурора.
Главным принципом, определяющим содержание надзорнойдеятельности, служит принцип формального юридического равенства,трансформирующийся в равенство прав, равенство обязан­ностей, равенство передзаконом и судом. Обязанность государства, а, следовательно, и его органов защи­щатьправа и свободы гражданина от своеволия в обществе, вбирающего в себя не толькообразцы правомерного поведения, но и ложно понятые, подчас намеренно искаженныеценности, испове­дуемые узкими группами граждан, пытающихся корпоративнуюмораль противопоставить общественной, не говоря уже о крайних формахиндивидуального эгоизма.
Генеральная прокуратура РФ на­целивает подчиненныхпрокуроров избегать дублирования судебных ор­ганов, роль которых в защите прави свобод граждан первостепенная и в конечном счете решающая. По общему правилупрокуроры подключаются к этой работе в случа­ях, когда требуется без всяких нато отлагательств применить специальные, только им предоставленные полномо­чия взащиту публичных интересов (неопределенного круга лиц) либо в защиту отдельныхкатегорий граж­дан, лишенных в силу объективных причин возможностисамостоятельно отстаивать свои права в суде. Причём эти полномочия минимальны,их при­менение открыто для обсуждения и может быть оспорено в суде.
Среди специальных полномочий прокурора –опротестование неза­конных правовых актов, направление заявлении в суды(арбитражные суды), внесение представлений об устранении нарушений правовыхнорм, возбуждение уголовных дел и производств об административныхправонарушениях в отношении до­лжностных лиц, нарушающих права граждан.
Наиболее полно определил усло­вия прокурорскоговмешательства приказ Генерального прокурора РФ от 22 мая 1996 г. «Об организациипрокурорского надзора за исполнени­ем законов, соблюдением прав и сво­бодчеловека и гражданина». Он устанавливает, что прокурорские проверки могутпроводиться только на основании поступившей информа­ции о допущенныхправонарушени­ях, требующих использования специ­альных полномочий прокурора, и,как правило, для защиты общезначи­мых или государственных интересов, прав игарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессиро­ванных,малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой со­циальной и правовойохране.
В предмет надзора за соблюдением прав и свободчеловека и гражданина входят конституционные права и свободы, т.е. права,относящиеся к каждому человеку и гражданину. Эти права равны и едины для всех;они фиксируются в Конституции. Следуя общепринятым принципам и нормаммеждународного права, традиционно конституционные права делят на три группы:личные, политические и социально-экономические. Эта классифи­кациявоспроизведена и в Декларации прав и свобод человека и гражданина.
Право на жизнь, охрану государством достоинстваличности, неприкосновенность личности, жилища, частной жизни образуют такназываемые личные права, охраняемые всеми отраслями над­зора с учетом спецификипредмета каждой. Посягательства на лич­ные права граждан в виде причинениятелесных повреждений, вреда здоровью, достоинству образуют элементы уголовнонаказу­емых деяний, и их защита средствами прокурорского надзора реа­лизуетсячаще всего за пределами общенадзорной отрасли.
Политические права и свободы граждан связаны с наличиемгражданства Российской Федерации и реализуются в рамках, уста­новленныхдействующим законодательством. Содержание надзорной деятельности в данномслучае опреде­ляется тем, что носителем суверенитета и единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ, которыйреализует свое право участия в управлении общими делами как непосредственно,так и через представителей (статья 32 Конституции). Это право закрепле­но такжев нормах международно-правовых документов: Всеобщей дек­ларации прав человека(статья 21) и Международном пакте о гражданс­ких и политических правах (статья25).
Формой непосредственного участия граждан в управлениислу­жат референдумы, проводимые по различным вопросам, имеющим существенноезначение для жизни граждан, населяющих соответ­ствующие территории.
Федеральным законом «Об общественных объединениях» от14 ап­реля 1995 г. законодательно урегулировано право на объединение граждан вовсех сферах общественного бытия за исключением ре­лигиозных и коммерческихформ. Статья 31 Конституции РФ закрепила право граждан проводить митинги,демонстрации, шествия и пикетирования – также одного из важных политическихправ. К числу политических относится право избирать и быть избран­ным в органыгосударственной власти и местного самоуправления.
Задачи прокурорского надзора за исполнениемизбирательного законодательства определены в указаниях Генерального прокурораРФ «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства овыборах депутатов Государственной Думы» от 29 августа 1995 г. № 43/7 и «Оборганизации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о выборахПрезидента Россий­ской Федерации» от 2 февраля 1996 г. № 6/7.
В период избирательных кампаний прокурорам предписаносо­здавать рабочие группы для руководства деятельностью подчинен­ных прокуратури осуществления взаимодействия с иными право­охранительными органами. Цельнадзора – обеспечить правовыми средствами единообраз­ное исполнение законов овыборах на всех стадиях избирательного процесса, как в период подготовки,проведения избирательных кампаний, так и при подведении их итогов, с тем чтобывовремя пресечь нарушения законодательства, не допустить в последую­щемпризнание выборов недействительными по указанным причи­нам.
В области защиты избирательных прав граждан задачипроку­рорского надзора должны быть сосредоточены на двух направле­ниях: надзорза соответствием федеральным законам нормативных актов, издаваемыхизбирательными комиссиями, и надзор за за­конностью в деятельности избирательныхкомиссий.
Конституция РФ (статья 30), а также Федеральный закон«Об обще­ственных объединениях» от 14 апреля 1995 г. гарантируют гражда­намсвободу общественных объединений по признаку общности интересов для решенияцелей, указанных в их Уставах.
Обнаружение фактов злоупотребления свободой со стороныполитических партий, общественных движений, выразившихся, в частности,пропаганде через средства массовой информации за­прещенных законом идей, служитбезусловным поводом для про­курорского вмешательства. Прокуроры должны принятьисчерпы­вающие меры воздействия и ставить вопрос о принудительном прекращениидеятельности политических партий, общественных движений перед органомгосударственного контроля за деятель­ностью средств массовой информации, а такжеоб аннулировании или приостановлении лицензий печатного органа, электронныхсредств за нарушение Федерального закона «О средствах массо­вой информации» от27 декабря 1991 г.
Свобода собраний, митингов, уличных шествийпредоставляет­ся гражданам Конституцией для выражения политической и соци­альнойпозиции.
Нормативной основой реализации этого политическогоправа граждан служит Указ Президента Российской Федерации от 25 мая 1992 г. «Опорядке организации и проведения митингов и уличных шествий, демонстраций ипикетирования».
Надзорные полномочия прокурора сводятся к тому, чтобыграж­данами и органами исполнительной власти соблюдался уведоми­тельный порядоких организации, не допускалось использование шествий, демонстраций в целях,противных интересам общества и государства, не вводилось дополнительныхограничений при осу­ществлении политического волеизъявления.
Прокурорская практика изобилует примераминенадлежащего пользования правами со стороны как граждан, так и государствен­ныхорганов. Самое распространенное нарушение законодательства, регла­ментирующегопорядок проведения публичных акций граждан, – их стихийный характер,несоблюдение требований о предвари­тельном уведомлении. Прокурорский надзор врассматриваемой сфере требует неос­лабного внимания, особенно в периодсоциальных напряжений, и должен носить упреждающий характер.
Социально-экономические права человека и гражданинакаса­ются важнейших сторон жизни общества и индивида.
Провозглашенную в статье 7 Конституции РоссийскойФедерации политику государства, направленную на создание условий, обеспе­чивающихдостойную жизнь и свободное развитие человека, пока следует рассматривать какперспективу развития общества, стрем­ление приблизиться к стандартаминдустриально развитых стран, обеспечивающих новое качество жизни. В этих целяхнедопустимо возвышение интересов одних за счет других, отступление отпровозглашенных Конституцией прин­ципов.
Защита социально-экономических прав основана наконститу­ционном нормировании основных прав. В законодательстве за­креплентакой режим экономической деятельности, который по­зволяет обеспечить обладаниекаждым гражданином конституци­онно признанными правами, среди которых право насвободное использование своих способностей и имущества для занятия лю­быми незапрещенными видами деятельности и корреспондирую­щая им обязанность органовгосударственной регистрации не чи­нить препятствий в становлениипредпринимательства.
Группу конституционных прав и свобод образуют правосвобод­но избирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37 Конститу­ции);право частной собственности на имущество, его всемерную охрану со стороныгосударства (статья 35, 36); свобода объединения граждан, в том числе дляпредпринимательских целей (статья 30); по­ощрение со стороны государства свободнойконкуренции и огра­ничение монополистической деятельности (статья 34).
Генеральный прокурор РФ ориентирует прокуроров наохрану законных интересов прежде всего больших групп населения, навмешательство в наиболее неблагоприятные сферы общественных отношений, такие,как трудовые правоотношения, пенсионное обеспечение, защита прав престарелых иинвалидов,
Подобные нарушения законодательства носят устойчивый ираспространенный характер; их выявлению и устранению проку­роры уделяютсерьезное внимание. Самый злободневный вопрос середины 90-х годов – это вопросо невыплате заработной платы.
В указании Генерального прокурора РФ от 28 февраля1996 г. №14/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением за­конодательствао своевременной выплате заработной платы и со­блюдением платежной дисциплины»определены цели, задачи, средства надзора в этой правовой сфере. Каксвидетельствует над­зорная практика, наибольший эффект приносят в данном случаеиспользование права на обращение в суд с заявлением в защиту прав и охраняемыхзаконом интересов других лиц, а также обра­щение в арбитражный суд с иском взащиту государственных и общественных интересов (статья 41 ГПК РСФСР и статья41 АПК РФ). Наработана практика использования новых полномочий – обра­щениепрокуроров в суды с заявлениями на взыскание начислен­ной, но невыплаченнойработникам заработной платы.
Предмет надзора за соблюдением экономических прав исвобод граждан образует также исполнение законодательных установле­ний оправомерном ограничении прав на занятие отдельными ви­дами деятельности всоответствии со статьей 55 Конституции и статьей 49 ГК РФ. Лицензированиеотдельных видов деятельности – одна из га­рантий предотвращения вреда жизни,здоровью граждан из-за от­сутствия специального образования, надлежащейпрофессиональ­ной подготовки физических и юридических лиц – предпринима­телей.Лицензирование имеет в виду защиту публичного, т.е. общест­венного интереса.
Прокурор не должен упускать из вида и фактызлоупотребления предпринимательской свободой, такие, как систематическое из­влечениеприбыли некоммерческой организацией путем занятия деятельностью, несоответствующей ее уставной правоспособнос­ти, уклонения от постановки наналоговый учет и т.д. Поэтому на­ряду с проверкой соблюдения прав граждан впроцессе регистра­ции такой же тщательной должна быть проверка выполнения обя­занностейперед обществом.
Неослабного внимания прокурора требуют вопросызаконнос­ти применения мер государственного принуждения к предприни­мателямвследствие неисполнения ими или ненадлежащего испол­нения предписанийзаконодателя, совершения действий, образую­щих административно наказуемыйпроступок или уголовное пре­ступление. Имеется в виду законность мерпривлечения к финан­совой, административной ответственности со стороны налоговых,антимонопольных органов.
Особую, охраняемую законом группу составляют праваграж­дан на благоприятную среду обитания. Генеральный прокурор требует от всехпрокуроров, чтобы над­зор за исполнением природоохранного законодательствавоспри­нимался как одно из приоритетных направлений.
Особое значение в деле предупреждения экологическихправо­нарушений имеет взаимодействие органов прокуратуры с общест­веннымиприродоохранными движениями в целях своевременного выявления самовольновозводящихся объектов в обход требований об обязательной экологическойэкспертизе, ненадлежащего вы­полнения контрольных полномочий территориальнымиорганами.
 

Заключение
Практикаприменения Закона о прокуратуре подтверждает эффективность и государственнуюцелесообразность перечисленных в ст. 2 этого Закона направлений прокурорскойдеятельности, таких как надзор за исполнением законов местными органамипредставительной и исполнительной власти, а также за соответствием законамиздаваемых ими правовых актов, надзор за исполнением законов органами дознанияи предварительного следствия, надзор за исполнением законов в местах содержаниязадержанных и арестованных и отбывания наказания, надзор за исполнением законоворганами военного управления, воинскими частями и учреждениями, участиепрокуроров в судебном разбирательстве дел и др.
Задачи прокурорского надзора – надзора  за точным и единообразнымисполнением законов – на современном этапе должны рассматриваться как защитаграждан, общества, государства от преступных посягательств, соблюдениеконституционных гарантий, прав и свобод личности в процессе следствия идознания требуют решительного улучшения постановки прокурорского надзора зарасследованием и раскрытием преступлений.Врезультате прокурорского надзора устраняются ошибки и недостатки вправоприменительной практике, ежегодно отменяется большое количество незаконныхправовых актов, рассматриваются и должным образом разрешаются многочисленныежалобы и заявления граждан, восстанавливаются нарушенные права многих сотентысяч заявителей, исправляются ошибки в работе следственных органов,пересматриваются незаконные судебные решения. Улучшение правового регулированияорганизации и деятельности прокуратуры, усиление роли и государственной значимостиработы ее органов отвечают задачам строительства правового государства.Взаключении можно сказать, что в соответствии с Конституцией высшей ценностейявляется человек, его права и свободы, которые обязаны защищать все ветвигосударственной власти. Отсюда вытекает и главная цель деятельности прокуратуры– правозащита. Правозащитная деятельность прокуратуры охватывает все сферыжизни общества, урегулированные законодательными актами. В деятельностипрокуратуры проявляется двуединая направленность – охрана прав и законныхинтересов отдельного гражданина и охрана всех граждан через охрану прав изаконных интересов государства, общества. Названная цель реализуется дажетогда, когда прокурор участвует в уголовном судопроизводстве: обвиняяпреступника, он защищает других граждан от преступлений (одновременно он следити за тем, чтобы права подсудимого – гражданина не были нарушены). 
БИБЛИОГРАФИЯ
1.   Амирбеков К.И. Конституционныеосновы деятельности прокуратуры Российской Федерации //Прокурорский надзор – №6. – 2002.
2.   Бессарабов В.Г. Новое взаконодательстве о прокуратуре. //Законодательство. – 1999.
3.   Конституция Российской Федерации// Российская Газета. – 25 декабря. – 1993.
4.   Макаров Н. Правозащитная рольпрокуратуры. // Законность. – 1997. – №9.
5.   Мельников Н.В… Местопрокуратуры в системе органов государственной власти России // Прокурорскийнадзор. – №6. – 2002.
6.   Мыцыков А. Прокуратура: проблемы развития // Прокурорский надзор.– №3. – 2000.
7.   Правовая система социализма. Ч. 1 Понятие,структура, социальные связи. – М.: Юридическая литература, 1986.
8.   Строгович М.С. Основные вопросысоветской социалистической законности. – М., 1966.
9.   Теория государства и права. / Подред. Матузова Н.И., Малько А.В. – Саратов, 1995.
10. Теория государства и права. / Под.ред. Марченко М.Н. – М., 1997.
11. Федеральный закон от 17 ноября1995 г. №168-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации „О прокуратуре Российской Федерации“ //Собраниезаконодательств Российской Федерации. – 20 ноября 1995 г. – №47, ст. 4472.
12.   Чурилов А. Прокурорский надзор за соблюдением прав исвобод граждан. // Законность. – 1997. – №8.
13. Чурилов А., Винокуров А. Охранаправ и свобод гражданина: обеспечение международных обязательств РФ. // Законность.– 1997. – №6.