Способности как предмет современных психологических исследований

Введение
 
Способности — это индивидуальныеособенности личности, являющиеся субъективными условиями успешногоосуществления определённого рода деятельности. Способности не сводятся кимеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте,глубине и прочности овладения способами и приёмами некоторой деятельности иявляются внутренними психическими регулятивами, обусловливающими возможность ихприобретения. Проблема способностей является одной из наиболее сложных инаименее разработанных в психологии. Рассматривая её, прежде всего следуетучесть, что реальным предметом психологического исследования являетсядеятельность и поведение человека. Способности образуются в ходе жизни людей,видоизменяются с изменением объективных условий. Способности человека, разныеих типы и степени относятся к важнейшим проблемам психологии. Исследованиеспособностей как научное направление основал Ф. Гальтон. Он определил основныепроблемы и задачи научного изучения способностей. В отечественной психологииначало изучения способностей было положено Б.М. Тепловым и его школой.Результатами его опытных данных и методическими указаниями исследователипользуются и по сей день.

 
1.Проблема исследования способностей в психологии
Экспериментальная психологияспособностей и психодиагностика развивались как родственные науки, основателемкоторых является Френсис Гальтон. Он стал основоположником эмпирическогоподхода к решению проблемы способностей, одаренности, таланта, предложилосновные методы и методики, которыми исследователи пользуются и по сей день,но, что самое главное, он поставил основные задачи психологии развития,дифференциальной психологии и психодиагностики, которые решаютсяисследователями и в настоящее время. Гальтон предположил, что индивидуальныеразличия между людьми объясняются влиянием наследственности и среды развития.Для подтверждения этой гипотезы Гальтон предложил использовать метод«разлученных близнецов». В 1883 году вышел очередной труд Гальтона«Исследование человеческих способностей и их развитие». Полагая, что со временафинской цивилизации человечество вырождается, он предложил заменитьестественный отбор искусственным, таким образом, положив начала развитиюевгеники. По итогам научной работы Френсиса Гальтона можно выделить основныепроблемы психологии способностей как научной отрасли:
1. Развитие способностей и их детерминанты.Основным звеном в детерминации способностей является соотношениенаследственности и среды.
2. Взаимосвязь специальных и общихспособностей.
3. Создание методов измеренияспособностей. Проблема измерения способностей тесно связана с проблемой структурыспособностей.
4. Способности и деятельность.
Между способностями и различнымивидами деятельности существуют достаточно тесные и сложные отношения. Кромеэтого, А.А. Бодалев поставил проблему обусловленности развития способностейсредовыми факторами. По его мнению, основными проблемами, которые следуетрешать психологу, специализирующемуся в этом направлении, являются: влияниемикро-, мезо- и макрообщностей, в которые включена личность, на развитие ееспособностей; установление связи между формированием способностей и сменойсоциальных ролей (но и способности определяют социальную роль и статус);влияние оценочных нормативов и общественного мнения, а также различных формпоощрения на развитие способностей; изучение престижа способностей, который формируетсясредствами массовой информации. Это является основным положением в исследованииспособностей в отечественной психологии. Замечу также, что в отечественнойпсихологии придавалось значение ведущей роли социального опыта человека,условий его жизни и деятельности. Психические особенности не могут бытьврожденными. Это целиком относится и к способностям. Способности всегдарезультат развития. Они формируются и
развиваются в жизни, в процесседеятельности, в процессе обучения и воспитания.
2. Понятиео способностях и их общая характеристика
В настоящее время сложилось триподхода к понимаю способностей человека. В первом случае, под способностямипонимали совокупность всевозможных психических процессов и состояний. С точкизрения второго подхода, который сложился в психологии XVIII-XIXвв., способности – это высокий уровень развития общих и специальных знаний,умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видовдеятельности. И, наконец, третий подход основан на утверждении о том, чтоспособности – это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но нообеспечивает их быстрое приобретение, закрепленное и эффективное использованиена практике. С.Л. Рубинштейн считал, что наличие определенной способностиозначает пригодность его к определенной деятельности. Способность должнавключать в себя различные психические свойства и качества, необходимые в силухарактера этой деятельности и требований, которые она предъявляет.Б.М. Тепловвыделял следующие три основных признака понятия «способность»:
1) под способностями понимаютсяиндивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека отдругого;
2) способностями называют не всякиевообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение куспешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей;
3) понятие «способность» не сводитсяк тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
Но это не означает, что способностиникак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость ибыстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение их, в своюочередь, содействует дальнейшему развития способностей, тогда как отсутствиесоответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Необходимо сказать, что успешностьвыполнения какой-либо деятельности зависит не от одной какой-то способности, аот комплекса способностей. Причем, при отсутствии необходимых задатков кразвитию одних способностей, их дефицит может быть восполнен за счет болеевысокого развития других. Это обеспечивается компенсаторной функцией психики. Несколькоиное понимание задатков дается в работах А. Г. Ковалева и В.Н. Мясищева. Подзадатками они понимают психофизиологические свойства, в первую очередь те,которые обнаруживаются в самой ранней фазе овладении той или иной деятельностью(например, хорошее цветоразличение, зрительная память). Другими словами,задатки – это первичная природная способность.
Способности имеют органические,наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Сходныеприродные различия между людьми определяются не по способностям, а именно поврожденным задаткам. Между способностями и задатками существует дистанция:задатки многозначны и могут развиваться в различных направлениях, являютсяпредпосылкой развития способностей. В большинстве научных классификацийспособностей выделяются естественные способности и специфические способности.
Естественные способности человекаформируются на базе задатков. Это происходит при наличии элементарногожизненного опыта, через механизмы научения. В процессе развития человека данныебиологические способности способствуют формированию целого ряда других,специфических человеческих способностей.
Специфические человеческиеспособности принято разделять на общие и специальные высшие интеллектуальныеспособности. Общие способности – это те способности, которые не определяютуспехи человека в самых различных видах деятельности, он характерны длябольшинства людей. К ним относят мыслительные способности, моторныеспособности, память, речь и т.д. под специальными способностями подразумеваютсяте, которые определят успехи человека в специфических видах деятельности, дляосуществления которых необходимы особого рода задатки и их развитие. К этомувиду можно отнести математические, музыкальные, литературные способности ит.д.Существует мнение, что общие и специфические способности взаимно дополняютдруг друга, а в отдельных случаях высокий уровень развития общих способностейможет выступать в качестве специальных способностей по отношению к определеннымвидам деятельности. Также, есть исследователи, которые подчеркивают, чтоделение способностей на общие и специфические весьма условно.
Кроме общих и специальныхспособностей, принято выделять способности теоретические и практические.Отличаются они тем, что первые предопределяют склонность человека кабстрактно-теоретическим размышлениям, а вторые – к конкретным практическимдействиям. Человек обладает либо практическими, либо теоретическимиспособностями, но вместе они встречаются крайне редко у одаренных людей.Ещесуществует деление способностей на учебные и творческие. Учебные способностиопределяют успешность обучения, усвоения умений и навыков, а творческие –возможность открытий и изобретений, создания новых предметов материальной идуховной культуры. Способности не только определяют успешность деятельности, нои взаимодействуют друг с другом, оказывая влияние друг на друга. В зависимостиот наличия и степени развития способностей, входящих в комплекс конкретного человека,каждая из них приобретает иной характер. Такое взаимное влияние оказываетсяособенно сильным, когда речь идет о взаимозависимых способностях, совместноопределяющих успешность деятельности. Поэтому определенное сочетание различныхвысокоразвитых способностей определяет уровень развития способностей у конкретногочеловека.
3. Методыисследования способностей и одаренности
В некотором отношении вопросисследования способностей является нерешенным. Основными проблемными областямиявляются экспериментальные методы исследования способностей, ихэкспериментальная диагностика. Еще более сложным вопросом является сочетаниеразличных методов в одной системе, обеспечивающей объективные научные знания оконкретной структуре определенного вида способностей.
В этой системе по праву первымметодом является исследование истории развития личности, неразрывно связанное сее биографией. Но упор в исследовании биографии делается на исследованиевозникновения и проявления способностей в истории жизни исследуемого лица. Важнымиздесь являются следующие вопросы: 1) вопрос о первых проявлениях интереса исклонностей к изучаемой деятельности; 2) об обстановке, в которой рос ивоспитывался исследуемый, в смысле ее содействия развитию и определенномунаправлению как общего, так и специального развития (существенно в связи с ужесказанным изучение неблагоприятных условий, так или иначе препятствующихразвитию способностей); 3) о процессе обучения и овладения деятельностью, обуспехах, темпе овладения, об отношении к этой деятельности изучаемого и одинамике этого отношения; 4) об успехах и неудачах в этой деятельности иреакции исследуемого лица на трудности; 5) о первых проявлениях «своего»творческого как в создании, так и в выполнении уже существующих образцов (вкус,оригинальность, первые изобретения, стихи, композиции и т.п.).
Вторым методом является изучениепедагогического опыта формирования способностей.
Третьим методом является анализдеятельности и ее продуктов у лиц, обладающих выдающимися способностями. Важноизучить не только продукт в его оригинальности и своеобразии, но процесс егосоздания — от замысла до окончательного оформления. Целью метода являетсяопределение особенностей творческой деятельности, выразившейся в ее продукте, установитьисторию и причины возникновения замысла, процесс осуществления, внешниеусловия, влиявшие на него, а также внутренние особенности автора, определившиеэтот процесс и отношение (требования, оценка, удовлетворенность) автора к еготеме и к ее результату.
Успешным методом изученияспособностей является естественный эксперимент. Его название подчеркивает, чточеловек изучается в естественных условиях и, следовательно, возможнарегистрация непосредственных реакций личности. В этом заключается преимуществоназванного метода перед лабораторным экспериментом, коренным недостаткомкоторого является то, что исследуемый знает, что он является предметомизучения.
Вопрос об общей одаренности иразвитии имеет первостепенное значение, так как касается перспектив развитиявсей массы молодежи, получающей образование. Конечно, немаловажным вопросомявляется и вопрос о специальных способностях, но в то время как вопрос оспециальных способностях довольно убедительно решается профессиональнымииспытаниями и относится к небольшим, по сравнению с общей массой, группамучащихся, вопрос об определении способностей к учению и степени этойспособности возникает решительно по отношению к каждому исследуемому.
Факториальная теория в дальнейшемвыделила 7 и даже 16 общих факторов (Терстон), а в дальнейшем развитии теорияединого общего фактора (Г) сблизилась с позицией комплекса факторов. Говоря отестах, существенно отметить, что в процессе развития этого метода испытанийвыделились по крайней мере четыре основные группы испытаний: а) одаренности; б)школьной успешности или осведомленности; в) личности и характера и, наконец, г)определения специальных качеств (способностей) в связи спрофессионально-техническими задачами.
Приведу некоторые методики, диагностирующиеуровень развития общих и специальных способностей, определяющих успешностьобучения, профессиональной деятельности и творчества: диагностика структурыинтеллекта тестом Амтхауэра, исследование памяти с помощью методики заучиваниядесяти слов, культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла, методика«Количественные отношения», Методика определения уровня воображения,опросник Шиана, тест «Коммуникативные и организаторские склонности»(КОС), тест для диагностики когнитивного стиля «дифференциальность — интегральность» и т.д.

 
Выводы
Способности – это такиеиндивидуально-психологические особенности личности, которые обеспечиваютуспешное выполнение какой-либо деятельности, а также объясняют, почему люди, выполняютодинаковую или почти одинаковую деятельность, получают разные результаты.Способностиформируются на основе биологических задатков (памяти, мышления, внимания ит.д.). В отличие от способностей, задатки могут развиваться в различных видахдеятельности, а способности носят более специализированных характер. Способностинельзя свести к навыкам и умениям, это наоборот, то, что позволяет быстрее иэффективнее усваивать навыки и умения. Для того чтобы способностисформировались, их необходимо, для начала, выявить, а потом развивать.Эторазвитие должно осуществляться в процессе какой-либо практической деятельности.Одной из важнейших функций психики является компенсаторная функция. Онапозволяет компенсировать какую-то одну недостающую способность другими похожимиспособностями, вследствие чего эффективность выполняемой деятельности неутрачивается.Кроме этого, любая способность может изменяться в зависимости отстепени развития других способностей.
Таким образом, способностипредставляют собой такие особенности психики человека, которые отличаютрезультаты его деятельности от результатов такой же деятельности других людей,способствуют усвоению навыков и умений в практической деятельности.