Правовое воспитание. Основные аспекты понимания законности

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Теория государства и права»
по теме: «Правовоевоспитание. Основные аспекты понимания законности»

1. Правовое воспитание
 
Правовое воспитание – это целенаправленная деятельностьгосударства, общественных организаций, отдельных граждан по передачеюридического опыта; систематическое воздействие на сознание и поведениечеловека в целях формирования определенных позитивных представлений, взглядов,ценностных ориентации, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение ииспользование юридических норм,
Содержанием правового воспитания является приобщение людей кзнаниям о государстве и праве, законности, правах и свободах личности,выработка у граждан устойчивой ориентации на законопослушное поведение.
Правовое воспитание – сложная и многоаспектная системадеятельности. Конечно, многие правовые ценности, имея основу и происхождение вморальных нормах, усваиваются личностью в процессе разнообразной социальнойпрактики, через иные, не правовые формы и каналы формирования общественногосознания. Однако правовое воспитание предполагает создание специальногоинструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовыхценностей, превращение их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.
Таким образом, формы, средства и методы правового воспитаниявыступают организационным и методологическим механизмом, с помощью которогосубъекты правового воспитания воздействуют на общественное и индивидуальноесознание, помогая последнему воспринять правовые принципы и нормы.
Каковы основные элементы механизма правового воспитания?Прежде всего это формы, т.е. конкретные способы организации воспитательногопроцесса. В современных условиях применяются самые разнообразные формы правовойработы с населением: правовой всеобуч; пропаганда права средствами массовойкоммуникации; правовоспитательная работа в связи с теми или инымиконституционными мероприятиями (референдумы, выборы и т.д.).
Система мероприятий правового всеобуча включает работуспециальных правовых семинаров, школ, курсов, которые организуютсягосударственными и общественными органами как на коммерческой, так и набюджетной основе. К формам правовоспитательной работы через средства массовойинформации относятся беседы на правовые темы, «круглые столы» специалистовправа, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений,тематические передачи «Человек и закон», комментарии нового законодательстваспециалистами и т.д.
Новый этап развития отечественной государственности,изменение форм собственности и методов экономического регулирования диктуетнеобходимость переоценки и многих традиционных форм правового воспитания.Однако важно сохранить оправдавший себя опыт в этой области, стимулировать егоразвитие на новом экономическом и политико-правовом фундаменте.
В условиях беспрецедентного роста преступности, снижениясоциальной защищенности граждан как никогда важно разъяснение их прав, возможностей(немало возросших) по судебному обжалованию незаконных и необоснованныхдействий, возмещению ущерба, пользованию теми или иными гражданскими,политическими, имущественными правами.
Вторым важным элементом механизма правового воспитаниявыступают разнообразные методы правовоспитательной работы – приемы, способыразъяснения политико-правовых идей и принципов в целях воздействия на сознаниеи поведение личности в интересах правопорядка. К методам правового воспитанияотносятся конкретные и весьма многообразные приемы педагогического,эмоционального, логико-гносеологического воздействия на воспитуемых. Обучениеэтим приемам обычно осуществляют специально подготовленные методисты-референтыпо правовой пропаганде и воспитанию в рамках Всероссийской организации общества«Знание».
Важным методом правового воспитания является правовоепросвещение – центральное звено в деятельности юридической секции общества«Знание». Правовое просвещение, т.е. процесс распространения правовых знаний,служит росту общей юридической культуры и образованности населения. Главнаяцель правового просвещения в качестве метода правовой пропаганды – воспитаниеуважения к праву и законности как ценностной установки широких слоев населенияРоссии.
 
2. Основные аспекты понимания законности
 
Законность как требование строгого инеуклонного соблюдения и исполнения юридических норм возникла вместе с правом,является атрибутом правового регулирования и в этом смысле производна от права.Однако законность – явление исторически развивающееся: она развивалась вместе справом и обществом и в своем развернутом виде, отвечающем современнымпредставлениям о ней, законность предстала, когда произошло формированиебуржуазной демократия, а право стало мерой свободы формально равных индивидов.Законность в этот период сформировалась как идея, как конституционный принцип,как режим жизни демократического общества. В таком качестве уже законностьопределяет содержание конкретных правовых систем, ее действие связывается лишьс правовыми законами и она становится правозаконностью. Связи законности сдемократией и правовым законом настолько тесны и неразрывны, что некоторыеавторы даже считают, что законность возникла именно в этот период, а не вместес правом.
Относительно субъектов законности(лиц, на которых распространяются ее требования) и сферы ее действия существуютразные подходы. Так, проф. Н.В. Витрук полагает, что законность касаетсяисполнения только законов и только должностными лицами. По его мнению,нарушения законов, совершенные гражданами и другими лицами, не выступают вкачестве нарушений законности, они суть нарушения правопорядка. Эта точказрения имеет под собой достаточно серьезную основу. Действительно, законностьне следует смешивать с общеобязательностью права, и смысл ее существования связан,в первую очередь, именно с законами и с публично-правовой сферой отношений вобществе. Самой законности проф. Н.В. Витрук дает определение как идее,требованию и системе (режиму) реального выражения права в законах государства,в самом законотворчестве, в подзаконном нормотворчестве. С позиций такогоподхода очень четко выгладит нарушением законности принятие ведомственныхактов, противоречащих конституционным положениям, нормам закона.
Проф. В.В. Лазарев считает, чтоограничение субъектов законности должностными лицами неоправданно: принципзаконности является всеобщим и не содержит каких-либо изъятий. Ираспространяется законность, по его мнению, на все сферы действия права(включая частно-правовую) и на все нормативно-правовые акты. Таким образом,проф. В.В. Лазарев представляет другую точку зрения на законность и сферы еедействия, надо заметить, наиболее распространенную. С позиций такого подходазаконность определяется как «правовой режим общественной жизни, заключающийся внеуклонном соблюдении юридических норм всеми ее праводееспособными участниками»(проф. Л.И. Спиридонов).
В качестве принципов законности влитературе выделяют следующие:
а) всеобщность ее требований;
б) верховенство закона;
в) единство (единообразие)законности;
г) гарантированность основных прав исвобод граждан;
д) неотвратимость наказания засовершенное правонарушением,
е) недопустимость подмены законностицелесообразностью, их противопоставления;
ж) связь законности и культурности; идр.
 
3. Соотношение законности с общественнымпорядком, правопорядком и дисциплиной
 
Законность можноопределить как принцип, метод и режим строгого, неуклонного соблюдения,исполнения норм права всеми участниками общественных отношений (государством,его органами, общественными и иными организациями, трудовыми коллективами,должностными лицами, гражданами – всеми без исключения). При этом принципвыступает как идеальная форма законности – соблюдать нормы права должны все. Вдействительности же отнюдь не все правовые нормы и не всеми субъектами соблюдаютсяи исполняются, имеет место немало нарушений законности.
С законностью теснейшимобразом связано другое правовое явление – правовой порядок (правопорядок).Правопорядок – это состояние упорядоченности общественных отношений, основанноена праве и законности. Это конечный результат реализации правовых требований ипредписаний, результат соблюдения, исполнения правовых норм, т.е. законности.
Именно правопорядокпредставляет собой цель правового регулирования, именно для его достиженияиздаются законы и другие нормативно-правовые акты, осуществляетсясовершенствование законодательства, принимаются меры по укреплению законности.Важно иметь в виду следующие обстоятельства:
во-первых, нельзя добитьсяправопорядка иными способами, кроме совершенствования правового регулирования иобеспечения законности;
во-вторых, укрепление законностизакономерно и неизбежно приводит к укреплению правопорядка;
конкретное содержание правопорядказависит от содержания законности, которое, в свою очередь, определяется рядомобстоятельств, рассматриваемых ниже.
Законность в условияхопределенного исторического периода определенного государства, егополитического режима и т.п. наполняется конкретным содержанием. Содержаниезаконности и правопорядка в условиях восточных деспотий, Афинскойрабовладельческой демократии, феодального абсолютизма демократических илитоталитарных режимов современности имеет огромные различия, хотя законностьвсегда остается соблюдением, исполнением норм права, а правопорядок — еерезультатом.
Различия в содержаниизаконности и правопорядка зависят от ее сторон (элементов): предметной(«носители» законности — то, что должно соответствовать правовым требованиям);субъектной (состав субъектов, на которых распространяются обязанность соблюдатьправовые предписания и право требовать такого соблюдения от других лиц);нормативной (круг правовых предписаний, обязательных для исполнения). Изменениеэтих сторон законности и определяет различный объем ее содержания в конкретныхисторических условиях, повышение или снижение ее роли в обществе.
Так, основным «носителем»законности является деятельность (поведение) людей. Но через нее свойствозаконности, т.е. соответствия праву, приобретают и другие объекты – нормативныеи правоприменительные акты, различные документы, отношения людей и пр. Ихзаконность или незаконность во многих случаях имеет особо важное значение.
Правопорядок– это система общественных отношений, которая устанавливается в результатеточного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектамиправа. Правопорядок составляет реальную основу современной цивилизованной жизниобщества. Качество и степень правоупорядоченности общественной жизни во многомопределяет общее «здоровье» всего общественного организма и его индивидов. Вусловиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика,достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебнойвластей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частныхорганизаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимальноудовлетворяются его материальные и духовные потребности.
Вформировании правового порядка участвуют все элементы механизма правовогорегулирования общественных отношений. Их причинно-следственная связь составляетоснову правовой жизни общества, которая и приводит в конечном счете кустановлению правового порядка.
Общественныйпорядок представляет собой всю совокупную систему общественных отношений,которая складывается в результате реализации социальных норм: норм права, нормморали, норм общественных организаций, норм неправовых обычаев, традиций иритуалов.
Вправовом государстве все элементы общественного порядка взаимодействуют междусобой и находятся под его защитой. Однако только правопорядок охраняетсяспециальными государственно-правовыми мерами. Другие элементы общественногопорядка обеспечиваются своими средствами воздействия: моральными, собственнообщественными, естественными навыками и привычками, силой традиции.
Всубсистеме отношений, образующих общественный порядок, основным связующимзвеном выступает правопорядок, поскольку он в той или иной мере отражаетнаиболее существенные черты нормативного регулирования в целом.
 
4. Понятие и структура правовойсистемы
 
В отечественной юриспруденции вопросыправовой системы общества стали интенсивно разрабатываться в конце 1970-х –начале 1980-х годов. Правоведы отметили, что к этому времени в юридическойнауке сложилась ситуация, когда аналитические разработки в праве перешагнуличерез наличные теории и накопленный теоретический материал в них уже неукладывается. Другими словами, возникла насущная потребность в синтезе правовоймысли, в объединении накопленных знаний и создании целостной, системной картиныправового регулирования.
Научное решение отмеченной проблемывозможно лишь на основе общей теории систем, которая в методологическом планеимеет название системного подхода. Понятие «правовая система» должно бытьрезультатом системного подхода ко всей правовой действительности как к единомуобъекту, результатом проекции на правовую действительность системных категорий,прежде всего понятия «система». В итоге такого подхода должны быть отсеченыненужные, лишние компоненты и отношения правовой реальности и сформированынеобходимые новые, отвечающие системной природе нового образования. Критериемотбора элементов в правовую систему является ее непосредственная цель –правовое регулирование поведения.
Понятие «правовая система» относитсяк разряду предельно широких юридических понятий (категорий), таких же, как«правовая надстройка», «правовая действительность (реальность)» и др. И в этомплане правовую систему следует отличать от системы права. Понятие «системаправа» предназначено для того, чтобы раскрыть внутреннюю сторону объективногоправа, охарактеризовать его состав (элементы) и структуру (целесообразные связимежду элементами). Когда же мы говорим о правовой системе, то объективное правосамо входит в нее в качестве элемента, хотя и особого.
Особая роль объективного права вправовой системе состоит в том, что все остальные элементы правовой системы«вытекают» из объективного права в процессе правового регулирования и так илииначе связаны с ним.
Правовая система представляет собойсовокупность взаимосвязанных правовых средств, необходимых и достаточных дляправового регулирования поведения. Разумеется, что это – нормы права,правоотношения, юридические факты, правовые акты (нормативные ииндивидуальные), законность, правосознание, правовая культура,правосубъектность, меры правового принуждения и др.
Наряду с составом (совокупностьюнеобходимых и достаточных элементов) другой стороной правовой системы являетсяее структура – целесообразные связи между элементами, которые проявляют себячерез взаимодействие элементов.
 
5. Понятие правовой семьи и ее виды
 
В настоящее время в миренасчитывается около двухсот национальных правовых систем. Национальные, то естьиндивидуальные правовые системы каждого государства, объединяются в правовыесемьи – общего права, романо-германскую, обычно-традиционную, мусульманскую,индусскую. Иногда выделяется славянская правовая семья. В рамках той или инойправовой семьи возможно выделение групп правовых систем. Так, внутриромано-германской правовой семьи выделяют группу романского права (Франция,Италия, Бельгия, Испания, Швейцария, Португалия, Румыния, праволатиноамериканских стран, каноническое или церковно-католическое право) игруппу германского права (ФРГ Австрия, Венгрия скандинавские страны и др.).Внутри англосаксонской правовой семьи различают английскую правовую систему,правовую систему США и право бывших англоязычных колоний Великобритании.
Классическими правовыми семьямиявляется семья общего права и романо-германская (континентальная).
Традиционные правовые системыпостроены на обычном праве (Япония, государства Тропической Африки и др.).
Религиозные правовые системы –мусульманская и индусская правовые семьи. В основе религиозной правовой системылежит определенное вероучение. Так источниками мусульманского права являютсяКоран (священная книга ислама, состоящая из высказывании пророка Магомета)сунна (священное предание о жизни пророка) и иджма (комментарии ислама,составленные его толкователями).
 
6. Романо-германская правовая семья исемья англосаксонского общего права
 
Исторические корни романо-германскойправовой семьи относятся к римскому праву (I в.до н.э.- VI в.н.э.). В качестве основного источника она использует писаное право, то естьюридические правила (нормы), сформулированные в законодательных актахгосударства.
Романо-германскойправовой системе свойственны следующие основные черты. Во-первых, нормы праваформулируются обобщенно, как некие абстрактные правила поведения, адресованныенеопределенному кругу лиц. Во-вторых, право делится на самостоятельные ветви,именуемые отраслями. В-третьих, в государствах данной системы права существуеттщательно разработанное законодательство, при этом устанавливается определеннаяиерархия нормативных актов, центральное место в которой занимаютконституционные акты. В-четвертых, в таких странах ведется планомерная работапо систематизации (кодификации) уголовно-правовых норм.
Основные принципы в организации этойправовой семьи сложились в Англии в XIII в. и сохранились до сих пор.
Англосаксонская (илинеконтинентальная) система представляет собой систему, основанную на такназываемом общем праве. Основной чертой англосаксонской системы являетсявозможность судебного правотворчества. Авторитетным источником уголовного праваостается прецедент – модель разрешения конкретного уголовного дела,используемая в последующем при рассмотрении сходных случаев. Норма права здесьменее общая и абстрактная, нежели в континентальном праве. Нередкоуголовно-правовые нормы чрезвычайно казуистичны, т. е. в них предпринимаютсяпопытки исчерпывающе определить различные варианты преступного поведения,которые влекут уголовную ответственность.
Несмотря на проведениеопределенной работы по систематизации уголовно-правовых норм, последняя неимеет такого характера, как в странах континентального права. В Англии,например, не существует единого Уголовного кодекса.
 
7. Семья социалистического права исемья мусульманского права
 
Основанием для выделения этой правовой общности в качествеотдельной, специфичной правовой семьи были в свое время социально-экономическиеи идеологические критерии, находившие концентрированное выражение в понятиях«общественно-экономическая формация», «социальный строй общества», который спомощью права стремилась утвердить и развивать государственная (политическая)власть названных стран.
Система социалистическогоправа, возникшая в 1917 г. после Октябрьской революции в России, сохраняет своипозиции в Китае, КНДР и на Кубе, хотя и в несколько измененном виде. В Китае,например, идет активный процесс реформирования уголовного права, следствиемчего стало принятие новой редакции УК, установившей уголовную ответственностьюридических лиц, новую систему экономических и должностных преступлений и т.п.
Значительным своеобразием обладают правовые системы,основанные на традиционном и религиозном регулировании, где право нерассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем болеегосударства. Различают так называемые традиционные правовые (построенные наобычном праве) и религиозные правовые системы (мусульманское, индусское право).К странам традиционного права относят Японию, государства Тропической Африки инекоторые другие. В основе религиозной правовой системы лежит какая-либосистема вероучения.
Так, источниками мусульманского права являются Коран, сунна ииджма. Коран – священная книга ислама и всех мусульман, состоящая, извысказываний пророка Магомета, произнесенных им в Мекке и Медине. Наряду собщими духовными положениями, проповедями, обрядами там есть и установлениявполне нормативно-юридического характера.
Сунна – мусульманское священное предание, рассказывающее ожизни пророка, представляет собой сборник норм-традиций, связанных с поведениеми высказываниями пророка, которые должны служить образцами для мусульман.
Иджма – третий источник мусульманского права – комментарииислама, составленные его толкователями: докторами мусульманской религии. Этикомментарии восполняют пробелы в религиозных нормах. Окончательное толкованиеислама дается в иджме, поэтому Коран и сунна непосредственного юридическогозначения не имеют. Практики ссылаются на сборники норм, соответствующие иджме.
Мусульманское право сформировалось в глубоком средневековье ис тех пор проделало существенную эволюцию с точки зрения развития своихисточников. Характерные черты этого права – архаичность, казуистичность,отсутствие писаных систематизированных норм во многом сглажены принятием вновейшее время законов, кодексов – продуктов деятельности государства.
 
8. Семья обычного права
 
Значительным своеобразием обладаютправовые системы, основанные на традиционном регулировании, где право нерассматривается как результат рациональной деятельности человека, а тем болеегосударства. К странам традиционного права относят Японию, государстваТропической Африки и некоторые другие.
Главной тенденцией развития как обычного (традиционного), таки религиозного (мусульманского и др.) права является усиление роли закона какисточника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегосязначения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – ихвозрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьмахарактерно для исламских государств.
 
9. Правовая система современнойРоссии
 
Правовая система не может остатьсянеизменной, если в обществе произошли принципиальные изменения егоэкономического и политического строя (экономической и политической структурыобщества). Это – с одной стороны. А с другой – невозможно проводитьреформирование общества без соответствующего правового инструментария. Правоваяреформа в стране, таким образом, касается:
а) пересмотра взгляда на саму природуправа на основе концепции различения права и закона (право не должнорассматриваться только как результат и орудие деятельности государственнойвласти);
б) решения внутренних задачреформирования права;
в) реформирования обществапосредством права.
Необходимость проведения правовойреформы в современной России объективно обусловлена рядом социальных,политических, экономических и правовых факторов. Среди них можно отметить:
а) создание основ демократическойправовой государственности и соответствующих ей учреждений и институтовпубличной власти;
б) возникновение и функционированиемногопартийной политической системы;
в) становление рыночной экономики;
г) потребность в нормативной базе,соответствующей происходящим в стране социальным преобразованиям.
6 июля 1995 г. был издан УказПрезидента РФ «О разработке концепции правовой реформы в Российской Федерации».Этим Указом признается актуальность и необходимость разработки концепцииправовой реформы в целях реализации положений Конституции Российской Федерации,укрепления российской государственности и правовых основ нашего общества, атакже обеспечения системности, плановости и скоординированностизаконотворческого процесса.
Разработан и утвержден Комплексныйплан мероприятий по реализации Указа Президента Российской Федерации от 6 июля1995 г. Этим планом предусматривается привлечение широкого круга общественныхорганизаций, политических партий, научных учреждений к разработке концепцииправовой реформы в России. В октябре 1995 г. в соответствии с Комплексным планомбыла проведена научно-практическая конференция «Пути правового реформированияроссийского общества», в которой приняли участие представители всех ветвейгосударственной власти, ряда политических партий и движений, юридическихассоциаций, научных коллективов. В рамках Комплексного плана состоялся иВсероссийский студенческий форум по вопросам правовой реформы.
С учетом предложений, высказанныхнаучной общественностью, а также нормативных актов, посвященных современнойправовой реформе в России, можно выделить следующиенаправленияпроисходящего в стране реформирования правовой системы:
1. Законодательное закрепление правчеловека и создание механизмов их реализации и защиты.
2. Формирование законодательных основдемократической правовой государственности.
3. Законодательное обеспечениепроцесса становления Российской Федерации как социального государства.
4. Упрочение конституционнойзаконности, формирование конституционного правосудия.
5. Реформирование судебной системы,становление судебной властикакосновной ветви властигосударственной.
6. Законодательное развитие положенийКонституции Российской Федерации.
7. Правовое обеспечениефункционирования рыночной экономики (уже действует новый Гражданский кодексРФ).
8. Издание Свода законов РоссийскойФедерации в соответствии с Указом Президента России (февраль 1995 г.).
9. Создание целостной правовой базыправотворческой деятельности на основе Закона о законах и иныхнормативно-правовых актах Российской Федерации.
10. Кадровое обеспечение правовойреформы, расширение подготовки юристов нового поколения.
11. Создание нормативно-правовой базыдля борьбы с правонарушаемостью и прежде всего – для борьбы с преступностью(уже действует новый Уголовный кодекс РФ).
12. Совершенствование правовых основфедерализма в Российской Федерации.
13. Правовое обеспечение эффективногофункционирования местного самоуправления (действует Федеральный закон «Об общихпринципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Список литературы
 
1. Конституция РФ.
2. Алексеев С.С. Государство и право.Начальный курс. М.: Юридическая литература, 2004.
3. Законность в Российской Федерации.Сборник статей. М, 2006.
4. Клочков В.В. Требованиязаконности: понятие, виды, генезис.//Конституционная законность и прокурорскийнадзор. М., 2006.
5. Кудрявцев В.Н. Право как элементкультуры. Право и Власть. М., 2006.
6. Лазарев В.В. и др. Общая теорияправа и государства. М., 2004.
7. Матузов Н.И. Право и личность.Общая теория права. Н. Новгород, 2003.
8. Новый юридический энциклопедическийсловарь. М, 2007.