Международно-правовое регулирование начала и окончания военных действий и состояния войны

IIIГаагская конвенция об открытии военных действий 1907 года устанавливает, Чтовоенные действия между государствами не должны начинаться без предварительногои недвусмысленного предупреждения, которое может иметь форму либомотивированного объявления войны, либо ультиматума с условным объявлениемвойны. Эта норма продолжает действовать и в современных условиях. Вместе с темследует иметь в виду, что в соответствии с определением агрессии, принятым ГАООН в 1974 г., факт объявления войны, которая не является актом самооборонысогласно ст. 51 Устава ООН, не превращает войну противоправную в войнузаконную, а представляет собой акт, агрессии. Сам факт объявления войныстановится международным преступлением. Однако соблюдение норм прававооруженных конфликтов обязательно, независимо от того, объявлена война илинет.
Объявлениевойны (или состояние войны) входит в компетенцию высших органов государственнойвласти каждой страны.
Объявлениевойны, даже если оно не сопровождается боевыми действиями, влечет за собойначало юридического состояния войны. Вместе с тем фактическое начало военныхдействий между государствами не обязательно ведет к наступлению состояниявойны.
Началовойны означает конец мирных отношений между вою* ющими государствами, чтовлечет за собой разрыв дипломатических и, как правило, консульских отношений.Персонал диплома* тического и консульского представительств вправе покинутьтерриторию неприятельского государства. При этом государство пребывания,согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года, обязано оказатьсодействие, необходимое для возможно скорейшего выезда пользующихсяпривилегиями и им-мунитетами лиц, и предоставить в случае необходимости в ихраспоряжение средства передвижения. Представление интересов одного воюющегогосударства и его граждан в другом поручается третьему, обычно нейтральному,государству, которое поддерживает дипломатические отношения с обоими воюющимигосударствами. Так, во время второй мировой войны германские интересы в СССРпредставляла Швеция; она же представляла интересы СССР в Германии. Черезнейтральное государство, как правило, поддерживается связь между воюющимисторонами.
Началовойны влияет на действие международных договоров, связывающих воюющиегосударства. Политические, экономические и иные договоры, рассчитанные на мирноевремя, прекращают свое действие. С началом военных действий происходитфактическое осуществление предписаний правил ведения войны.
Вотношении граждан неприятельской стороны, находящихся на территориигосударства, применяются разного рода ограничения. Эти лица могут бытьпринуждены к проживанию на период войны в определенном районе либоинтернированы.
Имущество,принадлежащее непосредственно неприятельскому государству, конфискуется (заисключением имущества дипломатического Я консульского представительств).Имущество граждан неприятельского государства в принципе считаетсянеприкосновенным. Судам дается определенный срок, чтобы они покинули порты иводы неприятельского государства (этот срок называется «ийдульт»), по истечениикоторого суда подлежат конфискации.
Военныедействия развертываются в определенных пространственных пределах, именуемыхтеатром войны, под которым понимается вся территория воюющих государств(сухопутная, морская и воздушная), на которой они потенциально могут вестивоенные операции. Театр военных действий — это территория, на которойвооруженные силы воюющих фактически ведут военные действия. Территория(сухопутная, морская, воздушная) нейтральных и др. невоюющих государств недолжна использоваться в качестве театра военных действий. В соответствии смеждународными договорами в театр военных действий не могут быть превращены:
а)некоторые международные проливы (например, Магелланов пролив по Договору 1981г. между Аргентиной и Чили); б) международные каналы (например, Суэцкий каналсогласно Константинопольской конвенции 1888 г.); в) отдельные острова иархипелаги (например, Аландские острова в соответствии с Мирным договором междупобедителями во второй мировой войне и Финляндией 1947 г., архипелагШпицбергена в соответствии с Парижским договором о Шпицбергене 1920 г.);отдельные континенты (например, Антарктика в соответствии с Договором 1959 г.).Согласно Договору по космосу 1967 года, в театр военных действий нельзявключать Луну и др. небесные тела. Из театра военных действий может бытьисключена часть государственной территории воюющей стороны в целях образованияспециальных зон, предусмотренных нормами права вооруженных конфликтов{например, санитарные зоны и местности). Что касается безъядерных зон, то они вцелом не исключаются из сферы вооруженного конфликта, однако не могут бытьтеатром ядерной войны.
Международно-правоваярегламентация окончания военных действий и состояния войны
Окончаниевоенных действий и состояния войны —это акты, отличающиеся один от другого какпо способам их юридического оформления, так и по тем правовым последствиям,которые они порождают для воюющих сторон.
Наиболеераспространенными формами прекращения военных действий являются перемирие икапитуляция. Перемирие представляет собой временное прекращение военныхдействий, осуществляемое на основе взаимного соглашения между участникамивооруженного конфликта. Различают два вида перемирия: местное и общее.
Местноеперемирие преследует цель приостановить военные действия между отдельнымичастями и подразделениями на ограниченном участке театра военных действий. Какправило, оно направлено на решение частных задач: подбор раненых и больных,погребение мертвых, эвакуация из осажденных районов лиц из числа гражданскогонаселения, посылка парламентеров и т.д.
Общееперемирие существенно отличается от местного. Во-первых, в случае общегоперемирия военные действия приостанавливаются на всем театре военных действий.Во-вторых, общее перемирие при определенных обстоятельствах (например, еслистороны в конфликте формально не заявили о наличии состояния войны между ними)способно не только приостановить военные действия, но и привести к ихпрекращению. В этом случае общее перемирие как акт не только военный, ноимеющий и политическое значение, оформляется воюющими сторонами вдоговорно-право-вом порядке со всеми вытекающими из этогомеждународно-правовыми последствиями. В качестве примеров можно назватьСоглашение о военном перемирии в Корее от 27 июля 1953 г., Соглашение опрекращении огня в Алжире от 18 марта 1962 г., Соглашение о прекращении войны ивосстановлении мира во Вьетнаме от 27 января 1973 г. Все эти соглашениясодержали два общих для них положения: прекращение военных действий и взаимноевозвращение всех военнопленных в установленные сроки.
Специфическойформой приостановления военных действий является выполнение участвующими вконфликте государствами решения СБ, принятого на основании ст. 40 Устава ООН, о«временных мерах», которые могут включать, в частности, прекращение огня, отводвойск на заранее занятые позиции, освобождение определенной территории и т.д.
СогласноIV Гаагской конвенций о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года, всякоесущественное нарушение перемирия одной из сторон дает право другой отказатьсяот него и даже в крайнем случае немедленно возобновить военные действия •’ (ст.40). Однако нарушение условий перемирия отдельными лицами, действующими пособственному почину, дает только право требовать наказания виновных ивознаграждения за понесенные потери, если таковые случились (ст. 41).
Капитуляция— это прекращение сопротивления вооруженных сил или их части. Как правило, прикапитуляции все вооружение, военное имущество, военные корабли, самолетыпереходят к противнику. Сдающиеся войска подвергаются военному плену.Капитуляция отличается от перемирия тем, что капитулирующая сторона лишаетсядаже формального равенства с победителем. Разновидностью капитуляции являетсябезоговорочная капитуляция. Так, после разгрома фашистской Германии 8 мая 1945г. в Берлине был подписан Акт о военной капитуляции германских вооруженных сил.После победы над империалистической Японией 2 сентября 1945 г. в Токийскойбухте был подписан Акт о капитуляции Японии. Акты предусматривалибезоговорочную капитуляцию всех германских и японских вооруженных сил, их полноеразоружение и сдачу в плен командованию союзных армий.
Согласнообычной норме МП, нарушение условий капитуляции составляет МПнарушение, еслионо совершено по указанию правительства воюющей стороны, или военноепреступление, если оно совершено без такого указания. Такое нарушение можетповлечь либо адекватные ответные действия, либо наказание виновных как военныхпреступников.
Основныммеждународно-правовым средством прекращения состояния войны между воюющимисторонами является заключение ими мирного договора. Подобные договорыохватывают широкий круг вопросов, касающихся урегулирования политических,экономических, территориальных и др. проблем (обмен военнопленными,ответственность военных преступников, возобновление действия договоров,реституции, репарации, восстановление дипломатических и консульских отношений ит.п.) в связи с прекращением состояния войны и восстановлением мира междувоюющими.
Так,окончание первой мировой войны получило свое международно-правовое оформление ввиде, ряда мирных договоров 1919—1920 годов, которые составили так называемуюВерсальскую систему мирных договоров. После второй мировой войны страныантигитлеровской коалиции подписали в 1947 г. выработанные на Парижской мирнойконференции мирные договоры с Италией, Финляндией, Румынией, Венгрией иБолгарией.
Практикеизвестны и др. способы прекращения состояния войны, например односторонняядекларация, когда восстановление мирных отношений является результатоминициативы одной стороны. Так, Советский Союз в свое время прекратил состояниевойны с Германией путем издания Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25января 1955 г.
Состояниевойны может быть прекращено принятием двусторонней декларации. Например, 10октября 1956 г. СССР и Япония подписали совместную Декларацию о прекращениисостояния войны, согласно которой между Советским Союзом и Японией«прекращалось состояние войны» и восстанавливались «мир и добрососедские,дружественные отношения».
Обращениек последним двум формам прекращения состояния войны объясняется, в частности, вслучае с Германией—ее расколом на два государства, а с Японией — существованиемне урегулированного территориального вопроса.
Международно-правовая защита жертв войны.
Правовойрежим раненых и больных. Режим данной категории лиц регламентируется главнымобразом Женевской конвенцией об улучшении участи раненых и больных вдействующих армиях 1949 года и Женевской конвенцией об улучшении участираненых, больных и лиц, потерпевших кораблекрушение, из состава вооруженных силна море 1949 года. Ранеными и больными в целях предоставления защиты,предусмотренной нормами международного гуманитарного права, считаютсягражданские лица и военнослужащие, находящиеся в районе вооруженного конфликта,которые вследствие травмы, болезни, другого физического расстройства илиинвалидности нуждаются в медицинской помощи или уходе и которые воздерживаютсяот любых враждебных действий. К этой категории относятся также роженицы,новорожденные, немощные, беременные женщины. Гражданские лица и военнослужащие,которые подвергаются опасности на море или в других водах в результатенесчастного случая с перевозившим их судном или летательным аппаратом и которыевоздерживаются от любых враждебных действий, считаются потерпевшимикораблекрушение.
Независимоот того. к какой воюющей стороне они принадлежат, эти лица пользуютсяпокровительством и защитой и имеют право на гуманное обращение; импредоставляется в максимально возможной степени и в кратчайшие срокимедицинская помощь.
Вовсякое время, и в особенности после боя стороны должны принять все возможныемеры к тому, чтобы разыскать и подобрать раненых и больных и оградить их отограбления и дурного обращения. Не допускается ограбление мертвых(мародерство).
Стороны,находящиеся в конфликте, должны зарегистрировать все данные, способствующиеустановлению личности оказавшихся в их власти раненых, больных, потерпевшихкораблекрушение и умерших неприятельской стороны. Эти данные должны быть повозможности скорее доведены до сведения национального справочного бюро по деламвоеннопленных для передачи их державе, за которой числятся эти лица, черезцентральное агентство по делам военнопленных, подлежащего учреждению внейтральной стране.
Запрещаетсядобивать или истреблять раненых, больных, потерпевших кораблекрушение,преднамеренно оставлять их без медицинской помощи или ухода, предумышленносоздавать условия для их заражения, подвергать этих лиц, даже с их согласия,физическим увечьям, медицинским или научным экспериментам, удалению тканей илиорганов для пересадки, кроме случаев, когда это оправданно состоянием здоровьялица и соответствует общепринятым медицинским нормам. Упомянутые лица имеютправо отказаться от любой хирургической операции. Сторона, принужденнаяоставить неприятелю раненых или больных, обязана оставить вместе с ними, насколькоэто позволят военные условия, часть своего санитарного персонала и снаряжениядля содействия уходу за ними.
Когдаэто позволяют обстоятельства, должны заключаться соглашения о перемирии илипрекращении огня, чтобы подобрать раненых, оставшихся на поле боя. и произвестиобмен ими.
Оказавшисьво власти противника, раненые, больные и потерпевшие кораблекрушение считаютсявоеннопленными, и к ним применяются нормы международного права, касающиесявоеннопленных.
Режимвоенного плена. Основным международно-правовым документом, определяющим режимвоенного плена, является Женевская конвенция об обращении с военнопленными 1949года. согласно которой военнопленными являются следующие категории лиц,попавшие во власть неприятельской стороны во время войны или вооруженногоконфликта: личный состав вооруженных сил воюющей стороны; партизаны, личныйсостав ополчений и добровольческих отрядов: личный состав организованныхдвижений сопротивления; некомбатанты. то есть лица из состава вооруженных сил,не принимающие непосредственного участия в военных операциях, например врачи,юристы, корреспонденты, различный обслуживающий персонал: члены экипажей судовторгового флота и гражданской авиации; стихийно восставшее население, если онооткрыто носит оружие и соблюдает законы и обычаи войны.
Военнопленныенаходятся во власти неприятельской державы, а не отдельных лиц или воинскихчастей, взявших их в плен. С ними следует всегда обращаться гуманно. Ни одинвоеннопленный не может быть подвергнут физическому калечению либо научному илимедицинскому экспериментам, запрещается дискриминация по признаку расы, цветакожи, религии, социального происхождения. Эти положения действуют и в отношенииучастников гражданских и национально-освободительных войн.
Военнопленныедолжны размещаться в лагерях и в условиях не менее благоприятных, чем условия,которыми пользуется армия противника, расположенная в этой местности. Лагерьвоеннопленных находится под ответственностью офицера регулярных вооруженных силдержащей в плену державы.
Военнопленных(за исключением офицеров) можно привлекать к работам, не связанным с военнымидействиями: сельское хозяйство, торговая деятельность, работы по домашнемухозяйству, погрузочно-разгрузочные работы на транспорте. Их нельзя лишать правапереписки с семьей. Они имеют право получать посылки с продуктами питания,одеждой и т.д. Военнопленные могут обращаться с просьбами к военным властям,под контролем которых они находятся, направлять жалобы представителямдержавы-покровительницы. военнопленные избирают из своей среды доверенных лиц,которые представляют их перед военными властями, представителямидержавы-покровительницы, Общества Красного Креста.
Военнопленныйподчиняются законам, уставам и приказам, действующим в вооруженных силахдержащей в плену державы. За совершенные проступки военнопленного может судитьтолько военный суд. Запрещаются всякие коллективные наказания за индивидуальныепроступки.
есливоеннопленный предпринял неудавшуюся попытку к побегу, то он несет толькодисциплинарное взыскание, равно как и те военнопленные, которые оказывали емупомощь. Военнопленный, совершивший удачный побег и вновь попавший в плен, можетбыть наказан за свой побег только в дисциплинарном порядке. Однако к нему могутбыть применены более строгие меры охраны.
Военнопленныеосвобождаются или репатриируются тотчас же после окончания военных действии.Однако это положение не распространяется на военнопленных, против которыхвозбуждено уголовное дело, а также на тех военнопленных, которые осуждены позаконам держащей в плену державы.
Конвенцияпредусматривает организацию справочных бюро и обществ помощи военнопленным. Дляконцентрации всех сведений о военнопленных предусматривается созданиецентрального справочного бюро в нейтральной стране.
Защита гражданских объектов и культурныхценностей в период вооруженных конфликтов.
Дополнительныйпротокол к Женевским конвенциям от 12 августа 1949г. касающийся защиты жертвмеждународных вооруженных конфликтов 8 июня 1977г.
ГлаваIII ГРАЖДАНСКИЕ ОБЪЕКТЫ
Статья52 Общая защита гражданских объектов
1.Гражданские объекты не должны являться объектом нападения или репрессалий.Гражданскими объектами являются все те объекты, которые не являются военнымиобъектами, как они определены в пункте 2.
2.Нападения должны строго ограничиваться военными объектами. Что касаетсяобъектов, то военные объекты ограничиваются теми объектами, которые в силусвоего характера, расположения, назначения или использования вносят эффективныйвклад в военные действия, и полное или частичное разрушение, захват или нейтрализациякоторых при существующих в данный момент обстоятельствах даст явное военноепреимущество.
3.В случае сомнения в том, не используется ли объект, который обычно предназначендля гражданских целей, например, место отправления культа, жилой дом или др.жилые постройки, или школа, для эффех» тивной поддержки военных действий,предполагается, что такой объект используется в гражданских целях.
Статья53 Защите культурных ценностей и мест отправления культа
Безущерба для положений Гаагской конвенции о защите культурных ценностей в случаевооруженного конфликта от 14 мая 1954 года и др. соответствующих международныхдокументов запрещается:          г
a)совершать какие-либо враждебные акты, направленные против тех историческихпамятников, произведений искусства или мест отправления культа, которыесоставляют культурное или духовное наследие народов;
b)использовать такие объекты для поддержки военных усилий;    ;
c)делать такие объекты объектами репрессалий.
Статья54 Зашита объектов, необходимых для выживания гражданского населеяия
I.Запрещается использовать голод среди гражданского населения • качестве методаведения войны.                                
2.Запрещаетсяподвергать нападению или уничтожать, вывозить или приводить в негодность объекты,необходимые для выживания граждан”» ского населения, такие, как запасыпродуктов питания, производящие продовольствие сельскохозяйственные районы,посевы, скот, сооружение для снабжения питьевой водой и запасы последней, атакже ирригационные сооружения специально с целью не допустить ихиспользования;
гражданскимнаселением или противной стороной как средств поддержат ния существования,независимо от мотивов, будь то с целью вызвать roneft среди гражданских лиц,принудить их к выезду или по какой-либо иной причине.
3.Запрещения, предусмотренные в пункте 2, не применяются в отношении такихобъектов, указанных в этом пункте, которые используют» противной стороной:
о)для поддержания существования исключительно личного состава се вооруженных сил;или
Ь)если не для поддержания существования, то для прямой поддержки военныхдействий, при условии, однако, что против этих объектов НИЧВ коем случае непредпринимаются действия, в результате которых можнв? ожидать, что гражданскоенаселение останется без достаточного количества продовольствия или воды, чтовызовет среди него голод или принудив его к выезду.
4.Эти объекты не должны становиться объектом репрессалий.
5.Исходя из признания жизненно важных для любой стороны, находяшейся в конфликте,потребностей в обороне своей национальной тер-‘ ритории от вторжения,допускается отступление от запрещений, предусмотренных в пункте 2, стороной,находящейся в конфликте, на такой контролируемой ею территории, где этоготребует настоятельная военная необходимость.
Статья56 Защите установок, сооружений, содержащих опасные силы
1.Установки и сооружения, содержащие опасные силы, а именно плотины, дамбы иатомные электростанции, не должны становиться объектом нападения даже в техслучаях, когда такие объекты являются военными объектами, если такое нападениеможет вызвать высвобождение опасных сил и последующие тяжелые потери средигражданского населения. Др. военные объекты, размешенные в этих установках илисооружениях или поблизости от них, не должны становиться объектом нападения,если такое нападение может вызвать высвобождение опасных сил из таких установокили сооружений и последующие тяжелые потери среди гражданского населения.
2.Особая защита от нападения, предусмотренная в пункте 1, прекращается:
о)в отношении плотин и дамб только в том случае, если они используются каким-либообразом, отличающимся от их нормального функционирования, и для регулярнойсущественной и непосредственной поддержки военных операций и если такоенападение является единственным практически возможным способом прекратить такуюподдержку;
b)в отношении атомных электростанций только в том случае, если они вырабатываютэлектроэнергию для регулярной существенной и нс-посредственной поддержкивоенных операций и если такое нападение является единственным практическивозможным способом прекратить такую поддержку;
c)в отношении др. военных объектов, размешенных в этих установках или сооруженияхили поблизости от них только в том случае, если они используются для регулярнойсущественной и непосредственной поддержки военных операций и если такоенападение является единственным практически возможным способом прекратить такуюподдержку.
3.Во всех случаях гражданское население и отдельные гражданские лица продолжаютпользоваться правом на полную защиту, прсдоставляемую им международным правом,включая защиту путем принятия мер предосторожности, предусматриваемых в статье57. Если зашита прекращается и какие-либо из установок, сооружений или военныхобъектов, упомянутых в пункте 1, подвергаются нападению, принимаются всепрактические меры предосторожности, чтобы избежать высвобождения опасных сил.
4.Запрещается делать объектом репрессалий любые установки, сооружения или военныеобъекты, указанные в пункте 1.
5.Стороны, находящиеся в конфликте, должны стремиться избегать размещениякаких-либо военных объектов вблизи установок или сооружений, указанных в пункте1. Однако допускаются сооружения, возведенные с единственной целью обороныпользующихся зашитой установок или сооружений от нападения, и сами они не должныстановиться объектом нападения, при условии что они не используются для ведениявоенных действий, за исключением оборонительных действий, необходимых дляотражения нападений на установки или сооружения, пользующиеся зашитой, и что ихвооружение ограничивается оружием, способным лишь отразить нападение противникана установки и сооружения, пользующиеся зашитой.
6.Высокие Договаривающиеся Стороны и стороны, находящиеся в конфликте,призываются заключать между собой др. соглашения для обеспечения дополнительнойзашиты объектов, содержащих опасные силы.
7.Для того чтобы облегчить опознавание объектов, которые пользуются защитойнастоящей статьи, стороны, находящиеся в конфликте, могут обозначать ихспециальным знаком в виде группы из ярко-оранжевых кругов, расположенных наодной и той же оси, как указано в статье 16 Приложения I к настоящемуПротоколу. Отсутствие такого обозначения никоим образом не освобождает ни однуиз сторон, находящихся в конфликте, от ее обязательств, налагаемых настоящейстатьей.
Конвенция
о защите культурных ценностей в случаевооруженного конфликта’ 14 мая 1954 г.
Статья1 Определение культурных ценностей
Согласнонастоящей Конвенции, культурными ценностями считаются независимо от ихпроисхождения и владельца:
a)ценности, движимые или недвижимые, которые имеют большое значение длякультурного наследия каждого народа, такие, как памятники архитектуры,искусства или истории, религиозные или светские, археологическиеместорасположения, архитектурные ансамбли, которые в качестве таковыхпредставляют исторический или художественный интерес, произведения искусства,рукописи, книги, др. предметы художественного, исторического илиархеологического значения, а также научные коллекции или важные коллекции книг,архивных материалов или репродукций ценностей, указанных выше;
b)здания, главным и действительным назначением которых является сохранение илиэкспонирование движимых культурных ценностей, указанных в пункте «а», такие какмузеи, крупные библиотеки, хранилища архивов, а также укрытия, предназначенныедля сохранения в случае вооруженного конфликта движимых культурных ценностей,указанных в пункте «а»;
c)центры, в которых имеется значительное количество культурных ценностей,указанных в пунктах «а» и «Ь», так называемые «центры сосредоточения культурныхценностей».
Статья2 Зашита культурных ценностей
Зашитакультурных ценностей, согласно настоящей Конвенции, включает охрану и уважениеэтих ценностей.
Статья3 Охрана культурных ценностей
ВысокиеДоговаривающиеся Стороны обязуются подготовить еще в мирное время охранукультурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможныхпоследствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считаютнеобходимыми.
Статья4 Уважение культурных ценностей
1.Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются уважать культурные ценности,расположенные на их собственной территории, а также на территории др. ВысокихДоговаривающихся Сторон, запрещая использование этих ценностей, сооружений дляих защиты и непосредственно прилегающих к ним участков в целях, которые могутпривести к разрушению или повреждению этих ценностей в случае вооруженногоконфликта, и воздерживаясь от какого-либо враждебного акта, направленногопротив этих ценностей.
2.Обязательства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть нарушенытолько в случае, если военная необходимость настоятельно потребует такогонарушения.
3.Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются, кроме того, запрещать,предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконногоприсвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, а также любые актывандализма в отношении указанных ценностей. Они запрещают реквизицию движимыхкультурных ценностей, расположенных на территории другой ВысокойДоговаривающейся Стороны.
4.Они должны воздерживаться от принятия любых репрессивных мер, направленныхпротив культурных ценностей.
5.Высокая Договаривающаяся Сторона не может освобождаться от обязательств,установленных в настоящей статье, в отношении другой Высокой ДоговаривающейсяСтороны, основываясь на том, что эта последняя не приняла мер по охране,предусмотренных в статье 3.
Статья5 Оккупация
1.Высокие Договаривающиеся Стороны, оккупирующие полностью или частичнотерриторию другой Высокой Договаривающейся Стороны, должны, по меревозможности, поддерживать усилия компетентных национальных властейоккупированной территории, чтобы обеспечить охрану и сохранение ее культурныхценностей.
2.В случае, если необходимо срочное вмешательство для сохранения культурныхценностей, расположенных на оккупированной территории и поврежденных в ходевоенных операций, и если компетентные национальные власти не могут этообеспечить, оккупирующая Держава принимает, насколько это возможно, самыенеобходимые меры по охране этих ценностей в тесном сотрудничестве с указаннымивластями.
3.Каждая из Высоких Договаривающихся Сторон, правительство которойрассматривается членами движения сопротивления как их законное правительство,обратит, если возможно, их внимание на обязательства соблюдать те положенияКонвенции, которые касаются уважения культурных ценностей.
Статья6 Обозначение культурных ценностей
Культурныеценности, чтобы облегчить их идентификацию, могут быть обозначены отличительнымзнаком в соответствии с положениями статьи 16.
ГлаваII О СПЕЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ
Статья8
Предоставлениеспециальной защиты
1.Под специальную защиту может быть взято ограниченное число укрытий,предназначенных для сохранения движимых культурных ценностей в случаевооруженного конфликта, центров сосредоточения культурных ценностей и др.недвижимых культурных ценностей, имеющих очень большое значение, при условии:
a)что они находятся на достаточном расстоянии от крупного индустриального центраили любого важного военного объекта, представляющего собой уязвимый пункт,например, аэродрома, радиостанции, предприятия, работающего на национальнуюоборону, порта, значительной железнодорожной станции или важной линиикоммуникаций;
b)что они не используются в военных целях.
2.Убежище для движимых культурных ценностей может быть также взято подспециальную защиту, каково бы ни было его местонахождение, если оно построенотаким образом, что, по всей вероятности, бомбардировка не сможет нанести емуущерба.
3.Центр сосредоточения культурных ценностей считается используемым в военныхцелях, если его используют для перемещения личного состава или материальнойчасти войск, даже транзитом. Этот центр также считается используемым в военныхцелях, если в нем осуществляется деятельность, имеющая прямое отношение квоенным операциям, размещению личного состава войск или производству военныхматериалов.
4.Культурные ценности, перечисленные в пункте 1, не считаются используемыми ввоенных целях, если они охраняются вооруженной стражей, специально назначеннойдля этой охраны, или если около них находятся полицейские силы, на которыеобычно возлагается обеспечение общественного порядка.
5.Если какая-либо из культурных ценностей, перечисленных в пункте 1 настоящейстатьи, расположена вблизи важного военного объекта, указанного в упомянутом пункте,она тем не менее может быть взята поя специальную защиту, если ВысокаяДоговаривающаяся Сторона, которая просит об этом, обязуется никоим образом неиспользовать этого объекта в случае вооруженного конфликта и, в частности, еслиречь идет о порте, вокзале или аэродроме, осуществлять любое движение в обход.В этом случае движение в обход должно быть подготовлено еще в мирное время.
6.Специальная защита предоставляется культурным ценностям путем внесения их в«Международный Реестр культурных ценностей, находящихся под специальнойзащитой». Это внесение производится только в соответствии с положенияминастоящей Конвенции и при соблюдении условий Исполнительного Регламента.
Статья9
Иммунитеткультурных ценностей, находящихся под специальной зашитой
ВысокиеДоговаривающиеся Стороны обязуются обеспечить иммунитет культурных ценностей,находящихся под специальной защитой, воздерживаясь с момента включения их вМеждународный Реестр, от любого враждебного акта, направленного против них, атакже воздерживаясь от использования таких ценностей и прилегающих к нимучастков в военных целях, кроме случаев, предусмотренных пунктом 5 статьи 8.
ГлаваIII ПЕРЕВОЗКА КУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Статья12 Транспорт, находящийся пол специальной зашитой
1.Транспорт, используемый исключительно для перевозки культурных ценностей, либовнутри территории, либо для перевозки их на другую территорию, может быть попросьбе заинтересованной Высокой Договаривающейся Стороны взят под специальнуюзащиту на условиях, предусмотренных в Исполнительном Регламенте.
2.Транспорт, пользующийся специальной зашитой, находится поя международнымконтролем, предусмотренным Исполнительным Регламентом, и обозначаетсяотличительным знаком, описанным в статье 16.
3.Высокие Договаривающиеся Стороны обязаны воздерживаться от любого враждебногоакта в отношении транспорта, находящегося поя специальной зашитой.
Статья14
Иммунитетот конфискации, взятия в качестве приза или захвата
1.Будут пользоваться иммунитетом от конфискации, взятия в качестве приза или захвата:
a)культурные ценности, находящиеся под защитой, предусмотренной в статье 12, илизащитой, предусмотренной в статье 13;
b)транспортные средства, занятые исключительно перевозкой этих ценностей.
2.Ничто в настоящей статье не ограничивает права на осмотр и контроль.
ГлаваIV О ПЕРСОНАЛЕ
Статья15 Персонал
Персонал,предназначенный для зашиты культурных ценностей, должен, насколько этопозволяют требования безопасности, пользоваться уважением в интересахсохранения этих ценностей, и, если этот персонал попадает в руки противника,ему должна быть предоставлена возможность продолжать осуществлять свои функции,если культурные ценности, которые этому персоналу поручено охранять, такжепопадают в руки противника.
ГлаваV ОБ ОТЛИЧИТЕЛЬНОМ ЗНАКЕ
Статья16 Знак Конвенции
1.Отличительный знак Конвенции представляет собой шит, заостренный снизу,разделенный на четыре части синего и белого цвета (щит состоит из квадратасинего цвета, один из углов которого вписан в заостренную часть шита, и синеготреугольника над квадратом; квадрат и треугольник разграничиваются с обеихсторон треугольниками белого цвета).
Статья17 Пользомвие знаком
1.Отличительный знак применяется троекратно для идентификации только:
а)недвижимых культурных ценностей, находящихся под специальной зашитой;
К)транспортов с культурными ценностями в соответствии с условиями,предусмотренными в статьях 12 и 13;
с)импровизированных укрытий в соответствии с условиями, предусмотренными вИсполнительном Регламенте.
2.Отличительный знак может применяться однократно для идентификации только:
a)культурных ценностей, не находящихся под специальной зашитой;
b)лиц, на которых возложены функции по контролю в соответствии с ИсполнительнымРегламентом;
c)персонала, предназначенного для охраны культурных ценностей;
d)удостоверений личности, предусмотренных Исполнительным Регламентом.
3.Во время вооруженного конфликта запрещается применять отличительный знак вовсех др. случаях, кроме тех, которые упомянуты в предыдущих пунктах настоящейстатьи, или применять для какой бы то ни было цели знак, имеющий сходство сотличительным знаком Конвенции.
4.Отличительный знак не может быть поставлен на недвижимую культурную ценностьбез одновременного вывешивания соответствующего разрешения, должным образомдатированного и подписанного компетентными властями Высокой ДоговаривающейсяСтороны.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.zakroma.narod.ru/