Планирования как функции управления

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3

Глава 1. Планирование — одна из важнейших функций управления….6

Глава 2. Виды планирования, его классификация………………………11

Глава 3. Планирование управления производством……………………15

3.1 Внутрифирменное планирование……………………………………16

3.2 Стратегическое планирование……………………………………….17

3.3 Планирование производственной программы………………………21

3.4 Планирование издержек………………………………………………23

Заключение…………………………………………………………………25

Список использованных источников и литературы…………………….26

ВВЕДЕНИЕ

Для предприятия любой формы собственности и любых масштабов хозяйственной деятельности существенно управление хозяйственной деятельностью, определение стратегии, а так же планирование. В настоящее время руководители российских предприятий вынуждены принимать хозяйственные решения в условиях неопределенности последствий таких решений, к тому же при недостатке экономических, коммерческих знаний и практического опыта работы в новых условиях.

Многие хозяйственные зоны, в которых работают предприятия, характеризуются повышенным риском, т.к. нет достаточного знания о поведении потребителей, позиции конкурентов, о правильном выборе партнеров, нет надежных источников получения коммерческой и иной информации. Кроме того у российских менеджеров нет опыта в управлении фирмами в рыночных условиях. В сбытовой деятельности предприятий России существует множество проблем. Руководители предприятий, производящих конечную или промежуточную продукцию, чувствуют ограничения со стороны платежеспособного спроса населения и предприятий-потребителей. Вопрос сбыта вошел в сферу непосредственного контроля руководства предприятий. Как правило, госпредприятия не имели и не имеют квалифицированных работников службы сбыта. Сейчас почти все предприятия осознали важность сбытовой программы. Большинству из них приходится решать тактические вопросы, т.к. многие уже столкнулись с проблемой затоваривания складов своей продукцией и резкого падения спроса на нее. Осталась неясна стратегия сбыта продукции на рынке. Пытаясь менять ассортимент, многие предприятия, производившие продукты производственного назначения, начинают переходить на потребительские товары. Если же выпускается продукция производственного назначения, то в некоторых случаях предприятия развивают и подразделения, потребляющие эту продукцию. Перестраивая ассортимент, предприятия стали заранее прогнозировать сбыт и находить потребителей своей продукции.

Руководители при выборе потребителей учитывают: непосредственный контакт, связь с конечным потребителем, платежеспособность заказчика. Весьма актуальным для предприятия стал поиск новых потребителей, освоение новых рынков (часть руководителей ищет новых потребителей самостоятельно).

Также замечено новое явление — взаимоотношения предприятий с новыми коммерческими структурами, которые часто занимаются реализацией части продукции предприятия, а остальная часть сбывается по старым каналам. К тому же предприятие может обратиться к фирме по всем сложным вопросам обеспечения производства. Одной из тактик обеспечения сбыта продукции в современной российской действительности, в условиях, когда внутренний платежеспособный спрос на продукцию ограничен, стал выход на международный рынок. Однако это возможно только для предприятий с высоким уровнем технологии производства, обеспечивающим конкурентоспособность их товаров.

Эффективность работы любого предприятия во многом зависит от состояния внутрифирменного планирования.

К сожалению, в настоящее время большинство предприятий отказались от долгосрочного планирования, мотивируя это неопределенностью условий хозяйствования и динамизмом внешней среды. В большинстве действующих предприятий принимаемые планы охватывают период не более года. В основном же планы разрабатываются на квартал с разбивкой заданий по месяцам. Кроме того, составляемые планы носят фрагментарный характер. Хотя опыт показывает, что организации, планирующие свою деятельность, функционируют более успешно, чем организации, этого не делающие.

На предприятиях, которые планируют свою деятельность, отмечается увеличение отношения прибыли к объему реализации, расширяется сфера деятельности, увеличивается ассортимент выпускаемой продукции, повышается степень удовлетворенности работников своей работой.

Целью данной работы является изучение планирования как функции управления. Таким образом, в моей курсовой работе, цель работы обусловила постановку и решения следующих задач:

-изучить содержание и значение планирование как функции управления;

-изучить виды планирования.

1. Планирование — одна из важнейших функций управления

Планирование-это вид управленческой деятельности, связанный с составлением планов организации в целом, ее подразделений, функциональных подсистем, отделов, служб и работников.¹ Прежде чем начать какое-либо дело, человек должен тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств он должен сделать. В противном случае его намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести предвидение, прогнозирование, планирование.

Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели хода производственного процесса, направленного на достижение главной цели предприятия.²

Планирование можно определить как процесс принятия решений, который предшествует будущему действию.

Процесс управления предприятием складывается из многих функций (планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование). Каждая функция характеризуется присущим ей технологическим способом воздействия на управляемый объект.³

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование — прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления предприятием является центральной.

________________________________________________________________

¹ Румянцева З.П.Общее управление организацией. Теория и практика: М.: Инфра -М, 2005.-304 с.

² Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г., 248 с.

³ Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2003 г.

Функция планирования служит основой для принятия управленческих

решений и представляет собой управленческую деятельность, которая предусматривает выработку целей и задач управления производством, а
/>

Рис.1 Связь планирования с другими функциями управления
также определение путей реализации планов для достижения поставленных целей.

Прогнозирование предшествует планированию и ставит своей задачей научное предвидение развития производства, а также поиск решений, которые обеспечивают развитие производства в оптимальном режиме. Поскольку прогнозирование всегда предшествует планированию, его можно рассматривать как подфункцию планирования.¹

Сам процесс планирования проходит в четыре этапа:²

1. Разработка общих целей;

2. Определение конкретных, детализированных целей на заданный период;

______________________________________________________________

¹ Черныш Е.А. прогнозирование и планирование. М., 2001г.

² Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2003 г.
3. Определение путей и средств их достижения;

4. Контроль за достижением поставленных целей путем сопоставления плановых показателей с фактическими и корректировку целей.
Планирование на любом предприятии базируется на неполных данных, даже если имеется хорошо налаженная система бухгалтерского и статистического учета. Проблема состоит в том, что некоторые аспекты функционирования экономической системы не поддаются оценке, например, действия конкурентов, экономические циклы, забастовки, политическая обстановка. Показатели конъюнктуры рынка являются исходными для составления плана предприятия. Поэтому планирование, как правило, тем легче, чем крупнее предприятие (хотя на небольших предприятиях некоторые факторы производства оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных). Данные обстоятельства придают планированию вероятностный характер.

Планирование эффективно там, где одной интуиции недостаточно для того, чтобы принять решение, где требуется улучшить качество принимаемых решений путем преодоления сложности проблемных ситуаций, обусловленной большим количеством взаимодействующих факторов и причинно — следственных связей, а также несогласованностью мнений экспертов, принимающих решение относительно сценария развития планируемых процессов и событий.

Несмотря на важность и видимые преимущества планирования, оно не может заменить собой импровизацию. В практике управления предприятием спланировать все случаи принятия решений невозможно, да и нецелесообразно. Причиной тому могут быть отсутствие объективной, достоверной и достаточной для разработки плана информации и несоизмеримость затрат на планирование с результатами реализации плана.

В этих случаях приходится импровизировать и таким образом реагировать на возникшую ситуацию.

Соотношение между запланированными и импровизированными решениями на конкретном предприятии зависит от многих факторов, например от личных качеств, специальных знаний, склонности к риску и гибкости сотрудников; мотивации; информированности лица, принимающего решение и др.

Процесс планирования характеризуется рядом специфических черт.¹

Во-первых, планирование имеет две стороны: организационно-техническую и социально – экономическую.

Организационно — техническая сторона обуславливается кооперацией труда и зависит от уровня развития средств и методов планирования. Социально-экономическая сторона определяется социально — экономическими условиями общества.

Во-вторых, планирование как элемент управления носит информационный характер. Информационная сущность процесса планирования хорошо видна на примере стадий цикла планирования. В процессе производства перед органами планирования непрерывно возникают проблемы. Поэтому первой стадией в плановом цикле является выявление и

формулировка проблем (включает сбор и обработку информации, а также оценку последствий возможных вариантов плановых решений). На этой основе принимается плановое решение. Затем оно реализуется. Информация о полученных результатах по системе обратной связи передается в плановый орган. Последний на ее основе оценивает происходящее, формулирует новые проблемы, и весь цикл планирования повторяется. Формулирование проблем, принятие плановых решений, оценка результатов всегда подчинены достижению определенной цели. Поэтому планирование всегда строго целенаправленно.

В-третьих, планирование на предприятии выступает как один из _________________________________________________________________

¹ Черныш Е.А., Молчанова и др. Прогнозирование и планирование. М., 2001 г.

важнейших организационных факторов интенсификации производства.
Объектом планирования на предприятии является его деятельность, под которой понимается выполнение им своих функций.

А основными функциями (видами деятельности) являются:

— хозяйственная деятельность (главной задачей которой является получение прибыли для удовлетворения социальных и экономических потребностей собственника и членов трудового коллектива);

— социальная деятельность (обеспечивает условия для воспроизводства работника и реализации его интересов: оплата труда, безопасность условий труда и т.д.);

— экологическая деятельность (направлена на снижение и компенсацию отрицательного воздействия его производства на природную среду).
2. Виды планирования на предприятии
По содержанию и форме проявления различают следующие виды (формы) планирования и виды планов.¹

1. С точки зрения обязательности плановых заданий:

— директивное

— индикативное планирование

Директивное планирование представляет собой процесс принятия решений, имеющих обязательный характер для объектов планирования. Поэтому за невыполнение плановых заданий руководители предприятий несут дисциплинарную, а иногда и уголовную ответственность. Директивные планы имеют, как правило, адресный характер и отличаются чрезмерной детализацией.

Индикативное планирование является антиподом директивного, потому что индикативный план не носит обязательный для исполнения характер. В целом индикативное планирование носит направляющий, рекомендательный характер.

В процессе деятельности при составлении перспективных планов используется индикативное планирование, а в текущем планировании — директивное. Два этих планирования должны дополнять друг друга, быть органически увязаны.

2. В зависимости от срока, на который составляется план, и степень детализации плановых расчетов принято различать:

— долгосрочное планирование (перспективное)

— среднесрочное планирование

— краткосрочное планирование (текущее)

Перспективное планирование охватывает период более 5 лет,

________________________________________________________________

¹ Ильин А.И. Управление предприятием Мн.: Высшая школа, 2000 г. 275 с.

например, 10, 15 и 20 лет.

Перспективное планирование следует отличать от прогнозирования. По форме они представляют собой один и тот же процесс, а по содержанию различаются. Прогнозирование — это процесс предвидения, построенный на вероятностном, научно обоснованном суждении о перспективах развития предприятия в будущем, его возможном состоянии. Прогнозирование позволяет выявить альтернативные варианты развития планируемого процесса или объекта и обосновать выбор наиболее приемлемого варианта. В этом смысле прогнозирование является одним из этапов перспективного планирования. Без данного атрибута перспективное планирование являлось бы гаданием, а не научным предвидением.

Среднесрочное планирование осуществляется на период от 1 года до 5 лет. На некоторых предприятиях среднесрочное планирование совмещается с текущим. В этом случае составляется так называемый скользящий пятилетний план, в котором первый год детализируется до уровня текущего плана и представляет собой по сути дела краткосрочный план.

Текущее планирование охватывает период до года, включая полугодичное, квартальное, месячное, недельное (декадное) и суточное планирование.

3. По содержанию плановых решений выделяют:

— стратегическое планирование

— тактическое планирование

— оперативно-календарное планирование

— бизнес-планирование

Стратегическое планирование, как правило, ориентировано на долгосрочную перспективу и определяет основные направления развития предприятия.¹

_______________________________________________________________

¹ Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 296 с.

Посредством стратегического планирования принимаются решения о том, как расширить деятельность в области бизнеса, создать новые сферы бизнеса, стимулировать процесс удовлетворения нужд потребителей, какие усилия следует принять для удовлетворения рыночного спроса, на каких рынках лучше действовать, какую продукцию выпускать или какие услуг оказывать, с какими партнерами вести бизнес и т.д.¹

Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала для выживания предприятия в условиях динамично изменяющейся внешней и внутренней среды, порождающей неопределенность перспективы.

Тактическое планирование. Если стратегическое планирование рассматривают как поиск новых возможностей предприятия, то тактическое планирование следует считать процессом создания предпосылок для реализации этих новых возможностей, а оперативно-календарное планирование — процессом их реализации².

В результате тактического планирования составляется план экономического и социального развития фирмы, представляющий программу производственной, хозяйственной и социальной деятельности фирмы на соответствующий период.

Тактическое планирование охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Что касается объектов и предметов этого планирования, то они могут быть самыми разными. При этом следует помнить одно правило: единственная возможность сделать процесс тактического планирования контролируемым заключается в планировании только основных видов продукции и затрат, важнейших функций. Но при различной структуре планов должна соблюдаться зависимость: «издержки —

________________________________________________________________

¹ А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухин Стратегическое управление. М.: ОМЕГА-Л, 2006г. 295 с.

² Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.2.Тактическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 416 с

выпуск — прибыль цена». Иначе становится нецелесообразным тактическое планирование. Оперативно — календарное планирование. Оперативно — календарное планирование (ОКП) является завершающим этапом в планировании хозяйственной деятельности фирмы. Основная задача ОКП состоит в конкретизации показателей тактического плана с целью организации планомерной повседневной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений.

Оперативно-календарное планирование увязывает все эти элементы предприятия в единый производственный организм, включая техническую подготовку производства, материально-техническое обеспечение производства, создание и поддержание необходимых запасов материальных ресурсов, сбыт продукции и т.д.¹ Бизнес — планирование. Бизнес-план предназначен для оценки целесообразности внедрения того или иного мероприятия. Особенно это касается инноваций, которые требуют для своей реализации крупных инвестиций.²

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается для обоснования:

— текущего и перспективного планирования развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;

— возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, а также возврата заемных средств;

— предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;

— целесообразности оказания мер государственной поддержки.

__________________________________________________________________________

¹ Шапиро В.Д. Управление проектами. Спб.: Два, Три, 2000 г., 610 с.

² Ковелло Дж. А., Хейзелгрен Б. Дж. Бизнес-планы: Полное справочное руководство/ Перевод с английского. М.: Бином, 1999 г.

3. Планирование управления производством

Современное крупное машинное производство, характеризуемое колоссальным динамизмом, большой сменяемостью моделей и типоразмеров изделий, сложностью технологических процессов изготовления предъявляет особые требования к внутрифирменному планированию, как средству, призванному определять и поддерживать внутрипроизводственные пропорции. При создании сложных объектов новой техники внутрифирменное планирование позволяет скоординировать различные научно-исследовательские, опытно-конструкторские, технологические, производственные, строительные, монтажные, наладочные и другие работы, выполняемые в порядке кооперирования многими предприятиями, научно-конструкторскими организациями различных отраслей промышленности. При этом планы устанавливают не только общую длительность всего процесса, но и продолжительность, последовательность всех входящих в него работ и их этапов, сводя к минимуму нерациональные затраты различных ресурсов. Таким образом, планирование увеличивает эффективность, производительность труда.

Создание системы планирования на предприятии требует затрат, но эффект от рациональной организации производства всегда превышает эти затраты.

3.1 Внутрифирменное планирование

План предприятия по своему содержанию представляет совокупность взаимосвязанных мероприятий по повышению прибыли за счет увеличения эффективности использования всех применяемых ресурсов и реализации продукции. Успешность, эффективность системы планирования определяется в значительной мере уровнем ее организации, которая направлена на планомерное сочетание основных элементов системы планирования:

— плановый персонал, сформированный в организационную структуру;

— механизм планирования;

— процесс обоснования, принятия и реализации плановых решений (процесс планирования);

— средства, обеспечивающие процесс планирования (информационное, техническое, математико-программное, организационное и лингвистическое обеспечение).

Вся система организации планирования должна быть направлена на создание наиболее благоприятных условий для совершенствования процессов производства и управления предприятием.¹
______________________________________________________________

¹ Деловое планирование: Методы, Организация, Современная практика./ Под редакцией В.И.Попова. М.: Ф и С, 2002 г., 366 с…

3.2 Стратегическое планирование

Стратегическое планирование, пришедшее на смену долгосрочному планированию, отличается от него. Основное отличие — в трактовке будущего. В системе долгосрочного планирования делается допущение, что будущее можно предсказать, исходя из сложившихся тенденций роста.

В стратегическом планировании важное место отводится анализу перспектив организации, выясняются тенденции, опасности, возможности, которые способны изменить сложившиеся и существующие в настоящее время тенденции.

Стратегическое планирование является инструментом, с помощью которого формируется система целей функционирования предприятия, и объединяются усилия всего коллектива по ее достижению. Его важнейшая задача — обеспечить нововведения, необходимые для жизнедеятельности предприятия, а также как можно лучше адаптировать организацию к внешней среде.

Основной принцип стратегического планирования — адаптивность, что предполагает наличие альтернативного плана и стратегии, на которые переходит организация. Это реакция организации на перемены, происходящие в ее внешнем окружении.

Планирование стратегии устанавливает общие направления, следования которым обеспечивает рост и устремление позиций организации.

Стратегическое планирование имеет смысл только тогда, когда оно реализуется при управлении организацией, когда организация увязывает свои действия со своими планами и выделяет необходимые для их реализации ресурсы. Другими словами, организацией должна быть разработана четкая программа действий и налажен процесс реализации стратегического плана.

Графически процесс стратегического планирования выглядит следующим образом:
/>
Рис.2 Этапы процесса стратегического планирования.
Стратегическое планирование имеет так же свою технологию. Процесс такого планирования включает в себя следующие этапы:¹

— определение миссии предприятия, т.е. процесс установления смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике;

— формулирование целей и задач функционирования предприятия, т.е. цели и задачи должны отражать уровень, на который необходимо вывести деятельность по обслуживанию потребителей. Они должны создавать мотивацию людей, работающих на фирме.

— анализ и оценка внешней среды, т.е. при анализе внешней среды, прежде всего, обращают внимание на изменения, которые могут оказать влияние на стратегию деятельности организации, а также факторы, которые, с одной стороны, могут порождать серьезную опасность для деятельности _________________________________________________________________

¹ Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. М.: ЮНИТИ, 2000 г. 322 с.
организации, а с другой стороны, открывать дополнительные возможности для нее;

— анализ и оценка внутренней структуры предприятия. Анализ внутренней среды позволяет определить внутренние возможности и потенциал, на которые может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей;

— разработку и анализ стратегических альтернатив. Этот процесс по праву считается сердцевиной стратегического планирования, поскольку именно здесь принимаются решения о том, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. Содержание стратегии зависит от ситуации, в которой находится фирма. При разработке стратегии фирма, как правило, сталкивается с тремя вопросами: какие виды деятельности прекратить, какие продолжать, в какой бизнес перейти.

— выбор стратегии. Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор должен быть определенным и однозначным.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основную часть стратегического планирования.

При всем разнообразии различных вариантов стратегий можно выделить четыре стратегические альтернативы.

К таким стратегиям относятся:

1. Стратегия концентрированного (ограниченного) роста, т.е. стратегии, которые связаны с изменением продукта или рынка и не затрагивают отрасль, технологию, положение фирмы внутри отрасли (стратегия развития продукта, усиления позиции на рынке, развития рынка).

2. Стратегия интегрированного роста. Реализуется путем ежегодного повышения темпов увеличения продаж по сравнению с предшествующим периодом. Два вида:

— стратегия обратной вертикальной интеграции (направлена на рост фирмы за счет приобретения или установления контроля за поставщиками);

— стратегия предшествующей вертикальной интеграции (приобретение, создание или установление контроля за хозяйствующими субъектами, находящимися между фирмой и конечными потребителями ее продукции);

3. Стратегии диверсифицированного роста. Реализуются в том случае, если фирмы не могут развиваться на рынке с выпускаемым продуктом в данной отрасли.

4. Стратегия сокращения. Оправдана в тех случаях, когда необходима реструктуризация после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности в периоды спада. (Виды стратегий: ликвидации; быстрого успеха; сокращения расходов).

Предприятие может одновременно применять несколько стратегий. Причем они могут реализовываться как параллельно, так и последовательно. Сочетание различных вариантов стратегий обычно используют фирмы, активно действующие в разных отраслях.

3.3 Планирование производственной программы

Важнейшим разделом тактического плана предприятия является производственная программа.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж. Программа обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально — сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.¹

Промышленные предприятия формируют производственную программу на основе государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.

Основой для определения в плане объема продукции стоимостном выражении служит план производства продукции в натуральном выражении.

Задания по производству продукции в натуральном выражении устанавливаются в единицах измерения, учитывающих особенности потребления отдельных видов изделий. Такими единицами могут быть тонны, метры, киловатт — час, штуки, комплекты и т.д. Установленные в плане единицы измерения продукции обязательны для всех звеньев планирования и управления производством.

Это необходимо для того, чтобы обеспечить выполнение производственной программы в предусмотренном ассортименте, выполнение плана кооперированных поставок и плана поставок по договорам, а также для увязки производственной программы с показателями качества продукции.

Неотъемлемой частью плана производства продукции в натуральном
__________________________________________________________________

¹ Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование. М., 2001 г.

выражении является задание по дальнейшему повышению качества продукции. Качество важнейших видов продукции должно отвечать по своим технико-экономическим показателям высшим достижениям отечественной и зарубежной техники на всех стадиях проектирования и изготовления продукции. Соответственно с этими требованиями предусматривается замена и снятие с производства устаревшей продукции или модернизации устаревших изделий, улучшение основных технических характеристик выпускаемой продукции, соблюдение требований стандартов, технических условий и другой технической документации.

3.4 Планирование издержек
Издержки — это совокупность затрат в денежной форме на производство и реализацию продукции, на торговые и посреднические операции, расходов по финансовым операциям и прочим видам внепроизводственной деятельности. Издержки отражают все положительные и отрицательные стороны в работе предприятия. Они органически взаимосвязаны с категориями, определяющими результат деятельности организации а, следовательно, эффективность.¹

Затраты предприятия на производство и реализацию продукции принимают форму себестоимости продукции. Себестоимость характеризует эффективность использования потребляемых трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Она отражает качественные изменения в хозяйственной деятельности предприятия. Любые нововведения в технике и технологии, организации труда и производства, в управлении оказывают влияние на уровень затрат.

Целью планирования издержек (себестоимости) является обеспечение высоких темпов роста прибыли и повышения рентабельности производства на основе рационального использования материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

План по издержкам разрабатывается как при стратегическом, так и тактическом планировании на основе прогрессивных норм и нормативов.

Показателями плана себестоимости является сумма затрат на

производство, себестоимость валовой, товарной, реализованной продукции, себестоимость сравнимой товарной продукции и ее снижение, себестоимость
______________________________________________________________

¹ Экономика предприятия./ Под редакции В.П. Грузинова. М.: Банки и биржи,1999 г. 535 с.
единицы продукции, сумма затрат на один рубль товарной продукции и ее снижение.

Вся система показателей плана по себестоимости тесно связана с другими разделами плана предприятия: производственной программой, объемом продаж, планом по труду и персоналу и др.

Разработке плана по издержкам предшествует технико-экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его структурных подразделений, главным содержанием которого является выявление путей совершенствования организационно-технического уровня производства, ликвидация потерь от брака, всех непроизводственных расходов и потерь.

Так же при оставлении плана по себестоимости особое внимание необходимо обратить на выявление резервов снижения себестоимости, а также величины и причин возникновения затрат, не обусловленных нормальной организацией производственного процесса: аварий, брака, потерь от простоя машин и оборудования, нарушением технологической и трудовой дисциплины и т.д.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

По результатам моей курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

— планирование — процесс, в результате которого происходит постоянная корректировка принятых управленческих решений, постоянный контроль над их выполнением. Для эффективности планирования необходимо ясное представление о сегодняшнем и будущем состоянии внешней среды и внутренних особенностей предприятия. Для этого в крупных фирмах создаются информационные системы, данные которых оцениваются с помощью систем анализа;

— планирование — это процесс осуществления совокупности систематизированных и взаимосвязанных работ по определению долгосрочных целей и направлений деятельности предприятий.

-предприятия не существуют вне экономики и в значительной мере определяют ее состояние. В свою очередь и экономика предъявляет к предприятиям все более серьезные требования. Будущее любого предприятия прямо и непосредственно зависит от того, насколько адекватно отвечают его действия потребностям рыночной экономики. Вовремя и правильно ответить на эти запросы, и есть главная задача предприятий и, в то же время гарантия их преуспевания, и в этом процессе одну из главных ролей играет планирование.

Таким образом, из моей работы следует важный вывод: планирование, особенно стратегическое планирование необходимо в любой сфере хозяйственной деятельности.

Вместе с тем, здесь еще имеется множество проблем и существенных недостатков, требующих скорейшего разрешения, что, в свою очередь, позволит российской экономике достичь стабилизации и поступательного развития.

Список использованных источников и литературы
Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М.: Финансы и статистика, 2000 г., 248 с.

Бухалков. Внутрифирменное планирование. М.: Инфра – м, 2002г. 392с.

Бляхман Л.С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. Спб: Издательство Михайлова В.А., 1999г. 379с.

Гапоненко А.Л.,. Панкрухин А.П. Стратегическое управление. М.: ОМЕГА-Л, 2006г. 295 с.

Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии. М.: Инф. – изд. Дом «Филинъ», 2001г.

Деловое планирование: Методы, Организация, Современная практика./ Под редакцией Попова В.И. М.: Ф и С, 2002 г., 366 с.

Зайцев В.И. Стратегия развития фирмы. М.: ЮНИТИ, 2000 г. 322 с.

Ильин А.И. Планирование на предприятии. Мн.: Высшая школа, 2000 г., 275с.

Ильин А.И. Планирование на предприятии. 4-ое издание. Мн.: Новое знание, 2003 г., 625 с.

Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.1. Стратегическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 296 с.

Ильин А.И. Планирование на предприятии. В 2ч. Ч.2.Тактическое планирование. Мн.: Новое знание, 2000 г. 416 с

Ковелло Дж. А., Хейзелгрен Б. Дж. Бизнес-планы: Полное справочное руководство/ Перевод с английского. М.: Бином, 1999 г.

Планирование на предприятии: Учеб. Пособие для вузов / Под редакцией проф. Морозова Ю.П. – ЮНИТИ-ДАНА, 2004г., 256 с.

Управление организацией./ Под редакцией Поршнева А.Г., Румянцевой З.П., Соломатина И.А. М.: Инфра – М, 2000 г.

Черныш Е.А. Прогнозирование и планирование. М., 2001 г.

Шапиро В.Д. Управление проектами. Спб.: Два, три, 2000 г., 610 с.

Экономика предприятия./ Под редакции Грузинова. В.П. М.: Банки и биржи,1999 г. 535 с.