Искусство спора и убеждения. Виды бесед

Государственноеобразовательное учреждение
Профессиональноговысшего образования
Московскийгосударственный университет
Экономики,статистики и информатики
Бузулукскоепредставительство

КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по курсу:«ОБЩАЯ РИТОРИКА»
вариант № 1
студентка: Герцев Денис Анатольевич
Группа № 65
специальность: «Юриспруденция»
преподаватель:
дата проверки:__________________
оценка:________________________
подпись преподавателя:___________
нормоконтроль:__________________
г. Бузулук 2009

Содержание
1. Беседа. Психологические аспекты диалога.Основные виды бесед (семь), дать характеристику каждому виду беседы.
2. Умение убеждать. Дайте характеристикуаудитории, оратору.
3. Искусство спора. Правила веденияцивилизованного спора.
4. Тесты.
Литература.

1. Беседа.Психологические аспекты диалога. Основные виды бесед (семь), датьхарактеристику каждому виду беседы
 
Львиная доля всех слов,которые нам доводится произносить в нашей жизни, отлита в форму беседы. Беседа,- замечает в своем словаре В.И. Даль, — взаимный разговор, общительная речьмежду людьми, словесное их сообщение, размен чувств и мыслей на словах. Иначеговоря – это прямой, или открытый, диалог. Говорящий и слушающий постоянноменяются местами, и каждый должен сообразовывать свои слова с высказываниямисобеседника, а поскольку чужая мысль не предсказуема, ответ приходится даватьэкспромтом, что придает речи выраженный дискурсивный (поисковый) характер.Поэтому беседу спланировать труднее, чем монолог. Тем важнее уметь готовиться кответственной беседе.
В жанре беседы выделяютсядве основные стратегии речевого поведения – эгоистическая и альтруистическая. Вэгоистической стратегии собеседники – один, оба или несколько – превращаютдиалог в монолог или ряд параллельных монологов, где каждый слушает толькосебя, преследуя речевую цель выговориться, заявит о себе, повластвовать. Вальтруистической стратегии осуществляется подлинный диалог, проявляетсяуважение к собеседнику, желание понять его мысли и его личность, умениеслушать, готовность к совместному поиску истины и разумному компромиссу,отсутствие излишней категоричности в содержании и форме высказываний.
Основных видов беседысемь:
1.        Непринужденнаядружеская беседа.
2.        Проблемнаябеседа.
3.        Ознакомительнаябеседа.
4.        Светская илисалонная беседа.
5.        Деловая беседа.
6.        Информационнаябеседа.
7.        Застольнаябеседа.
Непринужденнаядружеская беседаважна не столько своим, сколько созданием атмосферы общего душевного комфорта.Обмен информацией лишь повод для погружения в эту атмосферу; более того –избыток конкретной, требующей напряженного осмысления информации, а тем болеелюбого рода тревожные сообщения мгновенно разрушают эту атмосферу. Здесьдостаточно отринуть стратегию эгоиста и принять стратегию альтруиста.Собственно говоря, подлинная дружба не нуждается в методических наставлениях.Дружеская беседа – это, по сути дела, эмоциональная речь со всеми характернымичертами этого жанра – ориентацией на психологию, а не на логику и факты, надедуктивную подачу информации, требование заведомо не критичного восприятияматериала, использование элементов художественного стиля и практически всегда –разговорно-бытового, а порою и утрированного просторечного.
Проблемная беседа – это разговор о делах насущных: чтоделать, как поступить наилучшим образом для решения конкретных задач. Это, какправило, совещание или дискуссия на конкретную жизненную тему, мозговой штурм,обмен опытом или предложениями, а также просьба о помощи.
Ознакомительная, илиразведочная беседа. Это,прежде всего размен информации: что вы хотите узнать о незнакомце и чтоготовы сообщить ему о себе? Начинают обычно с анкетных данных – фамилия, имя,отчество, профессия, место работы, иногда еще семейное положение, далее – сфераинтересов собеседника. Важно почувствовать запретные темы, которые могутнанести ущерб ему или вам; натолкнувшись на такую тему, сразу же необходимосворачивать на другой путь. С незнакомцем нужно быть не более откровенным, чемон с вами. Нужно помнить: люди не любят, когда им лезут в душу, и еслисобеседник поступает подобным образом, дайте ему красивый, цветистый ответвместо требуемого у вас чересчур откровенного, а при необходимости объяснитенапрямик, почему вы так поступаете.
Светская, или салоннаябеседа – во многомвынужденный разговорный жанр: здесь неплохую услугу оказывают всевозможныепособия по этикету, и, разумеется, адльструистическая стратегия. Главное здесь- создать атмосферу хотя бы внешней беззаботности, разгрузки от повседневнойсуеты. Во многих салонах так и уславливаются: о неприятностях не говорим!
Деловая беседа. Без нее немыслимы ни менеджмент, нимаркетинг, ни бизнес вообще. Деловая беседа по своей сути – это переговоры,торг, размен уступок при поиске общих элементов в заведомо различных интересах.Цель деловой беседы – выявить это общее, четко оформить и закрепить в той илииной форме договора. В этом виде беседы необходимо:
1.        Захватить иудержать инициативу.
2.        Иметь в виду,что зачастую риторический вопрос – это мягкое, бархатное утверждение илипредложение: а не лучше ли нам?
3.        Выяснить смаксимальной точностью подлинное состояние дел собеседника.
4.        Предложитьпартнеру несколько альтернатив, в любом случае выгодных для вас.
5.        Суметьобменять несколько неимущественных уступок на одну существенную.
6.        Быть теммягче по форме, чем приходится жестче быть по сути.
7.        Четкооговорить и юридически закрепить условия и гарантии выполнения сделки.
Информационная беседа ведется с целью выведать определеннуюинформацию. Расспрос, допрос, экзамен – это разновидности информационнойбеседы.
Застольная беседа – по сути дела, особая форма дружескойбеседы, специфичная своей обстановкой; специфика эта состоит в том, чтособеседники находятся в той или степени алкогольного опьянения. Неостанавливаясь на риторических особенностях тостов как традиционной формыэмоциональных речей. Особенности застольной беседы:
1.        Вино снижаетспособность к самоконтролю.
2.        Хмельноезастолье развязывает уста.
3.        В застольномобщении легко даются обещания, любые клятвы, делаются любые предложения извучат любые ответы.
2. Умение убеждать.Дайте характеристику аудитории, оратору
 
Одной из важнейшихречевых целей устных выступлений, наряду с сообщением конкретной информации исозданием определенного настроения, является убеждение, т.е. целенаправленноевоздействие на взгляды и мнения слушателей.
Убеждение – ключевоймомент в деятельности таких ораторов, как юристы, политики, врачи, педагогики,агитаторы, проповедники, рекламные агенты, менеджеры. Даже в речахинформационных и эмоциональных почти всегда имеет место заметный элементубеждения.
Убеждение становитсявозможным лишь тогда, когда слушатель доверяет оратору как личности (факторавторитета), во – первых, и конкретно высказываемым им идеям, во – вторых.Авторитет оратора в свою очередь есть результат как длительного знакомства егосо слушателями, наполненного взаимно – позитивным содержанием, так иположительного впечатления, произведенного на публику во время речи. Последнийопределяется личными поведенческими качествами оратора – обаянием, артистизмом,уверенностью, дружелюбием, искренностью, объективностью, заинтересованностьюпредметом речи и умением с его стороны правильно учитывать социально –психологические свойства аудитории, ее речевые роли и речевые цели.
Основные параметрыанализа аудитории следующие:
1.        Число слушателейи их расположение в помещении. Если зал не заполнен, попросите присутствующихподсесть к вам ближе.
2.        Социальный составаудитории с выделением ключевых групп, т.е. тех для кого вы в первую очередьсобираетесь говорить.
3.        Распределениеслушателей по полу и возрасту.
4.        Особые интересыадресата, его характер, воспитание, образование, вкусы, симпатии, антипатии изапретные темы.
5.        Причина сборалюдей и план их дальнейших действий в связи с вашим выступлением.
6.        Интересы ипотребности друзей и противников ваших слушателей.
7.        Возможные вопросысо стороны слушателей.
8.        Как, когда и гдебудут ваши слушатели использовать вашу информацию или сообщенный вами духовныйимпульс.
9.        Кто еще будетвыступать вместе с вами перед данной аудиторией.
10.     Готовы ли выподдерживать связь с теми, кто пожелает ее с вами установить.
Все виды устнойдеятельности требуют оперативного учета речевых ролей и соответствующих имречевых целей участников речевого события. Речевые роли имеют иерархию трехосновных уровней:
1.        Статусные речевыероли – проекции социальных ролей собеседников, действующих на длительномвременном отрезке, т.е. такие, которые заведомо не изменяется в процесседанного речевого события, а их основа – социальные роли.
2.        Ситуационныеречевые роли, действующие на протяжении речевого события и исчерпывающиеся сего окончанием.
3.        Мгновенныеречевые роли, неоднократно меняющиеся в процессе общения как диалогического,так и монологического.
Речь достигает своей целилишь тогда, когда слушатель доверяет оратору. Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить зарядэнергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен нежалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден втой идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером, икак каждый актер знать «Систему Станиславского».
Первое, что долженсделать оратор, готовясь к выступлению, — определить свою сверхзадачу и задачи,которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ(в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику,характер.
Выступление должноначинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода снее. Выступление состоит из трех частей: вступления, доказательства изаключения. Вступление должно включать в себя краткое содержание той идеи,правильность, которой будет доказана во второй части речи. Существуют различныевиды вступления. И его выбор зависит от сверхзадачи и аудитории, в которойоратор выступает.
Основная частьвыступления — доказательство. Оно может быть логическим, когда оратор логическидоказывает аудитории правильность идеи. Информационное доказательство опираетсяна фактический и справочный материал. Эмоциональное доказательство требует оторатора большой самоотдачи и актерского мастерства. Иногда правильность идеиудобно подтверждать путем ссылки на авторитеты отсылочное доказательство.
В заключении ораторподводит итог, кратко повторяет ключевые мысли своей речи, еще раз излагаетглавную идею выступления, а также может призвать слушателей к конкретнымдействиям по ее реализации.
При публичном выступленииудобно опираться на заранее заготовленные тезисы короткие предложения,отмечающие тот или иной логический поворот в изложении содержания речи.
При публичном выступлениинельзя забывать о голосовой акустике: градуировании вектора звуковой волны ввертикальной плоскости в зависимости от расстояния до аудитории, динамикевектора в трехмерном пространстве («универсальная восьмерка»). Еслиоратор выступает с трибуны, он должен учитывать ее высоту при градуированиивектора. Также нельзя забывать о «эффекте мортиры» — субъективномощущении слушателя того, что сзади него находятся люди лояльные оратору.Немалое значение имеет и тембр голоса.
Речь оратора не должнабыть монотонной. Фразы должны произноситься с разной интонацией. Ониразделяются паузами. Существует гросспауза, она делается при смысловомпереходе, для эмоционального эффекта, и для подчеркивания важности предыдущейили последующей фразы. В каждое слово речи необходимо вливать как можно большесилы и энергии.
Почти всегда припубличном выступлении оратору необходимо отстаивать свою точку зрения передоппонентами. При это надо не оправдываться, а обвинять; не объяснять, адекларировать; слышать оппонента так, как наиболее выгодно. Разгромленногооппонента необходимо дожимать на протяжении всей дискуссии.
При опровержении чужойидеи нужно говорить кратко, не забывать об интонационной гамме. Свою идею нужноповторять как можно чаще для того, чтобы она отложилась в подсознаниислушателей.
Гай Юлий Цезарь (102 — 44гг. до н.э.)– полководец и один из основателей Римской империи. Авторвоенно-исторических мемуаров и литературных работ высокохудожественного уровня.Цезарь происходил из патрицианского рода Юлиев, получил ораторское образованиена о. Родос у знаменитого оратора Молона. Был сторонником демократии популяров,завоевал симпатии народа.
Как наследник Гракхов иМария, Цезарь не мог не владеть искусством слова на уровне, сопоставимом слидерами своих противников – оптиматов, ведущей фигурой среди которых былЦицерон.
Мысль о выдающихсядостоинствах Цезаря-оратора и писателя подтверждается практически всемидревними авторами, писавшими о нем. В молодости и в зрелые годы он отдавал даньлитературе: античные писатели не раз упоминали о несохранившейся поэме Цезаря оГеракле и трагедии «Эдип», о трактате «Об аналогии», написанном в ответ нариторическое произведение Цицерона «Об ораторе». Светоний говорит и о Цезаре –судебном ораторе, начавшем политическую карьеру с обвинения в лихоимстве одногоиз столпов сенатской партии Долабеллы.
К сожалению, ни одна изполитических речей Цезаря не сохранилась до наших дней. Вероятно, он не считалнеобходимым обнародовать тексты своих выступлений по случаю, так как, в отличиеот Цицерона, не считал их произведениями высокого искусства, а видел в нихсредство к достижению цели.
Тем не менее,современники запомнили те из них, которые были произнесены в переломные моментыримской истории, как образцы убедительности. Историки Саллюстий, Плутарх,Светоний с нескрываемым удовольствием рассказывают об участии Цезаря всенатском заседании по делу заговора Катилины, когда он смог убедить сенат втом, что убивать без суда людей несправедливо. Все, выступавшие после него,присоединились к его мнению. Еще один случай стал свидетельством мастерстваЦезаря – публичного оратора. Лишь силой своей речи он сам бесстрашно подавил ипривел к полному подчинению восставшие в Капуе легионы. Как рассказываетСветоний, «Цезарь, не слушая отговоров друзей, без колебаний вышел к солдатам идал им увольнение; а потом, обратившись к ним «граждане!» вместо обычного«воины!», он одним этим словом изменил их настроение и склонил их к себе: онинаперебой закричали, что они его воины, и добровольно последовали за ним вАфрику, хоть он и отказывался их брать». Используя свое блестящее знание солдатскойпсихологии, Цезарь одним «квириты!» вместо «милитас!» добился потрясающегоэффекта.
Сам Цезарь, высокоценивший красоту и силу мысли в речах Цицерона, никогда не пользовался речьюради «искусства для искусства». Для него талант оратора был необходимой составляющейдля достижения вполне конкретных политических целей. Поэтому красноречие Цезарябыло лишено поэтических красот и ученых изысков, оно преисполнено живостью,естественностью и энергией. Сенатская партия была обеспокоена усиливавшимсяавторитетом и военной мощью признанного предводителя демократической партииЮлия Цезаря и предъявила ему ряд серьезных обвинений в беззакониях, нарушенииэлементарных норм римского права и воинской чести. Преступления, ставившиеся ввину Цезарю сенатом, не являлись в жизни Древнего Рима чем-то из ряда вонвыходящим, напротив, грабеж казны и получение взяток консулами были явлениямипривычными, а коварство на войне с варварами вполне могло расцениваться каквоенная хитрость. Но для Цезаря такой поворот был катастрофой. Надо былонемедленно развеять утверждения сторонников сената о хищническом управлениипровинциями и создать иную картину. Функция создания мифического образанепобедимого и справедливого рачителя интересов римского народа Юлия Цезарябыла возложена автором на «Записки о Галльской войне» – произведение в высшейстепени тенденциозное, апология самому себе. Однако, будучи тонким психологом,Цезарь сохраняет в своем повествовании иллюзию правдивости и объективности. Онс упоением рассказывает о доблести своих подчиненных, ибо знает: главная опораего могущества – армия. Солдат должен чувствовать свое значение, заботу о себеполководца, и тогда он будет служить верой и правдой. Своим сочинением Цезарьне только удачно опровергает своих политических противников, но и в своюочередь уличает их в сговоре с варварами. Оправдывая свои противозаконныедействия, Цезарь приводит аргументы, создающие хоть видимость законности исправедливости. Например, свой переход через Рубикон он, по его словам,совершает «ради блага государства», «чтобы восстановить народных трибунов,безбожно изгнанных из среды гражданства…» Победными оказались не толькополитические, но и стилистические идеи Цезаря. Его простой, ясный и изящныйстиль – аттицизм, напоминавший Лисия и ранних аттических политическихораторов, завоевывал себе в Риме все больше сторонников.
Цезарь стал образцом дляподражания всех позднейших апологетов единовластия, вплоть до Наполеона иМуссолини. При Наполеоне сочинения Цезаря стали образцом школьной латыни,первоначально благодаря политической тенденции. Позднее это чтение привилосьблагодаря правильному и точному языку, сравнительно скромному словарномусоставу и занимательному рассказу. Более того, в сознание европейцев Цезарьвошел как архетипический родоначальник всего и вся: он действительно былтворцом идеи Императорского Рима и первой фигурой среди императоров; егородовое имя стало титулом единовластных правителей Рима – цезари (откудапозднейшие Кесарь, царь и т.д.); по его указанию было создано традиционноеевропейское летоисчисление – юлианский календарь, которым православная церковьпользуется и доныне; он оставил европейцам наиболее древние сведения об историиих предков, о варварских народах Европы. При Августе Божественного Юлия ввели впантеон римских божеств.
 
3. Искусство спора.Правила ведения цивилизованного спора
 
Спор – словесноесостязание, устное или письменное прение, где каждая сторона, опровергая мнениепротивника, отстаивает свое мнение.
По социальному признакувыделяют следующие виды споров:
1.        Дискуссия –публичный спор с целью сопоставления разных точек зрения, выявления истинногомнения, нахождения правильного решения спорного вопроса, — совместный поискистины.
2.        Диспут –публичный спор на научную или общественную тему. От дискуссии отличается упоромна ценностное значение предмета спора.
3.        Дебаты, илипрения – обсуждения докладов, сообщений на конференциях, пленумах, защитахдиссертаций.
4.        Полемика –открытая конфронтация, жесткое противоборство идей и их носителей – личностей,партий, идейных течений и т.п., когда, по выражению китайцев, губы, как мечи, аязыки, как копья. Типична для политической сферы, особенно для идеологии.
По речевой цели споры, поклассификации делятся на:
1.        Споры длявыяснения истины.
2.        Споры дляубеждения оппонента.
3.        Споры для победы,т.е. ниспровержения оппонента при свидетелях ради их убеждения.
4.        Споры каксамоцель – своего рода спорт.
В любом споре необходимособлюдать основные законы логики. Их всего четыре:
1. Закон тождества.Каждая мысль в процессе рассуждения должна иметь одно и то же содержание.Нельзя не смещать, ни сужать, ни расширять понятие, если только это не вызваноособой необходимостью, — в последнем случае это надо четко оговорить и обосновать.Тогда вместо случайной или намеренной подмены исходного понятия мы получим егоправомерное развитие или уточнение.
2. Закон противоречия.Две противоположные мысли об одном и том же предмете, взятом в одно и то жевремя и в одном и том же отношении, не могут быть одновременно истинным.
3. Закон исключенноготретьего. Истинно или само высказывание, или его прямое и полное отрицание,именуемое также широким, или общим антитезисом.
4. Закон достаточногооснования. Всякая мысль должна обосновываться мыслями, истинность которыхнеопровержимо доказана.
Наряду с аргументами посуществу дела употребляются аргументы к человеку: аргументы к авторитету, кличности, к публике, к тщеславию, к жалости и т.д. они воздействуют не наразум, а на чувства.
Существуют определенныеправила ведения цивилизованного спора:
1.        Необходимо ссамого начала установить предмет спора, выдвинуть четкие суждения по нему –тезисы и далее без особых причин не менять ни предмета, ни тезисов.
2.        Установить общееи розное в тезисах и первое исключить из предмета спора – сузить донеобходимого предела пункты разногласий.
3.        Условиться ободнозначном понимании терминов и единых критериях оценки рассматриваемыхявлений.
4.        Договориться оцели спора: поиск истины, обращение в сою веру, пропаганда своих идей илинахождение компромисса.
5.        Отчетливопредставлять, насколько достижим ожидаемый вами результат в споре с даннымпротивником и не стремиться к невозможному.
4.Тест.
 
1. Современнаяобщая риторика — это:
в)наука о превращении мысли в речь и речи в мысль.
2. Специальная(частная) риторика — это:
а)профессиональное подразделение общей риторики.
3. Мысль (идея) — это:
б)отражение глубинных интересов, желаний или эмоций субъекта.
4. Человекмыслит:
б)образами, облекая их затем в слова.
5. Словеснаяоболочка мысленного образа:
а)обогащает его содержание.
6. Речевоесобытие (обмен идеями при помощи слов) состоит из двух основных компонентов — речевого поведения и речевой ситуации. Из них субъективным по отношению коратору фактором является:
б) речеваяситуация.
7. Речевая роль — это:
б)функция в процессе общения.
8. Речевая цель — это:
б)результат, которого желает достичь каждый из собеседников.
9. Смысловое полетемы устного выступления определяется:
б)конкретной целью.
10.Диалог оратора со слушателями — это, прежде всего:
д)понимание и взаимоуважение оратора и слушателей.
11. Артистизморатора — это:
б) тонкаяигра на чувствах публики.
12. Дружелюбие — это качество оратора, которое:
б)ко всем, в т.ч. и к явным недоброжелателям.
13.Объективность среди прочих ораторских качеств:
ж)вызывает уважение.

Литература
 
1.   АлександровД.Н. Риторика.- М.,1999.
2.   АлександровД.Н. Практикум по риторике. – Калуга, 1998.
3.   БезменоваН.А. Очерки по истории и теории риторики.- М., 1991.
4.   БелостоцкаяН.Г. Ораторское искусство. – М., 1978.
5.   ВолковА.А. Основы русской риторики. – М., 1996.
6.   ВомперскийВ.П. Риторика в России.17-18вв. –М., 1988.
7.   ГоловинБ.Н. Основы культуры речи. — М., 1980.
8.   ГраудинаЛ.К. Культура русской речи. – М., 1999.
9.   ГраудинаЛ.К. и др. Теория и практика русского красноречия. – М., 1989.
10.  Гурвич С.С. и др. Основыриторики. – Киев, 1988.
11.  Иванова С.Ф. Спецификапубличной речи. – М., 1978.
12.  Козаржевский А.Ч.Античное ораторское искусство. – М., 1980.
13.  Кохтев Н.Н. Риторика. –М., 1995.
14.  Кузнецова Т.И. и др.Ораторское искусство в Древнем Риме. – М., 1976.