Страхование имущества 2

–PAGE_BREAK–1.Объекты, субъекты и предмет 1.1 страхования имущества юридических лиц.

         Страхование — отношения по защите интересов физических и юридических лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплаченных страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков.[1]

         В страховой сделке заинтересованными сторонами  прежде всего являются страхователи — владельцы основных производственных фондов, а также страховщики,  заинтересованные в его сохранности.

         Страховщиками признаются юридические лица любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством Российской Федерации, созданные для осуществления страховой деятельности (страховые организации и общества взаимного страхования) и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление страховой деятельности на территории Российской Федерации.[2] Предметом непосредственной деятельности страховщиков не могут быть производственная, торгово-посредническая и банковская деятельность.    Страхователями признаются юридические лица и дееспособные физические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Страхователи вправе заключать со страховщиками договоры о страховании третьих лиц в пользу последних (застрахованных лиц). Страхователи вправе при заключении договоров страхования назначать физических или юридических лиц (выгодоприобретателей) для получения страховых выплат по договорам

страхования, а также заменять их по своему усмотрению, до наступления страхового случая.

         Объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству Российской Федерации имущественные интересы, связанные с владением, пользованием, распоряжением имуществом. В имущественном страховании объектами являются матери­альные ценности, которые могут быть застрахованы. Например, здания, уро­жай сельскохозяйственных культур, автомашины, домашнее имущество.

         Договор страхования может заключаться, как на все основные фонды предприятия, так и их часть (например: один автомобиль, один станок, одно здание и т.п.), а также  оборудование, переданное в аренду другим предпринимателем. Однако для организаций и предприятий желательно страховать все имущество.

         Но часто самим страховщиком не принимаются на страхование основные производственные фонды, эксплуатация и хранение которых вызывают сомнение относительно их правильности и надежности.

         Предметом страхования, согласно некоторых правил является страховой случай, которым является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.

         Страховая ответственность (или страховое покрытие) состоит в обязанности страховщика выплатить страховое возмещение клиенту при страховых случаях, записанных в договоре страхования. Основой страховой ответственности является ее объем. Объем страховой ответственности определяется перечнем страховых случаев и причин их вызывающих, который записан в правилах и договоре страхования.

         Причины страховых случаев  могут быть стихийного происхождения, производственно-технического, коммерческого, связанными с противоправными действиями третьих лиц и т.д. 

         Исключения из объема страховой ответственности страховщика предусматриваются конкретными правилами страхования. В общих условиях содержится базисный норматив – форс-мажорное исключение. В них определено, что форс-мажор – это оговоренные в правилах страхования чрезвычайные и непреодолимые обстоятельства (наводнения, войны, введение чрезвычайного положения, землетрясения, пожары, реквизиции имущества и т.п.), при наступлении которых страховщик освобождается от выполнения обязательств по договору страхования.

         К страховым случаям, согласно правил страхования любого имущества относятся повреждение или утрата застрахованных основных производственных фондов.

         Повреждением считается нарушение целостности застрахованного имущества, порча его внешнего вида, приведение в негодность отдельных его частей в результате причин, оговоренных в правилах и договоре страхования.

         Утрата (потеря) застрахованного имущества признается правилами, в двух случаях: гибель полная; пропажа имущества.

         Гибель полная– уничтожение застрахованного имущества, из-за оговоренных в правилах и договоре причин (обстоятельств, событий). В правилах может быть уточнение: гибель полная (уничтожение) имущества есть такое его повреждение, при котором затраты на восстановление превышают 70% действительной стоимости (с учетом физического износа) этого имущества. Степень повреждения определяется по каждому объекту отдельно.

         Пропажа– это кража застрахованного имущества или его безвестное существование, подтвержденные в порядке, установленном правилами и договором страхования.
                              1.2 Страхование транспортных средств.

Предметами страхования всегда являются те или иные мате­риальные, нематериальные ценности (блага) юридических, фи­зических лиц, обеспечивающие им нормальные условия сущест­вования и развития и поэтому сохраняемые, оберегаемые ими от неблагоприятных событий, способных причинить им опреде­ленный ущерб. К таким ценностям (благам) относятся и транс­портные средства, которые и являются предметами страхования в рассматриваемых его видах.

Полный перечень транспортных средств, которые могут приниматься на страхование страховыми организациями, соста­вить достаточно затруднительно из-за многообразия их типов, видов, моделей, марок и функционального назначения. Приме­нительно к существующей классификации видов страхования транспортных средств можно выделить следующие транспорт­ные средства (предметы страхования) по их типам и видам:

Не принимаются на страхование транспортные средства:

— имеющие истекший срок эксплуатации;

— техническое состояние или условия эксплуатации которых предопределяют высокую вероятность наступления стра­хового случая;

— арестованные, конфискованные, подлежащие изъятию по решению органов государственной власти;

— находящиеся в зоне объявленного стихийного бедствия, кроме случаев заключения нового договора перед истече­нием срока действующего договора страхования.

Страхование каскотранспортных средств водного, воздуш­ного, автомобильного и железнодорожного транспорта преду­сматривает страховую защиту от совокупности свойственных для них опасных событий (страховых рисков) и их последствий. Последствиями фактически произошедших неблагоприятных для транспортных средств событий являются их гибель (уничтожение), утрата или повреждение, наносящие убытки (ущерб) страхователям (выгодоприобретателям) и порождающие потреб­ность в денежных средствах для возмещения потерь.

Перечень страховых рисков, включаемых в правила страхо­вания транспортных средств как иностранных, так и российских страховщиков, практически одинаков.

Страховая защита транспортных средств, как и других объ­ектов имущества, осуществляется заключением договора страхо­вания. Заключая договор страхования транспортного средства, стороны достигают соглашения по установлению, изменению и прекращению своих прав и обязанностей, а также третьих лиц, т.е. прав и обязанностей субъектов страхования.

Субъектами страхования транспортных средствявляются страхователь, страховщик и выгодоприобретатель.

Страхователь —юридическое или дееспособное физическое лицо, которое владеет транспортным средством на правах собст­венности, по договору аренды, финансового лизинга, имуществен­ного найма, по соглашению о совместной деятельности или экс­плуатирует его по доверенности. Страхователь должен быть заин­тересован в страховой защите транспортного средства от страховых случаев, т.е. в возмещении убытков от возможных его поврежде­ний, гибели или утраты. При отсутствии заинтересованности в со­хранении транспортного средства, основанной на законе, ином правовом акте или договоре, заключенный договор страхования считается недействительным (ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ).

Страховщикомявляется страховая коммерческая организа­ция — юридическое лицо, имеющее лицензию на осуществле­ние страхования транспортных средств или Общество взаимного страхования. Последнее является, как правило, некоммерческой организацией, создающейся на условиях добровольного объеди­нения денежных средств в виде вступительных и членских взно­сов юридическими и/или физическими лицами для целей стра­хования транспортных и других имущественных рисков членов этого Общества и ведения его дела.

В качестве выгодоприобретателя выступает юридическое или физическое лицо, в пользу которого заключен договор страхо­вания транспортного средства и которое вправе получить от страховщика страховое возмещение в пределах страховой суммы при наступлении страхового случая. Таким лицом может быть собственник или арендодатель транспортного средства, в пользу которого и заключает договор страхования другое лицо, экс­плуатирующее его транспортное средство на основании соответ­ствующего договора или по доверенности.

Предметом страхованиявсегда является конкретное транс­портное средство. Объектом договора страхования этого средства являются имущественные интересы страхователя (выгодоприобретателя), связанные с сохранением, восстановлением транс­портного средства при наступлении страхового случая с ним и потребностью в дополнительных средствах для этих целей. Это подтверждается более чем вековой мировой практикой страхова­ния и разбирательства страховых исков в судах. Еще в 1883 г. английский судья, вынося решение по делу Costellain V. Preston, сказал: «Что застраховано по огневому полису? Не кирпичи, не строительные материалы — но интерес страхователя в объекте страхования».

В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 930 ГК РФ транспортное средство может быть застраховано в пользу лица (страхователя или выгодоприобретателя), имеющего основанный на законе, ином правовом акте или договоре интерес в сохранении этого имущества. При от­сутствии такого интереса договор страхования транспортного сред­ства недействителен. Об интересе в страховании транспортных средств, основанном на определенных договорах, сказано выше. Имеется также интерес у страхователей (выгодоприобретателей), установленный законами РФ и их правовыми нормами об обяза­тельном страховании жизни, здоровья и имущества (включая транспортные средства) государственных служащих и некоторых иных категорий граждан (п. 3.4; ч. 1 ст. 935 ГК РФ).

На юридических лиц, имеющих в хозяйственном ведении или оперативном управлении имущество (включая транспорт­ные средства), являющееся государственной или муниципаль­ной собственностью, законом или в установленном им порядке может быть возложена обязанность страховать это имущество (ч. 3 ст. 935 ГК РФ), в том числе и транспортные средства.

Новой правовой нормой заключения договора страхования имущества (в том числе и транспортных средств) предусмотрена возможность заключения договора страхования транспортного средства без указания имени или наименования выгодоприобретателя («страхование за счет кого следует»). Страхователю в этом случае выдается страховой полис «на предъявителя». На основании этого страхового полиса при страховом случае предъ­явитель полиса (сам страхователь или другое лицо) вправе предъявить требование о выплате страхового возмещения стра­ховщику (ч. 3 ст. 939 ГК РФ).

Согласно правовой норме абзаца 2 ч. 1 ст. 432 ГК РФ суще­ственным условием договора страхования является также размер платы за страхование (страховая премия), так как страховщики за счет страховой премии формируют страховые фонды (страхо­вые резервы), являющиеся финансовой основой организации страхования.

Кроме того, в договорах страхования предусматриваются согласованные сторонами другие условия, касающиеся прав и обязанностей страхователя (выгодоприобретагеля) и страховщи­ка; сроков исполнения этих прав и обязанностей; порядка дей­ствий сторон, в том числе при наступлении страхового случая; различных оговорок, ограничений, включая касающихся от­дельных положений правил страхования транспортных средств; ответственности за нарушение договора страхования и др.

Договор страхования транспортного средства, как и договор страхования имущества, заключается на основании уст­ного или преимущественно письменного заявления страховате­ля. В зависимости от содержания и формы стандартного заявле­ния непосредственно в соответствующем его разделе или в при­лагаемой к заявлению описи подлежащих страхованию транс­портных средств указываются (согласно типу транспорта):

При заключении договора страхования транспортных средств страховщик вправе провести осмотр страхуемых транспортных средств, проверить представленные страхователем сведения о них, а при необходимости — назначить экспертизу для установ­ления их действительной стоимости (ч. 1 ст. 945 ГК РФ), усло­вий эксплуатации и хранения.

Страхователь в зависимости от финансовых возможностей по уплате страховой премии вправе застраховать транспортное средство на страховую сумму, которая меньше его страховой (действительной) стоимости — неполное страхование. Тогда при наступлении страхового события страховщик обязан возместить страхователю (выгодоприобретателю) часть убытков, пропорциональную отношению страховой суммы к страховой стоимости. Договором страхования может быть установлен и более высокий размер страхового возмещения, но не выше страховой стоимости транспортного средства (ст. 949 ГК РФ).

Договор неполного страхования транспортного средства мо­жет быть при необходимости и наличии денежных средств для уплаты страховой премии дополнен вторым договором страхо­вания (дополнительное страхование) у любого стра­ховщика от тех же страховых рисков. При этом общая страховая сумма по двум договорам страхования также не должна превы­шать страховую стоимость застрахованного транспортного сред­ства (ч. 1 ст. 950 ГК РФ).

При двойном страховании, когда общая страховая сум­ма превышает страховую стоимость транспортного средства, сумма страхового возмещения, подлежащая выплате каждым страховщиком (или по каждому договору), сокращается пропор­ционально уменьшению первоначальной страховой суммы по соответствующему договору страхования (ч. 4 ст. 951 ГК РФ).

Действительной (страховой) стоимостью имущества, включая транспортные средства, согласно ч. 2 ст. 947 ГК РФ считается «действительная стоимость в месте его нахождения в день за­ключения договора страхования». В практике заключения дого­воров страхования действительная стоимость обычно определя­ется как разница между балансовой (восстановительной) стои­мостью и величиной износа транспортного средства — аморти­зационных отчислений по данным бухгалтерского учета юриди­ческих лиц и по установленным страховщиком ставкам (про­центам) годового износа и по сроку эксплуатации транспортного средства физического лица. При определении действитель­ной стоимости также может учитываться техническое состояние, товарный вид и реальный спрос на предмет страхования на рынке данного товара..

На определение величины страховой суммы по договору стра­хования транспортных средств оказывают влияние установлен­ные страховщиком в правилах страхования лимиты ответственно­сти по каждому транспортному средству и/или договору в целом. Страховая сумма не может в этом случае превышать установлен­ный лимит ответственности или быть меньше его — для случая установления минимального лимита ответственности. При воз­растании страховой стоимости за период действия договора стра­хования страховая сумма может быть увеличена, а страхователем должна быть уплачена дополнительная сумма страховой премии по дополнительному соглашению к договору страхования.

Наряду со  страхованием и перестрахованием при заключе­нии договоров страхования дорогостоящих транспортных средств или их парка по соглашению сторон устанавливается франшиза, обычно безусловная. Франшиза предусматривается в процентах от страховой суммы или в фиксированной денежной величине. Применение франшизы не только уменьшает размер уплачиваемой страхователем страховой премии, снижает объем обязательств страховщика по возмещению убытков от страхо­вого случая, но и стимулирует владельца транспортного средства к обеспечению правильной эксплуатации, хранения, предот­вращения наступления страхового случая.

Срок страхования транспортных средствобычно устанавли­вается при добровольном страховании от 1 месяца до 1 года. Однако правилами страхования предусматриваются сро­ки страхования на одну поездку (рейс), которые могут быть и менее 1 месяца.

При обязательном страховании имущества (в том числе транспортных средств) государственных служащих срок страхования транспортных средств равен, например, времени их работы в соответствующих государственных органах. Действие обязательного страхования транспортного средства, являющего­ся предметом залога, продолжается в течение времени действия договора о залоге.

Срок страхования транспортного средства может досрочно сократиться, когда гибель этого средства произошла по причи­нам иным, чем наступление страхового случая, предусмотрен­ного договором страхования (ч. 1 ст. 958 ГК РФ).

Плата за страхование транспортного средства (страховая пре­мия), как и любого другого имущества страхователя, определяет­ся умножением страхового тарифа (тарифной брутто-ставки) на страховую сумму. Если договором страхования предусматривается франшиза, то при расчете страховой премии из страховой суммы вычитается величина франшизы.

От количества, страхуемых по договору страхования разно­типных (разномарочных, разного класса) групп транспортных средств с различными наборами характерных для них рисков и соответственно с отличающимися уровнями тарифных ставок зависит этапность и сложность расчетов страховой премии. Кроме того, если сроки страхования оказываются в ряде случаев менее одного года, то применяются разработанные страховщи­ками корректирующие годовую страховую премию (или тариф­ную ставку, являющуюся годовой) коэффициенты.

При страховании автотранспортных средств страховые тари­фы рассчитываются по видам ответственности отдельно для лег­ковых и грузовых автомобилей с дифференциацией их по мар­кам, грузоподъемности, сроку службы.

Методические основы установления страховых тарифов по страхованию средств железнодорожного транспорта практически такие же, как и по другим видам транспорта.

Страховым законодательством и правилами (договорами) страхования транспортных средств предусматриваются характер и порядок действий страхователя (выгодоприобретателя) и стра­ховщика при наступлении страхового случая.

Страхователь (выгодоприобретатель), как и при страховании имущества, при наступлении страхового случая, предусмотрен­ного договором страхования транспортного средства, обязан:

— принять разумные и доступные в сложившихся обстоятель­ствах меры по уменьшению возможных убытков от страхового случая; при этом страхователь (его представитель) должен следо­вать указаниям страховщика, если они были даны им при сооб­щении ему о наступлении страхового случая (ч. 1 ст. 962 ГК РФ);

— уведомить страховщика (его представителя) о наступлении страхового случая незамедлительно или в срок и способами, ко­торые указаны в договоре страхования транспортного средства (ч. 1 ст. 961 ГК РФ);

— сообщить о страховом случае в соответствующие органы со­гласно их компетенции (в Государственную инспекцию по безо­пасности дорожного движения — ГИБДЦ, милицию, орган пожар­ного надзора, транспортную инспекцию соответствующего вида транспорта, аварийно-спасательную службу и т.п.); при страховом случае с водным судном капитан или его вахтенный помощник делает соответствующую запись о факте, обстоятельствах и причи­не страхового или иного события, о принятых мерах и локализа­ции, уменьшении негативных последствий, а по прибытию в мор­ской порт капитан представляет в соответствующий орган «мор­ской протест», в котором излагается все о происшедшем случае (аварии) и действиях капитана, его команды;

— составить перечень повреждений застрахованного или погибшего, уничтоженного транспортного средства с указанием поврежденных, уничтоженных или утраченных узлов, агрегатов, иного, в том числе дополнительного, оборудования;

— сохранить поврежденное, разукомплектованное вследствие страхового случая (в том числе при хищении деталей, узлов, оборудования) транспортное средство и обеспечить представи­телю страховщика, сюрвейеру (аварийному комиссару, диспа­шеру) условия для осмотра транспортного средства, места про­исшествия, выяснения обстоятельств, причин наступления стра­хового случая и установления размера убытков;

— получить в соответствующих компетентных органах доку­менты, подтверждающие факт, обстоятельства и причины на­ступления страхового случая, характер и объем причиненного вреда, для представления их страховщику вместе с заявлением о выплате страхового возмещения.

Для получения страхового возмещения страхователь (выгодоприобретатель) должен предъявить страховщику заявление с требованием о страховой выплате в связи со страховым случаем по установленной страховщиком или произвольной форме. К заявлению прилагаются страховой полис (подлинник) и доку­менты компетентных органов, подтверждающие наступление страхового случая, обстоятельства и причины.

Страховщик, получив от страхователя (его представителя, выгодоприобретателя) уведомление о страховом случае, прове­ряет, является ли произошедшее событие страховым случаем. Проверка осуществляется по сроку страхования; времени начала и окончания течения ответственности страховщика; виду, мар­ке, регистрационному, заводскому номеру и иным характери­стикам транспортного средства, а также по месту его нахожде­ния, маршруту движения во время страхового случая; страховым рискам, предусмотренным договором страхования.

Размер ущерба определяется в зависимости от характера вре­да, причиненного транспортному средству страховым случаем. При фактической гибели (уничтожении), утрате (угоне) или пропаже транспортного средства без вести ущерб равен его страховой (действительной) стоимости. В случае конструктив­ной гибели транспортного средства ремонту оно не подлежит (из-за больших затрат и экономической нецелесообразности), но часть деталей и узлов пригодна для использования или про­дажи с учетом спроса и реальной их цены. Ущерб при конструк­тивной гибели средства транспорта определяется как разница между страховой его стоимостью и стоимостью пригодных для использования или реализации частей, узлов.

При повреждении транспортного средства ущерб может оп­ределяться как разница между стоимостью восстановления (ре­монта) транспортного средства и стоимостью оставшихся после ремонта пригодных для использования, реализации деталей. Стоимость ремонта (восстановления) транспортного средства определяется на основании составляемой сметы затрат на ре­монт. Затраты на восстановление, включая стоимость работ, а также новых запчастей, ремонтных материалов, не связанные с заменой, восстановлением пострадавших от страхового случая частей транспортного средства, которые указаны в страховом акте (или акте обследования, экспертизы), не включаются в смету на ремонт.

В соответствии с ч. 1 ст. 929 ГК РФ страховщик выплачивает страхователю страховое возмещение в размере причиненного страховым случаем ущерба, если страховая сумма установлена в договоре страхования на уровне страховой стоимости транс­портного средства. Если в договоре страхования средства транс­порта страховая сумма установлена ниже страховой стоимости, то страховщик согласно ст. 949 ГК РФ возмещает страхователю (выгодоприобретателю) часть убытков, пропорциональную от­ношению страховой суммы к страховой стоимости.

Страховое возмещение выплачивается страхователю транс­портного средства страховой организацией при страховом случае в соответствии с последствиями, размером убытков, страховой суммой, франшизой и видом ответственности страховщика.

Принятый в договоре страхования транспортного средства вид ответственности исключает страховые выплаты страховщика страхователю по страховому случаю с последствиями, относи­мыми к другому лицу ответственности, отсутствующему в дого­воре. Если, например, договор страхования заключен «с ответ­ственностью за гибель (уничтожение)» или «с ответственностью за утрату (угон), пропажу транспортного средства без вести», то при повреждении средства транспорта вследствие страхового случая убытки от него не возмещаются. И также при страхова­нии транспортного средства по договору «с ответственностью за повреждение» убытки от страхового случая, приведшего к гибе­ли (уничтожению) или утрате этого объекта имущества, не будут возмещаться страховщиком в соответствии с правилами (дого­вором) страхования транспортного средства.

Поэтому страхователи, учитывая известные им обстоятельст­ва и опасности, выбирают тот или другой из указанных видов ответственности страховщика или совместный вариант, хотя подлежащая уплате страховая премия в последнем случае суще­ственно увеличивается.
.                                          1.3 Страхование грузов
Под транспортным страхованием понимается совокупность видов страхования от опасностей, возникающих на различных путях сообщения— морских, речных, воздушных, сухопутных, смешанных. Объектами страхования могут быть как сами средства транспорта, так и перевозимые ими грузы. Страхование грузов часто называется карго.

Страхование грузов— один из наиболее распространенных видов страховых операций. Страхователями могут выступать лю­бые юридические и физические лица, являющиеся грузоот­правителями или грузополучателями. Кто конкретно заключает договор страхования грузов, покупатель или продавец, зависит от условий поставки продукции, обусловленных ими юридических и экономических взаимоотношений сторон.

Так, в международной торговле поставка товаров морским путем на условиях СИФ возлагает обязанность заключения дого­вора страхования на продавца. При железнодорожных перевозках аналогичные требования предусмотрены условиями поставок «франко-станция назначения» (до пограничной железнодорожной станции).

Другие сделки (КАФ, ФАС, ФОБ при морских перевозках, франко-станция отправления и др. при железнодорожных) осво­бождают продавца от расходов по страхованию. Следовательно, уже покупатель экономически заинтересован в страховании приобретенных товаров.

Видимо, такой характер торговых сделок утвердится со време­нем и между независимыми государствами, образовавшими СНГ.

Во внутренней торговле одним из основных видов цен является «франко-станция назначения», которая включает расходы по до­ставке продукции на склад станции назначения. Однако при формировании цен на этих условиях расходы по страхованию чаще всего, к сожалению, не учитываются. Поэтому есть все осно­вания руководствоваться принципом перехода права собствен­ности и риска утраты стоимости продукции с покупателя на продавца.

Риск гибели или порчи товаров в зависимости от условий сделки переходит от продавца к покупателю: при выдаче про­дукции со склада продавца, при доставке ее на склад (в порт) перевозчика, при погрузке в вагон (на судно), при разгрузке про­дукции на станции (в порту) назначения. Следовательно, преиму­щественно риск понести потери лежит на покупателе. Естественно, он прежде всего заинтересован в страховании. Но договор страхования может заключаться и продавцом (по просьбе покупателя или с его согласия) с включением страховых платежей в стоимость товара.

Условия страхования грузов, используемых в международной практике и нашей внутригосударственной, имеют как общие черты, так и определенные отличия.

Правила, применяемые страховыми организациями, предусматривают возможность страхования гру­зов на условиях:

1 —«с ответственностью за все риски»

2 — «без ответственности за повреждение».

Страхование «с ответственностью за все риски» означает воз­мещение убытков от повреждения или полной гибели всего или части имущества, возникающих от любых причин (кроме особо оговоренных), а также необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию и сохранению груза, по предупреж­дению дальнейших его повреждений.

Исключение из этой универсальной ответственности составля­ют не возмещаемые убытки, происшедшие вследствие: военных действий (военных мероприятий) и их последствий; народных вол­нений и забастовок; конфискации, реквизиции, ареста груза или транспортного средства, их противоправного захвата; прямого-косвенного воздействия атомного взрыва, радиоактивного зара­жения, связанного с любым применением атомной энергии и использованием расщепляемых материалов; умысла или грубой неосторожности страхователя или его представителя, а также вследствие нарушения кем-либо из них установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов; несоблюдения необ­ходимых требований по упаковке (укупорке) грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставки грузов; пожара или взрыва вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома страховой организации само­возгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов; недостачи груза при целости наружной упаковки; повреждения груза чер­вями, грызунами и насекомыми; влияния температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза, включая усуш­ку. Не возмещаются также разного рода косвенные убытки.

По договору страхования «без ответственности за повреж­дения» возмещаются убытки от полной гибели всего или части груза, вызванной пожаром, взрывом, молнией, бурей, вихрем, другими стихийными бедствиями, крушением или столкновением перевозочных средств (поездов, судов, самолетов ит.д.), посадкой судна на мель, повреждения его льдом, провалом мостов, подмочкой груза забортной водой, аварией при погрузке, выгрузке, ук­ладке груза, приеме судном топлива. Возмещается также ущерб вследствие пропажи транспортного средства без вести, целесооб­разно произведенные расходы по тушению пожара, спасанию, со­хранению груза и предупреждению его дальнейших повреждений.

Не возмещаются убытки в тех же случаях, что и при страхо­вании «с ответственностью за все риски» и, кроме того, потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками, обесценения груза ввиду загрязнения при целости на­ружной упаковки, выбрасывания за борт и смытия волной палуб­ного груза (или перевозимого в беспалубных судах), кражи или недоставки груза.

По соглашению сторон груз может быть застрахован и на иных условиях, в том числе от дополнительных рисков. Здесь может быть использован опыт страхования другого имущества, а также международная практика страхования грузов, о которой говорится дальше.

Груз принимается на страхование в сумме, заявленной страхо­вателем, но не свыше стоимости, указанной в перевозочных документах.

Ответственность страховой организации начинается с момента, когда груз будет взят со склада в пункте отправления и продол­жается в течение всей перевозки (включая перегрузки и пере­валки, а также хранения на складах в пунктах перегрузок и перевалок) до тех пор, пока груз не будет доставлен на склад грузополучателя или другой конечный пункт назначения, указан­ный в страховом свидетельстве (полисе).

Надо отметить, что страхование импортных грузов (заключае­мое отечественными или зарубежными страховыми обществами) действует, как правило, до момента прибытия товара на по­граничный пункт (порт, станцию). Для защиты груза на период дальнейшей транспортировки следует заключать другой договор страхования. Возможно при определенных условиях и непрерывное страхование грузов (по одному договору) до склада покупателя.

Договор страхования может заключаться как по месту нахож­дения отправляемого груза, так и по месту его получения.

В заявлении о заключении договора должны быть указаны следующие сведения:

—              точное название, род упаковки, число мест и вес груза;

—номера и даты коносаментов или других перевозочных документов;

—вид транспорта (при морской перевозке— название, год постройки и тоннаж судна);

—способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью, наливом);

—              пункты отправления, перегрузки и назначения груза;

—    дата отправки груза;

—              стоимость груза (страховая сумма);

—              вид страховой ответственности (условия страхования).

По решению страховой организации договор может заключать­ся с осмотром имущества и составлением его описи, в которой в зависимости от вида грузов указываются: наименование и инвен­тарный номер (если он имеется), количество, цена, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.

Страхователь обязан, как только ему станет известно, сообщить страховой организации обо всех существенных изменениях степени

риска: о значительной задержке рейса, отклонении от обусловлен­ного в договоре страхования или обычного пути, изменении пун­кта перегрузки, выгрузки или назначения груза, перегрузке на другое судно, изменении способа отправки ит.д.

Страховая организация имеет право с учетом этих изменений пересмотреть условия страхования или потребовать уплаты до­полнительного взноса. Если страхователь не согласится на изменение условий страхования или откажется от уплаты дополнительного пла­тежа, договор страхования прекращается с момента наступления изменений в риске с последующим возвратом части платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.

Ставки страховых платежей дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. При пере­возке водным транспортом ставки зависят также от нахождения грузов— в трюме или на палубе. Страховая организация может увеличивать или снижать ставки, когда это вызывается условиями перевозки, ее расстоянием и направлением, состоянием транспортных средств и другими факторами.

При заключении договора с дополнительной ответственностью применяются, кроме того, индивидуальные ставки платежей, исходя из содержания этой дополнительной ответственности и специфических свойств перевозимых грузов.

Взаимоотношения сторон при наступлении страхового случая определяются следующими требованиями. Страхователь обязан принять все возможные меры к спасанию поврежденного груза, а также к обеспечению права страховой организации на регресс к виновной стороне. В течение суток, как стало известно о страхо­вом случае, необходимо сообщить страховой организации. Послед­няя должна не позднее трех дней после получения соответствующих документов приступить к составлению страхо­вого акта и определению ущерба.

Ущерб возмещается в соответствии с принципом пропорциональной (долевой) ответственности, т.е. исходя из стоимости погибшего (пропавшего) и степени повреждения со­хранившегося груза.

В соответствии с международной практикой страховые акционерные общества применяют три типа стандар­тных условий страхования грузов: «с ответственностью за все риски», «с ответственностью за частную аварию», «без ответст­венности за повреждение, кроме случаев крушения».

Первый тип в основном аналогичен тому, о котором говорилось выше, они даже имеют одинаковое название. Второй и третий типы между собой отличаются незначительно: в одном при ограниченной ответственности тем не менее возмещаются потери и от гибели и повреждения грузов; в другом за повреждение ответ­ственности, как правило, нет, она предусмотрена только в случае крушения судов.

Характерной чертой всех трех названных типов страхования является возмещение убытков, расходов и взносов по общей аварии, что имеет важное значение при водной перевозке грузов. Исключения из страховой ответственности в основном те же, что и в правилах государственного страхования. Имеются, кроме того, оговорки о страховании предметов, подверженных лому и бою (стекло, фарфор, керамика, кирпич и т.п.), по второму и третьему типам ответственности— и некоторые другие несущественные ограничения при возмещении убытков.

В международной практике и в деятельности украинских страховых компаний пре­дусмотрена возможность заключения генерального договора на страхование всех перевозок (любых грузов или определенного рода). Срок действия такого договора обычно не устанавливается, т.е. он считается бессрочным.

По генеральному полису считаются застрахованными грузы, перевозимые на морских и речных судах, по железной дороге, на автомашинах, воздушным транспортом ит.д.

По каждой отправке страхователь обязан сообщить основные сведения об отправляемых грузах, пунктах отправления и назна­чения, видах перевозочных средств, а также информировать стра­ховщика обо всех изменениях в риске.

Ставки страховых платежей (премии) зависят от многих фак­торов: характера груза, его размещения и качества его упаковки, вида перевозочных средств, времени года, условий в портах по­грузки и выгрузки, территориального размещения портов и других постоянных или временных факторов.

Деятельность страховых компаний по страхованию грузов, возме­щению возникающих потерь связана с осуществлением ме­роприятий по сохранению экспортно-импортных грузов в портах (превентивные мероприятия). Некоторые другие акционерные страховые организации, заключая договоры страхования грузов, обеспечивают вместе с тем их охрану, сопровождение в пути.

    продолжение
–PAGE_BREAK–                             1.4 Страхование имущества граждан.

Проводится на случай уничтожения, утраты, гибели или повреждения имущества граждан в результате стихийных бедствий, несчастных случаев и иных неблагоприятных событий. Под имуществом граждан понимается предметы домашней обстановки, обихода и потребления, используемые в личном хозяйстве и предназначенные для удовлетворения бытовых и культурных потребностей семьи по праву личной собственности.

Объектом имущественного страхования граждан не могут быть документы, ценные бумаги, денежные знаки, рукописи, коллекции, уникальные и антикварные предметы, изделия из драгоценных металлов, камней, предметов религиозного культа и т.д.

В имущественном страховании граждан различают следующие группы объектов страхования: 1) строения, 2) предметы домашней обстановки (домашнее имущество), 3) животные, 4) транспортные средства.

Страховым событием по страхованию строений, принадлежащих гражданам на правах личной собственности (жилые дома, дачи, садовые домики, хозяйственные постройки, гаражи), является уничтожение или повреждение в результате пожара, взрыва, удара молнии, наводнения, землетрясения, бури, урагана, цунами, ливня, обвала, оползня, паводка, селя, выхода подпочвенных вод, необычных для данной местности продолжительных дождей и обильного снегопада, аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей, а также разборка строения или перенос его на другое место для прекращения распространения пожара или в связи с внезапной угрозой какого-либо стихийного бедствия.

При страховании домашнего имущества в страховой случай входят затопление помещения вследствие проникновения воды из соседних помещений, похищения имущества и его уничтожение или повреждение, связанное с похищением или попыткой похищения.

В страховании животных добавляются события гибели животных в результате болезни, несчастных случаев, а также вынужденного убоя по причине естественного характера или по распоряжению ветеринарной службы.

В страховании транспорта добавляется случай его провала под лёд и полное или частичное уничтожение в результате аварии. Аварией признается уничтожение или повреждение средств транспорта в результате дорожно-(водно)-транспортного происшествия: столкновение с другим транспортным средством, наезд (удар) на движущиеся или неподвижные предметы (сооружения, препятствия, птиц, животных и т.п.), опрокидывание, затопление, короткое замыкание тока, бой стекол камнями или другими предметами, отлетевшими из-под колёс другого средства транспорта.

Имущество считается застрахованным по постоянному месту жительства страхователя: во всех жилых и подсобных помещениях, а также на приусадебном участке по адресу, указанному в страховом свидетельстве. В связи с переменой места жительства имущество считается застрахованным по новому месту жительства страхователя (без переоформления страхового свидетельства) до конца срока, предусмотренного договором. Имущество, временно оставленное по прежнему месту жительства страхователя, считается застрахованным в течение месяца со дня переезда страхователя на новое место жительства.

Домашнее имущество считается застрахованным также на время его перевозки любым транспортом в связи с переменой страхователем постоянного места жительства, кроме случаев, когда законодательством или договором перевозки установлена ответственность транспортной организации (перевозчика) за сохранность перевозимого груза.

Домашнее имущество, находящееся на даче или в летнем домике (в том числе вывезенное с постоянного места жительства), может быть застраховано по дополнительному договору.

Договор страхования домашнего имущества может быть заключен сроком от двух лет до 11 месяцев и от одного до пяти лет включительно. Домашнее имущество принимается на страхование в сумме, заявленной страхователем. В процессе действия договора страхования страхователь вправе увеличить страховую сумму на основании дополнительного договора с периодом срока действия до окончания срока основного договора. Страховая сумма по основному и дополнительному договорам не может превышать стоимости домашнего имущества (с учётом износа) в пределах рыночных цен.

Ущербом в имущественном страховании считается:

— в случае уничтожения или похищения предмета — его действительная стоимость (с учётом износа) исходя из рыночных цен.

— в случае повреждения предмета — разница между указанной выше его действительной стоимостью и стоимостью этого предмета с учётом обесценения в результате страхового случая.

В сумму ущерба включаются расходы по спасанию имущества и приведению его в порядок в связи с наступлением страхового случая. Размер таких расходов исчисляется по нормам и тарифам на работы, признанные необходимыми.

Из событий страхования домашнего имущества исключаются уничтожение и повреждение в результате аварии отопительной системы, водопроводной и канализационной сетей вследствие действия низких температур (морозов); уничтожение и повреждение радио- и электроприборов (кроме телевизоров) в результате их возгорания независимо от причины, если это событие не вызвало пожара, т.е. распространения огня в помещении и уничтожения или повреждения других предметов домашнего имущества.

Договоры страхования транспортных средств заключаются с гражданами России, иностранцами, постоянно проживающими на ее территории, а также с лицами без гражданства.

На страхование принимаются:

— автотранспортные средства, подлежащие регистрации органами ГИБДД:

автомобили, в том числе с прицепами промышленного производства; мотоциклы, мотороллеры, мотоколяски, снегоходы, мопеды с рабочим объёмом двигателя не менее 49,8 см3;

— водный транспорт, подлежащий регистрации специальными органами:

лодки — гребные, парусные, моторные (кроме надувных); катера и яхты — моторные, парусные, моторно-парусные.

Основной договор страхования транспортного средства заключается сроком на один год или от двух до 11 месяцев, дополнительный — на срок, оставшийся до конца действия основного договора.

При наступлении страхового события ущерб определяется в случае:

— похищения транспортного средства или подвесного лодочного мотора — по стоимости его (с учетом износа);

— уничтожения транспортного средства — по стоимости (с учетом износа) за вычетом стоимости остатков, годных для дальнейшего использования;

— повреждения транспортного средства — по стоимости ремонта в следующем порядке: стоимость новых частей деталей и принадлежностей уменьшается соответственно проценту износа, указанному в договоре страхования, к полученной сумме прибавляется стоимость ремонтных работ, а затем вычитается стоимость остатков, годных для дальнейшего использования, переоценивается по проценту износа и степени их обесценивания, вызванного страховым случаем. В сумму ущерба включаются также затраты по спасению транспортного средства (в том числе дополнительный ущерб, вызванный спасением людей) во время страхового случая, по приведению в порядок и транспортировке до ближайшего ремонтного пункта или постоянного места жителя страхователя (но не далее, чем до ближайшего ремонтного пункта). Страховщик оплачивает работы по составлению сметы ремонтных работ, но не оплачивает ущерб потери товарного вида транспортного средства.

Комбинированное страхование автомобиля, водителя и багажа (авто-комби)осуществляется в двух вариантах:

— с полным возмещением ущерба и уплатой платежа по тарифу;

— с собственным участием страхователя в возмещении ущерба (франшизой) на определенную сумму и уплатой платежа по тарифу. По такому договору ущерб в размере франшизы не возмещается.

Объектами страхования авто-комби являются: водитель, страхователь автомобиля, багаж, находящийся в данном автомобиле (прицепе) и закрепленный на его багажнике. Кроме того, водитель и страхователь считаются застрахованными на случай смерти при дорожно-транспортном происшествии (ДТП) с участием данного автомобиля.

Более общую проблему в системе страховых отношений, нежели страхование транспортных средств личного пользования граждан, составляет страхование транспортных рисков.

Полное страхование(от всех рисков) представляет собой наиболее широкое страховое покрытие, которое предусматривает возмещение страхователю убытков, вызванных утратой или повреждением застрахованного транспортного средства, физическими травмами людей и повреждением имущества третьей стороны.

Транзитное страхованиезаключается на срок до 30 дней с целью обеспечения страховой защиты на время перегона транспортного средства к месту назначения.

Страхование водителей транспортных средств и пассажиров от несчастных случаев, по которому страховщик обязуется выплачивать страховую сумму, если вследствие ДТП застрахованный получил ранение или увечье, длительную или постоянную утрату трудоспособности, либо смерть.

Страхование грузовна международных и внутренних перевозках. Подавляющая масса договоров купли-продажи сопровождается страхованием. Различия в условиях контракта могут заключаться только в том, на ком должна лежать обязанность заключения договора страхования — на продавце или покупателе, и в какой мере необходима обязанность перевозчика страховать свою ответственность за риск случайной гибели груза в период транспортировки, особенно в случаях, когда формой сделки обязанность страхования не оговорена.

В практике договоры транспортного страхования грузов заключается на следующих условиях:

— с ответственностью за все риски — представляет страховую защиту от всех видов ущербов по любой причине;

— с ответственностью за частную аварию — возмещает убытки от полной гибели всего или части груза;

— без ответственности за повреждение, кроме случаев крушения; от повреждения или полной гибели всего или части груза.
                               2.  Объем ответственности страховщика.

Страховая ответственность страховщика наступает, когда произошли названные в договоре страховые случаи при двух условиях:

1) Если эти случаи записаны в правилах и договоре страхования;

2) Если эти случаи явились следствием только страховых причин, т.е. таких причин, которые также записаны в правилах и договоре страхования.

         Например, в условиях страхования по зданию предприятия обеспечена страховая защита от повреждения и утраты (страховые случаи), которые явятся следствием пожара. Если это здание повреждено либо полностью погибло вследствие землетрясения, то страховая ответственность страховщика не возникает и страхователь не получит от него возмещения ущерба, так как землетрясение в данном договоре страхования не записано. В силу этого оно не стало страховой причиной или причиной страхового случая, вызывающего обязанность страховщика возместить убыток страхователю.

         Если это же здание повреждено либо погибло полностью вследствие пожара, то пожар, в соответствии с условиями договора страхования, является страховой причиной, т.е. причиной страхового случая. Страховщик, признавая это, выплатит страхователю оговоренное возмещение убытка.

         С учетом сказанного, страховая ответственность страховщика наступает, если застрахованные объекты повреждены или утрачены вследствие следующих причин (обстоятельств, событий), включенных в правила или договор имущественного страхования:

1 Стихийных бедствий – землетрясений, обвалов, наводнений и т.п.;

2 Производственных аварий, например взрывов, пожаров, проникновения воды из соседних (чужих) помещений, падения летающих объектов либо их обломков и т. д.

3 Кражи со взломом, хищения путем грабежа и разбойного нападения: умышленных действий третьих лиц и т. д.

         В правилах может быть пункт о том, что по дополнительному соглашению сторон к причинам, обусловливающим страховые случаи, могут быть отнесены иные непредвиденные события, отсутствующие в правилах.

         Если суммировать весь перечень страховых случаев и причин, их вызывающих, включенных в правила страхования имущества, то получим объем потенциальной страховой ответственности страховщика, который он готов взять на себя на основе данных конкретных правил. Если суммируем страховые случаи и причины, которые их могут породить, включенные в договор страхования, то получим реальный объем страховой ответственности страховщика перед конкретным страхователем.

         Оговорки, исключения. С их помощью страховщики перечисляют те причины страховых случаев, которые они принимают с ограничениямиили не принимают на страхование и не включают в объем страховой ответственности, например, все форс-мажорные события – военные действия, гражданские волнения, забастовки, мятежи, реквизиции иконфискации имущества, введение чрезвычайного или особого положения по распоряжению военных или гражданских властей, природные катастрофы.

         Страховщики исключают из объема страховой ответственности также причины (события, обстоятельства), которые не являются случайными, вероятными, например повреждение или утрата основных производственных фондов страхователя по причине:

умышленных действий или грубой неосторожности страхователя либо лица, в  пользу которого заключен договор страхования;

естественных изменений при хранении или производственном использовании основных средств — самовозгорания, коррозии, гниения, брожения;

обвала застрахованных строений, если он вызван причиной, записанной в договоре страхования.

         Все исключения из объема страховой ответственности – это исключения из ассортимента услуг по страховой защите, которые не оплачиваются страховщиком в соответствии с условиями договора страхования.
                                                  
                                                        
3.  Порядок действий
    продолжение
–PAGE_BREAK–