Отражение сюжетов кукольного театра в рисунках детей старшего дошкольного возраста

–PAGE_BREAK–1.2. Особенности передачи театрального

сюжета в композиции рисунка.
Образы в творческих рисунках привлекают не только непосредственностью видения, жизнерадостностью, но и композиционной слаженностью, отобранностью деталей, определенностью пластической характеристики изображаемых предметов, цветовой гаммой и т. д. Художественный образ отражаемых героев кукольного театра, прежде всего, зиждется на выразительности. Цвет, форма, композиция являются средствами выразительности образа в детском рисунке. Однако композиционный строй, ритм, цветовое звучание рисунка сами по себе не существуют; они неразрывно связаны с жизненной основой образов и являются выражением определенной мысли автора-ребенка. Способность чувствовать колорит, ритм, композицию, пластическую форму является одним из важнейших критериев оценки творческого характера рисунка.

Известно, что рисунки дошкольников отличаются своим жизнерадостным настроением. Жизнерадостность возникает, прежде всего, за счет цветового строя. В большинстве детских рисунков мы видим яркие, открытые цвета: синее небо и белые облака, яркие цветы на светло-зеленом лугу и т. д. То есть резкий контраст цветовых пятен.

При передаче отрицательных образов театра показательно, что ребенок сознательно использует черную краску для передачи своего отношения к этим образам.

Композиция – это способ соединения образов, способ построения произведения. В рисунках детей встречаемся как с сюжетами, передающими развернутое повествование, так и с сюжетами, которые рассчитаны на передачу динамики действия.

Характерным для дошкольников является то, что они распределяют предметы по всей плоскости листа, соблюдая, однако, чувство равновесия и композиционной заполненности. На горизонтальной плоскости в развернутом виде изображается, например, то место, где происходит событие. Предметы располагаются друг над другом; дорога тянется через весь лист, перпендикулярно к ней изображаются дома, деревья. Горизонтальную плоскость ребенок мыслит в ее реальной протяженности. Стремление к правдоподобию, точности и полноте изображения заставляет ребенка избегать передачи пространственных отношений, при которых один предмет закрывает часть другого. Однако в рисунках дошкольников можно встретить и воздушную перспективу.

Весьма характерно и стремление ребенка к ритму. Ритмичность придает организованность, упорядоченность построению рисунка. Это отвечает часто по существу избранной ребенком теме (например, ритм повторяющихся фигур в рисунке танца героев театра).

Композиция детского рисунка не всегда совпадает полностью с картинками театра, потому что они не копируют структуру пространственных отношений, реальной действительности, а находят такое расположение предмета в пределах плоскости листа бумаги, которое отвечает задуманному содержанию.

Дети не до конца осмысливают порой как внутрипредметные, так и межпредметные связи; некоторые предметы включаются ими в связи совершенно непроизвольные. В сюжетных рисунках они часто нарушают пропорции предметов, хотя и не замечают этого (фигура человека выше дома, птицы больше дерева и т. д.).

В выразительном рисункеформа служит средством передачи характера образа. Дети пытаются добиться выразительности образа посредством изображения определенных поз, жестов, определенного расположения фигур.

Итак, дети находят выразительные средства для воплощения своего замысла – цветовые сочетания, форму, композицию, перспективу, расположение листа. В рисунке они передают свое отношение к театру кукол.

Изобразительное творчество формируется за счет образного видения ребенка – умения наблюдать, замечать характерные признаки, детали, анализировать форму, цвет объекта и в то же время способности сохранять целостное впечатление от спектакля кукольного театра.

У детей 5 — 6 лет наблюдается уже сознательное использование цвета, формы, построения рисунка как выразительных средств для отображения отдельного образа или сюжетной композиции. Поэтому дети старших возрастов по сравнению с детьми старшего дошкольного возраста шире и свободнее используют найденные выразительные приемы, распространяя их на большое количество изображаемых предметов и явлений. Иными словами, старшие дошкольники прочнее усваивают эти приемы, закрепляют их в своем сознании.

Большое значение в процессе создания образов приобретают индивидуальные особенности детей. Они проявляются не только в своеобразном видении театра кукол, но и в сохранении индивидуальной манеры исполнения
1.3. Отражение в композиции рисунка детей старшего дошкольного возраста содержания кукольного театра.
Детский рисунок, выполненный после просмотра спектакля, содержит очень много ценной информации. Главное в детском рисунке – не воспроизведение жизненной реальности, как таковой, а воссоздание единичного мира, обобщенное и лаконичное воплощение жизни именно в театре кукол. Это исходная позиция при оценке и анализе творческих работ дошкольников.

Экспериментальная работа проводилась в детском саду “Кэнчээри” с. Амга с группой детей старшего дошкольного возраста: 10 детей контрольной и 10 детей экспериментальной группы.

А. Михайлова, доктор педагогических наук, выделяет несколько критериев анализа рисунков. Одни связаны с особенностями детской “графической речи”, другие со спецификой кукольного театра.

Наиболее важнейшим критерием мы считаем “эффект оживленной куклы”. Ребенок должен изображать не куклу, как таковую, и не жизненный персонаж, а образ, синтезирующий образы того и другого.

Ученые единодушны в положительном значении оценки рисунков в беседе с детьми. Важно похвалить каждого ребенка, отметить удачно выраженный цвет, интересную деталь и так далее. Вместе с тем нельзя не обратить внимание на то, что ребенок не отразил существенных особенностей спектакля.

Оценка должна пробуждать у детей наблюдательность, воображение. Заставляя задуматься, она способна углубить понимание спектакля.

Генрих Игитян, руководитель первой в мире детской картинной галереи в Ереване, считает, что очень часто взрослые, исправляя так называемые детские “нелепости”, не подозревают. Что именно в этом может быть и обнаруживается самобытность малыша. Не исправлять, а совместно обсуждать рисунок, ненавязчиво комментируя, вспоминая, как было в театре: опыт – главный путь.[  ]

Обсуждение рисунков, выполненных после просмотра спектакля, должно стать шагом вперед по пути овладения ребенком языком искусства кукольного театра.

Таким образом, спектакль кукольного театра способен быть сильным эмоциональным стимулом, активно питающим детское творчество. Чем интенсивнее это эмоциональное воздействие, чем выше художественный уровень спектакля, тем интереснее и многообразнее детские рисунки. И если суметь их правильно прочитать, они становятся настоящей “рецензией” на спектакль.
Глава 2. Исследование эффективности использования методов формирования умений создавать композицию рисунка после просмотра кукольного спектакля.
2.1. Определение уровня композиционных умений и навыков рисования старших дошкольников.

Экспериментальная работа проходила в три этапа:

1.         Констатирующий этап эксперимента имел следующие задачи:

–                            изучить особенности восприятия детьми кукольного спектакля, поставленного воспитателями детского сада;

–                            изучить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей кукольного спектакля, выраженного жестами, позой кукол, музыкой.

–                            изучить особенности композиционного строения рисунков детей после просмотра кукольного спектакля.

2.         Формирующий этап.

Задачи:

–                            совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа;

–                            знакомство детей с иллюстрациями художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Рачева, В. Конашевича.

–                            знакомство детей с ролью различных изобразительных материалов в создании выразительного образа с “сухой” техникой, т.е. рисованием цветными восковыми мелками, карандашами, и с  “мокрой” техникой.    

–                            в обучении детей использовать (на выбор) сочетания различных изобразительных материалов.

1.         Контрольный этап.
Задачи:

–                            выяснение умений детей контрольной группы пользоваться выразительными средствами при создании образа в собственных рисунках (после рассказывания)

–                            изучение гибкости построения рисунка детей экспериментальной и контрольной группы.

На основе теоретических и практических исследований мы выделили восемь критериев оценки успешности выполнения рисунков, которые основываются на специфике изобразительного творчества детей дошкольного возраста, а также  данных исследований и широкой опытной работы Т. С. Комаровой.

Назовем разработанные критерии и оценки созданных детьми изображений:

I. Перспектива:

1.                             воздушная

II. Цвет:

2.                             яркость положительных героев

3.                             яркость отрицательных героев

III. Миниатюрное  и увеличенное изображение:

4.                             главных персонажей

5.                             второстепенных персонажей

6.                             ритм изображений

7.                             динамика движений персонажей

IV.Композиция:

8.                             расположение на листе по всему листу

Отобранные критерии включали показатели трех уровней, чтобы можно было дифференцировать детей по уровням успешности усвоения ими различных компонентов изобразительной деятельности и выразительных средств, при помощи которых в изображении передается сюжет спектакля и развитие композиции детских рисунков.

А именно:

Первый уровень – высокий (60-100%).

Это использование в рисунке воздушной, диагональной, объемной перспектив. Передача реальной окраски предметов или преобладание ярких и неярких цветов в зависимости от отношений к положительным и отрицательным героям. Верная передача пропорций предметов в изображении. Достаточно четкая и определенная передача сложного движения, применение ритма.

Второй уровень – средний (40-60%).

Это использование в рисунке линейной, воздушной перспектив композиции. Преобладание яркости цвета только положительных героев. В передаче пропорции существует увеличенное или уменьшенное изображение предметов, их частей. Передача начального момента изображения движения.

Третий уровень – низкий (20-40%).

Использование в рисунке линейной перспективы, фризовое расположение изображений. Преобладание одного или двух цветов. Передача статического движения.

Кроме этого, учитывались характер линий (сильный, слабый, дрожащий); раскраска (мелкие штрихи, мазки, регуляция нажима, размах); уровень самостоятельности выполнения рисунка, эмоционально-эстетическое отношение к процессу создания изображения; творчество (что нового внес).
Эксперимент включал в себя разработанную нами методику исследования развития композиционных способностей детей в изобразительной деятельности.

Методика исследования:

1.                             Показ воспитателями кукольного театра.

2.                             Наблюдение за внешними проявлениями детей во время просмотра. Констатировались:

–                            внимание детей;

–                            сопереживание персонажей спектакля;

–                            реплики, движения детей.

3.                             Беседа с детьми, которая имела цель выявить особенности восприятия детьми эмоционального настроя персонажей спектакля, выраженных жестами, позой, движениями кукол, музыкальным оформлением, декорацией, интонацией кукольников.

Спектакль “Икки ийэ, икки кыыс” был поставлен воспитателями с использованием кукол-петрушек.

Вопросы беседы:

1.                             Кто из героев вам понравился больше всего?

2.                             Не понравился. Почему?

3.                             Как поступила девочка Маайа?

4.                             Что означает выражение “любить маму”?

5.                             Какая музыка звучала, когда мам Клары встала и пошла искать теленка? Почему?

Наиболее характерные ответы детей приводим в таблице 1.

–PAGE_BREAK–1.                       
Накопление и уточнение представлений об окружающей жизни путем организации просмотра кукольного театра и игры в нем, рассматривания репродукций картин художников и иллюстраций книг.

2.                       
Определение темы рисунка.

3.                       
Осознание содержания будущего рисунка, определение входящих в него изображений, композиции рисунка.

4.                       
Выбор материалов для рисования с точки зрения предпочтений ребенка, их наибольшей выразительности для решения темы, выбор и уточнение способов создания изображений.

5.                       
Уточнение представлений о предметах, явлениях (сюжет, персонажи кукольного театра), которые будут изображаться перед началом рисования.

6.                       
Планирование выполнения замысла. Определение последовательности создания изображения.

7.                       
Уточнение представлений об изображаемых предметах в случае необходимости, в ходе реализации замысла путем дополнительного рассматривания куклы, иллюстраций, дополнительное объяснение, напоминание.

8.                       
Активизация применения разнообразных способов создания изображения, выразительных средств.

9.                       
Оценка получившегося продукта с точки зрения полноты осуществления замысла (контроль по результату), примененных способов изображения и выразительности.

10.                  
Обогащение, дополнение рисунка на основе оценки.

11.                  
Анализ готового рисунка, выделение интересного, выразительного решения образов.

Эти этапы исходят их классификации методов и приемов обучения изобразительной деятельности, разработанной Лернер И.Я. [  ], включающей следующие методы:

1.                             Информационно-рецептивный (наблюдения, обследования игрушек, рассматривание картин и иллюстраций);

2.                             Репродуктивный (упражнения на закрепление знаний, выработка навыков и умений);

3.                             Исследовательский;

4.                             Эвристический (поэлементное обучение чертам творческой деятельности).
Цель формирующего этапа:
Повышение композиционных особенностей детского рисунка под влиянием кукольного театра.

Задачи:

1.                                  знакомство и упражнения детей с элементами актерского воплощения, с постановкой речи актера – кукольника.

2.                                  систематизировать содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра;
Таблица 3

Содержание, формы и методы работы по изобразительной деятельности по отражению сюжетов спектаклей кукольного театра.

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Развитие вос-приятия детей

Используя куклы и игрушки кукольного театра, развивать у детей восприятие предмета. Знакомить детей с формой кукол, игрушек, обводя их по контуру, форме пальцем, рукой, выделяя и называя их форму. строение, величину частей, цвет

Развивать спо-собность, вос-принимать, наб-людать, фикси-руя движения игрушек, кукол.

Вместе с детьми наблюдать движения кукол, выполняющих актером-кукольником, и замечать изменение положения при движении и разных позах.

Развивать эсте-тическое вос-приятие куколь-ного театра

После просмотра спектакля обращать внимание на эстетические свойства декорации (домик заюшки, дворец, деревья, цветы и т.д.)

Развивать дет-ское творчество

После просмотра спектакля дети рисуют сюжеты, наиболее запомнившиеся им (понравившиеся). Предложить нарисовать, составить композицию

Необходимо как можно больше разнообразие материалов, стимулирование использования детьми различных способов изображения, развивать графические умения и навыки.

Учить детей рассказывать о сюжетах спек-такля и их изображении в рисунках

Подобрать иллюстрации сказок, рассказов, в детских книгах разных художников, по которым поставлены спектакли.

Обратить внимание детей на разнообразие образного решения изображения. Выделить с детьми разнообразные приемы создания изображения. В доступной форме выделить и охарактеризовать манеру и отдельные средства выразительности рисунков разных художников. Задание детям рассказать о том, что интересного из спектакля запомнил и что нарисовал, придумать конец сказки

Для формирования композиционных умений и навыков в рисовании старших дошкольников были использованы следующие спектакли:

1.                             «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина – настольный, картонажный театр. (18/I-99 г.)

2.                             «Куобах кутуруга суох буолбута» Н.Якутского – настольный театр мягких игрушек. (25/I-99 г.)

3.                             «Красная шапочка» Ш.Перро – театр петрушек (3/III-99 г.)

4.                             Русская народная сказка «Колобок» – настольный, картонажный театр (3/III-99 г.)
Обучение изображению сюжетов посредством кукольного спектакля проводилось следующим образом:
Таблица 4

Название спектакля

Исполнители ролей

Методы обучения сюжетному рисунку

1

«Сказка о рыбаке и рыбке»

воспитатели

Чтение сказки. Показ спектакля. Беседа с детьми о персонажах сказки. При-думывание собственного продолжения сказки. Расс-матривание иллюстраций В.Конашевича к этой сказ-ке. Рисование иллюстраций

2

«Куобах кутуруга суох буолбута»

дети

Чтение сказки. Распределе-ние ролей. Обучение актер-скому исполнительству.

Беседа с детьми о персо-нажах сказки. Рассматрива-ние иллюстраций художни-ков Ю.Васнецова, Е.Чару-шина. Рисование сказки

3

«Красная шапочка»

дети

Распределение ролей. Обу-чение актерскому исполни-тельству. Беседа с детьми о персонажах сказки. Иссле-дование руками игрушек.

4

«Колобок»

дети

Изготовление игрушек вместе с детьми. Распреде-ление ролей. Подготовка. Показ спектакля. Беседа с детьми о композиции ри-сунка, выборе цвета и т. д.

Остановимся на ход методической работы по каждому спектаклю.

Произведение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» выбрано неслучайно. В связи с 200-летним юбилеем великого русского поэта весь учебный год проводились различные мероприятия (конкурс на лучшее чтение стихов, пушкинский бал, конкурс рисунков по произведениям, книжная выставка и т.д.). По нашему мнению, эта сказка более близка к восприятию ребенком: старик три раза приходит к морю. И каждый раз оно разное: в первом случае- спокойное, во втором – волнующее, в третьем – беспокойное. Старуха с каждым разом становится гневной, сварливей. эти контрастные решения характера сказки оставляют в сознании каждого ребенка неизглазимое впечатление и помогают в выборе сюжета.

После показа в беседе с детьми мы пытались выяснить, настолько они поняли ход сказки, различия между персонажами (стариком и старухой), а также предлагали сами придумать собственный финал сказки.

Вопросы беседы:

1.                             Каким было море в первый раз, когда к нему пришел старик?

2.                             Каким было оно во второй раз?

3.                             В третий?

4.                             Пожалел ли ты старика?

5.                             Жалко ли старуху?

6.                             Как, по твоему мнению, может завершиться эта сказка?

7.                             Что бы ты попросил у золотой рыбки?

Наиболее характерные ответы приводим в таблице 5.

Таблица 5

№ вопро-сов

Ответы

1

Море было спокойным. Летали чайки. Светило солнце.

2

Море взволновалось. Чайки кричали. Подул ветер.

3

Море бурлило. Дул сильный ветер. Солнце спряталось за огромную темную тучу.

4

Старика очень жалко. Ведь он старается, чтобы дом у них был красивый и вся посуда была новой. Ведь у них корыто старое, и, наверно, посуда вся старая

5

Старуху я не жалею. Она всегда ругает старика.

Старуху жалко. Она тоже хочет красиво жить.

6

Эта сказка может завершиться хорошо. Например, пришла волшебница, заколдовала старуху. Старуха стала доброй, красивой. И они стали жить в красивом дворце.

7

Компьютер, красивую большую куклу, много-много шоколадок, конфет, косметику для мамы, игрушечную машинку-джип.

Анализируя ответы, мы заключаем, что дети остро воспринимают контрастные состояния моря. Они жалеют не только старика, но и старуху из-за того, что у неё не исполнились желания. Некоторые дети пытались придумать собственное завершение сказки при помощи доброй феи, которая улучшила бы жизнь стариков. Почти все дети хотели бы встретить золотую рыбку, которая сможет исполнить их желания.

Рассматривание иллюстраций к книге «Стихи и сказки» А.С.Пушкина    [  ]художника В. Конашевича помогло детям в выборе сюжетов своих рисунков.

По этому спектаклю рисовало 10 детей (смотри приложение 4). Воздушную перспективу использовали 90% детей, яркостью цвета положительных персонажей выделили все дети, отрицательных персонажей – 60%. Увеличенное изображение главных героев встречается у 60% детей, а миниатюрное – у 10% детей. Ритм, как выразительное средство, использовали 80%, динамику движения героев передало 80% детей. Умение строить композицию по всему листу показали все дети (100%).

Спектакль по сказке Н. Якутского «Куобах кутуруга суох буолбута» ставился с участием детей. Для этого были проведены следующие этапы работы:

1.                             Рассказывание сказки.

2.                             Показ сказки экспериментатором

3.                             Распределение ролей между детьми.

4.                             Показ детьми данного спектакля.

5.                             Рисование

В данном спектакле были использованы мягкие игрушки: зайчик, мишка, плоскостные домик и сарайчик.

Распределение ролей происходило по желанию детей под руководством воспитателя.

Для этого мы применили метод беседы с детьми с целью выявления отношения детей к театрализованной деятельности, план и ответы которых приводим в следующей таблице.
Таблица 6

План беседы

Что выявляет вопрос беседы? (Цель)

Лиза Н.

Саша В.

Сеня Н.

1

2

3

4

5

6

1

Хотел бы ты принять учас-тие в поста-новке сказки «Как зайчик остался без хвоста?»

Общее поло-жительное и отрицательное отношение к постановке сказки

Да

Нет

Да

2

Почему (по какой при-чине) ты хо-тел (не хотел) участвовать в постановке сказки?

Осознавае-мые мотивы, желание или нежелание участвовать в постановке сказки.

(пожимает плечами)

Хочу побольше играть кубиками

Люблю играть игрушками кукольного театра

3

Ты уже учас-твовал в та-ких постанов-ка?

Наличие опыта ребенка

Да.Я испол-няла роль незнайки, который не знал правил дорожного движения

Да, участво-вал. Но не помню кого я играл.

Нет

4

Какую бы роль ты хотел сыграть?

Наличие привлекательности отдель-ных ролей.

Роль зайчика

Роль Бэтмана, если будет такая сказка

Роль медведя

5

Если бы не участвовал в постановке этой сказки, то чем бы ты занялся?

Наличие интересов в ситуации свободного выбора.

Рисовала

Играл

Не знаю. Наверно, лепил бы

1

2

3

4

5

6

6

Если бы тебе не дали желаемой роли, то взял бы ты другую?

Какие роли тебе еще нравятся?

Наличие ус-тойчивого ин-тереса к теа-трализован-ной деятель-ности вооб-ще. Элементы театрализованной деятель-ности –прив-лекательные для ребенка.

Да, Мне нравится роль Мишки

Взял бы роль Зайчи-ка

7

Много ли ребят вашей группы любят ставить спектакли?

Наличие интересов в условиях проективного вопроса.

Да. Напри-мер: Даша А хочет иг-рать Крас-ную Ша-почку

Кажется, дети любят ставить спектакли

Много.

При анализе беседы мы обратили внимание на следующее:

а) Получилась ли беседа, если нет, то почему?

б) Особенности поведения ребенка, его мимика, посты, интонация речи, оговорки и др.

в) На какие вопросы собеседник наиболее активно отвечал и почему?

е) Характер окончания беседы, ее воспитательный эффект.

ж) Какие задачи решены в результате беседы?

Проанализировав беседу перед театрализованной игрой, мы пришли к следующему выводу: беседа получилась интересной. Лиза Н. и Сеня Н отвечали на вопросы активно, не отвлекались на внешние раздражители. А речь Саши В. отличалась от остальных – она была более ускоренной, жестикулировал руками. Его нежелание участвовать в кукольных спектаклях можно объяснить незаинтересованностью этим видом деятельности, неустойчивым вниманием его психики и отсутствием опыта. На предложение экспериментатора сыграть определенную роль в предстоящем спектакле он ответил удовлетворительно, что подтверждает присутствие положительного отношения к участии в постановке сказки. Мы думаем, что беседа имела воспитательный эффект: дети получили возможность творческих проявлений в театрализованных играх, заинтересованность ими.

Спустя три дня после нашего показа спектакля предложили детям показать уже известный им спектакль «Куобах кутуруга суох буолбута». Было приготовлено все, что нужно для спектакля. Каждому ребенку задавалось несколько вопросов:

1.                             Ты помнишь спектакль, который я показывала в группе несколько дней назад?

2.                             Как он назывался?

3.                             Расскажи про то, что ты видел.

Пересказать содержание короткой и простой пьески предлагалось для того, чтобы ребенок вспомнил действия и слова персонажей и не путался при последующем показе. После спектакля ему задавались уточняющие вопросы.

Результаты показали, что дети, которым предполагалось показать спектакль «Куобах кутуруга суох буолбута», успешно справились с заданием. Одни несмело, неуверенно, другие довольно решительно и серьезно заставляли Мишку и Зайку жить, говорить, действовать на полянке, оформленном на столе. Но уровень исполнении был невысоким, видно было, что у детей нет навыков вождения кукол, что они недостаточно ориентированно умеют направлять их между игрушечными деревьями. Действие по сюжету либо замедлялось, затягивалось, либо выглядело суетливым, отчего игрушки в руках детей становились совсем непослушными и падали на стол. Маловыразительной была и речь. Разговор двух персонажей звучал неэмоционально. Дети говорили своим голосом и слова от автора, и реплики персонажей. Некоторые из них неплохо интонировали, но передать образность, характерность действующего лица им не удавалось.

Отдельны отклонения от текста и от способов воплощения действия персонажей свидетельствовали лишь о том, что ребенок рассказывал и показывал, как он мог, а не как хотел, то, что видел, слышал и запомнил два дня назад.

Преднамеренного желания показать представление именно таким, каким он смотрел, у ребенка не было, ребенок показывал этот спектакль так, как мог, поэтому в его показе мы не видели никакого творческого процесса.

Мы имели возможность убедится, что дети рассказывали и показывали сказку в соответствии со своим видением и пониманием её содержания, что выразительные возможности материала и форма театрального представления использовались ими максимально, но целенаправленного поиска выразительных средств не было.

Причину этого мы опять же склонны видеть в отсутствии специального обучения детей способам театрально-игровой деятельности.

Исходя из этого, мы определили цель: обучение детей технике кукловождения, актерскому мастерству кукольника, постановке речи (высота, тембр, сила голоса, дикция, выразительность).

Провели ряд упражнений с детьми по технике кукловождения, опираясь на статьи Е.С.Деммени. Проведение этих упражнений включало ряд этапов.

1.                             Подбор или шитье кукол совместно с детьми., сшить так чтобы кисть и пальцы свободно сгибались внутри чехла куклы, давая возможность воспроизводить любые движения корпуса, головы и рук куклы.

2.                             Упражнения на придерживание основного положения куклы, которое заключается в том, что ось (воображаемая), проходящая через кисть и локтевую точку руки кукловода, перпендикулярна плоскости пола; изменение наклона туловища; закидывание головы куклы; сведение рук куклы; перемещение куклы по ширме.

3.                             Распределение ролей. Здесь учитывалось желание детей, какую роль они хотели бы сыграть.

4.                             Упражнения для овладения сценическим пространством:

–         игры и упражнения по формированию деятельности в вымышленных условиях (т.е. в предлагаемых обстоятельствах)

–         упражнения на развитие сценического внимания, воображения и памяти;

–         действия с воображаемыми и реальными предметами (одиночные и с партнерами);

–         упражнения на развитие образных представлений (движения хитрой лисы, движения, испуганного зайчика и т.д.)

–         групповые игры, необходимые для сыгранности актерского коллектива (диалоги персонажей на заданную тему);

–         использование в этюдах сюжетов с конкретными игровыми задачами (попросить, приказать, образовать и т.д.)

Мы провели беседу о способах художественнообразной выразительности в кукольном театре, показали несколько вариантов целесообразного размещения декораций. Внимание детей мы обратили то, что в каждой сказке есть разные персонажи, которые не могут говорить и двигаться одинаково, что у каждого из них есть свои привычки, свои особенности.

Характер деятельности разыгрывании различный ситуаций, задаваемых экспериментатором, был манипулятивный. Они как бы примеривались к куклам, производили отдельные движения и лишь потом начинали «оживлять» их.

Задания детям:

1.     Обыграть ситуацию – зайчику холодно (под дождем, в холодной избушке);

–         хитрая лиса идет к домику зайчика с намерением выгнать его оттуда;

2.     Петух разговаривает с зайчиком, выясняет, почему зайчик грустный.

3.     Интонацией, голосом показать характер трусливого зайца, хитрой лисы, храброго петуха.

Композиционные построение рисунков по спектаклю настольного театра «Куобах хайдах кутуруга суох буолбута» показал средний уровень развития (55,2%) (см. приложение 5). Овладение воздушной перспективой составляет 85,7%, изображение ярким цветом положительного персонажа – 75,0%. Дети недостаточно выделяют увеличенное или миниатюрное рисование персонажей, слабо передают динамику движения героев (57,1%). Отметим, что все расположили свои композицию по всему листу. Наибольшую высокую степень овладения художественными средствами показали Лиза Н. и Сеня Н. (по 75%). Они показывают усвоение воздушной перспективы, к положительному герою применяют яркий цвет, передают динамику движения персонажей и т.д.

Следующим произведением, использованным в отражении детей кукольного спектакля в своих рисунках, является сказка Ш.Перро «Красная шапочка» (театр петрушек). В постановке этого спектакля участвовали сами дети. Сказка довольно хорошо знакомая детям, её содержание не доставляет трудностей для запоминания. В подготовке участвовали все дети экспериментальной группы. Здесь детям была дана полная свобода деятельности, т.е. они сами были и художниками, и актёрами, и режиссёрами. Эта деятельность носила игровой характер и имела свойство импровизационности. Дети живо включались в активный творческий процесс. Их рисунки после просмотра спектакля, участия в нем показали высокий уровень средств выразительности (70,3%) (см. приложение 6). Высокий уровень (100%) отмечается у Иры А., Айтала С. Они используют наибольшее количество средств выразительности. Низкий уровень (37,5%) у Вали И. Её рисунок отличается линейной перспективой, яркостью только положительного героя, отсутствием отрицательного персонажа, ритм и динамика отсутствуют.

В дальнейшем нашем исследовании мы использовали русскую народную сказку «Колобок» (настольный, картонажный театр). Хотя это не предусмотрено Программой обучения и воспитания в старшей группе, рисование по этой сказке совпал с выступлением перед младшими дошкольниками ясли-сада. Дети раскрашивали силуэты персонажей, активно включались в создание декораций. Чтобы помочь красиво и разнообразно изобразить деревья, организовали наблюдения детей за природой, познакомили их с тем, как передают картины природы художники в иллюстрациях к произведениям писателей, в пейзажной живописи. Все это вызывает у детей более глубокий эмоциональный отклик.

При постановке спектакля «Колобок» требовалась большая работа по подготовке детей к выразительной передаче образов сказки, а затем их образному решению в рисунках. Велась работа над выразительностью речи, движений персонажей (быстро и легко) скачет зайчик, тяжело переваливается с ноги на ногу медведь и т.п.)

Детские рисунки по спектакли «Колобок» отличаются высоким уровнем композиционного построения (62,5%) (см. приложение 7). Дети все используют воздушную перспективу, яркость положительных героев, ритм, расположение композиции по всему листу.

Мы отмечаем недостаточное овладение таким выразительным средством, как цвет и определенное изображение отрицательных героев (20%). Самый высокий уровень проявился в рисунке Саши В. Свою работу он дополнил интересным, на наш взгляд, изображением: зайчик, запряженный в сани, а на санях сидит ёжик с грибами на спине. Колобок дополнен шляпой. Одежда Лисы в рисунке Саши красиво украшена узором, на шее бусы, а на голове приколото украшение, т.е. персонажи очеловечены.

Дети дали своим работам следующие названия: «Встреча колобка с лисой» (Саша В.), «Колобок, колобок! Я тебя съем!» (Сеня Н.), «Подожди, лиса, я тебе песенку спою» (Лиза Н.), «Колобок встретил волка» (Айтал С.), «Бабушка встретил волка» (Айтал С.), «Бабушка положила на стол колобка» (Таня Н.).

В основном тема рисунков-встреча колобка с волком. Это возможно объяснятся  с тем, что игры и детей, которые исполняли роль зайца и медведя были маловыразительными – тихий голос, ошибки ведения персонажа, в частности, медведя. Медведь несколько раз падал из-за неустойчивой поддержки кукольников.

На изображение детей повлиял показ иллюстраций к этой сказке художника Е. Рачева. Так, дети на всех персонажей-животных рисуют одежду, что является характерной особенностью изображений данного художника..

Учитывая, что созданное изображение анализируется и вновь может дополняться, развиваться, вызывать новые образы, ассоциации, мы выделяем, что формирование замысла, его обогащение и уточнение происходит в процессе создания изображения. Так, дети дополняли колобка кудрявой шевелюрой или придавали ему облик девочки, пририсовывая яркий бантик.

Нам следует отметить, что на каждом занятии формировались умения и навыков композиционного построения сюжетных рисунков. Направляли детей на поиски и внесение в изображение дополнений. При этом использовали поощрение, привлечение внимания детей к находкам сверстников.

Изобразительное движение руки при рисовании связано с мышечно-двигательными ощущениями, восприятием самого движения кинестезически и зрительно. Например: ребенок видит, как движется рука, и ощущает это движение. При восприятии движения и осознании мышечного ощущения у ребенка образуется представление о нём. На этой основе строятся исполнительные действия, образуется, условно говоря, мышечная память движения, накапливается двигательный опыт.

Исходя из этого, мы проводили закрепление правильных технических навыков и умений путем рисования и закрашивания любимых игрушек, овощей и фруктов, образов сказочных героев. Это вызывало их любопытство, желание рассмотреть объект и изобразить его.

Таким образом, проведенный анализ рисунков формирующего этапа показал, что дети получили возможность создавать выразительные изображения. Они полно и свободно воплощают задуманное содержание. Умело используют композиционное построение, проявляют инициативу, творчество. Вместе с тем характеризованы индивидуальные различия, свойственные каждому ребенку манеры исполнения.

Результаты проделанной нами работы свидетельствуют о том, что старшие дошкольники увлекаются театральной творческой деятельностью. При соответствующей подготовительной работе с ними эффективно приобщаются к новым формам игр.

В процессе исследования, однако, были выявлены и те трудности, которые мешают развитию творческих возможностей детей. Это заключается в неумении передавать замысел своими словами в виде диалогов и монологов, в виде речи героев, отсутствие двигательных умений при передаче образа.

Формирование указанных выше качеств помогает активизировать творчество детей. Направляет их по руслу развития способности художественного восприятия и выразительных средств посредством искусства.
    продолжение
–PAGE_BREAK–