Содержание
Введение
Глава1. Система национальных счетов в статистическом изучениисоциально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов какмакростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципы построенияСНС
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемые вСНС
1.3 Принципы построения и система показателей счетоввнутренней экономики
Глава 2. Анализ выборочной совокупности
2.1 Сводка и группировка материалов статистического наблюдения
2.2 Ряды динамики и методы их анализа
2.3 Коэффициент Фехнера
Глава 3. Основные направления развития системы национальногосчетоводства
3.1 Перспективы использования Систем национальныхсчетов и платежного баланса для макрофинансового анализа
3.2Решение задачЗаключение
Списокиспользованной литературы
Приложение
Введение
Переход отцентрализованно планируемой к рыночной экономике обусловил необходимостьперестройки статистического учета. Инструментом упорядочения информации опроцессах, происходящих в рыночной экономике, стала система национальных счетов(СНС).
СНС пришла на сменубалансу народного хозяйства, в течение ряда десятилетий выполнявшего в нашейстране функцию макростатической модели плановой экономики. СНС как системамакроэкономических показателей начала развиваться в ряде развитых стран в конце30-х годов XX столетия, когда потребовалось вмешательство государствав процесс регулирования экономики. В ее основу были положены теоретическиеработы Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», «Как оплатитьрасходы на ведение войны?». Большой вклад в непосредственную разработку СНС иее дальнейшее развитие внесли Р. Стоун, лауреаты Нобелевской премии Я.Тинберген, Р. Фриш и В. Леоньтьев, а также Дж. Хикс, П. Хилл и другие крупныеэкономисты-статистики [1, 246 ].
После окончанияВторой мировой войны система национальных счетов получила новый виток развитияи была внедрена в статистическую практику Англии, Германии, США, Франции,скандинавских стран. Освоение СНС явилось результатом объединения двухнаправлений в макроэкономических расчетах — статистики национального дохода имоделирования экономического цикла рыночной экономики. [7, 126 ].
В отечественнойстатистике СНС стала разрабатываться с начала 90-х гг. и в настоящее времяслужит инструментом для интеграции статистической информации, являетсяважнейшим звеном общенациональной системы социально-экономической информации.
Основой СНС служитконцепция хозяйственного кругооборота по замкнутой системе на основе жесткойувязки показателей, обеспечивающих балансовое равенство доходов и расходов посекторам экономики и экономике в целом. Иными словами, система национальныхсчетов — это статистическая система мониторинга с состоянием экономики страны,удовлетворяющая аналитические потребности для стран с различным уровнемэкономического развития. Это позволяет считать СНС самой развитойинформационной системой в мире, представляющей характеристику экономическихпроцессов, протекающих в стране, ее регионах, секторах экономики.
СНС представляетсобой систему взаимосвязанных показателей, разрабатываемых на основесогласованных классификаций, понятий, определений и правил учета. Вследствиеэтого она выступает в качестве координирующей структуры для всех разделовсоциально-экономической статистики.
В большинстве странмира СНС широко используется органами власти всех уровней для анализа ипринятия политических решений в области регулирования экономики. В показателяхСНС находят отражение все новые аспекты экономической и социальной политикигосударства, система национальных счетов позволяет получать количественныеоценки и на их основе анализировать воспроизводственные пропорции, отраслевую иинституциональную структуру экономики, инвестиционный климат и финансовоесостояние, уровень благосостояния населения, степень зависимости от внешнегомира, динамику развития экономики, влияние государственной политики илиразличных событий на поведение отдельных групп институциональных единиц имногое другое. Данные СНС могут использоваться и различного рода компаниями икорпорациями для оценки конъюнктуры рынка, выработки стратегии и практики всобственной экономической политике. СНС как метод исследования и как информационнаябаза расчетов необходима научно-исследовательским организациям и высшей школедля разработки теоретических вопросов функционирования макроэкономики, дляпроведения сценарных расчетов поведения экономики в результате измененияразличных факторов, для выработки рекомендаций правительственным органам,обучения студентов методам макроэкономического анализа. Наконец, в данных СНСзаинтересованы международные организации и национальные органы, отвечающие замеждународное сотрудничество для проведения сопоставимого анализа уровнейразвития стран, для определения размеров взносов (квоты) стран в фондымеждународных организаций на финансирование деятельности указанных структур идля координации внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности.
Наиболее важныминаправлениями анализа данных СНС при принятии экономических решений какорганами государственного управления, так и представителями бизнеса являются:
• определение темпов экономического роста, а также выявление роли факторов,определяющих характер этих процессов (производительность, фондовооруженность иэнерговооруженность и т.д.);
• установление отраслевой структуры экономики и ее изменений во времени, атакже факторов этой динамики (различие в темпах роста производительности трудав отраслях, неравномерность динамики цен и т.д.);
• установление пропорций на первой стадии распределения доходов, междунаемными работниками, предприятиями и государством;
• выявление соотношений между конечным потреблением и накоплением, а такжефакторов, влияющих на динамику инвестиций;
• определение национального сбережения как основного источникафинансирования инвестиций;
• выявление размеров заимствования (кредитования) как по экономике в целом,так и по отдельным ее секторам;
• изучение уровней и динамики реальных доходов и потребления населения;
• установление влияния на экономику страны внешнеэкономических связей;
• анализ влияния на экономику и различные макроэкономические переменныеинфляционных процессов.
Исходя из актуальности проблемы развитиянациональной экономики и поддержания ее на высоком уровне целью моей курсовой работы натему «Система национальных счетов (СНС), основные понятия, содержание и видысчетов СНС» является рассмотрение народного хозяйства страны, проведениеанализа его состояния и факторов влияющих на эффективность использованияресурсов национального хозяйства, а также характеристика наиболее общихзакономерностей, взаимосвязей и пропорций в экономическом развитии страны ивыявление основных тенденций развития экономических процессов, отражаемых вотдельных счетах, и всей экономики в целом.
Исходя из указанной цели, ставились ирешались следующие задачи:
1. изучение сложившейся ситуации всоциально-экономическом развитии страны на основе использования показателейотдельных счетов системы, объективно отражающих процесс воспроизводства;
2. анализ показателей системы в динамике сцелью выявления тенденций изменения объемов, структур и пропорций;
3. анализ развития отдельных секторов иотраслей экономики;
4. анализ производства товаров и услуготдельных отраслей;
5. оценка эффективности отражаемых в СНСпроцессов и общественного производства в целом;
6. анализ внешнеэкономических связей;
7. выявление путей эффективногосоциально-экономического развития народного хозяйства Российской Федерации.
Источниками информации при написаниикурсовой работы послужили нормативно-правовая литература, труды отечественныхавторов, данные статистической отчетности и периодические журналы.
При написании курсовой работыиспользовались экономико-статистический, абстрактно-логический, монографическийи расчетно-конструктивный методы.
Курсовая работа содержит введение, триглавы в полной мере раскрывающие сущность важнейшей макроэкономическойбалансовой системы международной статистики, заключение, список использованнойлитературы и приложение.
Глава 1. Система национальных счетов встатистическом изучении социально-экономических процессов
1.1 Система национальных счетов какмакростатистическая модель экономики. Основные понятия, категории и принципыпостроения СНС
СНС представляетсобой международный статистический стандарт. Он определяет системустатистических показателей, отражающих процессы, протекающие намакроэкономическом уровне, и вызванные этим изменения активов и обязательств.СНС включает совокупность счетов, балансов и взаимоувязанных таблиц, базовыепонятия, определения, классификации и правила учета [1, 230]. Таким образом,методология СНС определяет не только, какие показатели должны быть построены,но и то, каким образом эти показатели должны быть рассчитаны. В России такиеметодики разрабатываются и утверждаются Государственным комитетом РоссийскойФедерации по статистике, в других странах они готовятся соответствующиминациональными статистическим службами. Национальные методики могут различатьсяв деталях, однако должны быть полностью сопоставимы с точки зрения базовыхпринципов, правил учета и оценки. Только в этом случае показатели СНС разныхстран будут сопоставимы между собой. Помимо международной сопоставимостисуществует еще проблема внутренней методологической сопоставимости. СНС тесносвязана с другими макроэкономическими моделями, такими как платежный баланс,государственный бюджет, финансовые модерн, на практике генерируемые Центральнымбанком. Категории, используемые в этих моделях, должны быть методологическиоднородными. Иными словами, понятия, например, валового внутреннего продукта(ВВП) в СНС и в государственном бюджете должны быть идентичными [7, 304].
Требованиевнутренней методологической совместимости актуально и по отношению к самой СНС.Она состоит из многих таблиц и счетов, и важно, чтобы все показатели,содержащиеся в них, были построены исходя из одних и тех же принципов.
Объектом СНСявляется макроэкономика, т.е. совокупность резидентных институциональныхединиц, занятых экономической деятельностью.
Для того чтобыпонять, как строятся национальные счета, необходимо усвоить основные понятия,определения, классификации и правила учета, применяемые в системе дляпостроения счетов и обеспечения их внутренней согласованности.
Для описанияэкономики очень важно определить ее границы. Разграничение институциональныхединиц, относящихся к национальной экономике и к экономике других стран,осуществляется на основе понятий «экономическая территория страны», «центрэкономического интереса», «резидентство».
К экономическойтерритории страны относятся еегеографическая территория, воздушное пространство, территориальные воды, частьконтинентального шельфа в территориальных водах, в пределах которой странареализует свои исключительные права. Экономическая территория включает в себяэкстерриториальные анклавы (территорию других стран, на которой расположеныпосольства, военные базы и прочие объекты данной страны), но исключаеттерриториальные анклавы (территорию данной страны, на которой расположеныпосольства, военные базы и прочие объекты других стран).
Внутренняя экономикаформируется как совокупность институциональных единиц-резидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое илифизическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономическойтерритории данной страны. Это означает, что единица владеет недвижимостью,осуществляет или намеревается осуществлять свою деятельность на экономическойтерритории страны длительное время (год и более). Резидентами являются всепредприятия и учреждения, осуществляющие в стране операции в течение года иболее, в том числе коммерческие организации с иностранными инвестициями(совместные и иностранные компании), а также их филиалы и представительства, неявляющиеся самостоятельными юридическими лицами. Резидентами являются такжефизические лица независимо от их гражданства и национальности, находящиеся наэкономической территории страны год и более. Исключение составляют сотрудникииностранных посольств, иностранные студенты, лица, находящиеся на лечении,которые остаются резидентами той страны, откуда они прибыли.
Основой длясоставления всех счетов и балансовых построений системы является институциональная единица, т.е.экономический субъект, способный
самостоятельно:
• владеть активами, что дает ему право обмениваться правами собственностина эти активы;
• принимать экономические решения и обязательства, за которые несет полнуюответственность;
• вести полный комплекс балансовых счетов, имеющих экономический смысл иправомерный с точки зрения национального законодательства.
Существует два видаинституциональных единиц:
• домашние хозяйства (физические лица или группы лиц);
• юридические лица, признаваемые законом независимо от физических лиц,которым они принадлежат или которые контролируют их деятельность.
Институциональныеединицы могут заниматься многими видами производственной деятельности. Основойдля анализа производства, формирования показателей для характеристикирезультатов деятельности отраслей является понятие заведение. Заведениепредставляет собой обособленную единицу, расположенную в одном месте изанимающуюся преимущественно одним видом экономической деятельности.Совокупность заведений, занимающихся однородным видом деятельности,представляет собой отрасль.
Для количественногоописания состояния и функционирования экономики в системе национальных счетовиспользуются понятия запасов и потоков.
Запасы отражают всевиды активов и пассивов в экономике и отражаются в учете на определенную дату.
Потоки отражают любыедействия по созданию, преобразованию, обмену, переводу, исчезновениюэкономической стоимости в течение определенного периода времени, т.е. потокивыражают экономические операции, которые возникают между институциональнымиединицами по их взаимному согласию.
Строя счета,необходимо разделять потоки товаров и услуг, потоки доходов и потоки финансовыхресурсов.
Потоки товаров характеризуют движение товаров и услуг независимо оттого, что количественная характеристика объема товара или услуги можетвыражаться стоимостью.
Потоки доходов характеризуют создание и использование валовоговнутреннего продукта и национального дохода.
Потоки финансовых ресурсов отражают движение денег, ценных бумаг и другихфинансовых активов.Институциональные сектора в СНС
В архитектоникебалансовых построений макроэкономических расчетов важное место занимаютгруппировки и классификации, отражающие качественные представления о структуреэкономики, различия между субъектами хозяйственной деятельности. Поэтому в СНСцентральной группировкой хозяйствующих субъектов является группировкаинституциональных единиц по секторам экономики, т. к. для рыночной экономикиконституирующий признак формы организации производства и источниковфинансирования деятельности играет ключевую роль.
Для структуризациивнутренней экономики выделяют 5 секторов:
• нефинансовые предприятия (корпорации или квазикорпорации);
• финансовые учреждения (корпорации или квазикорпорации);
• государственное управление (государственные учреждения);
• некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства;
• домашние хозяйства.
В целяххарактеристики внешнеэкономических связей и финансовых взаимоотношений сзарубежными странами в СНС предусматривается разработка счетов для сектора «Остальной мир». Счетаостального мира охватывают деятельность нерезидентов в той мере, в какой онасвязана с национальной экономикой. Операции между резидентами и нерезидентамиотражаются и в счетах для внутренней экономики, но там они не отделены отопераций между резидентами.
В сектор нефинансовых предприятийвключаются институциональные единицы корпоративного характера (или сходные сними, но не имеющие статус корпораций, так называемые квазикорпорации),производящие товары и нефинансовые услуги в целях реализации на рынке поэкономически значимым ценам, т.е. ценам, которые оказывают существенное влияниена объемы продукции производителей, готовых ее продать покупателям, готовым еекупить.
В сектор финансовых корпорацийвключаются институциональные единицы, занимающиеся преимущественно финансовымпосредничеством (между теми, кто сберегает финансовые ресурсы, и теми, ктоинвестирует). Он охватывает банки, страховые компании, инвестиционные фонды идругие подобные единицы. Большинство финансовых посредников финансирует своииздержки за счет разницы между полученными процентами и процентами,уплачиваемыми за привлеченные финансовые ресурсы.
Сектор государственного управления формируется за счет бюджетных (государственных)институциональных единиц, главной функцией которых является перераспределениедоходов и богатства и предоставления нерыночных услуг как обществу в целом, таки физическим лицам (или группам населения). Для институциональных единицгосударственного управления (государственных учреждений) характерно бюджетноефинансирование, формирующееся за счет налогов, а также доходов отсобственности, которой они владеют.
В секторе некоммерческих предприятий, обслуживающих домашние хозяйства рассматриваются общественные, политические, профсоюзные,религиозные и другие некоммерческие организации, главная функция которыхсостоит в оказании нерыночных услуг либо членам этих организаций, либонаселению. Эти институциональные единицы финансируются за счет взносов,пожертвований, доходов от собственности, гарантов и т.п.
Сектор домашних хозяйств называется так в силу того, что население в СНСтрактуется в качестве институциональных единиц, ведущих домашнее хозяйство.Кроме того, в него включаются некорпорированные предприятия, владельцамикоторых выступают домашние хозяйства, мелкие фермы, индивидуальныепредприниматели без образования юридического лица, лица свободных профессий идр. Аргументируется это тем, что в таких случаях трудно разграничить бюджетыдомашних хозяйств и некорпорированных предприятий. Домашние хозяйства какпроизводители производят продукцию для реализации на рынке и для собственногопотребления. Финансирование своей деятельности указанные единицы осуществляютза счет оплаты труда, получаемой в результате работы в другом секторе,трансфертов, доходов от собственности, выручки от реализации продукции и услуг[6, 145].
Система счетов дляэкономики в целом и секторов внутренней экономики является единой и наиболееполной. Более ограничен набор счетов для отраслей экономики и отдельныхэкономических операций.
Общие принципы построения системы национальных счетов
Теоретическойосновой СНС служат современные концепции, категории и понятия, объясняющиемеханизм функционирования рыночной экономики.
В современной СНСприменяется достаточно широкая концепция экономического производства, котораяохватывает практически все товары и услуги, за исключением услуг, оказываемыхвнутри домашних хозяйств по приготовлению пищи, по уборке жилищ и ремонтусвоими силами мебели и бытовой техники, воспитанию детей и т.п. Этоединственное исключение сделано по соображениям практического характера:трудности с получением данных, проблемы оценки деятельности домашних хозяек ит.д.
В СНС сфера производства понимается какдеятельность по производству экономических благ, а отрасли экономики —взаимозависимы и равноправны. Результат производства — продукт, имеющийнатурально-вещественную форму (товар), либо услуга.
Согласно концепциямСНС экономическое производство включает в себя следующие виды деятельности:
• производство товаров, включая товары для собственного потребления(например, производство фермерами сельскохозяйственных продуктов длясобственного потребления);
• производство услуг для реализации;
• деятельность финансовых посредников (банков, инвестиционных фондов,страховых компаний);
• производство нерыночных услуг органами государственного управления(включаются как коллективные услуги в области общего управления, обороны ит.д., так и индивидуальные услуги в области здравоохранения, образования ит.д.);
• производство нерыночных услуг некоммерческими организациями,обслуживающими домашние хозяйства;
• оказание услуг наемной прислугой (повара, садовники, шоферы);
• оказание жилищных услуг собственниками жилищ для собственногопотребления.
Не включаются всферу производства изменения в окружающей среде (например, истощение запасовугля, нефти и других полезных ископаемых, загрязнение воздуха, воды и т.д.),однако деятельность, направленная на защиту окружающей среды, подлежитизмерению и включению в продукцию (услуги).
К наиболее важнымконцепциям, формирующим основу национального счетоводства, относится концепцияфакторов производства. Согласно этой теории стоимость образуется за счетфакторов производства — труда, капитала, земли. Эта концепция, положенная воснову построения СНС, обусловила содержание системы показателей, призванныххарактеризовать распределительные и перераспределительные процессы в рыночнойэкономике. В СНС центральное место в отображении хозяйственных операций вполнелогично заняли показатели создания, движения и использования стоимости, доходови расходов, финансовых ресурсов и капитала [13,367].
Другая важнаяконцепция СНС, на которой базируются основные показатели доходов системы(национальный доход, располагаемый доход, первичные доходы и др.), определяетполитэкономическое содержание категории «доход» разработана известныманглийским экономистом Дж. Хиксом [6, 201].
В соответствии сконцепцией Дж. Хикса доход представляет собой максимальную сумму денег, которуюможно израсходовать на покупку потребительских товаров и услуг, не делая приэтом себя беднее. Из общей концепции дохода, сформулированной Дж. Хиксом,вытекает несколько выводов.
1. Не всякая суммапоступивших денег является доходом. Нельзя считать доходом выручку отхозяйственной операции, в результате которой происходит простая смена формыактивов, например путем реализации дома (квартиры) ее владелец вместо активов вматериальной форме получает активы в форме финансовых требований (денежнуювыручку).
2. Сбережения нельзя приравнивать к сумме прироста денежной наличности, депозитовв банке и других финансовых активов (акций, облигаций и т.д.), так какувеличение финансовых активов может быть результатом смены формы активов илипринятия финансовых обязательств
3. Прирост капитала, вызываемый случайными причинами (например, инфляциейили повышением стоимости активов в результате каких-либо внешних обстоятельств,скажем, повышения стоимости земли в результате проведения в ближайшей местностижелезной дороги), не должен рассматриваться как доход.
Согласноунифицированным определениям и классификациям, разработанным на основе общейконцепции Дж. Хикса и реализованным в СНС ООН 1993 г., в доход не попадает:
• изменение стоимости активов, обусловленное инфляцией или другимифакторами случайного характера, не связанными с производством;
• прирост стоимости имущества в результате передачи прав собственностипутем продажи, приватизации и т.д.
В соответствии стаким подходом стоимость произведенной продукции и соответствующая величинасозданных доходов не включают в себя так называемую «холдинговую прибыль»,которая представляет собой прирост стоимости активов в результате инфляции завремя нахождения товаров на складе.
Таким образом,методология СНС определяет границы экономического производства, факторы,образующие стоимость, счета и макроэкономические показатели, в обобщенном видехарактеризующие потоки товаров, услуг и доходов; все активы и пассивыхозяйствующих субъектов; все аспекты экономического процесса и его результаты.Это позволяет считать СНС самой развитой информационной системой в мире,представляющей характеристику экономических процессов на макроуровне, увязку сважнейшими показателями экономической статистики.
1.2 Основные макроэкономические показатели, рассчитываемыев СНС
Информация,содержащаяся в секторальных счетах, а также в счетах для отраслей экономики,используется в конечном счете для получения так называемых агрегатов, т. е.наиболее важных макроэкономических показателей:
· валовой внутренний продукт (ВВП);
· валовой национальный доход (ВНД);
· валовой национальный располагаемый доход (ВНРД);
· конечное потребление;
· валовое накопление;
· сальдо экспорта и импорта;
· национальное сбережение;
· чистое кредитование и чистое заимствование;
· национальное богатство.
ВВП — центральныйпоказатель СНС, который характеризует стоимость конечных товаров и услуг,произведенных резидентами страны за тот или иной период. ВВП исчисляется врыночных ценах конечного потребления, т. е. в ценах, оплачиваемых покупателем,включая все торгово-транспортные наценки и налоги на продукты (НДС, акцизы и т.д.). ВВП используется для характеристики результатов производства, уровняэкономического развития, темпов экономического роста, анализапроизводительности труда в экономике и т. д. Очень часто этот показательиспользуется в сочетании с другими показателями, например, если анализируетсяотношение дефицита государственного бюджета к ВВП и др. Показатель ВВПисчисляется на валовой основе, о вычета потребления основного капитала, чтосопряжено с трудностями практического характера при получении достоверныхданных о потении основного капитала. Однако СНС признает, что с теоретическойточки зрения более правильным является показатель чистого внутреннего продукта.
ВНД представляет собойсумму первичных доходов, полученных резидентами данной страны за тот или инойпериод. ВНД отличается от ВВП как в качественном, так и в количественномотношении. В качественном отношении различие между ВВП и ВНД состоит в том, чтопервый показатель характеризует поток конечных товаров и услуг, или вновьсозданную стоимость, тогда как второй показатель представляет собой потокпервичных доходов, полученных резидентами данной страны в результате их участияв создании ВВП данной страны, а также ВВП других стран. В количественномотношении ВНД отличается от ВВП на сальдо первичных доходов, полученных из-заграницы или переданных за границу. К первичным доходам в СНС принято относитьоплату труда, прибыль, доходы от собственности, а также налоги на производствои импорт. Первичные доходы, поступающие из-за границы или выплачиваемые заграницу, обычно включают оплату труда и такие доходы от собственности, какпроценты и дивиденды, а также реинвестируемые доходы от прямых зарубежныхинвестиций.
ВНРД отличается отВНД на сальдо текущих перераспределительных платежей (текущих трансфертов),переданных за границу или полученных из-за границы. Эти трансферты могутвключать гуманитарную помощь, подарки родственникам, получаемые из-за границы,штрафы и пени, выплачиваемые резидентами за границей, и т. д. Таким образом,ВНРД охватывает все доходы, полученные резидентами данной страны в результатепервичного и вторичного распределения доходов. ВНРД может быть получен путемсуммирования валовых располагаемых доходов всех пяти секторов экономики. ВНРДподразделяется на расходы на конечное потребление и национальное сбережение.
Конечное потреблениевключает расходы на конечное потребление: домашних хозяйств; государственногоуправления; некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.Расходы государственного управления и некоммерческих организаций, обслуживающихдомашние хозяйства, на конечное потребление по существу совпадают со стоимостьюнерыночных (бесплатных) услуг, оказываемых этими организациями и учреждениями.
Валовое накоплениеохватывает накопление основного капитала, изменение запасов материальныхоборотных средств, а также чистое приобретение ценностей (ювелирных изделий,предметов антиквариата).
Сальдо экспорта и импорта представляет собой важный элемент конечного использования ВВП. Экспортоценивается в ценах ФОБ, а импорт — в ценах СИФ.
Национальное сбережение — важный показатель СНС. Он может быть получен путем вычитания из ВНРДвеличины конечного потребления, сбережение —это источник финансированиянакопления, т. е. прироста основных фондов, запасов материальных оборотныхсредств, ценностей. Если абстрагироваться от существования других стран, тонациональное сбережение равно величине национального накопления.
Чистое кредитование / чистое заимствование — это показатель, характеризующий объем финансовыхресурсов, временно предоставленных данной страной другим странам или временнополученных от них.
Национальное богатствопредставляет собой сумму чистого капитала: хозяйствующих субъектов страны.Национальное богатство равно сумме всех активов страны (нефинансовых ифинансовых) за вычетом финансовых обязательств. Финансовые требования регентовдруг к другу взаимно погашаются, и в конечном счете национальное богатствовключает (наряду с нефинансовыми активами) финансовые требования к другимстранам за вычетом финансовых обязательств другими странами. Следует отметить,что все эти важные показатели взаимосогласованы, и тому их можно использовать всочетании друг с другом. Они дополняют друг друга, раскрывая различные аспектыэкономического процесса, взаимосвязь между наиболее важными макроэкономическимипоказателями СНС представлена ниже:
А. Валовой внутреннийпродукт
Б. Потреблениеосновного капитала
В. Чистый внутреннийпродукт (А — Б)
Г. Сальдо первичныхдоходов, полученных из-за границы
Д. Валовой национальныйдоход (А + Г)
Е. Чистый национальныйдоход (Д — Б)
Ж. Сальдо текущихтрансфертов, полученных из-за границы
3. Валовойнациональный располагаемый доход (Д + Ж)
И. Конечноепотребление
К. Национальноесбережение (3—И)
Л. Сальдо капитальныхтрансфертов, полученных из-за границы
М. Источникифинансирования инвестиций (К+Л)
Н. Валовое накопление(как элемент ВВП)
О. Чистое приобретениенепроизведенных нематериальных нефинансовых активов
П. Чистое кредитование/ чистое заимствование (М – Н — О)
Регистрацияэкономических операций в счетах СНС позволяет выявить ряд важных соотношениймежду наиболее значимыми экономическими показателями. Эти соотношения можнопредставить в виде равенств:
GDP = С + I + Е, (1)
где GDР — валовой внутренний продукт;
С — конечное потребление;
I — инвестиции (валовое накоплениеосновных фондов, прирост запасов материальных оборотных средств, чистоеприобретение ценностей);
Е — чистый экспорт.
GDР= W+Q + R + Р+Т, (2)
где W — заработная плата,выплаченная предприятиями и организациями данной страны своим рабочим ислужащим, независимо оттого, являются ли они резидентами или нерезидентамиданной страны;
Q — отчисления на социальное страхование;
R — валовая прибыль;
Р —валовой смешанный доход;
Т —налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий).
GDР= D + N — U, (3)
где D — добавленная стоимость всех отраслей экономики восновных ценах;
N —налоги на продукты;
U — субсидии на продукты.
GNI = GDР + L — М, (4)
где GNI— валовойнациональный доход;
L — первичные доходы, полученныерезидентами данной страны за границей (оплата труда, проценты, дивиденды,реинвестированные доходы от прямых зарубежных инвестиций);
М —первичные доходы, переданные резидентами данной страны за границу.
GNDI = GNI+В-G, (5)
GNDI — валовой национальный располагаемый доход;
В —текущие трансферты, полученные резидентами данной страны из-за границы;
G — текущие трансферты, переданныерезидентами данной страны за границу.
GNDI = С + S, (6)
С —конечное потребление;
S — национальноесбережение.
S + К = I + Z + J – O, (7)
S — национальноесбережение;
К —сальдо капитальных трансфертов, полученных из-за границы;
I — накопление произведенных активов;
Z — накопление непроизведенных нематериальных активов(патенты, лицензии и т. д.)
J — чистое кредитование/чистоезаимствование;
О —потребление основного капитала.
J = F — Y, (8)
J — чистоекредитование/чистое заимствование;
F — приобретение финансовых активов унерезидентов;
Y — принятие финансовых обязательствперед нерезидентами.
Методы исчисления валового внутреннего продукта инационального дохода
Центральныйпоказатель СНС — валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП характеризует стоимостьконечных товаров и услуг в рыночных ценах (ценах конечного покупателя),произведенных резидентами данной страны за рассматриваемый период времени. Этотпоказатель, измеряющий конечные результаты экономической деятельности страны,применяется для характеристики экономической мощи и уровня экономическогоразвития страны (прежде всего, в международных сравнениях), для оценки экономическогороста (после устранения влияния изменения цен на объем стоимостного показателя,каким является ВВП).
ВВП называется валовым продуктом, так как в процессеоценки конечных результатов производственной деятельности не исключается размерпотребления основного капитала. Если это сделать, то новый показательназывается чистым внутренним продуктом (ЧВП).
В валовой внутреннийпродукт (ВВП) включается оплата труда наемных работников (включая скрытую),чистые налоги на производство и импорт, валовая прибыль и валовой смешанныйдоход. Причем наибольший удельный вес в ВВП (почти 45%) составляет оплата труданаемных работников. Доля валовой прибыли и валового смешанного доходасоставляет порядка 38%, а чистых налогов на производство и импорт — около 17%.
ВВП называется внутренним продуктом, так какимеется в виду оценка конечных производственных результатов деятельности посовокупности резидентных единиц данной страны, т.е. хозяйствующих субъектов,экономические интересы которых связаны с данной страной.
Величина ВВП служитосновной составляющей показателя валового национального дохода (ВНД)(соответственно чистый внутренний продукт — основной компонент чистогонационального дохода). Национальный доход определяется посредством прибавленияк объему произведенного продукта сальдо первичных доходов, поступивших из-заграницы.
Таким образом, алгоритмисчисления ВНД следующий:
ВНД=ВВП+ + Сальдо первичных доходов,поступивших из-за границы.
Традиционная оценкаВВП и национального дохода (НД) производится тремя методами — производственным,распределительным и методом конечного использования.
Определение ВВПпосредством суммирования добавленной стоимости с дополнительными коррективами,вызванными необходимостью перехода от основных цен к ценам конечного покупателя(рыночным ценам), называется производственнымметодом. Общая схема расчета такова:
ВВП = Валовая добавленная стоимость +Налоги на продукты и импорт –
Субсидии на продукты и импорт.
Наряду с ВВП к числуважнейших макроэкономических показателей относится НД. Национальный доход — этосумма первичных доходов, полученных резидентами данной страны. НД отличается отвнутреннего продукта с точки зрения содержания и количественно.
С точки зрения содержания внутреннийпродукт (валовой или чистый) — это поток товаров и услуг, а национальный доход(валовой или чистый) — это поток доходов: оплата труда, прибыль (и смешанныйдоход), налоги на производство и импорт (за вычетом субсидий на производство иимпорт); доходы от собственности (полученные за вычетом переданных). В пределахстраны при суммировании внутренних потоков доходов от собственности итог будетнулевой (т.е. величина полученных доходов равняется величине переданныхдоходов), и, следовательно, если рассматривать экономику страны в контексте еевзаимосвязей с мировой экономикой, то необходимо определить потоки доходов отсобственности, пересекающие границу, а точнее, между резидентами инерезидентами.
С количественной точки зрения НД отличаетсяот внутреннего продукта на величину показателя «Сальдо первичных доходов,полученных из-за границы» (разница между полученными первичными доходами издругих стран и переданными аналогичными доходами другим странам). В российскойофициальной статистике используется понятие «Сальдо доходов от собственности,полученных от остального мира» являющееся приближенным к понятию «Сальдопервичных доходов, поступивших из-за границы». Если бы экономика страны былазакрытой, то ВВП равнялся бы ВНД (из-за отсутствия потоков первичных доходовиз-за рубежа и за рубеж). В случае открытости экономики совпадение входящихпотоков первичных доходов могло происходить чисто случайно, так как обычно онине совпадают.
Национальный доходможет быть исчислен не только на валовой основе (ВНД), но и на чистой, т.е.после вычета потребления основного капитала. На макроуровне сумма первичныхдоходов, исчисленных на валовой основе, до учета сальдо первичных доходов,поступивших из-за границы, формирует величину ВВП (так называемый распределительный метод). А если к размеру показателя национального доходадобавить сальдо текущих трансфертов, поступивших из-за границы (разница междутекущими трансфертами, полученными от других стран, и текущими трансфертами,переданными другим странам), то получим величину показателя национальногорасполагаемого дохода (валового или чистого).
На стадии конечногоиспользования ВВП определяется путемсуммирования расходов на конечное потребление, расходов на накопления и чистыйэкспорт (экспорт за вычетом импорта товаров и услуг).
В целом по стране национальное конечное потребление состоитиз:
а) расходовдомашних хозяйств на конечное потребление;
б) расходовгосударственных учреждений (государственного управления) на конечноепотребление;
в)расходов некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства.
Расходы на конечноепотребление домашних хозяйств (ДХ) состоят из покупок потребительских товаров иуслуг (кроме покупок домов и квартир), стоимости потребительских товаров,поступивших домашним хозяйствам в натуральной форме (например, оплата труда внатуральной форме, поступление продукции из собственного хозяйства фермеров,личного хозяйства населения и др.), а также стоимости жилищных услуг,оказываемых владельцами домов и квартир для собственного потребления.
Расходы на конечноепотребление государственных учреждений (государственного управления (ГУ))представляют собой стоимость нерыночных услуг, произведенных указаннымиединицами, плюс их покупки товаров для передачи домашним хозяйствам (т.е.населению). В этот показатель не включаются частичные платежи домашних хозяйствза услуги государственных учреждений (ГУ), которые в основном имеют нерыночныйхарактер.
Расходы на конечноепотребление тех государственных учреждений (государственного управления),которые оказывают нерыночные услуги населению (бесплатное здравоохранение,бесплатное образование и т.д.), относятся к индивидуальному потреблению.Расходы на конечное потребление государственных учреждений (государственногоуправления), предоставляющих нерыночные услуги обществу (общее управление,оборона, бюджетная наука и т.д.), рассматриваются как коллективное потребление.Расходы на конечное потребление некоммерческих организаций, обслуживающихдомашние хозяйства (НКООДХ), равны стоимости нерыночных услуг, произведенныхэтими организациями. Принято считать, что все расходы на конечное потреблениеуказанных экономических единиц относятся к индивидуальному потреблению(нерыночным услугам индивидуального характера) [1, 244].
Следует отметить,что в современной СНС проводится различие между двумя концепциями конечногопотребления: первая концепция ориентирует на целесообразность исчислениярасходов на конечное потребление (изложенная выше); вторая имеет отношение кфактическому конечному потреблению. Первая концепция увязывает конечноепотребление с расходами институциональных единиц, а вторая обосновываетрассмотрение конечного потребления с точки зрения выгоды, которую получаютинституциональные единицы. Две концепции конечного потребления служат разнымнаправлениям и целям социально-экономического анализа. Например, некоторые расходына просвещение финансируются государственным управлением (т.е. за счетбюджетных средств), а выгоду от них получают домашние хозяйства (население).Схему перехода от одной концепции к другой поясним на примере расчетов по тремсекторам экономики, осуществляющим расходы на конечное потребление:
Фактическоеконечное потребление домашних хозяйств =
Расходы на конечное потребление ДХ +
Расходы на конечное потребление ГУ(тех государственных учреждений, которые оказывают нерыночные услугииндивидуального характера)+Расходы на конечное потребление НКООДХ;
Фактическое конечное потребление ГУ =
Расходы на конечное потребление ГУ(тех государственных учреждений, которые оказывают нерыночные услугиколлективного характера);
Фактическое конечное потреблениеНКООДХ =
Расходы на конечное потреблениеНКООДХ —
Расходы на конечное потреблениеНКООДХ = 0.
Таким образом:
Фактическое конечное потребление =Расходы на конечное потребление.
Таким образом, путемсуммирования трех равенств формально подтверждается логическая экономическаяконструкция: на макроуровне фактическое конечное потребление равняется суммерасходов на конечное потребление трех секторов экономики, институциональныеединицы которых эти расходы осуществляют.
Расходы на валовоенакопление включают в себя валовое накопление основного капитала, изменениезапасов материальных оборотных средств и чистое приобретение ценностей.
Валовое накоплениеосновного капитала представляет собой вложения средств в объекты основногокапитала для создания нового дохода в будущем. При пересмотре СНС расширенопонятие основного капитала за счет включения затрат на геологоразведочныеработы, на создание и приобретение программного обеспечения ЭВМ и оригиналовлитературных и художественных произведений. Валовое накопление основногокапитала определяется как приобретение активов (типа зданий и сооружений, машини оборудования, транспортных средств и других видов основного капитала) завычетом выбытия основного капитала. Приобретение активов включает в себяпокупки, бартер, получение капитальных трансфертов в натуральной форме,производство материальных активов для собственного использования (строительствохозяйственным способом и т.п.), капитальный ремонт. Выбытие активовпоказывается как отрицательное приобретение. Валовое накопление основногокапитала также состоит из затрат на улучшение непроизводственных активов ирасходов в связи с передачей собственности на непроизводственные активы.
Изменение запасовматериальных оборотных средств — это изменение стоимости производственных запасов,незавершенного производства, готовой продукции и товаров для перепродажи. Напрактике этот показатель определяется как разница между стоимостью запасовматериальных оборотных средств на конец и начало рассматриваемого периода (вслучае достаточно заметной инфляции необходимо исключить влияние изменениястоимости продукции в результате изменения цен за время нахождения ее взапасах).
Чистое приобретениеценностей — это приобретение за вычетом продажи предметов, ценность которых современем увеличивается (наиболее ценные драгоценные металлы, кроме монетарногозолота и золота, предназначенного для промышленного использования, и камни, заисключением тех, которые используются для промышленной переработки, а такжеювелирные изделия, антиквариат, коллекции и т.п.).
Валовое накопление —это то, на что расходуется преобладающая часть источников финансированияинвестиционной деятельности. В то же время это часть валового внутреннегопродукта, исчисляемого статистиками методом конечного использования (вмеждународной статистике называется методом расходов, применяемым в исчисленииВВП). Другой объект вложений — земля и другие непроизводственные нефинансовыеактивы.
Таковы основныепоказатели СНС, обеспечивающие сводную количественную характеристику всехэкономических процессов и их результатов и отражающие взаимосвязи между этимипроцессами.
1.3 Принципыпостроения и система показателей счетов внутренней экономики
Общая идея СНСзаключается в характеристике хода и результатов экономической деятельности заопределенный период. Достигается это путем построения балансовых таблиц исчетов.
Основные принципысоставления национальных счетов таковы:
· счета строятся по принципу бухгалтерского учета, чтовыражается в двойном отражении в СНС каждой операции: один раз — в разделе«Использование» предыдущего счета и второй раз — в разделе «Ресурсы»последующего счета (что соответствует бухгалтерскому принципу записи операции вдебете одного счета и в кредите другого счета-корреспондента). Каждая статьятого или иного счета имеет корреспондирующую статью в другом счете, чтообеспечивает дополнительный контроль достоверности отражаемой в счетахинформации и увязывает счета;
· счета имеют форму «Т», состоят из двух частей (разделов);при этом ресурсы по образующим их компонентам отражаются с правой стороны,составляя колонку «Ресурсы», а их использование показывается в левой части, вколонке «Использование»;
· национальные счета строятся в определеннойпоследовательности, соответствующей последовательности воспроизводственного цикла;
· счета являются регистрацией (отражением) всехэкономических потоков в форме балансов. С их помощью характеризуетсядеятельность экономических агентов системы по осуществлению операций;
· в соответствии с принципом двойной записи, принятым всистеме, итоги операций ресурсов и использования счета балансируются или поопределению, или с помощью балансирующей статьи, которая сама но себе важна вэкономическом анализе и служит для перехода к следующему счету. Балансирующиестатьи счетов, обеспечивающие баланс (равенство) правой и левой частей счета,рассчитываются как разность между суммой показателей ресурсов и ихиспользования. Поэтому СНС рассматривается как балансовый метод;
· балансирующая статья предыдущего счета, отраженная вразделе «Использование», служит исходным показателем раздела «Ресурсы»последующего счета. Этим достигаются увязка счетов между собой и преобразованиеих в систему;
· балансирующие статьи — не операции, которые можнонаблюдать, а расчетные категории, предназначенные не только для обеспечениясбалансированности между объемами ресурсов и их использованием в каждом счете(для арифметического равенства двух частей света), но и для характеристикирезультатов соответствующего экономического процесса, отражаемого даннымсчетом, и представляющие собой важнейшие макроэкономические показателиэкономического развития.
Система открываетсятаблицей, характеризующей наличие активов и обязательств на начало периода.Затем следует счет производства, в котором показано, какая часть активов потребленав ходе производства и на какую сумму при этом были произведены новые товары иуслуги, обладающие большей стоимостью, чем потребленные. На следующем этапедобавленная стоимость, воплощенная в произведенных продуктах, преобразовываетсяв доходы. Они сначала распределяются, потом перераспределяются междуинституциональными секторами, пока каждый из них не получит так называемыйрасполагаемый доход. Последний используется на потребление и накопление. Каждойиз этих операций соответствует собственный счет (счета первичного распределениядоходов, вторичного распределения доходов, счет перераспределения доходов внатуральной форме, счет использования располагаемого дохода, счет использованияскорректированного располагаемого дохода, счет операций с капиталом, финансовыйсчет), причем счета строятся для каждого сектора и системы в целом. Счета,построенные для экономики в целом, называются консолидированнымисчетами, а для каждого сектора — секторальными. Счета сектора«остальной мир» несколько отличаются от стандартной формы и полностьюсогласованы с платежным балансом. Кроме того, в СНС включены счета,раскрывающие изменение стоимости активов и обязательств за счет инфляции (счетпереоценки) и изменение стоимости активов и обязательств за счет других, неэкономическихпотоков (счет других изменений в активах). Закрывается система таблицей активови обязательств по состоянию на конец периода.
Все счета условноделятся на две группы: счета текущих операций и счета накопления. К первойгруппе текущих операций относятся счета производства, распределения первичных ивторичных доходов, распределения доходов в натуральной форме, использованиярасполагаемого дохода, использования скорректированного дохода. К группе счетовнакопления относятся счет операций с капиталом, финансовый счет, счетпереоценки и счет других изменений в активах.
Счет производства —один из наиболее важных в СНС. Его показатели отражают результат производства(выпуск товаров и услуг в ресурсной части счета) и использование товаров иуслуг в процессе производства (промежуточное потребление в частииспользования). Балансирующей статьей счета является валовая добавленнаястоимость. В промежуточное потребление не входит стоимость потребления в ходепроизводства основного капитала. Показатель потребления основного капиталаотражается как отдельная позиция и используется для расчета чистой добавленнойстоимости. Термин «чистая» как раз и означает, что данная балансирующая статьярассчитана за вычетом потребления основного капитала. Термин «валовая» применительнок балансирующим статьям показывает, что они рассчитаны с учетом потребленияосновного капитала. СНС рекомендует рассчитывать все балансирующие статьи какна валовой, так и на чистой основе. Схема счета приведена на рис. 1.ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСЫ Промежуточное потребление Выпуск товаров и услуг
Валовая добавленная стоимость/
Валовой внутренний продукт /
Потребление основного капитала
Чистая добавленная стоимость/
Чистый внутренний продукт /
Рис. 1. Счет производства
Счет первичного распределения доходов показывает распределение валовой добавленной стоимости ввиде первичных доходов между важнейшими факторами производства — трудом икапиталом, а также между органами государственного управления. Счет отражаеттакже потоки первичных доходов между внутренней экономикой и сектором«остальной мир». Балансирующей статьей данного счета является сальдо первичныхдоходов (на уровне отдельных секторов) или валовой национальный доход (науровне экономики в целом). Показатель валового национального дохода отличаетсяот показателя ВВП на величину чистых первичных доходов, выплаченных сектору«остальной мир», в частности в виде процентам по внешним займам. С этой точкизрения показатель валового национального дохода представляет большойаналитический интерес.
Счет подразделяетсяна два субсчета: образования доходов и распределения первичных доходов, чтопозволяет наглядно показать не только итоги распределения первичных доходов, нои их источники. Эти счета очень информативны на секторальном уровне, посколькупоказывают, какие секторы участвуют в выплате первичных доходов (например,заработной платы или налогов), а какие секторы получают их.
Счет образования доходов показывает, какие именно институциональные счета имеют первичные доходы.Ресурсная часть счета содержит только один показатель — валовую добавленнуюстоимость, который без изменений переносится сюда из счета производства. Вчасти использования перечислены основные виды первичных доходов, выплачиваемыхинституциональными секторами (заработная плата наемных работников и чистыеналоги на производство и на импорт). Балансирующей статьей является показательваловой прибыли экономики (валовой смешанный доход).
Показательзаработной платы наемных работников включает все виды денежных и натуральныхвыплат наемным работникам, выплачиваемых в виде компенсации за их труд. Этотпоказатель не содержит выплаты социального плана, не связанные непосредственнос количествам и качеством затраченного труда, зато включает выплаты взносов навсе виды социального страхования (в фонды пенсионный, социального страхования,по борьбе с безработицей). В СНС социальные выплаты учитываются как частьпервичных доходов домашних хозяйств, которые последние на стадии распределениявторичных доходов передают в соответствующие фонды. В счетах сектора «остальноймир» по этой строке отражается заработная плата наемных работников, являющихсярезидентами экономики, полученная в качестве компенсации за работу внерезидентных единицах.