Становление политических партий Российской Федерации Единая Россия партия гегемон

–PAGE_BREAK–Массовые политические партии начали формироваться во второй половине 19 века в Европе. От политических клубов они отличались тем, что были ориентированы на осуществление постоянного и широкого политико-идеологического воздействия на общество, нарекрутирование в свой состав как можно большего числа членов. Они начали использовать такие методы как агитация, пропаганда и политическое просвещение. К концу 19 веку массовые партии (в основном – социал-демократические) формируются в большинстве стран Западной Европы.
Массовая партия – это плод всеобщего избирательного права, существенно расширявшего сферу участия в политике.
Главной ареной деятельности политических партий на Западе были парламенты и муниципалитеты, а основной целью, которую они при этом ставили, – борьба за голоса избирателей, политическое влияние и власть.
Некоторыми специфическими особенностями отличался процесс формирования политических партий в России. Здесь в первую очередь следует назвать сохранение большого веса и влияния сословно-феодальных институтов, господство самодержавия, запоздалое развитие капитализма, отставание процессов становления гражданского общества, парламентаризма и правового государства.
В России первой политической организацией, официально присвоившей себе название партии, была «Народная воля» (1879).[10] До этого «партиями» называли разного рода придворные группировки или кружки гвардейских офицеров, или литературные философско-политические течения, как, например, славянофилов и западников.[11]
В конце 19 – начале 20 веков партии стали фактором политической жизни России. Сильнейший толчок к их формированию и консолидации дала буржуазная революция 1905г. Либеральные организации и партии формировались на основе сил, группировавшихся вокруг Вольного экономического общества, Юридического общества при Московском университете, Союзах взаимопомощи русских писателей, комитетов грамотности в Москве, земских организаций и т.д.[12] К концу 1905г. оформились «Союз 17 октября» (октябристы), Конституционно-демократическая партия (кадеты). Сразу после манифеста 17 октября 1905г. большинство из них заняли заметное место на политической арене, что, в частности, проявилось в их активности на первых свободных выборах в первую Государственную думу.[13] В тот же период появилась и Российская социал-демократическая рабочая партия.
Таким образом, история формирования партий показывает, что в истинном смысле этого слова они возникли тогда, когда социальные слои и группы более или менее четко начали осознавать свои интересы. Политические партии прошли длительный путь своего формирования и эволюции. Они явились продуктом социально-экономического и общественно-исторического развития каждого конкретного государства.
Процесс партийного генезиса развивается по определенным закономерностям. Во-первых, для образования партий необходимо наличие правового государства и гражданского общества, гарантирующих гражданам необходимые для партийной деятельности права и свободы. Во-вторых, следует понимать, что только партии, отражающие в своих программных документах проблемы, стоящие перед обществом, и пути их решения, имеют шансы на укоренение и развитие в данном обществе. В-третьих, в каждом обществе действуют как факторы партийного генезиса, характерные для всех обществ, находящихся на данной ступени развития, так и факторы, характерные только для данного общества. В современных развитых странах основными факторами или так называемыми конфликтами партийного генезиса, согласно теории Липсета и Роккана, являются[14]:
1.                противостояние государства и церкви, возникающее в эпоху Реформации и генерирующее партии христианско-демократического и христианско-социального толка;
2.                противостояние города и села, существующие, по крайней мере, со времени индустриализации и урбанизации и побуждающие к возникновению крестьянских, сельских и фермерских партий;
3.                противостояние центра и периферии, существующие во все времена, дающие жизнь партиям, защищающим интересы регионов;
4.                противостояние предпринимателей и наемных работников, способствующее возникновению социалистических, социал-демократических рабочих партий.
Прежде чем рассматривать процесс становления политических партий в России следует отметить, что история страны разрывает этот процесс существованием однопартийной системы Советского Союза, когда оппозиционные партии не могли существовать и тем более развиваться. Рассмотрим выше указанные конфликты применительно к России до СССР и после него, то есть в период первой партийной системы с 1906 по 1918 года и второй – с 1991 по настоящее время.
В первой партийной системе России противостояние между государством и церковью в соответствии с византийской традицией симфонии властей проявлялся не в противостоящих государству, а поддерживающих самодержавие партиях, примером может стать партия «Союза русского народа»[15]. Во второй партийной системе ввиду недостаточной активности Русской православной церкви, сообществ мусульман и буддистов в политической сфере и отсутствия их противостояния с государством все православные, мусульманские и другие партии, созданные на религиозной основе, не смогли закрепиться в политической системе.
Противостояние города и села в первой российской партийной системе выражала такая депутатская группа, как трудовики, действовавшая во всех четырех Думах[16]. Кроме того, решение крестьянского вопроса содержали программы буквально всех политических партий России начала 20 века, особенно активно в этом направлении действовали эсеры. В современной России существует Аграрная партия, которая была представлена в первой и второй Государственных Думах[17].
Противостояние центра и переферии в первой партийной системе вызывало к жизни партии и группы, защищавшие, в первую очередь, интересы национальных окраин. В Деме первого созыва (1906) существовала фракция автономистов, состаявшая из польской, украинской, эстонской, латышской, литовской и других национальных групп. Во второй (1907) и третьей (1907-1912) Думах представители национальных окраин создали Мусульманскую депутатскую группу и Польское коло, в четвертой Думе (1913-1917) действовали отдельные национальные группы.[18] В современной России законодательно запрещено создание партий на национальной или этнической основе и функционирование региональных партий на федеральном уровне, следовательно, противостояние между центром и периферией проявляло себя не в формировании партий федерального уровня, защищающих интересы регионов, а в создании уже внутри Государственной Думы объединений.
Противостояние предпринимателей и работников в начале 20 века в радикальном виде выражала РСДРП, хотя решениек рабочего вопроса содержали программы буквально всех политических партий того времени. На современном этапе этот конфликт выражается в положение наемных работников в постиндустриальном обществе, которое активно формируется в России и ведется всеми ведущими политическими партиями.
Таким образом, все общие конфликты партийного генезиса, изложенные в теории Липсета и Роккана, с той или иной степени действовали и действуют в современной России.
Если обратиться к особенным российским факторам то можно согласиться с К.Г. Холодковским, что для России конца 20 начала 21 веков характерными движущими силами партогенеза, партийного размежевания явились противостояния по нескольким линиям таким как:
1.                модернизация – традиционализм, то есть постоянная дискуссия за продолжение или прекращение реформ;
2.                демократия – авторитаризм;
3.                элитарность – социальность, то есть выбор между экономической целесообразностью и социальной справедливостью;
4.                западничество – почвенничество.[19]
Эти общие и особенные противостояния в российском обществе или даже можно сказать противоречия общественного сознания порождали, порождают и будут порождать все многообразие современных российских партий, формируя в чем-то общеевропейский, а в чем-то собственно российский формат политической партийной системы.
Партийные системы в свою очередь тоже имеют свои закономерности формирования. Согласно Дж. Брайсу двухпартийные системы формировались в условиях противостояния двух основных политических сил, а многопартийные системы вырастают в обществах, испытывающих противостояние сразу по нескольким направлениям.[20] Кроме того на формирование партийной системы, согласно Дюверже, оказывает влияние избирательное законодательство. Пропорциональная система выборов способствует образованию многопартийных систем, в то время как мажоритарная система в один тур дает тенденцию к формированию бипартизма.[21] Поэтому в континентально-европейских странах, включая Россию, партийный генезис шел по пути образования многопартийных систем, а в США, Великобритании, других англоязычных странах – по пути формирования бипартизма.
Процесс партийного генезиса в России был нарушен приходом к власти большевиков и созданием с помощью насилия однопартийной системы. Создание такой системы осуществлялось путем запрета деятельности всех партий, кроме коммунистической, и физического уничтожения носителей всех политических идеологий, кроме коммунистической. Поэтому партийный генезис в России конца 20 начала 21 веков имел иную точку отсчета, чем в странах Западной Европы, и начался с перехода от однопартийной системы к многопартийной. Политические партии в России в процессе своего становления в той или иной степени прошли 4 конфликта характерные для европейских обществ, выделенные Липсетом и Рокканом. Но партии России также развивались под влиянием собственных неповторимых факторов.

ГЛАВА II. ПРОБЛЕМНО-ХРОНОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ §1. Институционализация политических партий в современной России Нужно отметить, что конституции 19 и первой половины 20 веков, как правило, этот вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия.
Кроме конституции, правовой статус партии может регулироваться законами, постановлениями, декретами правительства. Нормы о партиях могут содержаться в регламентах парламента, судебных решениях.
Основу для законодательной регламентации деятельности политических партий в Российской Федерации представляют собой конституционные положения и федеральные законы.
·                   Конституция Российской Федерации. [22]
Согласно статье 13 первой главы в России признаются политическое многообразие и многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа, государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий. Но, запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
·                   Федеральный закон Российской Федерации «О политических партиях».[23]
Этот закон вступил в силу с момента подписания, а именно с 11 июля 2001г. Каждый гражданин имеют право на добровольной основе создавать политические партии в соответствии со своими убеждениями, право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в них. Политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов Российской Федерации. Партия должна состоять не менее чем из 50 тысяч человек. Основными целями политической партии являются: формирование общественного мнения; политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, выдвижение кандидатов на выборах в законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления. Политическая партия может иметь свои эмблему и иные символы, точное описание которых должно содержаться в ее уставе. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности. Вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, также как и вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается.
Любая политическая партия обязана в соответствии с этим законом иметь Устав, в котором должны быть прописаны все положения от целей и задач до структуры. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане и лица без гражданства, а также граждане, признанные судом недееспособными.
Высшим руководящим органом политической партии является съезд политической партии.
Политическая партия вправе:
1. свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2. участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления;
3. участвовать в выборах и референдумах;
4. создавать региональные, местные и первичные отделения;
5. организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия;
6. учреждать издательства, информационные агентства, полиграфические предприятия, средства массовой информации и образовательные учреждения дополнительного образования взрослых;
7. пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными средствами массовой информации;
8. создавать объединения и союзы с другими политическими партиями и иными общественными объединениями без образования юридического лица;
9. защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
10 устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации;
11. осуществлять предпринимательскую деятельность.
Политическая партия обязана:
1. соблюдать в своей деятельности Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также устав политической партии;
2. ежегодно представлять в регистрирующие органы информацию о численности членов политической партии в каждом из региональных отделений, о продолжении своей деятельности и т.д.;
3. допускать представителей регистрирующих органов на открытые мероприятия;
4. извещать заблаговременно избирательную комиссию соответствующего уровня о проведении мероприятий, связанных с выдвижением своих кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.
Государственная финансирование политических партий осуществляется по итогам участия политических партий в выборах в целях компенсации финансовых затрат политических партий за счет средств федерального бюджета.
Политическая партия может быть ликвидирована по решению ее высшего руководящего органа – съезда либо по решению Верховного Суда Российской Федерации.
·  Федеральный закон «о выборах депутатов государственной думы федерального собрания Российской Федерации».[24]
Кандидатом в депутаты Государственной Думы может являться гражданин России, достигший 21 года.
Политические партии осуществляют выдвижение кандидатов в составе федеральных списков. Политическая партия в праве выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.
    продолжение
–PAGE_BREAK–Существуют также разного рода постановления конституционного суда о внесение поправок в пункты и статьи, как конституции России, так и федеральных законов.
Итак, деятельность политических партий в России осуществляется в соответствии с нормами закрепленными в конституции, федеральных законах и постановления конституционного суда. Правовое регулирование статуса партии, ее прав и обязанностей важно для любого демократического государства.
§2. Сравнительный анализ однопартийной системы СССР и системы партии-гегемона в Российской Федерации Россия, являясь демократической страной, с закрепленной по конституции многопартийностью, после однопартийной системы Советского Союза в настоящее время пришла к системе во главе с партией–гегемоном. Этой партией является партия «Единая Россия», созданная 1 декабря 2001 года объединением партий «Единства» и «Отечества», во главе с Лужковым Ю.М и Шойгу С.К.[25] На протяжении существования партии она формально поддерживается экс-президентом Владимиром Путиным и действующим президентом – Михаилом Медведевым.
Россия, по конституции, есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления, в то время как СССР был страной с тоталитарный коммунистическим режимом, где и речи не могло идти о демократических свободах и правах. Но, сравнивая Коммунистическую Партию Советского Союза с партией-гегемоном современной Российской Федерации можно выделить несколько сходных черт:
Во-первых, у членов партии «Единая Россия» появилась своя идеология в виде «стратегии-2020» и «концепции суверенной демократии».[26] Советский Союз, а именно Коммунистическая партия, был известен на весь мир тем, что он развивался по определенной стратегии или так называемому плану. Эту стратегию должны были выполнить все к запланированному сроку, несмотря на сложность, невозможность и т.д.
Второе сходство двух партий заключается в том, что на современном этапе по всей России возродились давно забытые партийные органы власти в лице районных исполкомов и политсоветов. Эти партийные органы являются аналогами райкомов в Советском Союзе.
В-третьих, члены партии «Единая Россия» создали свой комсомол в лице «Молодой Гвардии Единой России»[27]. Как известно, в Советском Союзе существовала четкая система организаций для детей со школьного возраста до студенческой скамьи. Дети сначала вступали в ряды октябрят, потом становились пионерами, а затем за прилежность и верность коммунистическому режиму вступали в комсомол, и только потом молодые люди могли стать членами КПСС.
В-пятых, партии принадлежит абсолютное большинство членов в любом органе власти. А это означает, что никакая другая политическая сила не может повлиять на политический курс, проводимый в государстве партией-гегемоном. КПСС, конечно же, в сравнение с «Единой Россией» являлась единственной партией в государстве, и только она руководила всеми процессами в стране.
В-шестых, у партии есть «вождь» – Владимир Путин, который теперь именуется «национальным лидером». Особенность партийно-государственной системы СССР состояла в невозможности действовать без ясно очерченного лидера – «первого лица», современная ситуация в России показывает, что на данном этапе система действует практически также.
В-седьмых, быть членом партии опять стало почетно и даже престижно. «Единая Россия» до недавнего времени набирала в свои ряды всех желающих, но после того как Владимир Путин стал руководителем партии, он призвал к очищению партии от «дельцов-карьеристов и случайных людей».[28] Сразу после этого в партии началась чистка. По данным отчета, оглашенного на заседании Бюро высшего совета и президиума генсовета «Единой России», состоявшегося 2 июля 2008 года, более 76 тысяч членов «Единой России» утратили связь с партией, либо были приняты туда с нарушением[29]. Можно также отметить, что в связи с проводящейся чисткой партии с официального сайта «Единой России» исчез счетчик, показывающий численность членов партии. Последний его показатель был на уровне 2 000 020 человек.[30] Теперь перед вступлением в «Единую Россию» нужно будет заручиться поддержкой в виде письменных поручительств от двух до четырех действующих членов партии. Кроме этого будет введен полугодовой испытательный срок для кандидатов на вступление в партию. Так же перед вступлением в «Единую Россию» нужно будет пройти собеседование с руководителем местного исполкома или секретарем первичной организации. О членах партии КПСС можно сказать, что практически все граждане Советского Союза стремились после комсомола вступить в партию, т.к. без партийного членства, например, невозможно было поступить в высшее учебное заведение. Люди лишались многих привилегий без партии.
Из всего этого можно сделать вывод, что партийная система Российской Федерации на современном этапе хоть и предусматривает многопартийность и равноправие всех политических парий, все равно имеет огромные сходства с однопартийной системой Союза Советских Социалистических Республик. Россия идет к очень похожей на Советскую парийную систему, систему с партией-гегемоном. В существующем состоянии партия «Единая Россия» во многом начинает походить на партию СССР КПСС. Решениям, которые принимает «Единая Россия» которым никто не может помешать. Партия имеет харизматического лидера Владимира Путина, который олицетворяет для россиян счастливое и стабильное будущее, и еще много сходных черт с коммунистами Советского Союза, но главный закон страны не позволяет превратить политическую систему в однопартийную в полной мере.
§3. Партийная конфигурация Современной России Решающие значение для становления политических партий и формирования партийной системы имеет опыт участия в выборах. Современная партийная система Российской Федерации выдержала пять избирательных компаний, трансформируясь каждый раз в определенный формат, демонстрирующий место и статус каждой партии и соотношение партийно-политических сил. Итак, после периодов зарождения протопартий (1987-1989), распада КПСС и формирования политических партий (1990-1991), становление партийной системы (1991-1993) партийная система современной России в 1993г. вступила в период функционирования, который ознаменовался участием партий в выборах и естественной (т.е. в зависимости от воли избирателей) реструктуризацией партийной системы.[31] На этом этапе российские политические партии пять раз проходили испытания выборами в Думу(1993, 1995, 1999, 2003, 2007) и четырежды (1996, 2000, 2004, 2008) – выборами президента.
Выборы 1993г. проходили в обстановке высокой активности избирателей и жесткого противостояния трех партийных коалиций.
1.     пропрезидентского блока в составе партии: «Яблоко», ПРЕС (Партия российского единства и согласия), «Выбор России», РДДР (Российская движение демократических реформ), поддерживавшего курс реформ Президента Б. Ельцина.
2.     Блока конструктивной оппозиции, состоявшего из Гражданского союза и ДПР (Демократической партии России), служившего опорой вице-президенту А.Рудскому.
3.     Контрпрезидентского блока, состоявшего из КПРФ и АПР, находившегося в непримиримой оппозиции правительственной политики.
По результатам выборов победил пропрезидентский блок, набравший 34,2 % голосов избирателей. Контрпрезидентский блок получил 20,4 % голосов, Блок конструктивной оппозиции – всего 1,93%.[32]
Среди политических партий победительницей оказалась ЛДПР, занимавшая позицию вне блоков и набравшая 22,92% голосов избирателей. Кроме ЛДПР в Думу, преодолев 5%-ый барьер прошли следующие партии: «Выбор России» (15,51%), КПРФ (12,4%), «Женщины России» (8,13%), АПР (7,99%), «Яблоко» (7,86%), ПРЕС (6,73%), ДПР (5,52%).[33]
Если все партии, учавствовавшие в первых выборах по партийным спискам, можно разделить на левые (КПРФ, АПР, партия «Кедр», избирательные объединения «Достоинство и милосердие», «Гражданский союз»), центристские (ДПР, ПРЕС, партия «Яблоко», «Выбор России», избирательные объединения «Женщины России», «Будущее России – новые имена») и правые (ЛДПР) силы, то победу на этих выборах одержали центристы, набравшие в сумме 49,08% голосов, левые и правые набрали соответственно 23,78 и 22,92%.[34]
В Государственной Думе, с учетом выборов по одномандатным округам и создание на этой основе депутатских групп, система парламентских партий выглядела, следующим образом:[35]
·                   Центристские, пропрезидентские силы, сторонники реформ: фракция «Выбор России» (лидер Е. Гайдар), получила с учетом голосов, набранных в одномандатных округах 74 депутатских места, фракция ПРЕС (С.Шахрай) – 31 место, фракция «Яблоко» — 29 мест., фракция «Женщины России» — (А.Федулова, Е.Лахова) – 23, фракция ДПР (Н.Травкин) – 15, депутатская группа «Сроюз 12 декабря» (Б.Федоров, И.Хакамада) – 32, депутатская группа «Новая региональная политика» (В.Медведев) – 60.
·                   Левые антипрезидентские силы, противники реформ: фракция КПРФ (Г.Зюганов) – 45, фракция АПР (М. Лапшин) – 55, депутатская группа «Российский путь» (С.Бабурин, А.Лукьянов) – 15.
·                   Правые силы, критики президента, сторонники реформ: фракция ЛДПР (В.Жириновский) – 64 места.
Эти партии и силы и составили первый формат партийной системы России в 1993-1995 гг.
Выборы в декабре 1995г. проходили в обстановке продолжавшегося жесткого противостояния центристских и левых сил. Партии и избирательные объединения, избравшие промежуточную политическую позицию между сторонниками и противниками рыночных и либеральных реформ, такие как «Держава» (лидер А.Рудской), Партия Святослава Федорова, Блок Ивана Рыбкина, «Женщины России» не смогли пройти 5%-ый барьер.
Партии реформаторской ориентации набрали в общей сложности 21,63% голосов. Не прошли в Думу партии ПРЕС и «Выбор России», которые взяли на себя ответственность за все неудачи реформ.
Коммунисты пожали плоды выгодности своего положения критики трудных и непопулярных реформ: КПРФ получила 22,3% голосов и заняла первое место в борьбе по партийным спискам, но другая антиреформаторская партии – АПР не прошла в Думу, набрав всего 3,78% голосов.
Из правых партий 5%-ый барьер преодолела лишь ЛДПР (11,18% голосов). Кроме того, уже в Думе были организованы несколько депутатских групп.
Новый второй формат системы парламентских партий приобрел следующую структуру[36]:
·  левые силы: фракция КПРФ (138 депутатских мест), депутатская группа «Народовластие» (38), Аграрная джепутатская группа (35). Итого: 211 мест;
·  центристские силы: фракция НДР (65 мест), фракция «Яблоко»(46), депутатская группа «Российские регионы» (43). Итого: 154 места;
·  правые силы: фракция ЛДПР – 51 место;
·  независимые депутаты – 34 места.
Следующий третий формат партийной системы современной России образовался после очередных думских выборов 1999г. Выборы по партийным спискам дали следующие результаты: КПРФ – 24,29% голосов, «Единство» – 23,32%, «Отечество вся Россия» (ОВР) – 13,33%, «Союз правых сил» (СПС) – 8,52%, Блок Жириновского (ЛДПР) – 5,98%, «Яблоко» — 5,93%.
Система парламентских партий приобрела следующий вид[37]:
·  левые силы: фракция КПРФ (лидер Г.Зюганов) – 85 депутатов, Агропромышленная депутатская группа (Н. Харитонов) – 42;
·  центристские силы: фракция «Единство» (В.Пехтин) – 83 депутата, фракция ОВР (Е.Примаков) – 46, фракция СПС (Б.Немцов) – 33, фракция «Яблоко» (Г.Явлинский) – 19, депутатская группа «Регионы России» (Союз независимых депутатов) (О.Морозов) – 45, депутатская группа «Народный депутат» (Г.Райков) – 60;
·  правые силы: фракция ЛДПР (В. Жириновский) – 14 депутатов.
Четвертый формат второй партийной системы России оформился после думских выборов 2003г.; которые дали следующие результаты: партия «Единая Россия» – 37,57% голосов, КПРФ – 12,61%, ЛДПР – 11,45%, «Родина» — 9,02%. Система парламентских партий после этого приобрела следующий вид[38]:
·  левые силы: фракция КПРФ (Г.Зюганов) – 47 мест; фракция «Родина» претерпела раскол на фракцию «Родина» Д.Рогозина – 33 места и фракцию «Родина» С. Бабурина – 9 мест;
·  центристские силы, наоборот, объединились в одну фракцию «Единство» (Б.Грызлов, В.Володин, О.Морозов), насчитывающую 303 депутата;
·  правые силы: фракция ЛДПР – 35 мест.
Выборы в Государственную Думу Российской Федерации пятого созыва состоялись 2 декабря 2007. Это первые выборы, на которых барьер для партий, проходящих в Думу по партийным спискам, повышен с 5 % до 7 %. Кроме того, законодательно убраны нижний порог явки и возможность голосовать против всех, отменена мажоритарная система и голосование по одномандатным округам, членам одной партии запрещено проходить по спискам другой, а партиям запрещено объединяться в выборные блоки; были запрещены независимые российские наблюдатели (оставлены только от партий).[39]
Согласно результатам голосования, сильных изменений в распределении мест в Государственной думе не произошло. «Единая Россия» сохранила квалифицированное большинство, достаточное для единоличного принятия любых решений в Госдуме без учёта мнения других депутатов. Депутаты от партии «Единая Россия» заняли 315 депутатских мест, что соответственно составляет 70%.[40] По данным «Левада–центра»[41] рейтинги партии «Единая Россия» на 2007 год составляли 72%.
Динамика партийной системы отражает социально-экономические и политические процессы, происходившие в современной России. Известно, что влияние радикалов, т.е. крайне левых и крайне правых сил, возрастает с ухудшением экономического положения, снижением уровня жизни, увеличением безработицы. И наоборот, с подъемом экономики, сокращением числа безработных, ростом жизненного уровня большинства населения влияние левых и правых сил падает. Кроме того, популярности левым и правым добавляла их «патриотическая» позициям после распада СССР, возникновение в российских регионах и по границам России этнических и национальных конфликтов. Левые силы России имели наибольшее влияние в третьей Думе (1995–1999), правые силы наибольших успехов добились на выборах первой (1993) и второй (1995) Думы, когда трудные и непопулярные реформы совпали с экономическим спадом и снижением уровня жизни.
Центристские силы и, в первую очередь, реформаторские партии имели успех в начале реформ, на выборах в первую Думу, когда ожидания избирателей были связаны именно с успешными реформами. Далее их ожидало снижение поддержки избирателями на выборах во вторую Думу ввиду падения уровня жизни, неэффективной работы социальной сферы, явившихся первым результатом реформ. С началом экономического роста в 1999г., оживлением деятельности всех сфер российского общества, ростом реальных доходов населения центристские партии увеличили свое представительство в российском парламенте. Кроме того, они сумели объединиться в единую думскую фракцию и предложить обществу путь не конфронтации, а интеграции.
Исходя из выше написанного, можно с уверенностью сделать вывод, что партия во главе с харизматическим лидером, набирает обороты. «Единая Россия» держит государственную власть полностью в своих руках и никто не может повлиять на решения, принятые этой партией. Согласно Сартори, системой во главе с партией гегемоном является система, в которой при формальном наличии политических партий, не влияющих на принятие решений, правит одна партия – гегемон. Следовательно, можно с полной уверенностью говорить, что система Российской Федерации – эта система во главе с партией-гегемоном.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Изучив генезис политических партий в Российской Федерации, а именно, особенности их становления и развития, можно прийти к следующим выводам:
1. Политические партии занимают особое место в формировании современной политической системы в большинстве государств мира. Политическая партия есть своего рода союз на добровольной основе, который является устойчивым и продолжительным во времени, основываясь на единой идеологической направленности определенной группы людей. Партия выражает волю своих членов и сторонников. Цели партии направлены на получение государственной власти либо участие в ней, преимущественно через избирательный процесс, причем власть для этого союза являться инструментом реализации политической программы. Партии выполняют разного рода функции, как внешние, так и внутренние. Они имеют определенную структуру, и классифицируются по разным признакам. С 20 века на политическую арену выходят партии нового типа, такие как партии «хватай всех», которые занимают лидирующие позиции по сравнению с партиями старого образца.
    продолжение
–PAGE_BREAK–