Хронология событий в истории психологии со времени возникновения науки до первой четверти ХХ век

Хронология событий в истории психологии со времени возникновения науки до первой четверти ХХ века.

Работу сделала студентка псих. факультета

В/о 3 курс 1 группа

Куликова Вера Дмитриевна
Введение

Основная проблематика психологии имеет глубокую философскую мысль с тех пор, как появилась философия. До экспериментальных исследований были столетия философских размышлений и тысячелетия познания психологии человека на практике. Следовательно, возникновение элементов психологии связанно с тем временем, когда человек начал осознавать, что он существенно отличается от всего живого в мире.

Процесс развития знаний о человеке, его психике, характере и темпераменте длился на протяжении столетий и продолжается до сих пор. Важен и процесс, и результат. Результатом такого многолетнего поиска истины о человеке, его душе и психике является наука психология.

Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», — слова итальянского философа-гуманиста в 15 веке Лоренцо Валла. (А.Н. Ждан).

Мы узнаем о жизни людей науки, о борьбе за истину. Мы переживаем разное: и восхищение и разочарование.

Общим предметом психологии является психика и психические явления во всем их многообразии. Однако в процессе формирования психологии в рамках философии и религии, главным образом науки ее предмет изменялся в зависимости от развития знаний и понятий человека об окружающем мире и себе.

История психологии изучает разные этапы развития психологии, представления об этой науке. Также анализируется возникновение и развитие научных знаний о психике. Формирование предмета психологии подразделяется на 4 периода:

Психология как наука о душе (… до н. э. – XVII в. н. э.)

Психология как наука о сознании (XVII в. – конец XIX в.)

Психология как наука о поведении (начало XX в. – середина ХХ в.)

Психология как наука о психике (середина ХХ в. – настоящее время)
Развитие психологии – сложный процесс. Как длинный путь, на котором встречаются и удачи, и открытия, и разочарования. И проходя сквозь этот путь, наука все ближе подходит к самому познанию изучаемого объекта, т. е. психического. Наблюдая за хронологией развития психологии, мы на каждом этапе раскрываем новые стороны психической реальности, и представление о психике становится более объективным.
Развитие психологии в рамках философии 1.Развитие психологии в период античности

Душа как предмет психологических знаний

Представления о душе существовали с древнейших времен. Они возникли в мифологии. Интерес к душе проявляет все художественное народное творчество (например, сказка или поэзия, религия ).

Душа рассматривается как нечто сверхъестественное, как «зверек в животном, человек внутри человека. Деятельность животного или человека объясняется присутствием этой души, а его успокоение во сне или смерти объясняется ее отсутствием». ( цитата из Фрэзер Дж. Золотая ветвь, М., 1980С. 205)

Психология зародилась в недрах философии, и первые представления о ее предмете связывались с понятием «душа». Практически все древние философы пытались выразить с помощью этого понятия самое главное, сущностное, начало любого предмета живой (а иногда и неживой) природы, рассматривая ее как причину жизни, дыхания, познания и т. п. [Гиппенрейтер]

В родовом обществе господствовало мифологическое представление о душе. Каждое чувственное восприятие вещи наделялось сверхъестественным двойником — душой или несколькими душами. Этот взгляд называется анимизмом (лат. “anima” – душа). От произвола этих душ зависел окружающий мир.

Сдвиг в понимании природы и человека, совершившийся в VI в. до н.э., стал поворотом в истории представлений о психологической деятельности.

Появился новый подход гилозоизм – учение о всеобщей одушевленности мира. В этом подходе природа – единое целое, наделенное жизнью.

Те сведения о человеке, его телесном устройстве и психических свойствах, которые создатели древнегреческой философии и науки почерпнули в учениках мыслителей древнего Востока, воспринимались теперь в контексте нового, освобождающегося от мифологии миропонимания. [А.Н.Ждан]

В зависимости от принадлежности философов к идеалистическому или материалистическому решался вопрос о природе души

Природа души с точки зрения материализма

Материалистическое учение о душе сложилось и развивалось как часть материалистической философии. Вершиной античного материализма был атомистический материализм. Его основателями являются Демокрит и его учитель Левкипп (V в. до н.э.). “Основа этой теории составляет концепция, согласно которой весь мир состоит из мельчайших, невидимых глазом частиц — атомов. Человек, как и вся окружающая природа, состоит из атомов, образующих его тело и душу. Душа также материальна. После смерти человека душа рассеивается в воздухе, а потому смертно не только тело, но и душа”. [А.Н.Ждан]

Все явления душевной жизни Демокрит пытался объяснить механическими причинами. Он считал, что душа ощущает внешний мир из-за того, что ее атомы приводятся в движение атомами воздуха или атомами „истекающими” от предметов. [Гиппенрейтер]

Душа для Демокрита – особое тело. Античному материализму свойственна материализация души: душа едина с телом — это признак любого материалистического учения о душе, но и сама является телом. Материализм Демокрита носил наивный механический характер.

Эпикур, Лукреций и стоики продолжали разработку представлений Демокрита о душе. Эпикур считал, что душами обладали только те существа, которые умели ощущать.

Основателем школы стоиков (“стоя” – портик храма) стал Зенон, он проповедовал свое учение. Он представлял космос – единым целым, и он, в его представлении, состоял из бесконечных модификаций огненного воздуха – «пневмы», и стоики считали человеческую душу одной из таких модификаций. В учении стоиков о душе прослеживается рационализм, что свойственно для их мировоззрения. То есть разум является ведущей высшей частью разума. У Лукреция же дух и душа – различны(дух – ум, а душа — души).
Идеалистическое понимание души

Как отметил Энгельс, при всем наивно–материалистическом характере мировоззрения, уже у древних греков есть зерно позднейшего раскола. Уже у Фалеса душа — нечто особенное, то, что отличается от тела, уже у пифагорейцев душа- бессмертна и может переселяться, тело для души что-то случайное. Сократ первый рассмотрел душу, прежде всего, как источник нравственности человека. Он говорил, что душа — психическое качество индивида, свойственное ему как разумному существу. Основателем объективного идеализма стал Платон (ученик Сократа). Составная часть философии Платона — учение о душе. Душа — начало, посредствующее между миром идей и чувственных вещей.

“Душа существует прежде, чем она вступает в соединение с каким бы то ни было телом. В своем первобытном состоянии она составляет часть мирового духа. Душа по своей природе бесконечно выше тленного тела и поэтому может властвовать над ним. По Платону есть три начала человеческой души. Первое и низшее общо ему вместе с животными и растениями. Это вожделеющее неразумное начало. Другое – разумное – начало противодействует стремлениям вожделеющего начала. Третье начало – яростный дух. Объединение всех начал сообщает целостность душевной жизни человека” [А.Н.Ждан].

В текстах Платона можно увидеть, что душа — самостоятельная субстанция; она существует вместе с телом, но не зависит от него. Душа — начало незримое, возвышенное, божественное, вечное. Тело — начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

Душа и тело находятся в сложных взаимоотношениях друг с другом. Душа призвана управлять телом по своему божественному происхождению и направлять жизнь человека. Но иногда тело берет верх над душой.

Тело находится в муках от различных желаний и страсти. Оно заботится о пище, может находиться в недомогании, в страхе или соблазне. Платон считал, что война или ссора происходит из-за прихоти тела, что это своего рода его потребность. Тело по Платону — мешает чистому познанию.

Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм .

У Платона мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания. Это совокупность абстрактных идей. Также есть идеи добродетели вообще, красоты вообще, справедливости вообще. Происходящее в жизни людей – повседневно, а значит, это лишь отражение, то есть тень этих общих идей. Истинное познание — постепенное проникновение в мир идей. Для того чтобы к нему приобщиться, душа не должна находиться под влиянием тела, следовательно, она должна стать от него свободной. И не доверять его органам чувств.

Истинное знание там, где душа проникает в мир идей.

Душа – высшее, что может быть в человеке, ее надо беречь больше, чем тело. При смерти душа покидает тело, и в зависимости от того, какой образ жизни вел человек, его душу ждет различная судьба: она либо будет блуждать вблизи земли, отягощенная телесными элементами, либо отлетит от земли в идеальный мир. [Гиппенрейтер]

Вершиной античной психологии является учение о душе Аристотеля (384 – 322 гг. до н.э.).

Аристотель – автор трактата “О душе”, первого в мировой литературе систематического исследования по проблеме души.

Душа у Аристотеля — форма живого органического тела. Тело без души не может быть живым. В душе основа всех проявлений живого тела. Тело находится на службе у души. Аристотель считал верным понятие, по которому переживает, мыслит, учится не душа, а целостный организм. [А.Н.Ждан]

Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. Но и не считал верным смотреть на душу без живого тела, как делали философы-идеалисты. Для определения природы души он использовал философскую категорию «энтелехия», что означает осуществление чего-то.

«… Душа, — писал он, — необходимо есть сущность в смысле формы естественного тела, обладающего в возможности жизнью. Сущность же (как форма) есть энтелехия; стало быть, душа есть энтелехия такого тела». Один привлекаемый Аристотелем образ хорошо помогает понять смысл этого определения. «Если бы глаз был живым существом, — пишет Аристотель, — то душой его было бы зрение»

. Обобщая написанное, душа- сущность живого тела, «осуществление» его бытия, так же как зрение — сущность и «осуществление» глаза как органа зрения. [Гиппенрейтер]

Таким образом, в работах древнегреческих мыслителей поднимаются многие великие проблемы, которые и сегодня направляют развитие психологических идей.

Первым направлением стало объяснение психики исходя из законов движения и развития материального мира. Главная мысль – душевные проявления зависят от общей сути вещей.

Второе направление, созданное Аристотелем, ориентировалось на живую природу. Что позволило увидеть в психическом способ организации поведения живых систем.

В третьем направлении душевная деятельность зависит от форм, создающихся не физической или органической природой, а человеческой культурой.

Античные ученые подняли проблемы, веками направляющие развитие наук о человеке. Они впервые попытались дать ответы на вопросы о соотношении в человеке тела и духа, разумного и абсурдного …

Одна из самых важных функций души — познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени — восприятие и мышление. Выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом.
Развитие психологии в период Средневековья и эпоху Возрождения

Так как в средневековье церковь усилила свою позицию, она повлияла на жизнь общества и соответственно на науку. Утвердилось представление о том, что душа – божественное или сверхъестественное и поэтому учение о жизни души должно быть связанно с задачами богословия. Поэтому считалось, что человек может судить о душе только с внешней ее стороны, так как она обращена в мир материальный. А секреты и тайны души могут рассматриваться только в религиозном понятии.

Психология в Средние века приобретает этико-теологический мистический характер. Изучение душевной жизни подчиняется задачам богословия: показать, как дух человека понемногу возвышается до царства благодати. Помимо этого накапливались знания об анатомо-физиологических особенностях организма как основах душевной жизни. Следует отметить деятельность арабов и мыслителей, писавших на арабском языке. В трудах таких ученых как Ибн-Сина, Аль-Газали появляется мысль об обусловленности психических качеств естественными причинами, о зависимости психики от условий жизни, о зависимости психики от воспитания. Считалось, что душа человека не бессмертна, потому что он не может существовать без организма.

Фома Аквинский (1226–1274) учил, что душа обладает бытием, отдельным от тела. Душа есть источник любого движения тела. Начинают различаться способности, свойственные душе (разум, воля) и животные функции. Они не выполнимы без деятельности тела. Соотношение между душой и телом рассматривается как соотношение формы и материи. Различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. “Человеческая душа – низшая из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высшая из форм второго рода (поэтому она – принцип всей органической жизни). Благодаря такому расчленению понятий душа получает значение узлового пункта в мироздании, а человеку выпадает на долю почетное призвание – соединить в себе оба круга бытия. Душа замкнута в себе; ее не будет касаться разрушение физического тела. Она бессмертна”.

Роджер Бэкон занимался поиском новых тропинок в науке (1214 –1292). Он провозгласил значение опытов и наблюдений в познании. Однако опыт, по Бэкону, дает возможность познавать тело, но он бессилен познать душу. Для того, чтобы познать душу, необходимо совсем иное, например редкое вдохновение, как просветление, которое даст возможность постичь то, чего не может открыть чувственное восприятие. [А.Н.Ждан]

Средневековья начинает поднимать новые проблемы. Например, изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн – Синой. Благодаря этим работам, появились основы современной психофизиологии, впервые объясняется происхождение стрессов и их влияние на психику.

Церковная психология проводила исследование по способам манипуляции большой массой людей, приемам снижения психического напряжения.

Проходило это в форме обрядов или исповедей; что вселило в людей уверенность в возможности снятия вины за свои поступки, прощения и искупления тех ошибок, которые были ими допущены. Значит, недовольство собой перестало накапливаться, снималась напряженность от осознания своих грехов, что способствовало справедливости и с собой, и с другими, конечно, предотвращало снижение самооценки. Терапевтический эффект этих обрядов был тесно связан с глубокой верой, надеждой на загробное воздаяние, которые служили в этом случае основой для катарсиса.

Предпосылки становления сознания в качестве предмета психологии

В связи с развитием анатомических и физиологических знаний о строении и работе тела, великими открытиями и изобретениями понятие души становится излишним для объяснения большей части явлений жизнедеятельности тела. Ф. Бэкон (1561 – 1626) намечает новую линию исследования души. Он призвал перейти к эмпирическому описанию ее процессов. Это подготавливало отмирание науки о душе и создавало предпосылки для становления новой науки о сознании.

Бэкон развивает идеи про единую науку о человеке, составной частью которой является психология.

У Бэкона учение о человеке состоит из двух частей. В соответствии с частями, из которых состоит человек (тело и душа), выделяются науки о теле и науки о душе.

Учение о душе включает науки о рациональной божественной душе или духе и о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. В разделении души на боговдохновенную и чувствующую проявляется непоследовательность Бэкона. Для чувствующей души это способности ощущения и выбора. (По Бэкону эту способность имеют все тела; например, железу приписывалась особая симпатия – стремиться к магниту). Способности рациональной души – это разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание и воля. Науки о душе должны исследовать их происхождение, способы их развития и укрепления.

Наиболее подробно Бэкон рассматривает проблемы познания. Он исходит из признания объективности существующего мира.

Учение Бэкона повлияло на многие науки и сделало его родоначальником эмпирической науки.

Развитие психологии в период с Нового времени по середину XIXвека

XVII век — новая эпоха в развитии психологического знания. Она определяется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Позволю сказать, что психология, как и на начальных этапах развития античной эпохи, здесь еще больше укрепила себя с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе (своего собственного предмета), психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. К сожалению, опираясь на философию, психология теряла свой предмет изучения, рассматривая общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. И развитие естествознания еще не могло дать возможности выстроить полноценную концепцию психического на его основе.

Область деятельности психологии понималась, прежде всего, как исследование путей становления у человека картины окружающего мира и себя самого. Причем эта картина, как представлялось, должна была быть осознанной. В осознанности души, в разуме, вслед за психологами Средневековья, ученым виделось отличие человека от других живых существ. Так уточнялся предмет психологии, которая становилась наукой о сознании. При этом из нескольких вопросов, исследовавшихся психологией античности, — о познании, о движущих силах и закономерностях психики, о механизмах регуляции поведения — на первый план выходили именно проблемы познания.
Выделение сознания как критерия психики
Р. Декарт (1596-1650) делает вывод о кардинальном различии, существующем между душой человека и его телом: то есть тело можно разделить, в то время как дух – невозможно, он целостный и неделимый. Однако душа может дать телу движение. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: в чем связь между телесными и психическими процессами в человеке? Декарт заложил основы детерминистской (причинностной) концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение. [определение из интернета]

В одном из своих произведений Р. Декарт рассуждает о том, как лучше всего добраться до истины. Он считает, что человек с детства питает в себе много заблуждений, и верит в разные идеи «на слово». Значит, если у меня в целях найти истину, то я должна подвергнуть сомнению все. В таком случае, я смогу усомниться в своих ощущениях, соответственно, в верности моих рассуждений и мыслей, так как господь не сделал совершенным и идеальным ни одного человека, то все могут ошибаться.

Таким образом, можно усомниться во всем, даже в нашем теле. Но суть в том, что остается сомнение. А раз есть сомнение, значит, мы мыслим. Так как мы мыслим, мы – существуем «… мысля, нелепо предполагать несуществующим то, что мыслит».

«Мыслю, следовательно, существую» — «cogito ergo sum»

Декарт задается вопросом о том, что же есть мысль. В его понимании, это есть «все то, что происходит в нас». И то, что мы воспринимаем само собой.

Можно сделать вывод и о том, что мыслить – не только понимать, но и «желать», «воображать», «чувствовать».

Декарт считал, что первое, что человек в себе обнаруживает есть его сознание.

Из этого смысла стала исходить психология конца 19 века. Существование сознания – неопровержимый факт. А задачей психологии является анализ состояния сознания и его содержание. Отсюда, психология и сделала своим предметом изучения – сознание.

Новое решение проблем, выдвинутых Декартом, дал голландский философ–материалист Б. Спиноза (1632 – 1677).

Попытку построить психологическое учение о человеке как целостном существе запечатлел главный труд Спинозы “Этика”. В нем он поставил задачу прояснить все многообразие чувств (аффектов) как побудительных сил человеческого поведения. Необходимо, писал он, не смеяться и плакать, а понимать.

Спиноза выделил три главные силы, которые правят людьми и из которых можно вывести все многообразие чувств: влечение, радость и печаль. Он доказывал, что из этого выходит любое эмоциональное состояние, важно отметить его мнение о том, что радость увеличивает способность тела к действию, тогда как печаль ее уменьшает.

Он связывает эмоции и волю. Свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Противопоставляя свободу принуждению, Спиноза дал свое определение свободы как изученной нужды, открывая новую страницу в психологических исследованиях волевой активности человека. Учения Декарта и Спинозы составили рациональную линию в трактовке сознания. [А.Н.Ждан]

Душа и тело – едины, так как тело – объект души.

Становление эмпирической психологии
Термин «эмпирическая психология» введен немецким философом XVIII в. X. Вольфом. Он обозначает направления в психологической науке, основной принцип которого состоит в наблюдении за конкретными психическими явлениями, их классификации и установлении проверяемой на опыте, закономерной связи между ними.

Родоначальником этого направления явился Ф. Бэкон, продолжателем Т. Гоббс. Окончательно эмпиризм оформился у Дж. Локка.

Т. Гоббс (1588 – 1679) отказался от понятия души как особенной сущности. Гоббс утверждал, что в мире нет ничего «кроме материальных тел, которые движутся по законам механики». Материальные вещи, воздействуют на организм, вызывают ощущения. По закону инерции из ощущений возникают представления, образующие цепи мыслей, которые следуют друг за другом в том же порядке, в каком сменялись ощущения. Такая связь получила впоследствии название ассоциаций.

Гоббс провозгласил разум продуктом ассоциации, имеющий своим источником прямое чувственное общение организма с материальным миром, т.е. опыт. Рационализму был противопоставлен эмпиризм.

Д. Локк (1632 – 1704) – яркий представитель разработки этого направления.

Как и Гоббс, он исповедовал опытное происхождение всех знаний. Постулат Локка гласил, что «в сознании нет ничего, чего бы не было в ощущениях». Исходя из этого он доказывал, что психика ребенка формируется только в процессе его жизни. Он утверждал, что нет врожденных идей.

Локк впервые ввел термин “ассоциация идей”. По Локку, ассоциации – это неверное соединение идей, когда “идеи, сами по себе не родственные, в умах некоторых людей соединяются так, что очень их трудно разделить. Они всегда сопровождают друг друга, и как только одна такая идея проникает в разум, вместе с ней появляется соединенная с ней идея”. Примером может служить то, что одному человеку мы симпатизируем, другому нет. Такая связь приобретается в силу воспитания и привычки, а разрушается от времени. Одна из задач воспитания заключается в том, что необходимо с раннего возраста предупреждать у детей образование нежелательной связи сознания.

После Локка этот механизм сознания получил наибольшую разработку, на базе которой возникла и развилась ассоциативная психология” [А.Н.Ждан].

Большой интерес представляет полемика с Локком немецкого философа–идеалиста и ученого Г. Лейбница (1646 – 1716).

Лейбниц признает врожденные интеллектуальные идеи, склонности, предрасположения. Лейбниц верно указал на невозможность объяснить только из индивидуального опыта приобретение всех знаний, в том числе всеобщих и необходимых понятий, как это думал Локк.

Полемика между Лейбницем и Локком углубляет решение вопросов, касающихся природы человеческого сознания. Она вскрывает недостаточность центрального пункта локковского понимания опыта – его индивидуальный характер.

Опыт действительно является единственным источником развития человеческой психики, если его не ограничивать рамками личной истории индивида. Опыт – это вся общекультурная система представлений о мире, которая усваивается человеком и даже определяет его поведение.

Становление ассоциативной психологии

В XVIII веке английская психология развивалась от эмпиризма Локка к ассоцианизму в трудах Беркли, Юма и Гартли.

Исследуя психику, Гартли (1705 – 1757) дал первую законченную систему ассоциативной психологии. Самые сложные психические процессы, в том числе мышление и волю, Гартли объяснял, считая что в основе мышления лежит ассоциация образов предметов со словом (сводя таким образом, мышление к процессу образования понятий), а в основе воли – ассоциация слов и движения.

По–иному истолковывали принцип ассоциации два других английских мыслителя — Д. Беркли (1685 – 1753) и Д. Юм (1711 – 1776). Они полагали, что источник знания — образуемый ассоциациями чувственный опыт.

Согласно Беркли – опыт – это непосредственно испытываемые субъектом ощущения: зрительные, мышечные и осязательные.

Английский мыслитель Д. Юм встал на другую позицию. Вопрос о том, существуют ли физические объекты независимо от нас, он полагал теоретически неразрешимым, допуская в то же время, что эти объекты могут способствовать возникновению у человека впечатлений и идей. В своих трудах он развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей.

Взгляды французских энциклопедистов

Самыми радикальными критиками любых учений, допускающих влияние на природу и человека сил, ускользающих от опыта и разума, выступали французские мыслители. Они объединились вокруг 35 – томной “Энциклопедии”, освещавшей новейшие достижения человеческого знания. Поэтому их принято называть энциклопедистами. В энциклопедии с материалистических позиций излагались и вопросы психологии.

Идея “энциклопедистов” — утверждение решающей роли воспитания и законов в формировании человека. Яркое обоснование этой идеи мы находим в трудах Ж. Руссо (1712 – 1778) и К. Гельвеция (1715 – 1771).

В теориях французских энциклопедистов большое значение имели взгляды на возникновение биологического и социального. Именно Гельвеций и Дидро одними из первых рассматривали наследственность и среду как основные факторы, определяющие психическое развитие ребенка, связывая их влияние с проблемой способностей.

Материалисты эпохи Просвещения сыграли большую роль в интеллектуальной жизни. Они отстаивали идею целостности человека, нераздельной связи его телесно – духовного бытия с окружающей средой.

Развитие психологии как самостоятельной науки
Зарождение психологии как науки

В начале XIX века стали складываться новые подходы к психике. Отныне не механика, а физиология стимулировала рост психологических знаний.

Английский историк и экономист Д. Милль (1773 – 1836) вернулся к представлению о том, что сознание – это своего рода психическая машина, которая работает закономерно по законам ассоциаций. Никаких врожденных идей не существует.

А. Бэн в своих главных трудах последовательно проводил курс на сближение психологии с физиологией. Он особое внимание уделял тем уровням психической деятельности, связь которых с телесным устройством очевидна, а зависимость от сознания минимальна: рефлексам, навыкам, инстинктам.

Английский философ и психолог Г. Спенсер (1820 – 1903) был одним из основателей философии позитивизма, в русле которого, по его мнению, должна развиваться психология.

Рассматривая предмет психологии, Спенсер писал, что психология изучает соотношение внешних форм с внутренними, ассоциациями между ними. Тем самым он расширил понятие психологии, включая и ассоциации между внутренними факторам (ассоциации только в поле сознания), и изучение связи сознания с внешним миром. Он анализировал различие в психическом развитии людей, принадлежащих к разным народам и разному времени, и писал, что наиболее часто повторяющиеся ассоциации не исчезают, но закрепляются в мозге человека и более того передаются по наследству. Таким образом, сознание – не новая тетрадь, оно полно предуготовленных ассоциаций. Эти врожденные ассоциации и определяют разницу между мозгом европеоида и мозгом дикаря.

Теория Спенсера получила широкое распространение, оказав огромное влияние на экспериментальную психологию.

В теории немецкого психолога и педагога И. Гербарта (1776 – 1841) соединились основные принципы ассоцианизма с традиционными подходами немецкой психологии – активности души, роли бессознательного.

В середине XIX века в науках о жизни произошли революционные изменения. Средствами точной науки было доказано, что одни и те же молекулярные процессы объединяют организм и окружающую среду.

Согласно Дарвину, естественный отбор истребляет все живое, которому не удалось выжить в окружающей среде и не удалось пройти все трудности ее. Организм должен был пустить в ход все свои ресурсы (и психические), чтобы выжить, а среда изменялась, и организм был вынужден приспосабливаться.

Согласно Бернару, организм также вынужден вести себя активно и целесообразно, используя специальные механизмы поддержания в теле стабильности (постоянства содержания кислорода), чтобы обеспечить активность своего поведения.

Триумф дарвиновского учения окончательно утвердил в психологии принцип развития. Возникли новые отрасли психологии исследования – дифференциальная, детская, зоопсихологи и другие.

Выделение психологии в самостоятельную науку произошло в 60-х годах XIX в. Оно было связано с созданием специальных научно-исследовательских учреждений – психологических лабораторий и институтов, кафедр в высших учебных заведениях, а также с внедрением эксперимента для изучения психических явлений. Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого В. Вундта (1832-1920), создателя первой в мире психологической лаборатории. В области сознания, полагал он, действует особая психическая причинность, подлежащая научному объективному исследованию.
Зарубежная психология – период открытого кризиса

Борьба мнений в области теории, новые факты, полученные в период интенсивного развития эмпирических и прикладных исследований в первые 50 лет существования психологии как самостоятельной науки, все более и более обнаруживали несостоятельность психологической теории, и прежде всего недостаточность ее основания — субъективно-идеалистического представления о психике. В начале 10-х гг. психология вступила в период открытого кризиса, который продолжался до середины 30-х гг. Подобно кризису, который переживало в этот период естествознание, он явился показателем роста науки, развитие которой приводит к необходимости смены прежних представлений новыми знаниями.

Кризис центрировался вокруг проблемы сознания и явился итогом развития психологии как науки о сознании.

В психологии он совпал с периодом обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленном его переходом к империализму.

Основным содержанием периода открытого кризиса и было возникновение новых психологических направлений, оказавших (и продолжающих оказывать) большое влияние на современную психологию. Это бихевиоризм, психоанализ, гештальтпсихология, французская социологическая школа, понимающая (описательная) психология. Каждое из этих направлений выступило против основных положений традиционной психологии, основы которой были заложены еще в XVII в. Декартом и Локком и которая сохранила свои наиболее существенные черты на протяжении XVIII—XIX вв.

Заключение

Итак, вспомним еще раз краткую хронологию этапов развития психологии.

(на основе схемы из Истории психологии. От античности до наших дней А.Н. Ждан 1990г.)
Развитие психологии в рамках философии В период 6в.д.н.э. до н.э. 5 в.
Возникли первые научные представления о психике. Началось их первоначальное развитие.

Итоги: выделяется наука о душе и формируется два направления материализма и идеализма. Формируются первые эмпирические знания о психических процессах :

Ощущение (восприятие)

Память

Воображение

Мышление

Аффекты

Воля

Выделяется проблема соотношения души и тела. Указывается на внутреннее чувство как способ познания.
В период 5-8 вв.
Развивается учение о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний.

Итоги: формируется томистская психология. Период начала опытной методологии исследования.
В период 14- 16 вв.
Продолжает развиваться учение о душе в контексте развития анатомо-физиологических знаний.

Итоги: отказ от понимания души как объекта исследования и объяснительного принципа телесных и психических явлений. Вводится термин «психология»
В период 17- середина 19 вв.
Сознание выделяется в качестве предмета исследования. Формируются теоретические основы психологии.

Итоги: формирование эмпирической интроспективной и ассоцианистской психологии. Возникают психофизическая и психофизиологическая проблемы. Понятие о бессознательной психике.
Развитие психологии как самостоятельной науки

Начало 19-60-е гг.-19 в.
Формируются естественнонаучные предпосылки психологии как самостоятельной науки.

Итоги: Экспериментальные методы исследования деятельности НС и органов чувств. Формируется психофизика. Также формируется психометрия. Теории ощущения и восприятия.
60-е гг. 19 – конец 19в.
Возникновение и первоначальное развитие психологии как самостоятельной науки

Итоги: Проникновение экспериментальных методов в психологию. Формирование теоретических программпсихологии. Возникают прикладные исследования в психологии. Также возникают новые области психологии.
10-е середина 30-х гг. 20 в.
Открытый кризис в психологии

Итоги: Возникают школы зарубежной психологии:

Бихевиоризма, психоанализа, гештальтпсихологии, французской социологической школы, понимающей психологии, аналитической психологии и др. Возникает советская психология.
Одним словом – сейчас к предмету психологии подходят комплексно, включая к рассмотрению и душу, и сознание, и поведение; а также другие факторы, которые могут влиять на всесторонний анализ многогранной человеческой личности.

Источники
А. Н. Ждан История психологии. От античности до наших дней. 1990г.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.1998г.

Толковый словарь русского языка. С.И. Ожегов и Н.Ю. Шведова (смотрела для себя определение слова средневековье и возрождение)

Интернет источники:

www.5ballov.ru/referats/archive/40/5ballov-40032.zip

www.psychology-online.net/docs/gippenreiter_p2.html