Введение
«Ожидатьприхода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людейсовременности -столь женедостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственнойвласти»[1].
Более трех тысяч летчеловечество бьется над проблемой решения извечной общечеловеческой проблемы — как обезопасить человека от произвола самолюбивых государственных чиновников.
Впервые над этой проблемойзадумались еще на заре становления государственности. В начальном состоянии онаприсутствовала уже во взглядах древнегреческих философов, например уАристотеля, Полибия и других.
Каждая страна, добившаясявпоследствии устойчивой государственной системы, решала ее по-своему, вносясвою лепту в эту извечно возникавшую проблему.
Теория разделение властейвпервые выдвинутая Дж. Локком и затем развитая Ш. Монтескье (XVII – XVIII вв.) связана со школойестественного права и сыграла прогрессивную роль в борьбе противабсолютизма.
В современнойполитико-правовой доктрине правовым государством признается демократическоегосударство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательнопроводится принцип разделения властей, а также признаются и гарантируются праваи свободы каждого человека.
Другимнепременным признаком правового государства является последовательноеразделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три ветвивласти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким образом, чтобыне позволять ни одной из них доминировать над другими либо сосредоточить властьв руках одного должностного лица.
Еслизаглянуть в историю развития принципаразделения властей в России мы увидим следующее. Как показал советский опыт,определенное разделение труда по управлению государством постепенноусиливалось, но до восприятия идеи разделения властей дело не доходило.Формально-конституционным ограничителем оставался принцип полновластия Советов,а практически-политическим — монопольное руководящее положение коммунистическойпартии, которая во всех случаях оставляла за собой принятие важных решений всфере управления страной.
Спровозглашением и утверждением государственной самостоятельности Россииразделение властей стало конституционным принципом. Однако освободиться отнаследия прошлого было не так легко. В Конституции 1978 года оставались нормы, противоречившие этомупринципу. Съезд народных депутатов сохранял полномочия, позволявшие емупринимать к рассмотрению и решать любой вопрос, отнесенный к ведению Федерации.Это давало основания для его вторжения всферу исполнительной власти, что с введением в Российской Федерации институтаПрезидента стало одной из причин частых осложнений отношений между ветвямивласти. Конституционные кризисы, разумеется, имели прежде всего политическиепричины, но рассогласованность норм, касавшихся разделения властей, отсутствиеправил разрешения конфликтов также сыграли свою негативную роль в развитиисобытий.
Политическиепроцессы конца 80-х — начала 90-х годов привели к коренным изменениямгосударственного устройства России. Распад единого государства — СоветскогоСоюза — определил изменения в конституционном строе Российской Федерации. Еслиранее она входила в состав единого государства на основе подчиненияцентрализованной власти Советов, то после названных преобразований Россияпровозгласила свою самостоятельность и суверенитет. Россия, отказавшись оттоталитарного государственного строя, встала не путь демократического развития,провозгласив новые принципы и новые приоритеты государственной и общественнойжизни.
Срединовых принципов демократического развития Российской Федерации одно из наиболееважных мест занял принцип прав и свобод человека и гражданина личности. Россиясделала важный шаг к построению нового общества — 12 декабря 1993 года былапринята Конституция Российской Федерации. С этого момента начинаетсяпринципиально новая эпоха в развитии российской государственности — эпохапостроения правового государства. Идея такого государства базируется напринципах законности, соблюдения прав и законных интересов личности,обеспечения этих прав и интересов.
КонституцияРоссийской Федерации 1993 года формально закрепила все эти принципы, создавпредпосылки для построения в России правового государства. Но реально правовоегосударство сможет осуществиться только тогда, когда все эти принципы будут осуществлятьсяна практике, в реальной жизни. И прежде всего это связано с эффективным,целенаправленным и законным осуществлением государственной власти. К сожалениюсегодня, на этапе становления российской конституционной демократии, существуетеще немало недостатков в деятельности различных государственных органов,осуществляющих государственную власть в Российской Федерации, которые зачастуюнарушают конституционные принципы, создавая препятствия и негативныепоследствия на пути построения правового российского государства.
Разрешитьбольшинство этих противоречий путем контроля за осуществлением государственнойвласти в Российской Федерации призвана система разделения властей.
Сущность принципа разделения властей
Россиявосприняла принцип разделения властей как условие построения демократическогореспубликанского строя, правового государства. Сегодня разделение властейсвойственно прогрессу цивилизации. Вместе с тем всеобщий характер принципаникоим образом не означает, что речь идет о механическом копировании зарубежныхмоделей. Важно выявить и усвоить все самое ценное в теории и практикеразделения властей, перспективу его развития.
Преждевсего разделение властей призвано стать гарантом демократизма государственногостроя, не допустить авторитаризма и тоталитаризма. Далее, данный принципнаделен на то, чтобы добиваться рациональности и эффективности в управлениигосударством, предотвращать односторонние и ошибочные решения вопросовгосударственной жизни. Это достигается главным образом при помощи системысдержек и противовесов, являющейся эффективным инструментом обеспечения балансавластей. Наконец, разделение властей не исключает, а предполагает ихкооперацию, синхронизацию их усилий в решении важнейших задач, стоящих передгосударством и обществом. Обострение отношений между властями, особенно междузаконодательной и исполнительной, способно резко ослабить и даже парализоватьуправление страной.
Уразделения властей есть свои границы. Это — принцип организации и осуществлениявласти прежде всего на общегосударственном уровне. Он может быть применим всоответствующих рамках и на уровне субъектов Российской Федерации. При этомкаждый из субъектов Федерации может использовать свои формы и методы разделениявластей, их институционализация может идти разными путями. Общие подходы,относящиеся к разделению властей, могут быть в какой-то мере и в системеместного самоуправления, но здесь нужно учитывать, во-первых, что речь идет обособом специфическом институте и, во-вторых, что местная власть осуществляетсяв очень небольших территориальных рамках.
Разделениевластей — не некий шаблон, одинаково применяемый во всех странах. Егоконкретное воплощение каждый раз предопределяется конкретными условиями времении места. Изначальная трактовка принципа сегодня более характерна для США, гдеочень высока степень организационного обособления властей, а институтпрезидента — один из самых сильных в мире институтов исполнительной власти.
Современнаятрактовка разделения властей в Великобритании строится на иных началах: здесьпрежде всего отмечаются более тесные связи законодательной и исполнительныхвластей, чем во многих других странах, и явно усиливающаяся роль правительства,возглавляемого премьер-министром, представляющим собой доминантную политическуюфигуру.
Развитиеконституционного строя во Франции привело к появлению института сильногопрезидента, но в целом избранная форма правления — типичная полупрезидентскаяреспублика, где глава государства разделяет исполнительную власть спремьер-министром.
Президентв Германии встроен в парламентарную республику и является далеко не стольвлиятельной фигурой.
РумянцевО.Г. идею разделения властей в РФвидит в трех плоскостях:
1.
2. федеральной и региональной властью. Судебнаявласть подчинена Конституции и закону, а ее внутреннее раэделение воплощается втом, что Конституционный Суд выделяется из общей судебной системы, меняетсякруг полномочий прокуратуры, вводится системы специальных судов, мировой судей.
3. [2]
Решающую роль играет структура отношений между представительными и исполнительнымиорганами власти.
Разделение властей в Российской Федерации.
Принципразделения властей в Конституции Российской Федерации закреплен в статье 10главы об основах конституционного строя. Принцип, закрепленный в статье 10,гласит:
«Государственная власть вРоссийской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную,исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебнойвласти самостоятельны.»
Согласнодействующей Конституции, носителем суверенитета и единственным источникомвласти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Захватвласти кем бы то ни было противоправен. Власть может осуществляется народомлибо непосредственно, высшим выражением чего служат референдум и свободныевыборы, либо через посредство органов государственной власти и самоуправления(ст. 3). Органами осуществления государственной власти на общефедеральномуровне выступают Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РоссийскойФедерации, суды РФ.
Органыгосударственной власти РФ строят свою деятельность на принципах, состовляющихосновы конституционного строя Россия. Защита прав и свобод человека —обязанность государства. Для исключения противоправной узурпации власти ипопрания прав и свобод, устанавливается принцип разделения властей.
ВРоссийской Федерации носителем законодательной власти и представительныморганом является Федеральное собрание. Исполнительной властью наделеноПравительство РФ. Правосудие осуществляют суды, а судебная власть реализуетсяпосредством конституционного, гражданского, административного и уголовногосудопроизводства. Вроде бы все ветви власти имеют своих представителей, иПрезидент России оказывается как бы вне рамок механизма разделения властей. Вдействительности это не так.
ПРЕЗИДЕНТ.ПрезидентРоссийской Федерации, будучи главой государства, является верховнымпредставителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни.На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществленияКонституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостностигосударства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями ипрерогативами.
Ногосударственную работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветвивласти, каждая из которых действует в пределах своего ведения и свойственнымией методами. Президент должен обеспечить координацию и согласованностьдеятельности всех органов власти. Президент действует не как указующаяинстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или инойстепени участие в каждой из них.
ПрезидентРоссийской Федерации участвует в осуществлении верховного представительствастраны. Это право вытекает из того, что его избирают путем прямых выборов. Однои то же лицо не может занимать должность президента два срока подряд.
Всфере взаимодействия с парламентом Президенту РФ принадлежат весьмазначительные полномочия. Он назначает выборы в Государственную Думу ираспускает ее в случаях, предусмотренных Конституцией, пользуется правомзаконодательной инициативы, может вернуть одобренный парламентом законопроектдля повторного обсуждения (отлагательное вето), подписывает и обнародуетзаконы. Таким образом, Президент России может оказывать весьма активное воздействиена работу парламента. Однако он не подменяет его. Он не может принимать законы.А издаваемые Президентом нормативные акты не должны противоречить Конституции иосновным законам.
ПрезидентРФ обладает довольно широкими полномочиями в сфере государственного управления.Он назначает Председателя Правительства и по его представлению заместителейпредседателя и федеральных министров, принимает решение об отставкиправительства. Для ограничения Президентского влияния на Правительство введеныряд сдержек.
Преждевсего Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласияГосударственной Думы. Однако если Государственная Дума трижды отвергнеткандидатуру Председателя Правительства, то Президент вправе сам его назначить ипри этом распустить Государственную Думу и объявить о новых выборах. Реализациятакого полномочия создает, конечно, особую неординарную ситуацию, которая всеже не может привести к установлению единоличного президентского правления.Конституция не допускает этого.
Так,если государственная дума распущена, то новые выборы должны быть назначены втакие сроки, чтобы Государственная Дума нового созыва собралась на новоезаседания не позднее чем через четыре месяца после роспуска. Значит период, втечение которого может отсутствовать парламентский контроль над Правительством,ограничен. Поскольку, по Конституции, Государственная Дума может выразитьнедоверие Правительству, то тем самым исход выборов предрешает судьбуПравительства. Правда сам Президент может не согласится с Государственной Думойи не отправлять после выражения ей недоверия в отставку. Для того, чтобырешение о недоверии возымело должный эффект, оно должно быть подтвержденоГосударственной Думой по истечению трех месяцев. В случае если имел местодосрочный роспуск Государственной Думы, Президент не может в течение года послевыборов вновь распустить палату. Следовательно, остается только один выход —отставка Правительства.
Механизм,заложенный в Конституции Российской Федерации для разрешения возможногоконфликта между законодательной и исполнительной властями, отличается большойсложностью. Президент — арбитр в споре между властями — может, во всяком случаетеоретически, осуществлять в течение нескольких месяцев управление странойпосредством Правительства, не пользующегося поддержкой Государственной Думы.После выборов Президенту так или иначе придется считаться с результатамивыборов. Тем не менее, следует признать, что глава государства обладаетбольшими возможностями для воздействия на законодательную и исполнительную власти.Он не просто арбитр, следящий за всеми ветвями власти, он сам участвует вдеятельности всех государственных органов.
Определяетосновные направления внутренней и внешней политики государства, он являетсяВерховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, осуществляет руководство внешнейполитикой, в случае угрозы агрессии вводит военное положение, а при иных особыхобстоятельствах — чрезвычайное положение. Он решает вопросы гражданства,представляет кандидатуры для назначения на высшие государственные должности(например, Председателя Центробанка, судей Конституционного, Верховного иВысшего Арбитражного Судов, Генерального прокурора Российской Федерации и др.).Он формирует Совет Безопасности и Администрацию Президента, назначаетполномочных представителей Российской Федерации, Полномочия Президента. ПрезидентРоссийской Федерации высшее командование Вооруженных сил.
ВРоссии не предусмотрена парламентская ответственность главы государства. Этозначит, что парламент не может заставить Президента уйти в отставку. Но это незначит, что глава государства свободен от следования предписаниям Конституции изаконов. Если его деятельность приобретает противоправный характер, вступает вдействие специальный механизм ответственности (импичмент). Президент РоссийскойФедерации может быть привлечен к ответственности только в случаегосударственной измены или совершения иного тяжкого преступления. Наличиепризнаков такого преступления должно быть подтверждено Верховным судом РФ.После выдвижения обвинения следует довольно сложная процедура выраженияимпичмента. По Конституции РФ 1993 г. отрешение от должности Президентастановится практически невозможным[3].
Важнейшейконституционно-правовой гарантией обеспечения разделения властей ипредупреждения злоупотреблений со стороны исполнительной власти остаетсямеханизм ответственного правления. Это значит, что Правительство РФподконтрольно парламенту и несет политическую ответственность за свои действия.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬЗаконодательную власть в РоссийскойФедерации согласно Конституции (ст. 94Конституции РФ) осуществляет Федеральное Собрание Российской Федерации.
Конституция РФучреждает Федеральное Собрание (СоветФедерации и Государственная Дума) как один из органов, осуществляющихгосударственную власть в Российской Федерации (ч. 1 ст. 11).
Важная гарантия,закрепленная в «Основах конституционного строя», состоит в том, что орган законодательной власти как частьсистемы разделения властей самостоятелен по отношения к другим органам государственной власти.
Независимость –важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций. КонституцияРФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным Собранием, этогарантирует законодательной власти право принимать или не принимать любыезаконы без чьих-либо указаний.
Собрание неподчиняется какому бы ни было контролю со стороны исполнительной власти, оно самостоятельно определяетпотребность в своих расходах и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовуюнезависимость. В своей деятельности Федеральное Собрание руководствуется толькотребованиями Конституции РФ.
Вместе с тем парламентскаянезависимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институтыконституционного права, как референдум,поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента,чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов,право Конституционного Суда РФ объявлятьзаконы неконституционными, право ПрезидентаРФ распускать Государственную Думу приопределенных обстоятельствах, ратифицированные международные договоры, которыепо юридической силе выше законов, требование Конституции РФ о принятии Государственной Думой Финансовых законов только при наличиизаключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделениявластей с его «сдержками и противовесами». При этом они не умаляют независимогоположения Федерального
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯВЛАСТЬ.“Исполнительную власть Российской Федерации осуществляетПравительство Российской Федерации”, — гласит ст.110 п.1 Конституции РФ.
ПредседательПравительства РФ назначается Президентом России с согласия Думы. Этот принципявляется примером проявления принципа сдержек и противовесов, т.к. приназначение Президенту придется считаться с парламентским большинством.Председатель Правительства предлагает кандидатуры Президенту на должности егозаместителей и федеральных министров.
ПравительствоРоссийской Федерации обладает широкими полномочиями по осуществлению внутреннейи внешней политки государства. Статья 114 Конституции перечисляет полномочияПравительства.
ПравительствомРоссийской Федерации осуществляется разработка государственного бюджета,проведение финансовой, социальной и экономической политики. Осуществляет мерыпо обороне страны и защите прав населения.
Механизмпарламентской ответственности Правительства описан в российской Конституции вобщих чертах. Необходима его детализация в специальном законодательстве.Совершенно ясно, однако, что институт ответственности — обоюдоострое оружие.Его может использовать как Дума, отказывая в доверии правительству, так иисполнительная власть, угрожая прибегнуть к досрочным выборам.
Сильнаяисполнительная власть в России нужна. Но также нужен и механизм взаимных сдержеки противовесов. Многие называют исполнительную власть доминирующей в системегосударственных органов. Но эта тенденция государственно-правового развитияРоссии прослеживается достаточно ясно. Также это отвечает общим тенденциямусиления исполнительной власти во всем мире.
СУДЕБНАЯВЛАСТЬ.К сожалению, все еще традиционно слабым местом остается вРоссии судебная власть. Прокламированные Конституцией принципы судоустройства исудопроизводства реализуются с трудом. И в данном случае ощущается противодействиеи давление со стороны других ветвей власти. Несмотря на провозглашенныеправовые и социальные гарантии судьи, как то несменяемость, неприкосновенность,независимость и т.д., они очень часто не могут полностью обеспечиваться из-заотсутствия технической и материальной базы. (Так закон о статусе судей, вкотором говорится о предоставление судьи в течение полу-года свободного жильяочень часто не может быть выполнен из-за отсутствия такого.)
ПоКонституции РФ судебная власть является трехзвенной. Высшими судебными органамиявляются Верховный суд РФ, Высший Арбитражный Суд, Конституционный Суд.
Верховныйсуд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным,административным и иным делам (ст. 126).
ВысшийАрбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономическихспоров (ст. 127).
КонституционныйСуд призван осуществлять контроль за всеми государственными органами в РФ. Осоответствии Конституции издаваемых нормативных актах, заключаемыхмеждународных договоров. Также Конституционный Суд решает споры междуфедеральными органами государственной власти России и органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации (ст. 125).
Всвязи с принятием России в Совет Европы теперь юрисдикция Европейского Судараспространяется и на территорию России. Это теперь высший судебный орган дляРоссии и ее граждан.
Принципразделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и втой или иной мере применяется в построении и функционировании государственныхинститутов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек ипротивовесов — одна из важных задач России.
Разделение властей в странах со смешенной формойправления.
(Опыт французской революции).
Вминувшие два столетия Франция стала своеобразным полигоном, где прошли проверкуна прочность, стабильность и эффективность самые разнообразные формы правленияи демократические режимы. Политический строй утвердился в этой стране в 1958году и положивший начало существованию Пятой республики, привел к появлению новойформы правления, которая сочетает в себе элементы, характерные и дляпрезидентской, и для парламентарной республик. Вот почему она получила названиесмешенной формы правления. Ее называют также иногда полупрезидентскойреспубликой или говорят о “рационализированном” парламентаризме.
ПРЕЗИДЕНТ.Центральное место в системе государственных органов Франции отведено президентуреспублики. Полномочия президента касаются самых важных сторон государственнойжизни. Он глава государства. Он осуществляет верховное представительство страныво всех актах внутриполитической и международной жизни. Он обеспечиваетсоблюдение Конституции и нормальное функционирование государственных органов ипреемственность государства. Он гарант национальной независимости, территориальнойцелостности и соблюдения международных договоров. Он возглавляет вооруженныесилы страны. Президент Франции не несет политической, т.е. парламентарнойответственности.
Спецификаположения президента в о Франции состоит в том, что в силу своих полномочий онкак бы участвует в функционирование каждой из ветвей власти. И в то же время ниодну из них нельзя отождествлять с президентом или исключительно с президентом.
С 1962 годапрезидент избирается на всеобщих прямых выборах. Президент избирается сроком на7 лет. Ограничения в переизбрании во Франции не предусмотрено. Во Францииотсутствует пост вице-президента. В случае вакансии поста главы государства егообязанности временно исполняет председатель сената — верхней палаты парламента.Исполняющий обязанности несколько ограничен в своих полномочиях. Он не может, вчастности, объявлять референдум, досрочно распускать Национальное собрание илипроводить пересмотр Конституции.
Президентреспублики наделен обширными полномочиями. Часть из них он осуществляет самостоятельно,часть — совместно с другими государственными органами.
Наиболеесущественные права президента.
· Это,прежде всего, назначение премьер-министра.
· Президентобладает правом досрочного роспуска Национального собрания — нижней палатыпарламента. Правда предварительно он должен запросить премьер-министра ипредседателей палат, однако их мнение имеет лишь консультативный характер.Решение принимает президент.
· Президентвозглавляет вооруженные силы. Он председательствует в советах и в высших комитетахнациональной обороны. Глава государства представляет страну в международныхотношениях. Он ведет переговоры о заключении международных договоров иратифицирует их.
· Президентреспублики может по собственной инициативе ввести в действие механизм ст. 16Конституции, предусматривающих использования чрезвычайных полномочий. В этомслучае президент обязан запросить мнение премьер-министра, председателей палатпарламента и Конституционного совета. (Этот механизм несколько раз использовалтолько генерал де Голль. В настоящее время все чаще идут разговоры об егоотмене.
Президентреспублики обладает многочисленными иными полномочиями, которые также имеютвесьма существенное значение, но осуществляются совместно с другимигосударственными органами.
· Президент— активный участник законодательного процесса. Правительственные законопроектыобсуждаются в Совете министров, а председательствует на нем президент.Законодательные акты, одобренные парламентом, передаются для промульгациипрезидентом. При этом может вернуть законопроект в парламент для повторногообсуждения, либо обратится за мнением Конституционного совета, если полагает,что данный акт в чем-то противоречит Конституции.
· Президентреспублики обладает регламентарной властью, т.е. правом издания собственныхнормативных актов.
·Исполнительная власть во Франции, как и во всех иных странах со смешеннойформой правления, имеет бицефальный, т.е. двойной характер. Она осуществляетсяи президентом и правительством. Президент участвует в осуществление всех наиболеезначимых функций, которые закреплены за правительством.
· Президентможет принимать участие и в осуществлении некоторых функций судебной власти. Онназначает членов Высшего совете магистратуры и является его председателем.Данный орган осуществляет дисциплинарную власть в отношении судейскихработников. Президенту принадлежит право помилования. Президент являетсягарантом судебной власти.
Статус и полномочия президентаФранцузской Республики подтверждают, что данный институт нельзя однозначноотнести только к одной ветви власти. Впрочем, во Франции есть и другиеинституты, которые трудно уместить в застывшую схему. Таков, например,Конституционный совет, осуществляющий функции конституционного надзора, но неявляющийся судебным учреждением.
Во Франции,как и во всех других демократических государствах, обеспечены самостоятельностьи независимость судебной власти. Заметно сложней и противоречивей выглядятвзаимоотношения между законодательными и исполнительными государственнымиорганами.
ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯВЛАСТЬ.Носителем законодательной власти в Пятой Республике, хотя ис некоторыми оговорками относительно регламентной власти, является парламент.Парламент Французской Республики состоит из двух палат. Национального собрания(нижняя палата) и сената (верхняя палата). Нижняя палата является органомобщенационального представительства. Она избирается путем всеобщих, равных ипрямых выборов при тайном голосовании. Сенат формируется путем косвенныхвыборов. Его члены избираются по департаментам особыми коллегиями выборщиков.
Двухпалатнуюструктуру (бикамеризм) оправдывают зачастую ссылкой на необходимость обеспечитьдействия системы сдержек внутри парламента. Согласно Конституции, законсчитается принятым, если он одобрен обеими палатами в идентичной редакции. Еслипримирительная процедура не даст результатов и не последует согласия палатмежду собой, считается отклоненным. Но в случае подобных разногласий междупалатами правительство может просить вынести Национальное собраниеокончательное решение. К сказанному надо добавить, что именно Национальномусобранию принадлежит решающее слово при окончательном утверждение бюджета.Только Национальное собрание может принять резолюцию порицания или отказать вдоверии правительству. Все это говорит, что нижняя палата играетпреимущественную роль при осуществлении парламентских функций, хотя формальноравны при осуществлении законодательных функций. Считается, что преимуществонижней палаты не противоречит никаким демократическим принципам т.к. именнонижняя палата представляет общенациональные интересы, что подтверждает ипорядок ее формирования.
Различия,существующие в порядке формирования и в сроках полномочий каждой из двух палат,весьма существенны. Они подтверждают, что в лице верхней палаты, менееподверженной прямому давлению всеобщих выборов, предполагалось создатьсерьезный противовес менее предсказуемой нижней палате.
СоздателиКонституции 1958 года сделали все возможное для того, чтобы, не посягая наосновные функции парламента, исключить его преобладание в системегосударственных органов. Это достаточно четко прослеживается и в организацииработы, и в порядке осуществления законодательным органом его полномочий.
Французскийпарламент остается формально единственным законодательным органом страны. Этозначит, что среди всех государственных органов только ему, в соответствии сособой процедурой, установленной Конституцией принадлежит право приниматьзаконы республики. Вместе с тем, существует два весьма существенных исключения.Во-первых, президент республики по предложению правительства (или совместномуположению палат) может передать на референдум любой законопроект, касающийсяорганизации государственной власти или предусматривающий ратификациюмеждународного договора при условии, что он не противоречит Конституции.
Второе,не менее существенное ограничение законодательных полномочий парламентаустановлено ст. 34 Конституции. Эта статья определяет вопросы, регулируемыезаконодательными органами. Это гражданство и пользование правами и свободами,право и дееспособность, уголовное наказание и судопроизводство, налоги иденежная эмиссия, разрешение объявления войны, продление на срок более 12 днейосадного положения, уполномочие на ратификацию наиболее важных международныхдоговоров. Кроме того, законом устанавливаются общие принципы организацииобороны, местного самоуправления, национального образования, режимсобственности и вещных прав, гражданских и торговых обязательств, социальногообеспечения, трудовых и профсоюзных прав.
Законодательнойинициатива, принадлежит премьер-министру и парламентариям. Акты, предлагаемыеправительством, именуются законопроектами, а предлагаемые парламентариямизаконопредложениями.
Настадии, предшествующей промульгации закона, президент республики,премьер-министр, председатели палат или группа из 60 депутатов или 60 сенаторовмогут обратится в Конституционный совет. Последней должен в течение 30 днейвысказать свое суждение о предоставленном тексте Конституции. Акт, признанныйантиконституционным, не подлежит введению в действие. Если же речь идет озаконе, уполномочивающем на ратификацию международного договора, то приконстатации противоречия основному закону ратификация становится невозможной,кроме случая пересмотра самого основного закона. Такое положение вещей должнозащищать закон от попытки его изменения неконституционным способом.
Кчислу традиционных важнейших функций парламента относятся установлениегосударственных доходов и расходов, принятие государственного бюджета иутверждение отчета о его исполнении. Финансовые законопроекты подготавливаютсяи вносятся в Национальное собрание правительством.
Ещеодна важная функция парламента — контроль за деятельностью правительства. Вэтой области Пятая Республика знает целый ряд новшеств. Парламентарии сохранилиза собой право устных и письменных вопросов, адресуемого премьер-министру иличленам правительства. Однако самой важной и значимой формой контроля остаетсяинститут парламентской ответственности. Одно из самых существенных нововведений— это возможность постановки вопроса о доверии правительству может исходить отсамого правительство.
ИCПОЛНИТЕЛЬНАЯВЛАСТЬ.Принцип разделения властей в условиях смешанной республикиво Франции претерпел ряд изменений по сравнению с парламентской республикой.Общая направленность определяется не столько стремлением к самостоятельности,граничащем с обособлением, сколько стремлением к эффективности и максимальномувоздействию. Это же начало было в значительной мере заложено и в организацииисполнительной власти. Последняя, как уже отмечалось, носит во Франциибицефальный, т.е. двойственный характер. Она поделена между президентом иправительством как коллегиальным