Саунин И.В. к.э.н., доцент, заместитель председателя Саратовского НЦ РАН СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИННОВАЦИОННОСТИ САРАТОВСКИХ КОМПАНИЙ Интенсификация инновационной деятельности, как известно, является важнейшим фактором решения стратегической задачи − модернизации национальной экономики. Под инновационной деятельностью подразумеваются все виды научной, технологической, организационной, финансовой и коммерческой деятельности, которые ведут к внедрению инноваций. Термин «инновации» означает внедрение нового или значительно улучшенного продукта (товара или услуги), процесса, нового метода в маркетинге, нового метода организации и ведения бизнеса, организации труда и связей со сторонними организациями. С целью изучения последних тенденций в развитии инновационной деятельности социологической группой Саратовского научного центра Российской академии наук в октябре-декабре 2010 года было проведено социологическое исследование на тему «Инновационность саратовских компаний». Основными аспектами исследования являлись межотраслевой анализ стратегий предприятий в области НИОКР, разработки и внедрения инноваций; определение ключевых факторов успеха и основных проблем инновационной деятельности, включая влияние процессов кооперации с российскими и иностранными партнерами, а также предпосылок для выхода предприятий на международный рынок. В рамках исследования проводился опрос директоров или заместителей директоров предприятий Саратова, курирующих инновационную деятельность. Для опроса были выбраны предприятия следующих отраслей экономики: производство электронного и оптического оборудования, химическая промышленность, производство машин и оборудования, полиграфия, телекоммуникации, производство электрического оборудования, производство медицинских и ветеринарных препаратов, швейное производство. Объектом исследования были малые предприятия (численностью от 20 до 100 работников), средние (от 100 до 500) и крупные предприятия – от 500 сотрудников. На первом этапе исследования ставилась задача определить, какова доля предприятий от общего их количества, осуществляющих инновационную деятельность. Используя методы телефонного опроса и личные визиты представителей СНЦ РАН на предприятия, удалось установить, что доля инновационно-активных предприятий Саратова довольно скромна и составляет всего 9,8 процента от общего числа обследованных компаний. Подавляющее число компаний (90,2 процента) не внедряют инновации, не предоставляют отчетность по инновационной деятельности в органы Росгосстата, либо ставят в статистических формах сплошные прочерки. На втором этапе исследования проводился опрос руководителей компаний, осуществляющих инновационную деятельность, по разработанной СНЦ РАН анкете. Из 44 инновационно-активных предприятий 27 процентов были крупными, 36,5 % − средними и 36,5 % − малыми. Наибольшее количество инновационно-активных предприятий сосредоточено в отраслях «Производство электронного и оптического оборудования» и «Производство машин и оборудования» (по 27 процентов от общего числа опрошенных компаний), в химической промышленности и телекоммуникациях (по 18 процентов). Данные отрасли, по существу, определяют общую картину инновационных процессов в области. Характерно, что даже в инновационно-активных компаниях нет должности «заместитель директора (генерального директора) по инновационной деятельности». В основном эти функции выполняют технические директора компаний или главные инженеры. Анализ структуры видов инновационной деятельности в части выполнения внутренних научных исследований и разработок показывает, что доля компаний, занятых выполнением исследований и разработок, в общем числе инновационно-активных предприятий составляет 18,2 %. Наиболее активны в выполнении исследований и разработок ФГУП «НПЦ Алмаз-Фазотрон», ОАО «НПП «Инжект», ЗАО «Нита-фарм», ЗАО «Кантегир». Выполнение внутренних исследований и разработок оказывает положительное воздействие на качество всего инновационного процесса, позволяет добиться инновационных результатов. Так, за последние 3 года компания «Нита-фарм» получила 3 патента РФ, зарегистрировала 20 новых торговых марок, НПЦ «Алмаз-Фазотрон» получил 15 патентов РФ, ОАО «НПП «Инжект» − 4 патента РФ. Опрос показал, что уровень квалификации сотрудников инновационно-активных компаний достаточно высокий: доля сотрудников с высшим образованием составляет от 30 до 50 процентов, доля сотрудников с ученой степенью колеблется от 2 до 5 процентов. Для инновационно-активных предприятий характерно стремление представить свои разработки, продукты, проекты на международных выставках, салонах (например, НПЦ «Алмаз-Фазотрон» регулярно участвует в международных авиасалонах) и на региональных выставках, например, ставших традиционными Саратовских Салонах изобретений инноваций и инвестиций. Научно-технические проекты и новые продукты ОАО «НПП «Инжект», ООО «Нанокомпозит», ЗАО «Кантегир», ОАО «Газаппарат» и ОАО «Саратовский полиграфический комбинат» неоднократно отмечались медалями и дипломами Всероссийских и региональных выставок. Инновационные компании активно экспортируют свою продукцию в страны ближнего и дальнего зарубежья. Так, НПЦ «Алмаз-Фазотрон» экспортирует продукцию в 22 страны Азии и Африки, ЗАО «Нита-фарм» в 9 стран ближнего зарубежья, ОАО «Газаппарат» в 8 стран СНГ, ОАО «Нефтемаш» − Сапкон в 30 стран дальнего и ближнего зарубежья. Крупным блоком социологического опроса явилось изучение отдельных аспектов инновационной деятельности компаний: продуктовых, технологических, организационных и маркетинговых инноваций. Продуктовые инновации − это представление на рынке продуктов или услуг новых или значительно улучшенных в отношении их функциональных или пользовательских характеристик. Продуктовые инновации внедряли 91 процент от общего числа опрошенных компаний. На вопрос анкеты: «Насколько новыми были эти продукты?», (были возможны несколько вариантов ответа) ответы экспертов распределились следующим образом: «Продукты были модификацией существующих продуктов» − 27 %, «Продукты были принципиально новыми для нашей компании» − 36 %, «Продукты были принципиально новыми для российского рынка» − 45 %, «Продукты были принципиально новыми на мировом уровне» − 36%. Технологические инновации (внедрение новых или значительно улучшенных технологий или производственных процессов) применяли 79 процентов инновационно-активных предприятий. В основном, внедренные технологии разрабатывались либо в самой компании, либо в сотрудничестве с российским партнером. Ни один из экспертов не ответил утвердительно на вопрос «Приобретала ли ваша компания исследования и разработки у других компаний или исследовательских организаций за последние три года?» Ни одна из опрошенных инновационных компаний Саратова за последние 3 года не приобретала патенты, ноу-хау, торговые марки, незапатентованные изобретения. Кроме того, ни одна из опрошенных компаний не реализовывала технологии сторонним организациям посредством лицензирования или продажи интеллектуальной собственности, заключения стратегических альянсов или других форм сотрудничества. Это свидетельствует о недостаточном уровне работы по коммерциализации технологий. Маркетинговые инновации (внедрение новых или значительно улучшенных бизнес-процессов или методов в области маркетинга, сбыта) осуществляли 34 % компаний. Организационные инновации (внедрение новых организационных методов ведения бизнеса и связей, сотрудничества с внешними контрагентами) внедряли всего 9 % компаний. Характер инновационной деятельности саратовских компаний отражает распределение ответов экспертов на вопрос: «Какова структура инновационных затрат Вашей компании в 2009 году?» Здесь первенствуют затраты по направлениям: «Приобретение машин и оборудования для инновационной деятельности» (по оценкам экспертов они составляют от 55 % до 90 % от общего объема затрат на технологические инновации). Доля затрат на исследования и разработку новых видов продуктов колеблется от 6 до 25 процентов. Удельный вес затрат на производственное проектирование и другие виды подготовки производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства составляет в различных компаниях 3 − 12 % и имеет в последние годы тенденцию, по мнению экспертов, к неуклонному сокращению. В целом для структуры затрат характерны определенные диспропорции между отдельными видами инновационной деятельности. Так, компании области при запуске нововведений не уделяют необходимого внимания маркетинговым затратам, обучению и подготовке персонала, на которые в совокупности приходится всего 0,5 − 1,0% инновационных затрат. В структуре источников финансирования затрат на продуктовые и технологические инновации эксперты опрошенных компаний отметили, что главным источником финансирования являются собственные средства компаний (в среднем, в различных компаниях они составляют от 70 до 80 процентов). Финансирование из федерального бюджета в 72 % инновационных компаний отсутствовало, в остальных − колебалось в диапазоне от 3 до 6 процентов. Средства бюджета субъекта РФ в 90 % компаний отсутствовали, в остальных составляли незначительную величину − до 7 процентов. Средства местного бюджета в структуре источников финансирования затрат на инновации отсутствовали. По итогам исследования мнения экспертов о факторах, препятствующих внедрению инноваций, можно разделить на три группы: 1) факторы экономического; 2) факторы производственного; 3) факторы организационного характера. К числу наиболее значимых экономических факторов эксперты отнесли недостаток собственных оборотных средств (на это указали руководители 43,2% предприятий), недостаток финансовой поддержки со стороны федеральных и региональных органов власти (20,5%) высокие затраты на нововведения (18,2%), длительные сроки окупаемости новых разработок (18,1%). Значительное влияние на инновационную активность предприятий оказал экономический кризис. По мнению 79 процентов опрошенных экспертов компании сократили инвестиции в инновации из-за экономического кризиса. В числе факторов производственного характера, тормозящих использование инноваций, эксперты отмечают недостаток высококвалифицированного персонала (11,4% компаний), собственный низкий инновационный потенциал (9,1%). На нехватку информации о рынках и потребностях клиентов указали 6,8 % экспертов – руководителей компаний, отсутствие обратной связи от потребителей в отношении новых продуктов и услуг отметили 4,5% опрошенных. Всего лишь один эксперт (2,27 % от общего числа опрошенных) посетовал на недостаток возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями. Интерес представляет распределение мнений экспертов о факторах организационного характера, влияющих на инновационную способность компании. На существование разрыва в инновационном цикле (фундаментальные исследования – научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – выпуск востребованной на рынке конкурентоспособной продукции) указало 56,8% опрошенных. Отсутствие автономных организационных структур, осуществляющих весь инновационный цикл, отметили 20,5 % экспертов. На отсутствие системы постоянной подпитки компаний инновационными продуктами и разработками указали 18,2 % руководителей компаний. Только 4,5 % экспертов выбрали вариант ответа: «Организационная негибкость внутри компании». Эксперты отмечают недостаточную системность мер в рамках осуществляемой в Саратовской области инновационной политики, что подтверждается неустойчивой динамикой внутренних затрат на исследования и разработки, а также затрат на технологические инновации, при относительно небольших темпах роста. Многие опрошенные руководители отмечали недостаточную работу по координации контактов и связей промышленных предприятий с научно-исследовательскими организациями. Решению отмеченных проблем будет способствовать реализация разработанной Министерством промышленности и энергетики Саратовской области и утвержденной Правительством области областной инновационной научно-технической Программы «Развитие высоких технологий в Саратовской области на 2010 – 2014 годы». Целью этой Программы является повышение конкурентоспособности региона за счет существенного увеличения выпуска наукоемкой и инновационной продукции, развитие и эффективное использование научно-технического и инновационного потенциала. Основными результатами реализации Программы должны стать: дальнейшее развитие региональной инновационной инфраструктуры, создание кластеров по прорывным направлениям развития науки и техники, формирование статуса Саратовской области как области с экономикой нового типа, основанной на знаниях.
Похожие работы
Альфред адлер: индивидуальная теория личности биографический очерк
АЛЬФРЕД АДЛЕР: ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ЛИЧНОСТИ БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРКАльфред Адлер (Alfred Adler) родился в Вене 7 февраля 1870 года, третьим из шести детей. Как и Фрейд, он…
«Макроэкономические проблемы рф»
Секция 10. «Макроэкономические проблемы РФ»Руководитель – Еремина Марина Юрьевна, доцент кафедры «Экономика и управление»Место проведения: Аудитория 518 учебного корпуса 7 Голев Степан Вячеславович, «Камчатский государственный…
«Страна Буквляндия»
Всем учителям, которые убеждены в том, что при обучении иностранному языку удовольствие и успех идут вместе.УЧИМСЯ ЧИТАТЬ, ИГРАЯПисецкая Алина, НОУ “Аврора”БлагодарностьМне бы хотелось поблагодарить тех,…
Xvi международная конференция
XVI Международная конференция «Информационные технологии на железнодорожном транспорте» и выставка отраслевых достижений «ИНФОТРАНС-2011»11-12 октября, г. Санкт-Петербург, «Парк Инн Прибалтийская» IT-инновации для железнодорожного транспортаОрганизатор: ООО «Бизнес…
«фізика навколо нас»
Фізичний вечір на тему: «ФІЗИКА НАВКОЛО НАС»І. Вступ(Лунає музика.Виходять учні)Учень.УВАГА! УВАГА!На вечорі цьомуНемає артистів, еквілібристів,Дуетів,квартетів,славетних солістів.Ровесники, друзі,Тут ваші знайомі,Що разом із вами за партами сидять.Ми…
«экспресс каникулы в скандинавии» финляндия швеция обозначение тура: фш3
«ЭКСПРЕСС КАНИКУЛЫ В СКАНДИНАВИИ»ФИНЛЯНДИЯ – ШВЕЦИЯ Обозначение тура: ФШ3 Круиз по Балтийскому морю – ХЕЛЬСИНКИ – ТУРКУ – СТОКГОЛЬМ ОТЪЕЗД ИЗ САНКТ – ПЕТЕРБУРГА: на…