Основные черты и особенности свободных специальных экономических зон

Основные черты и особенности свободных ( специальных ) экономических зон                  Организационно-функциональная структура СЭЗ
В развитии национальной экономики и  повышении ееэффективности, интеграции в мировое хозяйство важную роль играют свободные ( специальные ) экономические зоны.
Создание СЭЗ направлено на либерелизациюи активизацию внешнеэкономической деятельности .Их экономика имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режимы благоприятны для внутренних и внешних инвестиций.
СЭЗ получили широкиераспространение во многих  странах. Вначале 90-х гг. мире функционировало более 1 тыс. таких зон. По оценкамзападных специалистов к 2000 г. через них будет проходить  до 30% мирового товарооборота. Транснациональные корпорации (ТНК) в поискахльготных условий для своей деятельности рассматривают эти зоны какпотенциальный источник, где можно получить сверхприбыль. Крупнейшие ТНК считаюторганизацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направление своейэкспансии.
СЭЗ представляют собойсамостоятельные территориально-географические анклавы стой или инойстепенью  обособленности от остальногоэкономического пространства страны.В научных публикациях и отчетахмеждународных организаций  для характеристикиразного рода зон используется термин «свободные экономические зоны». Однако, помоему мнению этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальныеадминистративные законы отнюдь не освобождают от определенного правового ихозяйственного режима, а лишь облегчаю его предоставляют льготы, стимулирующиепредпринимательство. Кроме того, для большинства развивающихся стран эти зоныпо своей реальной сути являются специальными в смысле экстерриториальности, поусловиям и уровню жизни населения зоны, концетрациипроизводственного и кадрового потенциала и т.и. В силу этого, такие зоныправильнее называть «специальные экономические зоны».
СЕЗ функционируют как впромышленном развитых (США, Англия, Япония, Германия), так и в развивающихсястранах, начиная с «новых индустриальных стран» и до весьма слаборазвитых (Шри Ланка, Гватемала и др.). имеются такие зоны и в странахВосточной Европы, а также Китае, Вьетнаме. Продолжается процесс создания зон натерритории СНГ. Они распологаются как на небольшойтерритории в несколько квадратных километров, так и  на крупных территориях в несколько десятковсотен километров.
                                  
                         СТРУКТУРА СЭЗ
Организационно-функциональнаяструктура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно классифицироватьту или иную СЭЗ однозначно, поскольку она обладает чертами многих зон. Срединаиболее распространенных в мире СЭЗ можно выделить следующие.
                            ЗОНЫ СВОБОДНОЙСВОБОДЫ
Зоны свободной торговли(ЗСТ), получившие наибольшее распространение в США. Их создание предусмотреноспециальным законом США 1934 года  , сцелью которого было поощрение торговли, ускорение торговых операций, сокращениеторговых издержек. Законом установлено, что при каждом официальном портеприбытия может быть создана, по крайней мере, одна внешнеторговаясвободная  зона. К числу ЗСТ можноотнести специальные  магазины «Дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точкизрения  финансового режима, онирассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТотносятся также и традиционные свободные гавани со льготными торговымирежимами. В настоящие время в мире насчитывается более 600 свободных портов и 4тыс. ЗСТ.
             СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ЗОНЫ
Специальные таможенные зоны(СТЗ), как одна из простейших форм экономических зон, представляют собойтранзитные или конмигнационные склады для хранения,упаковки и незначительной обработке иностранных товаров, предназначенных дляэкспорта. Такие зоны часто называют бондовыми или свободными таможеннымитерриториями. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и на вывозтоваров. Они имеются во многих странах.
         СПЕЦИАЛЬНЫЕ ТОГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ЗОНЫ
Представляют собойтерритории со льготным торговым режимом, где существует ряд преференций дляинвестирования, развития промышленного производства, экспорта продукции.Производственная и торговая деятельность СТПЗ являются довольно распространеннымвидом зон.
          СПЕЦИАЛЬНЫЫЕ ЗОНЫ ПОЩРЕНИЯ ЭКСПОРТАИЛИ                          
                   ЭКСПОРТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕЗОНЫ    
Зоны экспортнойпереработки(ЗЭП), по материалам ЮНКТАД, характеризуются  как анклавы в рамках национальной таможеннойтерритории, обычно расположенной неподалеку от международных портов, в которые оборудование, компонентыдля сборки и материалы поступают без таможенного контроля. Импортируемаяпродукция подвергается в ЗЭП промышленной обработке и затем экспортируется безвмешательства таможенных властей принимающей стороны. Выплата таможеннойпошлины не требуется, за исключением случая, когда эта продукция поступает нанациональную таможенную территорию принимающей стороны.
 ЗЭП характерны для ряда развивающихся стран,осуществляющих стратегию перехода от импортозамещающего типа индустриализации кэкспортоориентированному. Положительный эффект оттаких зон в наибольшей степени достигается в так называемых новыхиндустриальных странах. В настоящее время их число во всем мире достигает 350.ЗЭП создаются с ориентацией на внешний рынок, с целью заработать валютныесредства.
                       
                   ЗОНЫ ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГОРАЗВИТИЯ
Зоны технико-экономическогоразвития (ЗТЭР) создаются, как правило, в качестве эталонных для национальнойэкономике по уровню организации эффектного, высоко технологическогопроизводства. На предприятиях, расположенных в ЗТЭР, широко используютсясовременные методы управления производством, прогрессивные методы организации имаркетинга, разрабатываются передовые промышленные технологии. Существенное распространение  ЗТЭР получили в ряде развивающихся стран.
Близким по организации иособенностям функционирования с ЗТЭР являются ЗОНЫ РАЗВИТИЯ НОВОЙ И ВЫСОКОЙ ТЕХНОЛОГИИ (ЗРНТВ). Наибольшее число такихнаходится в США, Японии, Китае. В США их называют «технопарками»,в Японии-«технополисами», в других странах — бизнес-инновационными центрами и «инкубаторами».В отличиеот ЗТЭР, технопарки ориентируются на развитиеновейшей и высокой технологии, науко емкой продукции.В них концетрируется значительный кадровый иинженерный потенциал, занимающийся разработкой текущих и перспективныхнаучно-прикладных проблем, новых видов продукции и материалов.
Самая известная в мире икрупнейшая в США «Силикон-Велли» дает 20% мировогопроизводства средств вычислительной техники и компьютеров. Всего в США более 80подобных зон. В Японии создано около двух десятков технополисовна базе ведущих научных подразделений. В КНР зарегистрировано боллее 50 зон развития новой и высокой технологии.
            ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫКОМПЛЕКСНОГО,                                
                   МНОГООТРАСЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Они обладают практическивсеми чертами других зон. Например, в СЭЗ Шэньчжень(КНР) входят зоны свободной торговлии технопарк.
                                 ОТКРЫТЫЕРАЙОНЫ           
Они охватывают территории,где создается льготный инвестиционный режим для привлечения и  иностранного капитала. «Открытые районы»,получившие широкое развитие в КНР, включают в себя фактически весь приморскийпояс страны и распространяются вглубь нее. В этих районах размещаются зонытехнико-экономического развития, техно парки экспортоориентированное производство.
                                   ОФФШОРНЫЕЗОНЫ
Оффшорныезоны(ОЗ) или «налоговыегавани», как  их иногда называют, сталиорганизовываться в 70-е гг. ОЗ привлекают клиентов благоприятнымвалютно-финансовым режимом, высоким уровнем банковской и коммерческойсекретности, лояльностью государственного регулирования. Наибольшеераспространение они получили  в странахБританского содружества. В мире насчитывается около трех десятков устойчивых икомплексных центров оффшорной деятельности. К числустран, где уже давно функционируют оффшорныекомпании, относятся Панама, Норманские острова,Ирландия, Швейцария, и др. В последнее десятилетие  ОЗ появились в Израиле Мальте, Малайзии.Промышленные, торговые и банковские компании в ОЗ либо вообще не подлежатналогообложению (Ирландия, Либерия), либо облагаются  небольшим паушальным налогом. В Швейцарииустановлен более низкий размер налога, который может при определенных условиях. Льготный  режим в ОЗ определяется также отсутствиемвалютных ограничений, свободным вывозом прибылей, низким уровнем капитала,отсутствием таможенных пошлин и сборов для иностранного инвестора,экстерриториальностью и др.Для стран, организующихОЗ, выгода состоит  в привлечениидополнительных иностранных инвестиций, увеличении доходов, создании дополнительных рабочих мест, что, в целом,способствует развитию национальной экономики.
Оффшорныйбизнес концентрируется, какправило  в банковском, страховом деле,морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, вовсех видах экспортно-импортных операций в консалтинге.
Деятельность ОЗспециалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение, что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер.
Многие Российскиепредприниматели создают офшшорные компании вназванных  ОЗ, пряча доход в твердойвалюте на офшшорных счетах.Бороться с этим можнотолько путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты вРоссии. В противном случае, в условиях либеризациивнешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих обьемахбудет утекать за границу.
К числу международных СЭЗ  возникновение которыххарактеризует современный уровень развития международного разделения труда,интернационализации производства, отнести специальнуюэкономическую зону Тугман. СЭЗ «Тумаган»  создана настыке границ России, Китая, КНДР. Проект рассчитан на25-30 лет. В СЭЗ построен порт будут построены многочисленные промышленныепредприятия с использованием китайской корейской рабочей силы. Россия должнабудет поставлять сырье для переработки на эти предприятия. Предпринимателиорганизовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться многими льготами. Проектсоздания СЭЗ предполагает также прокладку железной дороги через территориюКитая, государства Средней Азии и Европу, котораязаметно сократить путь в Европу.
                                             
                                               СЭЗ В РОССИИ
Мировой опыт успешногофункционирования СЭЗ в конце 80-х гг. Привлек пристальное внимание российскихреформаторов в результате чего была поставлена задача за 2-3 года создатьширокую сеть такого рода зон. При этом сами спецзонызачастую рассматривались как чудодейственное средство по переходу от командной,дефицитной экономики к рыночноориентированной. По представлениямроссийских бизнесменов, экономическая зона должна выглядеть как «заповедникнормального рынка в ненормальной стране».
Правительством СССР вдекабре 1989 г. Было принято постановление о создании СЭЗ в городах  Находка и Выборг. Через полгода краткиеположения общего характера в отношение СЭЗ были изложены в «Основахзаконодательства об иностранных инвестициях в СССР». С 1 сентября 1991 г.Введен в действие Закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР» с главой о СЭЗ.
По этому закону, СЭЗсоздаются с целью привлечения иностранного капитала, передовой  зарубежной техники, технологии иуправленческого опыта, развития экспортного потенциала. В СЭЗ устанавливаетсяследующий льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвестицийи предприятий с иностранным участием; упрощенный порядок регистрациипредприятий с иностранными инвестициями, налогообложение по льготным ставкам,до 50% установленных для иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;понижение ставки платы за пользованием землей и другими природными ресурсами;предоставление права на долгосрочную аренду сроком до 70 лет; понижениетаможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров; упрощенный порядок пересеченииграниц, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового. Наличиеправа безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом  для предприятий, полностью принадлежащихиностранным инвесторам, а также для совместных предприятий с долей инвестицийболее 30%.Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукцииполностью остается в их распоряжении.
До принятия этого законапрактика создания СЭЗ сводилась к беспорядочной раздаче льгот и привилегийотдельным районам. В результате предоставленные законом  «Об иностранных инвестициях в РСФСР» льготыдля СЭЗ выглядят более скромно  посравнению  с уже действующими в некоторых, ранее созданных в России, зонах. Существенной особенностью процессафункционирования российских СЭЗ в настоящее время является отсутствие вотношении их единой, системой государственной политики. При наличии рядаправительственных указов и постановлений, предоставляющий той или инойтерритории режим свободной зоны(см. приложение) имеется и
целый ряд официальныхдокументов  которые им противоречатзатрудняют работу созданных СЭЗ.
Отсутствие комплексногоподхода к процессам организации СЭЗ приводит, к стихийности в их образовании,превалированию местного творчества в их функционирования. В таких условияхсоздание СЭЗ рассматривается многими местными властями как средство обособленияот центра при получении существенных таможенных , налоговых, финансовых льгот и привелегий. Спомощью СЭЗ предполагается решать многообразие социально-экономические проблемытого или иного региона, как правило, на базе привлечения иностранного капитала, техники и технологии.
                       ХОЗЯСТВЕННЫЙ РЕЖИМ ИЦЕЛИ СЭЗ
Общей характерной чертойразличных видов СЭЗ является наличие благоприятного инвестиционного климата,включающего в себя таможенные, финансовые, налоговые льготы и преимущества посравнению с общим режимом для предпринимателей, существующим  в той или иной стране. Конкретные льготы ипреимущества имеют некоторые количественные отличия по зонам разных стран, нопо существу они, как правило, сходны.
К наиболее распространеннымльготам и привилегиям действующим в СЭЗ, относятся;
1)полноеосвобождение от пошлин и других сборов ввозимых в зону машин и оборудования, сырья и компонентов для организации производства;
2)освобождениеинофирм от уплаты подоходного налога(на определенный срок), а такжепредоставление на оговоренный срок льгот в отношении уплаты всех остальныхпрямых и коственных налогов и сборов, которые обычноуплачиваются иностранными фирмами в данной стране;
3)предоставлениельготных кредитов;
4)арендапомещений, транспорта по льготным тарифам
5)обеспечениедля иностранных инвестров упрощенного порядкавступления в СЭЗ и гарантии свободного предпринимательства.
Характернойчертой СЭЗ является особый режим, регулирующий использование рабочей силы( восновном ограничение социальной защиты трудящихся запрет деятельности профсоюзов в пределах СЭЗ,приостановление действий трудового законодательства в части фиксированияминимальной заработной платы и максимальной продолжительностью рабочего дня,освобождение предпринимателей от уплаты взносов в фонды социального страхования и т.д.). Такой режимобеспечивает получение иностранными предпринимателями дополнительной прибыли.
Благоприятныйинвестиционный климат предполагает также наличие сравнительно дешевых идоступных факторов производства, близость емкого рынка сбыта, особыхфинансово-административных условий для инвесторов.
Мировой опытсоздания и функционирования СЭЗ свидетельствует о том что наряду с зонами,созданными для усиления интеграции с мировым рынком, поощрение  международных экономических связей (зонысвободной торговли, экспортно-производственные, таможенные и др.), существуютзоны с особым режимом поощрения соответствующих видов деятельности и отраслейпроизводства (зоны развития отсталых районов, туристские зоны, агрополисы и др.) По этому цели создания СЭЗ в каждомконкретном случае могут отличатся друг от друга. Так, в промышленно развитыхстранах, таких как США, Великобритания, СЭЗ создавались для реализациирегиональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса вдепрессивных районах. В этих целях предпринимателям предоставлялась большая,чем в других районах страны, свобода деятельности и знаяительныефинансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечениеиностранного капитала. С этой же целью создавались СЭЗ и в развивающихсястранах, что превращение ранее отсталых районов в динамично развивающиеся. Ктаким странам можно отнести Сингапур, Турция. Однако в отличие от промышленноразвитых в этих странах упор при создании СЭЗ был сделан на привлечениеиностранного капитала. Следует подчеркнуть что иностранный капитал в этихстранах ставил целью не развитие национальной экономики, а получениесверхприбыли. Поэтому нахождение паритета интересов в сотрудничестве развивающихсястран с транснациональным капиталом промышленно развитых стран является важнымусловием для динамичного экономического развития. Использование его позволяетСЭЗ органично вписываться в общую стратегию привлечения в страну иностранногокапитала. 
Пообследованию, проведенному Институтом востоковедения РАН по 26 странам, собственные затраты по привлечению иностранных инвестиций в СЭЗ составили всреднем  4 долл. на 1 долл. зарубежныхинвестиций. В КНР, например иностранные вложении в четырех СЭЗ составили к концу80-х гг.        4 млрд. долл., в то ввремя как начальные собственные инвестиции превысили 22 млрд. долл., что в 5,5раз больше. По существу, вся инфраструктура для СЭЗ была создана за счет  централизованных госсредств.Конечно, столь крупные затраты  могутокупиться лишь в том случае, если СЭЗ будут функционировать длительный период свысокой результативностью.  
СЭЗфункционирующие в развивающихся странах имеют ряд общих черт и моментовразвития. Во-первых, как особыетерриториальные единици они имеют тенденцию красширению своих границ, укрупнению масштабов торгово-производственнойдеятельности. При этом, они постоянно улутшают своюинфраструктуру, обеспечивают все более удобные условия общения с внешним миром.Во-вторых особый режим управленияСЭЗ становиться все более либеральным и льготным для иностранныхпредпринимателей. Заметна тенденция экономической интернационализации СЭЗ.Вних прочно обосновываются ведущие ТНК. В-третьих, в процессе функционирования СЭЗ происходит большая торгово-промышленнаядиверсификация их деятельности, комплексное развитие. В-четвертых, современная НТР обьективнона первый план выдвигает СЭЗ, в которых сосредотачиваются наукоемкие отраслипроизводства, связанные с разроботкой новой и высокойтехнологии
Заметная рольСЭЗ в социально-экономическом развитии отдельных обособленных районов разныхстран, той или иной отрасли производствав привлеченияиностранного капитала или оживлении деятельности мелкого и среднегоотечественного предпринимательства, тем не менее, не дает достаточно основанийрассматривать их как универсальный способ модернизации экономики в условияхперехода от командно-плановой экономики к рыночной. Дело в том, что развитиеСЭЗ происходит в рамках осуществляемой общей экономической реформы являютсякатализатором развития СЭЗ. Степень влияния на остальную территориюразвивающихся стран является довольно ограниченной. Для промышленно развитыхстран, как правило, и не ставиться задачи распространения такого влияния.Организация СЭЗ играет строго определенную роль в оживления предпринимательскойдеятельности данного региона или в акцентировании внимания на развитие той илииной отрасли экономики. Кроме того, образование СЭЗ сопреженокак правило, со значительными капиталовложениями и последующими существеннымиусилиями государства по их развитию. Без централизованной поддержки онипрактически нежизнеспособны.
При многочисленых примерах успешного функционирования СЭЗ имеютместо неудачные попытки их организации. Так, создание в Шри-Ланке, Сенегале идругих странах разного рода СЭЗ не только не увенчались успехом, но многие изних вообще перестали функционировать. К основным причинам такого положенияможно отнести ;
-политические
-экономические
-организационные
Политическиепричины связаны с общей нестабильностью в стране, гражданскими волнениями,вплоть до военных действий.
Кэкономическим причинам, прежде всего, следуе отнестичрезмерно усложненное, запутанное, с точки зрения инвестора, законодательствооб инвестиционном режиме в зоне. Бюрократическая заорганиованностьуправления СЭЗ, наличие многочисленных малооправданных процедур для регистрации иностранного инвестора в зоне,плохая пропоганда и реклама преимуществ спец зоны — все это также заметно отражается на ее судьбе.
К сожалению, к числу стран и регионов, где СЭЗ не только не дают пока заметного результатаи эффекта для народного хозяйства, но и их собственное развитие оставляетжелать лучшего, относится Россия.
МЕХАНИЗМ СОЗДАНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СВОБОДНЫХ
                                ЭКОНОМИЧЕСКИХЗОН
Создание  СЭЗ в России и в странах Содружества, какотмечалась перво разделе пособия, подчинения главнойзадаче — интеграции национальных хозяйств в мировую экономику. Деятельность попроектированию  и организациифункционирования этих зон осуществляется на основе использования международногоопыта и в соответствии с требованиеми Европейскогоэкономического сообщества. В то же время учитываются специфика и особенностикаждой проектируемой СЭЗ, которые определяются расположением, характером обьектов, локальными условиями и задачамирегиона,города, территориального анклава и т. П.
Первоочередными шагами всоздании СЭЗ определение их целей и задач. Как правило, они тесно взаимосвязанны. Так, в зонах носящих комплексный характерцели подчинены активизации предпринимательской деятельности для ускорения  освоения природных ресурсов и роста на этойоснове экспортного потенциала, развитию современного производства путемвнедрения новейших технологий, приобретению опыта развития рыночных отношений.Исходя из указаных целей ,. Ставятся задачи созданияСЭЗ.
К числу таких задач,например, относятся;
-привлечения иностранногокапитала
-использования зоны какшлюза между внутренней экономикой и мировым рынком
-отработка новых формхозяйствования
-создания льготных условийдля хозяйственной деятельности отечественным и зарубежным предпринимателям .
Создание СЭЗ — сложныйпроцесс. Он включает в себя четыре стадии                1)предпроектную
2)исходный период, этапсоздания  и функционирования
На начальной стадии,предшествующей созданию СЭЗ, администрация территории, где предполагаетсясоздать СЭЗ с привлечением специалистов определяет целесообразность ееобразования, намечает целевую направленность и отраслевую структуру СЭЗ, атакже некоторые другие ее параметры.
По результатомпроведенной  работы принимаются решения опроектировании  СЭЗ и подготовкесоответствующих документов по ее официальному признанию.
После — принятия решения осоздании СЭЗ — наступает этап введения ее в действие, т. Е. формирование инфраструктуры, основных элементов, условий предпринимательской деятельности. Далее следует сдадия функционирования зоны.
Написал Лещинский Павел1996г