"Восстание масс"

ХОСЕ ОРТЕГА ГАССЕТ. “Восстание масс”

1 Скученность.

В современном общественной жизни Европы есть один важный факт вся власть в обществе перешла к массам. Т. к. массы не должны и не могут управлять даже собственной судьбой – Европы переживает сейчас самый тяжёлый кризис. Имя этого кризиса – восстание масс.

Внешний факт нашей эпохи, который бросается в глаза – сношение, скученность. То, что раньше было так просто – найти себе место, теперь становится вечной проблемой.

Скученность возникла не случайно. Массы внезапно стали видны. Толпа – понятие количественное и видимое. Всякое общество – это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство – это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса – это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе – чисто психологический признак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе или нет. Человек массы – это тот, кто не ощущает в себе никакого особого дара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он – “точь-в-точь”, как все остальные, и от этого чувствует себя счастливым. Избранный – тот, кто к себе самому требовательней, чем к другим.

Таким образом, деления общества на массы и на избранное меньшинство – это деление на типы людей.

Поведение масс изменилось. Массы решили двинуться на авансцену социальной жизни, занять там места, использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше было предоставлено лишь немногим. Следовательно, масса захватывает место меньшинства, вытесняет его. Это знамение времени. Сегодня мы присутствуем при гипердемократии, когда массы достигают непосредственно, навязывая всему обществу свою волю и свои вкусы. Для нынешних дней характерно, что вульгарные, мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право на вульгарность и при чем повсюду. Масса давит все не похожее, личностное, избранное. Кто выглядит не так, как все, кто думает не так, как все, то подвергнется риску стать изгоем.

2 Подъем исторического уровня.

История Римской Империи есть история ее гибели, история восстания и господства масс, которое поглотили и уничтожили ведущее меньшинство, чтобы самим занять его место.

Мы живем под грубым господством масс.

Явление, которое мы исследует, имеет два аспекта:

массы выполняют сейчас те общественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство;

массы перестали быть послушными этим самым меньшинствам.

Первое – массы усвоили те привычки и вкусы, которые раньше считались изысканными (в области материальной, социальной, правовой). После долгой подземной подготовки заурядный человек поднялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение. Человеческая жизнь в целом поднялась. Это значит, что уровень жизни поднялся. И благо, и зло современности и ближайшего будущего – в этом повышении исторического уровня.

Не американизация Европы; а нивелировка, выравнивание. Мы живем в эпоху всеобщей нивелировки. Происходит выравнивание богатств, прав, культуры, классов, полов. Восстание масс означает огромный рост жизненных возможностей (т.е. обратное “закату Европы”).

3 Полнота времени.

Подлинная полнота жизни – не в покое удовлетворения, а в процессе достижения, в моменте прибытия.

По сравнению с вечным Римом, нам а эпоха напоминает шаловливую резвость детей, вырвавшихся из школы. Сегодня мы уже не знаем о том, что будет завтра, и что нас в тайне радует, так как непредвидимое, таящее в себе все возможности, – вот настоящая жизнь, вот полнота жизни!

+ эпоха, которая настоящее предпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной. Современная эпоха: решительный разрыв настоящего с прошлым. Мы чувствуем, что мы как то внезапно остались одни на земле; все остатки традиционного духа исчезли. Мы обречены разрешать наши проблемы без содействия прошлого.

И тем не менее наша эпоха чувствует себя выше всех предыдущих эпох. Сильна и бесспорна и не уверена в своей судьбе.

4 Рост жизни.

Мир разросся, следует расширился наш кругозор; каждый средний человек принимает участие в жизни планеты.

Культ скорости. Рост мира в том, что он вмещает больше вещей (жизненных процессов).

Мир – не что то чуждое нам; он неотделим от нас самих; он – совокупность наших житейских возможностей. Мы и реальность лишь ничтожная часть этих возможностей; поэтому мир нам кажется огромным, а мы сами себе – ничтожными.

Количественный потенциал роста жизни вырос. Есть только один вид абсолютного упадка – убывание жизненной силы.

Характерные черты нашего времени;

уверенность в том, что оно выше всех предыдущих эпох

полное пренебрежение ко всему прошлому

не признание классических нормативных эпох

ощущение начала новой жизни, которая всё превосходит

5 Статистический факт.

Это исследование – попытка поставить диагноз нашей эпохе. Как запас возможностей, наша эпоха великолепна, изобильна. Но из-за своего размаха она опрокинула принципы, нормы и идеалы, установленные традицией. Наша жизнь – более живая, напряжённая, и тем самым более проблематичная.

Наша жизнь – это то, чем мы можем стать.

Жизнь слагается из двух элементов: обстоятельство + решение.

Обстоятельство – это данная нам часть жизни не зависимая от нас. Это наш мир. Это элемент фатальной необходимости в нашей жизни. Но это фатальность не механика: мы не выброшены в мир, как пуля из ружья. Наоборот, выбрасывая нас в мир, судьба даёт нам на выбор несколько траекторий и заставляет нас выбрать одну из них. Каждую минуту судьба принуждает нас к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире.

Итак, неверно, что всё в жизни решают обстоятельства. В наше время преобладают человек массы, решение выносит он. Человек всегда плывёт по течению. И поэтому он ничего не создаёт. Если эта порода людей будет хозяйствовать ещё 30 лет, то Европа вернётся к варварству.

Анализ человек массы.

“массы двинулись вперёд!” – Гегель.

“я вижу растущий прилив нигилизма” – нищие.

XIX в. Произвёл человека массы.

Мир, окружающий “нового человека” – ни в чём его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставит ни каких запретов; наоборот, он сам будит в нём вожделение, которое теоретически может расти бесконечно. Среднему человеку не приходит в голову, что все это создано личными усилиями гениальных людей; он думает, что его таким создала природа.

Две основные черты в психологии человека массы:

безудержный рост низменных вожделений;

принципиальная неблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.

Массы заняты собственным благополучием и не замечают его источников. Считают, что вправе требовать все эти блага. Например, прообразом может служить: в голодные годы бунтов толпа громила пекарни, т.к. нынешние массы обращаются с цивилизацией, которая их питает.

Жизнь благородная и жизнь пошлая (или энергия и косность).

В прошлые века считали: жить – это чувствовать себя ограниченным и потому считаться с другими. Новый голос: жить – значит не встречать ограничений; поэтому делай все, что хочешь.

Он не хочет считаться ни с какой внешней инстанцией или авторитетом. Он доволен собой. А человек элиты (т.е. человек выдающийся) всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться к авторитету или принципу, которому он добровольно служит.

Благородный – это заслуженный, выдающийся. Человек массы инертен, косный, вечное движение на одном месте, упрям, замкнутость. Человек массы не способен поддержать современную цивилизацию; он научился владеть ее материалами, но не знаком с ее основными принципами.

Почему массы во все лезут и всегда с насилием?

Как только мир и жизнь широко открылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. И в этом состоит сущность “восстания масс”. Это грандиозная проблема, стоящая перед человечеством (человек обзавелся запасом готовых идей; он довольствовался ими и решает, что с умом у него все в порядке. Т.к. мир ему не нужен).

Человек массы считает себя совершенным. Он вовсе неглуп. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест, предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов – и пользуется этим мусором всегда и везде. Он провозглашает и утверждает право на заурядность. Сейчас он вообразил себя носителем какой-нибудь идеи; и поэтому он никого не слушает. Идеи заурядного человека – не настоящие идеи, они не свидетельствуют о культуре. Новое варварство наступает сейчас в Европе. Право действовать безо всяких на то прав.

Итак: 1) Человек массы открыл в себе идеи, мысли; но он не способен к идейному творчеству, к конструктивному мышлению;

2) Он желает иметь собственное мнение, но не желает принять условия, необходимые для этого. Поэтому его идеи – это вожделения, облеченные в словесную форму.

3)Чтобы создать идею, надо верить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея идеи, люди обращаются к высшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: “Хватит дискуссий”. Прямое движение – единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит оппозицию.

Восстание масс может привести к катастрофе.

Проблема:

господство в обществе попало в руки людей определенного типа, которыми не дороги основы цивилизации. Этих людей интересуют наркотики, автомобили…

нынешний хозяин мира – примитив, первобытный человек

невнимание к науке

большевизм и фашизм – движения, типичные для человека массы. Они первобытны.

Глава VII: “Варварство специализации”.

Техника в сочетании с либеральной демократией расплодили человека массы – в качественном смысле.

Масса – это не социальный класс, а тип людей, встречающийся во всех социальных классах; тип , характерный для нашего времени, преобладающий в обществе. Сегодняшний Ученый – прототип человека массы. Это видно из специализации наук. Современная наука впустила в свои недра человека заурядного и позволила ему работать с видимым успехом. Причина этого – в механизации. Итак, специализация, которая в течение столетия обеспечивала прогресс экспериментальных наук, приближается к составлению, когда она не сможет больше продолжать это дело, если новое поколение не снабдит ее более подходящей организацией и новыми людьми.

Глава XIII: Величайшая опасность – государство.

Если человек сам находит высший авторитет, то – он избранный.

Если нет – он человек массы и нуждается в руководстве.

Поэтому, когда масса претендует на самочинную деятельность, она тем самым восстает против собственной судьбы, против своего назначения (т.к. масса вообще – это те, кто не выступает активно; в этом ее предназначение; она появилась на свет, чтобы быть активной). И поэтому, если масса против своего предназначения, я говорю о восстании масс.

Восстание – это техника, техника общественного порядка и администрации.

Крайне поучительно проследить отношение человека массы к государству. Он видит государство, изумляется ему; но не отдает себе отчета в том, что это – человеческое творение, что оно создано известными людьми и держится на ценных свойствах и качествах, которыми люди еще вчера обладали, но завтра могут не обладать.

С другой стороны, человек массы видит в государстве анонимную силу, и так как он чувствует себя тоже анонимом, считает государство как бы “своим”. Если в общественной жизни страны возникает проблема, человек массы будет склонен потребовать, чтобы государство немедленно вмешалось и разрешило проблему непосредственно. Вот величайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизни государству, вмешательству его во все области, поглощение всей инициативы государственной властью, а значит, уничтожение истинной самодеятельности общества!

Масса говорит себе: ” Государство – это Я”. Но это заблуждение. Масса стремится пустить в ход государственную машину, чтобы подавить творческое меньшинство, т.к. оно ей мешает во всех областях жизни.

Муссолини: “Все для государства, ничего кроме государства, ничего против государства!”. Следовательно, фашизм – типичное движение массы. Опасение: государства, управляемые людьми массы, не останавливается перед тем, чтобы подавить независимость личности и групп, и окончательно этим разбить наши надежды на прогресс. Конкретный пример такого механизма – рост полиции во всех государствах.

XIV Кто правит миром?

Развитие европейской цивилизации привело к “восстанию масс”

+ повышение общего жизненного уровня

– падает нравственность современного человека

Править – значит не “взять власть”, а “спокойно пользовать властью”. Государство держится на общественном мнении; править против общественного мнения нельзя. Власть – это правление духовной силы. Без власти духа, без мнения, без кого-то, кто правит – человеческое общество хаотично.

Жизнь – это борьба с миром вещей, чтобы удержаться среди них.

Человек массы, чувствует себя заурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать все высшее.

Европа создала систему норм, ценность которых доказана. Теперь народ массы отменяет эту систему норм, т.е. основу европейской цивилизации; но при этом он не способен создать новую. Когда из мира исчезает правитель, следствие: восставшим подданным нечего делать, у них нет жизненной программы.

Сегодня европейские заповеди потеряли силу; Европа – это Франция, Англия, Германия. Без заповедей, которые обязывают к определенному образу жизни, ощущение становится пустым. Именно это и случилось с лучшей частью нашей молодежи. Она свободна от уз и запретов – и ощущает пустоту. Бесцельность отрицает жизнь; она хуже смерти. Ибо жить – значит делать что-то определенное, выполнять задание.

Править – значит задавать работу, ставить на свои места, и тем предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустая жизнь.

Нью-Йорк и Москва – исторический камуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край. У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще не страдала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя.

Европа ослабила вожжи, которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе. Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать в должном напряжении духовные силы запада.

Творческая жизнь требует чистоты высокой, постоянных стимулов, подстегивающих сознание своих достоинств.

ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ.

Затруднения не в экономических проблемах, а в том, формы общественной жизни, в которой должна развиваться экономика, не соответствуют ее размаху. Ощущение упадка и бессилия. Европеец разочаровался в традиционных целях общественной жизни. В большинстве стран граждане больше не питают уважения к собственному государству. Европеец ощущает, что он как бы уменьшился по сравнению с прошлым.

Действительное положение Европы:

ее блестящее прошлое привело к новой жизненной стадии, где все размеры возросли; но унаследованная от прошлого страна ей теперь мала.

Национальное чувство было ее характерным достижением. Теперь ей необходимо преодолеть саму себя. Это великая драма!

Возникает вопрос: “Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки прошлого, или она навсегда останется их пленницей?”

Современные европейцы ориентируются на будущее.

Вывод:

наш мир переживает сейчас тяжкий моральный кризис, симптом которого – небывалое восстание масс, причина – моральное разложение Европы.

все, что происходит сейчас в общественной и частной жизни – несерьезно и непостоянно.

новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душе лжет.

миру необходимы новые основы жизни.

XV Мы подходим у самой проблеме.

Проблема в том, что Европа осталась без морали.

Человек массы отбросил устаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Диктатуры заигрывают с людьми массы и льстят им, попирая все, что выше среднего уровня.

Мы живем в эпоху всеобщего шантажа (2 формы):

шантаж угрозы или насилия

шантаж насмешки и глумления

Цель шантажа: человек толпы может чувствовать себя свободным от всякого подчинения высшему.

Мораль – подчинение чему-то, сознание служения и долга.

Европа слепо приняла культуру поверхностно блестящую, но не имеющую корней.

ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ:

Основываться на центральном понятии ЖИЗНЬ.

Жизнь есть непосредственное переживание.

Жизнь – это время, понятое как история.

Витальный разум – разум исторический; его функция – учение Ортеги – рациовитализм.

Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он “заброшен”, и такое истолкование есть:

достраивание ситуации;

поиск выхода из нее

Функция разума – не созерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело с возможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящего к человеку изобретающему. От неохантианской школы Ортега получил принцип конструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течет и не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должны устраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творца мировоззрений.

ВЫВОД ОРТЕГИ:

Природа для наших современников перестала быть истинным бытием, а наука – знанием о бытии, наука дает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средством для реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сырой материал для такой реализации.

Кризис – когда человек вдруг оказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает, что думать о мире.