Государственный строй Афин и Древнего Рима

ТОМСКИЙГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Юридический институт
Кафедра теории иистории государства и права,
административногоправа
Государственныйстрой Афин и Древнего Рима
(Курсовая работа)
Выполнила
студентка 1 курса
группы 654
Научный руководитель
старший преподаватель
Дегтярева А.М.
Томск
2006

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
1. Становлениеафинской и римской государственности
1.1 ОбразованиеАфинского государства
1.2 ОбразованиеРимского государства
2. Государственныймеханизм Афин в период наивысшего расцвета демократии
2.1 Начальныйэтап становления демократии в Афинах
2.2 Кульминационныйпериод в истории Афинской демократии
3. Государственныйстрой Древнего Рима в период республики
Заключение
Списоклитературы

ВВЕДЕНИЕ
Оглянитесь вокруг. Вы живете в государстве, не так ли? Выживете в стране, которая граничит еще с пятнадцатью государствами. Вы живете напланете, где нет ни малейшего кусочка территории, который бы не принадлежалкакому-либо из более 210 государств. Все они очень разные: начиная от формправления, заканчивая менталитетом и культурным уровнем развития, и хотя мы выделяемнекоторые сходные черты, но выявить абсолютно одинаковые государства мы несможем. Это объясняется множеством причин, ведь то, что мы видим сегодня – эторезультат многовекового развития человечества, а именно развития «в областипрактической жизни и государственного строительства»[1].
Видя достижения этого «строительства», многиеученые-государствоведы вновь и вновь обращаются к истокам возникновениягосударства. Достаточно упомянуть В. Бузескула, профессора Харьковскогоуниверситета, который всю свою жизнь посвятил изучению древнего мира, и не онодин: это С.Я. Лурье, Гастон Буассье, С.Л. Утченко, Н.А. Машкин, Ю.Кулаковский, Э.Д. Фролов и многие другие.
Данная тема вызывала интерес еще у античных историков ифилософов и в дальнейшем она исследовалась не менее интенсивно как в нашейстране, так и зарубежном. Но период особого внимания к этой теме в Россииотносится к деятельности дореволюционных и советских ученых. Как известно, в товремя перемены в государственном строе «летали в воздухе», что вызываловсеобщее лихорадочное обращение к двум источникам, из которых черпали пути возможныхдействий: истории государства и права Афин и Рима, и, наиболее пропагандируемыйв то время источник, полное собрание сочинений К. Маркса и Ф. Энгельса.
Особый интерес представляет изучение возникновениягосударства в Греции и Риме, так как именно эти страны представляют собой двенаиболее классические формы образования государства. Поэтому большинствовышеназванных авторов при изучении Афинского государства непременнорассматривали его в сравнении с Древнеримским государством.
Данная работа построена по тому же принципу: становлениеафинской государственности будет рассматриваться в сопоставлении с протеканиемэтого процесса в Риме; от рассмотрения государственного механизма Афин в периоднаивысшего расцвета демократии перейдем к рассмотрению государственного стояДревнего Рима в период республики.
Главной целью такого структурирования работы, да и всейработы в целом, является изучение государственного строя Афин во временадемократии, и Рима в период республики; определение черт, свойственных этим двумформам государственного устройства и выявление их конкретного проявления вАфинах и Риме; к тому же необходимо провести сравнительный анализ, что позволитдобиться наиболее полного раскрытия темы.

1. СТАНОВЛЕНИЕАФИНСКОЙ И РИМСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ
 
1.1 ОбразованиеАфинского государства
Одним из древнейших культурных очагов человечества былоСредиземное море. Из всех частей Средиземного моря, особенно благоприятнымиусловиями отличалось Эгейское море, лежащее между Балканским полуостровом иМалой Азией.
Во время прихода на Балканский полуостров греки былисухопутным народом, жившим вдали от моря, но в последствии они довольно быстроосвоились с морскими путешествиями, бурями и затишьями.
Греция во всех направлениях была изрезана труднопроходимымигорными хребтами; исключая лишь Фессалию, в Греции нет ни одной равнины,которая бы имела в длину более двадцати, а в ширину более двенадцатикилометров. Вполне понятно, что здесь не было условий для образования крупныхплеменных организаций. Наоборот, так как отразить нападения соседей при этихусловиях было не трудно, здесь были на лицо все условия для образованиямножества политически независимых карликовых общин.
Греция состояла из сотен таких общин-государств. Каждое изних цепко держалось за свою политическую и хозяйственную независимость и всякиепопытки больших образований к объединению заканчивались неудачей.
Связную историю становления Афинского государства мы можемдать только потому, что до нас дошли сочинения древних историков: Геродота,Фукидида, Аристотеля, Плутарха, Гомера, Платона.
О самом раннем периоде истории Греции нам рассказывает Гомерв «Илиаде» и «Одиссее».
Говоря о гомеровской Греции, мы имеем в виду отрезок времениразвития этой страны, который относится к XI–IX вв. до н.э. Этот период характеризуетсясостоянием раздробленности. Каждая община, состоящая из групп родов жила своейобособленной жизнью: каждая имела свои органы управления, свою территорию, свойполис, своего царя – басилея. Гомеровское общество на его ранней стадии являлосьбесклассовым, с общественной собственностью на землю. Но постепенно важную рольв процессе разложения этой бесклассовой военной демократии сыграет выделениеособой верхушки родов, занимающей высшие государственные должности и обладающейбольшим количеством земли – аристократии.
Так, постепенно к VIII в. до н.э. монархия в Греции уступаетместо аристократии, причем эта «перемена совершается большею частью не путемреволюции, а путем эволюции».[2]
Основой могущества и влияния греческой знати былопроисхождение и богатство – во времена своего владычества аристократы былисамым богатым классом в Греции. К тому же они были и главной военной силой исамым образованным слоем населения, что позволяло им толковать обычаи и право,быть хранителями старины и традиций.
Ремесленники и вообще демос, трудящийся в поте лица,считались не достойными принимать участие в управлении.
Но с течением времени замечается нравственный упадокаристократии, ее деморализация и разложение. Одновременно с этим процессомпроисходит развитие промышленности, увеличивается число ремесленников, чтоприводит к выдвижению среднего класса. Рядом со знатным, родовитымземлевладельцем, а иногда и выше его, становится представитель промышленности иторговли, капитала, богатый купец и мореплаватель. В лице этого классавозвышается «демос», – название, охватывающее разнообразные элементы, начиная скрестьянина, поденщика и простого ремесленника и кончая неродовитымкупцом-капиталистом.
Теперь новые элементы общества, добившиеся не меньшегоуспеха, чем аристократы, но своим, а не рабским трудом, выдвигают требованиеравенства, как в гражданских, так и политических правах. За обладание этимиправами они вступают в борьбу, в первую очередь, с аристократией.
Одним из результатов этой борьбы является издание писаныхзаконов. Требование писаных законов, с которым выступал демос, вполне понятно,так как суд находился в руках знати и при отсутствии писаного права открывалсяширокий простор для произвола. Постепенно аристократия уступала свои местадемосу и в управлении. Другими словами, «аристократия по происхождению уступаламесто аристократии по состоянию»[3].
Но чаще всего эта борьба вела к тирании. Теперь под словом«тиран» мы понимаем несколько другое, чем древние греки. Они обозначали этимсловом незаконность происхождения власти; «тиранами» называли лиц, которыесилой и хитростью присваивали себе власть, по праву им не принадлежащую. Многиеученые считают, что тирания – своего рода демократическая диктатура, былаединственным способом вывода демоса из политического бесправия и экономическогокризиса, а демос в свою очередь служил тиранам преданной опорой.
Тирания нанесла сильный удар аристократии и способствовалавозвышению демоса; она освободила народные массы от господства знати иуравнивала с ними незнатных.
Итак, монархия, ее падение, господство аристократии, борьбас нею демоса, тирания, как переходная ступень к демократии – такова общая схемаразвития греческого государства в VIII–VI вв. до н.э.

1.2 ОбразованиеРимского государства
Римская историческая традиция относит основание города Римак 753 году до н.э. Рассказы об основании Рима и первом периоде его историисложились окончательно лишь в период борьбы Рима за мировое могущество, т.е. неранее III в. до н.э. На эти рассказы нельзя смотреть как на простую записьлегенд. В значительной степени это – результат домыслов, и, наряду с легендами,которые могли сохраниться в римских городах, мы имеем дело с различнымиэтиологическими толкованиями, перенесением в прошлое позднейших событий римскойистории. Основание города Рима история предписывает братьям Ромулу и Рему, чьиимена связывают с началом царского периода в Риме.
Традиция называет семь римских цезарей: Ромула, НумуПомпилия, Тула Гостилия, Анка Марция, Тарквиния Старшего, Сервия Туллия иТарквиния Гордого. С каждым из них связывают различные события. Так, Ромулупредписывают разделение граждан на патрициев и плебеев, учреждение Сената, удачныевоины, положившие начало могуществу Рима. Нума Помпилий создает жреческиеколлегии и учреждает культ. Сервий Туллий известен своей реформой гражданства.Тарквиний Гордый изгнан в 510 (509)г. За тиранический образ правления.[4]Однако не сомневаться в достоверности описываемых событий мы не можем, т.к. донас дошли лишь отрывочные сведения похожие больше на легенды и предания, нежелина фаты истории.[5]
Лациум – область, в которой расположен Рим – развиваетсяпозднее, чем другие районы Италии. Большая часть Лациума была заселеналатинами, у которых сохранялся родовой строй. Они жили в укрепленных поселках ив целях защиты от внешних врагов составляли федерацию.
Рим возникает позднее других общин. Впоследствии Римрасширяет свое влияние на соседние холмы – путем завоевания или путем«синойкизма» – мирного слияния с соседними поселками.
В социальном отношении основной единицей был отцовскийэкзогамный род, 10 родов составляли курию, а 10 курий – трибу (племя). Тритрибы – тиции, рамны и луцеры – составляли римский народ. Для разрешенияважнейших вопросов народ собирался по куриям, а эти собрания носили названиекуриатных комиций.
Во главе всей общины стоял царь (rex), который былвоеноначальником, верховным жрецом и председателем на некоторых судах. Рядом сним стоит совет старейшин родов из 300 членов.
Население Рима увеличивалось за счет присоединения соседнихпоселков, а также пришельцев. Однако подчиненные и пришлые элементы послеслияния трех племен не вошли в состав populus Romanus. Они составлялибесправную массу, плебс (plebs от pleo – наполняю), не вошедшую в родовуюорганизацию и не пользовавшуюся правами, в противоположность патрициям (patricii– имеющие отцов).[6] В эту жеэпоху возникает клиентела, сохранявшаяся на протяжении всей римской истории именявшая свою социальную сущность.[7]Отдельные члены родов становились патронами, т.е. брали под свою личную защитулиц, лишенных всяких прав, которые в свою очередь обязывались быть вернымиклиентами. Связь эта была личной, основанной на верности патрона и клиента.Клиенты могли быть из плебеев, могли быть чужестранцами, поселившимися в Риме.
Экономической основой римской общины было сельскоехозяйство. По преданию, при основании города Ромул разделил землю междугорожанами, с правом передачи этого участка по наследству. Остальная землянаходилась в коллективном пользовании, составляла ager publicus. Основоймогущества патрициев было главным образом скотоводство. Плебеи же занималисьпреимущественно хлебопашеством, и собственность на землю появилась, вероятно,раньше у плебса. Торговля и ремесло в царский период было развиты слабо.Находились они в руках плебеев и чужестранцев.
С VII в. до н.э. начинается усиление этрусских городов,распространяющих свое влияние на все более обширные территории. Об этрусскомвладычестве в Риме свидетельствует рассказ о династии Тарквиниев. Недаром послесвоего завоевания Тарквиний бежит к этрускам и находит защиту у этрусского царяПорсены.
Приемнику Тарквиния Старшего Сервию Туллию приписываетсяреформа общественного строя.
Численное превосходство плебса, возрастающее егоэкономическое значение и то, что плебеи привлекались к военной службе наряду спатрициями и подобно последним вооружались за свой счет – все это привело ктому, что плебеи были включены в populus Romanus, и все способные носить оружиебыли разделены на пять классов в зависимости от имущественного ценза. Каждыйкласс выставлял определенное количество вооруженных соответствующим образомвойсковых единиц (центурий) и получал такое же количество голосов на собранияхвсего гражданства, собиравшегося по центуриям, так называемые центуриатныекомиции. Из лиц, обладающих таким же цензом, как и граждане первого класса,комплектовались 18 центурий всадников. Таким образом, было установлено делениеграждан по имущественному положению. Всего было образовано 193 центурии.Решающее значение имели граждане первого класса, вместе с всадникамивыставлявшие 98 центурий.
Кроме того, Сервию Туллию приписывается разделение Рима натерриториальные трибы. Новое устройство знаменовало утверждение в Римегосударства. Главное значение приобретали центуриатные комиции, в которыхглавную роль играло имущественное положение, не всегда совпадавшее со знатнымпроисхождением, а собрания по куриям теряют свое прежнее значение. Тем неменее, родовая знать в Риме, в отличие от передовых греческих государств,сохраняла свое значение.[8]
Легенды об изгнании Тарквиниев отражают освобождение Рима отэтрусского владычества и переходе к республике.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙ АФИН В ПЕРИОД НАИВЫСШЕГО РАСЦВЕТА ДЕМОКРАТИИ
 
2.1 Начальный этапстановления демократии в Афинах
Во многих источниках начало демократии в Афинах относят кочень раннему периоду, еще ко времени Тезея. Но, по мнению остальногобольшинства ученых, эти сведения не заслуживают доверия. Свою точку зрения ониосновывают на предположении, что Тезей – личность, скорее, не историческая, алегендарная, так как мы имеем намного больше свидетельств о Солоне, как обоснователе афинской демократии, чем предания о Тезее.
В действительности от монархии Афины перешли не сразу кдемократии, а сначала к архонтату. Согласно господствующему преданию, цари былизаменены архонтами, которые сначала были пожизненные, а середины VIII в.должность архонтов ограничивается 10 годами. Архонты избирались ареопагом «познатности и богатству», как выражается Аристотель в своей «Афинской Политии».Это не говорит о наличии какого-либо имущественного ценза, но естественно, чтонаиболее богатым евпатридам[9]отдавалось предпочтение.
При архонтах существовал совет из знати – ареопаг. Егочленами пожизненно были бывшие архонты. Ареопаг был высшей контролирующей икарающей властью.
В VIII–VI вв. до н.э. почти вся земля в Аттике оказалась вруках евпатридов, кроме того, они сосредотачивали в своих руках и торговлюсельскохозяйственными продуктами. Появление денег способствовало концентрациибогатств у незначительной части населения. Сложились острые противоречия междуродовой знатью и малоземельным и безземельным крестьянством, которыедополнялись политическими противоречиями между родовой и городской знатью, неимевшей доступа к должностям.
В 594г. до н.э. всеобщее недовольство демоса вылилось ввеликую смуту, результатом которой явились реформы архонта Солона, чье имя исвязывают с установлением демократии в Афинах.
Солон, проводя свои реформы, затронул все сферыобщественной жизни: экономическую, политическую, социальную. Его реформы стоятна первом месте в процессе установления демократии в Афинах, в первую очередьпотому, что он учредил органы, основанные на принципах демократии и считающиесвоей главной целью нахождение компромисса между родовой аристократией идемосом.[10]
Законы Солона не были написаны просто и ясно, и он непожелал стать их истолкователем, а удалился в добровольное изгнание на 10 лет.С афинян была взята клятва в течение этого срока хранить его законы. Однакосразу после отъезда Солона политическая борьба в Аттике чрезвычайно обостряется,в результате чего наступает смута, после преодоления которой к власти приходитКлисфен из проклятого и изгнанного из Афин рода Алкмеонидов.
Между Клисфеном и Солоном большое различие: Солон –посредник между партиями, а Клисфен – вождь партии, решительно ставший насторону демоса, при нем мы видим победу демократических начал.
В ряде Клисфеновых реформ самая главная – ведение новыхдесяти фил. По этим филам все граждане Аттики распределялись не по своемупроисхождению, а по месту жительства. Филы не представляли собой сплошнойтерритории. Клисфен, таким образом, разделил страну, что каждая фила имела свои3 тритии (более мелкая территориальная единица) во всех трех частях страны:вокруг города, вдоль берега и в средине страны.[11]
Данная реформа оказала большое влияние на предотвращениеразвития обособленности различных частей Аттики, на развитие местных партий;эта мера, по словам Аристотеля, «перемешала» население так, что в каждой филепреобладающим населением был демос.
В то время как Клисфен проводил свои реформы, молодойафинской демократии пришлось выдержать тяжелую борьбу одновременно снесколькими внешними врагами: Спартой, Беотией, Халкидой, островом Эгином, азатем целую эпоху Греко-Персидских воин. Однако такое положение Афин, лишьспособствовало упрочению молодой афинской демократии, поскольку угроза из внезаставила забыть афинян о внутренних распрях.
Нельзя сказать, что война с персами далась легко, более тогопосле нашествия Ксеркса и вторжения Мардония Афины представляли собой грудуразвалин. Но главным результатом победы в Греко-Персидских воинах сталополитическое возвышение Афин в греческом мире. Они возглавляют морской союзгреческих государств, который в середине V в. до н.э. превратился в Афинскуюморскую державу – Архэ.
После смерти Аристида, организатора союза, знаменитогодеятеля времен нашествия персов, на горизонте политического первенствапоявляются другие вожди – во главе аристократической партии Кимон, во главедемократической – Эфиальт и затем Перикл, чьи имена неразрывно связывают спериодом наивысшего расцвета Афинской демократии.

2.2 Кульминационныйпериод в истории Афинской демократии
Как вождь демоса, как борец за его права, в Афинах в 60-хгг. V в. до н.э. на первом месте стоял Эфиальт. Дошедшие до нас сведенияо нем весьма отрывочны, но все они сходятся в признании, что Эфиальт был однимиз лучших людей древних Афин, – твердый, бескорыстный, идеально-честный. Повыражению Аристотеля, Эфиальт слыл «неподкупным и справедливым в политическомотношении».
В своей общественной деятельности Эфиальт представляется намсвоего рода общественным трибуном: «это был воодушевленный и красноречивыйзащитник демоса, всецело преданный его интересам, гроза олигархов, неумолимыйпреследователь нарушителей справедливости»[12].
За одно с Эфиальтом действовал и Перикл, его единомышленники друг, но он пока оставался на втором плане; первенствующее положение он заняллишь с середины V в.
По-настоящему значимым событием, приведшим к торжествудемократии в Афинах, стала реформа ареопага, который до сих пор своимидействиями отдалял завершение процесса демократизации общественно – политическогостроя Афин в V–IV вв. до н.э.
Ареопаг – учреждение, выросшее из совета старейшин родовойэпохи. Этот орган с момента своего создания задумывался как защитник ипредставитель интересов верхушки афинского общества.
Трудно в точности разграничить права и функции этого органа,т.к. они не были ясно определены, что могло способствовать расширению сферы еговлияния. Однако с уверенностью мы можем говорить о неограниченных политическихправах: ареопагу принадлежала высшая контролирующая власть над действиямидолжностных лиц, народным собранием, т.к. он пользовался правом veto поотношению к постановлениям народного собрания. Кроме того, этот орган обладал исудебными функциями. Таким образом, ареопаг влиял на весь ход государственнойжизни. Многие из тех прав, которыми пользовался ареопаг – особенно право veto –лишь тормозили дальнейшее развитие уже окрепнувшей демократии и казалисьанахронизмом.
Таким образом, чтобы нанести окончательный удар поаристократической партии, необходимо было лишить ее той опоры, какую онанаходила в ареопаге. Таким ударом стала осуществленная в 462 г. до н.э. реформаЭфиальта, которая лишала ареопаг политических функций, сохраняя только судебныепо следующим делам: преднамеренное убийство, нанесение ран и увечий, поджоги,отравления, дела о нечестии, ненадлежащее исполнение религиозных обрядов инекоторые другие. В результате этот аристократический орган перестал бытьсдерживающей силой, а его политические функции были переданы демократическиморганам: народному собранию, гелиэе (народный суд, суд присяжных), советупятисот.
Теперь в компетенцию гелиэи входила масса дел, суд покоторым ранее осуществлял ареопаг. Чтобы обеспечить беспристрастный исправедливый приговор со стороны судей, был принят ряд мер. Возможность подкупаили запугивания устранялась большим числом судей. К тому же дела по секциямраспределялись в день суда по жребию так, что судья не знал заранее, в какойсекции он будет заседать и какое дело рассматривать. Заседания гелиэи былипубличными, что также должно было быть гарантией от каких-либо злоупотребленийвластью. Наконец, гелиастов, членов гелиэи, должна была связывать и даваемаяими клятва, в которой они клялись решать дела согласно законам афинскогонарода, по совести и разумению.
Так же к компетенции народного суда относилось утверждениезаконопроекта и принятие жалобы на противозаконие. Гелиэе принадлежал решающийголос при раскладке податей с союзников, производившейся каждые четыре года(размер подати – форос). Она утверждала постановления народного собрания одаровании афинского гражданства, осуществляла контроль законности замещения должностейв государстве и имела право отвода в отношении любого должностного лица.
Гелиастов, членов гелиэи было 6000 человек. Все ониизбирались по жребию – по 600 человек от каждой филы. Гелиэя делилась на 10 коллегийпо 500 членов в каждой, остальные члены считались запасными.
Наравне с гелиэей наследником прав ареопага был совет 500.[13]Этот орган свои обязанности выполнял не в полном составе, а через притании (50человек, избранных от 1 и той же филы). Каждая из 10 пританий работалапоочередно в течение 1/10 части года. Совет 500 избирался на 1год.
Совет являлся центральным органом государственногоуправления, заведовал всеми текущими делами. Он принимал меры противгосударственных преступников, во многих случаях действовал совместно сприсяжными. Так же к его ведению было отнесено изыскание источниковгосударственных доходов, прием пожертвований на государственные цели. К тому жесовет производил надзор за общественными постройками, святилищами ипразднествами, осуществлял сношения с другими государствами, принимал послов.Не малую роль играл совет 500 и в осуществлении своих полномочий народнымсобранием, т.к. он давал необходимое предварительное заключение или определениепо делу (пробулевма).
Однако все же «державным господином»[14]в Афинах был демос, и верховные права принадлежали народному собранию. Онорешало вопросы, касающиеся государственного строя, войны и мира, войска ифлота, безопасности страны и снабжения ее хлебом, государственных средств иналогов, построек, культа и т.д.; оно сносилось с другими государствами,заключало договоры, выбирало должностных лиц, предоставляло особые преимуществаи награды отдельным лицам и общинам, иногда само судило по обвинению вгосударственном преступлении, иногда передавало такие дела в гелиэю, обсуждалозаконодательные вопросы, предоставляя решение о принятии новых и отмене старыхзаконов – «голосование законов». Чем более развивалась демократия, тем большерасширялась компетенция народного собрания, росло его влияние и значение.
Созывались народные собрания пританами, которые ипредседательствовали в них. Деятельность собрания в течение года была разбитана десять циклов, в каждый цикл, охватывающий примерно 36 дней, проводилосьчетыре собрания. Чтобы упорядочить его работу на каждое из четырех собранийвыносились дела определенного вида. Так на первом собрании каждого цикларассматривались наиболее важные вопросы: военный, продовольственный,чрезвычайные заявления, проверка правильности избрания должностных лиц. Навтором собрании рассматривались ходатайства по личным и общественным делам, атретье и четвертое собрания рассматривали остальные вопросы: международныедела, награждение за заслуги, выборы некоторых должностных лиц. Программасобраний готовилась и обсуждалась советом 500 и объявлялась за 3-5 дней дособрания. Для всех дел требовалось предварительное заключение Совета 500(пробулевма); заседание начиналось с её прочтения и принесения жертв богам.
Участвовать в народном собрании, говорить в нем и голосоватьмог каждый полноправный афинский гражданин, достигший 20-летнего возраста. Свободаслова, в сущности, была полная, лишь бы оратор не делал предложений,противоречащих закону, не касался предметов к делу не относящихся, не повторялодного и того же и не позволял себе неприличных выражений и действий. Народноесобрание считалось действительным при любом числе собравшихся, за исключениемрешения вопроса об остракизме или перемене законов, где минимальное числособравшихся должно было превышать 6000 человек. Обыкновенно присутствовалогораздо меньше, преимущественно горожане. В IV в. была введена плата запосещение народного собрания.[15]
Правом законодательной инициативы обладал каждый из присутствующих,старше 20 лет. Если народное собрание признавало необходимым внести какое-либозаконодательное изменение, то автор законопроекта передавал его текст в совет500 для предварительного обсуждения и дачи по нему заключения. Одновременнотекст помещался не видном месте, чтобы все афиняне могли с ним ознакомиться.
Автор законопроекта нес уголовную ответственность в техслучаях, когда предложенный им закон противоречил существующим законам, и обэтом не было определенно заявлено, и, если данный закон был вреден длягосударства. Такая мера предупреждала внесение в совет 500 необдуманныхзаконопроектов, как и существование такой меры как graphe paranomon,преследующей те же цели.
Graphe paranomon (обвинение в противозаконии новогопостановления) могло быть возбуждено любым гражданином, и автор отвечал по немув гелиэйе.
Если жалоба признавалась основательной, автор приговаривалсяк крупному денежному штрафу, изгнанию или смертной казни. Закон отменялся.Лицо, трижды осужденное по graphe paranomon, на будущее время лишалось правазаконодательной инициативы. Личная ответственность автора истекала попрошествии одного года. В этом случае просто отменялся закон.
Обвинитель, не набравший 1/5 голосов судей, привлекался кответственности за сутяжничество и штрафовался.
Graphe paranomon предостерегало афинян от внесениялегкомысленных и непродуманных законопроектов, а так же позволяло каждомугражданину выступить в защиту существующих законов и всего строя афинскойдемократии.
Исследуя период наивысшего расцвета афинской демократии,нельзя не упомянуть о заслугах Перикла.
Оценивая роль «вождя афинской демократии», мнения ученыхрасходятся. Одни предписывают ему великую роль в развитии демократии, а другиевидят в нем виновника последующего разложения и упадка афинского могущества.Однако факт остается фактом: времена Перикла – кульминационный пункт в историиафинской демократии.[16]
По своему происхождению Перикл принадлежал к афинскойаристократии. Он был сыном Ксанфиппа, победителя при Микале, и Агаристы,племянницы знаменитого Клисфена, что давало ему связь по материнской линии смогущественным родом Алкмеонидов. Уже благодаря только происхождению емузаранее был открыт путь к влиянию и широкой политической деятельности.
Начал свою карьеру Перикл воином, а на поприще общественнополитической деятельности выступил между 469 и 467гг. до н.э.[17]На первых порах он шел рука об руку со своим единомышленником и другомЭфиальтом. А период единоличного управления государством приходится на временапосле решительного столкновения вождя демоса с Фукидидом, представителемаристократической партии.
Разногласия между этими виднейшими государственнымидеятелями возникли по вопросу расходования союзных денег на укрепление иукрашение Афин и о положении союзников в Афинском государстве.
Единомышленники Фукидида выступали против перенесениясоюзной казны в Афины и настаивали на установлении равноправного положениясоюзников с афинянами.
Перикл же, указывая на достаточную оснащенность Афин всемнеобходимым для ведения войны, говорил, что афиняне не обязаны отчитыватьсяперед союзниками за использованные деньги, т.к. они сражаются за них и защищаютих от варваров. К тому же он стоял за централизацию, за безусловное главенствои господство Афин над союзниками.
Столкновение разрешилось остракизмом. Партия Периклаодержала верх, а Фукидид был вынужден отправиться в изгнание (443-442гг. дон.э.).
Внутренняя борьба в Афинах прекратилась надолго. В течениецелых 15 лет Перикл правит Афинами без соперников, как общепризнанныйруководитель государства.
Перикла нельзя назвать военным гением: он не совершалблестящих подвигов, но он обладал такими необходимыми для вождя качествами какбезупречное личное мужество, опытность, хладнокровное благоразумие и осторожность.К тому же он был хорошо образованным великим оратором – не малых политическихуспехов он добился благодаря именно ораторскому таланту.[18]
Говоря о должностях в Афинах, самой важной на тот моментбыла должность в коллегии 10ти стратегов. Стратеги были не только предводителямивойска, они стояли во главе всего военного и морского управления. Онизаведовали набором войска, председательствовали в судах по делам о военныхпреступлениях, наблюдали за гаванями, городскими стенами и укреплениями, завнешней и внутренней безопасностью страны, за налогами и повинностями, имевшимиотношение к военным целям, принимали меры относительно подвоза хлебных запасовв Аттику и снабжения города продовольствием. Стратеги представляли Афины вовнешних сношениях, заключали перемирия и иногда даже мирные договоры; ихпопечению предоставлялись нередко лица и города, находившиеся подпокровительством Афин, иностранцы, получавшие особые почетные права. Не малымвлиянием пользовались стратеги и внутри государства. Осуществляя своиполномочия, они постоянно действовали в согласии с советом и, таким образом,могли влиять на него. Они имели право созывать чрезвычайные народные собрания,их предложения раньше других обсуждались народом.[19]
Существовала должность «первого стратега» – главы коллегии.Ему обыкновенно поручалось главное начальство над войском, иногда он получалособые, даже чрезвычайные полномочия.
Таким главою коллегии стратегов с особыми полномочиямиПерикл был не раз. В течение 15 лет своего полновластия он избирался в стратегииз года в год. Кроме того, его влияние распространялось и на финансовоеуправление.
С того времени как Перикл стал во главе демоса, политическийстрой Афин, по словам Аристотеля («Афинская Полития», гл. 27), сделался еще болеедемократическим. Реформы, осуществленные Периклом, были направлены главнымобразом к тому, чтобы в суде и управлении фактически, а не формально,участвовал весь народ, а не только богатые горожане.
Наиболее важная реформа Перикла – это введение системыденежного вознаграждения. В древности должности носили почетный характер, и их отправлениебыло безвозмездным. Впервые при Перикле было сделано отступление от этогопринципа. Было введено жалование членам гелиэи, совета 500, войску и флоту[20],т.е. должностным лицам вообще, кроме стратегов и начальников конницы. ПриПерикле введены и «зрелищные деньги» – теорикон, которые раздавались в праздникДионисий, а затем и в другие дни, чтобы дать возможность простому народупосещать театр.
Система денежного вознаграждения была в то время необходимадля упрочения и поддержания существовавшего в Афинах строя. Без нее не моглобыть действительной демократии, так как простому демосу было трудно противостоятьбогатым и щедрым аристократам.
Введение вознаграждения за военную службу, преследоваловнешнеполитические цели Афин: оно было необходимо для поддержания афинскогомогущества. Главную силу Афин Перикл видел во флоте, который при нем состоял из300 триэр, вполне исправных и готовых к действию. Были введены ежегодныеманевры, которые продолжались в течение 8 месяцев. Общее число пешего войскапри Перикле доходило до такой цифры, которой ранее в Афинах никогда не было –до 29000: из них обязанных к полевой службе и далеким походам было 13000,конница состояла из 1000 всадников и 200 конных стрелков, кроме того, было 1600пеших стрелков.
Чрезвычайно важной мерой в социальном отношении былооснование клерухий, т.е. поселений афинских граждан за пределами Аттики.Поселенцы получали земельные участки в пользование, без права отчуждения (собственникомэтих участков признавалось государство). Они сохраняли за собою право афинскогогражданства, несли повинности наравне с остальными гражданами, продолжали числитьсяв филах и демах, к которым они принадлежали до переселения. В этом отличиеколоний от клерухий. Клерухии основывались и до Перикла, но именно при нем этамера превратилась в систему.
Переселенцы принадлежали преимущественно к низшим менее состоятельнымклассам. Таким образом, город очищался от пролетариата.
Клерухии представляли и экономическую пользу: благодаря им поддерживаласьторговая связь с отдельными странами. Но еще более клерухии должны были служитьопорой афинского могущества. Это были наблюдательные посты, гарнизоны афинскихграждан среди местного населения. Такие поселения были образованы натерриториях наиболее важных стратегических пунктов: на проливах Босфор и Геллеспонт,во Фракии была основана колония Брея, а в 437 году афинские поселенцы овладелинижним течением Стримона, основав город Амфиполь. Этот пункт имел большоестратегическое значение в борьбе против Фракии и Македонии и торговое поотношению к соседним союзным городам.[21]
Перикл развернул обширную строительную деятельность, котораяимела целью не только украсить Афины, но и дать заработок безработной массе сограждан.При Перикле Афины были украшены великими произведениями Фидия, такими зданиямикак Парфенон, Пропилеи.
Для системы денежного вознаграждения, содержаниямногочисленного флота, поддержания внешнего могущества, для создания великихпамятников искусства и широкого развития строительной деятельности, для всегоэтого требовались большие финансовые средства. Перикл, как нельзя лучшепонимал, какую важную роль в государственной жизни играют денежные средства, ион старался увеличить финансовую мощь Афин. Естественно наибольший вклад вгосударственный бюджет осуществлялся с помощью налогов.
Прямой налог с имущества, эйсфора, в Афинском государствевзимался только в случае крайней необходимости. Поэтому государственноехозяйство основывалось, прежде всего, на косвенных налогах. Кроме фороса(название налога, уплачиваемо союзниками в пользу Афин), доходы Афинского государствасостояли из аренды с рудников, с государственных имений и домов, из разногорода пошлин – портовых (на ввозимые и вывозимые товары), рыночных (при сделкахи продажах), судебных пошлин и штрафов, из налога на рабов, с некоторыхпрофессий, из сумм, выручаемых при продаже конфискованных имений. Широко былираспространены общественные повинности, или литургии, возлагавшихся на богатыхземлевладельцев, купцов, владельцев ремесленных мастерских. Главным из них были:триэрархия – налог на оснащение и снаряжение государственного военного судна ихорегия – покрытие расходов на организацию музыкальных и хореографическихсостязаний, на содержание хоров. Существовал налог в пользу устройствагимнастических игр и состязаний, на содержание их участников – гимнасиархия.[22]
Все эти источники доходов сделали афинскую казну при Периклеодной из самых богатых за все времена афинской истории.
Расходовать государственные средства в пределах установленнойсуммы можно было по постановлению народного собрания, а добавочные расходынуждались в дополнительном законе.
Такой предстает перед нами система государственных органовАфин в период наивысшего расцвета демократии.
Необходимо заметить, что афинская демократия, со всеми еедостоинствами и недостатками, сложилась исторически, была национальнымсозданием афинского народа, плодом работы целых поколений. Следует сказать, чтоПерикл явился лишь завершением того, что было заложено еще Солоном, и чтополучило дальнейшее развитие благодаря историческим условиям и таким деятелямкак Клисфен, Фемистокл, Эфиальт.
Время Перикла – кульминационный период в историивозникновения, становления, и развития афинской демократии. Хотя он и избралпуть «умеренного демократа», все же благодаря именно его усилиямдемократический режим добивается господства во всех сферах жизни афинскихграждан.
Незадолго до Пелопоннесской войны появляется крайняядемократическая партия, намеренная взять демократическое движение под свойконтроль, обвиняя Перикла в недостаточности его политики и оставляя, такимобразом, его «вне игры». К тому же против Перикла поднимается оппозиция снизу,из рядов тех общественных слоев, которые некогда служили ему главной опорой,вождем которых он был сам.
Так, шаг за шагом падает политическое влияние Перикла, авместе с ним падает и господство демократии в Афинах, что станет первым предвестникомполитического кризиса, а за тем и упадка всего государства.

3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙСТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ
После изгнание царя этрусской династии в Римеустанавливается Республика. Во главе государства стояли два консула. Высшаявласть принадлежала комициям, по-прежнему функционировал совет старейшин –сенат. Консулами первого года республики традиция называет Луция Юния Брута иПублия Валерия Попликолу.
Важнейшим этапом в истории Рима, когда он действительноприобретает все атрибуты государства, является борьба патрициев и плебеев.
В основе борьбы между патрициями и плебеями лежит борьба заземлю. Уже на ранних ступенях развития в Риме имело место сосредоточение землив руках патрициев. Ход борьбы традиция изображает таким образом. Плебеи,недовольные притеснением патрициев, отказались вступить в поход против эквов иудалились на Священную гору. Тогда патриции вынуждены были пойти на уступки, исогласились с тем, чтобы плебеи ежегодно избирали своих представителей,народных трибунов, основной задачей которых была защита плебеев от произволапатрицианских магистратов. К тому же результатом этой борьбы явилось ипоявление писаных законов – законы Двенадцати таблиц хотя и представляли собойзапись обычного права, но в дальнейшем сыграют далеко не последнюю роль вразвитии Римского государства.[23]
Завершать историю борьбы патрициев и плебеев принято закономГортензия, по которому с 287г. до н.э. решения плебса по трибам получали силузакона и не требовали последующего одобрения сената.[24]
Политический строй Рима V–IV вв. до н.э. характеризуетсяукреплением республиканского строя и борьбой плебеев за его демократизацию. Но,не смотря на успехи плебса, государственный строй в основе своей продолжалоставаться аристократическим.
Каковы же были основные органы государства?
Во-первых, это конечно, народные собрания. Римская общинаимела три вида народных собраний: куриатные, центуриатные и трибутныекомиции.[25]
Куриатные комиции потеряли свое значение еще к началуРеспублики. За ними сохранялось разрешение некоторых вопросов семейного права –усыновление и утверждение завещаний, а также наделение высшей властьюмагистратов (хотя это было ни чем иным, как формальным обрядом).
Центуриатные комиции, созывавшиеся высшими магистратами(консулами, диктаторами, преторами) продолжали собираться по цетуриям, как этобыло установлено реформой Сервия Туллия. Собрание созывалось за чертой города,на Марсовом поле. Голосование проходило по цетуриям, причем каждая центурияимела один голос. Решение центуиатных комиций было законом, который входил всилу лишь после одобрения его сенатом. Но в результате ряда законов решениякомиций освобождаются от этого обязательного сенаторского одобрения. Послезакона Гортензия законодательная деятельность отходит постепенно к трибутнымкомициям, и только вопросы войны и мира рассматривались всегда центуриатнымикомициями.
С середины V в. до н.э. приобретали значение собрания потрибам – трибутные комиции. Первоначально в них участвовали только плебеи,собиравшиеся по трибам для выбора плебейских магистратов. Впоследствии наряду сплебейскими собраниями созывались по трибам собрания всех граждан.
В древности трибутные комиции избирали лишь низшихмагистратов, но с течением времени их роль в законодательной деятельностиреспублики увеличилась, особенно после закона Гортензия 287 г. до н.э.Трибутные комиции собирались в разных местах: на Форуме, на Капитолии, иногдаза городом. Право созывать и председательствовать на них имели право: консул,диктатор, претор и эдил или народный трибун. Голосование проходило по трибам.Во внимание принимался голос отдельной трибы. Если за предложение высказывалось18 триб, то оно становилось законом, т.к. всего триб было 35.
На народных собраниях происходили выборы магистратов иразрешались лишь важнейшие вопросы. Порядок проведения заседаний исключалвозможность всестороннего обсуждения вопросов. Сфера компетенций различныхвидов народного собрания не была точно разграничена. Благодаря этомунепосредственное влияние народа на политическую жизнь было ограничено. Римскиеграждане, в сущности, были лишены политической инициативы, т.к. на народныхсобраниях решали только те вопросы, которые поднимали собравшие их магистраты.Вопросы текущей политической жизни разрешались магистратами и сенатом.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) иэкстраординарные (чрезвычайные). Магистрат стоит над народом, и вместе снародом он является носителем государственного величия. Оскорбление егоприравнивалось к оскорблению величия римского народа. Во время пребывания насвоей должности магистрат не может быть привлечён к ответственности и не можетбыть смещен. Исполнение обязанностей магистрата – не служба, а honor – честь,почет. Все магистратуры были безвозмездными, выборными, срочными (кромецензора, все ординарные магистраты избирались на один год), кроме диктатуры,все были коллегиальными (каждый член коллегии работал самостоятельно в пределахотведенных ему полномочий и, если был не согласен с решением своего коллеги, онмог наложить на него veto).
Власть магистратов (империй, империум) подразделялась навысшую и общую. Высший империй означал: наличие военной власти, право заключатьперемирие, издавать приказы и принуждать их к исполнению, право созывать сенат,народное собрание, председательствовать на их заседаниях, право суда иназначение наказания. Общий империй принадлежал всем магистратам и предполагалналичие права отдавать распоряжения и налагать штраф за их невыполнение.
К числу ординарных магистратур относились консулы.Первоначально два консула являлись единственными выборными магистратами,которым принадлежала вся полнота власти. После появления других выборныхдолжностных лиц консулы остаются высшими магистратами, им принадлежит высшаягражданская власть, а во время войны они командуют армиями. По законам Лицинияи Секстия (367г. до н.э.) один консул стал избираться из плебеев. Консулывыбирались центуриатными комициями. Вне Рима консул имел неограниченныеполномочия во всех отношениях, включая вопросы жизни и смерти римских граждан,между тем как в городе права консулов ограничивались определенными нормами. Уконсулов был большой империй с правом выносить смертный приговор, который могбыть обжалован в центуриатном собрании, если был вынесен в Риме, и без праваобжалования, если за его пределами.
С 366г. до н.э. патриции добились того, чтобы из их средыцентуриатными комициями избирался один претор, который являлся младшимколлегой консулов, их заместителем. Главной обязанностью преторов была охранапорядка в городе, а отсюда вытекала уголовная и гражданская юрисдикция, ставшаявпоследствии основной компетенцией претора. У претора был ограниченный империйбез права приговаривать к смертной казни.
С 443г. до н.э. центуриатными комициями стали избираться двацензора, первоначально только из среды патрициев. Они избирались одинраз в пять лет сроком на полтора года. В их компетенцию входило распределениеграждан по трибам и центуриям, а примерно с 312г. до н.э. они стали составлятьи списки сенаторов. К тому же цензоры участвовали в финансовом управленииРеспублики: определяли величину налогов, пошлин, вели производство общественныхработ. Решения цензоров не могли быть опротестованы народным трибуном.
Особое значение имел трибунат. Народные трибуныизбирались плебейскими собраниями по трибам. Должность эта была доступна толькоплебеям. Первоначально избиралось два трибуна (в некоторых учебниках – четыре);впоследствии их избирается десять. Личность трибуна считалась неприкосновенной.Главная функция народных трибунов – защита интересов плебеев. Отсюда вытекаетправо вмешательства в действия всех магистратов, кроме диктатора и цензора.Народным трибунам принадлежало даже право ареста магистрата. Жилище трибунабыло местом убежища для всякого плебея; оно должно было быть открыто круглыесутки. Но за чертой города трибуны теряли свою власть. Трибуны имели правосозывать плебейские собрания. Они могли опротестовать решение сената, нопервоначально не имели права выступать в сенате. Впоследствии трибуны подучилиправо входить в сенат, участвовать в прениях и даже созывать сенатскиезаседания. Трибуны не были магистратами в строгом значении этого слова.
Вместе с трибуном была введена должность плебейскихэдилов, бывших вначале помощниками народных трибунов. Местом их пребываниясчитался храм богини Цереры, чтимой плебеями.
С 366г. до н.э. кроме двух плебейских эдилов сталиизбираться еще два курульных эдила – первоначально только из патрициев,но очень скоро и эта должность стала доступна плебеям, и курульные эдилы вместес плебейскими составляли единую коллегию. Главными обязанностями эдилов было:наблюдение за порядком в городе, забота о продовольствии города и наблюдение зарынками, забота об устройстве общественных игр. Эдилы избирались трибутнымикомициями.
Существовала и должность квестора. Первоначальноквесторы назначались консулами и были их помощниками. С 447г. до н.э. трибутныекомиции стали избирать четырех квесторов. С 409г. до н.э. эта должность сталадоступна плебсу. Квесторы ведали государственной казной, были хранителямигосударственного архива, сопровождали в походы консулов и заведовали кассойармии, а также распределением и продажей военной добычи.
Из экстраординарных магистратур следует назвать диктатора.Время учреждения этой должности не известно. Формально диктатор назначалсяконсулом, фактически же он избирался сенатом. Назначение диктатора происходилов случае чрезвычайных обстоятельств (война, внутренние волнения и т.д.). Властьдиктатора была ограничена только сроком – не более 6 месяцев. Все магистрат находилисьв его подчинении. По отношению к его распоряжениям было не действительно правоveto народных трибунов. Он имел всю полноту власти. Первоначально диктаторыназначались из патрициев; из плебеев первый диктатор был назначен в 356г. дон.э. Обычно он назначал себе помощника, начальника конницы. У диктатора былвысочайший империй, включающий право приговаривать к смертной казни без праваобжалования.
Особую роль в жизни римского государства играл сенат.В состав его входили главным образом бывшие магистраты. Составление спискасенаторов находилось вначале в ведении консула, а затем перешло к цензорам. Всписок сенаторы записывались в строгом порядке в зависимости от ранга. Сначалавносились бывшие консулы, затем бывшие преторы и т.д. Созывать сенат могливысшие магистраты: диктатор, консул, претор, а затем это право получили инародные трибуны. После доклада магистрата, созвавшего сенат, происходило егообсуждение. Каждый из сенаторов, в зависимости от своего места в списке,высказывал свое мнение, после этого происходило голосование и выносилосьрешение – senatus consultum.
Формально сенат являлся совещательным учреждением примагистратах, фактически же он превратился в высшее учреждение Республики. Он ведалвопросами религии и культа, государственными финансами, вопросами внутреннейбезопасности. В его руках находилась внешняя политика. Народное собрание лишьформально решало вопрос о войне и мире. С самого начала Республики сенатявлялся оплотом аристократии.
Вопросы религии в Риме не были отделены от политическойжизни. Всем высшим магистратам были присущи те или иные религиозные функции.Жречества как сословия в Риме не существовало. Жреческие коллегии являлисьсвоего рода магистратурами, но только религиозными. Особое значение имела коллегияпонтификов, которая ведала проведением различных религиозных церемоний,давала советы магистратам по вопросам культа, вела календарь и погодные записи.
Все перечисленные республиканские учреждения и органы властисложились в Риме еще в тот период его развития, когда Рим можно было считатьтипичным полисом. И хотя такие же или иные аналогичные учреждения существовалив полисах Греции, были, однако, наряду с этим некоторые характерныеособенности, довольно отличавшие Рим, особенно от Афин.
Если в Афинском государстве руководящая роль принадлежаланародному собранию, не только формально, но и по существу, то в Риме на всемпротяжении республиканской эпохи фактически высшим органом власти был сенат,замечу, аристократический орган с момента своего создания. Кроме того, наличиеимперия у высших римских магистратов – явление, которому едва ли можно найтианалогию, – превращало их в лиц, обладавших такой властью, которая по своемухарактеру и объему уже не могла считаться только исполнительной. И, наконец,неоплачиваемость магистратур в Риме – в отличие от афинской демократическойпрактики – свидетельствовала наряду со всем тем, что перечислено выше, одостаточно явном аристократическом характере Римской республики.
Однако сами древние теоретики-историки и философы понимали этотвопрос по-иному. Ими разрабатывались различные точки зрения, но наибольшейпопулярностью пользовалась теория, согласно которой существовали три основныеформы государственного устройства: монархия, аристократия и демократия.
Для рассмотрения данного вопроса обратимся к мнению Полибия –историка и оригинального мыслителя. Он, в отличие от большинства древнихфилософов, помимо трех вышеназванных форм выделял еще три: монархию, олигархиюи охлократию, которые являются следствием неустойчивости первых.[26]Исторический опыт учит, что любая из этих простых форм почти неизбежновырождается, превращаясь в форму извращенную. Монархия вырождается в тиранию,аристократия – в олигархию, а демократия – в охлократию.
Полибий, живя в Риме и принимая участие в походах Сципиона,превратился в восторженного почитателя Рима и его государственной системы. Свойтруд жизни, свою «Всеобщую историю» он написал с целью объяснить, как и почемувсе известные части обитаемой земли попали в течение 53 лет под власть римлян.
У Полибия есть готовый ответ на этот вопрос. Все успехи, всепобеды и достижения римлян объясняются в первую очередь тем, что они создалисмешанную форму правления – смешанное государственное устройство. Полибийконкретизирует этот свой тезис: в Риме монархический элемент воплощен вконсулах, аристократический – в сенате и, наконец, демократический – в народныхсобраниях. Таким образом, именно в Римском государстве воплощен идеал смешаннойформы правления.[27]
Подводя итог всему вышесказанному, следует сказать, чтообразование в Риме республики лишь этап движения этой страны по направлению кимпериализму. Последняя треть II в. до н.э. открывает эру крупнейших социальныхпереворотов и потрясений, что ознаменует начало кризиса Римской республики ипереход к Империи. Однако данный период римской истории интересен и сам посебе, хотя и не может рассматриваться в отрыве от вопросов возникновенияримского государства и его развития после перехода к Империи, поскольку каждыйпоследующий этап развития этой страны обусловлен предыдущим.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Древняя Греция представляла собой страну классическогорабства. Закономерности рабовладельческого общества, присущие всем другимстранам древнего мира, выражены были в Греции ярче, определеннее,последовательнее. Государство здесь возникло в чистом виде без какого-либонасильственного влияния извне. За довольно короткий период (примерно с VIII поVI вв. до н.э.) Греция преодолевает основные ступени развития государства:царский период, его падение, господство аристократии, борьба с нею демоса,тирания, как переходная ступень к демократии.
Демократия в Греции была наиболее развитой и лучшей формойгосударственного строя, установленной в этой стране до момента полногопокорения Греции Риму. Особая заслуга в этом принадлежит Эфиальту и Периклу,которые своими реформами добились того, что сегодня в качестве главногодостоинства Афинской демократии мы отмечаем ее непосредственный характер,поскольку верховный орган управления – Народное собрание – состояло из техграждан, которые так или иначе влияли на ход политических дел, непосредственноучаствовали в разрешении всех вопросов.[28]
Древний Рим качественно отличался от Греции даже причинамиобразования государства. Наиболее научно-обоснованной теорией считается та,которая утверждает, что государство в Риме возникло из-за множественныхфакторов, но, прежде всего, это непосредственный итог борьбы плебеев спатрициями за уравнивание плебса в политических и гражданских правах саристократами.
Необходимо сказать, что и установление в Римском государствереспублики – это результат длительного процесса демократизацииобщественно-политического строя; то, за что всегда выступал городской исельский плебс.
Хотелось бы заметить, что различия между Грецией и Римомосновываются главным образом, на уровне менталитета. По словам Н. Кареева уже вдревности понимали различие между национальным гением греков и римлян.Преобладающей чертой первых является творчество в сфере художества и поэзии,науки и философии, преобладающей чертой других – творчество в областигосударственного управления. «Словом, грек и римлянин – это антитезы идеализмаи рационализма, стремления к истине и красоте и стремления к пользе ипригодности, теоретической мысли и практической деятельности, поэзии и прозы,религии, как миросозерцания, и религии, как государственного установления»[29].
Греция родилась и умерла разделенной: у греков не было техсвойств характера, той практичности в поведении, которые позволили римлянамсоздать прочное государство и подчинить ему такую массу самых разнородныхземель. Между греками никогда не было единодушия, даже в тот момент, когдаДарий и Ксеркс вторгаются в их страну. Не одному городу не удается установитьпрочно свою гегемонию над всеми греками, подобно тому, как Рим достиг этого надиталийскими племенами.
Все эти черты сыграют не последнюю роль как в развитии, азатем и упадка демократии в Афинах, так и в процессе установления, а затемкризиса Республики и при превращении Рима в империю.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. БокщанинА.Г. История Древнего Рима/ М.: Высшая школа, 1982. – 335с.
2.Большая советская энциклопедия / Под ред. О.Ю. Шмидта. – М.: ОГИЗ РСФСР, 1941.– С. 733–799.
3. БузескулВ.П. История афинской демократии/ СПб, 1909. – 468с.
4. БузескулВ.П. Перикл. Историко-критический этюд/ Изд-во Харьк. ун-та,  1889. – 418с.
5.Гриневич К.Э. Солон (до 594г. до н.э.). Исследовательский этюд по истории АфинVI в. до. н.э.// УЗТомУ, 1946. – С. 54–74.
6. Историяполитических и правовых учений. Хрестоматия. / Под ред. О.Э. Лейста. – М., 2000.– 511с.
7. КареевН. Введение в курс истории Древнего мира: (Греция и Рим) / СПб, 1895. – 100с.
8. КолобоваК.М. Возникновение и развитие Афинского государства (X–VI вв. до н.э.). – Л.,Изд-во Ленингр. Ун-та, 1958. – 50с.
9. КулаковскийЮ. К вопросу о начале Рима / Киев, 1888. – 155с.
10. МашкинН.А. История Древнего Рима/ Л., Госполитиздат, 1950. – 736с.
11. МашкинН.А. Основные проблемы истории древней Греции. (Обзорная лекция) / М., 1947. –21с.
12. Нич К.В.История Римской республики / М., 1908. – 530с.
13.СергеевВ.С. История Древнего Рима / М.-Л., Госиздат., 1925. – 403с.
14. УтченкоС.Л. Цицерон и его время / М.: Мысль, 1986. – 349с.
15. Хрестоматияпо истории Древней Греции / Под ред. Д.П. Каллистова. – М.: Мысль, 1964. – 695с.